Шетландские автобусные катера
Шетландским автобусом называли тайную группу специальных операций, которая обеспечивала постоянную связь между Шетландскими островами , Шотландией , и оккупированной немцами Норвегией . С середины 1941 года и до конца войны он эксплуатировал ряд судов, в основном норвежских рыбацких лодок. [ 1 ]
Фон
[ редактировать ]Германия начала вторжение в Норвегию 9 апреля 1940 года, и, несмотря на усилия норвежцев и британцев, к началу мая немцы контролировали большую часть страны. Оккупация Норвегии и последовавшие за ней притеснения немедленно побудили ряд норвежцев бежать и высадиться на Оркнейских и Шетландских островах .
Всего через несколько недель после начала оккупации на Шетландские острова стали прибывать первые лодки «армады» рыболовных судов и других лодок. Многие из этих лодок совершили несколько рейсов по Северному морю с беженцами. Лодки были разных типов и форм, но большинство из тех, которые позже использовались как «Шетландские автобусы», имели длину от 50 до 70 футов (21 м), имели две мачты и были оснащены одномоторными двигателями мощностью от 30 до 70 л.с. (52 кВт). цилиндровый полудизельный двигатель , издававший характерный звук «тонк-тонк». Они имели максимальную скорость 9 узлов (17 км/ч).
Эти двигатели были очень необычными, а запасных частей в Британии не было, но это легко решалось. Крупнейший в Норвегии завод по производству двигателей Wichmann Diesel , находившийся в то время под контролем Германии, располагался в Бёмло , недалеко от Бергена. Агенты в этом районе получали сообщения о том, какие детали необходимы, рабочие фабрики, многие из которых были активными членами Движения Сопротивления, вывозили их контрабандой, и детали были отправлены на Шетландские острова следующим «автобусом».
Были «Хардангер Каттеры» с прямым носом и длинной кормой из района Бергена и более округлые «Мёре Каттеры» из района Олесунна . Оказалось, что «Møre Cutter» был самым сильным и лучше всего приспособленным для суровых погодных условий в Северном море . Большинство их переходов совершалось в темные зимние месяцы, во время штормов и сильного волнения на море.
Хотя эти переправы по своей природе осуществлялись во избежание контакта с противником. Экипажам удалось оснастить лодки несколькими скрытыми орудиями. Дэвид Ховарт , который работал с руководителем специальных операций , и норвежский моряк Пер Блистад (1911-1942) изобрел многие из этих конструкций. Самым изобретательным из них была облицованная бетоном бочка с маслом, прикрепленная болтами к палубе. Когда съемная крышка была поднята, пара готовых орудий Льюиса выдвигалась в боевое положение с помощью противовеса под палубой. Стальной щит автоматически поднялся, чтобы защитить наводчика. Бочки с маслом были естественной вещью, которую можно было носить на палубе рыбацкого судна. Однажды в Северном море одну из лодок досмотрел подозрительный корабль британских ВМС, все остальное вооружение было конфисковано, но двух спаренных пулеметов, установленных на палубе, так и не нашли! Специальные низкие установки для спаренных 0,50-дюймовых пулеметов Кольта были установлены в сетевом помещении в кормовой части лодки. Они не были полностью скрыты, но с помощью складных рукояток, спусковых крючков, прицелов и щитков их удавалось держать чуть выше лодки. края планширя, и их легко было замаскировать сеткой. Аналогичная конструкция монтировалась и в носовой части, с брезентом, такой же формы, как и покрытие китобойного промысла. гарпуны на носу многих норвежских рыбацких лодок. Наконец, все лодки «Бус» несли семь или восемь установленных наготове пулеметов и могли защитить себя от атак вражеской авиации.
В октябре 1943 года были доставлены три американских охотника за подводными лодками — «Хитра» , «Вигра» и «Хесса» , что сделало путешествия по Северному морю гораздо безопаснее. Преследователи подводных лодок совершили более 100 переходов без потерь в кораблях и людях. Единственный ущерб, нанесенный лодкам, произошел в результате нападения на «Хессу» самолета союзников. [ 2 ]
Лодки, используемые в эксплуатации Shetland Bus
[ редактировать ]М/Б Ось (M40G)
[ редактировать ]
Аксель из Гиске длиной 65 футов (20 м), первая лодка «Шетландский автобус», прибыла на Шетландские острова 5 мая 1941 года с 20 беженцами. Шкипер Андерс Нэрой выбрал Аксель во время первой официальной миссии «Шетландский автобус» 30 августа 1941 года. Позже Аксель совершил несколько поездок в Норвегию с разными шкиперами.
8 декабря 1942 года «Аксель» , направлявшийся из Кристиансунда под командованием Борда Гротле, подал сигнал SOS в 200 морских милях (370 км) к северу от Шетландских островов. летающая лодка «Каталина» и МТБ На поиски судна были отправлены . На следующий день «Каталина» нашла спасательную шлюпку с командой, а « Аксель» чуть не затонул неподалеку. Море было слишком бурным, чтобы самолет мог приземлиться, и MTB пришлось вернуться в Леруик, прежде чем они достигли спасательной шлюпки, из-за нехватки топлива. Экипаж так и не был найден. Несколько самолетов и катеров искали несколько дней, но экипаж из шести человек пропал.
М/К Хеланд (M5V)
[ редактировать ]Принадлежит Севрину Роальду, Арне Роальду и Олаву Рёсвику из Vigra . Построен Эйнаром Хелландом, Вестнесом в 1937 году. Длина 60 футов (18 м), двигатель Haahjem мощностью 85 л.с. (63 кВт).
Во время своего первого рейса в ноябре 1941 года « Хеланд» под командованием одного из владельцев, Севрина Роальда, направился на Шетландские острова с двумя агентами компании «Линге» Карлом Йоханом Арсетером и Осмундом Вислёффом на борту. Используя вымышленное имя M/K Per , ему удалось выжить в том же шторме, в котором исчезла «Блиа» , и вернуться в Норвегию с припасами для других агентов.
Еще один транспорт агентов был отправлен в январе 1942 года. 27 февраля 1942 года « Хеланд» прибыл в Лунну с 23 беженцами, среди которых был руководитель округа Милорга в районе Олесунна Трюгве Рипдал и его семья. Севрин Роальд взял с собой свою жену Ингу, и они оба стали частью наземной команды в операции «Шетландский автобус» в Скаллоуэе .
В качестве «Шетландского автобуса» « Хеланд» совершил несколько рейсов в Норвегию, в основном под управлением Августа Нерё, но также и с другими капитанами. Было много случаев, когда удалось спастись, но судно всегда благополучно возвращалось на Шетландские острова. В 1943 году, когда прибыли охотники за подводными лодками, « Хеланд» стал резервным судном и совершал транспортные рейсы в Шотландию.
Когда война закончилась, «Хеланд» вернулся в Норвегию и снова стал рыболовным судном. В 1971 году он был передан в дар Суннмёре музею . В настоящее время « Хеланд» сохранился как типичный представитель рыболовного судна флота «Шетландского автобуса».
М/Б Вита (H95B)
[ редактировать ]Построен на верфи Lindestøl Risør в 1939 году для Лоренца Кнудсена в Бранданесе. был У Vita двигатель Wickmann мощностью 40 л.с. (30 кВт).
« Вита» прибыла на Шетландские острова 9 мая 1940 года с четырьмя офицерами ВМС Норвегии и двумя другими беженцами на борту. Vita . начиналась как лодка-автобус до того, как было официально создано «Шетландский автобус» Ее первый рейс в Норвегию состоялся 22 декабря 1940 года под управлением Хилмара Лангоя. Следующий состоялся 27 марта 1941 года, на этот раз под командованием Ингвальда Йохансена, который стал ее капитаном на оставшуюся часть ее миссий. В команду Йохансена входили Оге Сандвик, Х.В. Олсен, Йенс Халдорсен и Й. Хермансен.
В мае 1941 года они подобрали двенадцать беженцев с борта M/B Signal (M331A), у которого отказал двигатель и дрейфовал в 60 морских милях (110 км) от норвежского побережья. В середине сентября 1941 года «Вита» совершила путешествие длиной 900 морских миль (1670 км) в Северный Трёнделаг .
Йохансен не всегда соблюдал правила безопасности. Однажды он отправил письмо в Норвегию своей невесте. Он сказал ей, когда и где он вернется, и попросил ее встретиться с ним и поехать с ним на Шетландские острова. Девушка получила письмо, встретила его и последовала за ним. На Шетландских островах они поженились, и Йохансен не понес наказания.
До своего последнего Вита совершила семь успешных путешествий в Норвегию. 22 сентября 1941 года она снова отправилась в Северный Трёнделаг, на этот раз в Рекёй, чтобы забрать нескольких беженцев. Предатель рассказал немцам о транспорте, « Вита» была конфискована, а экипаж арестован. Остаток войны экипаж провел в тюрьме, а немцы использовали « Виту» в качестве сторожевого катера. После войны она снова стала рыбацкой лодкой в Северном море, пока в 1990 году не была подарена «Trondhjems Sjøfartsmuseum» (морскому музею в Тронхейме ). В 1995 году она перешла во владение «Kystmuseet i Sør-Trøndelag» ( Sør- Трёнделаг Прибрежный музей ) в Хитре . В настоящее время ее ремонтирует местный мастер Пер Джонсон.
М/Б Олаф (M73V)
[ редактировать ]Владелец Ансгар Сёндерланд и Йохан О. Рёрвик, Vigra. Длина 52 фута, двигатель June-Munktell мощностью 60 л.с. (45 кВт).
Владельцы дали добро на использование « Олафа» для перевозки беженцев. Он прибыл в Леруик 30 сентября 1941 года с семнадцатью беженцами. Судно было передано в эксплуатацию «Шетландскому автобусу», а капитаном стал Пер Блистад из Фаны . Зимой 1942 года «Олаф» совершил пять рейсов в Норвегию с агентами и припасами, а также вернулся с беженцами. Экипаж в этих турах был; Олай Хиллерсой, Арне Нипен, Лейф Кинн и Олав Кинн. 17 апреля 1942 года «Олаф» отправился в Телавог вместе с агентами роты Линге Арне Верумом и Эмилем Хваалом. Агенты были обнаружены немцами, и это привело к «Телавогской трагедии», когда все население было заключено в тюрьму или отправлено в концентрационные лагеря, а все дома сожжены в отместку за смерть двух немецких офицеров гестапо.
« Олаф » несколько раз подвергался атакам и повреждениям немецкой авиации, но ему всегда удавалось вернуться на Шетландские острова. Самый серьезный ущерб произошел 12 мая 1942 года. Три члена экипажа потерпевшего крушение «Фройи» вместе с некоторыми другими отправились на «Олафе» на поиски плота с четырьмя членами экипажа «Фройи» . Их пять раз атаковал немецкий бомбардировщик Дорнье. Судно было серьезно повреждено, часть экипажа ранена. Один из трех мужчин с « Фрёйи» , Ханс Йохансен, позже скончался от ран. « Олаф » больше не путешествовал и после войны был возвращен владельцам, которые продали его в 1948 году.
Лодки потеряны
[ редактировать ]- Теплоход Вита (H95B), сентябрь 1941 г.
- Шкипер Ингвальд Йоханнесен. Захвачен немцами в Рекой, Норвегия. Экипаж арестован.
- Северное море , 20 октября 1941 г.
- Минный заградитель Nordsjøen под командованием Йертсена затонул в плохую погоду у берегов Западной Норвегии. Весь экипаж выжил и вернулся на Шетландские острова 31 октября на борту M/K Arthur .
- М/К Блия (H197S), 14 ноября 1941 г.
- Под управлением Ингвальда Лероя она исчезла во время шторма по пути из Норвегии на Шетландские острова. Экипаж из семи человек и 35 норвежских беженцев погибли. Во время того же шторма один человек был унесен за борт и потерян с M/K Arthur , капитаном которого был Лейф Ларсен.
- Море , август/сентябрь 1942 г.
- Sjø , открытая лодка длиной 28 футов (8,5 м), вместе с Пером Блистадом и Миндором Берге находилась в Норвегии с разведывательной миссией. Они были взяты в плен немцами, а затем расстреляны.
- Т/К Артур (M192B), октябрь 1942 г.
- Под командованием Лейфа Ларсена он был затоплен в Тронхеймс-фьорде после неудачной попытки атаковать немецкий линкор «Тирпиц» во время операции «Титул» . Ларсен и его команда бежали по суше в Швецию, но следовавший за ними моряк британского королевского флота был взят в плен немцами и расстрелян.
- М/К Аксель (M40G), 8 декабря 1942 г.
- Шкипер — Борд Гротле. Затонул в Северном море на обратном пути на Шетландские острова. Все шестеро мужчин погибли.
- М/Б Сандой , 10 декабря 1942 г.
- Под командованием Харальда Диба был атакован немецкой авиацией и затонул. Семь человек погибли.
- M/B Feiøy (H10AM), январь 1943 г.
- Капитан Оле Гротле. Пропал по дороге в Норвегию. Восемь человек погибли.
- М/К Бергхольм , 23 марта 1943 г.
- Шкипер Лейф Ларсен. Был атакован немецкой авиацией и затонул. В результате нападения погиб один человек. Ларсену и шести мужчинам, некоторые из которых были ранены, удалось добраться на лодке до побережья Норвегии и позже вернуться на Шетландские острова.
- М/К Браттхольм (M172HØ), 30 марта 1943 г.
- Шкипер Сверре Кверхеллен. Атакован немецким миноносцем. Из команды из восьми и четырех агентов выжил только один, Ян Баалсруд. Остальные были либо убиты в результате нападения, либо взяты в плен немцами, подвергнуты пыткам и расстреляны в тюрьме.
Этими лодками являются десять лодок «Шетландского автобуса», которые пропали с базы в Скаллоуэе . стартовало несколько лодок По разным причинам с базы в Питерхеде , и некоторые из них тоже были потеряны.
- М/Б Фройя (M32G)
- Довольно новый 70-футовый (21 м) «катер Мёре», прибывший на Шетландские острова 16 марта 1942 года вместе с агентом Кнутом Орсетером и четырьмя другими мужчинами из района Олесунна. Ближе к концу апреля судно было отправлено со специальной миссией в Тромс , Северная Норвегия, с экипажем из семи человек и двумя агентами. У берегов Трёнделага « Фройя» подвергся бомбардировке немецким самолетом и начал тонуть. У них была небольшая спасательная шлюпка длиной всего 12 футов (4 м), и шкипер решил, что в лодку смогут попасть только пять человек. Они сделали для остальных плот из пустых бочек из-под масла, и шкипер присоединился к людям на плоту.
- Пятеро мужчин в спасательной шлюпке вскоре потеряли всю свою провизию, так как их смыло сильным волнением, и им пришлось постоянно вычерпывать воду. У них были паруса, и они попытались направиться к Шетландским островам. Через несколько дней, без еды и с дождевой водой, которую они могли собрать для питья, они увидели Макла Флуггу . Вскоре их подобрал корабль и рассказал о четырех мужчинах на плоту. На поиски были отправлены корабли и самолеты.
- Двое мужчин из спасательной шлюпки были в очень плохом состоянии и были отправлены в больницу, а трое других были отправлены в лагерь беженцев в Леруике . отправились После 24-часового сна эти трое мужчин вместе с «Олафом» на поиски плота. Они снова были атакованы немецкой авиацией и едва успели вернуться в Балтасаунд . Один из троих мужчин позже скончался от ран, полученных в результате нападения.
- Все считали, что четверо мужчин на плоту погибли, но когда война закончилась, выяснилось, что все они выжили. После двенадцати дней дрейфа в штормовую погоду в Северном море они были замечены немецким самолетом и спасены. Они рассказали, что были обычными норвежскими рыбаками, потерпевшими кораблекрушение, и были помещены в немецкий лагерь для военнопленных, где оставались до конца войны.
- М/Б Штрайф (H261B)
- « Штрайф» был отправлен с миссией в Трёнделаг с агентом и припасами. Экипаж был экипажем « Харальда» , у которого отказал двигатель. Вышли без штурмана, потому что он заболел, а другого не было. Путешествие в Норвегию прошло хорошо, но по возвращении двигатель остановился, и их начало дрейфовать. Через несколько дней им удалось снова запустить двигатель, но они понятия не имели, где находятся. Однажды они увидели британский самолет и подали сигнал. Самолет повернул на восток, и они решили, что находятся к западу от Шетландских островов, и направились на юг, направляясь в Питерхед.
- Через некоторое время они приземлились на песчаной отмели. Они поняли, что достигли побережья Нидерландов , и успели избавиться от своего оружия и других подозрительных предметов до прихода немцев. Они рассказали историю о побеге от англичан, желавших получить их судно. В эту историю поверили, и всех отправили в обычный лагерь для военнопленных. В противном случае их наверняка казнили бы. команду плота Фрёйя и присоединились к ним до окончания войны. По совпадению они встретили в лагере
- Штрайф остался в Нидерландах, и сын владельца рассказал, что спустя много времени после войны он получал письма с вопросами о двигателе.
- Будё
- Рыболовное судно «Будё» было отправлено из Петерхеда в Южную Норвегию 1 января 1943 года вместе с коммандос для «операции Кархэмптон». По возвращении « Будё» подорвался на мине у шотландского побережья, и весь экипаж погиб. Имя одного из членов ее команды, Олафа Скарпенеса, высечено на памятнике в Скаллоуэе .
Ссылки
[ редактировать ]Первоисточник
[ редактировать ]В эту статью включен текст из статьи Shetland Bus Boats The Shetland Bus Boats на Shetlopedia , которая распространялась по лицензии GNU Free Documentation License до 14 сентября 2007 года.
Другие источники
[ редактировать ]- Ховарт, Дэвид (1950) Шетландский автобус: эпопея о побеге, выживании и приключениях времен Второй мировой войны (Lyons Press) ISBN 978-1-59921-321-7
- Ховарт, Дэвид (1998) Шетландский автобус (Shetland Times Ltd) ISBN 978-1-898852-42-1
- Иверсен, Кааре (2000) Шетландский автобусист (Pentland Press Ltd). ISBN 978-1-85821-816-8
- Сорвааг, Трюгве (2005) Шетландский автобус: лица и места спустя 60 лет (Shetland Times Ltd) ISBN 978-1-898852-88-9