Jump to content

Джеймс Катанак

Джеймс Катанак
Летчики RAAF на съемках радиопередачи BBC «Час Анзака» , 1942 год. Катанах в центре (в форме).
Имя при рождении Джеймс Катанак
Псевдоним(а) Джим
Рожденный ( 1921-11-28 ) 28 ноября 1921 г.
Мельбурн , Виктория , Австралия
Умер 29 марта 1944 г. (29 марта 1944 г.) (22 года)
недалеко от Киля , Свободное государство Пруссия , нацистская Германия.
Похороненный
Познаньское старое гарнизонное кладбище, Польша
Верность Австралия
Услуга/ ветвь  Королевские ВВС Австралии
Лет службы 1940–44
Классифицировать Командир эскадрильи
Сервисный номер Авс.400364
Единица № 455-я эскадрилья RAAF
Битвы/войны
Награды Крест «За выдающиеся заслуги» , упоминается в депешах.

Джеймс Катанак (28 ноября 1921 — 29 марта 1944) — австралийский пилот бомбардировщика Хэндли Пейдж Хэмпден , попавший в плен во время Второй мировой войны . Сообщается, что он был самым молодым командира эскадрильи пилотом-бомбардировщиком Королевских ВВС Австралии в возрасте двадцати лет. Он принял участие в «Великом побеге» из Шталага Люфт III в марте 1944 года и был одним из людей, повторно схваченных и убитых гестапо .

Довоенная жизнь

[ редактировать ]

Катанак родился в Мельбурне , Виктория , Австралия, в семье Руби и Уильяма Катанака, ювелира. Он посещал Брайтонскую гимназию с 1929 по 1931 год, а затем Гилонгскую гимназию , где провел три года в кадетском корпусе. После окончания учебы в 1938 году он вместе со своим старшим братом Биллом начал работать в семейном бизнесе. [ 1 ] [ 2 ]

Военная служба

[ редактировать ]

Джеймс Катанак был продавцом, пока 18 августа 1940 года не присоединился к Королевским ВВС Австралии , чтобы научиться летать. [ 3 ] [ 4 ] Тем временем его брат записался в армию. [ 5 ] По завершении базовой начальной подготовки в Сомерсе и Наррандере Катанак был отправлен в Канаду, где научился летать и получил крылья пилота в июне 1941 года, получив звание пилота-офицера . [ 1 ] Впоследствии он был отправлен в Великобританию, чтобы летать в составе бомбардировочного командования Королевских ВВС . Первоначально летая в составе 144-й эскадрильи RAF , после выполнения девяти вылетов он был переведен в 455-ю эскадрилью RAAF . [ 5 ]

455-я эскадрилья RAAF была сформирована в Королевских ВВС Суиндерби в Линкольншире и получила бомбардировщики Handley Page Hampden к моменту прибытия основной части австралийского личного состава 1 сентября 1941 года, покинувшего Австралию морем 15 июня. Первоначально приписанный к 5-й группе Королевских ВВС Бомбардировочного командования в качестве бомбардировщика, его первая операция состоялась, когда эскадрилья еще формировалась, когда одиночный «Хэмпден» атаковал Франкфурт ночью 29 августа. При этом, по данным Австралийского военного мемориала, эскадрилья удостоилась чести стать «первой австралийской эскадрильей, бомбившей Германию». После этого эскадрилья увеличила темп своих действий, проведя несколько операций по постановке мин у берегов оккупированной Франции, а также нанеся удары по промышленным объектам в Германии. [ 6 ] Эти миссии выполнял Джим Катанак. [ 7 ]

455-я эскадрилья RAAF в Хэмпдене, 1942 год.

В феврале 1942 года эскадрилья приняла участие в неудачной атаке на немецкие линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» , а затем была переименована в эскадрилью торпедоносцев и передана прибрежному командованию Королевских ВВС 26 апреля 1942 года; Впоследствии в сентябре они ненадолго направили отряд в Ваенгу (ныне Североморск ) в Советском Союзе. [ 8 ] До перевода Катанах выполнил девять операций с бомбардировочным командованием Королевских ВВС. [ 1 ] Отряд должен был действовать в поддержку направлявшихся в Россию конвоев, несущих в это время большие потери. Однако три из 16 Хэмптонов были потеряны до прибытия, один из них принадлежал Катанаху. После завершения одной противокорабельной зачистки с русскими оставшиеся самолеты были переданы советским ВВС, а экипажи RAAF инструктировали Советы по их действиям. После выполнения этой задачи эскадрилья вернулась в RAF Sumburgh . В июне 1942 года Катанах был назначен командиром эскадрильи, став, по общему мнению, самым молодым в Королевских ВВС Австралии, имеющим это звание. [ 1 ] [ 4 ] [ 9 ]

Военнопленный

[ редактировать ]

Катанак и его команда вылетели на самолете Хэндли Пейдж Хэмпден с серийным номером «AT109» из Королевских ВВС Самбург в 20:40 в ночь с 4 на 5 сентября 1942 года в Ваенью, Северная Россия, через Африканду. Ближе к концу длительного полета его самолет был пробит бензобаками в результате огня с земли или крупнокалиберного пулемета немецкого траулера, а десант Катанаха приземлился под обстрелом на береговой линии недалеко от Киркенеса (Северная Норвегия), когда он приближался к Мурманску. [ 10 ] избежать затопления в арктических водах и спасти жизни своего экипажа. [ 11 ] [ 12 ] Сразу же схваченный близлежащим немецким патрулем, он и его команда стали военнопленными, а Катанах в конечном итоге был помещен в лагерь для военнопленных Шталаг Люфт III в провинции Нижняя Силезия недалеко от города Саган (ныне Жагань в Польше ). [ 13 ] [ 14 ]

Великий побег

[ редактировать ]
Модель лагеря для военнопленных Шталаг Люфт III.

Катанак был одним из 76 мужчин, сбежавших из лагеря для военнопленных в ночь с 24 на 25 марта 1944 года в ходе побега, ныне известного как « Великий побег ». [ 13 ] [ 14 ] Катанах свободно говорил по-немецки и с трудом выучил разговорный норвежский язык у скандинавских заключенных в лагере для военнопленных. [ 1 ] Он объединился с двумя норвежцами, Халльдором Эспелидом и Нильсом Йоргеном Фуглесангом , а также новозеландцем Арнольдом Джорджем Кристенсеном скандинавского происхождения в группе, направлявшейся в Данию и, возможно, в конечном итоге в нейтральную Швецию . Катанах и Кристенсен достигли Берлина. [ 15 ] поскольку их видели там другие беглецы, прежде чем пересесть на поезд до Гамбурга, куда они также успешно добрались, но их поймали на следующем этапе их железнодорожного пути из Гамбурга в военно-морской город Фленсбург на датской границе. Ближе к границе подозрительные полицейские настояли на том, чтобы внимательно изучить их документы, проверить портфели, в которых находились газеты и спасательные пайки. Внимательный осмотр их одежды показал, что на них были перешитые пальто. [ 4 ] Хотя четверо беглецов разделились, притворившись, что едут по отдельности, они все находились в одном железнодорожном вагоне, прибыли дополнительные полицейские и внимательно осмотрели каждого пассажира, вскоре арестовав всех четырех подозреваемых. Беглецов доставили в тюрьму Фленсбург. [ 16 ]

Мемориал «Пятидесяти» по дороге в сторону Жагани (Катанах слева)

Четверо летчиков были переданы кильскому гестапо, и после допроса им сказали, что их отвезут по дороге обратно в лагерь для военнопленных. [ 17 ] [ 18 ] 29 марта 1944 года прибыли два или три черных седана, Катанах был взят в первой машине вместе с тремя агентами гестапо, включая штурмбаннфюрера СС Йоханнеса Поста, базирующегося там старшего офицера. [ 19 ] Пост приказал своему водителю остановить машину в сельской местности недалеко от Киля около 16:30 и вызвал Катанаха в поле, где тот сразу же застрелил его. [ 20 ] Вскоре после этого к тому же месту подъехала вторая (и, возможно, третья) машина, и Пост приказал своим агентам вывести Кристенсена, Эспелида и Фуглесанга, заявив, что им следует сделать перерыв перед долгой поездкой. Выйдя на поле, летчики чуть не споткнулись о тело Катанаха, поскольку их тоже застрелили. [ 16 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] перечислил Катанах был одним из 50 беглецов, которых группенфюрер СС Артур Небе к казни, а также был среди и убитых гестапо казненных . [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] Его останки были похоронены в Сагане, но сейчас он лежит на части Старого гарнизонного кладбища Познани. [ 29 ] Австралийская пресса продолжала борьбу за информацию и восстановление справедливости в отношении убитых летчиков. [ 30 ] Как ни странно, его имени не было в списке убитых офицеров, опубликованном в газетах 20 мая 1944 года. [ 31 ]

Крест «За выдающиеся летные заслуги» был вручен 23 июня 1942 года исполняющему обязанности лейтенанта Джеймса Катанака (Aus.400364), Королевские ВВС Австралии, №. 455-я эскадрилья RAAF. [ 32 ] Трижды он серьезно доставлял свой самолет и экипаж домой, несмотря на серьезные боевые повреждения. Он совершил бомбардировки Эссена, Кельна, Любека, Гамбурга, Киля и Лорьяна. [ 1 ] [ 3 ] [ 7 ] [ 33 ]

Его выдающаяся храбрость в качестве заключенного была отмечена «Упоминанием в депешах», поскольку ни одна из других соответствующих наград, имевшихся в то время, не могла быть вручена посмертно. Он был опубликован в приложении к « Лондонской газете» 8 июня 1944 года. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ]

Его награды были посмертно вручены его отцу в Доме правительства в Мельбурне , Виктория , 16 сентября 1944 года. [ 7 ]

Примечания
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж «Джеймс Катанак DFC» (PDF) . Брайтонская гимназия. Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2015 года . Проверено 29 августа 2015 г.
  2. ^ Вэнс (2001), стр. 116–117.
  3. ^ Jump up to: а б «Катанах, Джеймс» . Номинальный список времен Второй мировой войны . Правительство Австралии . Проверено 29 августа 2015 г.
  4. ^ Jump up to: а б с Эдлингтон, Дэвид. «Великое преступление: австралийцы среди жертв убийств» . Новости ВВС (изд. 4605). Архивировано из оригинала 20 ноября 2007 года . Проверено 29 августа 2015 г.
  5. ^ Jump up to: а б Вэнс (2001), с. 117
  6. ^ «455-я эскадрилья RAAF» . Вторая мировая война, 1939–1945 гг. ед . Австралийский военный мемориал . Проверено 29 августа 2015 г.
  7. ^ Jump up to: а б с «Карта Креста за выдающиеся заслуги - Джеймс Катанак» . Австралийский военный мемориал . Проверено 29 августа 2015 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  8. ^ Мойл (1989), стр. 47–49.
  9. ^ Мойл (1989), стр.49
  10. ^ Мойл (1989), стр. 44–47.
  11. ^ «Джеймс Катанак DFC» . Коллекция . Австралийский военный мемориал . Проверено 29 августа 2015 г.
  12. ^ Мойл (1989), стр. 46–48.
  13. ^ Jump up to: а б Рабель (1997), стр.57
  14. ^ Jump up to: а б Херингтон (1963), стр.495.
  15. ^ Эндрюс (1976), стр.55
  16. ^ Jump up to: а б Уокер (2015)
  17. ^ Читать (2012), стр. 23–34.
  18. ^ «Фотографии четверых беглецов после ареста» (PDF) . LG Корнель . Проверено 29 августа 2015 г.
  19. ^ Читать (2012), стр. 24–32.
  20. ^ Эндрюс (1976), стр. 169–172.
  21. ^ Эндрюс (1976), стр. 177–178.
  22. ^ Читать (2012), стр. 30–34.
  23. ^ Эндрюс (1976) стр.196
  24. ^ Берджесс (1990), стр.270
  25. ^ «Шталага Эйр III: Пятьдесят » Архив Пегаса . Получено 28 августа.
  26. ^ Эндрюс (1976), стр.34
  27. ^ Праздник (2015), стр.140
  28. ^ Эндрюс (1976), стр.205
  29. ^ Читальный зал Манчестер. «Катанах, Джеймс» . CWGC — Подробности о пострадавших . Комиссия Содружества по военным захоронениям . Проверено 29 августа 2015 г.
  30. ^ «Суд о военных преступлениях: убиты австралийцы» . Утренний бюллетень . Рокгемптон, Квинсленд. 28 февраля 1946 года . Проверено 29 августа 2015 г.
  31. Western Morning News, Dundee Courier, Yorkshire Post и др. 20 мая 1944 г.
  32. ^ «№35609» . Лондонская газета (Приложение). 23 июня 1942 г., стр. 2818–2819.
  33. ^ «Награда DFC Джеймсу Катанаку» . Австралийский военный мемориал . Проверено 29 августа 2015 г.
  34. ^ «№36544» . Лондонская газета (Приложение). 2 июня 1944 г., стр. 2642–2643.
  35. ^ «Награда MID Джеймса Катанака DFC» . Австралийский военный мемориал . Проверено 29 августа 2015 г.
  36. ^ «Упоминание в карточке депеш – Джеймс Катанак» . Австралийский военный мемориал . Проверено 29 августа 2015 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
Библиография
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 45c278a6046f39649b89f8b0e7b1f5cf__1714743300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/45/cf/45c278a6046f39649b89f8b0e7b1f5cf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
James Catanach - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)