Джеймс Катанак
Джеймс Катанак | |
---|---|
![]() Летчики RAAF на съемках радиопередачи BBC «Час Анзака» , 1942 год. Катанах в центре (в форме). | |
Имя при рождении | Джеймс Катанак |
Псевдоним(а) | Джим |
Рожденный | Мельбурн , Виктория , Австралия | 28 ноября 1921 г.
Умер | 29 марта 1944 г. недалеко от Киля , Свободное государство Пруссия , нацистская Германия. | (22 года)
Похороненный | Познаньское старое гарнизонное кладбище, Польша |
Верность | Австралия |
Услуга/ | ![]() |
Лет службы | 1940–44 |
Классифицировать | Командир эскадрильи |
Сервисный номер | Авс.400364 |
Единица | № 455-я эскадрилья RAAF |
Битвы/войны | |
Награды | Крест «За выдающиеся заслуги» , упоминается в депешах. |
Джеймс Катанак (28 ноября 1921 — 29 марта 1944) — австралийский пилот бомбардировщика Хэндли Пейдж Хэмпден , попавший в плен во время Второй мировой войны . Сообщается, что он был самым молодым командира эскадрильи пилотом-бомбардировщиком Королевских ВВС Австралии в возрасте двадцати лет. Он принял участие в «Великом побеге» из Шталага Люфт III в марте 1944 года и был одним из людей, повторно схваченных и убитых гестапо .
Довоенная жизнь
[ редактировать ]Катанак родился в Мельбурне , Виктория , Австралия, в семье Руби и Уильяма Катанака, ювелира. Он посещал Брайтонскую гимназию с 1929 по 1931 год, а затем Гилонгскую гимназию , где провел три года в кадетском корпусе. После окончания учебы в 1938 году он вместе со своим старшим братом Биллом начал работать в семейном бизнесе. [ 1 ] [ 2 ]
Военная служба
[ редактировать ]Джеймс Катанак был продавцом, пока 18 августа 1940 года не присоединился к Королевским ВВС Австралии , чтобы научиться летать. [ 3 ] [ 4 ] Тем временем его брат записался в армию. [ 5 ] По завершении базовой начальной подготовки в Сомерсе и Наррандере Катанак был отправлен в Канаду, где научился летать и получил крылья пилота в июне 1941 года, получив звание пилота-офицера . [ 1 ] Впоследствии он был отправлен в Великобританию, чтобы летать в составе бомбардировочного командования Королевских ВВС . Первоначально летая в составе 144-й эскадрильи RAF , после выполнения девяти вылетов он был переведен в 455-ю эскадрилью RAAF . [ 5 ]
455-я эскадрилья RAAF была сформирована в Королевских ВВС Суиндерби в Линкольншире и получила бомбардировщики Handley Page Hampden к моменту прибытия основной части австралийского личного состава 1 сентября 1941 года, покинувшего Австралию морем 15 июня. Первоначально приписанный к 5-й группе Королевских ВВС Бомбардировочного командования в качестве бомбардировщика, его первая операция состоялась, когда эскадрилья еще формировалась, когда одиночный «Хэмпден» атаковал Франкфурт ночью 29 августа. При этом, по данным Австралийского военного мемориала, эскадрилья удостоилась чести стать «первой австралийской эскадрильей, бомбившей Германию». После этого эскадрилья увеличила темп своих действий, проведя несколько операций по постановке мин у берегов оккупированной Франции, а также нанеся удары по промышленным объектам в Германии. [ 6 ] Эти миссии выполнял Джим Катанак. [ 7 ]

В феврале 1942 года эскадрилья приняла участие в неудачной атаке на немецкие линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» , а затем была переименована в эскадрилью торпедоносцев и передана прибрежному командованию Королевских ВВС 26 апреля 1942 года; Впоследствии в сентябре они ненадолго направили отряд в Ваенгу (ныне Североморск ) в Советском Союзе. [ 8 ] До перевода Катанах выполнил девять операций с бомбардировочным командованием Королевских ВВС. [ 1 ] Отряд должен был действовать в поддержку направлявшихся в Россию конвоев, несущих в это время большие потери. Однако три из 16 Хэмптонов были потеряны до прибытия, один из них принадлежал Катанаху. После завершения одной противокорабельной зачистки с русскими оставшиеся самолеты были переданы советским ВВС, а экипажи RAAF инструктировали Советы по их действиям. После выполнения этой задачи эскадрилья вернулась в RAF Sumburgh . В июне 1942 года Катанах был назначен командиром эскадрильи, став, по общему мнению, самым молодым в Королевских ВВС Австралии, имеющим это звание. [ 1 ] [ 4 ] [ 9 ]
Военнопленный
[ редактировать ]Катанак и его команда вылетели на самолете Хэндли Пейдж Хэмпден с серийным номером «AT109» из Королевских ВВС Самбург в 20:40 в ночь с 4 на 5 сентября 1942 года в Ваенью, Северная Россия, через Африканду. Ближе к концу длительного полета его самолет был пробит бензобаками в результате огня с земли или крупнокалиберного пулемета немецкого траулера, а десант Катанаха приземлился под обстрелом на береговой линии недалеко от Киркенеса (Северная Норвегия), когда он приближался к Мурманску. [ 10 ] избежать затопления в арктических водах и спасти жизни своего экипажа. [ 11 ] [ 12 ] Сразу же схваченный близлежащим немецким патрулем, он и его команда стали военнопленными, а Катанах в конечном итоге был помещен в лагерь для военнопленных Шталаг Люфт III в провинции Нижняя Силезия недалеко от города Саган (ныне Жагань в Польше ). [ 13 ] [ 14 ]
Великий побег
[ редактировать ]
Катанак был одним из 76 мужчин, сбежавших из лагеря для военнопленных в ночь с 24 на 25 марта 1944 года в ходе побега, ныне известного как « Великий побег ». [ 13 ] [ 14 ] Катанах свободно говорил по-немецки и с трудом выучил разговорный норвежский язык у скандинавских заключенных в лагере для военнопленных. [ 1 ] Он объединился с двумя норвежцами, Халльдором Эспелидом и Нильсом Йоргеном Фуглесангом , а также новозеландцем Арнольдом Джорджем Кристенсеном скандинавского происхождения в группе, направлявшейся в Данию и, возможно, в конечном итоге в нейтральную Швецию . Катанах и Кристенсен достигли Берлина. [ 15 ] поскольку их видели там другие беглецы, прежде чем пересесть на поезд до Гамбурга, куда они также успешно добрались, но их поймали на следующем этапе их железнодорожного пути из Гамбурга в военно-морской город Фленсбург на датской границе. Ближе к границе подозрительные полицейские настояли на том, чтобы внимательно изучить их документы, проверить портфели, в которых находились газеты и спасательные пайки. Внимательный осмотр их одежды показал, что на них были перешитые пальто. [ 4 ] Хотя четверо беглецов разделились, притворившись, что едут по отдельности, они все находились в одном железнодорожном вагоне, прибыли дополнительные полицейские и внимательно осмотрели каждого пассажира, вскоре арестовав всех четырех подозреваемых. Беглецов доставили в тюрьму Фленсбург. [ 16 ]

Четверо летчиков были переданы кильскому гестапо, и после допроса им сказали, что их отвезут по дороге обратно в лагерь для военнопленных. [ 17 ] [ 18 ] 29 марта 1944 года прибыли два или три черных седана, Катанах был взят в первой машине вместе с тремя агентами гестапо, включая штурмбаннфюрера СС Йоханнеса Поста, базирующегося там старшего офицера. [ 19 ] Пост приказал своему водителю остановить машину в сельской местности недалеко от Киля около 16:30 и вызвал Катанаха в поле, где тот сразу же застрелил его. [ 20 ] Вскоре после этого к тому же месту подъехала вторая (и, возможно, третья) машина, и Пост приказал своим агентам вывести Кристенсена, Эспелида и Фуглесанга, заявив, что им следует сделать перерыв перед долгой поездкой. Выйдя на поле, летчики чуть не споткнулись о тело Катанаха, поскольку их тоже застрелили. [ 16 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] перечислил Катанах был одним из 50 беглецов, которых группенфюрер СС Артур Небе к казни, а также был среди и убитых гестапо казненных . [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] Его останки были похоронены в Сагане, но сейчас он лежит на части Старого гарнизонного кладбища Познани. [ 29 ] Австралийская пресса продолжала борьбу за информацию и восстановление справедливости в отношении убитых летчиков. [ 30 ] Как ни странно, его имени не было в списке убитых офицеров, опубликованном в газетах 20 мая 1944 года. [ 31 ]
Награды
[ редактировать ]Крест «За выдающиеся летные заслуги» был вручен 23 июня 1942 года исполняющему обязанности лейтенанта Джеймса Катанака (Aus.400364), Королевские ВВС Австралии, №. 455-я эскадрилья RAAF. [ 32 ] Трижды он серьезно доставлял свой самолет и экипаж домой, несмотря на серьезные боевые повреждения. Он совершил бомбардировки Эссена, Кельна, Любека, Гамбурга, Киля и Лорьяна. [ 1 ] [ 3 ] [ 7 ] [ 33 ]
Его выдающаяся храбрость в качестве заключенного была отмечена «Упоминанием в депешах», поскольку ни одна из других соответствующих наград, имевшихся в то время, не могла быть вручена посмертно. Он был опубликован в приложении к « Лондонской газете» 8 июня 1944 года. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ]
Его награды были посмертно вручены его отцу в Доме правительства в Мельбурне , Виктория , 16 сентября 1944 года. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Джеймс Катанак DFC» (PDF) . Брайтонская гимназия. Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2015 года . Проверено 29 августа 2015 г.
- ^ Вэнс (2001), стр. 116–117.
- ^ Jump up to: а б «Катанах, Джеймс» . Номинальный список времен Второй мировой войны . Правительство Австралии . Проверено 29 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Эдлингтон, Дэвид. «Великое преступление: австралийцы среди жертв убийств» . Новости ВВС (изд. 4605). Архивировано из оригинала 20 ноября 2007 года . Проверено 29 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Вэнс (2001), с. 117
- ^ «455-я эскадрилья RAAF» . Вторая мировая война, 1939–1945 гг. ед . Австралийский военный мемориал . Проверено 29 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Карта Креста за выдающиеся заслуги - Джеймс Катанак» . Австралийский военный мемориал . Проверено 29 августа 2015 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Мойл (1989), стр. 47–49.
- ^ Мойл (1989), стр.49
- ^ Мойл (1989), стр. 44–47.
- ^ «Джеймс Катанак DFC» . Коллекция . Австралийский военный мемориал . Проверено 29 августа 2015 г.
- ^ Мойл (1989), стр. 46–48.
- ^ Jump up to: а б Рабель (1997), стр.57
- ^ Jump up to: а б Херингтон (1963), стр.495.
- ^ Эндрюс (1976), стр.55
- ^ Jump up to: а б Уокер (2015)
- ^ Читать (2012), стр. 23–34.
- ^ «Фотографии четверых беглецов после ареста» (PDF) . LG Корнель . Проверено 29 августа 2015 г.
- ^ Читать (2012), стр. 24–32.
- ^ Эндрюс (1976), стр. 169–172.
- ^ Эндрюс (1976), стр. 177–178.
- ^ Читать (2012), стр. 30–34.
- ^ Эндрюс (1976) стр.196
- ^ Берджесс (1990), стр.270
- ^ «Шталага Эйр III: Пятьдесят » Архив Пегаса . Получено 28 августа.
- ^ Эндрюс (1976), стр.34
- ^ Праздник (2015), стр.140
- ^ Эндрюс (1976), стр.205
- ^ Читальный зал Манчестер. «Катанах, Джеймс» . CWGC — Подробности о пострадавших . Комиссия Содружества по военным захоронениям . Проверено 29 августа 2015 г.
- ^ «Суд о военных преступлениях: убиты австралийцы» . Утренний бюллетень . Рокгемптон, Квинсленд. 28 февраля 1946 года . Проверено 29 августа 2015 г.
- ↑ Western Morning News, Dundee Courier, Yorkshire Post и др. 20 мая 1944 г.
- ^ «№35609» . Лондонская газета (Приложение). 23 июня 1942 г., стр. 2818–2819.
- ^ «Награда DFC Джеймсу Катанаку» . Австралийский военный мемориал . Проверено 29 августа 2015 г.
- ^ «№36544» . Лондонская газета (Приложение). 2 июня 1944 г., стр. 2642–2643.
- ^ «Награда MID Джеймса Катанака DFC» . Австралийский военный мемориал . Проверено 29 августа 2015 г.
- ^ «Упоминание в карточке депеш – Джеймс Катанак» . Австралийский военный мемориал . Проверено 29 августа 2015 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Библиография
- Эндрюс, Аллен (1976). Образцовое правосудие пойманный ISBN 0-245-52775-3 .
- Эш, Уильям ; Фоли, Брендан (2005). Под проводом: мемуары военного времени пилота «Спитфайра», легендарного мастера побега и «крутого короля» . Петух. ISBN 978-0-593-05408-6 .
- Брикхилл, Пол (2004). Великий побег . WW Нортон и компания. ISBN 978-0-393-32579-9 .
- Берджесс, Алан (1990). Самый длинный туннель: правдивая история великого побега во время Второй мировой войны . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-097-9 .
- Кларк, Альберт П. (2005). 33 месяца в плену в Шталаге Люфт III: летчик времен Второй мировой войны рассказывает свою историю . Паб «Фулькрам». ISBN 978-1-55591-536-0 .
- Дюран, Артур А. (1989). Шталаг Люфт III: Тайная история . Патрик Стивенс Лимитед. ISBN 978-1-85260-248-2 .
- Праздник, Шон (2015). Последний из 39-ти . Грубская улица. ISBN 978-1909166158 .
- Херингтон, Джон (1963). Воздушная мощь над Европой, 1944–1945 гг . Австралия в войне 1939–1945 гг. Серия 3 – Воздух. Том. IV (1-е изд.). Канберра: Австралийский военный мемориал. ОСЛК 3633419 .
- Мойл, Гарри (1989). Файл Хэмпдена . Эйр Британия. ISBN 0-85130-128-2 .
- Рабель, Джеффри В. (1997). RAAF в России: 455-я эскадрилья, 1942 г. Лофтус, Новый Южный Уэльс: Публикации австралийской военной истории. ISBN 0-9586693-5-Х .
- Прочтите, Саймон (2012). Человеческая игра: правдивая история убийств «великого побега» и охоты на боевиков гестапо . Беркли. ISBN 978-042525-273-4 .
- Вэнс, Джонатан Ф. (2001). Галантная компания . Пасифика Милитари. ISBN 978-0-935-55347-5 .
- Уокер, Фрэнк (2015). Коммандос: героические и смертоносные рейды АНЗАК . Импорт из Австралии. ISBN 978-0733631535 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Проект «Уроки Великого побега» (Stalag Luft III) Марка Козака-Холланда. Заключенные формально структурировали свою работу как проект. В этой книге анализируются их усилия с использованием современных методов управления проектами.
- 1920 рождений
- 1944 смертей
- Люди, получившие образование в гимназии Джилонга
- Люди, получившие образование в Брайтонской гимназии
- Австралийские пилоты времен Второй мировой войны
- Австралийские военнопленные
- Австралийские беглецы
- Австралийцев казнили за границей
- Австралийские военнослужащие погибли во время Второй мировой войны
- Внесудебные казни во Второй мировой войне
- Казненные военнослужащие
- Участники Великого побега из Шталага Люфт III
- Офицеры Королевских ВВС Австралии
- Персонал Королевских ВВС Австралии во время Второй мировой войны
- Военнопленные времен Второй мировой войны, удерживаемые Германией
- Люди, казненные нацистской Германией из огнестрельного оружия
- Сбитые авиаторы
- Военные из Мельбурна