Первый рейд на Остенде
Первый рейд на Остенде | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть операций на Северном море , Первая мировая война. | |||||||
![]() Северное море | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() | |||||||
Сила | |||||||
см. британский боевой порядок ниже | Береговая оборона | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Неизвестный [ а ] | Неизвестно, незначительно |
Первый рейд на Остенде (часть операции ZO ) был первым из двух нападений Королевского флота на удерживаемый немцами порт Остенде поздней весной 1918 года во время Первой мировой войны . Остенде подвергся нападению вместе с соседней гаванью Зебрюгге 23 апреля, чтобы заблокировать жизненно важный стратегический порт Брюгге , расположенный в 6 милях (5,2 морских миль ; 9,7 км ) в глубине страны и идеально расположенный для проведения рейдовых операций на британском побережье и морских путях. . Брюгге и его порты-спутники были жизненно важной частью планов Германии в их войне с торговлей союзников ( Хандельскриг ), поскольку Брюгге находился недалеко от путей военных кораблей через Ла-Манш гораздо быстрее получить доступ к западным подходам, и позволял флоту подводных лодок чем свои базы в Германии.
План атаки заключался в том, чтобы британские рейдовые силы потопили два устаревших крейсера в устье канала в Остенде и три в Зебрюгге, тем самым предотвратив выход кораблей-рейдеров из Брюгге. Канал Остенде был меньшим и более узким из двух каналов, дающих доступ к Брюгге, и поэтому считался второстепенной целью рейда на Зебрюгге . Следовательно, силам, атакующим Остенде, было предоставлено меньше ресурсов. Хотя атака на Зебрюгге принесла ограниченный успех, штурм Остенде оказался полным провалом. Немецкие морские пехотинцы, защищавшие порт, тщательно подготовились и сбили с пути британские десантные корабли, вынудив прервать операцию на заключительном этапе.
Через три недели после провала операции была предпринята вторая атака , которая оказалась более успешной в потоплении блок-корабля у входа в канал, но в конечном итоге не закрыла Брюгге полностью. Дальнейшие планы атаковать Остенде летом 1918 года ни к чему не привели, и угроза со стороны Брюгге не была окончательно остановлена до последних дней войны, когда город был освобожден сухопутными войсками союзников.
Использовал
[ редактировать ]Брюгге был захвачен наступающими немецкими дивизиями во время морской гонки и быстро был признан немецким флотом важным стратегическим активом . Брюгге был расположен в 6 милях (5,2 миль ; 9,7 км ) вглубь страны, в центре сети каналов, которые впадали в море в небольших прибрежных городах Зебрюгге и Остенде . Этот сухопутный барьер защищал Брюгге от бомбардировок с суши и моря артиллерией любого калибра, кроме самого крупного, а также защищал его от рейдов групп Королевского флота. Используя естественные преимущества порта, немецкий флот построил в Брюгге обширные учебные и ремонтные базы, оборудованные для поддержки нескольких флотилий эсминцев , торпедных катеров и подводных лодок . [ 1 ]
К 1916 году эти рейдовые силы вызывали серьезную обеспокоенность в Адмиралтействе , поскольку близость Брюгге к британскому побережью, к путям военных кораблей через Ла-Манш и для подводных лодок к западным подходам; самые тяжелые морские пути в мире того времени. [ 2 ] В конце весны 1915 года адмирал Реджинальд Бэкон безуспешно пытался разрушить ворота шлюза в Остенде с помощью мониторов . [ 3 ] Эта попытка провалилась, и Брюгге приобретал все большее значение в Атлантической кампании, которая достигла своего апогея в 1917 году. Силы» для планирования атак на базы подводных лодок в Бельгии. [ 4 ]
«Союзные военно-морские и морские силы» представляли собой недавно сформированное подразделение, созданное с целью проведения рейдов и операций вдоль береговой линии территории, контролируемой немцами. Организация могла располагать обширными ресурсами как Королевского, так и французского военно-морского флота, и ею командовали адмирал Роджер Киз и его заместитель коммодор Хьюберт Лайнс . [ 5 ] Киз, Лайнс и их сотрудники начали планировать методы нейтрализации Брюгге в конце 1917 года и к апрелю 1918 года были готовы претворить свои планы в жизнь.
Планирование
[ редактировать ]
Чтобы заблокировать Брюгге, Киз и Лайнс решили провести два рейда на порты, через которые Брюгге имел выход к морю. Зебрюгге должен был быть атакован крупными силами, состоящими из трех блоккоров и многочисленных боевых кораблей поддержки. Остенде столкнулся с аналогичными, но меньшими силами под непосредственным командованием Лайнса. [ 5 ] План состоял в том, чтобы два устаревших крейсера — HMS Sirius и Brilliant использовать — для блокирования канала , который опустел в Остенде. Эти корабли будут разобраны до необходимого оборудования, а их нижние трюмы и балласт будут заполнены щебнем и бетоном. Это сделало бы их идеальными барьерами для доступа, если бы они были погружены в правильный канал и под правильным углом. [ 6 ]
В хорошую погоду войска пересекут Ла-Манш в темноте и нападут вскоре после полуночи, что совпадет с рейдом на Зебрюгге в нескольких милях вверх по побережью. Координируя свои действия, десантные силы растянут немецких защитников и, как мы надеемся, получат элемент внезапности. [ 7 ] Прикрытие прибрежной эскадры будет осуществляться сильными бомбардировками морской эскадры мониторов и эсминцев, а также артиллерийской поддержкой артиллерии Королевской морской пехоты возле Ипра , удерживаемой союзниками во Фландрии . [ 8 ] Более тесную поддержку будут оказывать несколько флотилий моторных катеров, малых торпедных катеров и прибрежных моторных катеров , которые будут ставить дымовые завесы для скрытия наступающих блок-кораблей, а также эвакуировать экипажи крейсеров после того, как они перекроют канал.
Британский боевой порядок
[ редактировать ]Морская эскадра
[ редактировать ]- Lord Clive Мониторы класса с 12-дюймовыми (300-мм) пушками:
- Мониторы класса М15 с пушками калибра 7,5 дюйма (190 мм):
- Разрушители :
- HMS Mentor , Лайтфут и Зубиан
- ВМС Франции Главный механик Лестин , прапорщики Ру и Буклье
- Легкое судно:
- 4 торпедных катера , 4 французских моторных катера
Береговая эскадра
[ редактировать ]- Блокшипы:
- Разрушители:
- Легкое судно:
Артиллерийскую поддержку также оказывала тяжелая артиллерия Королевской морской пехоты во Фландрии, удерживаемой союзниками. силы прикрывали В Ла-Манше семь легких крейсеров и 16 эсминцев, ни один из которых не участвовал в боевых действиях. [ 8 ]
Нападение на Остенде
[ редактировать ]Атаки на Зебрюгге и Остенде были начаты 23 апреля, после того как их дважды задерживали из-за плохой погоды. Войска Остенде прибыли из порта незадолго до полуночи и провели последние приготовления; мониторы заняли позиции на берегу, и небольшое судно двинулось вперед, чтобы начать дымить. [ 9 ] Прикрывая подход, мониторы открыли огонь по немецким береговым укреплениям, в том числе из 11-дюймовых (280-мм) орудий мощной батареи « Тирпиц ». [ 10 ] По мере развития дальней артиллерийской дуэли крейсеры начали продвижение к устью гавани в поисках маркерных буев, указывающих правильный проход через разнообразные песчаные отмели, затруднявшие навигацию вдоль бельгийского побережья. [ 5 ]
Именно на этом этапе атака пошла не по плану. Сильный ветер, дувший с суши, накрыл дымовую завесу перед лицом наступающих крейсеров, ослепляя их командиров, которые пытались ориентироваться по точному расчету . [ 11 ] Тот же ветер открыл береговую эскадру немецким защитникам, которые немедленно открыли по блок-кораблям испепеляющий огонь. Поскольку их добровольческие экипажи понесли тяжелые потери, командиры увеличили скорость, несмотря на плохую видимость, и продолжили нащупывать узкие прибрежные каналы в поисках буя Струм-Бэнк, который направлял суда в канал. [ 12 ]
Командир Альфред Годсал возглавил атаку на HMS Brilliant , и именно он первым наткнулся на самую эффективную немецкую контрмеру. Пока Бриллиант шел сквозь мрак, наблюдатель заметил впереди буй, и Годсал направился прямо к нему, попав при этом под еще более сильный огонь. [ 9 ] Пройдя на скорости навигационный знак, крейсер внезапно остановился, резко накренившись, отбросив людей на палубы и застряв в глубокой грязи далеко за пределами входа в гавань. [ 11 ] Прежде чем предупреждения были переданы на « Сириус», следовавший за ним, она тоже миновала буй, и ее капитан-лейтенант Генри Харди был потрясен, увидев «Бриллиант» прямо впереди. Не имея времени на маневры, Сириус врезался в портовый квартал «Бриллианта» , блоккоры застряли в грязи, превратившись в клубок обломков.
Артиллерийский и дальнобойный пулеметный огонь продолжал обстреливать обломки, и объединенным экипажам было приказано эвакуироваться, поскольку офицеры установили затопленные заряды, которые потопили бы блоккоры в их нынешних, бесполезных местах. [ 9 ] Когда люди спустились по борту крейсеров на прибрежные моторные лодки, которые должны были передать их Морской эскадре, эсминцы приблизились к Остенде, чтобы прикрыть отступление, а мониторы продолжали вести шквальный огонь. Годсал ушел последним, его подобрал катер ML276 под командованием лейтенанта Роули Бурка . [ 5 ] Поскольку основной штурм потерпел полный провал, блокирующие силы вернулись в Дувр и Дюнкерк, чтобы оценить ситуацию. [ 11 ]
«Их Светлости разделят наше разочарование в связи с провалом наших планов из-за законной уловки врага». |
Доклад адмирала Кейса Адмиралтейству . [ 12 ] |
Когда силы вновь собрались и командиры посовещались, были раскрыты все факты неудавшейся операции. Немецкий командующий Остенде был лучше подготовлен, чем его коллега в Зебрюгге, и понимал, что без навигационного буя никакая ночная атака на Остенде не может быть успешной без хорошего знания порта, которым не обладал ни один из британских мореплавателей. Однако вместо того, чтобы просто убрать буй, немецкий командующий приказал переместить его на 2400 ярдов (2200 м) к востоку от устья канала в центр широкого пространства песчаных отмелей, действуя как фатальная приманка для любого штурмового отряда. [ 7 ]
Последствия
[ редактировать ]Атака у Зебрюгге в нескольких милях от Остенде оказалась более успешной, а блокирование главного канала действительно вызвало некоторое испуг среди немецких войск в Брюгге. Более крупные рейдеры больше не могли покинуть порт, но меньшие корабли, включая большинство подводных лодок, все еще могли проходить через Остенде. [ 13 ] Кроме того, в течение нескольких часов узкий канал был прорезан и через Зебрюгге, хотя британская разведка не осознавала этого в течение нескольких недель. Поражение при Остенде не полностью ослабило бурную реакцию британских СМИ и общественности на Зебрюгге, но в Адмиралтействе и особенно в союзных военно-морских силах и морской пехоте неспособность полностью нейтрализовать Брюгге раздражала. [ 5 ]
Вторая операция (операция VS) была запланирована на 10 мая с использованием крейсера HMS Vindictive и оказалась более успешной, но в конечном итоге ей также не удалось полностью закрыть Брюгге. [ 14 ] Третья запланированная операция так и не была проведена, поскольку быстро стало ясно, что нового канала, прорезанного в Зебрюгге, достаточно, чтобы обеспечить доступ подводным лодкам, что потребовало еще более масштабного двойного нападения, которое истощило бы ресурсы союзных военно-морских сил и морской пехоты. слишком далеко. [ 15 ] Потери британцев в трех безуспешных попытках закрыть Брюгге стоили более 600 жертв и потери нескольких кораблей, но Брюгге оставался активной базой для рейдов немецкого флота до октября 1918 года. [ 13 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Потери британцев в рейде на Остенде были довольно тяжелыми среди экипажей блок-кораблей, но по отдельности они неизвестны, обычно их объединяют с потерями Зебрюгге, составлявшими 214 убитых и более 300 раненых.
- ^ Адмиралтейский эсминец класса М.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Мессимер, стр. 57.
- ^ Мессимер, стр. 58.
- ^ Мессимер, стр. 60.
- ^ Снеллинг, стр.200
- ^ Jump up to: а б с д и Снеллинг, стр.248
- ^ Беннетт, стр.270
- ^ Jump up to: а б Артур, стр.364
- ^ Jump up to: а б Эллис и Кокс, стр.223
- ^ Jump up to: а б с Перретт, стр.225
- ^ Мессимер, стр. 173.
- ^ Jump up to: а б с Мессимер, стр. 175.
- ^ Jump up to: а б Беннетт, стр.276
- ^ Jump up to: а б Таррант, стр.62
- ^ Мессимер, стр.176
- ^ Перретт, стр.226
Ссылки
[ редактировать ]- Макс Артур (2004). Символ Мужества . Сиджвик и Джексон. ISBN 0-283-07351-9 .
- Джеффри Беннетт (1968). Морские сражения Первой мировой войны . Пингвин. ISBN 0-141390-87-5 .
- Джон Эллис и Майкл Кокс (1993). Сборник данных Первой мировой войны . Аурум Пресс. ISBN 1-85410-766-6 .
- Дуайт Р. Мессимер (2001). Найти и уничтожить; Противолодочная борьба в Первой мировой войне . Издательство Военно-морского института, Аннаполис. ISBN 1-55750-447-4 .
- Брайан Перретт (2003). За Доблесть . Вайденфельд и Николсон. ISBN 0-297-84662-0 .
- Стивен Снеллинг (2002). Военно-морские венчурные капиталисты . Издательство Саттон. ISBN 0-7509-1395-9 .
- В.Е. Таррант (1989). Наступление подводных лодок 1914–1945 гг . Пингвин. ISBN 0-14-139087-5 .