СС Ян Питерсзон Коэн
![]() Ян Питерсзон Коэн в Сабанге , около 1935 года.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Ян Питерсзон Коэн |
Тезка | Ян Питерсзон Коэн |
Владелец | СМ 'Нидерланд' |
Порт приписки | Амстердам |
Маршрут | Амстердам – Батавия |
Заказал | 27 декабря 1912 г. |
Строитель | Nederlandsche Scheepsbouw Mij , Амстердам |
Расходы | 3 720 423 гульдена |
Номер двора | 130 |
Заложен | 14 октября 1913 г. |
Запущен | 30 сентября 1914 г. |
Завершенный | 17 июня 1915 г. |
Приобретенный | 17 июня 1915 г. |
Первое путешествие | 11 сентября 1915 г. |
В эксплуатации | 11 сентября 1915 г. |
Не работает | 14 мая 1940 г. |
Идентификация |
|
Судьба | Затоплен в 1940 году; списан в 1945 и 1968 гг. |
Общие характеристики | |
Тип | Пассажирское судно |
Тоннаж | 11 693 брт , 7 107 нрт , 6 950 дедвейт |
Смещение | 15 600 тонн |
Длина |
|
Луч | 60,5 футов (18,4 м) |
Черновик | 26 футов 3 дюйма (8,00 м) |
Глубина | 35,8 футов (10,9 м) в форме укрытия |
колоды | 7, 3 в полную длину и укрытие. |
Установленная мощность | 1364 НХП , 7400 ИХП |
Движение |
|
Скорость | 15 узлов (28 км/ч) |
Емкость |
|
Экипаж | 161 |
Датчики и системы обработки |
|
SS Jan Pieterszoon Coen — голландский пассажирский пароход , спущенный на воду в 1914 году. Он был назван в честь бывшего генерал-губернатора Голландской Ост-Индии . Во время немецкого вторжения в Нидерланды в мае 1940 года он был затоплен как блок-корабль в порту Эймейден , Северная Голландия, чтобы помешать Кригсмарине использовать порт. [ 1 ]
Здание
[ редактировать ]Stoomvaart Maatschappij Nederland заказал корабль 27 декабря 1912 года. Он был заложен 14 октября 1913 года на верфи Nederlandsche Scheepsbouw Maatschappij в Амстердаме , Нидерланды . Корабль, названный мисс Корнелией Анной Класина ден Текс, был спущен на воду 30 сентября 1914 года. Он был завершен и приобретен 17 июня 1915 года, совершив свой первый рейс 11 сентября 1915 года. [ 2 ]
длина корабля составляла 522,5 фута (159,26 м). Общая [ 3 ] 503,2 фута (153,4 м) и зарегистрировано . Ее ширина составляла 60,5 футов (18,4 м), а глубина - 35,8 футов (10,9 м), что соответствует ее укрытию. [ 4 ] Ее тоннаж составлял 11 693 брт , 7 107 нрт. [ 4 ] и дедвейтом 6950 тонн , [ 5 ] и водоизмещением 12 600 тонн. [ нужна ссылка ] Корабль имел семь палуб, три непрерывные по всей длине корабля, с укрытием . Восемь водонепроницаемых переборок делили корабль на девять водонепроницаемых отсеков с десятью водонепроницаемыми дверями, которые можно было закрыть дистанционно с мостика.
Восемь односторонних котлов Scotch с принудительной тягой и двумя топками каждый обеспечивали паром две трехцилиндровые паровые машины тройного расширения, приводившие в движение двухвинтовые гребные винты. Суммарная мощность двух двигателей оценивалась в 1364 л.с. [ 4 ] или л.с. 7400 [ 5 ] Котлы и двигатели были произведены Nederlandsche Fabrik van Werktuigen и SpoorwegMateriële, Амстердам. [ 3 ] [ 4 ] Корабль был полностью освещен электричеством и имел некоторые вспомогательные электрические устройства, включая один рулевой двигатель, другой с паровым приводом, а также грузовые рабочие лебедки. [ 3 ]
В момент постройки на корабле вмещались 202 пассажира первого класса в 107 каютах и четырех каютах, 128 пассажиров второго класса в 49 каютах, 46 пассажиров третьего класса в 16 каютах и 42 пассажира четвертого класса. Пассажиры первого класса имели доступ к палубному салону, кафе на веранде, курительной, детской, спортивному залу, темной комнате для фотографий и обеденному салону на 138 мест. Экипаж составлял 161 человек. [ 3 ]
Оборудование навигации и безопасности включало беспроводную телеграфию и сигналы подводных лодок. [ примечание 1 ] и четырнадцать спасательных шлюпок, две из которых моторные, которых хватит на всех находящихся на борту людей. [ 3 ] К 1918 году ее беспроводной позывной был PFL. [ 6 ] К 1930 году у нее также появилась беспроводная пеленгация . [ 7 ] К 1934 году четырехбуквенный позывной PEZP заменил как ее кодовые буквы , так и трехбуквенный позывной. [ 8 ]

Ранняя карьера
[ редактировать ]Ходовые испытания
[ редактировать ]После завершения строительства в июне 1915 года « Ян Питерсзон Коэн» стал новым флагманом Stoomvaart Maatschappij Nederland , а также самым большим кораблем, когда-либо построенным в Нидерландах в то время. Она завершила ходовые испытания в Эймейдене в июне 1915 года с несколькими пассажирами на борту, в том числе президентом компании Дж.Б.А. Йонкхиром, четырьмя министрами со своими супругами, мэром Амстердама со своей супругой и двумя сотрудниками правоохранительных органов. Также присутствовало большое количество чиновников, важных чиновников по деловым связям, а также наблюдательных советов и советов верфи и судоходной компании СМН. [ 9 ]
Капитаном корабля в то время был капитан HGJ Uylkens, который вывел корабль в открытое море вместе с буксиром Cycloop van Zurmülen . Корабль плыл на юг мимо Зандвоорта , Катвейка , Нордвейка и Схевенингена . Однако во время обеда гости и команда заметили подводную лодку. Сначала все забеспокоились, но вскоре стало ясно, что это голландская подводная лодка получила приказ доставить Яна Питерсоона Коэна обратно в Эймейден. Корабль завершил ходовые испытания и без происшествий вернулся в Эймейден. [ 9 ]
Активный сервис
[ редактировать ]
11 сентября 1915 года в 15:00 Ян Питерсун Коэн покинул Амстердам, Нидерланды, и отправился в свое первое путешествие в Батавию, Голландская Ост-Индия . она проплыла через Средиземное море и Суэцкий канал . Чтобы достичь места назначения, [ 9 ]
Ян Питерсзон Коэн снова покинул Амстердам и направился в Батавию 1 января 1916 года, но на этот раз он должен был плыть вокруг мыса Доброй Надежды и Кейптауна , чтобы добраться до Батавии. Она прибыла 17 февраля 1916 года, а затем вернулась в Нидерланды, куда прибыла 6 мая. После войны корабль продолжил плавание по маршруту Амстердам – Батавия. [ 9 ]
Позже обслуживание и конец
[ редактировать ]Ян Питерсзон Коэн в последний раз покинул Батавию 28 июня 1939 года и 29 июля 1939 года находился в Амстердаме, где ожидал сдачи на слом. Однако из-за начала Второй мировой войны корабль снова понадобился, и он совершил два коротких рейса в Лиссабон , Португалия , чтобы забрать пассажиров с MS Oranje . [ 5 ]
Когда немецкая армия вторглась в Нидерланды в мае 1940 года, Королевский военно-морской флот Нидерландов разработал план, который предусматривал затопление Яна Питерсоона Коэна у входа в порт Эймейден, чтобы не допустить захода в гавань немецких военных кораблей. План был приведен в действие в ночь на 14 мая 1940 года, когда капитан Р. ван Рис Веллинга отправил Яна Питерсоона Коэна из Амстердама в Эймейден. По прибытии корабль должны были проводить до входа в гавань два буксира, но они случайно были потоплены слишком рано. В качестве решения проблемы Королевский флот Нидерландов приказал буксиру Atjeh и тральщику отбуксировать корабль на место. Буксир и тральщик с большим трудом отбуксировали корабль на место из-за смены прилива. Корабль располагался носом к Южному причалу, кормой к Северному причалу входа в порт. Взрывчатка, ранее установленная на корабле, взорвалась, и судно затонуло между причалами. Ее верхние палубы все еще торчали из воды из-за небольшой глубины. План увенчался успехом, и корабль запретил немецким судам заходить в гавань, однако Нидерланды сдались Державы Оси и были оккупированы нацистской Германией . [ 1 ]

Крушение
[ редактировать ]Немецкая армия освободила корабль от движимого имущества в 1940 году. Они могли это сделать, поскольку корабль большей частью находился над водой. Рейксватерштат подумывал о спасении Яна Питерсоона Коэна , поскольку корабль был практически цел и находился на мелководье. Но из-за серии штормов корабль глубже погрузился в песок. В 1941 году 50-метровую часть кормы сняли, чтобы крупные корабли снова могли пользоваться гаванью. [ 10 ]
В течение оставшейся части войны «Ян Питерсзон Коэн» затонул глубже в море, и его верхние палубы были серьезно повреждены и пришли в негодность из-за сильных волн, которые постоянно обрушивались на него. За это время также обрушились воронки и некоторые палубы. После войны в мае и июне 1945 года Королевский флот Нидерландов с помощью Королевского флота уничтожил то, что осталось от корабля, с помощью глубинных бомб. Однако у входа осталось много мусора, и в 1968 году голландское правительство было вынуждено убрать мусор со дна моря, чтобы более крупные корабли могли использовать гавань. [ 10 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Регистр Ллойда отмечает наличие подводного сигнального оборудования с аббревиатурой «sub. sig». под названием корабля. Раннее описание системы дано в книге «Как работают подводные сигналы» (The Marine Review, февраль 1920 г.).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «3e Conradstraat 1894» . werfmuseum.nl. 2011 . Проверено 15 мая 2016 г.
- ^ «СС Ян Питерсоон Коэн (+1940)» . www.recsite.eu. 11 марта 2010 года . Проверено 15 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Коулман, Фредрик К. (апрель 1916 г.). «Новый голландский пассажирско-почтовый пароход» . Международная морская инженерия . 11 (4): 181–183 . Проверено 9 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Регистр судоходства Ллойда . Том. II. – Пароходы. Лондон: Регистр судоходства Ллойда. 1917. JAM – JAP – через Интернет-архив .
- ^ Jump up to: а б с «Ян Питерсоон Коэн – ID 3141» . Фонд морско-исторической базы данных (на голландском языке) . Проверено 30 июня 2023 г.
- ^ Агентство печати Маркони, ООО (1918). Ежегодник беспроводной телеграфии и телефонии . Лондон: The Wireless Press, Ltd., с. 722.
- ^ Регистр судоходства Ллойда (PDF) . Том. II. – Пароходы и теплоходы валовой вместимостью 300 тонн и более. Лондон: Регистр судоходства Ллойда. 1930. ДЖЕМ – ЯНВАРЬ – через городской совет Саутгемптона .
- ^ Регистр судоходства Ллойда (PDF) . Том. II. – Пароходы и теплоходы валовой вместимостью 300 тонн и более. Лондон: Регистр судоходства Ллойда. 1934. ЯНВАРЬ – ЯПОНИЯ – через городской совет Саутгемптона.
- ^ Jump up to: а б с д «СС Ян Питерсоон Коэн PDKB-PFL-PEZP 17 июня 1915 г. - 14 мая 1940 г.» . stoomvaartmaatschappijnederland.nl. 10 января 1915 г. Проверено 15 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Голландские невоенизированные вспомогательные корабли: тонущие корабли» . TracesOfWar.com . 2002 . Проверено 15 мая 2016 г.
- корабли 1914 года
- Пассажирские суда Нидерландов
- Затопленные суда
- Пароходы Нидерландов
- Корабли постройки Nederlandsche Scheepsbouw Maatschappij
- Корабли затонули без человеческих жертв
- Корабли, потопленные небоевыми внутренними взрывами
- Морские инциденты в мае 1940 г.
- Кораблекрушения в Северном море
- Торговые корабли Нидерландов времен Второй мировой войны
- Кораблекрушения времен Второй мировой войны в Северном море