Jump to content

Рейд на залив Суда

Координаты : 35 ° 29'0 ″ с.ш. 24 ° 08'17 ″ в.д.  /  35,48333 ° с.ш. 24,13806 ° в.д.  / 35,48333; 24.13806
(Перенаправлено из «Затопление HMS York »)

Рейд на залив Суда
Часть битвы на Средиземном море во время Второй мировой войны.

Корпус HMS York с Сирио рядом
Дата 26 марта 1941 г.
Расположение 35 ° 29'0 ″ с.ш. 24 ° 08'17 ″ в.д.  /  35,48333 ° с.ш. 24,13806 ° в.д.  / 35,48333; 24.13806
Результат Итальянская победа
Воюющие стороны
 Великобритания
 Норвегия
 Италия
Командиры и лидеры
Реджинальд Портал Луиджи Фаджиони ( военнопленный )
Сила
3 крейсера
1 эсминец
5 танкеров и вспомогательный флот
2 эсминца
6 МТМ ( штурмовые катера )
Жертвы и потери
2 убитых
1 тяжелый крейсер
1 танкер
6 ( военнопленный )

Рейд на залив Суда представлял собой нападение Decima MAS (X-MAS), специального подразделения Regia Marina , которое использовало нетрадиционное оружие. X-MAS использовала взрывные лодки (МТМ) против британских кораблей, стоявших в заливе Суда , на Крите рано утром 26 марта 1941 года. Взрывные лодки МТМ были переправлены из Астипалеи эсминцами Франческо Криспи и Квинтино Селла и спущены на воду на подходах. в залив. Преодолев три боновых заграждения , МТМ атаковал британский тяжелый крейсер HMS York и норвежский танкер «Перикл» (8324 брт ).

Два МТМ попали в «Йорк» , который взял на себя крен, был отбуксирован эсминцем HMS Hasty и выброшен на берег; Перикл затонул на мелководье. Большая часть нефти была собрана, и корабль в конечном итоге пришлось снять с мели, но он затонул на буксире в Александрию , разбился и был затоплен артиллерийским обстрелом. Шесть пилотов MTM, Луиджи Фаджиони , Алессио де Вито, Эмилио Барбери, Анджело Кабрини, Туллио Тедески и Лино Беккати, попали в плен и позже были награждены итальянской золотой медалью за военную доблесть ( Medaglia d'oro al valor militare ). МТМ был обнаружен британцами неповрежденным и изучен.

Еще десятый

[ редактировать ]

Интерес Regia Marina к войне малых лодок бездействовал между 1918 годом и дипломатическим кризисом в отношениях с Великобританией из-за Второй итало-эфиопской войны 1935–1936 годов. В 1935 и начале 1936 года капитан Тесео Тесей и капитан Элиос Тоски испытали человеко-торпеду в Ла Специи в Тирренском море и возобновили испытания в мае. Поражение Эфиопии в 1936 году положило конец испытаниям, но работы над десантными катерами продолжались. 28 сентября 1938 года Супермарина приказала I Flottiglia MAS (1-й флотилии торпедных моторных лодок), базирующейся в Специи, создать исследовательский отдел ( с 1939 года Sezione Armi Speciali (Секция специального вооружения). В штаб-квартире отряда было несколько офицеров. семь человек на секретной базе в Бокка-ди-Серкьо для обучения людей-торпедоносцев и водолазов, а еще шесть офицеров будут пилотировать штурм. моторные лодки, которых было построено семь, а также одиннадцать человеко-торпед. [ 1 ]

24 февраля 1940 года 1-я флотилия МАС и секция специального вооружения были переданы под командование командующего Марио Джорджини , а в августе начались попытки использовать нетрадиционное оружие, но без особого успеха, и в октябре Джорджини был захвачен. 23 января 1941 года командующий Витторио Мокагатта сменил Джорджини и 15 марта сформировал Decima Flottiglia Motoscafi Armati Siluranti (10-я флотилия моторных лодок с торпедным вооружением, Decima MAS ). У новых сил был штаб, в том числе отдел планирования и отдел вооружений. Надводные десантные катера и учебная школа (лейтенант-коммандер Джорджио Джоббе) были отделены от человеческих торпед и другого подводного оружия (лейтенант-коммандер Джунио Валерио Боргезе), капитан итальянской подводной лодки Scirè . Decima MAS осталась в Ла Специи, а передовая база была создана в Огасте, Сицилия . [ 2 ]

Децима МАС Оборудование

[ редактировать ]

Тихоходная торпеда (SLC)

[ редактировать ]
SLC ( Майале в Museo Sacrario delle Bandiere [ it ] delle Forze Armate , Рим.

Siluro lenta corsa (SLC, тихоходная торпеда), известная как Maiale (свинья), была разработана Тесеем и Тоски в 1935 и 1936 годах. К концу 1939 года было готово около одиннадцати, а в июле 1940 года начала поступать серийная версия Series 100. В 1941 году улучшенная серия 200 была готова к эксплуатации. Стандартная торпеда диаметром 533 мм (21,0 дюйма) с двойными винтами была заменена на один винт большего размера в капоте; были установлены сиденья для экипажа из двух человек со щитками для органов управления. SLC весил 1,3–1,4 тонны (1,3–1,4 т) и имел длину 22–24 фута (6,7–7,3 м). Электродвигатель мощностью 1,6 л.с. (1,2 кВт) перемещал майале на расстояние 2–3 миль (3,7–5,6 км; 2,3–3,5 мили) на максимальной глубине 50 футов (15 м). У цели экипаж отделил боеголовку длиной 6 футов (1,8 м) с взрывчатым веществом массой от 510 до 570 фунтов (от 230 до 260 кг), взорванную по таймеру. Экипаж «Майале», водолазы «Гаммы», носили прорезиненные костюмы «Беллони» с дыхательными аппаратами замкнутого цикла, чтобы избежать образования пузырей. Водолазы «Гаммы» несли заряды взрывчатого вещества, пять по 9,9 фунта (4,5 кг). чимичи (маленькие сундуки) весом 26 фунтов (12 кг) (клопы) или два баулетти и прикрепляли их к корпусу корабля с детонацией по времени. [ 3 ] [ а ]

Медленный транспорт на скоростном катере (MTL)

[ редактировать ]
Контейнер для почты для крепления к палубе подводной лодки

Майали и SLC нуждались в транспортировке близко к цели, поскольку ребризер длился не более шести часов, а дальность действия Майали составляла всего 4 морских мили (7,4 км; 4,6 мили) на полной скорости и максимум 15 морских миль (28 км; 17). миль) на крейсерской скорости. [ 3 ] Модифицированные эсминцы Francesco Crispi и Quintino Sella несли на борту MTM, использованный в успешном рейде на залив Суда (25/26 марта 1941 г.). Motoscafo trasporto lento (MTL, медленная транспортная моторная лодка) представляла собой лодку с деревянным корпусом длиной 28 футов (8,5 м) и шириной 9 футов 6 дюймов (2,9 м), предназначенную для перевозки майали близко к цели. MTL имел дальность полета всего 60 миль (110 км; 69 миль) при крейсерской скорости 5 узлов (9,3 км / ч; 5,8 миль в час), их было построено мало, и они редко использовались. Надводный транспорт уступил место подводным лодкам; В начале 1940 года итальянская подводная лодка «Аметиста» приступила к испытаниям в качестве транспортного средства . Максимальная глубина погружения составляла всего 98 футов (30 м); Итальянская подводная лодка «Ириде» была переоборудована в июле 1940 года, но затонула 21 августа. Итальянская подводная лодка «Гондар» была затоплена 30 сентября, хотя три баллона «Маиали» могли быть затоплены, что позволило лодке достичь глубины 295 футов (90 м). [ 5 ]

Туристическая моторная лодка (MT/MTM)

[ редактировать ]
МТМ Decima MAS

Первые Motoscafo Turismo (MT), получившие название barchini (маленькие лодки), были выпущены в конце 1938 года, шесть MT были поставлены в начале 1939 года. Улучшенная версия MT Modificato (MTM), испытанная в ноябре 1940 года, имела длину 20 футов (6,1 м). . Оба типа несли заряд взрывчатого вещества массой 660–730 фунтов (300–330 кг) в носовой части со скоростью до 31 узла (57 км/ч; 36 миль в час). MTM был оснащен спинкой сиденья / спасательным плотом позади пилота, на котором он мог плавать после высадки из MTM в ожидании спасения. Было построено двенадцать МТ и около сорока МТМ. В начале 1941 года был построен меньший по размеру MT Ridotto высотой 3 фута 9 дюймов (1,14 м), чтобы поместиться внутри палубных цилиндров подводных лодок с таким же зарядом взрывчатого вещества, но они никогда не использовались таким образом. [ 6 ]

МТ Силуранти (МТС)

[ редактировать ]

MT Siluranti (MTS, моторная лодка-торпеда) представляла собой небольшую лодку, несшую одну или две модифицированные 450-мм (18 дюймов) торпеды, причем MTS была более маневренной, чем обычная Motoscafo Armato Silurante . Первый MTS, выпущенный в начале 1941 года, мог развивать скорость 28 узлов (52 км/ч; 32 мили в час) и дальность полета 85 морских миль (158 км). Судну Decima MAS помогали катера MAS Regia Marina , которые к июню В 1940 году было пятьдесят MAS класса 500 и еще 25 в 1941 году в четырех модификациях. Класс 500 имел длину 61 фут (18,7 м), ширину по балке 15 футов (4,7 м) и водоизмещение 21,7–28,9 длинных тонн; 24,3–32,4 коротких тонны (22–29,4 т). MAS имел экипаж от 9 до 13 человек и имел две торпеды диаметром 18 дюймов (450 мм), 6–10 глубинных бомб и крупнокалиберный пулемет калибра 13,2 мм (0,52 дюйма) (замененный в 1941 году на 20-мм пушку Бреда). MAS мог двигаться со скоростью 44 узла (81 км/ч; 51 миль в час) и имел дальность действия 348–864 морских миль (645–1600 км).

Оборудование Decima MAS (данные Крочиани и Баттистелли [2013]) [ 7 ]
Имя Акроним английский перевод Примечания
Гамма Мужчины Гамма Мужчины водолазов Специалисты по диверсиям
Вооруженный торпедный катер НО Вооруженный торпедный катер Аналог британского моторного торпедного катера (МТБ).
Моторный туризм МТ Прогулочная моторная лодка Взрывоопасный катер, построено 12 штук.
Медленный транспортный катер МТЛ Медленная транспортная моторная лодка Известный как Барчини (маленькие лодки).
Модифицированный туристический катер МТМ Усовершенствованная штурмовая моторная лодка взрывного действия. Сорок построено
Туристический катер уменьшенной стоимости ССО Малая штурмовая моторная лодка
Торпедный туристический катер МТС Торпедный катер
Модифицированный МТС МТСМ Усовершенствованный торпедный катер.
Медленно бегущая торпеда СЛК Медленная человеческая торпеда

Суда Бэй

[ редактировать ]
Крит, залив Суда находится на северном побережье и на западе.

Залив Суда (залив Суда для британцев) — это естественно охраняемая гавань на северо-западном побережье острова Крит, длиной около 4,3 миль (7 км) и глубиной 33–39 футов (10–12 м) в устья, увеличиваясь до 230–390 футов (70–120 м) дальше внутрь. Залив был выбран в качестве цели X-MAS несколько месяцев назад, поскольку он стал оживленной якорной стоянкой для дозаправки кораблей Королевского флота , танкеров и других кораблей поддержки. Недавняя воздушная разведка обнаружила несколько стоящих на якоре военных и торговых судов. [ 8 ]

Прелюдия

[ редактировать ]

24 марта на фотографиях воздушной разведки были видны крейсер, два эсминца и двенадцать торговых судов, стоящих на якоре в заливе Суда. Более поздняя информация указала на один крейсер и восемь торговых судов, но к моменту операции в бухту вошло еще больше кораблей. Тяжелый крейсер HMS York , легкий крейсер «Глостер» , зенитный крейсер « Калькутта » , эсминец HMS Hasty , RFA Cherryleaf (5934 брт) и «Думана» (8427 брт ), тендер летающих лодок Королевских ВВС и танкеры Desmoulea (8120 брт), «Мари» Мерск (8 271 брт) и Перикл (8 324 брт). Присутствовали [ 9 ] Йорк прибыл вместе с Глостером из операции MC 9, сопровождая конвой MW 6 на Мальту, в 14:00 25 марта. В ночь с 25 на 26 марта 1941 года Криспи и Селла отбыли с острова Астипалея , неся каждый по три 2-тонных (2,0 т) МТМ ( барчини ), шестеро пилотов во главе с Тененте ди Васселло (лейтенантом) Луиджи Фаджиони были Алессио. де Вито, Эмилио Барбери, Анджело Кабрини, Туллио Тедески и Лино Беккати. Эсминцы должны были выпустить МТМ на расстояние 10 миль (19 км; 12 миль) из устья залива Суда. В 23:30 эсминцы достигли точки спуска, быстро разгрузили МТМ и повернули домой. [ 10 ]

Йорк и Перикл выброшены на берег; « Сандерленд» между ними приземляется летающая лодка

МТМ направились к входу в залив, где один МТМ был заблокирован заграждением из сети, но сумел пройти и присоединиться к остальной части формирования возле островка в устье залива. 26 марта в 04:30 «Фаджиони» обошел внутреннюю сеть, подойдя вплотную к берегу, а затем двинулся вдоль нее, к центру бухты, пилоты МТМ двигались вёслами, чтобы бесшумно двигаться. Фаджиони собрал лодки и возобновил продвижение к третьему сетевому заграждению, находящемуся примерно в 3 милях (5,6 км; 3,5 мили) от него. [ 11 ]

Когда зенитный крейсер «Ковентри» вошел в бухту, включились два прожектора, заставив экипажи МТМ подумать, что их обнаружили. Затем МТМ пришлось ждать, пока не станет достаточно естественного света для атаки. Фаджиони проинформировал пилотов; двое должны были атаковать Йорк на расстоянии около 1600 футов (500 м); Фаджиони и еще один пилот MTM ждали в резерве на случай, если атака провалится. Пилоты пятого и шестого МТМ приготовились атаковать торговые суда. [ 11 ] Вскоре после 05:00, когда рассвело, первые два МТМ переместились примерно на 980 футов (300 м) от Йорка и подождали еще пятнадцать минут, пока небо прояснится, а затем устремились к крейсеру, пилоты покинули свой МТМ примерно 260 футов (80 м) от корабля. В 05:11 вахтенный офицер Йорка услышал звук двигателя, принял его за самолет, и прежде чем он успел поднять тревогу, корабль был сбит. [ 12 ]

Взрыв произошел на миделе корабля по правому борту, в результате чего погибли два члена экипажа. [ 13 ] Корабль накренился на правый борт и сел у кормы. Два МТМ взорвались возле Йорка в миделе корабля. В борту корпуса образовалась дыра размером 25 × 11 футов (7,6 × 3,4 м) вверх от трюмного киля. Бортовая обшивка выше трюмного киля на 25 футов (7,6 м) и на 8 футов (2,4 м) ниже трюмного киля была серьезно повреждена. Сразу же были затоплены котельные отделения А9 и 8Б, а также носовые машинные отделения, при этом медленное затопление кормового машинного отделения и близлежащих отсеков. Пар, освещение и электроэнергия были потеряны, и крейсер был обездвижен. [ 14 ] Йорк был отбуксирован на берег Хэсти и выброшен на берег на глубине 27 футов (8,2 м). [ 12 ] Перикл был сильно поврежден и осел на дно. Зенитки базы открыли огонь беспорядочно, полагая, что база подверглась воздушной атаке. Шесть пилотов были взяты в плен вместе с неповрежденным МТМ. [ 15 ]

Последствия

[ редактировать ]
Вид с воздуха на залив Суда с северо-востока

Ян Плейфейр , официальный британский историк Средиземноморской кампании, писал в 1956 году, что эта атака была первой итальянской нетрадиционной операцией и потребовала умения и храбрости. [ 16 ] Официальный британский историк Королевского флота Стивен Роскилл писал в 1957 году, что потеря Йорка была неизбежным следствием использования базы, которая не была должным образом защищена. Плохая защита там ограничивала его использование современной заправочной станцией, вынуждая Средиземноморский флот действовать из Александрии, в 500 морских милях (930 км; 580 миль) к югу. [ 17 ] В 2015 году Грин и Массиньяни написали, что затопление Йорка стало первым успехом МТМ, подтвердившим их роль оружия. [ 18 ]

Шесть пилотов были схвачены, а MTM был обнаружен неповрежденным; во время проверки произошел взрыв, в результате которого был ранен британский офицер и повреждена машина. [ 18 ] Итальянцы заявили, что в результате попаданий потопил еще один танкер и «Перикл» . [ 19 ] Британцы сообщили, что Йорк и Перикл были остановлены, а другой МТМ не попал в цель, один из них застрял на пляже. Зенитные орудия вокруг базы открыли огонь, полагая, что база подверглась воздушной атаке. [ 15 ] Шестеро пилотов МТМ были награждены Медальей за военную доблесть . [ 20 ]

Два британских моряка погибли на острове Йорк . [ 13 ] Фаджиони, де Вито, Барбери, Кабрини, Тедески и Беккати попали в плен. Поначалу с пленными обращались хорошо, Фаджиони вспоминает, как британский моряк сказал: «Хорошая работа, не так ли?» Позже Фаджиони и его люди были подвергнуты имитации расстрела, при этом офицер держал в руке черную повязку. Затем заключенных отправили обратно в тюрьму. [ 21 ]

Споры по поводу оси

[ редактировать ]

Regia Marina и Люфтваффе спорили по поводу ответственности за потопление Йорка , но вопрос был решен британскими записями и журналом боевых действий Йорка , обнаруженным итальянскими военно-морскими офицерами, которые поднялись на борт полузатонувшего крейсера после захвата Крита. Сообщение от Портала капитан своему главному инженеру гласило:

Пожалуйста, возьмите показания у всех людей, которые находились в котельном и машинном отделениях, когда корабль подвергся нападению 26-го числа, а также у всех людей, которые могут засвидетельствовать, что RA погибли, находясь в машинном отделении. Я хотел бы, чтобы вы также сделали приблизительные записи сейчас, пока события еще свежи в вашей памяти, последовательности отчетов об ущербе и оценок с течением времени. Также журнал событий с момента начала откачки. РП [ 22 ]

В 1957 году отставной адмирал Марк Антонио Брагадин написал, что он поднимался на борт «Йорка» во время оккупации Крита, до прибытия немцев, и обнаружил записи, которые показали, что «Йорк» затонул до того, как люфтваффе атаковали корабль. Повреждения надстройки корабля были вызваны британскими подрывными зарядами, а не бомбами Люфтваффе . [ 23 ] В 2001 году Дэвид Томас объяснил потерю Йорка X-MAS, а не немцами. [ 24 ]

Последующие события

[ редактировать ]

Йорк был выведен из строя и сел на мель, хотя его зенитные орудия все еще обеспечивали противовоздушную защиту гавани. 21 марта два дайвера, оценивавшие ущерб, чуть не погибли во время воздушного налета. Спасательная операция с участием подводной лодки HMS Rover , отправленной из Александрии для оказания помощи Йорку с подачей электроэнергии, была прекращена из-за интенсивности воздушных атак, которые повредили подводную лодку и вынудили ее вернуться в Египет. [ 25 ] Крейсер был эвакуирован, а его основные орудия были повреждены подрывными зарядами экипажа перед битвой за Крит . [ 26 ] «Перикл» был взят на буксир эсминцами, но во время шторма разломился на две части и был потоплен артиллерийским огнем 14 апреля 1941 года в 35 морских милях (65 км; 40 миль) к северо-западу от Александрии. [ 27 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Студенты учебной школы «Гамма», начало которой было положено в сентябре 1940 года, прошли строгий десятимесячный курс; около пятидесяти выпускников прошли операции во время войны. [ 4 ]
  1. ^ Крочиани и Баттистелли 2013 , с. 8.
  2. ^ Крочиани и Баттистелли 2013 , стр. 8–10.
  3. ^ Jump up to: а б Крочиани и Баттистелли 2013 , стр. 12–13.
  4. ^ Крочиани и Баттистелли 2013 , с. 12.
  5. ^ Крочиани и Баттистелли 2013 , стр. 13–14.
  6. ^ Крочиани и Баттистелли 2013 , с. 15.
  7. ^ Crociani & Battistelli 2013 , Форзац.
  8. ^ Боргезе 1995 , с. 77.
  9. ^ Джордан 2006 , стр. 14, 83, 98, 334, 448, 495.
  10. ^ Грин и Массиньяни, 2015 , с. 78.
  11. ^ Jump up to: а б Грин и Массиньяни, 2015 , стр. 78, 81–82, 80, 83–84.
  12. ^ Jump up to: а б Браун 1995 , с. 42.
  13. ^ Jump up to: а б Дженнингс 2018 , с. 158.
  14. ^ Адмиралтейство 1952 , с. 59.
  15. ^ Jump up to: а б Грин и Массиньяни, 2015 , стр. 81–82, 80, 83–84.
  16. ^ Playfair 2004 , с. 61.
  17. ^ Роскилл 1957 , с. 424.
  18. ^ Jump up to: а б Грин и Массиньяни, 2015 , с. 80.
  19. ^ Джордан 2006 , с. 334; Боргезе 1995 , с. 80.
  20. ^ Грин и Массиньяни 2002 , с. 141.
  21. ^ Грин и Массиньяни 2015 , стр. 83–84.
  22. ^ Боргезе 1995 , с. 83.
  23. ^ Брагадин 1957 , с. 279.
  24. ^ Томас 2001 , с. 56.
  25. ^ «HMS York (90) [+1941]» . www.recksite.eu .
  26. ^ Боргезе 1995 , стр. 83–84.
  27. ^ Джордан 2006 , стр. 334, 563.
  • Боргезе, Дж. Валерио (1995). Морские дьяволы: коммандос итальянского флота во Второй мировой войне . Классика морской литературы. Перевод Кле, Джеймс. Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN  1-55750-072-Х .
  • Брагадин, Марк'Антонио (1957). Итальянский флот во Второй мировой войне Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. ISBN  0-405-13031-7 .
  • Браун, Дэвид (1995) [1990]. Потери военных кораблей во Второй мировой войне (2-е изд.). Лондон: Arms and Armor Press. ISBN  978-1-85409-278-6 .
  • Крочиани, П.; Баттистелли, ПП (2013). Элитные подразделения и силы специального назначения ВМС и ВВС Италии, 1940–45 . Элита (№ 191) (изд. ePub). Оксфорд: Оспри. ISBN  978-1-78096-372-3 .
  • Грин, Джек; Массиньяни, Алессандро (2002). Морская война в Средиземноморье, 1940–1943 (под ред. PBK). Лондон: Чатем. ISBN  1-86176-190-2 .
  • Грин, Джек; Массиньяни, Алессандро (2015). Черный принц: Джунио Валерио Боргезе и X Mas [ Черный принц: Джунио Валерио Боргезе и X Mas ] (на итальянском языке). Перевод Альвера, Эмануэлы. Mondadori Editore SpA Милан: ISBN  978-8-85-208209-2 .
  • Корабли HM, поврежденные или потопленные в результате действий противника с 3 сентября 1939 г. по 2 сентября 1945 г. Лондон: Адмиралтейство: директор военно-морского строительства. 1952. OCLC   38570200 .
  • Дженнинг, Кристиан (2018). Третий Рейх слушает: Взлом немецких кодов изнутри, 1939–45 . Оксфорд: Блумсбери. ISBN  978-1-4728-2952-8 .
  • Джордан, Роджер В. (2006) [1999]. Торговый флот мира, 1939 год: особенности и судьбы 6000 кораблей во время войны (2-е изд.). Лондон: Чатем/Лайонел Левенталь. ISBN  978-1-86176-293-1 .
  • Плейфэр, ИСО; и др. (2004) [1956]. Батлер, JRM (ред.). Средиземноморье и Ближний Восток: Немцы приходят на помощь своему союзнику (1941) . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства. Том. II (pbk. repr. Naval & Military Press, изд. Акфилда). Лондон: HMSO. ISBN  978-1-84574-066-5 .
  • Роскилл, SW (1957) [1954]. Батлер, JRM (ред.). Война на море 1939–1945: Оборона . Военная серия Соединенного Королевства по истории Второй мировой войны. Том. Я (4-е изд.). Лондон: HMSO. ОСЛК   881709135 .
  • Томас, Дэвид (2001) [1972]. Крит 1941 год, Морское сражение . Афины: Группа Эфстатиадиса. ISBN  978-9-60-226085-2 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Грин, Джек; Массиньяни, Алессандро (2004). Черный принц и морские дьяволы: история Валерио Боргезе и элитных подразделений Децима Мас . Кембридж, Массачусетс: Da Capo Press. ISBN  978-0-306-81311-5 .
  • Садкович, Джеймс (1994). Итальянский флот во Второй мировой войне . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN  0-313-28797-Х .
  • Шофилд, Уильям (2004). Водолазы: Первые сражения . Уэлсли, Массачусетс: Branden Books. ISBN  0-8283-2088-8 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f1da9f7c6dad130ca942ec04b0a3a61d__1722857820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f1/1d/f1da9f7c6dad130ca942ec04b0a3a61d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Raid on Souda Bay - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)