HMS Суперб (1907)
![]() Превосходно стоит на якоре, вскоре после завершения строительства в 1909 году.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | превосходно |
Заказал | 26 декабря 1906 г. |
Строитель | Армстронг Уитворт , Элсвик |
Заложен | 6 февраля 1907 г. |
Запущен | 7 ноября 1907 г. |
Введен в эксплуатацию | 29 мая 1909 г. |
Выведен из эксплуатации | 26 марта 1920 г. |
Не работает | Май 1922 г. |
Судьба | Продан на металлолом , декабрь 1922 г. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | «Беллерофонт» типа Линкор-дредноут |
Смещение | 18 596 длинных тонн (18 894 т ) (нормальный) |
Длина | 526 футов (160,3 м) ( о/а ) |
Луч | 82 футов 6 дюймов (25,1 м) |
Черновик | 27 футов (8,2 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 × вала; 2 × паротурбинные установки |
Скорость | 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час) |
Диапазон | 5720 миль (10590 км; 6580 миль) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 840 |
Вооружение |
|
Броня |
HMS Superb был одним из трёх «Беллерофон», типа линкоров- дредноутов построенных для Королевского флота в первом десятилетии 20-го века. Почти всю свою карьеру она провела в составе Домашнего и Великого флотов . Помимо участия в Ютландской битве в мае 1916 года и безрезультатных боевых действиях 19 августа , ее служба во время Первой мировой войны в основном состояла из обычного патрулирования и тренировок в Северном море .
«Суперб» был передан Средиземноморскому флоту в октябре 1918 года и стал его флагманом . Она поддерживала силы союзников в Средиземном и Черном морях после окончания войны в ноябре. Корабль был признан устаревшим и по возвращении домой в начале 1919 года был выведен в резерв , а затем использовался в качестве учебного корабля . Superb использовался для артиллерийских экспериментов в 1920 году, а затем стал кораблем-мишенью в 1922 году. В конце того же года корабль был продан на металлолом и разобран в 1923 году.
Дизайн и описание
[ редактировать ]Дизайн класса «Беллерофон» был заимствован у революционного [ Примечание 1 ] линкор HMS Dreadnought , с небольшим увеличением размеров, бронированием и более мощным дополнительным вооружением . [ 2 ] Superb имел общую длину 526 футов (160,3 м), ширину 82 фута 6 дюймов (25,1 м) и нормальную осадку 27 футов (8,2 м). [ 3 ] Его водоизмещение 18 596 длинных тонн (18 894 т ) при нормальной нагрузке и 22 359 длинных тонн (22 718 т) при глубокой загрузке . В 1914 году ее экипаж насчитывал 840 офицеров и рядовых . [ 4 ]

» «Беллерофон приводился в движение двумя комплектами Парсонса с прямым приводом паровых турбин , каждая из которых приводила в движение два вала, используя пар от восемнадцати котлов Ярроу . Турбины имели мощность на валу 23 000 лошадиных сил (17 000 кВт ) и были предназначены для обеспечения максимальной скорости корабля 21 узел (39 км / ч; 24 мили в час). Во время 2 Superb апреля 1909 года ходовых испытаний он достиг максимальной скорости 21,56 узла (39,93 км/ч; 24,81 миль в час) при мощности 27 407 л.с. (20 437 кВт). На корабле было достаточно угля и мазута , чтобы обеспечить дальность полета 5720 морских миль (10 590 км; 6580 миль) при крейсерской скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). [ 5 ]
Вооружение и броня
[ редактировать ]Класс «Беллерофон» был оснащен десятью казнозарядными (BL) 12-дюймовыми (305-мм) орудиями Mk X в пяти двухорудийных башнях , три по центральной линии и две оставшиеся в качестве крыльевых . Центральные башни имели обозначения «A», «X» и «Y» спереди назад, а башни левого и правого крыла - «P» и «Q» соответственно. Вспомогательное, или противоторпедное вооружение , состояло из 16 4-дюймовых (102-мм) орудий BL Mk VII в одиночных установках. По две таких пушки были установлены на крышах носовой и кормовой центральных башен и крыльевых турелей в неэкранированных установках, а остальные восемь располагались в надстройке . [ 6 ] [ Примечание 2 ] Корабли также были оснащены тремя 18-дюймовыми (450-мм) торпедными аппаратами , по одному на каждом борте и третьем в корме . [ 3 ]
Корабли класса «Беллерофон» имели ватерлинию из цементированной брони Круппа толщиной 10 дюймов (254 мм) между носовой и кормовой частью барбетов . Толщина трех бронепалубы составляла от 0,75 до 4 дюймов (от 19 до 102 мм). Торцы башен ГК имели толщину 11 дюймов (279 мм), а башни поддерживались барбетами толщиной 9–10 дюймов (229–254 мм). [ 10 ]
Модификации
[ редактировать ]Орудия на крыше носовой башни были перенесены на надстройку в 1914 г., а орудия крыльевых башен перемонтированы в кормовую надстройку в 1914–1915 гг.; все четырехдюймовые орудия надстройки были закрытыми для лучшей защиты экипажей. одна трехдюймовая (76-мм) зенитная (зенитная) пушка Кроме того, на бывшей прожекторной платформе между кормовыми башнями была добавлена . Вскоре после этого были сняты орудия кормовой башни и одна пара надстроек. Примерно в то же время на кормовой крыше башни установили еще одну трехдюймовую зенитную пушку. [ 11 ]
К маю 1915 года руководитель управления огнем . был установлен высоко на передней треножной мачте [ 12 ] и примерно 23 длинных тонны (23 т) дополнительной палубной брони было добавлено после Ютландской битвы год спустя. К апрелю 1917 года Superb заменил трехдюймовую зенитную пушку на башне Y на четырехдюймовую пушку, а кормовой торпедный аппарат был удален. с большим углом обзора В 1918 году был установлен дальномер , кормовая четырехдюймовая пушка правого борта была снята, а четырехдюймовая зенитная пушка была перенесена на ют . К этому времени на корабле было установлено 11 четырехдюймовых орудий, а также одно трех- и одно четырехдюймовое зенитное орудие. После окончания войны оба зенитных орудия были сняты. [ 13 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]
Superb стал восьмым кораблем ее имени, служившим в Королевском флоте. [ 14 ] Корабль был заказан 26 декабря 1906 года. [ 15 ] и был заложен Армстронгом Уитвортом на верфи в Элсвике 6 февраля 1907 года. Он был спущен на воду 7 ноября и завершен в мае 1909 года. [ 7 ] С учетом вооружения ее стоимость по разным оценкам составляет фунтов стерлингов . 1 676 529 [ 4 ] или 1 641 114 фунтов стерлингов. [ 8 ] Superb был введен в строй 29 мая 1909 года и приписан к 1-й дивизии Флота Метрополии под командованием капитана Фредерика Тюдора . Она была рассмотрена королем Эдуардом VII и царем Николаем II во время недели Кауса 31 июля. Корабль участвовал в маневрах флота в апреле и июле, прежде чем начать ремонт в конце 1910 года в Портсмуте . [ 15 ] Капитан Герберт Хит сменил Тюдора 16 августа. [ 16 ] Суперб принял участие в совместных учениях Средиземноморского, Внутреннего и Атлантического флотов в январе 1911 года и присутствовал во время коронационного смотра флота короля Георга V в Спитхеде 24 июня. [ 17 ] Хита сменил капитан Эрнест Гонт . 22 сентября [ 16 ] 1 мая 1912 года 1-я дивизия была переименована в 1-ю боевую эскадрилью (БС). Корабль присутствовал на Парламентском военно-морском обозрении 9 июля в Спитхеде, а затем участвовал в маневрах в октябре. [ 17 ] 30 апреля 1913 года командование принял капитан Джордж Хоуп . [ 16 ] В июле следующего года эскадрилья посетила Шербур , Франция. [ 17 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]Superb принял участие в тестовой мобилизации и проверке флота с 17 по 20 июля 1914 года в рамках британского ответа на июльский кризис . Прибыв в Портленд 27 июля, ему было приказано проследовать с остальной частью флота метрополии в Скапа-Флоу через два дня. [ 17 ] для защиты флота от возможного внезапного нападения Германии . [ 18 ] Капитан Прайс Льюис вновь пережил Хоуп 28 июля. [ 19 ] В августе, после начала Первой мировой войны , Флот метрополии был реорганизован в Великий флот и передан под командование адмирала Джона Джеллико . Большая их часть на короткое время базировалась (с 22 октября по 3 ноября) в Лох-Суилли , Ирландия, в то время как оборона в Скапе была усилена. [ 20 ] Льюис был освобожден от должности 4 ноября по состоянию здоровья и умер через пять дней от болезни почек . Капитан Рудольф Бентинк принял командование кораблем 6-го числа. [ 19 ] Вечером 22 ноября Великий флот провел безрезультатное зачистку южной половины Северного моря , во время которой «Суперб» стоял с основными силами на поддержке -адмирала Дэвида Битти вице 1-й эскадры линейных крейсеров . К 27 ноября флот вернулся в порт Скапа-Флоу. [ 20 ] [ Примечание 3 ] 1-я BS курсировала к северо-западу от Шетландских островов и 8–12 декабря провела артиллерийские учения. Четыре дня спустя Великий флот совершил вылет во время немецкого рейда на Скарборо, Хартлпул и Уитби , но не смог установить контакт с Флотом открытого моря . Суперб и остальная часть Великого флота провели еще одну зачистку Северного моря 25–27 декабря. [ 21 ]

Корабль покинул Скапа-Флоу для ремонта турбин в Портсмуте 18 января 1915 года и вернулся в свою эскадру 11 марта. [ 22 ] В это время капитан Эдмонд Хайд Паркер . Бентинка сменил [ 16 ] 7–10 марта Великий флот совершил зачистку северной части Северного моря, в ходе которой провел учебные маневры. Еще один такой круиз состоялся 16–19 марта. 11 апреля флот патрулировал центральную часть Северного моря и вернулся в порт 14 апреля; еще одно патрулирование в этом районе состоялось 17–19 апреля, после чего 20–21 апреля прошли артиллерийские учения у Шетландских островов. 17–19 и 29–31 мая он совершил дальнейшие заходы в центральную часть Северного моря, не встретив немецких судов. [ 23 ] «Суперб» пришлось сопровождать из Девонпорта 16 июня после завершения ремонта. [ 24 ] [ Примечание 4 ] Великий флот провел тренировки у Шетландских островов, начиная с 11 июля. 2–5 сентября флот отправился в очередной поход в северную часть Северного моря и провел артиллерийские учения. В течение оставшейся части месяца флот проводил многочисленные учения, прежде чем 13–15 октября совершить еще один заход в Северное море. Почти три недели спустя Superb участвовал в еще одной операции по тренировке флота к западу от Оркнейских островов, проходившей 2–5 ноября. [ 25 ] Через пять дней корабль был передан в состав 4-й боевой эскадры . [ 17 ]
26 февраля 1916 года флот отправился в круиз по Северному морю; Джеллико намеревался использовать Харвичские силы крейсеров . и эсминцев для прочесывания Гельголандской бухты , но плохая погода помешала операциям в южной части Северного моря В результате операция ограничилась северной оконечностью моря. Еще одна зачистка началась 6 марта, но на следующий день ее пришлось прекратить, поскольку погода стала слишком суровой для сопровождающих эсминцев. В ночь на 25 марта «Суперб» и остальная часть флота отплыли из Скапа-Флоу, чтобы поддержать линейные крейсеры Битти и другие легкие силы, совершившие набег на базу немецких цеппелинов в Тондерне . К тому времени, когда Великий флот подошел к этому району 26 марта, британские и немецкие войска уже разошлись, и легкому кораблю угрожал сильный шторм , поэтому флоту было приказано вернуться на базу. 21 апреля Большой флот провел демонстрацию у рифа Хорнс, чтобы отвлечь немцев, в то время как Императорский флот России восстанавливал свои оборонительные минные поля в Балтийском море. . Флот вернулся в Скапа-Флоу 24 апреля и дозаправился, прежде чем двинуться на юг в ответ на сообщения разведки о том, что немцы собирались начать набег на Лоустофт , но прибыли в этот район только после того, как немцы отошли. 2–4 мая флот провел еще одну демонстрацию у рифа Хорнс, чтобы сосредоточить внимание Германии на Северном море. [ 26 ] Когда позже в том же месяце дредноут « Император Индии» начал ремонт, он был заменен « Супербом» в качестве флагмана 3-й дивизии 4-й БС под командованием контр-адмирала Александра Даффа . [ 17 ]
Ютландская битва
[ редактировать ]
В попытке выманить и уничтожить часть Великого флота, Флот открытого моря, состоящий из 16 дредноутов, 6 преддредноутов и кораблей поддержки, покинул Нефритовую бухту рано утром 31 мая. Флот действовал вместе с контр-адмирала Франца фон Хиппера пятью линейными крейсерами Королевского флота . Комната 40 перехватила и расшифровала немецкий радиопереговор, содержащий планы операции. В ответ Адмиралтейство приказало Великому флоту, насчитывавшему около 28 дредноутов и 9 линейных крейсеров, совершить накануне вечером вылазку, чтобы отрезать и уничтожить Флот открытого моря. [ 27 ]
31 мая «Суперб» стал одиннадцатым кораблем во главе боевой линии после развертывания. [ 17 ] В ходе первого этапа генерального боя в 18:26 корабль открыл огонь из главных орудий. [ Примечание 5 ] по подбитому легкому крейсеру SMS Wiesbaden , заявив о нескольких попаданиях. В 19:17 корабль произвел семь залпов по линейному крейсеру СМС «Дерффлингер» , но ни одного попадания не сделал. Это был последний раз, когда корабль стрелял из орудий во время боя. Она не получила повреждений и выпустила в общей сложности 54 двенадцатидюймовых снаряда (38 осколочно-фугасных и 16 обычных остроконечных с насадкой ) во время боя. [ 28 ]
Последующая деятельность
[ редактировать ]18 августа Великий флот совершил вылет, чтобы устроить засаду Флоту открытого моря, пока он продвигался в южную часть Северного моря, но ряд недоразумений и ошибок помешали Джеллико перехватить немецкий флот до того, как он вернулся в порт. Два легких крейсера были потоплены немецкими подводными лодками во время операции, что побудило Джеллико принять решение не рисковать основными частями флота к югу от 55 ° 30 'северной широты из-за преобладания немецких подводных лодок и мин . Адмиралтейство согласилось и оговорило, что Великий флот не будет совершать вылазку, если немецкий флот не попытается вторгнуться в Британию или не будет большой вероятности, что он может быть вынужден вступить в бой при подходящих условиях. [ 29 ] Суперб в это время проводил переоборудование и в этой акции не участвовал. [ 30 ] 2 января 1918 года Хайда Паркера сменил капитан Сидни Друри-Лоу. [ 16 ] его перевели командовать линкором «Монарх» . до того, как 3 апреля [ 31 ] В том же месяце корабль начал ремонт, а в июне был снова введен в эксплуатацию. [ 17 ] Капитан Стивен Рэдклифф принял командование кораблем 22 июня и оставался им до 15 декабря 1919 года. [ 16 ]

В октябре 1918 года «Суперб» и его однотипный корабль « Темерайр » были переданы Средиземноморскому флоту. [ 32 ] и «Суперб» стал флагманом своего командира, вице-адмирала сэра Сомерсета Гоф-Калторпа , по прибытии в Мудрос 31 октября. Корабль возглавил эскадру союзников, вошедшую в Османской империи столицу Константинополь 13 ноября после Мудросского перемирия . Месяц спустя Гоф-Калторп поручил Супербу предоставить экипаж для российского эсминца «Дерзкий» , который был передан союзникам немцами после перемирия 11 ноября . 4 декабря корабль переправил Гоф-Калторпа в Одессу , Россия, для проверки ситуации там; он совершил еще один такой визит в Порт-Саид , Египет, в конце марта 1919 года. [ 33 ]
В следующем месяце он был освобожден и отплыл в Англию, а был переведен в резерв в Ширнессе по прибытии 26 апреля , поскольку он полностью устарел по сравнению с последними дредноутами. В сентябре «Суперб» стал учебным артиллерийским кораблем, пока в декабре его не освободили от этой обязанности. Корабль был выписан на утилизацию 26 марта 1920 года в Норе и в декабре использовался для артиллерийских экспериментов. Начиная с мая 1922 года, в течение следующих нескольких месяцев он использовался в качестве корабля-мишени. В декабре он был продан компании Stanlee Shipbreaking Company, но не был отбуксирован в Дувр для сноса до 7 апреля 1923 года. [ 17 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ «Дредноут » был первым линкором с однородным основным вооружением и на момент постройки самым мощным и быстрым линкором в мире. Она сделала все остальные линкоры устаревшими и дала свое имя всем последующим линкорам своего типа. [ 1 ]
- ^ Источники расходятся во мнениях относительно типа и состава вторичного вооружения. Берт утверждает, что это были старые скорострельные орудия QF Mark III. [ 4 ] Ни в одной книге Престона этот тип не указан, но он называет их скорострельными. [ 3 ] [ 7 ] Паркс также не называет тип, но говорит, что это были орудия 50-го калибра. [ 8 ] и Престон соглашается. [ 7 ] Фридман показывает QF Mark III как орудие 40-го калибра и утверждает, что орудием BL Mark VII 50-го калибра были вооружены все ранние дредноуты. [ 9 ]
- ↑ В своей книге 1919 года Джеллико обычно называл конкретные корабли только тогда, когда они предпринимали отдельные действия. Обычно он имел в виду Гранд Флит в целом или по эскадрильям и, если не указано иное, в данной статье предполагается, что Суперб участвует в деятельности Гранд Флита.
- ^ Дата начала ремонта недоступна, поэтому корабль мог не присутствовать на некоторых из предыдущих мероприятий.
- ^ Время, используемое в этом разделе, указано по UT , что на один час отстает от CET , которое часто используется в немецких работах.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Констам, стр. 4–5
- ^ Берт, с. 75
- ^ Jump up to: а б с Престон 1972, с. 122
- ^ Jump up to: а б с Берт, с. 64
- ^ Берт, стр. 31, 64, 68.
- ^ Паркс, стр. 498–99.
- ^ Jump up to: а б с Престон 1985, с. 22
- ^ Jump up to: а б Паркс, с. 498
- ^ Фридман, стр. 97–98.
- ^ Берт, стр. 62, 64; Паркс, с. 498
- ^ Берт, стр. 68–69.
- ^ Брукс, с. 168
- ^ Берт, стр. 69–70.
- ^ Колледж, с. 337
- ^ Jump up to: а б Берт, с. 72
- ^ Jump up to: а б с д и ж «HMS Superb (1907)» . Проект «Дредноут» . Проверено 31 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Берт, с. 73
- ^ Мэсси, с. 19
- ^ Jump up to: а б «Прайс Воан Льюис» . Проект «Дредноут» . Проверено 31 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Джеллико, стр. 163–65
- ^ Джеллико, стр. 172, 179, 183–84
- ^ Джеллико, с. 192
- ^ Джеллико, стр. 190, 206, 211–12, 217–19
- ^ Монография № 29, с. 264
- ^ Джеллико, стр. 228, 243, 246, 250, 253
- ^ Джеллико, стр. 271, 275, 279–80, 284, 286–90
- ^ Таррант, стр. 54–55, 57–58.
- ^ Кэмпбелл, стр. 157, 196, 208, 346, 349.
- ^ Халперн 1995, стр. 330–32.
- ^ Монография № 33, с. 258
- ^ «Сидни Роберт Друри-Лоу» . Проект «Дредноут» . Проверено 31 декабря 2017 г.
- ^ Ньюболт, с. 353
- ^ Берт, с. 73; Халперн 2011, стр. 3, 12, 14–15, 17–18, 25.
Библиография
[ редактировать ]- Брукс, Джон (1996). «Перси Скотт и режиссер». В Маклине, Дэвид; Престон, Энтони (ред.). Военный корабль 1996 года . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 150–170. ISBN 0-85177-685-Х .
- Берт, Р.А. (1986). Британские линкоры Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-863-8 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1986). Ютландия: анализ боевых действий . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-324-5 .
- Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны: пушки, торпеды, мины и противолодочное оружие всех наций; Иллюстрированный справочник . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Халперн, Пол , изд. (2011). Средиземноморский флот 1920–1929 гг . Публикации Общества военно-морских рекордов. Том. 158. Фарнем, Суррей, Великобритания: Ашгейт. ISBN 978-1-4094-2756-8 .
- Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-352-4 .
- Джеллико, Джон (1919). Большой флот, 1914–1916: его создание, развитие и работа . Нью-Йорк: Компания Джорджа Х. Дорана. OCLC 13614571 .
- Констам, Ангус (2013). Британские линкоры 1914-18 (1): ранние дредноуты . Новый Авангард. Том. 200. Ботли, Великобритания: Скопа. ISBN 978-1-78096-167-5 .
- Мэсси, Роберт К. (2003). Стальные замки: Великобритания, Германия и победа в Великой войне на море . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 0-679-45671-6 .
- Монография № 29: Домашние воды – Часть IV: С февраля по июль 1915 г. (PDF) . Монографии штаба ВМФ (исторические). Том. XIII. Отдел штаба, подготовки и штабных обязанностей ВМФ. 1925. OCLC 220734221 .
- Монография № 33: Домашние воды, Часть VII: С июня 1916 г. по ноябрь 1916 г. (PDF) . Монографии штаба ВМФ (исторические). Том. XVII. Отдел штаба, подготовки и штабных обязанностей ВМФ. 1927. OCLC 220734221 .
- Ньюболт, Генри (1996) [1931]. Военно-морские операции . История Великой войны на основе официальных документов. Том. В. Нэшвилл, Теннесси: Battery Press. ISBN 0-89839-255-1 .
- Паркс, Оскар (1990) [1966]. Британские линкоры, Warrior с 1860 по Vanguard 1950: история проектирования, строительства и вооружения (новое и исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-075-4 .
- Престон, Энтони (1972). Линкоры Первой мировой войны: Иллюстрированная энциклопедия линкоров всех наций 1914–1918 годов . Нью-Йорк: Книги Галахада. ISBN 0-88365-300-1 .
- Престон, Энтони (1985). «Великобритания и силы Империи». В сером, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 1–104. ISBN 0-85177-245-5 .
- Таррант, В.Е. (1999) [1995]. Ютландия: немецкая перспектива: новый взгляд на великую битву, 31 мая 1916 г. Лондон: Брокгемптон Пресс. ISBN 1-86019-917-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]