HMS Беллерофон (1907)
![]() Беллерофон на ходу в 1909 году.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Беллерофонт |
Тезка | Беллерофонт |
Заказал | 30 октября 1906 г. |
Строитель | Верфь HM, Портсмут |
Заложен | 3 декабря 1906 г. |
Запущен | 27 июля 1907 г. |
Завершенный | февраль 1909 г. |
Введен в эксплуатацию | 27 февраля 1909 г. |
Судьба | Продан на металлолом , 8 ноября 1921 г. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | «Беллерофонт» типа Линкор-дредноут |
Смещение | 18 596 длинных тонн (18 894 т ) (нормальный) |
Длина | 526 футов (160,3 м) ( о/а ) |
Луч | 82 футов 6 дюймов (25,1 м) |
Черновик | 27 футов (8,2 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 4 × вала; 2 × паротурбинные установки |
Скорость | 21 узел (39 км/ч; 24 мили в час) |
Диапазон | 5720 миль (10590 км; 6580 миль) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 680–720 |
Вооружение |
|
Броня |
HMS Bellerophon был головным кораблем своего класса из трех линкоров-дредноутов, построенных для Королевского флота в первом десятилетии 20 века. Всю свою карьеру она провела в составе Домашнего и Великого флотов . Помимо участия в Ютландской битве в мае 1916 года и безрезультатных боевых действиях 19 августа , ее служба во время Первой мировой войны в основном состояла из обычного патрулирования и тренировок в Северном море . Корабль был признан устаревшим после войны и использовался в качестве учебного корабля, прежде чем был переведен в резерв . «Беллерофонт» был продан на металлолом в 1921 году и разобран в следующем году.
Дизайн и описание
[ редактировать ]
Дизайн класса «Беллерофон» был заимствован у революционного [ Примечание 1 ] линкор HMS Dreadnought , с небольшим увеличением размеров, бронированием и более мощным дополнительным вооружением . [ 2 ] «Беллерофон» имел общую длину 526 футов (160,3 м), ширину 82 фута 6 дюймов (25,1 м) и нормальную осадку 27 футов (8,2 м). [ 3 ] Его водоизмещение 18 596 длинных тонн (18 894 т ) при нормальной нагрузке и 22 359 длинных тонн (22 718 т) при глубокой загрузке . В 1909 году ее экипаж насчитывал 680 офицеров и рядовых , в 1910 году — 720. [ 4 ]
» «Беллерофон приводился в движение двумя комплектами «Парсонс» с прямым приводом паровых турбин , каждая из которых приводила в движение два вала, используя пар от восемнадцати котлов Babcock & Wilcox . Турбины имели мощность на валу 23 000 лошадиных сил (17 000 кВт ) и были предназначены для обеспечения максимальной скорости корабля 21 узел (39 км / ч; 24 мили в час). Во время Беллерофона » « ходовых испытаний 2 ноября 1908 года он достиг максимальной скорости 21,64 узла (40,08 км/ч; 24,90 миль в час) при мощности 26 836 л.с. (20 012 кВт). На корабле было достаточно угля и мазута , чтобы обеспечить дальность плавания 5720 морских миль (10 590 км; 6580 миль) при крейсерской скорости 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). [ 5 ]
Вооружение и броня
[ редактировать ]
Класс «Беллерофон» был оснащен десятью казнозарядными (BL) 12-дюймовыми (305-мм) орудиями Mk X в пяти двухорудийных башнях , три по центральной линии и оставшиеся две в качестве крыльевых . Центральные башни имели обозначения «A», «X» и «Y» спереди назад, а башни левого и правого крыла - «P» и «Q» соответственно. Вспомогательное, или противоторпедное вооружение , состояло из 16 4-дюймовых (102-мм) орудий BL Mk VII . По две таких пушки были установлены на крышах носовой и кормовой центральных башен и крыльевых турелей в неэкранированных установках, а остальные восемь располагались в надстройке . Все вспомогательные орудия находились в одиночных установках. [ 6 ] [ Примечание 2 ] Корабли также были оснащены тремя 18-дюймовыми (450-мм) торпедными аппаратами , по одному на каждом борте и третьем в корме . [ 3 ]
Корабли класса «Беллерофон» имели ватерлинию из цементированной брони Круппа толщиной 10 дюймов (254 мм) между носовой и кормовой частью барбетов . Толщина трех бронепалубы составляла от 0,75 до 4 дюймов (от 19 до 102 мм). Торцы башен главного калибра имели толщину 11 дюймов (279 мм), а башни поддерживались барбетами толщиной 9–10 дюймов (229–254 мм). [ 10 ]
Модификации
[ редактировать ]
Экспериментальная система управления огнем была установлена в передней прицельной крышке и прошла испытания в мае 1910 года. [ 11 ] Орудия на крыше носовой башни были перенесены в надстройку в 1913–1914 гг., а орудия на крыше крыльевых башен были перемонтированы в кормовую надстройку примерно через год; все четырехдюймовые орудия надстройки были закрытыми для лучшей защиты экипажей. одна трехдюймовая (76-мм) зенитная (зенитная) пушка Кроме того, на бывшей прожекторной платформе между кормовыми башнями была добавлена . Вскоре после этого были сняты орудия кормовой башни и одна пара надстроек. Примерно в то же время на кормовой крыше башни установили еще одну трехдюймовую зенитную пушку. [ 12 ]
К маю 1916 года директор был установлен высоко на передней треногой мачте , но к концу месяца, когда произошла Ютландская битва, он не был полностью подключен. [ 13 ] После боя было добавлено около 23 длинных тонн (23 т) дополнительной палубной брони. Где-то в течение года корабль был приспособлен для запуска воздушных змеев . К апрелю 1917 года «Беллерофон» заменил трехдюймовую зенитную пушку на башне «Y» на четырехдюймовую пушку, а кормовой торпедный аппарат был удален. с большим углом обзора В 1918 году был установлен дальномер , кормовая четырехдюймовая пушка правого борта была снята, а четырехдюймовая зенитная пушка была перенесена на ют . После окончания войны оба зенитных орудия были сняты. [ 14 ]
Строительство и карьера
[ редактировать ]
Беллерофонт был назван в честь мифического греческого героя Беллерофонта. [ 15 ] и был четвертым кораблем ее имени, служившим в Королевском флоте. [ 16 ] Корабль был заказан 30 октября 1906 года. [ 17 ] и был заложен на верфи HM Dockyard в Портсмуте 3 декабря 1906 года. Он был спущен на воду 27 июля 1907 года и завершен в феврале 1909 года. [ 7 ] С учетом вооружения ее стоимость по разным оценкам составляет фунт стерлингов . 1 763 491 [ 4 ] или 1 765 342 фунта стерлингов. [ 8 ] «Беллерофон» был введен в строй 20 февраля 1909 года под командованием капитана Хью Эван-Томаса и приписан к дивизии Нор Флота Метрополии, прежде чем в следующем месяце она была переименована в 1-ю дивизию. Он участвовал в маневрах объединенного флота в июне – июле и был принят королем Эдуардом VII и царем России Николаем II во время недели Коуса 31 июля. Корабль принимал участие в маневрах флота в апреле и июле. [ 17 ] а Эван-Томас был заменен капитаном Тревильяном Нэпьером 16 августа. [ 13 ] прежде чем она начала ремонт в конце 1910 года в Портсмуте . «Беллерофон» участвовал в совместных учениях Средиземноморского, Мексики и Атлантического флотов в январе 1911 года и был легко поврежден при столкновении с линейным крейсером «Инфлексибл» 26 мая. Корабль присутствовал во время коронационного смотра флота короля Георга V в Спитхеде 24 июня, а затем участвовал в учениях с Атлантическим флотом . Позже в том же году ее снова переоборудовали. 1 мая 1912 года 1-я дивизия была переименована в 1-ю боевую эскадрилью (БС). Корабль присутствовал в «Парламентском военно-морском обозрении» 9 июля в Спитхеде. [ 17 ] Капитан Чарльз Воган-Ли сменил Нэпьера 16 августа. [ 13 ] а затем «Беллерофонт» участвовал в маневрах в октябре. В ноябре она провела учения со Средиземноморским флотом и посетила Афины , Греция. [ 17 ] Воган-Ли был заменен капитаном Эдвардом Брюеном 18 августа 1913 года. [ 13 ] корабль был передан в состав 4-й боевой эскадры . 10 марта 1914 года [ 17 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]
«Беллерофон» принял участие в тестовой мобилизации и проверке флота с 17 по 20 июля 1914 года в рамках британского ответа на июльский кризис . Корабль находился в пути на плановый ремонт в Гибралтаре 26 июля, когда его отозвали для присоединения к флоту метрополии в Скапа-Флоу . она столкнулась с торговым судном SS St Clair у Оркнейских островов На следующий день , но получила незначительные повреждения. В августе, после начала Первой мировой войны , Флот метрополии был реорганизован в Большой флот . [ 17 ] и передан под командование адмирала Джона Джеллико . Большая их часть на короткое время базировалась (с 22 октября по 3 ноября) в Лох-Суилли , Ирландия, в то время как оборона в Скапе была усилена. Вечером 22 ноября Великий флот провел безрезультатное зачистку южной половины Северного моря ; «Беллерофонт» стоял вместе с основными силами для поддержки вице-адмирала Дэвида Битти 1-й эскадры линейных крейсеров . К 27 ноября флот вернулся в порт Скапа-Флоу. [ 18 ] [ Примечание 3 ] 16 декабря Великий флот совершил боевой вылет во время немецкого рейда на Скарборо, Хартлпул и Уитби , но не смог войти в контакт с Флотом открытого моря . «Беллерофон» и 4-й BS провели стрельбу к северу от Гебридских островов 24 декабря, а затем встретились с остальной частью Великого флота для еще одного зачистки Северного моря 25–27 декабря. [ 19 ]

Корабли Джеллико, в том числе «Беллерофон» , провели артиллерийские учения 10–13 января 1915 года к западу от Оркнейских и Шетландских островов . [ 20 ] Вечером 23 января основная часть Великого флота отправилась на поддержку линейных крейсеров Битти. [ 21 ] но они были слишком далеко, чтобы участвовать в последовавшей на следующий день битве при Доггер-Банке . 7–10 марта Великий флот совершил зачистку северной части Северного моря, в ходе которой провел учебные маневры. Еще один такой круиз состоялся 16–19 марта. 11 апреля флот патрулировал центральную часть Северного моря и вернулся в порт 14 апреля; еще одно патрулирование в этом районе состоялось 17–19 апреля, после чего 20–21 апреля прошли артиллерийские учения у Шетландских островов. [ 22 ]
В мае «Беллерофон» был переоборудован в Девонпорте . [ 17 ] В течение 11–14 июня флот провел артиллерийские учения и боевые учения к западу от Шетландских островов, а с 11 июля начались дополнительные учения у Шетландских островов. 2–5 сентября флот отправился в очередной поход в северную часть Северного моря и провел артиллерийские учения. В течение оставшейся части месяца Великий флот проводил многочисленные учения, прежде чем 13–15 октября совершить еще один заход в Северное море. Почти три недели спустя «Беллерофон» участвовал в еще одной операции по тренировке флота к западу от Оркнейских островов, проходившей 2–5 ноября. [ 23 ]
26 февраля 1916 года флот отправился в круиз по Северному морю; Джеллико намеревался использовать Харвичские силы крейсеров . и эсминцев для зачистки Гельголандской бухты , но плохая погода помешала операциям в южной части Северного моря В результате операция ограничилась северной оконечностью моря. Еще одна зачистка началась 6 марта, но на следующий день ее пришлось прекратить, поскольку погода стала слишком суровой для сопровождающих эсминцев . В ночь на 25 марта «Беллерофон» и остальная часть флота отплыли из Скапа-Флоу, чтобы поддержать линейные крейсеры Битти и другие легкие силы, совершившие набег на базу немецких цеппелинов в Тондерне . К тому времени, когда Великий флот подошел к этому району 26 марта, британские и немецкие войска уже разошлись, и легкому кораблю угрожал сильный шторм , поэтому флоту было приказано вернуться на базу. 21 апреля Большой флот провел демонстрацию у рифа Хорнс, чтобы отвлечь немцев, в то время как Императорский флот России восстанавливал оборонительные минные поля в районе рифа Хорнс. Балтийское море . Флот вернулся в Скапа-Флоу 24 апреля и дозаправился, прежде чем двинуться на юг в ответ на сообщения разведки о том, что немцы собирались начать рейд на Лоустофт , но прибыли в этот район только после того, как немцы отошли. 2–4 мая флот провел еще одну демонстрацию у рифа Хорнс, чтобы сосредоточить внимание Германии на Северном море. [ 24 ]
Ютландская битва
[ редактировать ]
В попытке выманить и уничтожить часть Великого флота, Флот открытого моря, состоящий из 16 дредноутов, 6 преддредноутов и кораблей поддержки, покинул Нефритовую бухту рано утром 31 мая. Флот плыл совместно с пятью линейными крейсерами вице-адмирала Франца Хиппера . Королевского флота Комната 40 перехватила и расшифровала немецкий радиопереговор, содержащий планы операции. В ответ Адмиралтейство приказало Великому флоту, насчитывавшему около 28 дредноутов и 9 линейных крейсеров, совершить накануне вечером вылазку, чтобы отрезать и уничтожить Флот открытого моря. [ 25 ]
31 мая «Беллерофонт» стал четырнадцатым кораблем в начале боевой линии после развертывания. [ 17 ] корабль периодически обстреливал подбитый легкий крейсер SMS Wiesbaden . В ходе первого этапа генерального боя с 18:25 [ Примечание 4 ] и, возможно, в это время вступил в бой с немецкими дредноутами, но не утверждал, что что-либо поразил. В 19:17 корабль открыл огонь по линейному крейсеру СМС « Дерффлингер» и нанес одно попадание, отлетевшее от боевой рубки. Единственное существенное повреждение, нанесенное бронебойным бронебойным снарядом (БТР), было осколком, повредившим дальномер в башне «Б». Примерно через десять минут «Беллерофон» вступил в бой с несколькими немецкими флотилиями безрезультатно эсминцев своим основным вооружением. Это был последний раз, когда корабль стрелял из орудий во время боя. Она не получила повреждений и за время боя выпустила в общей сложности 62 двенадцатидюймовых снаряда (42 БТР и 21 обычный остроконечный, навершие ) и 14 снарядов из своих четырехдюймовых орудий. [ 26 ]
Последующая деятельность
[ редактировать ]18 августа Великий флот совершил вылет, чтобы устроить засаду Флоту открытого моря, пока он продвигался в южную часть Северного моря, но ряд недоразумений и ошибок помешали Джеллико перехватить немецкий флот до того, как он вернулся в порт. Два легких крейсера были потоплены немецкими подводными лодками во время операции, что побудило Джеллико принять решение не рисковать основными частями флота к югу от 55 ° 30 'северной широты из-за преобладания немецких подводных лодок и мин . Адмиралтейство согласилось и оговорило, что Великий флот не будет совершать вылазку, если немецкий флот не попытается вторгнуться в Британию или не будет большой вероятности, что он может быть вынужден вступить в бой при подходящих условиях. [ 27 ] 31 августа Брюэна сменил капитан Хью Уотсон . [ 13 ]

В июне-сентябре 1917 года «Беллерофон» служил младшим флагманом 4-й БС, плавая под флагом контр-адмирала Роджера Кейса , а затем контр-адмирала Дугласа Николсона , в то время как штатный флагман « Колосс » находился на переоборудовании. [ 13 ] Корабль присутствовал в Скапа-Флоу, когда 9 июля на линкоре «Авангард » взорвались магазины , и его лодки спасли двоих из трех выживших. На ее палубу упал большой обломок. [ 28 ] Капитан Винсент Молтено принял командование 13 февраля 1918 года. [ 13 ] Вместе с остальной частью Великого флота он совершил вылет во второй половине дня 23 апреля после того, как радиопередачи показали, что Флот открытого моря находился в море после неудачной попытки перехватить регулярный британский конвой, направлявшийся в Норвегию. Немцы слишком далеко опередили англичан, и выстрелов не последовало. [ 29 ] Капитан Фрэнсис Митчелл сменил Молтено 12 октября. [ 13 ] Корабль присутствовал в Росайте , Шотландия, когда немецкий флот капитулировал 21 ноября, а «Беллерофон» стал учебным артиллерийским кораблем в Норе, поскольку он был полностью устаревшим по сравнению с новейшими дредноутами. [ 17 ] Митчелла сменил капитан Хамфри Боуринг . 15 марта [ 13 ] 25 сентября он был заменен в качестве учебного корабля своим однотипным кораблем « Суперб» и переведен в резерв в Девонпорте, где «Беллерофон» начал ремонт, который длился до начала января 1920 года. Корабль планировалось списать в марте 1921 года и выставить на продажу 14 августа. «Беллерофон» был продан компании Slough Trading Co. 8 ноября 1921 года за 44 000 фунтов стерлингов и перепродан немецкой компании в сентябре 1922 года. Корабль на буксире отправился из Плимута в Германию 14 сентября и впоследствии был разобран. [ 30 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ «Дредноут » был первым линкором с однородным основным вооружением и на момент постройки самым мощным и быстрым линкором в мире. Она сделала все остальные линкоры устаревшими и дала свое имя всем последующим линкорам своего типа. [ 1 ]
- ^ Источники расходятся во мнениях относительно типа и состава вторичного вооружения. Берт утверждает, что это были старые скорострельные орудия QF Mark III. [ 4 ] Ни в одной книге Престона этот тип не указан, но он называет их скорострельными. [ 3 ] [ 7 ] Паркс также не называет тип, но говорит, что это были орудия 50-го калибра. [ 8 ] и Престон соглашается. [ 7 ] Фридман показывает QF Mark III как орудие 40-го калибра и утверждает, что орудием BL Mark VII 50-го калибра были вооружены все ранние дредноуты. [ 9 ]
- ↑ В своей книге 1919 года Джеллико обычно называл конкретные корабли только тогда, когда они предпринимали отдельные действия. Обычно он имел в виду Большой флот в целом или по эскадрам и, если не указано иное, в данной статье предполагается, что «Беллерофонт» участвует в деятельности Великого флота.
- ^ Время, используемое в этом разделе, указано по UT , что на один час отстает от CET , которое часто используется в немецких работах.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Констам, стр. 4–5
- ^ Берт, с. 75
- ^ Jump up to: а б с Престон 1972, с. 122
- ^ Jump up to: а б с Берт, с. 64
- ^ Берт, стр. 31, 64, 68.
- ^ Паркс, стр. 498–499.
- ^ Jump up to: а б с Престон 1985, с. 22
- ^ Jump up to: а б Паркс, с. 498
- ^ Фридман, стр. 97–98.
- ^ Берт, стр. 62, 64; Паркс, с. 498
- ^ Брукс, с. 48
- ^ Берт, стр. 66, 68–69.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «HMS Bellerophon (1907)» . Проект «Дредноут» . Проверено 17 февраля 2017 г. .
- ^ Берт, стр. 69–70.
- ^ Сильверстоун, с. 217
- ^ Колледж, с. 36
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Берт, с. 71
- ^ Джеллико, стр. 163–65
- ^ Джеллико, стр. 179, 182–84
- ^ Джеллико, с. 190
- ^ Монография № 12, с. 224
- ^ Джеллико, стр. 194–96, 206, 211–12
- ^ Джеллико, стр. 217–19, 221–22, 228, 243, 246, 250, 253
- ^ Джеллико, стр. 271, 275, 279–80, 284, 286–90
- ^ Таррант, стр. 54–55, 57–58.
- ^ Кэмпбелл, стр. 156–57, 208, 210, 212, 231–32, 346, 349, 358.
- ^ Халперн, стр. 330–32.
- ^ Монография № 35, с. 175
- ^ Мэсси, с. 748
- ^ Берт, стр. 71–72.
Библиография
[ редактировать ]- Брукс, Джон (2005). Артиллерийская стрельба дредноутов и Ютландское сражение: вопрос управления огнем . Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-40788-5 .
- Берт, Р.А. (1986). Британские линкоры Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-863-8 .
- Кэмпбелл, Нью-Джерси (1986). Ютландия: анализ боевых действий . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-324-5 .
- Фридман, Норман (2011). Морское вооружение Первой мировой войны: пушки, торпеды, мины и противолодочное оружие всех наций; Иллюстрированный справочник . Барнсли, Великобритания: Издательство Seaforth. ISBN 978-1-84832-100-7 .
- Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-352-4 .
- Джеллико, Джон (1919). Большой флот, 1914–1916: его создание, развитие и работа . Нью-Йорк: Компания Джорджа Х. Дорана. OCLC 13614571 .
- Констам, Ангус (2013). Британские линкоры 1914-18 (1): ранние дредноуты . Новый Авангард. Том. 200. Ботли, Великобритания: Скопа. ISBN 978-1-78096-167-5 .
- Мэсси, Роберт К. (2003). Стальные замки: Британия, Германия и победа в Великой войне на море . Нью-Йорк: Рэндом Хаус. ISBN 0-679-45671-6 .
- Монография № 12: Действия Доггер-банка – 24 января 1915 г. (PDF) . Монографии штаба ВМФ (исторические). Том. III. Отдел штаба, подготовки и штабных обязанностей ВМФ. 1921. стр. 209–226. OCLC 220734221 .
- Монография № 35: Домашние воды. Часть IX, с 1 мая 1917 г. по 31 июля 1917 г. (PDF) . Монографии штаба ВМФ (исторические). Том. XIX. Отдел штаба, подготовки и штабных обязанностей ВМФ. 1939. OCLC 220734221 .
- Ньюболт, Генри (1996) [1931]. Военно-морские операции . История Великой войны на основе официальных документов. Том. В. Нэшвилл, Теннесси: Battery Press. ISBN 0-89839-255-1 .
- Паркс, Оскар (1990) [1966]. Британские линкоры, Warrior 1860 - Vanguard 1950: История проектирования, строительства и вооружения (новое и исправленное издание). Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 1-55750-075-4 .
- Престон, Энтони (1972). Линкоры Первой мировой войны: Иллюстрированная энциклопедия линкоров всех наций 1914–1918 годов . Нью-Йорк: Книги Галахада. ISBN 0-88365-300-1 .
- Престон, Энтони (1985). «Великобритания и силы Империи». В сером, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. стр. 1–104. ISBN 0-85177-245-5 .
- Сильверстоун, Пол Х. (1984). Справочник крупнейших кораблей мира . Нью-Йорк: Книги Гиппокрена. ISBN 0-88254-979-0 .
- Таррант, В.Е. (1999) [1995]. Ютландия: немецкая перспектива: новый взгляд на великую битву, 31 мая 1916 г. Лондон: Брокгемптон Пресс. ISBN 1-86019-917-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]