Линия Рьюкан
Линия Рьюкан | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Норвежский : Рьюканбанен | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конечная остановка | Станция Рьюкан Измерительная станция | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коммерческие операции | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Построено | Норвежский транспорт | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оригинальный манометр | 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) стандартная колея | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оригинальная электрификация | 15 кВ 16,7 Гц переменного тока | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сохранившиеся операции | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Станции | 6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Длина | 16 километров (10 миль) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сохранившийся манометр | 1435 мм ( 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ) стандартная колея | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сохраненная электрификация | 15 кВ 16,7 Гц переменного тока | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коммерческая история | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Открыто | 9 августа 1909 г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закрыто | 1991 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Линия Рьюкан ( норвежский : Rjukanbanen ), сначала называвшаяся линией Вестфьорддала , представляла собой 16-километровую (10 миль) норвежскую железнодорожную линию, проходящую через Вестфьорддален между Мэлем и Рьюканом в графстве Телемарк . Основной целью железной дороги была транспортировка химикатов с завода Norsk Hydro в Рьюкане в порт Шиен , а также пассажирские перевозки. В Мэле вагоны были отправлены на железнодорожном пароме Тиннсйо на расстояние 30 километров (19 миль) в Тинносет , где они соединились с линией Тинносет . Линия Рьюкан и паромы эксплуатировались компанией Norsk Transport , дочерней компанией Norsk Hydro.
Строительство линии началось в 1907 году, а открылась она два года спустя. Она стала второй норвежской железной дорогой, электрифицированной в 1911 году. Она быстро росла, и в эксплуатации было пятнадцать электровозов. Во время Второй мировой войны это было место норвежского саботажа, связанного с тяжелой водой . После 1960-х годов производство сократилось, и в 1991 году железная дорога была закрыта. Она сохранилась как историческая железная дорога .
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Энергетическая промышленность Телемарка зародилась в 1902 году, когда Сэм Эйд вместе с норвежскими и шведскими инвесторами купил Рьюкан-Фолс , 30 апреля 1903 года основав компанию A/S Rjukanfos. В том же году, 13 февраля, Эйде и Кристиан Биркеланд встретились и начали работа над усовершенствованием электрической дуги для получения электрического пламени; позволяя Эйду завершить процесс преобразования воздуха и электричества в удобрения. 19 декабря 1903 года была основана Det Norske Kvælstofkompagni , а в 1904 году — Det Norske Aktieselskap для Eletrokemisk Industri (сегодня Elkem); оба частично принадлежали семье Валленбергов , Stockholms Enskilda Bank и Banque de Paris et des Pays-Bas . [ 1 ]
Испытательный завод в Нотоддене начал работу 2 мая 1905 года как первый в мире завод по производству синтетической нитрата калия . 2 декабря 1905 года была основана Norsk Hydro-Elektrisk Kvælstofaktieselskab (ныне Norsk Hydro), и были начаты планы по запуску нового завода в Рьюкане; перемещение ближе к источнику энергии повысит эффективность и не позволит новому независимому правительству Норвегии препятствовать строительству гидроэлектростанций иностранными инвесторами, что было главной политической проблемой в то время. Рьюканфос подал заявку на разрешение на строительство линии электропередачи от Рьюкана до Нотоддена, но 18 июня 1907 года норвежский парламент не принял это заявление, несмотря на предложение Эйде о том, что государство получит конфискацию через восемьдесят лет, отчасти потому, что государство гарантировать 18 миллионов крон для проекта. [ 2 ]
Тем временем вопрос о чисто промышленной железнодорожной линии в сравнении с железнодорожной линией общего назначения вызвал протесты на местном уровне, поскольку компания Norsk Hydro заявила, что не заинтересована в строительстве железной дороги для обслуживания населения. В то время было обычным явлением, что линии, построенные в основном для грузовых перевозок одной компании, предполагали субсидированную эксплуатацию пассажирских и генеральных грузовых поездов за счет владельца железной дороги. Активные местные протесты были переданы в парламент в 1906 году, но уже в следующем году было заключено соглашение о строительстве линии общего назначения. 13 апреля 1907 года Norsk Hydro и немецкая группа Badische Anilin- und Soda-Fabrik (сегодня BASF) заключили соглашение о создании в Рьюкане завода Rjukan Salpeterfabrik и одновременно создали Norsk Transportaktieselskap — обе компании принадлежали как 50/50 Совместные предприятия . Norsk Transport получила концессию на строительство — с необходимые экспроприации и управлять железной дорогой в течение тридцати лет 17 июля 1907 года. Акционерный капитал компаний составлял 34 миллиона норвежских крон. [ 3 ]
Строительство
[ редактировать ]
К моменту получения концессии строительство железной дороги уже началось. На строительстве завода, линий Рьюкан и Тинносет было задействовано не более 2000 рабочих. Это было в дополнение к электростанции Свелгфосс и новому заводу по производству нитрата калия в Нотоддене. Во время строительства один рабочий погиб в результате оползня , а двое выжили в результате аварии. Жилье предоставлялось в простых бараках , и немногие рабочие приезжали с семьями. Проституция и продажа нелегальных спиртных напитков во время сухого закона процветали; Отсутствие надлежащего правопорядка сделало Вестфьорддален известным как долина беззакония. [ 4 ]
Линия Рьюкан построена с максимальным уклоном 1,5%. Помимо линии на завод, шла ветка к гидроэлектростанции в Веморке ; построенный в 1908 году, он предназначался только для обслуживающего персонала электростанции и имел уклон 5,7%. Строительством в Вестфьорддалене руководил Сигурд Клоуманн . [ 5 ]
В мае 1908 года рабочим не платили достаточно регулярно, и 6 июня они объявили забастовку; В забастовке участвовало не более 2120 человек. В результате Norsk Hydro стала членом Конфедерации норвежских предприятий (NAF). Переговоры проводились в августе, но провалились - только после того, как министр труда Нильс Клаус Ихлен вмешался, а Сэм Эйд вывел Norsk Hydro из NAF и снизил свои требования, забастовка завершилась 6 октября. [ 6 ]
Прокладка путей началась осенью 1908 года, а 18 февраля 1909 года отправился первый поезд из Нотоддена в Вестфьорддален. Официальное открытие линии от Нотоддена до Рьюкана произошло 9 августа в исполнении короля Хокона VII , несмотря на то, что мэр Тинна называл монарха «шведским королем Оскаром II ». [ 7 ]
Первоначально линия эксплуатировалась паровозами, однако стоимость паровой энергии была высокой; а 7 июня 1910 года был подписан контракт с Allgemeine Elektricitäts-Gesellschaft (сегодня AEG) в Берлине на поставку воздушных проводов и пяти электровозов . Линия Рьюкан стала второй электрифицированной железной дорогой в Норвегии после линии Тамсхавн и первой, которая будет соединена с основной железнодорожной сетью. Первый электровоз был принят в эксплуатацию 30 ноября 1911 года. Поскольку паровозов сдали лишь часть, паровозу пришлось помогать в обслуживании. Из-за недостаточных мер безопасности несколько сотрудников погибли, и только в 1922 году была принята достаточная политика. [ 8 ]
Корабли
[ редактировать ]первый паром, безмоторная баржа «Тиннсйо» В 1907 году был построен пароход «Скарсфос» ; Для перевозки его между двумя железными дорогами использовался . Первым самоходным паромом был SF Rjukanfos , паром водоизмещением 338 брт, спущенный на воду в 1909 году. Он прошел капитальный ремонт в 1915 году после того, как однотипное судно SF Hydro в том же году было спущено на воду водоизмещением 494 брутто-регистровой тонны. Третьим пароходом был «СФ Аммиак» водоизмещением 929 регистровых тонн. Озеро Тинн зимой замерзает, и все корабли пришлось строить как ледоколы . Паромы перевезли вагоны и пассажиров на 30 километров (19 миль) через озеро Тинн ; до 1936 года Norsk Transport приходилось конкурировать с пассажирскими пароходами, но после их закрытия железнодорожные паромы отвечали за весь пассажиропоток на озере, что также способствовало увеличению пассажиропотока в поездах. [ 9 ]
Первые годы
[ редактировать ]
Первая калийная селитра была отгружена 8 декабря 1911 года, а через два года заводы уже начали приносить прибыль. Перевозимый груз увеличился со 110 000 тонн в год до 250 000 тонн в 1915 году, после расширения завода, и до 345 000 тонн в 1917 году. Небольшая деревня Рьюкан превратилась в город, и в 1920 году в Тинне проживало 11 651 человек. 1920-е годы были тяжелыми, и грузоперевозки уменьшались, но в 1929 году электродуговая технология была заменена аммиачным методом, при этом основной продукцией стала калийная селитра . В 1930-е годы в производство были запущены другие продукты, в том числе водород и другие газы, а с 1934 года первый в мире завод массово производил тяжелую воду . [ 10 ]
Пассажирский транспорт был двух типов; поезда, которые переписывались с паромами и соединялись с поездами в Тиносете, а также пригородные поезда, доставляющие рабочих на заводы в Рьюкане. Пригородные поезда были запущены в 1913 году, и Norsk Hydro начала строительство жилья в Ингольфсланде и Твейто, а Ингольфсланд и Милан получили свои собственные остановки, причем на станциях 1919 года. Двухкилометровый (одна миля) пригородный поезд от Рьюкана до Ингофсленда занял пять минут; Месячный проездной стоит 2,50 норвежских крон для сотрудников и членов их семей. В неделю было семнадцать отправлений в каждом направлении, приуроченных к графику работы завода. Их число увеличилось до 58 в 1916 году, когда была открыта новая остановка в Твейто. [ 11 ]
Пассажирские перевозки в Мель осуществлялись путем присоединения пассажирских вагонов к грузовым поездам. Ежедневно в каждом направлении курсировало до десяти поездов, а с паромом - до пяти; в Тинносете поезда будут ходить до Шиена, а пересадка в Хьюксебё позволит добраться до Осло Вестбанестасйон . В 1928 году Norsk Transport и NSB договорились еженедельно курсировать ночными поездами из Рьюкана в Осло; обслуживание продолжалось до 1933 года. В 1930-х годах NSB и Norsk Hydro предприняли попытку привлечь туристов в Рьюкан с помощью прямых поездов со скидкой из Осло, Драммена и Шиена. Они были снова подняты после войны и оставались до 1969 года. [ 12 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]
Немецкая оккупация Норвегии (1940–1945) во время Второй мировой войны сделала линию Рьюкан зоной массовой борьбы между норвежским движением сопротивления и Третьим рейхом . В феврале 1940 года, перед оккупацией, весь Вестфьорддален и доки закрылись для иностранцев. 4 мая 1940 года немецкие войска достигли Рьюкана, через месяц после начала вторжения в Норвегию. Паромы были замаскированы, и к январю 1941 года из-за нехватки угля пароходы начали поджигать дровами. [ 13 ]
Одним из побочных продуктов в Рьюкане было производство тяжелой воды — ключевого компонента ядерных реакторов , необходимого для немецких проектов в качестве замедлителя. Водородный завод в Веморке был первым массовым производителем тяжелой воды, и в 1939 году компания IG Farben , владевшая в то время 25% акций Norsk Hydro, попросила импортировать пять литров тяжелой воды, но ей было отказано из-за отсутствия экспортной лицензии. . В начале 1940 года весь запас в 185 кг был отправлен в Париж и предоставлен в аренду французской программе ядерной физики в Коллеж де Франс. В 1939–40 годах производство на Веморке составляло 20 килограммов, к 1942 году производство увеличилось до пяти килограммов в день. [ 14 ]
Первой попыткой сопротивления была операция «Груз» в октябре 1942 года, но она провалилась и была поймана немцами; как следствие, пассажирские перевозки после 7 апреля 1942 года от станции Ингольфсланд до Рьюкана были разрешены только для солдат, полиции, рабочих завода и школьников. Все вагоны с аммиаком хранились в закрытом туннеле под усиленной охраной. 16 ноября 1943 года ВВС США разбомбили водородный завод; В результате нападения погиб 21 мирный житель, но не затронулся сам завод, расположенный под семью этажами железобетона . Второстепенными целями атаки были станция в Рьюкане, промышленные пути и дорога на Веморк. В результате нападения причинен большой ущерб железной дороге: повреждены локомотивы №7 и 8, восемь грузовых и семь пассажирских вагонов. Общие затраты на взрывы составили 245 611 норвежских крон, большая часть которых была связана с подвижным составом. [ 15 ]
Немцы решили отменить производство тяжелой воды в Рьюкане, а остатки гидроксида калия , из которого перегоняли тяжелую воду, должны были вывезти в Германию. Движение сопротивления было известно об этом плане и рассматривало возможность взорвать поезд в различных местах, но вместо этого решило атаковать паром SF Hydro . В ночь перед отправкой груза диверсанты проникли на корабль и заложили бомбу в корпус, рассчитанную так, чтобы паром взорвался в самой глубокой точке озера, но в то же время близко к суше, чтобы помочь спасти мирных жителей на борту. Атака прошла успешно, корабль затонул на глубину 430 метров (1410 футов) с 47 людьми на борту, в том числе восемью немецкими солдатами, экипажем из семи человек и грузом тяжелой воды. Выжило 29 человек. [ 16 ]
Кульминация
[ редактировать ]
После окончания войны Norsk Hydro имела сильную ликвидность , а Зеленая революция и усиление индустриализации сельского хозяйства в Европе резко увеличили спрос на продукцию; с 1945 по 1955 год производство увеличилось в восемь раз. [ 17 ] Увеличение перевозок легло тяжелым бременем на два парохода, и в 1953 году компания Norsk Transport заказала MF Storegut , дизельный корабль водоизмещением 1119 брт . Он был спущен на воду 25 мая 1956 года, а два старых парома тем временем были переведены в резерв. [ 18 ] На линии был произведен ряд модернизаций, и в 1958 году были куплены два локомотива 9 и 10. За ними последовали три тепловоза 20, 21 и 22 от Henschel . В 1966 году были куплены два тепловоза НСБ Эл 1 , напряжение на линии возросло с 10 до 15 кВ. [ 19 ]
В 1957 году приходилось совершать пять рейсов туда и обратно каждый день, а поезда совершали девять рейсов туда и обратно из Рьюкана в Мель. Станция Рьюкан обработала 100 вагонов с 800 тоннами калийной селитры и 400 тоннами аммиака; к 1962 году по Рьюканской линии было перевезено 723 482 тонны, 14% от перевезенного количества НСБ (без учета рудных поездов на Уфотенской линии ). [ 20 ] Всего с 1911 по 1991 год было перевезено 30 миллионов тонн на 1,5 миллиона вагонов. [ 21 ]
Отклонить
[ редактировать ]
Norsk Hydro объявила в 1963 году о плане экономии для своих четырех заводов в Норвегии; Генеральный директор Рольф Остбай ясно дал понять, что новая технология производства аммиака приведет к закрытию завода в Рьюкане и замене его процессом, основанным на нефти, в Херойе . Ситуация в Рьюкане , как ее назвали в прессе, [ 8 ] стал источником конфликта между местным сообществом и Norsk Hydro; Первоначально 250 рабочих мест должны были быть перенесены в Херойю, но в 1964 году Norsk Hydro подала заявку на разрешение на строительство линии электропередачи от Рьюкана до Херойи, что стало смертным приговором для линии Рьюкан. Разрешение на строительство линии электропередачи было получено в 1968 году. [ 22 ] Производство удобрений было перенесено в Херойю и Гломфьорд , а Рьюкан перешел на производство калькаммонсальпитера в 1963 году и аммиачной селитры в 1964 году. [ 23 ]
В течение 1960-х годов после крупных реорганизаций, проведенных между 1965 и 1970 годами, на линии была введена серия сокращений затрат; Последняя электричка для рабочих на заводы отправилась 25 мая 1968 года. [ 24 ] а 31 мая 1970 года последний пассажирский поезд с паромами отправился по линии Рьюкан, заменив его автобусом. В 1972 году Norsk Transport подала заявку на прекращение пассажирских перевозок на железнодорожном пароме, поскольку они совершали рейсы только с пассажирами и без груза. Заявка была отклонена Министерством транспорта и коммуникаций Норвегии , но в 1978 году они разрешили прекратить субботние дневные и воскресные отправления — они не использовались для перевозки грузовых поездов. К середине восьмидесятых количество пассажиров резко упало, и в 1985 году департамент уступил и разрешил прекратить пассажирские перевозки компаниям Storegut и Ammonia . [ 25 ]
План создавал дефицит с 1982 года. Norsk Hydro заключила соглашение с властями, согласно которому они создадут 350 новых постоянных рабочих мест, создадут бизнес-фонд и пожертвуют 60 миллионов норвежских крон на строительство новой дороги Route 37 вдоль озера Тинн. В 1988 году Norsk Hydro прекратила производство аммиака, а в 1991 году закрыла также производство аммиачной селитры и калийной селитры, а также линию Рьюкан. За несколько лет количество сотрудников Norsk Hydro в Рьюкане сократилось с 1760 до 530 человек; 24 из них работали в компании Norsk Transport, эксплуатирующей железную дорогу и железнодорожные паромы. Все сотрудники были либо уволены, либо переведены в другие подразделения предприятия Norsk Hydro. [ 26 ]
Последний поезд отправился 4 июля 1991 года, через четыре дня после закрытия завода. Без производства на заводах не было необходимости в железной дороге; последние продукты было бы более экономично перевезти на грузовиках. В последний путь несколько фургонов пришлось отвезти на берег на слом. Закрытие линии Рьюкан также прекратило работу линии Тиносет, пассажиропоток на которой сохранялся до 1991 года. [ 26 ]
Подвижной состав
[ редактировать ]Номер дороги | Тяга | Строитель | Построен | Услуга | Колеса | Масса | Власть | Скорость | Судьба |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Пар | Саксонский машиностроительный завод | 1901 | 1907–08 | Б | 12,7 т | 30 км/ч | Продано компании Valdres Line ; демонтирован 1935 г. | |
2 | Пар | Хеншель и сын | 1907 | 1907–08 | Б | 14,3 т | 40 км/ч | Продан компании Lorentzen & Wettre; демонтирован в 1965 году; НСБ класс 37 | |
3 | Пар | А. Борсиг | 1908 | 1908–18 | Б | 13,8 т | 40 км/ч | Продан НСБ; демонтирован в 1957 году | |
4 «Один» | Пар | Оренштейн и Коппель | 1908 | 1908–49 | Б | 13 т | Демонтирован в 1964 году. | ||
344 и 336 | Пар | Болдуинский локомотивный завод | 1917 | 1918–65 | С | 24,7 т | 40 км/ч | Демонтирован в 1969 году. | |
1, 2, 3, 6, 7 и 8 | Электрический | AEG / Кабинет министров | 1911–18 | 1911–66 | Д | 44 т | 375 кВт | 45 км/ч | НСБ Эл 7 [ 28 ] |
4 и 5 | Электрический | AEG/Скабо | 1912 | 1912–56 | Б | 23 т | 190 кВт | 45 км/ч | НСБ Эл 6 [ 28 ] |
9 и 10 | Электрический | Сешерон / Юнг | 1958 | 1958–91 | Бо'Бо' | 60 т | 732 кВт (продолжение) 830 кВт (1 час) | 55 км/ч | |
14 и 15 | Электрический | Пер Куре / Тюн | 1922 | 1966–91 | Б'Б' | 61,3 т | 720 кВт | 70 км/ч | НСБ Эл 1 [ 29 ] |
20, 21 и 22 | Дизель | Хеншель работает | 1961 | 1961–91 | С | 43,5 т | 375 кВт | 60 км/ч |
Повторное использование в качестве линии наследия
[ редактировать ]После закрытия в 1991 году был создан фонд Stiftelsen Rjukanbanen, который обеспечивал поддержание железной дороги в рабочем состоянии, а также поддерживал в рабочем состоянии два железнодорожных парома и часть подвижного состава. Norsk Transport на какое-то время сохранила за собой обслуживание линии Рьюкан, в то время как линия Тиносет оставалась частью железнодорожной сети, обслуживаемой Норвежской национальной железнодорожной администрацией . [ 30 ] Фонд осуществлял специальные чартерные перевозки как на линиях Тинносет, так и на линиях Рьюкан, а также на обоих железнодорожных паромах. К 2004 году у фонда закончились деньги, и он закрылся. [ 31 ]
В 2006 году Норвежское управление культурного наследия объявило, что будет работать над сохранением железных дорог и паромов. [ 32 ] а в 2008 году стало ясно, что управление работает над заявкой на включение линий Рьюкан, линии Тинносет и паромов в список ЮНЕСКО Всемирного наследия вместе с закрытыми заводами в Рьюкане и Одде . [ 33 ] Линия была добавлена в список приоритетного технического и промышленного культурного наследия Норвежским управлением культурного наследия.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 24.
- ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 24–27
- ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 27–28.
- ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 30–32.
- ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 32–34.
- ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 36–38
- ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 40–42.
- ^ Jump up to: а б Пэйтон и Лепперод, 1995: 50–56.
- ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 80–88.
- ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 134–40.
- ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 152–54.
- ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 154–60.
- ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 102–04.
- ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 104.
- ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 105–06.
- ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 106–14.
- ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 140–44.
- ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 92–96.
- ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 144–46
- ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 142–44.
- ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 140.
- ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 172–74.
- ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 146.
- ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 164–66.
- ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 174–76
- ^ Jump up to: а б Пэйтон и Лепперёд, 1995: 176.
- ^ Пэйтон и Лепперод, 1995: 182–88.
- ^ Jump up to: а б Аспенберг, 2001: 62–65.
- ^ Аспенберг, 2001: 44–48.
- ^ Норвежская национальная железнодорожная администрация, 2006: 6–7.
- ^ Газета Телемарк (20 апреля 2004 г.). «Последнее путешествие Рьюканбанена» (на норвежском языке) . Проверено 20 июня 2008 г.
- ^ Варден (09.11.2006). «Национальный антиквар оценит Рьюкан позже» (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 26 декабря 2007 г. Проверено 20 июня 2008 г.
- ^ Телен (22 февраля 2008 г.). «Tinnosbanen kandidat til verdensarvlista» (на норвежском языке). Архивировано из оригинала 17 сентября 2012 г. Проверено 20 июня 2008 г.
Библиография
[ редактировать ]- Аспенберг, Нильс Карл (2001). Электровоз в Норвегии (на норвежском языке). Осло: Банефорлагет . ISBN 82-91448-42-6 .
- Норвежская национальная железнодорожная администрация (2007 г.). Статистика железных дорог 2006 (PDF) . Осло. Архивировано из оригинала (PDF) 17 декабря 2007 г. Проверено 20 июня 2008 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Пэйтон, Гэри; Лепперёд, Тронд (1995). Рьюканбанен на пути индустриального приключения . Рьюкан: Маана Форлаг. ISBN 82-993549-1-9 .
- Биркелунд, Ян Роджер (2009). Рьюканбанен 100 лет (1909-2009) . ISBN 978-82-92053-35-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Линия Рьюкан
- Наследие железных дорог в Норвегии
- Норвежский транспорт
- Железнодорожные пути в Телемарке
- Железнодорожные линии открыты в 1909 году.
- 1909 заведений в Норвегии
- Железнодорожные линии закрыты в 1991 году.
- Музеи, основанные в 1991 году.
- 1991 г. заведения в Норвегии
- Электрические железные дороги в Норвегии
- Частные железнодорожные линии в Норвегии