Jump to content

Второе счастливое время

(Перенаправлено из «Второе счастливое время »)

Дикси Эрроу торпедирована мыса Хаттерас у U-71 , 26 марта 1942 года.

Второе счастливое время ( нем . Zweite glückliche Zeit ; официально операция Paukenschlag Операция барабанный бой »)), а также известное среди немецких командиров подводных лодок как « Американский стрелковый сезон ». [ 1 ] ) — этап битвы за Атлантику , во время которого подводные лодки Оси атаковали торговое судоходство и военно-морские суда союзников вдоль восточного побережья Северной Америки. Первое счастливое время было в 1940–1941 годах в Северной Атлантике и Северном море. Адольф Гитлер и Бенито Муссолини объявили войну Соединенным Штатам 11 декабря 1941 года, и в результате их военно-морские силы смогли начать Второе счастливое время. [ 2 ]

Второе счастливое время длилось с января 1942 года примерно по август того же года и включало несколько немецких военно-морских операций, включая операцию «Нойланд» . Немецкие подводники называли это время «Счастливым временем» или «Золотым временем», поскольку меры защиты были слабыми и дезорганизованными. [ 3 ] : стр.292 и подводные лодки смогли нанести огромный ущерб с небольшим риском. За этот период подводные лодки Оси потопили 609 кораблей общим водоизмещением 3,1 миллиона тонн при потере всего 22 подводных лодок. Это привело к гибели тысяч людей, в основном моряков торгового флота. Хотя и меньшие, чем потери в ходе кампании 1917 года Первой мировой войны , [ 4 ] корабли этого периода составляли примерно четверть всех кораблей, потопленных подводными лодками за всю Вторую мировую войну .

Историк Майкл Гэннон Америки назвал его «Вторым Перл-Харбором » и возложил вину за неспособность страны быстро отреагировать на нападения на бездействие адмирала Эрнеста Дж. Кинга , главнокомандующего ВМС США (USN). Поскольку Кинг также отказался от британских предложений предоставить ВМС США собственные корабли, запоздалое учреждение системы конвоев во многом было связано с острой нехваткой подходящих судов сопровождения, без которых конвои считались фактически более уязвимыми, чем одиночные корабли. [ 5 ]

Немецкие намерения

[ редактировать ]

После объявления Германией войны Соединенным Штатам 11 декабря 1941 года, сразу после нападения на Перл-Харбор , США оказались, по крайней мере на бумаге, в удачном положении. В то время как другие комбатанты на стороне союзников уже потеряли тысячи обученных моряков и летчиков и испытывали нехватку кораблей и самолетов, США были в полном составе (за исключением недавних потерь в Перл-Харборе). У США была возможность узнать о современной военно-морской войне, наблюдая за конфликтами в Северном и Средиземном морях , а также благодаря тесным отношениям с Соединенным Королевством. ВМС США уже накопили значительный опыт в борьбе с подводными лодками в Атлантике, особенно с апреля 1941 года, когда президент Франклин Д. Рузвельт расширил « панамериканскую зону безопасности » на восток почти до Исландии . Соединенные Штаты имели огромные производственные мощности и выгодное географическое положение с оборонительной точки зрения: порт Нью-Йорка , например, находился в 3000 милях к западу от США. Базы подводных лодок в Бретани .

Командир подводной лодки вице-адмирал Карл Дёниц рассматривал вступление США в войну как прекрасную возможность нанести тяжелые удары в тоннажной войне , и Гитлер приказал напасть на Америку 12 декабря 1941 года. Стандартная подводная лодка типа VII не имела достаточной дальности для патрулирования. у берегов Северной Америки (хотя в свое время подводные лодки Типа VII смогли успешно патрулировать у восточного побережья Северной Америки за счет дозаправки, перевооружения и материально-технического обеспечения пополнения запасов Типа XIV подводным тендером ); единственным подходящим оружием, которое у него было под рукой, был более крупный Тип IX . [ 6 ] Они были менее маневренными и медленнее погружались, что делало их гораздо более уязвимыми, чем Тип VII. Их также было меньше.

Американские недостатки

[ редактировать ]
Анимация, имитирующая силуэт танкера на фоне огней города. Когда в середине 1942 года было введено частичное отключение электроэнергии, свечение неба продолжало оставаться проблемой в прибрежных городах.

Американский ответ в начале 1942 года был затруднен плохой организацией и доктриной, а также нехваткой противолодочных самолетов, кораблей и личного состава.

USN вступил в войну без эквивалента британского «Черный лебедь» класса шлюпа или «Ривер», класса фрегата несмотря на предыдущее участие в Атлантике (см. USS Reuben James ). В масштабной программе строительства нового военно-морского флота приоритет отдавался другим типам кораблей. Эсминцы флота не обладали противолодочными качествами; идеальный противолодочный эскорт имел относительно низкую скорость; нес большое количество глубинных бомб; был очень маневренным; и обладал длительной выдержкой. [ нужна ссылка ] времен Первой мировой войны, 50 эсминцев переданные Великобритании в соответствии с Соглашением об эсминцах для баз 1941 года , были бы плохими средствами противолодочного сопровождения, даже если бы их сохранили, из-за плохой маневренности. [ 7 ]

На момент первых атак у ВМС США было несколько эсминцев на восточном побережье. Ранее он отозвал как минимум 25 эсминцев сопровождения атлантических конвоев, в том числе семь на якоре в гавани Нью-Йорка . Первоначально они отказывались использовать их в качестве эскорта, даже несмотря на то, что потери росли. [ 3 ] : стр. 238 Когда наконец были выпущены первые эсминцы, их использованию препятствовала плохая доктрина. Из-за общественного и политического давления им было поручено наступательное патрулирование, а не сопровождение конвоев. Еще в марте доктрина сопровождения ВМС США была агрессивной, с упором на уничтожение нападающих, а не на устранение потерь. [ 8 ] [ нужна страница ] Вариант использования небольших гражданских судов в качестве элементарного эскорта конвоев в начале 1942 года не был реализован. [ 9 ] [ нужна страница ]

Даже если бы сопровождение было доступно, ВМС США не были готовы осуществлять «Военно-морской контроль судоходства» (NCS), контроль и отслеживание судоходства (в составе конвоя или самостоятельного плавания), хотя он уже получил справочные материалы из Канады. Без сопровождения США не смогли бы воспользоваться преимуществами существующих сил национальной безопасности союзников. NCS обслуживался Королевским военно-морским флотом Канады Что касается судоходства в западной Атлантике к северу от экватора, с начала войны (RCN); RCN передал ответственность USN только в июле 1942 года. [ 9 ]

В оперативном отношении противолодочные усилия ВМС США были фрагментированы. Теоретически адмирал Кинг отвечал за координацию всей противолодочной деятельности, включая разработку доктрины. На практике многие другие обязанности Кинга не позволяли ему выполнять свою работу должным образом. Таким образом, трем атлантическим оперативным командованиям – Атлантическому флоту, Восточной морской границе и Морской границе Персидского залива – было предоставлено право самостоятельно разрабатывать свою собственную тактику противолодочной обороны. [ 10 ] [ нужна страница ] Проблема не была решена до мая 1943 года с формированием Десятого флота США . [ 11 ] [ нужна страница ]

Британский опыт первых двух лет Второй мировой войны, включающий огромные потери, понесенные их судами во время Первого счастливого времени, подтвердил, что корабли, идущие в составе конвоя – с эскортом или без него – были гораздо безопаснее, чем корабли, идущие в одиночку. Британцы рекомендовали торговым судам по возможности избегать очевидных стандартных маршрутов; навигационные знаки, маяки и другие вспомогательные средства противника должны быть удалены, а также строгое затемнение введено побережья. Кроме того, любые имеющиеся воздушные и морские силы должны осуществлять дневное патрулирование, чтобы ограничить маневренность подводных лодок. В течение нескольких месяцев ни одна из рекомендаций не выполнялась. Каботажное судоходство продолжало плавать по обозначенным маршрутам и гореть штатными навигационными огнями. Жителям променада на берегу «предложили» «рассмотреть» возможность отключения освещения 18 декабря 1941 года, но не в городах; они не хотели оскорбить секторы туризма, отдыха и бизнеса. [ 3 ] : стр.186

Основной целью была Восточная морская граница, которой командовал контр-адмирал Адольфус Эндрюс и охватывающая территорию от штата Мэн до Северной Каролины . У Эндрюса практически не было современных сил для работы: на воде он командовал семью береговой охраны катерами образца 1919 года , четырьмя переоборудованными яхтами, тремя патрульными катерами , двумя канонерскими лодками постройки 1905 года и четырьмя деревянными охотниками за подводными лодками . Имелось около 100 самолетов, но это были модели ближнего действия, пригодные только для тренировок. В результате традиционно антагонистических отношений между ВМС США и ВВС США все более крупные самолеты оставались под контролем ВВС США, и в любом случае ВВС США не были ни обучены, ни оснащены для противолодочной обороны. [ 3 ] : стр. 182

Кампания

[ редактировать ]

Первые ходы

[ редактировать ]

Сразу после объявления войны Соединенным Штатам Дёниц приступил к реализации операции «Паукеншлаг» (часто переводимой как «барабанный бой» или «барабанная дробь»). [ 12 ] и буквально как « бит литавр »). Только шесть из двадцати действующих лодок Типа IX были в наличии, и у одной из этих шести возникла механическая неисправность. В результате для первых ходов кампании оставалось всего пять подводных лодок дальнего действия. [ 13 ]

Нагруженный максимально возможным количеством топлива, продовольствия и боеприпасов, первый из пяти Тип IX покинул Лорьян во Франции 18 декабря 1941 года, остальные последовали за ним в течение следующих нескольких дней. На каждом из них были запечатаны приказы о вскрытии после прохождения 20° з.д., что направляло их в разные части побережья Северной Америки. Никаких карт или направлений плавания не было: например, капитанлейтенанту Рейнхарду Хардегену с U-123 были предоставлены два туристических путеводителя по Нью-Йорку, один из которых содержал раскладную карту гавани. [ 3 ] :стр137

Каждая подводная лодка подавала обычные сигналы при выходе из Бискайского залива , которые были перехвачены британской службой Y и занесены в лондонскую комнату слежения за подводными лодками Роджера Винна , которые затем могли следить за продвижением типов IX через Атлантику. и отправить предварительное предупреждение в RCN. Работая над малейшими доказательствами, Уинн правильно определил район цели и передал подробное предупреждение адмиралу Кингу: [ 14 ] о «большой концентрации подводных лодок у побережья Северной Америки», включая пять лодок, уже находящихся на стоянке, и дополнительные группы, находившиеся в пути, всего 21 подводная лодка. Затем контр-адмирал Эдвин Т. Лейтон из Объединенного оперативно-разведывательного центра США проинформировал об этом ответственных командующих районами, но больше ничего или мало что было сделано. [ 15 ]

12 января 1942 года адмирала Эндрюса предупредили, что «три или четыре подводные лодки» собираются начать операции против прибрежного судоходства (на самом деле их действительно было три). [ 16 ] но он отказался ввести систему конвоев на том основании, что это только предоставит подводным лодкам больше целей.

Когда U-123 водоизмещением 9500 тонн потопила норвежский танкер «Норнесс» в пределах видимости Лонг-Айленда рано утром 14 января , ни один военный корабль для расследования не был отправлен, что позволило U-123 потопить британский танкер 6700 тонн «Коимбра» водоизмещением у берегов Сэнди-Хук на на следующую ночь перед тем, как продолжить путь на юг в сторону Нью-Джерси . К этому времени в гавани Нью-Йорка простаивали 13 эсминцев, но ни один из них не был задействован для борьбы с непосредственной угрозой, и в последующие ночи U-123 столкнулась с чередой легких целей, большинство из которых были горящими навигационными лампами. Временами U-123 действовала в прибрежных водах, которые были настолько мелкими, что едва позволяли ей укрыться, не говоря уже о том, чтобы уклониться от атаки глубинными бомбами.

Операция «Барабанный бой»

[ редактировать ]

Первая волна атаки, операция «Барабанный бой», состояла из пяти лодок типа IX. Их первой победой по прибытии в прибрежный район Северной Америки стал канадский грузовой корабль «Циклоп» , затонувший 12 января у берегов Новой Шотландии . По словам Роберта Фишера, в последующие девять дней было потоплено еще 26 кораблей. [ 17 ] Лодки курсировали вдоль побережья, благополучно погружаясь под воду днем ​​и всплывая ночью, чтобы отстреливать торговые суда, вырисовывающиеся на фоне огней городов.

Когда в начале февраля в порт вернулась первая волна подводных лодок, Дёниц писал, что у каждого командира «было такое изобилие возможностей для нападения, что он никоим образом не мог использовать их все: бывали времена, когда до десяти кораблей в поле зрения, идущих с горящими огнями курсами мирного времени».

RCN немедленно организовала прибрежные конвои, когда начался «Драмбит», несмотря на трудности с поиском сопровождения. В январе и феврале было потеряно 37 кораблей, а в марте и апреле — только 11. В RCN отметили, что к марту и апрелю подводные лодки предпочли охотиться в водах США. [ 18 ]

Подводные лодки в Карибском море и Мексиканском заливе

[ редактировать ]
Танкер Pennsylvania Sun , торпедированный U-571 15 июля 1942 г. (спасен и возвращен в строй в 1943 г.).

Вторая волна лодок типа IX прибыла в воды Северной Америки, а третья волна ( операция «Нейланд ») достигла зоны патрулирования у нефтяных портов Карибского моря . Имея такой легкий выбор и уже задействовав все лодки Типа IX, Дёниц начал также отправлять на восточное побережье США лодки Типа VII с меньшей дальностью полета. Это потребовало чрезвычайных мер: набить провизией все мыслимое пространство, а некоторые даже заправить цистерны с пресной водой дизельным топливом и пересечь Атлантику на очень малой скорости на одном двигателе для экономии топлива.

В Соединенных Штатах до сих пор не было согласованной реакции на нападения. Ответственность лежала на адмирале Кинге, но он был озабочен наступлением японцев в Тихом океане . Североатлантическая прибрежная граница адмирала Эндрюса была расширена за счет Южной Каролины и переименована в Восточную морскую границу (ESF), но большая часть необходимых кораблей и самолетов осталась под командованием адмирала Ройала Э. Ингерсолла , главнокомандующего Атлантическим океаном. Флот , который часто находился в море и был недоступен для принятия решений. Подробные еженедельные отчеты Роджера Уинна о ситуации с подводными лодками из Центра слежения за подводными лодками в Лондоне были доступны, но игнорировались. [ нужна ссылка ] К апрелю силы союзников на восточном побережье США включали 80 небольших патрульных кораблей восточной морской границы ВМС США , 160 самолетов США, 24 траулера RN ASW и одну британского берегового командования эскадрилью . По британским и канадским стандартам этого было достаточно, чтобы начать конвой, но в том месяце комплексная система конвоев не была внедрена. [ 19 ] Вместо этого 1 апреля США ввели систему частичных конвоев, при которой конвои перемещались вдоль побережья короткими прыжками, двигаясь в дневное время и останавливаясь на защищенных стоянках ночью; они были медленными и неэффективными. [ 20 ] [ 19 ]

Перед мартом прибрежные силы были усилены Среднеокеанскими силами сопровождения (MOEF). Вклад США в МЭФ попал в одну группу. Пять корветов RCN были выведены для сопровождения новых конвоев Бостон-Галифакс , первых конвоев вдоль американского побережья. [ 21 ] В апреле группа Королевского флота (RN) была передислоцирована в Карибское море для защиты танкеров. [ 19 ] RCN попыталась усилить MOEF, используя учебные корабли в качестве вспомогательных. [ 21 ]

Потери танкеров союзников были тревожными. Потери вдоль побережья Северной Америки и в Карибском море составили большую часть из 73 американских танкеров, потерянных в первой половине 1942 года, и 22 британских танкеров, потерянных в марте; три из четырех крупнейших канадских танкеров также были потеряны с февраля по май. В марте премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль призвал ВМС США организовать прибрежные конвои, но без особого эффекта. В следующем месяце британские танкеры из Карибского бассейна обошли побережье США и направились на восток, во Фритаун в Африке . [ 17 ] в то время как в период с 16 по 29 апреля США приказали закрыть прибрежные воды США и Карибского бассейна для движения коммерческих танкеров. [ 18 ] 26 апреля США согласились разрешить Великобритании передислоцировать группу MOEF для создания карибских конвоев, но США отказались запустить свои собственные карибские конвои или предоставить сопровождение. [ 22 ]

Восточная Канада зависела от импорта нефти из Мексиканского залива и Карибского бассейна. [ 23 ] Кризис привел к нормированию бензина 1 апреля, и потенциальные последствия остановки движения танкеров по приказу США были серьезными. 28 апреля RCN запустила специальные конвои, чтобы доставить канадские и канадские танкеры, застрявшие в США и Карибском бассейне, обратно в Галифакс. 1 мая правительство Канады настояло на сопровождении канадских танкеров, что побудило RCN организовать официальные конвои в Карибский бассейн через прибрежные воды США. [ 18 ] У RCN было достаточно сопровождения только для проведения конвоев из Галифакса в Тринидад (код TH); пришлось смириться с потерей поставок от других региональных поставщиков. [ 22 ] В июле Тринидад был заменен Арубой для обеспечения движения британских танкеров. С мая по август было проведено четырнадцать конвоев, в том числе 76 танкеров и 4 миллиона баррелей нефти, без потерь ни одного корабля. Конвои были прекращены в августе с появлением в США комплексной системы конвоев. [ 24 ] конвои между Новой Шотландией и Квебеком . Канада также начала в мае [ 25 ]

Поиски танкеров союзников и поддержка U-459 типа XIV подтолкнули наступление подводных лодок в Мексиканский залив. [ 22 ] 21 апреля U-459 находилась в 600 милях к северо-западу от Бермудских островов; до 6 мая он дозаправил четырнадцать подводных лодок, включая Тип VII, направлявшихся в Персидский залив и Карибский бассейн. В мае они потопили 115 кораблей (из них 101 шли самостоятельно), примерно половина из них находилась в Персидском заливе, причем половина этого тоннажа составила танкеры. В июне они потопили 122 корабля, из них 108 шли самостоятельно. «Фронтир Персидского залива», сформированный в начале февраля, практически не имел ресурсов и был неэффективен. [ 26 ]

Прибывают американские конвои

[ редактировать ]

Первый организованный прибрежный конвой США отправился 14 мая 1942 года из Хэмптон-Роудс в Ки-Уэст ; конвои в конечном итоге дошли до Галифакса. [ 20 ] США запросили у Великобритании еще 15–20 корветов. [ 27 ] К этому времени две британские группы сопровождения уже находились в Карибском море, и МЭФ находился в напряженной ситуации. Тем не менее Великобритания и Канада ответили на просьбы США, сократив размер оставшихся групп MOEF. МЭФ и РКН больше не имели слабины. RCN изо всех сил пытался выполнить свои обязательства, даже несмотря на то, что 90% его эскортного флота находились в рабочем состоянии, а не использовались для обучения или переоборудования; [ 25 ] Негативные последствия этого чрезмерного расширения будут ощущаться даже в 1943 году. [ 28 ] Для сравнения: эскортный флот РН находился в рабочем состоянии лишь на две трети. [ 25 ] Ослабление МЭФ способствовало возникновению трудностей в Средней Атлантике в августе. [ 21 ]

Система конвоев США фактически положила конец кризису. К началу июля большинство подводных лодок действовало только по периметру Карибского моря. Внимание Германии вернулось к Средней Атлантике. [ 29 ]

Пропаганда

[ редактировать ]

Народная тревога по поводу затопления была решена с помощью сочетания секретности и вводящей в заблуждение пропаганды. ВМС США уверенно заявили, что многие подводные лодки «никогда не смогут насладиться обратной частью своего путешествия». [ нужна ссылка ] но, к сожалению, подробности о затонувших подводных лодках не могли быть обнародованы, чтобы эта информация не помогла противнику. Всех граждан, ставших свидетелями затопления подводной лодки, попросили помочь сохранить секреты. [ нужна ссылка ]

Союзники

[ редактировать ]
SS Dixie Arrow торпедирован 26 марта 1942 года к югу от острова Хаттерас.
SS Byron D. Benson торпедирован 4 апреля 1942 года к востоку от Саутерн-Шорс, Северная Каролина .

Германия

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Миллер, Натан: Война на море: военно-морская история Второй мировой войны . Издательство Оксфордского университета, 1997, с. 295. ISBN   0-19-511038-2
  2. ^ Дункан Редфорд; Филип Д. Гроув (2014). Королевский флот: история с 1900 года . ИБ Таурис. п. 182
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Майкл Гэннон, Операция «Барабанный бой»: драматическая правдивая история первых атак немецких подводных лодок вдоль американского побережья во время Второй мировой войны , 1990, издательство Harper and Row, ISBN   0-06-016155-8
  4. ^ Черчилль (1950): с. 111
  5. ^ Тимоти Дж. Райан и Ян М. Коупс, чтобы умереть галантно – Битва за Атлантику , 1994 Westview Press, Глава 7.
  6. ^ Блэр с. 438
  7. ^ Ганнон 1990. с. 238
  8. ^ Милнер (2011): глава 4 («В отсутствие надлежащих судов сопровождения...»)
  9. ^ Jump up to: а б Милнер (2011): глава 4 («Создание системы конвоев...»)
  10. ^ Милнер (2011): глава 4 («Кампания подводных лодок в американских водах...»)
  11. ^ Милнер (2011): глава 7 («Его действия не остались незамеченными»).
  12. ^ Фэрбенк Уайт, Дэвид – Горький океан – Драматическая история битвы за Атлантику 1939–1945 , 2006, Headline Publishing Group ISBN   978-0-7553-1089-0 , с. 146
  13. ^ Блер, стр. 438–441.
  14. ^ Фэрбенк Уайт, с. 147
  15. ^ Ганнон 1990. Глава 9.
  16. ^ Ганнон 1990. с. 212
  17. ^ Jump up to: а б с Фишер (1993): с. 34
  18. ^ Jump up to: а б с Фишер (1993): с. 35
  19. ^ Jump up to: а б с Милнер (2011): глава 4 («Весной 1942 года возможны проблемы в будущем...»)
  20. ^ Jump up to: а б Черчилль (1950): стр. 122–123.
  21. ^ Jump up to: а б с Милнер (2011): глава 4 («Срединно-океанские силы сопровождения подверглись дальнейшему ограничению...»)
  22. ^ Jump up to: а б с Фишер (1993): с. 36
  23. ^ Фишер (1993): с. 33
  24. ^ Фишер (1993): с. 37
  25. ^ Jump up to: а б с Милнер (2011): глава 4 («Пока Хехт преследовал конвои посреди океана...»)
  26. ^ Милнер (2011): глава 4 («Когда атаки подводных лодок распространились на Мексиканский залив...»)
  27. ^ Милнер (2011): глава 4 («К середине мая, когда будут действовать как британцы, так и канадцы...»)
  28. ^ Милнер (2011): глава 5 («К концу лета 1942 года RCN был чрезмерно расширен...»)
  29. ^ Милнер (2011): глава 4 («К началу июля четыре подводные лодки все еще вели бойню...»)
  30. ^ Теннант (2001) с. 178
  31. ^ Крессман (2000) с. 69
  32. ^ Jump up to: а б с д Крессман (2000) с. 70
  33. ^ Теннант (2001) с. 57
  34. ^ Jump up to: а б с д Крессман (2000) с. 71
  35. ^ Jump up to: а б с д и Крессман (2000) с. 72
  36. ^ Jump up to: а б с д Крессман (2000) с. 73
  37. ^ Jump up to: а б с Крессман (2000) с. 74
  38. ^ Теннант (2001) с. 198
  39. ^ Теннант (2001) с. 188
  40. ^ Крессман (2000) с. 75
  41. ^ Jump up to: а б Крессман (2000) с. 76
  42. ^ Jump up to: а б с д Крессман (2000) с. 77
  43. ^ Jump up to: а б с Крессман (2000) с. 79
  44. ^ Jump up to: а б с д Крессман (2000) с. 81
  45. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Крессман (2000) с. 82
  46. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Крессман (2000) с. 83
  47. ^ Теннант (2001) с. 110
  48. ^ Jump up to: а б с д и Крессман (2000) с. 84
  49. ^ Jump up to: а б с Крессман (2000) с. 85
  50. ^ Jump up to: а б с д и Крессман (2000) с. 86
  51. ^ Jump up to: а б Теннант (2001) с. 44
  52. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Крессман (2000) с. 87
  53. ^ Теннант (2001) с. 175
  54. ^ Jump up to: а б с д и ж Крессман (2000) с. 88
  55. ^ Jump up to: а б с д и ж Крессман (2000) с. 89
  56. ^ Jump up to: а б Крессман (2000) с. 90
  57. ^ Jump up to: а б с д и ж Крессман (2000) с. 91
  58. ^ Jump up to: а б Крессман (2000) с. 92
  59. ^ Крессман (2000) с. 93
  60. ^ Jump up to: а б с д и ж Крессман (2000) с. 94
  61. ^ Jump up to: а б с д Крессман (2000) с. 95
  62. ^ Jump up to: а б с д Крессман (2000) с. 96
  63. ^ Крессман (2000) с. 97
  64. ^ Jump up to: а б Крессман (2000) с. 98
  65. ^ Jump up to: а б Крессман (2000) с. 99
  66. ^ Jump up to: а б Крессман (2000) с. 100
  67. ^ Jump up to: а б с Крессман (2000) с. 103
  68. ^ Крессман (2000) с. 106
  69. ^ Крессман (2000) с. 108
  70. ^ Крессман (2000) с. 109
  71. ^ Крессман (2000) с. 110
  72. ^ Крессман (2000) с. 112
  73. ^ Бойл, Алан (6 мая 2015 г.). «Как экспедиция по изучению затонувшей нацистской подводной лодки спасла репутацию» . Новости Эн-Би-Си . Проверено 7 мая 2015 г.
  74. ^ Робертс, Майкл Д. (2000). История эскадрилий VP, VPB, VP(H) и VP(AM) . Словарь эскадрилий американской морской авиации. Том. 2. Вашингтон, округ Колумбия: Военно-морской исторический центр Департамента ВМФ. п. 707.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ba27d9fa5ed26ec4f9e62c14b337a5b6__1721414820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ba/b6/ba27d9fa5ed26ec4f9e62c14b337a5b6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Second Happy Time - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)