СС Мопан
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | мопан |
Владелец | Элдерс энд Файфс Лимитед . |
Оператор | ![]() |
Порт приписки | ![]() |
Маршрут | Великобритания – Вест-Индия |
Строитель | Cammell Laird Ltd, Биркенхед |
Номер двора | 949 |
Запущен | 13 февраля 1929 г. |
В эксплуатации | 1929 |
Не работает | 1940 |
Идентификация |
|
Судьба | Потоплен артиллерийским огнем Panzerschiffe Admiral Scheer : 5 ноября 1940 г. |
Общие характеристики | |
Тип | грузовой лайнер |
Тоннаж | 5 389 брт |
Длина | 397 футов (121 м) |
Луч | 51,5 футов (15,7 м) |
Черновик | 25 футов 7 + 1 ⁄ 2 дюйма (7,81 м) |
Глубина | 30,2 футов (9,2 м) |
Установленная мощность | 447 НХП |
Движение | 1 х 3 цил. Паровая машина тройного расширения, один вал, один винт. |
Скорость | 13,5 узлов (25,0 км/ч) |
Экипаж | 68 |
Вооружение | (как DEMS ) |
SS Mopan — британский паровой грузовой лайнер, эксплуатировавшийся компанией Fyffes Line с 1929 по 1940 год, пока он не был перехвачен в середине Атлантики и потоплен немецким карманным линкором «Адмирал Шеер» , став первой жертвой Шеера коммерческого рейда адмирала . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Строительство
[ редактировать ]Мопан был построен на в Биркенхеде верфях компании Cammell Laird Ltd . Имея длину 397 футов (121 м), ширину 51,5 футов (15,7 м) и валовую зарегистрированную вместимость 5389, Mopan был оснащен одним трехцилиндровым паровым двигателем тройного расширения, производившим 447 NHP . Один винт приводился в движение через вал и обеспечивал рабочую скорость 13,5 узлов (25,0 км/ч).
Зарегистрированная в Ливерпуле , компания Mopan имела экипаж на 68 человек.
Срок службы
[ редактировать ]После ходовых испытаний Mopan присоединилась к остальной части линии Fyffes Line и начала свою службу, курсируя между Соединенным Королевством и Вест-Индией , занимаясь перевозкой бананов . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]С началом Второй мировой войны в сентябре 1939 года «Адмирал Шеер» оставался на якоре на Шиллиг рейде недалеко от Вильгельмсхафена вместе с тяжелым крейсером «Адмирал Хиппер» , единственное его действие состоялось 4 сентября, когда две группы из пяти бомбардировщиков «Бристоль Бленхейм» атаковали корабли. Во время атаки одна бомба попала в палубу «Шеера» , но не взорвалась, а еще две взорвались в воде возле корабля. Артиллеристам на борту «Адмирала Шеера» удалось сбить один из пяти «Бристоль Бленхейм» , и он вышел из атаки неповрежденным. [ 6 ]
Осенью 1940 года адмирал Шеер получил приказ начать коммерческие рейды , операция находилась под общим контролем адмирала Карла Деница из командования немецкой военно-морской группы «Запад». [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] опытного морского капитана Теодора Кранке . Под командованием [ 7 ] В октябре 1940 года «Адмирал Шеер» совершил свой первый боевой вылет . Продолжая оставаться незамеченным кораблями Королевского флота и самолетами Берегового командования Королевских ВВС , в ночь на 31 октября он проскользнул через Датский пролив и вырвался в открытую Атлантику . [ 8 ]
« Шеер» совершил вылет в сторону Гренландского ледяного барьера, после чего капитан Кранке принял решение проложить курс на 53 ° 00' с.ш. 35 ° 00' з.д. / 53 000 ° с.ш. 35 000 ° з.д. . Это поместило бы « Адмирал Шеер» в Атлантический разрыв , и, однажды оказавшись в этом районе, он дал бы возможность максимизировать поиск, неоднократно пересекая то, что предположительно было маршрутом конвоя Галифакса . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Радиомолчание было нарушено впервые с момента выхода из порта в 23:16 1 ноября, чтобы сообщить, что только что было пересечено 60 градусов северной широты. Этим сообщением завершился начальный этап операции, а именно успешный прорыв в Атлантику. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

Перехват
[ редактировать ]Под командованием своего капитана , капитана Сапсворта, « Мопан» вышел из Порт-Антонио и направился в Гарстон, Ливерпуль , с грузом бананов (одна из последних партий фруктов, предназначенных для Соединенного Королевства до введения запрета военного времени). [ 9 ] Утром 5 ноября, продолжая путь, «Мопан» миновал конвой HX 84 , шедший на восток из Галифакса , Новая Шотландия , также направлявшийся в Ливерпуль . было сделано предложение Мопану присоединиться к конвою, однако Сапсворт отклонил его, решив, что он будет плыть один. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Адмирал Шеер» не смог использовать два Arado Ar 196 гидросамолета Поскольку накануне « , 5 ноября погода была подходящей для того, чтобы «Адмирал Шеер» мог использовать свою воздушную разведку. Гидросамолет, пилотируемый лейтенантом Питчем, был запущен в 09:40, получив приказ совершить пролет на 100 морских миль (190 км; 120 миль) в ширину и на 70 морских миль (130 км; 81 миль) в глубину. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Когда гидросамолет вернулся в 12:05, наблюдатель сообщил, что заметил конвой, идущий на восток в точке 52, 41 с.ш., 32, 52 западной долготы. Это означало, что промежуточное расстояние между « Шеером» и конвоем составляло примерно 90 морских миль (170 км; 100 миль). ). Никакого сопровождения не наблюдалось. [ 1 ] [ 2 ] Это подтвердило более ранний B-Dienst радиоперехват с корабля «Шеер» , который идентифицировал конвой как HX 84. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Близость HX 84 поставила капитана Кранке перед дилеммой: следует ли ему атаковать конвой до наступления темноты или подождать и атаковать на рассвете следующего дня. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Хотя это означало, что для атаки будет доступно только два часа дневного света, Кранке принял решение перехватить, вывел « Шеер» на курс 150 градусов и увеличил скорость до 23 узлов (43 км/ч). [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] В 14:27, за час до того, как «Шеер» должен был перехватить конвой, был замечен единственный столб дыма. После того, как было произведено визуальное обнаружение, можно было наблюдать развевающийся флаг на мачте, однако цель этого не могла быть установлена. Неуверенный в том, что это за судно, Кранке решил сохранить свой курс, поскольку поворот на восток значительно уменьшил бы его способность перехватить HX 84 до наступления темноты. По мере уменьшения дальности было решено, что это было вооруженное торговое судно , действовавшее как прикрытие и находившееся впереди или на фланге конвоя. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Именно в этот момент «боевые станции» на борту «Шеера» прозвучали . Кранке направил все свое вооружение на « Мопан», а «Шеер» произвел предупредительные выстрелы из своего вторичного вооружения, состоящего из 15-см (5,9 дюйма) орудий SK C / 28, которые взорвались недалеко от носовой части грузового судна. В 15:08 с помощью сигнальной лампы « Шеер » приказал « Мопану» подняться на высоту 0,5 м. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Затем адмирал Шеер поднял флаг с надписью: «Садитесь на свои лодки и перенесите свои документы». [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Капитан Кранк держал свои орудия направленными на антенны беспроводной передачи «Мопана» на ее мачте и сопровождал это приказом о том, что корабельную радиосвязь не использовать. Это вызвало некоторую неприязнь на борту «Мопана» к ее офицеру связи Джеймсу Макинтошу, который неоднократно умолял капитана Сапсворта проигнорировать запрос адмирала Шеера и передать международно признанный сигнал: RRR (меня атакует рейдер). тем самым давая Convoy HX 84 возможность предпринять те или иные действия по уклонению. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Однако, когда орудия «Шеера » были направлены на « Мопан», а также осознавая, что в любой момент его корабль может быть взорван из-под него, капитан Сапсворт решил отклонить просьбы Макинтоша и вместо этого приказал роте своего корабля покинуть корабль. Приказ был выполнен размеренно и организованно, что не ускользнуло от внимания капитана Кранке. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Тонущий
[ редактировать ]После эвакуации « Мопана» адмирал Шеер приступил к потоплению судна. Однако это оказалось более сложной задачей, чем предполагалось изначально. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Кранке знал, что если ему удастся осуществить успешный перехват HX 84 до наступления темноты, время начинает подходить к концу. На «Мопан» не был отправлен призовой экипаж , вместо этого адмирал Шеер открыл огонь по торговому кораблю с расстояния примерно 300 ярдов , используя комбинацию его дополнительного вооружения в 15 см (5,9 дюйма) орудий SK C/28 и основного вооружения в 28 см. (11,0 дюймов) пушки SK C/28. Раздраженный продолжающимся упрямством « Мопана», увеличить скорострельность, капитан Кранк приказал артиллеристам «Шеера» а также потребовал присутствия капитана Сапсворта, который предостерег от нападения на кормовую часть его корабля, поскольку это было боеприпасы для 4-дюймовой пушки Мопана где хранились . Мопан окончательно затонул в 16:05. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Последствия
[ редактировать ]Весьма спорно, что, учитывая незначительную важность перехвата единственного торгового судна по сравнению с атакой на конвой из 38 кораблей с незначительной защитой, « Адмирал Шеер» воспользовался бы этой возможностью, чтобы выполнить то действие, которое он совершил. Действительно, временные рамки, которые были приняты при перехвате и последующем потоплении « Мопана», вместе с последовательными действиями против HMS Jervis Bay и SS Beaverford, вполне могли сыграть существенный фактор в неспособности «Адмирала Шеера» полностью уничтожить Конвой. ХХ 84 . Хотя ему и не удалось предупредить HX 84 о прямой угрозе, стоявшей на пути конвоя, тем не менее, отдав приказ о медленной и упорядоченной эвакуации «Мопана », вполне можно было считать, что капитан Сапсворт сыграл непосредственную роль в задержке перехвата HX 84 адмиралом . Шеер. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Экипаж « Мопана» вполне мог считать Сапсворта трусом и в некотором смысле виновным в пренебрежении кораблями конвоя HX 84, особенно в годы их пребывания в немецком лагере для военнопленных. Однако противовесом этому могло быть то, что Сапсворт делал то, что, по его мнению, было лучшим в тот конкретный момент для своего корабля и подчиненной ему команды. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Официальный номер и кодовые буквы
[ редактировать ]Официальные номера выдаются отдельными государствами флага. Их не следует путать с идентификационными номерами судов ИМО . Компания Mopan имела официальный номер в Великобритании 161091 и использовала кодовые буквы GXSD. . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в «СС Мопан (+1940)» . Wrecksite.eu . Проверено 9 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в «SS Mopan — HMS Jervis Bay» . Hmsjervisbay.com . Проверено 9 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т «Операция «Адмирал Шеер»» . НХХК . Проверено 9 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Уотсон, Брюс (9 декабря 2006 г.). Атлантические конвои и нацистские рейдеры: смертоносное путешествие HMS Jervis Bay . Издательская группа Гринвуд. ISBN 9780275988272 . Проверено 9 декабря 2021 г. - через Google Книги.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т «HMS «Джервис Бэй»: Конвой HX.84. 5 ноября 1940 г. - Архив Хайленда» . Caithnessarchives.org.uk . Проверено 9 декабря 2021 г.
- ^ Уотсон , стр. 71–72.
- ^ Ватсон , с. 72.
- ^ Шоуэлл , с. 66.
- ^ «Чтобы справиться с запретом на бананы во время войны, британские домашние повара приготовили «имитационные бананы» » . Atlasobscura.com . 30 апреля 2019 года . Проверено 9 декабря 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Уотсон, Брюс Аллен (2006). Атлантические конвои и нацистские рейдеры: смертоносное путешествие HMS Jervis Bay . Барнсли: Издательство Praeger . ISBN 0-275-98827-9 .
52 ° 48' с.ш. 32 ° 15' з.д. / 52,800 ° с.ш. 32,250 ° з.д.