Jump to content

Британский аэрокосмический морской Харриер

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено с BAe Sea Harrier )

Морской лунь
Sea Harrier FA2 из 801 NAS в полете на выставке Royal International Air Tattoo .
Роль V/STOL strike fighter
Национальное происхождение Великобритания
Производитель Хокер Сиддели
Британская Аэрокосмическая Компания
Введение 20 августа 1978 г. (ФРС1)
10 декабря 1983 г. (FRS51)
2 апреля 1993 г. (ФА2)
Ушедший на пенсию март 2006 г. ( Королевский флот );
6 марта 2016 г. ( ВМС Индии ) [ 1 ]
Статус Ушедший на пенсию
Основные пользователи Королевский флот (исторический)
ВМС Индии (исторический)
Количество построенных 98
Разработано на основе Хокер Сиддели Харриер

British Aerospace Sea Harrier — военно-морской с коротким взлётом и вертикальной посадкой / вертикальным взлётом и посадкой реактивный истребитель , разведчик и штурмовик . Это второй разработанный представитель семейства Harrier . Впервые он поступил на вооружение Королевского флота в апреле 1980 года как Sea Harrier FRS1 и стал неофициально известен как « Шар ». [ 2 ] Что необычно для эпохи, когда большинство морских и наземных истребителей завоевания превосходства в воздухе были большими и сверхзвуковыми , основная роль дозвуковых самолетов Sea Harrier заключалась в обеспечении противовоздушной обороны оперативных групп Королевского флота, сосредоточенных вокруг авианосцев.

«Си Харриер» участвовал в Фолклендской войне и конфликтах на Балканах ; во всех случаях они в основном действовали с авианосцев, расположенных в зоне конфликта. Его использование в Фолклендской войне было его самым громким и важным успехом, когда он был единственным истребителем, доступным для защиты британской оперативной группы. За время конфликта «Си Харриеры» сбили 20 самолетов противника; Два «Си Харриера» были потеряны в результате наземного огня противника. Они также использовались для нанесения наземных атак так же, как «Харриеры» Королевских ВВС .

Sea Harrier продавался за рубежом, но Индия была единственным эксплуатантом после того, как попытки продать самолет Аргентине и Австралии не увенчались успехом. [ 3 ] [ 4 ] Вторая, обновленная версия для Королевского флота была выпущена в 1993 году под названием Sea Harrier FA2 , в которой были улучшены его возможности воздушного боя и совместимость оружия, а также установлен более мощный двигатель; эта версия производилась до 1998 года. Самолет был досрочно выведен из эксплуатации Королевским флотом в 2006 году, но оставался на вооружении ВМС Индии еще десять лет до выхода на пенсию в 2016 году.

Разработка

[ редактировать ]
Harrier FRS.1 из 800 NAS использует трамплин во время взлета с HMS Invincible в 1990 году.
Харриер FA2 зависает. Заправочный щуп с болтовым креплением, вверху справа

В эпоху после Второй мировой войны размер Королевского флота начал сокращаться. К 1960 году последний линкор , HMS Vanguard , был выведен из состава ВМФ, пробыв в строю менее пятнадцати лет. [ 5 ] В 1966 году запланированное создание класса CVA-01 больших авианосцев было отменено. [ 6 ] В это время в Королевском флоте начали формироваться требования к вертикального и/или короткого взлета и посадки палубному перехватчику (V/STOL) для замены de Havilland Sea Vixen . Первые испытания V/STOL на корабле начались с посадки самолета Hawker Siddeley P.1127 на HMS Ark Royal в 1963 году. [ 7 ] [ 8 ]

Вторая концепция будущего морской авиации возникла в начале 1970-х годов, когда планировался первый представитель нового класса «сквозных палубных крейсеров». Их очень осторожно и политически обозначали как крейсеры, сознательно избегая термина «авианосец». [ 9 ] увеличить шансы на финансирование в политическом климате, враждебном дорогим крупным кораблям . [ 10 ] Получившиеся в результате «Инвинсибл» авианосцы класса были значительно меньше конструкции CVA-01, но получили широкое признание как авианосцы. [ 11 ] [ 12 ] Почти сразу после постройки трамплин , что позволило авианосцам эффективно управлять небольшим количеством самолетов V/STOL. в конце 170-метровой палубы был пристроен [ 10 ] [ 13 ]

Штаб ВМФ смог создать эффективный политический аргумент в пользу приобретения самолетов вертикального взлета и посадки на том основании, что противолодочные группы, действующие в атлантическом районе НАТО , где предполагалась основная роль сквозных палубных крейсеров, будут уязвимы для атак советских войск. противокорабельные ракеты . Они могли быть запущены на значительное расстояние с подводной лодки или надводного корабля, но их необходимо было наводить с помощью морского патрульного самолета ; Быстроходные самолеты, находящиеся на борту, смогут их сбить. Никаких упоминаний о других возможностях, которыми будут обладать эти самолеты, не было. [ 14 ]

Королевских ВВС Самолеты Hawker Siddeley Harrier GR1 поступили на вооружение в апреле 1969 года. Морской вариант Harrier был разработан компанией Hawker Siddeley для службы на будущих кораблях; это стал «Си Харриер». В 1975 году Королевский флот заказал 24 самолета Sea Harrier FRS.1 (что означает «Истребитель, разведка, удар». [ 13 ] ) самолет, [ 9 ] первый из которых поступил на вооружение в 1978 году. [ 10 ] За это время Hawker Siddeley стала частью British Aerospace в результате национализации в 1977 году. [ 15 ] К тому времени, когда прототип Sea Harrier поднялся в воздух в Дансфолде 20 августа 1978 года, заказ был увеличен до 34. [ 16 ] «Си Харриер» был введен в эксплуатацию в 1981 году на борту первого «Инвинсибл» корабля класса HMS Invincible , а позже в том же году к стареющему HMS Hermes присоединились еще несколько самолетов. авианосцу [ 17 ]

В 1984 году было дано разрешение на модернизацию парка самолетов до стандарта FRS.2 (позже известного как FA2 ) с учетом уроков, извлеченных во время использования самолетов во время Фолклендской войны 1982 года. Первый полет прототипа состоялся в сентябре 1988 года, а в декабре того же года был подписан контракт на поставку 29 модернизированных самолетов. [ 18 ] В 1990 году ВМФ заказал 18 самолетов FA2 новой постройки. [ 19 ] При стоимости единицы около 12 миллионов фунтов стерлингов в 1994 году были заказаны еще четыре модернизированных самолета. Первый самолет был доставлен 2 апреля 1993 года. [ 20 ]

Сопло векторной тяги Sea Harrier FA2 ZA195 (модернизация) – отличительная особенность прыжкового реактивного двигателя
Расположение сопел
Расположение четырех форсунок по бокам двигателя Pegasus.

Sea Harrier — дозвуковой самолет, предназначенный для ударных , разведывательных и истребительных задач. [ 21 ] Он оснащен одним двигателем Rolls-Royce Pegasus турбовентиляторным с двумя воздухозаборниками и четырьмя регулируемыми соплами. [ 9 ] Он имеет два шасси на фюзеляже и два выносных шасси на крыльях. Sea Harrier оснащен четырьмя крыльевыми и тремя пилонами фюзеляжа для перевозки вооружения и подвесными топливными баками. [ 22 ] Использование трамплина позволило самолету взлетать с короткой кабины экипажа с более тяжелой полезной нагрузкой, чем это было бы возможно в противном случае, хотя он также может взлетать, как обычный загруженный истребитель, без изменения вектора тяги с обычной взлетно-посадочной полосы аэропорта. [ 23 ]

Sea Harrier был во многом основан на Harrier GR3, но был модифицирован, чтобы иметь приподнятую кабину с куполообразным фонарем для большей обзорности и удлиненную носовую часть фюзеляжа для размещения радара Ferranti Blue Fox . [ 13 ] [ 9 ] Детали были заменены на использование коррозионностойких сплавов или были добавлены покрытия для защиты от морской среды. [ 24 ] После Фолклендской войны «Си Харриер» был оснащен «Си Игл» . противокорабельной ракетой [ 25 ]

Некоторые критики сочли, что радар Blue Fox имеет сравнительно низкие характеристики по сравнению с тем, что было доступно на момент закупки. [ 25 ] Sea Harrier FA2 был оснащен радаром Blue Vixen , который описывался как одна из самых совершенных импульсно-доплеровских радиолокационных систем в мире. [ 26 ] Blue Vixen лег в основу Eurofighter Typhoon истребителя радара CAPTOR . [ 27 ] Sea Harrier FA2 нес ракету AIM-120 AMRAAM , первый британский самолет с такой возможностью. [ 28 ] Модернизированная модель двигателя Pegasus — Pegasus Mk 106 — использовалась в Sea Harrier FA2. В ответ на угрозу со стороны радиолокационных зенитных средств были добавлены средства электронного противодействия. [ 25 ] Другие улучшения включали увеличенную нагрузку вооружения класса «воздух-воздух», радар обзора, увеличенную дальность полета и улучшенные дисплеи в кабине. [ 18 ]

Кабина Sea Harrier оснащена традиционным центральным рычагом управления и левым дросселем. В дополнение к обычным органам управления полетом, Harrier имеет рычаг для управления направлением четырех регулируемых сопел. Сопла направлены назад, а рычаг находится в переднем положении для горизонтального полета. Когда рычаг отведен назад, сопла направлены вниз для вертикального взлета или посадки. [ 29 ] [ 30 ] Полезность возможности вертикальной посадки Sea Harrier была продемонстрирована в инциденте 6 июня 1983 года, когда младший лейтенант Ян Уотсон потерял связь с авианосцем HMS Illustrious и был вынужден посадить Sea Harrier ZA176 на носовую палубу испанского грузового корабля Alraigo. . [ 31 ] [ 32 ]

Великобритании В 1998 году Агентство оборонной оценки и исследований провело испытания FA2 с от AVPRO UK Ltd капсулами Exint , небольшими подкрыльевыми отсеками, предназначенными для использования для развертывания сил специального назначения. [ 33 ] [ 34 ]

В 2005 году Sea Harrier был модифицирован системой Autoland, позволяющей истребителю выполнять безопасную вертикальную посадку без какого-либо взаимодействия с пилотом. Несмотря на то, что качка корабля представляла собой естественную проблему, система была разработана с учетом таких данных и успешно совершила посадку в море в мае 2005 года. [ 35 ]

Операционная история

[ редактировать ]

Королевский флот

[ редактировать ]

Вступление в строй

[ редактировать ]

Первые три Sea Harrier были опытной партией и использовались для испытаний на разминирование. [ 16 ] Первый серийный самолет был доставлен в RNAS Yeovilton в 1979 году для формирования подразделения интенсивных летных испытаний 700A морской авиационной эскадрильи . [ 16 ] В марте 1980 года подразделение интенсивных летных испытаний было преобразовано в 899-ю военно-морскую авиационную эскадрилью и должно было действовать как наземное штабное подразделение этого типа. [ 16 ] Первая оперативная эскадрилья, 800-я военно-морская авиационная эскадрилья , также была сформирована в марте 1980 года, первоначально для работы с HMS Invincible , а затем переведена на HMS Hermes . [ 16 ] В январе 1981 года была сформирована вторая оперативная эскадрилья 801 Naval Air Squadron для работы на базе HMS Invincible . [ 16 ]

Фолклендская война

[ редактировать ]
Линейка реактивных самолетов Sea Harrier, слева на фотографии. Вдали виднеется высокий склад тусклых цветов.
Си Харриер в RNAS Yeovilton . Схема окраски до Фолклендской войны, показанная здесь, была изменена путем закрашивания белой нижней части и маркировки по пути к островам.

«Си Харриеры» принимали участие в Фолклендской войне ( исп . Guerra de las Malvinas ) 1982 года, летая с авианосцев HMS Invincible и HMS Hermes . [ 36 ] «Си Харриеры» выполняли основную роль в противовоздушной обороне и второстепенную роль в наземной атаке; RAF Harrier GR3 обеспечивал основную атакующую силу. Всего на театре военных действий было развернуто 28 Sea Harrier и 14 Harrier GR3. [ 37 ] Эскадрильи «Си Харриеров» сбили 20 аргентинских самолетов в бою воздух-воздух без потерь в воздухе, хотя два «Си Харриера» были потеряны в результате обстрела с земли и четыре в результате аварий. [ 38 ] Из общих потерь аргентинской авиации 28% были сбиты «Харриерами». [ 36 ] Один только «Си Харриер», пилотируемый лейтенантом британских ВВС Дэвидом Морганом , сбил два «Скайхока» за один бой. [ 39 ]

Ряд факторов способствовал тому, что аргентинским истребителям не удалось сбить «Си Харриер». Хотя самолеты Mirage III и Dagger были быстрее, Sea Harrier был значительно маневреннее. [ 40 ] [ 41 ] Кроме того, на «Харриере» использовались новейшие ракеты AIM-9L Sidewinder и Blue Fox радар . [ 40 ] [ 42 ] Вопреки современным сообщениям о том, что « виффинг » оказался решающим в воздушных боях , [ 40 ] маневр не использовался пилотами РН на Фолклендах [ 43 ] поскольку он использовался только в чрезвычайных ситуациях против врагов, незнакомых с самолетом. [ 44 ] Британские пилоты заметили, что аргентинские пилоты время от времени выпускали оружие за пределы рабочих параметров. Сейчас считается, что это были «Миражи» ( IAI Neshers ), которые выпустили внешние топливные баки для улучшения их маневренности в воздушном бою. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ]

Серый реактивный самолет с черным обтекателем и большим воздухозаборником двигателя, парящим с выдвинутым шасси. Вдалеке он скрывает другой такой же самолет. Внизу фотографии, сделанной в море, виден горизонт.
800 NAS Sea Harrier FRS1 с корабля HMS Illustrious в малозаметной окраске после Фолклендской войны.

Британские самолеты получили управление истребителями с военных кораблей в Сан-Карлос-Уотер , хотя его эффективность была ограничена их размещением недалеко от островов, что серьезно ограничивало эффективность их радаров. [ 46 ] Различия в тактике и обучении между 800-й и 801-й эскадрильями вызвали критику, предполагающую, что потери нескольких кораблей можно было бы предотвратить, если бы «Си Харриеры» от Гермеса использовались более эффективно. [ 48 ]

Авиация обеих сторон действовала в неблагоприятных условиях. Аргентинская авиация была вынуждена действовать с материка, поскольку аэродромы на Фолклендских островах были приспособлены только для винтовых самолетов. [ 46 ] Бомбардировка аэропорта Порт-Стэнли британским бомбардировщиком «Вулкан» также послужила фактором, повлиявшим на решение аргентинцев управлять ими издалека. [ 49 ] Поскольку у большинства аргентинских самолетов не было возможности дозаправки в воздухе , они были вынуждены действовать на пределе своей дальности полета. [ 46 ] У «Си Харриеров» также были ограниченные запасы топлива из-за тактического решения разместить британские авианосцы вне зоны досягаемости ракет «Экзосет» и рассредоточения флота. [ 50 ] В результате у аргентинского самолета было всего пять минут над островами для поиска и атаки цели, в то время как «Си Харриер» мог оставаться около 30 минут в ожидании в аргентинских подходных коридорах и обеспечивать прикрытие боевого воздушного патруля до часа. [ 46 ]

«Си Харриеры» превосходили по численности имеющиеся аргентинские самолеты. [ 46 ] и иногда их сдерживали действия Escuadrón Fénix или гражданских реактивных самолетов, используемых ВВС Аргентины. Им пришлось действовать без бортовой системы дальнего обнаружения и управления (AEW&C), которая была бы доступна всему флоту НАТО, в котором ожидал работать Королевский флот, что было значительным недостатком в оперативной обстановке. [ 46 ] Теперь известно, что британские подразделения, базирующиеся в Чили, действительно обеспечивали раннее радиолокационное предупреждение оперативной группы. [ 51 ] [ 52 ] Тем не менее, отсутствие прикрытия ДРЛО и управления привело к превосходству в воздухе, а не к господству в воздухе ; «Си Харриеры» не могли предотвратить атаки Аргентины ни днем, ни ночью, а также не могли полностью остановить ежедневные ночные полеты транспортных средств C-130 «Геркулес» на острова. [ 46 ] [ 53 ]

Операции в 1990-е годы

[ редактировать ]
Британский аэрокосмический Sea Harrier FA2 Королевского флота на кабине экипажа HMS Invincible

«Си Харриер» снова участвовал в боевых действиях, когда он был задействован в боснийской войне 1992–1995 годов . [ 20 ] Он совершал рейды на сербские силы и обеспечивал воздушную поддержку подразделениям международных оперативных групп, проводившим операции «Запретить полет» и «Намеренная сила» против Армии Республики Сербской . [ 54 ] [ 55 ] 16 апреля 1994 года самолет «Си Харриер» 801-й морской авиационной эскадрильи, действовавший с авианосца HMS Ark Royal , был сбит «Игла-1» . зенитной ракетой [ 56 ] обстрелян Армией Республики Сербской при попытке взорвать два танка боснийских сербов. [ 57 ] Пилот, лейтенант Ник Ричардсон, катапультировался и приземлился на территории, контролируемой дружественными боснийскими мусульманами. [ 58 ]

Он снова использовался в кампании НАТО 1999 года против Союзной Республики Югославии в операции Allied Force , где «Си Харриеры», действующие с базы «Инвинсибл», часто патрулировали воздушное пространство, чтобы удержать югославские МиГи на земле. [ 59 ] [ 60 ] Они также были развернуты на борту «Илластриуса» в 2000 году в рамках операции «Паллисер» — британской интервенции в Сьерра-Леоне . [ 20 ] [ 61 ]

Выход на пенсию

[ редактировать ]
Sea Harrier FA2 на выставке в Национальном морском музее в мае 2006 года.

Великобритания закупает STOVL F-35B Королевского флота класса «Куин Элизабет» для эксплуатации на авианосцах . [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ]

Sea Harrier был выведен из эксплуатации в 2006 году, а последний оставшийся самолет 801-й морской авиационной эскадрильи был выведен из эксплуатации 29 марта 2006 года. [ 65 ] [ 66 ] Министерство обороны утверждало, что потребуются значительные расходы на модернизацию парка всего за шесть лет службы, чтобы соответствовать запланированной на тот момент дате ввода в эксплуатацию F-35. [ 67 ]

В обеих версиях Harrier наблюдалось снижение производительности двигателей (Pegasus Mk 106 в FA2 и Mk 105 в GR7) при более высоких температурах окружающей среды на Ближнем Востоке, что ограничивало вес полезной нагрузки, которую Harrier мог возвращать на авианосец при «вертикальном» восстановлении. [ 20 ] Это произошло из-за факторов безопасности, связанных с посадочной массой самолетов. Вариант установки двигателей Pegasus с более высокой мощностью не был бы таким простым, как при обновлении Harrier GR7, и, вероятно, был бы дорогостоящим и медленным процессом. [ 20 ] Кроме того, «Си Харриеры» в целом подвергались более враждебной среде, чем «Харриеры» наземного базирования, причем особой проблемой были коррозийные солевые брызги. Некоторое количество самолетов было оставлено Школой полетов в RNAS Culdrose . [ 68 ]

Королевского флота Воздушное подразделение флота продолжит использовать другой компонент Joint Force Harrier . [ 69 ] Harrier GR7 и модернизированный Harrier GR9 были переданы в эскадрильи Королевского флота в 2006 году, но были сняты с вооружения в 2010 году из-за сокращения бюджета. [ 20 ] [ 70 ]

Несмотря на то, что Sea Harrier выведены из действующей службы в Королевском флоте, они используются для обучения операторов военно-морских самолетов в Школе полетов Королевского военно-морского флота. [ 71 ]

Индийский флот

[ редактировать ]
Два похожих серых реактивных самолета с высокорасположенным крылом летят в строю с еще одним краснохвостым истребителем, который находится впереди и дальше всех от фотографии. Ведущий реактивный самолет несет под фюзеляжем внешний топливный бак.
Пара Indian Sea Harrier летают вместе с F/A-18F Super Hornet ВМС США во время Малабара 2007 года .

В 1977 году правительство Индии одобрило планы приобретения Sea Harrier для ВМС Индии. В ноябре 1979 года Индия разместила свой первый заказ на шесть истребителей Sea Harrier FRS Mk 51 и два учебно-тренировочных самолета T Mk 60; первые три «Си Харриера» прибыли в аэропорт Даболим 16 декабря 1983 года и были приняты на вооружение в том же году. [ 72 ] [ 73 ] Еще десять Sea Harrier были закуплены в ноябре 1985 года; [ 74 ] в конечном итоге было закуплено в общей сложности 30 Harrier, 25 для оперативного использования, а остальные в качестве двухместных учебно-тренировочных самолетов. [ 75 ] До 1990-х годов значительная часть обучения пилотов проводилась в Великобритании из-за ограниченного количества самолетов. [ 76 ]

Внедрение Sea Harrier позволило вывести из эксплуатации предыдущий индийский палубный истребитель Hawker Sea Hawk авианосца ВМФ INS Vikrant в период с 1987 по 1989 год. , а также провести масштабную модернизацию [ 72 ] Индия эксплуатировала Sea Harrier с авианосцев INS Vikrant и INS Viraat . [ 77 ] «Си Харриер» позволил внедрить в военно-морские операции несколько современных ракет, таких как «Си Игл» , противокорабельная ракета [ 78 ] и Matra Magic . ракета класса «воздух-воздух» [ 76 ] Другие боеприпасы включают 68-мм ракеты, бомбы, препятствующие взлету на взлетно-посадочной полосе, кассетные бомбы и 30-мм пушки с гондолами. [ 76 ]

С Sea Harrier произошло значительное количество аварий; из-за такого уровня аварийности примерно половина флота была потеряна, и в строю осталось только 11 истребителей. После крушения в августе 2009 года все Sea Harrier были временно остановлены для проверки. [ 79 ] С начала службы в ВМС Индии семь пилотов погибли в 17 катастрофах с участием Sea Harrier, обычно во время обычных боевых вылетов. [ 80 ]

Индийский авианосец INS Vikrant в начале 1980-х годов с вертолетами Sea Harrier, Sea Hawks , Alouette и Sea King , а также Alize . противолодочными самолетами

В 2006 году ВМС Индии выразили заинтересованность в приобретении до восьми недавно снятых с вооружения Sea Harrier FA2 Королевского флота для поддержания своего оперативного флота Sea Harrier. [ 81 ] Ни радар Blue Vixen Sea Harrier FA2, ни приемник радиолокационных предупреждений , ни возможности AMRAAM не были бы включены; определенное программное обеспечение для США также будет удалено перед отправкой. [ 81 ] К октябрю 2006 года появились сообщения о том, что сделка не состоялась из-за затрат на ремонт планера. [ 82 ]

В 2006 году ВМС Индии начали модернизацию до 15 самолетов Sea Harrier, установив радар Elta EL/M-2032 и Rafael «Дерби». ракету средней дальности BVR класса «воздух-воздух» [ 83 ] Это позволило Sea Harrier оставаться на вооружении Индии после 2012 года. К 2009 году в результате аварий флот Индии сократился до 12 (с первоначальных 30). [ 84 ]

Индия приобрела списанный российский авианосец «Адмирал Горшков» в 2004 году. После ремонта и испытаний корабль был официально принят в состав ВМС Индии как INS Vikramaditya в июне 2014 года. [ 85 ] выполняли рейсы из INS Viraat 6 марта 2016 года. Sea Harrier в последний раз [ 86 ]

11 мая 2016 года в INS Hansa, Даболим, Гоа, состоялась церемония, посвященная выводу из состава INAS 300 «Белые тигры» самолетов Sea Harrier и их замене истребителями МиГ-29К/КУБ . На церемонии самолеты обоих типов продемонстрировали воздушный показ, ознаменовав последний полет «Си Харриеров» после 33 лет службы в ВМС Индии. [ 87 ] [ 73 ] ВМС Индии эксплуатируют истребители МиГ-29К/КУБ СТОБАР из Викрамадитьи .

Варианты

[ редактировать ]
Черно-белая фотография реактивного самолета, разбегающегося в море и приближающегося к трамплину, который представляет собой изогнутую поверхность, помогающую самолету взлететь.
Sea Harrier FRS 1 на HMS Invincible
Морской Харриер FRS.1
В период с 1978 по 1988 год было поставлено 57 FRS1; большинство выживших были переоборудованы в спецификации Sea Harrier FA2 1988 года. [ 9 ]
Си Харриер FRS.51
Одноместный истребитель, разведчик и штурмовик, созданный для ВМС Индии, аналог британского FRS1. В отличие от FRS1 Sea Harrier, он оснащен ракетами класса «воздух-воздух» Matra R550 Magic. [ 88 ] Позже эти самолеты были модернизированы радаром Elta EL/M-2032 и ракетами Rafael Derby BVRAAM. [ 89 ]
Си Харриер Ф(А).2
Модернизация парка FRS1 в 1988 году с использованием импульсно-доплеровского радара Blue Vixen и ракеты AIM-120 AMRAAM. [ 9 ]

Операторы

[ редактировать ]
 Индия
 Великобритания

Выживший самолет

[ редактировать ]
Sea Harrier FA2 ZE694 в Музее авиации Мидленда
Си Харриер Т Мк. 60 IN-654 в Индийском военном колледже Раштрия

Несколько уцелевших «Си Харриеров» хранятся в музеях и у частных владельцев, а некоторые другие находятся в Школе летной эксплуатации Королевского военно-морского флота в RNAS Culdrose и на других военных базах для обучения. [ 90 ] Ниже приводится список тех, которые не используются военными для обучения.

На дисплее

Великобритания

[ редактировать ]
В использовании
  • Школа управления летной палубой Королевского военно-морского флота до сих пор использует «Харриеры» для обучения операторов самолетов на макетной палубе в RNAS Culdrose . [ 94 ] [ 71 ] Многие из них находятся в рабочем состоянии, хотя и в режиме ограниченного газа. [ 94 ] Хотя они не умеют летать, они все равно издают громкий звук, помогающий тренироваться.
На дисплее
Хранится или находится на реставрации
  • Sea Harrier FA.2 ZH803 , ранее находившийся в SFDO в RNAS Culdrose, принадлежит FLY HARRIER Ltd. и получил гражданскую регистрацию в CAA 7 августа 2019 года как G-RNFA . [ 104 ] По состоянию на июль 2020 года он числится в аэропорту Сент-Атан в Уэльсе. [ 105 ]
  • Sea Harrier FA.2 XZ497 из частной коллекции в Чарлвуде, Суррей. [ 106 ]
  • Sea Harrier FA.2 XZ499 на Музея авиации флота Кобэм-Холл, Йовилтон складе [ 107 ]
  • Sea Harrier FA.2 ZD582 из частной коллекции в Айньо, Нортгемптоншир. [ 108 ]
  • Sea Harrier FA.2 ZD612 из частной коллекции в Топшеме, Девон. [ 109 ]
  • Sea Harrier FA.2 ZD614 из частной коллекции Уолкотт, Линкольншир [ 110 ]
  • Sea Harrier FA.2 ZE697 на территории бывших ВВС Великобритании в Бинбруке, Линкольншир (по состоянию на 2016 г.) [ 111 ]
  • Sea Harrier FA.2 ZE698 из частной коллекции в Чарлвуде, Суррей. [ 106 ]
  • Sea Harrier FA.2 ZH798 , ранее находившийся в RNAS Culdrose, был продан на аукционе в 2020 году. [ 112 ] компании Jet Art Aviation, которая восстановила самолет, пригодный для руления и наземного движения. [ 113 ]
  • Sea Harrier FA.2 ZH799 из частной коллекции в Балларате, Австралия.
  • Sea Harrier FA.2 ZH806 , ZH810 и ZH812 у дилера недалеко от Ипсвича, Саффолк [ 114 ]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
Годен к полетам
  • Sea Harrier FA2 зарегистрирован под номером N94422 (ранее серийный номер Королевского флота XZ439), Ноллс Авиэйшн, округ Сент-Мэри , штат Мэриленд. [ 115 ] Бывший Sea Harrier FA2 Королевского флота был куплен в 2006 году Артом Ноллсом , который следующие два года потратил на восстановление его до летного состояния. В декабре 2007 года он был поврежден в результате жесткой посадки во время испытаний на военно-морской авиабазе Патаксент-Ривер , и его пришлось отремонтировать. [ 116 ] Самолет впервые появился публично на авиасалоне в Калпепере, штат Вирджиния , в октябре 2008 года. [ 117 ] Этот самолет является единственным в мире частным самолетом Harrier гражданского назначения. [ 118 ]

Технические характеристики (Си Харриер FA.2)

[ редактировать ]
Реактивный самолет на палубе авианосца. Его заправочная емкость вынесена возле фонаря пилота.
Си Харриер FRS51. ВМС Индии взлетают с INS Viraat

Данные Jane's All the World's Aircraft, 1999-00 гг. [ 119 ] Уилсон, [ 120 ] Бык, [ 121 ] Дональд [ 122 ] Спик [ 123 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 46 футов 6 дюймов (14,17 м)
42 фута 10,25 дюйма (13 м) со сложенным носом
  • Размах крыльев: 25 футов 3 дюйма (7,70 м)
  • Высота: 12 футов 2 дюйма (3,71 м)
  • Площадь крыла: 201,1 кв. футов (18,68 м 2 )
  • Профиль : корень: Hawker 10%; совет: Hawker 3,3% [ 124 ]
  • Пустой вес: 14 585 фунтов (6616 кг)
  • Максимальный вес топлива
    • Внутренний: 5182 фунта (2351 кг)
    • 2 сбрасываемых бака по 100 имп галлонов (120 галлонов США; 455 л): 6762 фунта (3067 кг)
    • 2 сбрасываемых бака по 190 имп галлонов (228 галлонов США; 864 л): 8184 фунтов (3712 кг)
    • 2 сбрасываемых бака по 330 имп галлонов (396 галлонов США; 1500 л): 10 396 фунтов (4716 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 26 200 фунтов (11 884 кг) STO
17,620 lb (7,992 kg) VTO
  • Запас топлива: 630 имп галлонов (757 галлонов США; 2864 л) внутреннего топлива в пяти фюзеляжных и двух крыльевых баках; резерв для 2 боевых десантных баков по 100 имп галлонов (120 галлонов США; 455 л) или 2 боевых десантных баков по 190 имп галлонов (228 галлонов США; 864 л) или 2 паромов по 330 имп галлонов (396 галлонов США; 1500 л) сбрасывать баки только на внутренние пилоны крыла.
1 × 50 имп галлонов (60 галлонов США; 227 л) Деминерализованная вода за двигателем

Производительность

  • Максимальная скорость: 618 узлов (711 миль в час, 1145 км/ч) / 0,94 Маха на уровне моря.
578 узлов (665 миль в час; 1070 км / ч) / 0,97 Маха на высоте
  • Боевая дальность: 400 миль (460 миль, 740 км) высотный перехват с 3-минутным боем и резервом для ВЛ.
250 миль (288 миль; 463 км) для наземных атак
  • Боевые профили: с авианосца с рампой 12 ° при ISA + 15 ° C, со скоростью 20 узлов (23 миль в час; 37 км / ч) WOD.
  • Боевой воздушный патруль:
  • До 1 часа 30 минут на станции на расстоянии 100 морских миль (115 миль; 185 км) с 4 боевыми десантными баками AMRAAM или 2 AMRAAM + 2 пушками ADEN + 2 боевыми десантными баками емкостью 190 имп галлонов (228 галлонов США; 864 л); Пробег палубы 450 футов (137 м)
  • Разведка:
  • Низкоуровневое покрытие площадью 130 000 квадратных миль (172 158 квадратных миль; 445 888 км ). 2 ) в радиусе 525 миль (604 миль; 972 км), выход и возвращение на среднем уровне с 2 пушками ADEN + 2 боевыми десантными баками емкостью 190 имп галлонов (228 галлонов США; 864 л); Пробег палубы 350 футов (107 м)
  • Поверхностная атака:
  • (привет-ло-привет) Радиус действия 200 морских миль (230 миль; 370 км) до пуска ракет с 2 пушками BAe Sea Eagle + 2 пушками ADEN ; Пробег палубы 300 футов (91 м)
  • Перехват:
  • Запуск с палубы по цели M0.9 на расстоянии 116 миль (133 миль; 215 км) или по цели M1.3 на расстоянии 95 миль (109 миль; 176 км) с начальным радиолокационным обнаружением на расстоянии 230 миль (265 миль; 426 км). , при 2-минутном состоянии тревоги несет 2× AMRAAM .
  • Перегоночная дальность: 1740 миль (2000 миль, 3220 км)
  • Практический потолок: 51 000 футов (16 000 м)
  • пределы g: +7,8 −4,2
  • Скорость набора высоты: 50 000 футов/мин (250 м/с).
  • Нагрузка на крыло: 130,28 фунтов/кв. футов (636,1 кг/м). 2 )
  • Тяга/вес : 0,822 [ 125 ]
  • Разбег STO: 1000 футов (305 м) при максимальной взлетной массе без рампы.

Вооружение

Авионика

  • Ferranti Blue Vixen Всепогодный бортовой радар
  • Тактическая аэронавигационная система BAE Systems AD2770
  • Бортовое цифровое наведение Thales MADGE Microwave
  • Сигнал союзника AN/APX-100 mk12 IFF
  • Маркони Sky Guardian 200 RWR
  • 2 соломы / факелов BAE Systems AN / ALE-40 дозатора

Заметные выступления в СМИ

[ редактировать ]

Уникальные характеристики Harrier позволили использовать его в ряде фильмов и видеоигр.

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Индия снимает с вооружения Sea Harrier» . 8 августа 2017 г.
  2. ^ Уорд, с. 50.
  3. ^ Мисон, Грэм. «Морской Харриер внизу» . Harrier.org.uk . Архивировано из оригинала 12 декабря 2010 года . Проверено 26 апреля 2010 г.
  4. ^ «Лондон почти продал оружие BA перед войной: потрясающий план продаж оружия для Аргентины» . Буэнос-Айрес Вестник . 29 июня 2005 г. Архивировано из оригинала 5 июня 2013 г. Проверено 4 января 2014 г.
  5. ^ «Нет V для могучего авангарда» . Лос-Анджелес Таймс . 20 августа 1959 года. Архивировано из оригинала 26 октября 2012 года.
  6. ^ «Анализ: ВМС Великобритании с нетерпением ждут авианосцев» . Юнайтед Пресс Интернэшнл . 3 июля 2002 г. Архивировано из оригинала 2 января 2014 г. Проверено 2 января 2014 г.
  7. ^ Дженкинс 1998, с. 51.
  8. ^ Бык 2004, с. 119.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Нордин 2006, с. 11.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Гроув 1987, стр. 319–320.
  11. ^ Мур 1987, стр. 22.
  12. ^ Мур Р.Н., капитан Джон Э. Военные корабли Королевского флота . Издательство Джейн, 1981 г., ISBN   0-7106-0105-0 .
  13. ^ Перейти обратно: а б с Булл 2004, с. 120.
  14. ^ Роджер 1996, с. 221
  15. ^ «Хокер Сиддели» . Комиссия по случаю столетия полетов США. Архивировано из оригинала 25 августа 2009 года . Проверено 26 апреля 2010 г.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Орбис `1985, стр. 3306–3312
  17. ^ Форд, Терри (1981). «Си Харриер – новое измерение» . Авиастроение и аэрокосмические технологии . 53 (6). Брэдфорд, Англия: Издательство Emerald Group: 2–5. дои : 10.1108/eb035729 . ISSN   1758-4213 . Архивировано из оригинала 5 апреля 2012 года.
  18. ^ Перейти обратно: а б «Первый полет Sea Harrier FRS2» . 10 (13). Еженедельник Джейнс Дефенс. 1 ноября 1988 г.: 767. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь ) [ мертвая ссылка ]
  19. ^ Flight International 1990, с. 9.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Грейвс, Дэвид (2 апреля 2002 г.). «Сокращения Sea Harrier оставляют флот незащищенным. Решение вывести из эксплуатации решающее оружие Фолклендского конфликта означает, что ВМФ придется полагаться на поддержку с воздуха Америки» . Телеграф . Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 1 января 2014 г.
  21. ^ Дженкинс 1998, с. 52.
  22. ^ Спик 2000, стр. 366–370, 387–392.
  23. ^ Бык 2004, с. 121.
  24. ^ Дженкинс 1998, стр. 51–55.
  25. ^ Перейти обратно: а б с «ВМФ делает свои «Харриеры» более мощными» . Новый учёный . 98 (1362). Лондон, Великобритания: Reed Business Information: 780. 16 июня 1983 г. ISSN   0262-4079 . Архивировано из оригинала 9 мая 2018 года.
  26. ^ Хойл, Крейг (9 мая 2006 г.). «Харриер Хай» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 1 января 2014 года . Проверено 31 декабря 2013 г.
  27. ^ «Captor Radar (International), Бортовые радиолокационные системы» . Авионика Джейн. 30 марта 2010 г.
  28. ^ «Нехватка пилотов ударила по Харриерам» . Глазго Геральд . 31 июля 1987 года. Архивировано из оригинала 23 октября 2021 года . Проверено 25 ноября 2020 г.
  29. ^ Маркман и Холдер 2000, стр. 74–77.
  30. ^ Дженкинс 1998, с. 25.
  31. ^ «Современный ветеран» . airsceneuk.org.uk . Архивировано из оригинала 6 августа 2015 года . Проверено 30 января 2015 г.
  32. ^ Райт, Тим (ноябрь 2008 г.). «Старички и странности: Инцидент в Альрайго» . Воздух и космос . Архивировано из оригинала 19 июля 2014 года . Проверено 4 января 2014 г.
  33. ^ Ченчиотти, Дэвид (6 декабря 2013 г.). «[Фото] Подкрыльевые капсулы для перевозки людей, которые можно устанавливать на истребители и вертолеты» . Авиационист . Архивировано из оригинала 27 января 2019 года . Проверено 27 января 2019 г.
  34. ^ «Великобританский тест подходит для модуля Avpro Exint на Harrier» . Рейс Интернешнл . 23 сентября 1998 г. Архивировано из оригинала 27 января 2019 г. . Получено 27 января 2019 г. - через Flight Global.
  35. ^ «Самолеты Sea Harrier приземляются на автопилоте» . Новый учёный (2501). Лондон, Великобритания: Reed Business Information. 28 мая 2005 г. ISSN   0262-4079 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2015 года.
  36. ^ Перейти обратно: а б Даффнер, Роберт В. (март – апрель 1984 г.). «Конфликт в Южной Атлантике: влияние авиации» . Обзор воздушного университета . База ВВС Максвелл, Алабама: Департамент ВВС. ISSN   0002-2594 . Архивировано из оригинала 10 января 2010 года . Проверено 23 июня 2010 г.
  37. ^ «AV-8B Harrier Operations» . GlobalSecurity.org. Архивировано из оригинала 8 июня 2010 года . Проверено 21 апреля 2010 г.
  38. ^ Грант 2005, с. 38.
  39. ^ Поузи, Карл А. (1 сентября 2002 г.). «Воздушная война на Фолклендских островах» . Воздушное пространство. Архивировано из оригинала 27 августа 2018 года . Проверено 27 августа 2018 г.
  40. ^ Перейти обратно: а б с «Этот великолепный летательный аппарат» . ВРЕМЯ . 7 июня 1982 года. Архивировано из оригинала 15 августа 2007 года.
  41. ^ Дайер, Гвинн (28 апреля 1982 г.). «Воздушная блокада Великобритании? Эти «Харриеры» способны выполнить свою работу» . Сарасота Геральд-Трибюн . Архивировано из оригинала 30 октября 2021 года . Проверено 25 ноября 2020 г.
  42. ^ Поузи, Карл (сентябрь 2002 г.). «Воздушная война на Фолклендских островах» . Воздух и космос . Архивировано из оригинала 3 января 2014 года . Проверено 4 января 2013 г.
  43. ^ Боевой истребитель Джейн - Бой в эпоху реактивных самолетов, ISBN   0004708229
  44. ^ Парсонс, Гэри (2007). «Харриеры-герои» . Эйр-Сцена Великобритании. Архивировано из оригинала 4 августа 2015 года . Проверено 1 августа 2015 г. Никто не использовал виффинг в бою – это скорее последний маневр. Это может быть полезно, если парень сзади не видел этого раньше и не знает, что вы собираетесь делать. Вы можете замедлиться с 450 узлов до 150 примерно за три-четыре секунды, и этого достаточно, чтобы люди вылетели вперед. Однако, если он увидит это, все, что ему нужно сделать, это подняться вертикально и просто сидеть на вершине. ты. В конечном итоге у тебя совсем нет сил, а у него есть все время в мире, чтобы тебя уничтожить.
  45. ^ Уорд, с. 209.
  46. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Корум, Джеймс С. (20 августа 2002 г.). «ВВС Аргентины в Фолклендской войне» . Журнал Air & Space Power . XVI (3). Авиабаза Максвелл, Алабама: Издательство Air University Press. ISSN   1555-385X . Архивировано из оригинала 2 января 2014 года . Проверено 2 января 2014 г.
  47. ^ «Entrevista al Halcón «Talo» Moreno — YouTube» . Ютуб . 16 мая 2017 г. Архивировано из оригинала 12 августа 2020 г. . Проверено 28 июня 2020 г.
  48. ^ «Соперничество, стоившее жизни» . Северное Эхо . 5 апреля 2007 г. Архивировано из оригинала 4 января 2014 г. Проверено 4 января 2014 г.
  49. ^ «Британские самолеты и бомбардировщики нанесли удары по аэродромам Фолклендских островов; ключевой объект получил название «кратер» » . Толедо Блейд . 2 мая 1982 года. [ постоянная мертвая ссылка ]
  50. ^ Бланш, Эд (21 мая 1982 г.). «Британцы следуют «боксерской» стратегии на Фолклендских островах» . Кингман Дейли Майнер . [ постоянная мертвая ссылка ]
  51. Интервью с главой ВВС Чили . Архивировано 26 мая 2011 года в Wayback Machine . edant.clarin.com
  52. ^ «Официальная история Фолклендской кампании». Архивировано 30 апреля 2012 года в Wayback Machine сэром Лоуренсом Фридманом. spyflight.co.uk
  53. ^ Мой, Дуглас Грант (15 апреля 1982 г.). «Аргентинские войска прорывают британскую блокаду по воздуху и морю» . Новости Майами . [ постоянная мертвая ссылка ]
  54. ^ «Погода беспокоит пилотов, готовящихся к рейду в Боснии» . Почта Сент-Луиса . 18 февраля 1994 года. Архивировано из оригинала 9 июня 2011 года . Проверено 21 апреля 2010 г.
  55. ^ «Беженцы спасаются от нападений на Бихач» . Страж Милкуоки . 24 ноября 1994 г. [ мертвая ссылка ]
  56. ^ «Мощная сила ракеты Игла» . 13 августа 2003 г. Архивировано из оригинала 8 февраля 2018 г. Проверено 9 мая 2018 г. - через news.bbc.co.uk.
  57. ^ Кук, Ник (1 марта 2002 г.). «Плюс можно изменить…? Самолеты НАТО по-прежнему особенно уязвимы для атак некоторых видов управляемых ракет» . Интеравиа Бизнес и Технологии . Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 года . Проверено 21 апреля 2010 г.
  58. ^ «Пилот сбитого британского самолета спасен в Боснии» . Питтсбург Пост-Газетт . 17 апреля 1994 года. Архивировано из оригинала 16 мая 2013 года . Проверено 21 апреля 2010 г.
  59. ^ Кемпстер, Норман; Краул, Крис (11 апреля 1999 г.). «США отправляют больше самолетов на Балканы» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 2 января 2014 года . Проверено 2 января 2014 г.
  60. ^ Тегель, Симеон (13 мая 1999 г.). «Игра «Харриеров» в кошки-мышки с МиГами» . Бирмингем Пост . Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 года . Проверено 21 апреля 2010 г.
  61. ^ «Корабли ВМС Великобритании прибывают в Сьерра-Леоне» . Новые времена проливов . 15 мая 2000 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  62. ^ Адамс, Кристофер (25 июля 2007 г.). «МО дает добро на авианосцы» . Файнэншл Таймс . Архивировано из оригинала 30 октября 2021 года . Проверено 2 января 2014 г.
  63. ^ Хойл, Крейг (13 июля 2010 г.). «ФАРНБОРО: BAE увеличит работу над производством JSF» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 30 октября 2013 года . Проверено 31 декабря 2013 г.
  64. ^ «Безопасность Британии в эпоху неопределенности: обзор стратегической обороны и безопасности». Архивировано 22 декабря 2010 года в Wayback Machine правительстве Великобритании , 19 октября 2010 года. Проверено 19 октября 2010 года.
  65. ^ Киммонс, Шон (10 февраля 2006 г.). «Си Харриеры в последний раз летают на F-15» . Звезды и полосы . Архивировано из оригинала 2 января 2014 года . Проверено 2 января 2014 г.
  66. ^ «Последний вылет «Си Харриеров» на базу» . Новости Би-би-си . 29 марта 2006 г. Архивировано из оригинала 2 января 2014 г. Проверено 4 января 2014 г.
  67. ^ Кук, Ник (1 апреля 2002 г.). «Королевский флот: истребители Sea Harrier FA2 STOVL будут выведены из эксплуатации» . Интеравиа Бизнес и Технологии . Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 года . Проверено 21 апреля 2010 г.
  68. ^ «RNAS Culdrose: Школа полетов Королевского военно-морского флота» . Королевский флот. Архивировано из оригинала 29 ноября 2009 года . Проверено 24 апреля 2010 г.
  69. ^ «2000 | 1029 | Архив полетов» . Архивировано из оригинала 4 января 2014 года . Проверено 3 января 2014 г.
  70. ^ «Последний рейс одного из культовых самолетов Британии» . Новости Би-би-си . 15 декабря 2010 года. Архивировано из оригинала 16 декабря 2010 года . Проверено 15 декабря 2010 г.
  71. ^ Перейти обратно: а б «Школа летной эксплуатации» . Королевский флот. Архивировано из оригинала 19 января 2013 года . Проверено 16 января 2013 г.
  72. ^ Перейти обратно: а б Хиранандани 2000, с. 276.
  73. ^ Перейти обратно: а б «ВМС Индии прощаются с истребителями Sea Harrier» . Индийский флот . Архивировано из оригинала 10 мая 2016 года . Проверено 9 мая 2016 г.
  74. ^ Капур, Хариш (октябрь 1987 г.). «Внешняя политика Индии при Радживе Ганди». Круглый стол . 76 (304): 469–480. дои : 10.1080/00358538708453838 .
  75. ^ Теллис, Эшли Дж. (1985). «Военно-морской баланс на Индийском субконтиненте: сложные задачи для ВМС Индии». Азиатский опрос . 25 (12). Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета: 1186–1213. дои : 10.2307/2644281 . ISSN   0004-4687 . JSTOR   2644281 .
  76. ^ Перейти обратно: а б с Хиранандани 2012, с. 154.
  77. ^ Нордин 2006, с. 14.
  78. ^ Хиранандани 2000, с. 287.
  79. ^ «Военно-морской флот остановил флот Sea Harrier после крушения» . Таймс оф Индия . 26 августа 2009 г. Архивировано из оригинала 24 октября 2012 г. Проверено 1 января 2014 г.
  80. ^ Ганди, Джатин (25 декабря 2007 г.). «Си Харриер терпит крушение, пилот жив» . Индостан Таймс . Архивировано из оригинала 9 января 2014 года . Проверено 4 января 2014 г.
  81. ^ Перейти обратно: а б «Парить и выйти: Королевский флот Великобритании выводит из эксплуатации Sea Harrier» . Флайтглобал . 28 марта 2006 г. Архивировано из оригинала 1 января 2014 г. . Проверено 31 декабря 2013 г.
  82. ^ «Военно-морской флот не будет приобретать бывшие в употреблении истребители Royal Navy Sea Harrier» . Защита Индии. 13 октября 2006 г. Архивировано из оригинала 26 октября 2006 г.
  83. ^ «Нехватка морских луней в Индии» . Ежедневник оборонной промышленности. 2 ноября 2010 г. Архивировано из оригинала 31 декабря 2013 г. Проверено 31 декабря 2013 г.
  84. ^ «После третьей крушения Sea Harrier в этом году численность истребителей ВМФ сократилась до 12» . Индийский экспресс . 25 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 30 мая 2020 г. . Проверено 4 января 2013 г.
  85. ^ «Премьер-министр Моди вводит INS Vikramaditya в состав ВМС и посвящает его нации» . Индостан Таймс . Архивировано из оригинала 14 июня 2014 года . Проверено 14 июня 2014 г.
  86. ВМС Индии выводят из эксплуатации Sea Harrier 21 марта 2016 г. По состоянию на 3 апреля 2016 г.
  87. ^ «Си Харриер покидает индийский флот». Рейс Интернешнл . 17 мая 2016 г.
  88. ^ «Вестник оружия следующего поколения» . Финансовый экспресс . 7 февраля 2007 г. Архивировано из оригинала 2 января 2014 г. . Проверено 1 января 2014 г.
  89. ^ Bharat-Rakshak.com. Архивировано 7 июня 2014 г. в Wayback Machine : Белые тигры Ревы.
  90. ^ А. Хоррекс, М. Рэй, М. Буланже, Р. Данн, Т. МакГи и Т. Вуд. «Морской лунь». Демобилизован – вышедший из строя британский военный самолет. Архивировано 18 сентября 2011 года в Wayback Machine . demobbed.org.uk
  91. ^ Обзор, Ан. «Музей морской авиации – обзор» . warbirdsofindia.com . Архивировано из оригинала 11 марта 2016 года . Проверено 9 мая 2018 г.
  92. ^ Гангули, Н. (8 сентября 2022 г.). «В Радживе Смрути Бхаване в Вишакхапатнаме отдыхает последний реактивный истребитель ВМФ Sea Harrier» . Индус . Архивировано из оригинала 28 сентября 2022 года . Проверено 15 апреля 2023 г.
  93. ^ Фернандо, Б. (30 апреля 2022 г.). «Улица искусств: в Бандре в Мумбаи отдыхает последний реактивный истребитель ВМФ Sea Harrier» . Индийский экспресс . Архивировано из оригинала 15 апреля 2023 года . Проверено 15 апреля 2023 г.
  94. ^ Перейти обратно: а б Обзор авиашоу — RNAS Culdrose Air Day 2014 https://www.globalaviationresource.com/v2/2014/08/06/airshow-review-rnas-culdrose-air-day-2014/ Архивировано 20 апреля 2020 г. на Wayback Machine.
  95. ^ Эллис 2016, с. 284
  96. ^ Эллис 2016, с. 211
  97. ^ Эллис 2016, с. 205
  98. ^ Эллис 2016, с. 186
  99. ^ Эллис 2016, с. 189
  100. ^ Эллис 2016, с. 306
  101. ^ Эллис 2016, с. 35
  102. ^ Эллис 2016, с. 276
  103. ^ Эллис 2016, с. 270
  104. ^ Дарио Леоне, «Два бывших прыжковых самолета Sea Harrier Королевского военно-морского флота скоро снова смогут полететь». Клуб любителей авиации, 12 августа 2019 г. По состоянию на 1 июня 2021 г. https://theaviationgeekclub.com/two-former-royal-navy-sea-harrier-jump-jets-could-fly-again-soon/ Архивировано 2 июня 2021 года в Wayback Machine.
  105. ^ "Сент-Атан, долина Гламорган, Уэльс". Демобилизован – вышедший из строя британский военный самолет. По состоянию на 1 июня 2021 г. http://www.demobbed.org.uk/locations.php?location=2267 Архивировано 2 июня 2021 г. в Wayback Machine.
  106. ^ Перейти обратно: а б Эллис 2016, с. 264
  107. ^ Эллис 2016, с. 212
  108. ^ Эллис 2016, с. 177
  109. ^ Эллис 2016, с. 49
  110. ^ Эллис 2016, с. 76
  111. ^ Эллис 2016, с. 139
  112. ^ новус (30 ноября 2020 г.). «British Aerospace FA2 Sea Harrier — ZH798 — на продажу | Гибкость, оборона и государственные услуги» . Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года . Проверено 20 октября 2021 г.
  113. ^ Твиттер https://twitter.com/jetartaviation/status/1449075760665350145 . Архивировано из оригинала 30 октября 2021 года . Проверено 20 октября 2021 г. {{cite web}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  114. ^ Эллис 2016, с. 258
  115. ^ «Nalls Aviation – родина Sea Harrier» . Ноллс Авиэйшн. Архивировано из оригинала 24 апреля 2009 года . Проверено 21 апреля 2010 г.
  116. ^ Дженна, Джонсон (2 января 2008 г.). «Полет назад во времени на своем собственном военном самолете» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 7 ноября 2012 года . Проверено 2 января 2013 г.
  117. ^ Скотт, Фил. Воздух и космос . Январь 2009 г. «Обновления» с. 12.
  118. ^ «Наллс Авиэйшн» . Архивировано из оригинала 21 января 2013 года.
  119. ^ Мансон, Кеннет, изд. (1999). Jane's All the World's Aircraft 1999-00 (90-е изд.). Колсдон, Суррей, Великобритания: Информационная группа Джейн. стр. 515–516. ISBN  978-0710618986 .
  120. ^ Уилсон 2000, с. 23.
  121. ^ Bull 2004, стр. 220–221.
  122. ^ Дональд 1997, стр. 215–216.
  123. ^ Спик 2000, стр. 391–92, 414.
  124. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Архивировано из оригинала 26 марта 2019 года . Проверено 16 апреля 2019 г.
  125. ^ «PII: S0376-0421(00)00011-7» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 30 октября 2021 года . Проверено 28 апреля 2021 г.
  126. ^ Уитни, Николас К.Дж. (1994). «Британская ядерная политика после холодной войны». Выживание . 36 (4). Лондон, Великобритания: Институт стратегических исследований: 96–112. ISSN   1555-385X .

Библиография

[ редактировать ]
Дальнейшее чтение
  • Хантер, Джейми (2005). «Си Харриер»: последний британский истребитель . Издательство Мидленд. ISBN  978-1857802078 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c379261fd3deee6f2e9169d7ecbeb5dd__1722167520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c3/dd/c379261fd3deee6f2e9169d7ecbeb5dd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
British Aerospace Sea Harrier - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)