Британский аэрокосмический морской Харриер
Морской лунь | |
---|---|
Sea Harrier FA2 из 801 NAS в полете на выставке Royal International Air Tattoo . | |
Роль | V/STOL strike fighter |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Хокер Сиддели Британская Аэрокосмическая Компания |
Введение | 20 августа 1978 г. (ФРС1) 10 декабря 1983 г. (FRS51) 2 апреля 1993 г. (ФА2) |
Ушедший на пенсию | март 2006 г. ( Королевский флот ); 6 марта 2016 г. ( ВМС Индии ) [ 1 ] |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | Королевский флот (исторический) ВМС Индии (исторический) |
Количество построенных | 98 |
Разработано на основе | Хокер Сиддели Харриер |
British Aerospace Sea Harrier — военно-морской с коротким взлётом и вертикальной посадкой / вертикальным взлётом и посадкой реактивный истребитель , разведчик и штурмовик . Это второй разработанный представитель семейства Harrier . Впервые он поступил на вооружение Королевского флота в апреле 1980 года как Sea Harrier FRS1 и стал неофициально известен как « Шар ». [ 2 ] Что необычно для эпохи, когда большинство морских и наземных истребителей завоевания превосходства в воздухе были большими и сверхзвуковыми , основная роль дозвуковых самолетов Sea Harrier заключалась в обеспечении противовоздушной обороны оперативных групп Королевского флота, сосредоточенных вокруг авианосцев.
«Си Харриер» участвовал в Фолклендской войне и конфликтах на Балканах ; во всех случаях они в основном действовали с авианосцев, расположенных в зоне конфликта. Его использование в Фолклендской войне было его самым громким и важным успехом, когда он был единственным истребителем, доступным для защиты британской оперативной группы. За время конфликта «Си Харриеры» сбили 20 самолетов противника; Два «Си Харриера» были потеряны в результате наземного огня противника. Они также использовались для нанесения наземных атак так же, как «Харриеры» Королевских ВВС .
Sea Harrier продавался за рубежом, но Индия была единственным эксплуатантом после того, как попытки продать самолет Аргентине и Австралии не увенчались успехом. [ 3 ] [ 4 ] Вторая, обновленная версия для Королевского флота была выпущена в 1993 году под названием Sea Harrier FA2 , в которой были улучшены его возможности воздушного боя и совместимость оружия, а также установлен более мощный двигатель; эта версия производилась до 1998 года. Самолет был досрочно выведен из эксплуатации Королевским флотом в 2006 году, но оставался на вооружении ВМС Индии еще десять лет до выхода на пенсию в 2016 году.
Разработка
[ редактировать ]В эпоху после Второй мировой войны размер Королевского флота начал сокращаться. К 1960 году последний линкор , HMS Vanguard , был выведен из состава ВМФ, пробыв в строю менее пятнадцати лет. [ 5 ] В 1966 году запланированное создание класса CVA-01 больших авианосцев было отменено. [ 6 ] В это время в Королевском флоте начали формироваться требования к вертикального и/или короткого взлета и посадки палубному перехватчику (V/STOL) для замены de Havilland Sea Vixen . Первые испытания V/STOL на корабле начались с посадки самолета Hawker Siddeley P.1127 на HMS Ark Royal в 1963 году. [ 7 ] [ 8 ]
Вторая концепция будущего морской авиации возникла в начале 1970-х годов, когда планировался первый представитель нового класса «сквозных палубных крейсеров». Их очень осторожно и политически обозначали как крейсеры, сознательно избегая термина «авианосец». [ 9 ] увеличить шансы на финансирование в политическом климате, враждебном дорогим крупным кораблям . [ 10 ] Получившиеся в результате «Инвинсибл» авианосцы класса были значительно меньше конструкции CVA-01, но получили широкое признание как авианосцы. [ 11 ] [ 12 ] Почти сразу после постройки трамплин , что позволило авианосцам эффективно управлять небольшим количеством самолетов V/STOL. в конце 170-метровой палубы был пристроен [ 10 ] [ 13 ]
Штаб ВМФ смог создать эффективный политический аргумент в пользу приобретения самолетов вертикального взлета и посадки на том основании, что противолодочные группы, действующие в атлантическом районе НАТО , где предполагалась основная роль сквозных палубных крейсеров, будут уязвимы для атак советских войск. противокорабельные ракеты . Они могли быть запущены на значительное расстояние с подводной лодки или надводного корабля, но их необходимо было наводить с помощью морского патрульного самолета ; Быстроходные самолеты, находящиеся на борту, смогут их сбить. Никаких упоминаний о других возможностях, которыми будут обладать эти самолеты, не было. [ 14 ]
Королевских ВВС Самолеты Hawker Siddeley Harrier GR1 поступили на вооружение в апреле 1969 года. Морской вариант Harrier был разработан компанией Hawker Siddeley для службы на будущих кораблях; это стал «Си Харриер». В 1975 году Королевский флот заказал 24 самолета Sea Harrier FRS.1 (что означает «Истребитель, разведка, удар». [ 13 ] ) самолет, [ 9 ] первый из которых поступил на вооружение в 1978 году. [ 10 ] За это время Hawker Siddeley стала частью British Aerospace в результате национализации в 1977 году. [ 15 ] К тому времени, когда прототип Sea Harrier поднялся в воздух в Дансфолде 20 августа 1978 года, заказ был увеличен до 34. [ 16 ] «Си Харриер» был введен в эксплуатацию в 1981 году на борту первого «Инвинсибл» корабля класса HMS Invincible , а позже в том же году к стареющему HMS Hermes присоединились еще несколько самолетов. авианосцу [ 17 ]
В 1984 году было дано разрешение на модернизацию парка самолетов до стандарта FRS.2 (позже известного как FA2 ) с учетом уроков, извлеченных во время использования самолетов во время Фолклендской войны 1982 года. Первый полет прототипа состоялся в сентябре 1988 года, а в декабре того же года был подписан контракт на поставку 29 модернизированных самолетов. [ 18 ] В 1990 году ВМФ заказал 18 самолетов FA2 новой постройки. [ 19 ] При стоимости единицы около 12 миллионов фунтов стерлингов в 1994 году были заказаны еще четыре модернизированных самолета. Первый самолет был доставлен 2 апреля 1993 года. [ 20 ]
Дизайн
[ редактировать ]Sea Harrier — дозвуковой самолет, предназначенный для ударных , разведывательных и истребительных задач. [ 21 ] Он оснащен одним двигателем Rolls-Royce Pegasus турбовентиляторным с двумя воздухозаборниками и четырьмя регулируемыми соплами. [ 9 ] Он имеет два шасси на фюзеляже и два выносных шасси на крыльях. Sea Harrier оснащен четырьмя крыльевыми и тремя пилонами фюзеляжа для перевозки вооружения и подвесными топливными баками. [ 22 ] Использование трамплина позволило самолету взлетать с короткой кабины экипажа с более тяжелой полезной нагрузкой, чем это было бы возможно в противном случае, хотя он также может взлетать, как обычный загруженный истребитель, без изменения вектора тяги с обычной взлетно-посадочной полосы аэропорта. [ 23 ]
Sea Harrier был во многом основан на Harrier GR3, но был модифицирован, чтобы иметь приподнятую кабину с куполообразным фонарем для большей обзорности и удлиненную носовую часть фюзеляжа для размещения радара Ferranti Blue Fox . [ 13 ] [ 9 ] Детали были заменены на использование коррозионностойких сплавов или были добавлены покрытия для защиты от морской среды. [ 24 ] После Фолклендской войны «Си Харриер» был оснащен «Си Игл» . противокорабельной ракетой [ 25 ]
Некоторые критики сочли, что радар Blue Fox имеет сравнительно низкие характеристики по сравнению с тем, что было доступно на момент закупки. [ 25 ] Sea Harrier FA2 был оснащен радаром Blue Vixen , который описывался как одна из самых совершенных импульсно-доплеровских радиолокационных систем в мире. [ 26 ] Blue Vixen лег в основу Eurofighter Typhoon истребителя радара CAPTOR . [ 27 ] Sea Harrier FA2 нес ракету AIM-120 AMRAAM , первый британский самолет с такой возможностью. [ 28 ] Модернизированная модель двигателя Pegasus — Pegasus Mk 106 — использовалась в Sea Harrier FA2. В ответ на угрозу со стороны радиолокационных зенитных средств были добавлены средства электронного противодействия. [ 25 ] Другие улучшения включали увеличенную нагрузку вооружения класса «воздух-воздух», радар обзора, увеличенную дальность полета и улучшенные дисплеи в кабине. [ 18 ]
Кабина Sea Harrier оснащена традиционным центральным рычагом управления и левым дросселем. В дополнение к обычным органам управления полетом, Harrier имеет рычаг для управления направлением четырех регулируемых сопел. Сопла направлены назад, а рычаг находится в переднем положении для горизонтального полета. Когда рычаг отведен назад, сопла направлены вниз для вертикального взлета или посадки. [ 29 ] [ 30 ] Полезность возможности вертикальной посадки Sea Harrier была продемонстрирована в инциденте 6 июня 1983 года, когда младший лейтенант Ян Уотсон потерял связь с авианосцем HMS Illustrious и был вынужден посадить Sea Harrier ZA176 на носовую палубу испанского грузового корабля Alraigo. . [ 31 ] [ 32 ]
Великобритании В 1998 году Агентство оборонной оценки и исследований провело испытания FA2 с от AVPRO UK Ltd капсулами Exint , небольшими подкрыльевыми отсеками, предназначенными для использования для развертывания сил специального назначения. [ 33 ] [ 34 ]
В 2005 году Sea Harrier был модифицирован системой Autoland, позволяющей истребителю выполнять безопасную вертикальную посадку без какого-либо взаимодействия с пилотом. Несмотря на то, что качка корабля представляла собой естественную проблему, система была разработана с учетом таких данных и успешно совершила посадку в море в мае 2005 года. [ 35 ]
Операционная история
[ редактировать ]Королевский флот
[ редактировать ]Вступление в строй
[ редактировать ]Первые три Sea Harrier были опытной партией и использовались для испытаний на разминирование. [ 16 ] Первый серийный самолет был доставлен в RNAS Yeovilton в 1979 году для формирования подразделения интенсивных летных испытаний 700A морской авиационной эскадрильи . [ 16 ] В марте 1980 года подразделение интенсивных летных испытаний было преобразовано в 899-ю военно-морскую авиационную эскадрилью и должно было действовать как наземное штабное подразделение этого типа. [ 16 ] Первая оперативная эскадрилья, 800-я военно-морская авиационная эскадрилья , также была сформирована в марте 1980 года, первоначально для работы с HMS Invincible , а затем переведена на HMS Hermes . [ 16 ] В январе 1981 года была сформирована вторая оперативная эскадрилья 801 Naval Air Squadron для работы на базе HMS Invincible . [ 16 ]
Фолклендская война
[ редактировать ]«Си Харриеры» принимали участие в Фолклендской войне ( исп . Guerra de las Malvinas ) 1982 года, летая с авианосцев HMS Invincible и HMS Hermes . [ 36 ] «Си Харриеры» выполняли основную роль в противовоздушной обороне и второстепенную роль в наземной атаке; RAF Harrier GR3 обеспечивал основную атакующую силу. Всего на театре военных действий было развернуто 28 Sea Harrier и 14 Harrier GR3. [ 37 ] Эскадрильи «Си Харриеров» сбили 20 аргентинских самолетов в бою воздух-воздух без потерь в воздухе, хотя два «Си Харриера» были потеряны в результате обстрела с земли и четыре в результате аварий. [ 38 ] Из общих потерь аргентинской авиации 28% были сбиты «Харриерами». [ 36 ] Один только «Си Харриер», пилотируемый лейтенантом британских ВВС Дэвидом Морганом , сбил два «Скайхока» за один бой. [ 39 ]
Ряд факторов способствовал тому, что аргентинским истребителям не удалось сбить «Си Харриер». Хотя самолеты Mirage III и Dagger были быстрее, Sea Harrier был значительно маневреннее. [ 40 ] [ 41 ] Кроме того, на «Харриере» использовались новейшие ракеты AIM-9L Sidewinder и Blue Fox радар . [ 40 ] [ 42 ] Вопреки современным сообщениям о том, что « виффинг » оказался решающим в воздушных боях , [ 40 ] маневр не использовался пилотами РН на Фолклендах [ 43 ] поскольку он использовался только в чрезвычайных ситуациях против врагов, незнакомых с самолетом. [ 44 ] Британские пилоты заметили, что аргентинские пилоты время от времени выпускали оружие за пределы рабочих параметров. Сейчас считается, что это были «Миражи» ( IAI Neshers ), которые выпустили внешние топливные баки для улучшения их маневренности в воздушном бою. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ]
Британские самолеты получили управление истребителями с военных кораблей в Сан-Карлос-Уотер , хотя его эффективность была ограничена их размещением недалеко от островов, что серьезно ограничивало эффективность их радаров. [ 46 ] Различия в тактике и обучении между 800-й и 801-й эскадрильями вызвали критику, предполагающую, что потери нескольких кораблей можно было бы предотвратить, если бы «Си Харриеры» от Гермеса использовались более эффективно. [ 48 ]
Авиация обеих сторон действовала в неблагоприятных условиях. Аргентинская авиация была вынуждена действовать с материка, поскольку аэродромы на Фолклендских островах были приспособлены только для винтовых самолетов. [ 46 ] Бомбардировка аэропорта Порт-Стэнли британским бомбардировщиком «Вулкан» также послужила фактором, повлиявшим на решение аргентинцев управлять ими издалека. [ 49 ] Поскольку у большинства аргентинских самолетов не было возможности дозаправки в воздухе , они были вынуждены действовать на пределе своей дальности полета. [ 46 ] У «Си Харриеров» также были ограниченные запасы топлива из-за тактического решения разместить британские авианосцы вне зоны досягаемости ракет «Экзосет» и рассредоточения флота. [ 50 ] В результате у аргентинского самолета было всего пять минут над островами для поиска и атаки цели, в то время как «Си Харриер» мог оставаться около 30 минут в ожидании в аргентинских подходных коридорах и обеспечивать прикрытие боевого воздушного патруля до часа. [ 46 ]
«Си Харриеры» превосходили по численности имеющиеся аргентинские самолеты. [ 46 ] и иногда их сдерживали действия Escuadrón Fénix или гражданских реактивных самолетов, используемых ВВС Аргентины. Им пришлось действовать без бортовой системы дальнего обнаружения и управления (AEW&C), которая была бы доступна всему флоту НАТО, в котором ожидал работать Королевский флот, что было значительным недостатком в оперативной обстановке. [ 46 ] Теперь известно, что британские подразделения, базирующиеся в Чили, действительно обеспечивали раннее радиолокационное предупреждение оперативной группы. [ 51 ] [ 52 ] Тем не менее, отсутствие прикрытия ДРЛО и управления привело к превосходству в воздухе, а не к господству в воздухе ; «Си Харриеры» не могли предотвратить атаки Аргентины ни днем, ни ночью, а также не могли полностью остановить ежедневные ночные полеты транспортных средств C-130 «Геркулес» на острова. [ 46 ] [ 53 ]
Операции в 1990-е годы
[ редактировать ]«Си Харриер» снова участвовал в боевых действиях, когда он был задействован в боснийской войне 1992–1995 годов . [ 20 ] Он совершал рейды на сербские силы и обеспечивал воздушную поддержку подразделениям международных оперативных групп, проводившим операции «Запретить полет» и «Намеренная сила» против Армии Республики Сербской . [ 54 ] [ 55 ] 16 апреля 1994 года самолет «Си Харриер» 801-й морской авиационной эскадрильи, действовавший с авианосца HMS Ark Royal , был сбит «Игла-1» . зенитной ракетой [ 56 ] обстрелян Армией Республики Сербской при попытке взорвать два танка боснийских сербов. [ 57 ] Пилот, лейтенант Ник Ричардсон, катапультировался и приземлился на территории, контролируемой дружественными боснийскими мусульманами. [ 58 ]
Он снова использовался в кампании НАТО 1999 года против Союзной Республики Югославии в операции Allied Force , где «Си Харриеры», действующие с базы «Инвинсибл», часто патрулировали воздушное пространство, чтобы удержать югославские МиГи на земле. [ 59 ] [ 60 ] Они также были развернуты на борту «Илластриуса» в 2000 году в рамках операции «Паллисер» — британской интервенции в Сьерра-Леоне . [ 20 ] [ 61 ]
Выход на пенсию
[ редактировать ]Великобритания закупает STOVL F-35B Королевского флота класса «Куин Элизабет» для эксплуатации на авианосцах . [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ]
Sea Harrier был выведен из эксплуатации в 2006 году, а последний оставшийся самолет 801-й морской авиационной эскадрильи был выведен из эксплуатации 29 марта 2006 года. [ 65 ] [ 66 ] Министерство обороны утверждало, что потребуются значительные расходы на модернизацию парка всего за шесть лет службы, чтобы соответствовать запланированной на тот момент дате ввода в эксплуатацию F-35. [ 67 ]
В обеих версиях Harrier наблюдалось снижение производительности двигателей (Pegasus Mk 106 в FA2 и Mk 105 в GR7) при более высоких температурах окружающей среды на Ближнем Востоке, что ограничивало вес полезной нагрузки, которую Harrier мог возвращать на авианосец при «вертикальном» восстановлении. [ 20 ] Это произошло из-за факторов безопасности, связанных с посадочной массой самолетов. Вариант установки двигателей Pegasus с более высокой мощностью не был бы таким простым, как при обновлении Harrier GR7, и, вероятно, был бы дорогостоящим и медленным процессом. [ 20 ] Кроме того, «Си Харриеры» в целом подвергались более враждебной среде, чем «Харриеры» наземного базирования, причем особой проблемой были коррозийные солевые брызги. Некоторое количество самолетов было оставлено Школой полетов в RNAS Culdrose . [ 68 ]
Королевского флота Воздушное подразделение флота продолжит использовать другой компонент Joint Force Harrier . [ 69 ] Harrier GR7 и модернизированный Harrier GR9 были переданы в эскадрильи Королевского флота в 2006 году, но были сняты с вооружения в 2010 году из-за сокращения бюджета. [ 20 ] [ 70 ]
Несмотря на то, что Sea Harrier выведены из действующей службы в Королевском флоте, они используются для обучения операторов военно-морских самолетов в Школе полетов Королевского военно-морского флота. [ 71 ]
Индийский флот
[ редактировать ]В 1977 году правительство Индии одобрило планы приобретения Sea Harrier для ВМС Индии. В ноябре 1979 года Индия разместила свой первый заказ на шесть истребителей Sea Harrier FRS Mk 51 и два учебно-тренировочных самолета T Mk 60; первые три «Си Харриера» прибыли в аэропорт Даболим 16 декабря 1983 года и были приняты на вооружение в том же году. [ 72 ] [ 73 ] Еще десять Sea Harrier были закуплены в ноябре 1985 года; [ 74 ] в конечном итоге было закуплено в общей сложности 30 Harrier, 25 для оперативного использования, а остальные в качестве двухместных учебно-тренировочных самолетов. [ 75 ] До 1990-х годов значительная часть обучения пилотов проводилась в Великобритании из-за ограниченного количества самолетов. [ 76 ]
Внедрение Sea Harrier позволило вывести из эксплуатации предыдущий индийский палубный истребитель Hawker Sea Hawk авианосца ВМФ INS Vikrant в период с 1987 по 1989 год. , а также провести масштабную модернизацию [ 72 ] Индия эксплуатировала Sea Harrier с авианосцев INS Vikrant и INS Viraat . [ 77 ] «Си Харриер» позволил внедрить в военно-морские операции несколько современных ракет, таких как «Си Игл» , противокорабельная ракета [ 78 ] и Matra Magic . ракета класса «воздух-воздух» [ 76 ] Другие боеприпасы включают 68-мм ракеты, бомбы, препятствующие взлету на взлетно-посадочной полосе, кассетные бомбы и 30-мм пушки с гондолами. [ 76 ]
С Sea Harrier произошло значительное количество аварий; из-за такого уровня аварийности примерно половина флота была потеряна, и в строю осталось только 11 истребителей. После крушения в августе 2009 года все Sea Harrier были временно остановлены для проверки. [ 79 ] С начала службы в ВМС Индии семь пилотов погибли в 17 катастрофах с участием Sea Harrier, обычно во время обычных боевых вылетов. [ 80 ]
В 2006 году ВМС Индии выразили заинтересованность в приобретении до восьми недавно снятых с вооружения Sea Harrier FA2 Королевского флота для поддержания своего оперативного флота Sea Harrier. [ 81 ] Ни радар Blue Vixen Sea Harrier FA2, ни приемник радиолокационных предупреждений , ни возможности AMRAAM не были бы включены; определенное программное обеспечение для США также будет удалено перед отправкой. [ 81 ] К октябрю 2006 года появились сообщения о том, что сделка не состоялась из-за затрат на ремонт планера. [ 82 ]
В 2006 году ВМС Индии начали модернизацию до 15 самолетов Sea Harrier, установив радар Elta EL/M-2032 и Rafael «Дерби». ракету средней дальности BVR класса «воздух-воздух» [ 83 ] Это позволило Sea Harrier оставаться на вооружении Индии после 2012 года. К 2009 году в результате аварий флот Индии сократился до 12 (с первоначальных 30). [ 84 ]
Индия приобрела списанный российский авианосец «Адмирал Горшков» в 2004 году. После ремонта и испытаний корабль был официально принят в состав ВМС Индии как INS Vikramaditya в июне 2014 года. [ 85 ] выполняли рейсы из INS Viraat 6 марта 2016 года. Sea Harrier в последний раз [ 86 ]
11 мая 2016 года в INS Hansa, Даболим, Гоа, состоялась церемония, посвященная выводу из состава INAS 300 «Белые тигры» самолетов Sea Harrier и их замене истребителями МиГ-29К/КУБ . На церемонии самолеты обоих типов продемонстрировали воздушный показ, ознаменовав последний полет «Си Харриеров» после 33 лет службы в ВМС Индии. [ 87 ] [ 73 ] ВМС Индии эксплуатируют истребители МиГ-29К/КУБ СТОБАР из Викрамадитьи .
Варианты
[ редактировать ]- Морской Харриер FRS.1
- В период с 1978 по 1988 год было поставлено 57 FRS1; большинство выживших были переоборудованы в спецификации Sea Harrier FA2 1988 года. [ 9 ]
- Си Харриер FRS.51
- Одноместный истребитель, разведчик и штурмовик, созданный для ВМС Индии, аналог британского FRS1. В отличие от FRS1 Sea Harrier, он оснащен ракетами класса «воздух-воздух» Matra R550 Magic. [ 88 ] Позже эти самолеты были модернизированы радаром Elta EL/M-2032 и ракетами Rafael Derby BVRAAM. [ 89 ]
- Си Харриер Ф(А).2
- Модернизация парка FRS1 в 1988 году с использованием импульсно-доплеровского радара Blue Vixen и ракеты AIM-120 AMRAAM. [ 9 ]
Операторы
[ редактировать ]- Индийский флот
- Индийская военно-морская авиация (1983–2016)
- 300-я индийская военно-морская авиационная эскадрилья (1983–2016)
- 551-я индийская военно-морская авиационная эскадрилья (1990–2005)
- 552-я индийская военно-морская авиационная эскадрилья (2005–2016 гг.)
- Индийская военно-морская авиация (1983–2016)
- Королевский флот
- Авиация флота (1978–2006)
- 800-я военно-морская авиационная эскадрилья (1980–2004)
- 801-я военно-морская авиационная эскадрилья (1981–2006)
- 809-я военно-морская авиационная эскадрилья (1982)
- 899-я военно-морская авиационная эскадрилья (1980–2005)
- Школа эксплуатации летной палубы (2006–2020 гг.)
- Авиация флота (1978–2006)
Выживший самолет
[ редактировать ]Несколько уцелевших «Си Харриеров» хранятся в музеях и у частных владельцев, а некоторые другие находятся в Школе летной эксплуатации Королевского военно-морского флота в RNAS Culdrose и на других военных базах для обучения. [ 90 ] Ниже приводится список тех, которые не используются военными для обучения.
Индия
[ редактировать ]- На дисплее
- Sea Harrier FRS 51 (IN-621) в Музее военно-морской авиации (Индия) в Гоа , Индия [ 91 ]
- Sea Harrier T Mk.60 (IN-654) в Индийском военном колледже Раштрия в Дехрадуне , Индия.
- Sea Harrier FRS 51 (IN-606) в музее Sea Harrier в Вишакхапатнаме , Индия. [ 92 ]
- Sea Harrier FRS 51 (IN-617) на набережной Эстрады, Бандра в Мумбаи , Индия. [ 93 ]
Великобритания
[ редактировать ]- В использовании
- Школа управления летной палубой Королевского военно-морского флота до сих пор использует «Харриеры» для обучения операторов самолетов на макетной палубе в RNAS Culdrose . [ 94 ] [ 71 ] Многие из них находятся в рабочем состоянии, хотя и в режиме ограниченного газа. [ 94 ] Хотя они не умеют летать, они все равно издают громкий звук, помогающий тренироваться.
- На дисплее
- Sea Harrier FA.2 ZD610 в Aerospace Бристоле [ нужна ссылка ]
- Sea Harrier FA.2 XZ457 в коллекции Boscombe Down Aviation , Олд Сарум, Уилтшир [ 95 ]
- Sea Harrier FRS.1 XZ493 в Музее авиации флота , Йовилтон, Сомерсет [ 96 ]
- Sea Harrier FA.2 XZ494 в кемпинге и автодомах Castle Farm, Ведмор, Сомерсет [ 97 ]
- Sea Harrier FA.2 ZA175 в Музее авиации Норфолка и Саффолка, Фликстон, Норфолк.
- Sea Harrier FA.2 ZA176 в Ньюаркском музее авиации , Ньюарк, Ноттингемшир [ 98 ]
- Sea Harrier FA.2 ZD607 в Управлении оборонного хранения и распределения, Бистер, Оксфордшир. [ 99 ]
- Sea Harrier FA.2 ZD613 на крыше здания в промышленной зоне Кросс-Грин, Лидс, Западный Йоркшир. [ 100 ]
- Sea Harrier FA.2 ZE691 в промышленной зоне Вудфорд-Парк, Уинсфорд, Чешир [ 101 ]
- Sea Harrier FA.2 ZE694 в Музее авиации Мидленда , Ковентри, Уорикшир [ 102 ]
- Sea Harrier FA.2 XZ459 в Музее военной авиации Тангмер в Западном Суссексе прибыл в 2020 году. [ 103 ]
- Хранится или находится на реставрации
- Sea Harrier FA.2 ZH803 , ранее находившийся в SFDO в RNAS Culdrose, принадлежит FLY HARRIER Ltd. и получил гражданскую регистрацию в CAA 7 августа 2019 года как G-RNFA . [ 104 ] По состоянию на июль 2020 года он числится в аэропорту Сент-Атан в Уэльсе. [ 105 ]
- Sea Harrier FA.2 XZ497 из частной коллекции в Чарлвуде, Суррей. [ 106 ]
- Sea Harrier FA.2 XZ499 на Музея авиации флота Кобэм-Холл, Йовилтон складе [ 107 ]
- Sea Harrier FA.2 ZD582 из частной коллекции в Айньо, Нортгемптоншир. [ 108 ]
- Sea Harrier FA.2 ZD612 из частной коллекции в Топшеме, Девон. [ 109 ]
- Sea Harrier FA.2 ZD614 из частной коллекции Уолкотт, Линкольншир [ 110 ]
- Sea Harrier FA.2 ZE697 на территории бывших ВВС Великобритании в Бинбруке, Линкольншир (по состоянию на 2016 г.) [ 111 ]
- Sea Harrier FA.2 ZE698 из частной коллекции в Чарлвуде, Суррей. [ 106 ]
- Sea Harrier FA.2 ZH798 , ранее находившийся в RNAS Culdrose, был продан на аукционе в 2020 году. [ 112 ] компании Jet Art Aviation, которая восстановила самолет, пригодный для руления и наземного движения. [ 113 ]
- Sea Harrier FA.2 ZH799 из частной коллекции в Балларате, Австралия.
- Sea Harrier FA.2 ZH806 , ZH810 и ZH812 у дилера недалеко от Ипсвича, Саффолк [ 114 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- Годен к полетам
- Sea Harrier FA2 зарегистрирован под номером N94422 (ранее серийный номер Королевского флота XZ439), Ноллс Авиэйшн, округ Сент-Мэри , штат Мэриленд. [ 115 ] Бывший Sea Harrier FA2 Королевского флота был куплен в 2006 году Артом Ноллсом , который следующие два года потратил на восстановление его до летного состояния. В декабре 2007 года он был поврежден в результате жесткой посадки во время испытаний на военно-морской авиабазе Патаксент-Ривер , и его пришлось отремонтировать. [ 116 ] Самолет впервые появился публично на авиасалоне в Калпепере, штат Вирджиния , в октябре 2008 года. [ 117 ] Этот самолет является единственным в мире частным самолетом Harrier гражданского назначения. [ 118 ]
Технические характеристики (Си Харриер FA.2)
[ редактировать ]Данные Jane's All the World's Aircraft, 1999-00 гг. [ 119 ] Уилсон, [ 120 ] Бык, [ 121 ] Дональд [ 122 ] Спик [ 123 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 46 футов 6 дюймов (14,17 м)
- 42 фута 10,25 дюйма (13 м) со сложенным носом
- Размах крыльев: 25 футов 3 дюйма (7,70 м)
- Высота: 12 футов 2 дюйма (3,71 м)
- Площадь крыла: 201,1 кв. футов (18,68 м 2 )
- Профиль : корень: Hawker 10%; совет: Hawker 3,3% [ 124 ]
- Пустой вес: 14 585 фунтов (6616 кг)
- Максимальный вес топлива
- Внутренний: 5182 фунта (2351 кг)
- 2 сбрасываемых бака по 100 имп галлонов (120 галлонов США; 455 л): 6762 фунта (3067 кг)
- 2 сбрасываемых бака по 190 имп галлонов (228 галлонов США; 864 л): 8184 фунтов (3712 кг)
- 2 сбрасываемых бака по 330 имп галлонов (396 галлонов США; 1500 л): 10 396 фунтов (4716 кг)
- Максимальный взлетный вес: 26 200 фунтов (11 884 кг) STO
- 17,620 lb (7,992 kg) VTO
- Запас топлива: 630 имп галлонов (757 галлонов США; 2864 л) внутреннего топлива в пяти фюзеляжных и двух крыльевых баках; резерв для 2 боевых десантных баков по 100 имп галлонов (120 галлонов США; 455 л) или 2 боевых десантных баков по 190 имп галлонов (228 галлонов США; 864 л) или 2 паромов по 330 имп галлонов (396 галлонов США; 1500 л) сбрасывать баки только на внутренние пилоны крыла.
- 1 × 50 имп галлонов (60 галлонов США; 227 л) Деминерализованная вода за двигателем
- Силовая установка: 1 Rolls-Royce Pegasus 106 с векторной тягой , тягой 21 500 фунтов силы (96 кН) с впрыском воды. турбовентиляторный двигатель
Производительность
- Максимальная скорость: 618 узлов (711 миль в час, 1145 км/ч) / 0,94 Маха на уровне моря.
- 578 узлов (665 миль в час; 1070 км / ч) / 0,97 Маха на высоте
- Боевая дальность: 400 миль (460 миль, 740 км) высотный перехват с 3-минутным боем и резервом для ВЛ.
- 250 миль (288 миль; 463 км) для наземных атак
- Боевые профили: с авианосца с рампой 12 ° при ISA + 15 ° C, со скоростью 20 узлов (23 миль в час; 37 км / ч) WOD.
- Боевой воздушный патруль:
- До 1 часа 30 минут на станции на расстоянии 100 морских миль (115 миль; 185 км) с 4 боевыми десантными баками AMRAAM или 2 AMRAAM + 2 пушками ADEN + 2 боевыми десантными баками емкостью 190 имп галлонов (228 галлонов США; 864 л); Пробег палубы 450 футов (137 м)
- Разведка:
- Низкоуровневое покрытие площадью 130 000 квадратных миль (172 158 квадратных миль; 445 888 км ). 2 ) в радиусе 525 миль (604 миль; 972 км), выход и возвращение на среднем уровне с 2 пушками ADEN + 2 боевыми десантными баками емкостью 190 имп галлонов (228 галлонов США; 864 л); Пробег палубы 350 футов (107 м)
- Поверхностная атака:
- (привет-ло-привет) Радиус действия 200 морских миль (230 миль; 370 км) до пуска ракет с 2 пушками BAe Sea Eagle + 2 пушками ADEN ; Пробег палубы 300 футов (91 м)
- Перехват:
- Запуск с палубы по цели M0.9 на расстоянии 116 миль (133 миль; 215 км) или по цели M1.3 на расстоянии 95 миль (109 миль; 176 км) с начальным радиолокационным обнаружением на расстоянии 230 миль (265 миль; 426 км). , при 2-минутном состоянии тревоги несет 2× AMRAAM .
- Перегоночная дальность: 1740 миль (2000 миль, 3220 км)
- Практический потолок: 51 000 футов (16 000 м)
- пределы g: +7,8 −4,2
- Скорость набора высоты: 50 000 футов/мин (250 м/с).
- Нагрузка на крыло: 130,28 фунтов/кв. футов (636,1 кг/м). 2 )
- Тяга/вес : 0,822 [ 125 ]
- Разбег STO: 1000 футов (305 м) при максимальной взлетной массе без рампы.
Вооружение
- Орудия: 2 30-мм (1,18 дюйма) пушечные установки ADEN под фюзеляжем, по 130 снарядов каждая.
- Узлы подвески: 4 опоры под крылом и 1 пилон фюзеляжа по центральной линии плюс 2 точки крепления для артиллерийских гондол с общей грузоподъемностью 8000 фунтов (3630 кг).
- Ракеты: 4 ракетные блоки «Матра» по 18 СНЭБ калибра 68 мм в каждой. ракет
- Ракеты:
- Бомбы: различные неуправляемые железные бомбы (в том числе учебные бомбы массой 3 и 14 кг). [ 126 ]
- Другие:
- разведывательная капсула или
- 2 дополнительных десантных бака для перегоночного полета или увеличенной дальности/времени барражирования
Авионика
- Ferranti Blue Vixen Всепогодный бортовой радар
- Тактическая аэронавигационная система BAE Systems AD2770
- Бортовое цифровое наведение Thales MADGE Microwave
- Сигнал союзника AN/APX-100 mk12 IFF
- Маркони Sky Guardian 200 RWR
- 2 соломы / факелов BAE Systems AN / ALE-40 дозатора
Заметные выступления в СМИ
[ редактировать ]Уникальные характеристики Harrier позволили использовать его в ряде фильмов и видеоигр.
См. также
[ редактировать ]- Прыжковый реактивный самолет Harrier , обзор семейства Harrier
- Список потерь семьи Харриеров
Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Индия снимает с вооружения Sea Harrier» . 8 августа 2017 г.
- ^ Уорд, с. 50.
- ^ Мисон, Грэм. «Морской Харриер внизу» . Harrier.org.uk . Архивировано из оригинала 12 декабря 2010 года . Проверено 26 апреля 2010 г.
- ^ «Лондон почти продал оружие BA перед войной: потрясающий план продаж оружия для Аргентины» . Буэнос-Айрес Вестник . 29 июня 2005 г. Архивировано из оригинала 5 июня 2013 г. Проверено 4 января 2014 г.
- ^ «Нет V для могучего авангарда» . Лос-Анджелес Таймс . 20 августа 1959 года. Архивировано из оригинала 26 октября 2012 года.
- ^ «Анализ: ВМС Великобритании с нетерпением ждут авианосцев» . Юнайтед Пресс Интернэшнл . 3 июля 2002 г. Архивировано из оригинала 2 января 2014 г. Проверено 2 января 2014 г.
- ^ Дженкинс 1998, с. 51.
- ^ Бык 2004, с. 119.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Нордин 2006, с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б с Гроув 1987, стр. 319–320.
- ^ Мур 1987, стр. 22.
- ^ Мур Р.Н., капитан Джон Э. Военные корабли Королевского флота . Издательство Джейн, 1981 г., ISBN 0-7106-0105-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с Булл 2004, с. 120.
- ^ Роджер 1996, с. 221
- ^ «Хокер Сиддели» . Комиссия по случаю столетия полетов США. Архивировано из оригинала 25 августа 2009 года . Проверено 26 апреля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Орбис `1985, стр. 3306–3312
- ^ Форд, Терри (1981). «Си Харриер – новое измерение» . Авиастроение и аэрокосмические технологии . 53 (6). Брэдфорд, Англия: Издательство Emerald Group: 2–5. дои : 10.1108/eb035729 . ISSN 1758-4213 . Архивировано из оригинала 5 апреля 2012 года.
- ^ Перейти обратно: а б «Первый полет Sea Harrier FRS2» . 10 (13). Еженедельник Джейнс Дефенс. 1 ноября 1988 г.: 767.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) [ мертвая ссылка ] - ^ Flight International 1990, с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Грейвс, Дэвид (2 апреля 2002 г.). «Сокращения Sea Harrier оставляют флот незащищенным. Решение вывести из эксплуатации решающее оружие Фолклендского конфликта означает, что ВМФ придется полагаться на поддержку с воздуха Америки» . Телеграф . Архивировано из оригинала 22 февраля 2014 года . Проверено 1 января 2014 г.
- ^ Дженкинс 1998, с. 52.
- ^ Спик 2000, стр. 366–370, 387–392.
- ^ Бык 2004, с. 121.
- ^ Дженкинс 1998, стр. 51–55.
- ^ Перейти обратно: а б с «ВМФ делает свои «Харриеры» более мощными» . Новый учёный . 98 (1362). Лондон, Великобритания: Reed Business Information: 780. 16 июня 1983 г. ISSN 0262-4079 . Архивировано из оригинала 9 мая 2018 года.
- ^ Хойл, Крейг (9 мая 2006 г.). «Харриер Хай» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 1 января 2014 года . Проверено 31 декабря 2013 г.
- ^ «Captor Radar (International), Бортовые радиолокационные системы» . Авионика Джейн. 30 марта 2010 г.
- ^ «Нехватка пилотов ударила по Харриерам» . Глазго Геральд . 31 июля 1987 года. Архивировано из оригинала 23 октября 2021 года . Проверено 25 ноября 2020 г.
- ^ Маркман и Холдер 2000, стр. 74–77.
- ^ Дженкинс 1998, с. 25.
- ^ «Современный ветеран» . airsceneuk.org.uk . Архивировано из оригинала 6 августа 2015 года . Проверено 30 января 2015 г.
- ^ Райт, Тим (ноябрь 2008 г.). «Старички и странности: Инцидент в Альрайго» . Воздух и космос . Архивировано из оригинала 19 июля 2014 года . Проверено 4 января 2014 г.
- ^ Ченчиотти, Дэвид (6 декабря 2013 г.). «[Фото] Подкрыльевые капсулы для перевозки людей, которые можно устанавливать на истребители и вертолеты» . Авиационист . Архивировано из оригинала 27 января 2019 года . Проверено 27 января 2019 г.
- ^ «Великобританский тест подходит для модуля Avpro Exint на Harrier» . Рейс Интернешнл . 23 сентября 1998 г. Архивировано из оригинала 27 января 2019 г. . Получено 27 января 2019 г. - через Flight Global.
- ^ «Самолеты Sea Harrier приземляются на автопилоте» . Новый учёный (2501). Лондон, Великобритания: Reed Business Information. 28 мая 2005 г. ISSN 0262-4079 . Архивировано из оригинала 29 апреля 2015 года.
- ^ Перейти обратно: а б Даффнер, Роберт В. (март – апрель 1984 г.). «Конфликт в Южной Атлантике: влияние авиации» . Обзор воздушного университета . База ВВС Максвелл, Алабама: Департамент ВВС. ISSN 0002-2594 . Архивировано из оригинала 10 января 2010 года . Проверено 23 июня 2010 г.
- ^ «AV-8B Harrier Operations» . GlobalSecurity.org. Архивировано из оригинала 8 июня 2010 года . Проверено 21 апреля 2010 г.
- ^ Грант 2005, с. 38.
- ^ Поузи, Карл А. (1 сентября 2002 г.). «Воздушная война на Фолклендских островах» . Воздушное пространство. Архивировано из оригинала 27 августа 2018 года . Проверено 27 августа 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Этот великолепный летательный аппарат» . ВРЕМЯ . 7 июня 1982 года. Архивировано из оригинала 15 августа 2007 года.
- ^ Дайер, Гвинн (28 апреля 1982 г.). «Воздушная блокада Великобритании? Эти «Харриеры» способны выполнить свою работу» . Сарасота Геральд-Трибюн . Архивировано из оригинала 30 октября 2021 года . Проверено 25 ноября 2020 г.
- ^ Поузи, Карл (сентябрь 2002 г.). «Воздушная война на Фолклендских островах» . Воздух и космос . Архивировано из оригинала 3 января 2014 года . Проверено 4 января 2013 г.
- ^ Боевой истребитель Джейн - Бой в эпоху реактивных самолетов, ISBN 0004708229
- ^ Парсонс, Гэри (2007). «Харриеры-герои» . Эйр-Сцена Великобритании. Архивировано из оригинала 4 августа 2015 года . Проверено 1 августа 2015 г.
Никто не использовал виффинг в бою – это скорее последний маневр. Это может быть полезно, если парень сзади не видел этого раньше и не знает, что вы собираетесь делать. Вы можете замедлиться с 450 узлов до 150 примерно за три-четыре секунды, и этого достаточно, чтобы люди вылетели вперед. Однако, если он увидит это, все, что ему нужно сделать, это подняться вертикально и просто сидеть на вершине. ты. В конечном итоге у тебя совсем нет сил, а у него есть все время в мире, чтобы тебя уничтожить.
- ^ Уорд, с. 209.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Корум, Джеймс С. (20 августа 2002 г.). «ВВС Аргентины в Фолклендской войне» . Журнал Air & Space Power . XVI (3). Авиабаза Максвелл, Алабама: Издательство Air University Press. ISSN 1555-385X . Архивировано из оригинала 2 января 2014 года . Проверено 2 января 2014 г.
- ^ «Entrevista al Halcón «Talo» Moreno — YouTube» . Ютуб . 16 мая 2017 г. Архивировано из оригинала 12 августа 2020 г. . Проверено 28 июня 2020 г.
- ^ «Соперничество, стоившее жизни» . Северное Эхо . 5 апреля 2007 г. Архивировано из оригинала 4 января 2014 г. Проверено 4 января 2014 г.
- ^ «Британские самолеты и бомбардировщики нанесли удары по аэродромам Фолклендских островов; ключевой объект получил название «кратер» » . Толедо Блейд . 2 мая 1982 года. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Бланш, Эд (21 мая 1982 г.). «Британцы следуют «боксерской» стратегии на Фолклендских островах» . Кингман Дейли Майнер . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ↑ Интервью с главой ВВС Чили . Архивировано 26 мая 2011 года в Wayback Machine . edant.clarin.com
- ^ «Официальная история Фолклендской кампании». Архивировано 30 апреля 2012 года в Wayback Machine сэром Лоуренсом Фридманом. spyflight.co.uk
- ^ Мой, Дуглас Грант (15 апреля 1982 г.). «Аргентинские войска прорывают британскую блокаду по воздуху и морю» . Новости Майами . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Погода беспокоит пилотов, готовящихся к рейду в Боснии» . Почта Сент-Луиса . 18 февраля 1994 года. Архивировано из оригинала 9 июня 2011 года . Проверено 21 апреля 2010 г.
- ^ «Беженцы спасаются от нападений на Бихач» . Страж Милкуоки . 24 ноября 1994 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Мощная сила ракеты Игла» . 13 августа 2003 г. Архивировано из оригинала 8 февраля 2018 г. Проверено 9 мая 2018 г. - через news.bbc.co.uk.
- ^ Кук, Ник (1 марта 2002 г.). «Плюс можно изменить…? Самолеты НАТО по-прежнему особенно уязвимы для атак некоторых видов управляемых ракет» . Интеравиа Бизнес и Технологии . Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 года . Проверено 21 апреля 2010 г.
- ^ «Пилот сбитого британского самолета спасен в Боснии» . Питтсбург Пост-Газетт . 17 апреля 1994 года. Архивировано из оригинала 16 мая 2013 года . Проверено 21 апреля 2010 г.
- ^ Кемпстер, Норман; Краул, Крис (11 апреля 1999 г.). «США отправляют больше самолетов на Балканы» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 2 января 2014 года . Проверено 2 января 2014 г.
- ^ Тегель, Симеон (13 мая 1999 г.). «Игра «Харриеров» в кошки-мышки с МиГами» . Бирмингем Пост . Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 года . Проверено 21 апреля 2010 г.
- ^ «Корабли ВМС Великобритании прибывают в Сьерра-Леоне» . Новые времена проливов . 15 мая 2000 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Адамс, Кристофер (25 июля 2007 г.). «МО дает добро на авианосцы» . Файнэншл Таймс . Архивировано из оригинала 30 октября 2021 года . Проверено 2 января 2014 г.
- ^ Хойл, Крейг (13 июля 2010 г.). «ФАРНБОРО: BAE увеличит работу над производством JSF» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 30 октября 2013 года . Проверено 31 декабря 2013 г.
- ^ «Безопасность Британии в эпоху неопределенности: обзор стратегической обороны и безопасности». Архивировано 22 декабря 2010 года в Wayback Machine правительстве Великобритании , 19 октября 2010 года. Проверено 19 октября 2010 года.
- ^ Киммонс, Шон (10 февраля 2006 г.). «Си Харриеры в последний раз летают на F-15» . Звезды и полосы . Архивировано из оригинала 2 января 2014 года . Проверено 2 января 2014 г.
- ^ «Последний вылет «Си Харриеров» на базу» . Новости Би-би-си . 29 марта 2006 г. Архивировано из оригинала 2 января 2014 г. Проверено 4 января 2014 г.
- ^ Кук, Ник (1 апреля 2002 г.). «Королевский флот: истребители Sea Harrier FA2 STOVL будут выведены из эксплуатации» . Интеравиа Бизнес и Технологии . Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 года . Проверено 21 апреля 2010 г.
- ^ «RNAS Culdrose: Школа полетов Королевского военно-морского флота» . Королевский флот. Архивировано из оригинала 29 ноября 2009 года . Проверено 24 апреля 2010 г.
- ^ «2000 | 1029 | Архив полетов» . Архивировано из оригинала 4 января 2014 года . Проверено 3 января 2014 г.
- ^ «Последний рейс одного из культовых самолетов Британии» . Новости Би-би-си . 15 декабря 2010 года. Архивировано из оригинала 16 декабря 2010 года . Проверено 15 декабря 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Школа летной эксплуатации» . Королевский флот. Архивировано из оригинала 19 января 2013 года . Проверено 16 января 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хиранандани 2000, с. 276.
- ^ Капур, Хариш (октябрь 1987 г.). «Внешняя политика Индии при Радживе Ганди». Круглый стол . 76 (304): 469–480. дои : 10.1080/00358538708453838 .
- ^ Теллис, Эшли Дж. (1985). «Военно-морской баланс на Индийском субконтиненте: сложные задачи для ВМС Индии». Азиатский опрос . 25 (12). Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета: 1186–1213. дои : 10.2307/2644281 . ISSN 0004-4687 . JSTOR 2644281 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хиранандани 2012, с. 154.
- ^ Нордин 2006, с. 14.
- ^ Хиранандани 2000, с. 287.
- ^ «Военно-морской флот остановил флот Sea Harrier после крушения» . Таймс оф Индия . 26 августа 2009 г. Архивировано из оригинала 24 октября 2012 г. Проверено 1 января 2014 г.
- ^ Ганди, Джатин (25 декабря 2007 г.). «Си Харриер терпит крушение, пилот жив» . Индостан Таймс . Архивировано из оригинала 9 января 2014 года . Проверено 4 января 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Парить и выйти: Королевский флот Великобритании выводит из эксплуатации Sea Harrier» . Флайтглобал . 28 марта 2006 г. Архивировано из оригинала 1 января 2014 г. . Проверено 31 декабря 2013 г.
- ^ «Военно-морской флот не будет приобретать бывшие в употреблении истребители Royal Navy Sea Harrier» . Защита Индии. 13 октября 2006 г. Архивировано из оригинала 26 октября 2006 г.
- ^ «Нехватка морских луней в Индии» . Ежедневник оборонной промышленности. 2 ноября 2010 г. Архивировано из оригинала 31 декабря 2013 г. Проверено 31 декабря 2013 г.
- ^ «После третьей крушения Sea Harrier в этом году численность истребителей ВМФ сократилась до 12» . Индийский экспресс . 25 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала 30 мая 2020 г. . Проверено 4 января 2013 г.
- ^ «Премьер-министр Моди вводит INS Vikramaditya в состав ВМС и посвящает его нации» . Индостан Таймс . Архивировано из оригинала 14 июня 2014 года . Проверено 14 июня 2014 г.
- ↑ ВМС Индии выводят из эксплуатации Sea Harrier 21 марта 2016 г. По состоянию на 3 апреля 2016 г.
- ^ «Си Харриер покидает индийский флот». Рейс Интернешнл . 17 мая 2016 г.
- ^ «Вестник оружия следующего поколения» . Финансовый экспресс . 7 февраля 2007 г. Архивировано из оригинала 2 января 2014 г. . Проверено 1 января 2014 г.
- ^ Bharat-Rakshak.com. Архивировано 7 июня 2014 г. в Wayback Machine : Белые тигры Ревы.
- ^ А. Хоррекс, М. Рэй, М. Буланже, Р. Данн, Т. МакГи и Т. Вуд. «Морской лунь». Демобилизован – вышедший из строя британский военный самолет. Архивировано 18 сентября 2011 года в Wayback Machine . demobbed.org.uk
- ^ Обзор, Ан. «Музей морской авиации – обзор» . warbirdsofindia.com . Архивировано из оригинала 11 марта 2016 года . Проверено 9 мая 2018 г.
- ^ Гангули, Н. (8 сентября 2022 г.). «В Радживе Смрути Бхаване в Вишакхапатнаме отдыхает последний реактивный истребитель ВМФ Sea Harrier» . Индус . Архивировано из оригинала 28 сентября 2022 года . Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ Фернандо, Б. (30 апреля 2022 г.). «Улица искусств: в Бандре в Мумбаи отдыхает последний реактивный истребитель ВМФ Sea Harrier» . Индийский экспресс . Архивировано из оригинала 15 апреля 2023 года . Проверено 15 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Обзор авиашоу — RNAS Culdrose Air Day 2014 https://www.globalaviationresource.com/v2/2014/08/06/airshow-review-rnas-culdrose-air-day-2014/ Архивировано 20 апреля 2020 г. на Wayback Machine.
- ^ Эллис 2016, с. 284
- ^ Эллис 2016, с. 211
- ^ Эллис 2016, с. 205
- ^ Эллис 2016, с. 186
- ^ Эллис 2016, с. 189
- ^ Эллис 2016, с. 306
- ^ Эллис 2016, с. 35
- ^ Эллис 2016, с. 276
- ^ Эллис 2016, с. 270
- ^ Дарио Леоне, «Два бывших прыжковых самолета Sea Harrier Королевского военно-морского флота скоро снова смогут полететь». Клуб любителей авиации, 12 августа 2019 г. По состоянию на 1 июня 2021 г. https://theaviationgeekclub.com/two-former-royal-navy-sea-harrier-jump-jets-could-fly-again-soon/ Архивировано 2 июня 2021 года в Wayback Machine.
- ^ "Сент-Атан, долина Гламорган, Уэльс". Демобилизован – вышедший из строя британский военный самолет. По состоянию на 1 июня 2021 г. http://www.demobbed.org.uk/locations.php?location=2267 Архивировано 2 июня 2021 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Эллис 2016, с. 264
- ^ Эллис 2016, с. 212
- ^ Эллис 2016, с. 177
- ^ Эллис 2016, с. 49
- ^ Эллис 2016, с. 76
- ^ Эллис 2016, с. 139
- ^ новус (30 ноября 2020 г.). «British Aerospace FA2 Sea Harrier — ZH798 — на продажу | Гибкость, оборона и государственные услуги» . Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года . Проверено 20 октября 2021 г.
- ^ Твиттер https://twitter.com/jetartaviation/status/1449075760665350145 . Архивировано из оригинала 30 октября 2021 года . Проверено 20 октября 2021 г.
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Эллис 2016, с. 258
- ^ «Nalls Aviation – родина Sea Harrier» . Ноллс Авиэйшн. Архивировано из оригинала 24 апреля 2009 года . Проверено 21 апреля 2010 г.
- ^ Дженна, Джонсон (2 января 2008 г.). «Полет назад во времени на своем собственном военном самолете» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 7 ноября 2012 года . Проверено 2 января 2013 г.
- ^ Скотт, Фил. Воздух и космос . Январь 2009 г. «Обновления» с. 12.
- ^ «Наллс Авиэйшн» . Архивировано из оригинала 21 января 2013 года.
- ^ Мансон, Кеннет, изд. (1999). Jane's All the World's Aircraft 1999-00 (90-е изд.). Колсдон, Суррей, Великобритания: Информационная группа Джейн. стр. 515–516. ISBN 978-0710618986 .
- ^ Уилсон 2000, с. 23.
- ^ Bull 2004, стр. 220–221.
- ^ Дональд 1997, стр. 215–216.
- ^ Спик 2000, стр. 391–92, 414.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Архивировано из оригинала 26 марта 2019 года . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ «PII: S0376-0421(00)00011-7» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 30 октября 2021 года . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ Уитни, Николас К.Дж. (1994). «Британская ядерная политика после холодной войны». Выживание . 36 (4). Лондон, Великобритания: Институт стратегических исследований: 96–112. ISSN 1555-385X .
Библиография
[ редактировать ]- «RN Sea Harrier FRS.2 проходит ходовые испытания на HMS Ark Royal» . Рейс Интернешнл . 138 (4243). Лондон, Великобритания: Reed Business Information: 9. 21–27 ноября 1990 г. ISSN 0015-3710 . Архивировано из оригинала 1 января 2014 года . Проверено 31 декабря 2013 г.
- Булл, Стивен (2004). Энциклопедия военных технологий и инноваций . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Publishing. ISBN 978-1-57356-557-8 .
- Чант, Крис. Воздушная война на Фолклендских островах 1982 г. (боевой самолет Osprey № 28) . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2001. ISBN 978-1-84176-293-7 .
- Дональд, Дэвид, изд. (1997). «Британский аэрокосмический морской Харриер». Полная энциклопедия мировой авиации . Нью-Йорк: Barnes & Noble Books. стр. 215–216. ISBN 978-0-7607-0592-6 .
- Даннелл, Бен, изд. (февраль 2011 г.). «Прощание с Харриером». Классический самолет . Шеппертон, Миддлсекс: Издательство Ian Allan Publishing. стр. 16–25. ISSN 2041-2150 .
- Иден, Пол, изд. (2004). Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон, Великобритания: Янтарные книги. ISBN 978-1-904687-84-9 .
- Эллис, Кен (2016). Затонувшие корабли и реликвии, 25-е издание . Манчестер: Издательство Crecy Publishing. ISBN 978-191080-9037 .
- Грант, Ребекка (март 2005 г.). «ВВС заявляют, что им нужен STOVL F-35. Подходит ли он для сегодняшних боевых условий? Экспедиционный истребитель» . Журнал ВВС . 3 (88). Вашингтон, округ Колумбия: Ассоциация ВВС: 38–42. ISSN 0730-6784 . Архивировано из оригинала 10 декабря 2019 года . Проверено 10 декабря 2019 г.
- Гроув, Эрик Дж (1987). Авангард Трайденту; Британская военно-морская политика после Второй мировой войны . Лондон, Великобритания: Голова Бодли. ISBN 978-0-370-31021-3 .
- Ганстон, Билл и Майк Спик (1983). Современный воздушный бой: самолеты, тактика и вооружение, используемые сегодня в воздушной войне . Нью-Йорк: Crescent Books. ISBN 978-0-517-41265-7 .
- Хиранандани, генеральный менеджер (2000). Переход к триумфу: история ВМС Индии, 1965–1975 гг . Нью-Дели, Индия: Издательство Lancer Publishers. ISBN 978-1-897829-72-1 . Архивировано из оригинала 3 марта 2018 года . Проверено 19 сентября 2016 г.
- Хиранандани, генеральный менеджер (2012). Переход под опеку: ВМС Индии, 1991–2000 гг . Нью-Дели, Индия: Издательство Lancer Publishers. ISBN 978-1-935501-26-8 . Архивировано из оригинала 30 октября 2021 года . Проверено 19 сентября 2016 г.
- Дженкинс, Деннис Р. (1998). Боинг/BAe Харриер . Боевые Птицы Тех. Том. 21. Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. ISBN 978-1-58007-014-0 .
- Маркман, Стив; Билл Холдер (2000). «MAC-DAC/BAe AV-8 Harrier СВВП с векторной тягой». Прямо вверх: история вертикального полета . Издательство Шиффер. ISBN 978-0-7643-1204-5 .
- Мур, капитан Джон Э. (1981). Военные корабли Королевского флота . Колсдон, Великобритания: Издательство Jane's Publishing. ISBN 978-0-7106-0105-6 .
- Nordeen, Lon O. (2006). Harrier II: Validating V/STOL . Annapolis, Maryland: Naval Institute Press. ISBN 978-1-59114-536-3 . Архивировано из оригинала 21 декабря 2019 года . Проверено 19 сентября 2016 г.
- Роджер, НАМ (1996). Военно-морская мощь в двадцатом веке . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0333644133 .
- Смит, Крис (1994). Специальный арсенал Индии: направление или дрейф в оборонной политике? . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-829168-8 .
- Спик, Майк, изд. (2000). Большая книга современных боевых самолетов . Оцеола, Висконсин: Издательство MBI. ISBN 978-0-7603-0893-6 .
- Уорд, Шарки (2003). Морской лунь над Фолклендскими островами: индивидуалист на войне . Лондон, Великобритания: Издательство Орион. ISBN 978-0-304-35542-6 .
- Уилсон, Стюарт (2000). Боевой самолет с 1945 года . Лондон, Великобритания: Аэрокосмические публикации. ISBN 978-1-875671-50-2 .
- Иллюстрированная энциклопедия самолетов (частичная работа, 1982–1985 гг.) . Издательство Орбис. 1985.
- Дальнейшее чтение
- Хантер, Джейми (2005). «Си Харриер»: последний британский истребитель . Издательство Мидленд. ISBN 978-1857802078 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Британский аэрокосмический самолет
- Британский штурмовик 1970-х годов
- Британский истребитель 1970-х годов
- Авианосная авиация
- Самолет V / STOL по вектору тяги
- Харриер Джамп Джет
- Одномоторный реактивный самолет
- Самолет совершил первый полет в 1978 году.
- Плечевой самолет
- Реактивный истребитель третьего поколения