Tupolev Tu-134
Ту-134 | |
---|---|
![]() Третьяково Авиатранспорт Ту-134 в международном аэропорту Домодедово | |
Общая информация | |
Тип | Авиалайнер |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Дизайнер | Туполев |
Построено | Харьковское государственное авиастроительное производственное предприятие |
Статус | В ограниченном использовании |
Основные пользователи | Аэрофлот (исторический) |
Количество построенных | 854 (852 + 2 прототипа) [ 1 ] |
История | |
Изготовлено | 1966–1989 [ 1 ] |
Дата введения | 9 сентября 1970 г. [ 2 ] |
Первый полет | 29 июля 1963 г. |
Разработано на основе | Tupolev Tu-124 |
Туполев Ту-134 ( название по классификации НАТО : Crusty ) — двухмоторный узкофюзеляжный реактивный авиалайнер, построенный в Советском Союзе для маршрутов малой и средней протяженности с 1966 по 1989 год. Первоначальная версия имела конструкцию с остекленным носом и Как и некоторые другие российские авиалайнеры (в том числе родственная модель Ту-154 ), он может летать с грунтовых аэродромов.
Это один из наиболее широко используемых самолетов в бывших странах СЭВ , количество находящихся в эксплуатации сокращается из-за проблем эксплуатационной безопасности и ограничений по шуму . Модель уже давно эксплуатируется примерно в 42 странах, при этом некоторые европейские авиакомпании запланировали до 12 ежедневных взлетов и посадок на самолет. Помимо регулярных пассажирских перевозок, он также использовался в различных вспомогательных целях ВВС, армии и флота; для подготовки пилотов и штурманов; а также для авиационных исследовательских и испытательных проектов. За последние годы ряд Ту-134 были переоборудованы для использования в качестве VIP-транспорта и бизнес-джетов. Всего было построено 854 Ту-134 всех версий (включая образцы испытательных стендов), при этом Аэрофлот был крупнейшим пользователем к 1995 году, Ту-134 перевезло 360 миллионов пассажиров для этой авиакомпании.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |

После внедрения французской компанией Sud Aviation Caravelle двигателей, установленных на пилонах в задней части фюзеляжа , производители авиалайнеров по всему миру поспешили принять новую компоновку. Его преимущества включали чистый воздушный поток в крыле без помех гондолами или пилонами и снижение шума в кабине. В то же время размещение тяжелых двигателей настолько далеко назад создавало проблемы с расположением центра тяжести по отношению к центру подъемной силы, который находился на крыльях. Чтобы освободить место для двигателей, хвостовое оперение пришлось переместить на хвостовое оперение, которое должно было быть более прочным и, следовательно, более тяжелым, что еще больше усложнило конструкцию хвостового оперения. [ 3 ]

Во время визита во Францию в 1960 году советский лидер Никита Хрущев был настолько впечатлен тихой кабиной «Каравеллы», что 1 августа 1960 года ОКБ Туполева получило официальное указание на проектирование нового самолета с аналогичной компоновкой двигателя. Это требование также было вызвано необходимостью замены медленных, стареющих Ил-14 с поршневыми двигателями на внутренних маршрутах. В 1961 году советская государственная авиакомпания «Аэрофлот » обновила свои технические требования, включив в них большую грузоподъемность и пассажировместимость, а поскольку требования «Аэрофлота» диктовали более крупный самолет, чем первоначально планировалось, ОКБ Соловьева разработало более мощные турбовентиляторные двигатели с малой двухконтурностью Д-30. .
Прототип Ту-134, CCCP-45075, совершил первый полет 29 июля 1963 года, первоначально сохранив обозначение Ту-124А, несмотря на радикальные конструктивные отличия от предыдущей модели (новые двигатели, новое крыло, полностью переработанное хвостовое оперение и т. д.). 20 ноября 1963 года новый авиалайнер получил официальное обозначение Ту-134. Тем временем в октябре 1963 года прототип британского самолета BAC One-Eleven , имевшего аналогичную Т-образную компоновку хвостового оперения, разбился с потерей всего экипажа во время испытаний его сваливания. Результаты исчерпывающего расследования, проведенного Британским советом по расследованию авиационных происшествий, побудили Туполева увеличить хвостовое оперение Ту-134 на 30% для увеличения полномочий контроля.
Конструктивными особенностями Ту-134 стала резкая стреловидность крыла - 35 градусов по сравнению с 25–28 градусами у аналогов. В двигателях первых серийных Ту-134 отсутствовали реверсоры тяги, что делало самолет одним из немногих типов той эпохи, которые использовали тормозной парашют для приземления в сложных условиях. Большая часть бортовой электроники работала на постоянном токе . Родословную первых советских авиалайнеров можно проследить непосредственно от стратегического бомбардировщика Ту-16 , а Ту-134 имел стеклянную носовую часть для штурмана и шасси, оснащенное шинами низкого давления, позволяющими выполнять полеты с грунтовых аэродромов.
Серийное производство началось в 1966 году на Харьковском авиационном производственном объединении, производство Ту-124 было прекращено. Ту-134 создавался для ближнемагистральных линий с низким пассажиропотоком. Первоначально самолет имел 56 мест в одноклассной конфигурации или 50 мест в двухклассной конфигурации.
В 1968 году Туполев начал работу над усовершенствованным вариантом Ту-134 на 76 мест. Фюзеляж получил штепсельную вилку длиной 2,1 метра (6 футов 11 дюймов) для большей пассажировместимости и вспомогательную силовую установку в хвостовой части. В результате максимальная дальность полета сократилась с 3100 километров до 2770 километров. Модернизированные двигатели Д-30 теперь имели реверсоры тяги, заменившие парашют. Первый Ту-134А, переоборудованный из серийного Ту-134, поднялся в воздух 22 апреля 1969 года. Первый полет авиакомпании состоялся 9 ноября 1970 года. Модернизированная версия Ту-134Б начала производство в 1980 году, с отказом от должности штурмана и Вместимость увеличена до 96 мест. Впоследствии начались работы по разработке Ту-134Д с увеличенной тягой двигателя, но проект был свернут.
Операционная история
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2021 г. ) |
В сентябре 1967 года Ту-134 совершил первый регулярный рейс Москва — Адлер . Ту-134 стал первым советским авиалайнером, получившим международный сертификат Международной организации гражданской авиации , разрешавший его использование на международных маршрутах. Благодаря этой сертификации Аэрофлот использовал большую часть своих Ту-134 на международных маршрутах. первые экспортные заказчики — Interflug из Восточной Германии , LOT Polish Airlines и Malév венгерские авиалинии В 1968 году Ту-134 приобрели . В 1969 году Ту-134 демонстрировался на Парижском авиасалоне .
С 1972 года Аэрофлот начал размещать Ту-134 на внутренних рейсах в Баку , Ереван , Киев , Кишинев , Краснодар , Ленинград , Омск , Ригу и Сочи из международного аэропорта Шереметьево в Москве.
В первые годы своего существования Ту-134 заработал репутацию надежного и эффективного самолета, особенно по сравнению с предыдущими советскими моделями. После установления более жестких стандартов шума в правилах ИКАО в 2002 году Ту-134 был запрещен к эксплуатации в большинстве аэропортов Западной Европы из-за высокого уровня шума. На начало 2006 года в эксплуатации еще находилось 245 Ту-134, из них 162 находились в России. После катастрофы со смертельным исходом в марте 2007 года по инициативе министра транспорта России Игоря Левитина Аэрофлот объявил о выводе из эксплуатации своего парка, а последний Ту-134 был выведен из эксплуатации 1 января 2008 года. Некоторые из них все еще находились в эксплуатации. с дочерними компаниями Аэрофлота на местных маршрутах внутри России. Ту-134 также обрел новую жизнь в качестве бизнес-джета , на многих из которых был установлен дорогой бизнес-интерьер. Высокие затраты на топливо и техническое обслуживание все больше ограничивают количество используемых сегодня самолетов.
В июне 2011 года в ответ на рейс 9605 авиакомпании «РусЭйр» , в результате которого погибло 47 человек, президент России Дмитрий Медведев приказал подготовиться к выводу Ту-134 из эксплуатации к 2012 году.
22 мая 2019 года состоялся заключительный пассажирский рейс Ту-134 в России. [ 4 ]
Многие Ту-134 сохранились в качестве памятников в аэропортах на территории бывшего Советского Союза. Бывший Малев Ту-134А (регистрация HA-LBE) выставлен в аэропарке международного аэропорта имени Ференца Листа в Будапеште. [ 5 ] в Венгрии.
Варианты
[ редактировать ]- Ту-124А
- Прототип Ту-134 (CCCP-45075) сохранил это немного сбивающее с толку обозначение. Все последующие самолеты обозначаются как Ту-134.
- Ту-134
- Версия со стеклянным носом. Первая серия могла вместить до 64 пассажиров, позже это число было увеличено до 72 пассажиров.


- Ту-134А
- Вторая серия, с модернизированными двигателями, улучшенной авионикой, вмещающая до 84 пассажиров. Все варианты Ту-134А были построены с характерным стеклянным носовым и подбородочным куполом радара, но некоторые были модифицированы до стандарта B с перемещением радара в носовой обтекатель.
- Ту-134А-2
- Стеклянный нос был заменен.
- Ту-134А-3
- Вторая серия, оснащенная двумя обновленными ТРДД Соловьева Д-30.
- Ту-134А-5
- Самая последняя версия.
- Ту-134Б
- Вторая серия, 80 мест, РЛС перенесена в носовой обтекатель, ликвидировано остекление носовой части. Некоторые модели Ту-134Б имеют дальнобойные топливные баки, расположенные под фюзеляжем; они видны как значительная выпуклость.
- Ту-134БВ
- Модель работы космического корабля.
- Tu-134LK
- Вариант подготовки космонавтов .

- Ту-134М
- Проектируется модернизированный вариант Ту-134Б с двигателями Прогресс Д-436Т1-134 .
- Ту-134С
- Проектируемая грузовая версия на базе Ту-134А.
- Ту-134УБЛ
- Вариант для обучения экипажа Ту-160 , с носовым обтекателем Ту-160.
- Ту-134УБК
- Морской вариант Ту-134УБЛ. Был построен только один.
- Ту-134БШ
- Тренажер экипажа Ту-22М с Ту-22М . носовой радиолокационной станцией
- Tu-134Sh-1
- Тренажер экипажа с бомбодержателями для экипажей тяжелых бомбардировщиков
- Tu-134Sh-2
- штурман-тренажер для экипажей тактических бомбардировщиков
- Tu-134SKh
- Версия обзора урожая.
Текущие операторы
[ редактировать ]Текущие гражданские операторы
[ редактировать ]По состоянию на 2022 год в эксплуатации гражданских пассажирских авиакомпаний по всему миру останется всего два Ту-134: [ 6 ]
- ВВС Украины - 15-я бригада транспортной авиации "Авиаконструктор Олег Антонов" расположена в международном аэропорту Борисполь.
Бывшие операторы
[ редактировать ]Следующие авиакомпании, государства и другие организации когда-либо эксплуатировали как минимум один самолет Ту-134:
Бывшие гражданские операторы
[ редактировать ]- Авиакомпания Кыргызстан - 1 разбился 28 декабря 2011 г.
- Кыргызстан Эйрлайнз
- Аэро Рент
- Аэрофлот-Плюс
- Алроса-Авиа
- БАЛ Башкирские авиалинии
- Центр-Юг
- Ижавиа
- Rossiya Airlines (government fleet)
- Самарские авиалинии
- Космос Авиакомпания (3)
- Меридиан Эйрлайнз (1) [ 9 ]
- Сириус-Аэро
- Турухан Эйрлайнз
- ЮТэйр Экспресс
- Никто никогда не приобретал
Бывшие военные операторы
[ редактировать ]Ангола
- Народные силы воздушной и противовоздушной обороны Анголы [ 11 ]
Армения
- ВВС Армении – 1 хранится
Беларусь
- ВВС Беларуси
Болгария
- Болгарские ВВС
Чешская Республика
- Чешские ВВС
Чехословакия
- Чехословацкие ВВС - переданы государствам-преемникам.
Германия
- ВВС Германии - бывший оператор, пришедший на смену ВВС Восточной Германии после воссоединения Германии.
Грузия
- ВВС Грузии
Восточная Германия
- Восточногерманские ВВС
Молдавия
- Молдавские ВВС
Северная Корея
- Северокорейские ВВС
Польша
- Польские ВВС . Эксплуатировались 2 с 1972 по 1977 год (позже ЛОТ) и 2 с 1977 по 1992 год. Списаны, заменены 2 Ту-154 М.
Советский Союз
- Советские ВВС
- Советская морская авиация . Передано государствам-преемникам.
- Советское космическое агентство
- Советские Внутренние Войска – Служба перевозки пленных
- Сирианэйр (1)
Аварии и происшествия
[ редактировать ]Технические характеристики (Ту-134А)
[ редактировать ]
Данные ОКБ Туполева, [ 12 ] OAO Tupolev [ 13 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3–5 летного состава + 3–4 бортпроводника.
- Вместимость: 72–84 пассажира / 8200 кг (18078 фунтов)
- Длина: 37,1 м (121 фут 9 дюймов)
- Размах крыльев: 29,01 м (95 футов 2 дюйма)
- Диаметр: диаметр фюзеляжа 2,9 м (9 футов 6 дюймов).
- Высота: 9,02 м (29 футов 7 дюймов)
- Площадь крыла: 127,3 м 2 (1370 кв. футов)
- Профиль крыла : корневой: ПР-1-10С-9 (15,7%); совет: ПР-1-10С-9 (12%) [ 14 ]
- Вес пустого: 27 960 кг (61 641 фунт)
- Полная масса: 47 000 кг (103 617 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 47 600 кг (104 940 фунтов)
- Запас топлива: 13 200 л (3 500 галлонов США; 2 900 имп галлонов)
- Силовая установка: 2 Д-30-II ТРДД Соловьев с тягой 66,68 кН (14 990 фунтов силы) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 950 км/ч (590 миль в час, 510 узлов)
- Крейсерская скорость: 850 км/ч (530 миль в час, 460 узлов)
- Дальность: 1900–3000 км (1200–1900 миль, 1000–1600 миль)
- Перегоночная дальность: 3200 км (2000 миль, 1700 морских миль)
- Практический потолок: 12 100 м (39 700 футов)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ту-134 . russianplanes.net (на русском языке). Архивировано из оригинала 4 сентября 2015 года . Проверено 2 ноября 2015 г.
- ^ http://aeroflotarchives.com/tupolev-tu-134.html Архивировано 27 июля 2020 г. на сайте Wayback Machine Cites, первый коммерческий рейс, по состоянию на 15 апреля 2019 г.
- ^ «Т134» . SKYbrary Авиационная безопасность . 8 марта 2021 года. Архивировано из оригинала 6 мая 2022 года . Проверено 6 мая 2022 г.
- ^ Ту-134 отправился в заключительный пассажирский рейс в России [Ту-134 отправился в последний пассажирский рейс в России] (на русском языке). 22 мая 2019 г. Архивировано из оригинала 26 мая 2019 г. . Проверено 26 мая 2019 г.
- ^ «Аэропарк Будапешта Репюльёмузеум» . aeropark.hu . Архивировано из оригинала 27 марта 2019 года . Проверено 21 апреля 2019 г.
- ^ "✈ russianplanes.net ✈ наша авиация" [Реестр Ту-134]. russianplanes.net (на русском языке). Архивировано из оригинала 28 декабря 2022 года . Проверено 28 декабря 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Кингсли-Джонс 2002 , с. 54
- ^ «Сеть авиационной безопасности – Imperial Air Peru» . Архивировано из оригинала 3 ноября 2012 года . Проверено 3 января 2011 г.
- ^ «Сайт авиакомпании Меридиан» . meridian-avia.com (на русском и британском английском) . Проверено 22 апреля 2019 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ↑ Aviogenex . Архивировано 8 августа 2020 г. на Wayback Machine на rzjets.com, получено 13 декабря 2014 г.
- ^ Фонтанеллаз, Купер и Матос 2020 , с. 23
- ^ Гордон, Ефим; Ригмант, Владимир; Бойд, Александр (2005). ОКБ Туполева: история ОКБ и его самолетов . Хинкли: Мидленд. стр. 248–246. ISBN 1857802144 .
- ^ «Туполев Ту-134» . Архивировано из оригинала 15 мая 2006 года . Проверено 10 мая 2006 г.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Архивировано из оригинала 5 сентября 2013 года . Проверено 16 апреля 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Фонтанеллаз, Адриан; Купер, Том; Матос, Хосе Аугусто (2020). Война за вмешательство в Анголе, Том 3: ВВС Анголы и Кубы, 1975–1985 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN 978-1-913118-61-7 .
- Хили, Джон К. (январь – февраль 2004 г.). «Воины в отставке: наследие бомбардировщиков «холодной войны»». Любитель воздуха . № 109. С. 75–79. ISSN 0143-5450 .
- Кингсли-Джонс, Макс (27 августа – 2 сентября 2002 г.). «Всемирная перепись авиалайнеров: бегство, чтобы остановиться» . Рейс Интернешнл . Том. 162, нет. 4846. стр. 30–55. ISSN 0015-3710 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Ту-134, на Викискладе?