1968 г. Израильский набег на Ливан.
1968 г. Израильский набег на Ливан. | |
---|---|
Часть палестинского повстанческого движения в Южном Ливане | |
![]() Горящая Каравелла на Ближнем Востоке и в Африке | |
Запланировано | Армия обороны Израиля |
Цель | Уничтожьте Middle East Airlines пассажирские самолеты в международном аэропорту Бейрута |
Дата | 28 декабря 1968 г |
Исполнил | Сайерет Маткаль |
Исход | Израильский успех |
Рейд Израиля на Ливан в 1968 году под кодовым названием «Операция «Дар»» ( иврит : מבצע תשורה , мивца тшура ) — операция израильского спецназа в международном аэропорту Бейрута вечером 28 декабря 1968 года в отместку за нападение на Ливан. израильский авиалайнер Эль-Аль, совершавший рейс 253 двумя днями ранее, совершил базирующийся в Сирии Народный фронт освобождения Палестины (НФОП).
Спецназовцы из элитного подразделения израильской армии Сайерет Маткаль уничтожили 12 пассажирских самолетов [ примечание 1 ] принадлежащие компаниям Middle East Airlines (MEA) и Lebanese International Airways (LIA), а также два грузовых самолета, принадлежащие Trans Mediterranean Airways (TMA). [ 1 ] [ 2 ] О пострадавших в ходе рейда не сообщалось. [ 3 ]
Операция
[ редактировать ]28 декабря 1968 года в 20:37 восемь ВВС Израиля вертолетов «Супер Фрелон» и восемь вертолетов «Белл» вылетели с авиабазы Рамат-Давид в Ливан. Шесть вертолетов «Супер Фрелон» перевозили ударную группу, состоявшую из 64 коммандос «Сайерет Маткаль» , а два других действовали в резерве. Семь вертолетов Bell принимали активное участие в миссии, один остался в резерве. Из семи пять должны были действовать в поддержку эвакуации коммандос, один должен был выполнять функции командного центра операции, а другой должен был обеспечивать поддержку в патрулировании и передаче информации. [ 4 ] [ 5 ]
Вертолеты встретились в 12 километрах от побережья Ливана, а затем двинулись в сторону Бейрута. Отряд из 36 коммандос находился в состоянии готовности для быстрого развертывания на авиабазе Рамат-Давид на случай, если придется провести спасательную операцию. Два А-4 «Скайхок» штурмовика «Вотур» и два истребителя-бомбардировщика также находились на орбите, чтобы обеспечить воздушную поддержку против любого ливанского военного вмешательства в случае необходимости. Два транспортных самолета «Норд Норатлас» также были выведены на орбиту, чтобы они могли помочь в последующей эвакуации, а еще два были задействованы для сброса сигнальных ракет, передачи сигналов и спасательных операций на море. Боинг 707 находился над северным Израилем для обеспечения радиорелейной связи. был создан пункт дозаправки На аэродроме Бецет для всех нуждающихся в этом вертолетов. Предвидя возможность того, что аэропорт не удастся обеспечить для эвакуации, был запланирован альтернативный выход по морю. ВМС Израиля разместили у побережья Ливана четыре ракетных катера и два торпедных катера. Один из торпедных катеров был вынужден вернуться на базу из-за неисправности двигателя, а остальные силы заняли позиции примерно в 25 километрах от ливанского побережья. 13 военно-морских коммандос «Шайетет» на 13 резиновых лодках подошли на расстояние 1500 метров к берегу, чтобы стоять наготове и подготовиться к созданию альтернативного пункта эвакуации в случае необходимости. [ 4 ] [ 5 ]
Когда коммандос приземлились в международном аэропорту Бейрута, они разделились на три группы — «Узи», «Дигли» и «Негби» (каждая названа в честь своих командиров). Тем временем один из вертолетов Bell, на борту которого находился бригадный генерал Рафаэль Эйтан , главный командующий миссией, приземлился недалеко от терминала и стал командным центром операции. Другой вертолет Bell, пилотируемый Элиэзером Коэном , сбросил 20 дымовых шашек и 95 дымовых гранат перед зданиями, чтобы скрыть коммандос от обзора терминала и диспетчерской вышки, а затем сбросил гвозди на дороги, ведущие к аэропорту, что остановило шесть приближающиеся машины. Транспортные средства в аэропорту, пытавшиеся скрыться, и машины скорой помощи, примчавшиеся к месту происшествия, впоследствии создали пробку, которая послужила эффективным препятствием. Затем Коэн повернул на орбиту, чтобы обеспечить поддержку и наблюдение, чтобы обнаружить любые потенциальные ливанские военные подкрепления. В какой-то момент он заметил, по-видимому, военный грузовик, пытающийся объехать пробку и въехать в аэропорт, и произвел по нему предупредительные выстрелы, в результате чего он остановился. [ 4 ] [ 5 ]
Отряд Узи, состоящий из 22 солдат, приземлился на северном краю западной взлетно-посадочной полосы и обнаружил множество припаркованных авиалайнеров. Они надели взрывчаткой три самолета, припаркованных рядом друг с другом, и взорвали их, уничтожив все вместе. После этого они захватили территорию и уничтожили остальные самолеты по отдельности, подключив взрывчатку к носовым колесам и основным шасси другого самолета и взорвав их. Выполняя свою задачу, спецназовцы произвели предупредительные выстрелы по приближавшемуся к ним автомобилю и работникам аэропорта. Они не зашли в военную зону аэропорта, где обслуживалось несколько самолетов, чтобы избежать конфронтации с ливанскими военными. Выполнив свою задачу, коммандос проследовали к точке эвакуации - месту пересечения двух основных взлетно-посадочных полос, получившему кодовое название «Лондон». [ 4 ] [ 5 ]
Отряд Дигли с 20 солдатами высадился на юге и двинулся на север, установив периметр и изолировав здание службы экстренной помощи. Они заметили четыре авиалайнера. Трое из них были точно идентифицированы как ливанцы, начинены взрывчаткой и уничтожены. Уничтожая самолет, они попали под спорадический огонь из стрелкового оружия со стороны здания терминала, вероятно, из пистолета со стороны охранников аэропорта, которые стреляли через дымовую завесу. Они ответили предупредительными выстрелами из тяжелого оружия, после чего стрельба прекратилась. Затем они направились к месту эвакуации. [ 4 ]
Отряд Негби, состоящий из 22 солдат, двинулся к восточному пандусу аэропорта и обнаружил множество авиалайнеров. Четыре авиалайнера, которые, как было подтверждено, были арабскими, три из которых были припаркованы на взлетно-посадочной полосе и один в ангаре, были заминированы и уничтожены. Затем спецназовцы двинулись к точке эвакуации. По пути они заметили склад топлива в аэропорту и попросили, но им было отказано в разрешении на его уничтожение. [ 4 ] [ 5 ]
Через полчаса все спецназовцы собрались в точке эвакуации и были подобраны вертолетами. После подсчета личного состава коммандос и командный элемент взлетели и вернулись в Израиль. После того, как военно-морские силы, находящиеся у побережья Ливана, получили сообщение об успешной эвакуации коммандос, они отошли и вернулись на военно-морскую базу в Хайфе . [ 4 ] [ 5 ]
Согласно легенде, распространенной среди бойцов израильского спецназа, на завершающем этапе рейда Рафаэль Эйтан вошел в здание терминала после прекращения огня из стрелкового оружия. Увидев это в беспорядке и без охраны, он пошел в кафе, заказал кофе, быстро выпил его и перед уходом заплатил за него в израильской валюте. [ 4 ]
Затраты
[ редактировать ]Из 14 уничтоженных самолетов 8 (1 Vickers VC-10 (в аренде у Ghana Airways ), 1 Boeing 707-320C , 2 Caravelle VIN , 3 Comet 4C и 1 Vickers Viscount ) принадлежали компании MEA , на 30% принадлежавшей Air. Франция , 5% — ливанскими физическими лицами и 65% — Intra Investment Company. Intra была межправительственной корпорацией, созданной правительствами Кувейта , Катара , Ливана и США . США представляла Товарно-кредитная корпорация , которой Intra Bank , предшественник Intra Company, был должен деньги за продажу пшеницы.
Lebanese International Airways владела 4 уничтоженными самолетами (2 Douglas DC-7 и 2 Convair 990 Coronado ), 58% которых принадлежали американцам.
Trans-Mediterranean Airways потеряла 2 самолета (1 Douglas DC-4 и 1 Douglas DC-6 ), принадлежавших частным лицам Ливана.
Общая стоимость самолетов оценивалась в 43,8 миллиона долларов, из которых британские страховщики первоначально согласились выплатить 18 миллионов долларов, исключая все полисы, не охватывающие военные действия. [ 6 ]
Критика
[ редактировать ]Это нападение вызвало широкое международное осуждение. принял Совет Безопасности ООН резолюцию 262 31 декабря 1968 года, в которой осудил Израиль за «предумышленные военные действия в нарушение его обязательств по Уставу и резолюциям о прекращении огня», сделал «торжественное предупреждение Израилю о том, что, если такие действия будут если повториться, Совету придется рассмотреть дальнейшие шаги по осуществлению своих решений», и заявил, что Ливан имеет право на соответствующее возмещение. Резолюция была принята единогласно. [ 7 ]
Результатом рейда стал резкий упрек со стороны США , которые заявили, что ничто не указывает на то, что ливанские власти имеют какое-либо отношение к нападению на рейс 253 Эль-Аль . [ 8 ]
Франция , у которой были исторические связи с Ливаном, резко отреагировала на нападение. Президент Шарль де Голль счел это личным оскорблением и дипломатической провокацией. Французское правительство отозвало своего посла в Израиле и впоследствии ввело эмбарго на поставки оружия, в качестве одного из факторов было названо использование Израилем в рейде вертолетов французского производства. [ 9 ] [ 10 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ ссылки различаются; в менее достоверных отчетах упоминается всего 13 самолетов.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Время (13 июля 2006 г.). «Риски израильской войны на два фронта» . Проверено 30 мая 2008 г.
- ^ Годовой обзор 1968/3, Сеть авиационной безопасности . Проверено 9 ноября 2015 г.
- ↑ Министерство иностранных дел Израиля (13 августа 2000 г.). «ВОЙНА НА ИТОШЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ОГНЯ – ВВЕДЕНИЕ» . Проверено 30 мая 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Операция Дар
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Операция «Дар» - Еврейская виртуальная библиотека
- ^ Джон Нортон Мортон (редактор) (1974) Арабо-израильский конфликт. Том II. Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-05648-X . стр.221, цитируем The New York Times от 5 января 1969 г., раздел 4, стр.1.
- ^ Резолюция 262
- ↑ Телеграмма Государственного департамента посольству в Израиле , Вашингтон, 29 декабря 1968 г.: Тема: Нападение Израиля на аэропорт Халде.
- ^ Париж заявляет, что использование вертолетов французского производства в рейде в Бейруте было фактором эмбарго
- ^ Сачар, Ховард М.: Израиль и Европа, Оценка истории , стр. 186
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Израильтяне атакуют аэропорт Бейрута , Дана Адамс Шмидт, 29 декабря 1968 года, The New York Times.
- «Отчет ЦАХАЛа» . Архивировано из оригинала 30 апреля 2006 г. , ссылка неактивна
- 1968 год в Израиле
- Бои и конфликты без смертельных исходов
- Конфликты 1968 года
- 1968 год в Ливане
- Операции с участием израильского спецназа
- Палестинское восстание в Южном Ливане
- Нападения на аэропорты Азии
- Вертолетные атаки
- Авиаудары Израиля
- Авиаудары в Ливане
- 1968 год в авиации
- События декабря 1968 года в Азии