Jump to content

Мадридская конференция 1991 года.

Статья с расширенной защитой

Мадридская конференция 1991 года — мирная конференция, проходившая с 30 октября по 1 ноября 1991 года в Мадриде , организованная Испанией и спонсируемая Соединенными Штатами и Советским Союзом . Это была попытка международного сообщества возродить израильско-палестинский мирный процесс посредством переговоров с участием Израиля и палестинцев , а также арабских стран, включая Иорданию , Ливан и Сирию .

3 ноября за конференцией последовали двусторонние переговоры между Израилем и, соответственно, совместной иорданско-палестинской делегацией, Ливаном и Сирией. Последующие двусторонние встречи состоялись в Вашингтоне, начиная с 9 декабря 1991 года. 28 января 1992 года в Москве начались многосторонние переговоры о региональном сотрудничестве, в которых приняли участие Израиль, иорданско-палестинская делегация и международное сообщество, но без Ливана и Сирии.

Фон

Еще 22 мая 1989 года госсекретарь США Джеймс Бейкер заявил перед аудиторией AIPAC , что Израиль должен отказаться от своей экспансионистской политики; это замечание многие восприняли как сигнал о том, что произраильские годы Рейгана закончились. После войны в Персидском заливе 6 марта 1991 года президент Джордж Буш-старший обратился к Конгрессу с речью, которую часто называют основным политическим заявлением администрации Буша о новом порядке на Ближнем Востоке после изгнания иракских войск из Кувейта. [1] [2] Помимо поддержания постоянного военно-морского присутствия США в Персидском заливе, предоставления средств для развития Ближнего Востока и установления гарантий против распространения нетрадиционных вооружений, Майкл Орен отмечает: «Однако центральным элементом его программы было достижение арабо-израильского соглашения договор, основанный на принципе «территория ради мира» и реализации прав палестинцев». [1]

Препараты

В качестве первого шага Буш объявил о своем намерении вновь созвать международную мирную конференцию в Мадриде. [1] Администрация Буша считала, что существует окно возможностей использовать политический капитал, полученный в результате победы США в войне в Персидском заливе, для оживления арабо-израильского мирного процесса. Эта мирная инициатива была сосредоточена на созыве многосторонней международной конференции, которая затем разделилась бы на отдельные, двусторонние и многосторонние переговорные направления. Госсекретарь США Джеймс Бейкер совершил восемь дипломатических визитов в регион, чтобы заручиться поддержкой конференции. Были сформулированы рамки целей, и США вместе с Советским Союзом направили письмо-приглашение от 30 октября 1991 года Израилю, Сирии, Ливану, Иордании и палестинцам. [3]

Гарантии по кредитам и вопросы расчетов

Хотя «дипломатия чековой книжки» использовалась в прошлом для продвижения мирного процесса, как это было в Кэмп-Дэвидских соглашениях , президент Буш и госсекретарь Бейкер чувствовали, что победа коалиции и рост престижа США сами по себе вызовут новый арабо-израильский диалог, но еще и потому, что их дипломатическая инициатива была сосредоточена на процессе и процедурах, а не на конкретных соглашениях и уступках. С точки зрения Вашингтона, в экономических стимулах не было бы необходимости, но в мае они вступили в процесс с премьер-министра Израиля Ицхака Шамира просьбой предоставить кредитные гарантии США на сумму 11 миллиардов долларов , чтобы помочь принять иммигрантов по гуманитарным соображениям. Однако эта просьба добавила новое измерение американской дипломатии и спровоцировала политическое противостояние между правительством Шамира «Ликуд» и администрацией Буша. [4]

В период с марта по октябрь 1991 года госсекретарь Бейкер часто совершал челночные поездки в регион, пытаясь найти процедурную формулу, приемлемую для всех сторон. Ему было нелегко найти правильную формулу для созыва конференции, особенно по вопросу палестинского представительства. В свете политики Шамира , направленной на урегулирование конфликта , палестинцы и многие арабские правительства рассматривали запрос Израиля на гарантии по кредитам как проверку надежности Америки как посредника. Помимо арабской оппозиции, у администрации Буша были свои проблемы с этим запросом, поскольку существовала остаточная неприязнь после отказа Израиля проверить, была ли использована предыдущая (октябрь 1990 г.) гарантия по кредиту в размере 400 миллионов долларов для расширения поселений; администрация не рассматривала заселение поселений как гуманитарную проблему. [4]

На протяжении всего периода подготовки к Мадридской конференции просьба Израиля о гарантиях по кредиту оставалась больным вопросом. К началу сентября 1991 года администрация попросила Конгресс об отсрочке предоставления гарантий по кредиту на 120 дней. Эта отсрочка рассматривалась как способ добраться до Мадрида, выиграть время и смягчить внутренние дебаты. Если бы от Израиля не удалось добиться замораживания поселений, Буш и Бейкер хотели бы снять этот вопрос с повестки дня. "[Соединенные Штаты] должны сделать все возможное, чтобы дать миру шанс", - сказал Буш, требуя от Конгресса отсрочки . Израильские лидеры выступили против увязки кредитов с политическим процессом; Шамир и произраильское лобби в Вашингтоне решили продвигать свою просьбу, несмотря на противодействие Буша. Израиль и его сторонники в Вашингтоне начали кампанию в поддержку запроса на кредит, но Буш, имеющий 70-процентный рейтинг одобрения работы, не отступил. К середине сентября отношения между США и Израилем стали напряженными; Произраильские группы бросили вызов президенту и лоббировали отсрочку. Первоначально Шамир полагал, что сможет обойти Буша и Бейкера и обратиться к общественному мнению США и произраильскому лобби. Однако еврейская община США – хотя и была явно мобилизована по этому вопросу – не была едина в борьбе с администрацией, и Шамир вскоре отказался от прямой конфронтации. Благодаря высокому рейтингу поддержки Буша и его недвусмысленной демонстрации решимости и воли он получил поддержку Конгресса в отношении отсрочки; после этого дипломатические детали вскоре встали на свои места, и в конце октября стороны встретились в Мадриде. [4]

Конференция

Президент Джордж Буш-старший выступает на ближневосточной мирной конференции в Королевском дворце в Мадриде , Испания.

Палестинская . команда была частью совместной палестино-иорданской делегации и состояла из палестинцев с Западного берега и сектора Газа Формально из-за возражений Израиля в нем не было явных ООП партнеров , таких как Саиб Эрекат и Хайдар Абдель-Шафи глава делегации . Перед конференцией Израиль пригрозил не приехать, если в состав палестинской делегации войдут представители ООП, кто-то из-за пределов сектора Газа и Западного берега реки Иордан или кто-то из Восточного Иерусалима.Однако делегация находилась в постоянной связи с руководством ООП в Тунисе . Несмотря на возражения Израиля, ООП направила неофициальную «консультативную делегацию» во главе с Фейсалом Хусейни в качестве связующего звена. [5] Во время конференции представители ООП присутствовали за кулисами, чтобы дать указания палестинской делегации. [6]

Цель конференции заключалась в том, чтобы служить открытым форумом для участников и не имела права навязывать решения или накладывать вето на соглашения. Он положил начало переговорам как на двустороннем, так и на многостороннем треке, в которых также участвовало международное сообщество. Сирийские и ливанские переговорщики согласовали общую стратегию.

Это была последняя конференция, на которой присутствовали и СССР, и США; СССР распался позже в том же году, в декабре 1991 года.

По итогам двусторонних и многосторонних переговоров

За Мадридской конференцией последовали два параллельных направления переговоров. Двустороннее направление было направлено на достижение мирных договоров между Израилем и тремя соседними государствами — Иорданией, Ливаном и Сирией, а также с палестинцами. Многосторонний трек был посвящен общим региональным проблемам, связанным с водой, окружающей средой, контролем над вооружениями, беженцами и экономическим развитием. [6] [7]

Двусторонние переговоры

Четыре отдельных серии двусторонних переговоров начались 3 ноября 1991 года, сразу после окончания официальной конференции. За этим последовали двенадцать встреч в Вашингтоне. Первый - 9 декабря 1991 г.; последний - 24 января 1994 года, через четыре месяца после заключения Осло I. Соглашения [6]

Двусторонние израильско-палестинские переговоры при правительстве Шамира прошли не очень хорошо . Мадридские переговоры позже были отодвинуты на второй план и в конечном итоге заменены первоначально секретными переговорами после израильских выборов 1992 года , в ходе которых Рабин и Лейбористская партия пообещали положить конец политике поселений Шамира и переформулировать национальные приоритеты. [4]

Многосторонние переговоры

Многосторонние переговоры были запланированы через две недели после открытия конференции, но первая встреча в Москве состоялась лишь 28–29 января 1992 г. [8] Встречи проводились на пяти отдельных форумах, каждый из которых был посвящен одной важной проблеме – водным ресурсам, окружающей среде, контролю над вооружениями, беженцам или экономическому развитию. Европейский Союз принял участие во встречах.

Встречи проходили с сентября 1992 года по ноябрь 1993 года. Первый раунд состоялся в мае 1992 года. Израиль бойкотировал группы по беженцам и экономическому развитию, поскольку на них присутствовали палестинцы из-за пределов Западного берега и сектора Газа. Сирия и Ливан отказывались принимать участие в многосторонних встречах до тех пор, пока не будет конкретного прогресса на двустороннем уровне. [6]

Официальные переговоры на многостороннем треке, которые были заморожены на несколько лет, возобновились 31 января 2000 года заседанием Руководящего комитета в Москве, за которым последовали заседания рабочих групп. Однако после этого раунда официальные переговоры зашли в тупик. [9]

Влияние Мадридской мирной конференции

На переговорах, ведущих к Мадриду, Израиль сделал отмену Резолюции ООН 3379 условием своего участия в конференции; это было достигнуто вскоре после этого, с принятием Резолюции 46/86 16 декабря 1991 года. [10] Израиль также называет в качестве главного преимущества конференции и мирного процесса значительное увеличение числа стран, которые признают его и имеют с ним определенную степень дипломатических отношений (почти вдвое), в частности, ссылаясь на такие крупные державы, как Китай и Индия , а некоторые даже в арабском мире, таком как Оман , Катар , Тунис , Марокко и Мавритания , наряду с упадком арабского бойкота и экономическими отношениями с некоторыми арабскими странами. [11]

В книге «Палестино-израильский конфликт: базовое введение» Грегори Хармс и Тодд Ферри утверждают, что «символическое значение Мадридской конференции намного перевешивало ее достижения, которые на самом деле были незначительными». [12] Тем не менее, был подан пример и заложена будущая модель, поскольку Мадридская конференция представляет собой первый случай, когда все эти страны собрались «лицом к лицу». [12]

По окончании Мадридской конференции все страны-участницы выразили надежду, что результатом конференции стал будущий план примирения. Заключительные замечания, представленные ниже, иллюстрируют это обнадеживающее чувство:

Премьер-министр Израиля Ицхак Шамир, 1 ноября 1991 г.
«С открытым сердцем мы призываем арабских лидеров сделать смелый шаг и ответить на нашу протянутую руку миром» [13]

Глава палестинской делегации Хайдар Абд аль-Шафи , 1 ноября 1991 г.
«Соавторам и международному сообществу, которое стремится к достижению справедливого мира на Ближнем Востоке, вы предоставили нам возможность справедливо выслушать нас. Вы достаточно позаботились о том, чтобы выслушать, и за это мы благодарим вас. Спасибо». [14]

Двусторонние израильско-палестинские переговоры в конечном итоге привели к обмену письмами и последующему подписанию Соглашения Осло I на лужайке Белого дома 13 сентября 1993 года. Израильско-иорданские переговоры, ставшие результатом Мадридской конференции, привели к мирный договор в 1994 году. Израильско-сирийские переговоры включали серию последующих встреч, которые, по некоторым данным, прошли довольно близко, но не привели к заключению мирного договора.

См. также

Ссылки

  1. ^ Jump up to: а б с Орен, Майкл Б. (2007). Власть, вера и фантазия: Америка на Ближнем Востоке с 1776 года по настоящее время . Нью-Йорк: WW Norton & Co., с. 569 . ISBN  978-0-393-33030-4 .
  2. ^ «Новый мировой порядок» . Al-bab.com. Архивировано из оригинала 31 мая 2011 года . Проверено 20 июня 2014 г.
  3. Мадридская мирная конференция. Архивировано 30 марта 2018 года в Wayback Machine . MideastWeb, 30 октября 1991 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д Скотт Ласенски, Обеспечение мира на Ближнем Востоке: внешняя политика США и пределы экономических стимулов , Middle East Review of International Relations, Vol. Т. 6, № 1, март 2002 г.
  5. Палестинец заявляет, что его делегация будет подтверждать связи с ООП на переговорах. Архивировано 9 февраля 2019 года на Wayback Machine . Клайд Хаберман, The New York Times, 22 октября 1991 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д Преамбула: Мадридская конференция . ПНА, архивировано 19 декабря 2003 г.
  7. Мадридские рамки. Архивировано 1 февраля 2009 г. в Wayback Machine . МИД Израиля, 28 января 1999 г.
  8. Вступительное заявление палестинской делегации на многосторонних переговорах. Архивировано 21 июня 2013 года в Wayback Machine . МИД Израиля, 28 января 1992 г.
  9. Многосторонние переговоры . Архивировано 3 февраля 2009 года в Wayback Machine . МИД Израиля, 19 ноября 2007 г.
  10. ^ 260 Резолюция Генеральной Ассамблеи 46-86-Отзыв Резолюции 3379- 16 декабря 1991 г. - и заявление президента Герцога, 16 декабря 1991 г., тома 11–12: 1988–1992 и заявление президента Герцога. Архивировано 3 июня 2011 г. в Wayback Machine , Сайт Министерства иностранных дел Израиля.
  11. ^ «Руководство правительства Израиля по мирному процессу» . Mfa.gov.il. 22 августа 2000 г. Проверено 20 июня 2014 г.
  12. ^ Jump up to: а б Хармс Г., Ферри Т. (2005), Палестино-израильский конфликт: базовое введение , Канада: Pluto Press, стр. 153.
  13. ^ Мадридская мирная конференция, Журнал палестинских исследований , Vol. 21, № 2 (зима 1992 г.), с. 144.
  14. ^ Журнал Мадридской мирной конференции по палестинским исследованиям , Vol. 21, № 2 (зима 1992 г.), с. 146.

Дальнейшее чтение

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bd5fb00a510651453d51f83574d2df11__1720123260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/11/bd5fb00a510651453d51f83574d2df11.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Madrid Conference of 1991 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)