Экономическая интеграция Ближнего Востока
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2015 г. ) |

Экономическая интеграция Ближнего Востока — это процесс улучшения экономического сотрудничества, координации и связей между странами региона Ближнего Востока и Северной Африки (MENA). Этот процесс направлен на создание единого экономического пространства, обеспечивающего свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы через национальные границы внутри региона. Цели такой интеграции включают расширение региональной торговли, стимулирование экономического роста, достижение эффекта масштаба и содействие стабильности и миру посредством экономической взаимозависимости. [1]
Политика, пропагандирующая экономическую интеграцию Ближнего Востока, направлена на обеспечение мира, стабильности и процветания на Ближнем Востоке , которые, по их мнению, могут быть устойчивы только в долгосрочной перспективе через региональное экономическое сотрудничество. [1]
Усилия по экономической интеграции Ближнего Востока столкнулись с различными проблемами, включая политические конфликты, экономическое неравенство между странами и разные уровни экономического развития. Однако такие инициативы, как Совет сотрудничества стран Персидского залива (ССЗ) и Большая арабская зона свободной торговли (ГАФТА), добились успехов в содействии определенному уровню экономического сотрудничества и интеграции между государствами-членами. [2]
Фон
[ редактировать ]Бывший госсекретарь США Уоррен Кристофер заявил, что «правительства могут создать климат для экономического роста... [но] только частный сектор может обеспечить прочный мир». [3]
Преимущества интеграции
[ редактировать ]Страны стремятся к большей региональной интеграции, чтобы:
- добиться экономического роста благосостояния
- повысить коллективную переговорную силу региона по глобальным вопросам
- поддерживать безопасность и предотвращать конфликты.
Экономическая интеграция требует хорошего управления , реформы образования , социальных инвестиций , экономики знаний , рыночной экономики , приватизации и свободы прессы .
Цели
[ редактировать ]
В 1993 году премьер-министр Израиля Шимон Перес , ведущий архитектор мирного плана Осло , предвидел, что: [1]
Следующий этап, после двусторонних и многосторонних установления отношений, повлечет за собой формирование региональных отраслей промышленности посредством сотрудничества международныхорганы и независимые международные консорциумы. На этом этапе произойдет модернизация регионального экономического процесса и установится новая реальность, в которой бизнес предшествует политике. В конечном итоге, Ближний Восток объединится в общий рынок после того, как мы достигнем мира. И само существование этого общего рынка будет способствовать жизненно важным интересам в поддержании мира в долгосрочной перспективе.
Интеграция и мир
[ редактировать ]Предпосылкой экономической интеграции является установление мира. На сегодняшний день несколько инициатив способствовали сближению бывших врагов:
и Мирные соглашения Осло мирный договор между Израилем и Иорданией 1994 года способствовали расширению экономического взаимодействия между Израилем и его арабскими соседями. Несмотря на этот прогресс, такие проблемы, как израильско-палестинский конфликт, продолжают оставаться препятствием на пути к миру и развитию. Кроме того, нестабильность, вызванная войной в Афганистане , гражданскими войнами в Сирии , Ливии , Йемене и Египте , а также вторжением США в Ирак в 2003 году, считается негативными факторами, которые необходимо преодолеть до создания экономического союза в этом регионе.
Экономические саммиты Ближнего Востока и Северной Африки (MENA)
[ редактировать ]После подписания мирного договора между Израилем и Иорданией в 1994 году была организована серия экономических саммитов с целью содействия региональному экономическому развитию и экономическому сотрудничеству с Израилем. [4]
- Первый экономический саммит состоялся в Касабланке , Марокко, с 30 октября по 1 ноября 1994 года. [5]
- Второй состоялся в Аммане , Иордания, 29-31 октября 1995 года. [6]
- Третий состоялся в Каире , Египет, 12-14 ноября 1996 года. [4]
- Четвертый состоялся в Дохе , Катар, 16-18 ноября 1997 года. [4]
После конференции 1997 года мирный процесс на Ближнем Востоке потерпел серьезную неудачу из-за политики правительства Биньямина Нетаньяху , которая оттолкнула арабские страны (а именно, отказ работать над созданием независимого палестинского государства), которое отказалось обсуждать экономическое сотрудничество с Израилем, если только это не будет сделано. пошел на некоторые уступки. В результате саммиты больше не проводились. [4]
На саммите 1995 года были согласованы следующие действия: [7]
- В Каире будет создан Банк экономического сотрудничества и развития на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
- Создание Регионального совета по туризму, Ближневосточно-Средиземноморской ассоциации путешествий и туризма, для содействия развитию туризма и продвижения региона как уникального и привлекательного туристического направления.
- Создание Регионального Делового Совета для содействия сотрудничеству и торговле между частным сектором стран региона.
- Официальное открытие Исполнительного секретариата Экономического саммита, который находится в Рабате и работает над развитием государственно-частного партнерства, содействием контактам, обмену данными и стимулированию инвестиций частного сектора в регионе.
Региональные характеристики БВСА
[ редактировать ]- Несмотря на многочисленные попытки после Второй мировой войны содействовать экономической интеграции и политическому сотрудничеству между государствами региона Ближнего Востока и Северной Африки, экономическое взаимодействие оставалось ограниченным. Масштабы региональной товарной торговли ограничены и составляют всего 7–8% от общего объема экспорта и импорта. (Для сравнения, региональная торговля в Европе составляет около 60%).
Внутрирегиональная торговля (% от общего объема торговли) | Евросоюз | ЦВЕ + СНГ | Азия | Африка | Средний Восток | Западное полушарие |
---|---|---|---|---|---|---|
Среднее значение (1991–1997 годы), источник: Международный валютный фонд. | 62.1 | 29.6 | 36.8 | 9.0 | 7.1 | 18.3 |
- Операции с капиталом также были относительно ограничены, за исключением крупных официальных потоков из стран-экспортеров нефти в другие арабские страны, особенно после повышения цен на нефть в 1973–1974 и 1979–1980 годах . По оценкам финансистов, инвестиционные активы на сумму до 2 триллионов долларов США происходят из региона Персидского залива , большая часть которых хранится за границей, часто в виде американских казначейских векселей , а также в таких местах, как Швейцария и Лондон . [8] Однако арабы все чаще инвестируют в свой родной регион; правительства также тратят миллиарды на инфраструктуру, а национальные инвестиционные агентства ищут возможности.
- Туризм и другие нефакторные структуры потоков услуг весьма сегментированы. Некоторые страны — в первую очередь Египет , Иордания , Ливан , Марокко и Тунис — получили значительный туристический поток из стран MENA. Для других, особенно Израиля , политические соображения и соображения безопасности ограничивают региональный туризм.
- Потоки рабочей силы имели важное значение, принимая форму:
- Потоки из ненефтяных стран в страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) и
- Палестинские рабочие, работающие в Израиле . В 1990-х годах эти потоки подвергались серьезным ограничениям, и в обоих случаях в последнее время произошла замена арабской рабочей силы азиатской рабочей силой. В странах БВСА нет такой мобильности рабочей силы, как, например, в Европейском Союзе , где граждане одной страны имеют право работать в других .
- За исключением стран Персидского залива и ОПЕК , в координации региональной экономической политики было мало возможностей.
Регион Ближнего Востока и Северной Африки | 2009 | 2010 | 2011 |
---|---|---|---|
Реальный рост ВВП | 2.8 | 3.6 | 4.5 |
Реальный рост ВВП (ППС) | 2.7 | 3.6 | 4.5 |
Экспорт (изменение %) | −9.5 | 2.6 | 5.2 |
Импорт (изменение %) | 1.2 | 4.9 | 6.6 |
ЦА (% ВВП) | −0.1 | 1.5 | 0.9 |
Инициативы по интеграции
[ редактировать ]
Примеры
[ редактировать ]- Совет арабского экономического единства : создан в 1964 году с конечной целью достижения полного экономического единства среди его государств-членов. Промежуточная цель Таможенного союза установлена на 2015 год. [10]
- Организация экономического сотрудничества : создана в 1985 году. Общая цель – создание единого рынка товаров и услуг в Западной Азии , подобного Европейскому Союзу.
- Зона свободной торговли между США и Ближним Востоком . Созданная в 2003 году Соединенными Штатами, она была направлена на постепенное увеличение торговли и инвестиций на Ближнем Востоке путем оказания помощи странам в проведении внутренних реформ и защите прав частной собственности .
- Евро-Средиземноморская зона свободной торговли : Первоначальная цель – создать матрицу соглашений о свободной торговле . Следующим шагом станет создание единой зоны свободной торговли с населением 600–800 миллионов человек, включая, в конечном итоге, Европейский Союз .
Проблемы и возможности
[ редактировать ]- Управление : Хорошее управление привлекает капитал. Некоторые страны Ближнего Востока, такие как Саудовская Аравия, предприняли позитивные шаги в реформировании своих судебных систем или адаптации законов о рынках капитала к международным стандартам. Создание эффективных и дееспособных государственных институтов должно стать приоритетом.
- Повысить уровень конкурентоспособности этих экономик. Этого можно достичь путем пересмотра и агрессивного инвестирования в систему образования региона. Если образовательная политика региона приведет к появлению на рынке нежелательных навыков, международные инвесторы не захотят приходить на него, особенно в секторе услуг. Безработица достигает 40% как минимум в семи арабских странах. [10] Социальные инвестиции следует планировать для того, чтобы подготовить больше предпринимателей , инженеров, ученых и выпускников MBA , а также расширить средний класс .
- Повышение конкурентоспособности также предполагает ускорение программ приватизации , либерализацию торговли, инвестиции в инфраструктуру , углубление и объединение рынков капитала и искоренение коррупции .
- Содействовать использованию и проникновению новых технологий . Это улучшит свободный поток идей, информации и задействует силы предпринимательства. Новые технологии стимулируют инновации и повышают производительность, к чему стремятся инвесторы.
- С этим связана растущая свобода прессы и средств массовой информации, которая обеспечивает сдержку и противовес правительствам и бизнесу. Новые технологии и свобода прессы окажут особое влияние на молодежь и будут способствовать участию в определении будущих стратегий на национальном и региональном уровнях. Сотрудничество между странами Ближнего Востока будет расширяться, продвигаясь к экономике знаний. Увеличение использования новых технологий также уменьшит бюрократические препятствия, которые бизнес часто называет сдерживающими факторами для инвестиций.
- Covid-19: Всемирный банк подчеркнул ключевую роль торговли и региональной интеграции в стимулировании экономического восстановления в регионе Ближнего Востока и Северной Африки (MENA) после Covid-19. Этот подход направлен на устранение экономических последствий, включая потерю рабочих мест и ухудшение условий жизни, усугубляемые пандемией. [11] Содействуя более тесным экономическим связям и устраняя торговые барьеры внутри региона, страны БВСА могут открыть новые возможности роста, повысить конкурентоспособность и привлечь инвестиции, что в конечном итоге приведет к устойчивому экономическому развитию и повышению уровня жизни во всем регионе. [12] [13]
См. также
[ редактировать ]Часть серии о израильско -палестинский конфликт |
Израильско-палестинский мирный процесс |
---|
![]() |
- Африканское экономическое сообщество
- Арабский совет сотрудничества
- Союз арабского Магриба
- Арабский союз
- Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива
- Совет арабского экономического единства
- Экономическая интеграция
- Экономика Лиги арабских государств
- Экономика Ближнего Востока
- Экономика Организации исламского сотрудничества
- Евро-Средиземноморская зона свободной торговли
- Список соглашений о свободной торговле
- Список торговых блоков
- Ближний Восток и глобализация
- Ближневосточная экономическая ассоциация
- Панарабизм
- Панисламизм
- Сотрудничество Юг-Юг
- Зона свободной торговли между США и Ближним Востоком
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Момани, Бессма (ноябрь 2007 г.). «Зона свободной торговли на Ближнем Востоке: учет экономической взаимозависимости и мира» (PDF) . Мировая экономика . 30 (11): 1682–1700. дои : 10.1111/j.1467-9701.2007.01036.x . S2CID 155053491 . Архивировано из оригинала (PDF) 11 марта 2012 года . Проверено 12 июня 2012 г.
- ^ «Проблемы роста и глобализации на Ближнем Востоке и в Северной Африке Джорджа Т. Абеда и Хамида Р. Давуди» . www.imf.org . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ Кристофер, Уоррен (1 декабря 2004 г.). Процветание на новом Ближнем Востоке: построение структур мира, замечания, сделанные на Экономическом саммите MENA 1994 года . Касабланка, Марокко.
- ^ Jump up to: а б с д «Экономический саммит Ближнего Востока и Северной Африки» . Министерство иностранных дел Китайской Народной Республики . 15 ноября 2000 г.
- ^ Отчет Касабланки: Экономический саммит Ближнего Востока и Северной Африки, 30 октября – 1 ноября 1994 г., Касабланка, Марокко . Совет по международным отношениям. 1995. ISBN 9780876091791 .
- ^ Энн Бил, Э (1 ноября 1999 г.). «Финансирование национальной гордости: Экономический саммит MENA 1995 года в Аммане». Обзор политической и правовой антропологии . 22 (2): 27–40. дои : 10.1525/pol.1999.22.2.27 . JSTOR 24510863 .
- ^ «Декларация Амманского экономического саммита, 31 октября 1995 г.» . Министерство иностранных дел Израиля .
- ^ http://www.middleeastconversation.org/?p=1749 [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Экономический рост Ирана в 2010 году достигнет 2,2%: Всемирный банк» .
- ^ Jump up to: а б "Деловые статьи - Арабов призывают ускорить экономическую интеграцию" . Дейли Стар. 12 февраля 2010 г. Проверено 25 февраля 2010 г.
- ^ «БВСА: торговля и региональная интеграция имеют решающее значение для экономического восстановления в постковидную эпоху» . Всемирный банк . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ «Обзор экономики Ближнего Востока и Северной Африки: совместная торговля — возрождение региональной интеграции Ближнего Востока и Северной Африки в эпоху пост-COVID» . Всемирный банк . Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ «Разработка плана восстановления» (PDF) .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Экономический саммит Ближнего Востока и Северной Африки
- Пульс Ближнего Востока - Аль-Монитор
- Отчет БВСА
- Торговая политика и экономическая интеграция на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Хасан Хакимян, Джеффри Б. Ньюджент (2001).
- Глобализация и экономическая интеграция арабских стран (1998 г.)
- «Новый Ближний Восток» с точки зрения старого Ближнего Востока
- Экономические перспективы региона Ближнего Востока и Северной Африки на 2010 год - Всемирный банк
- Видео