Меморандум Уай-Ривер
Часть серии о израильско -палестинский конфликт |
Израильско-палестинский мирный процесс |
---|
Меморандум Уай-Ривер — соглашение, заключенное между Израилем и Палестинской автономией на саммите в Уай-Ривер , штат Мэриленд , США, состоявшемся 15–23 октября 1998 года. Меморандум был направлен на возобновление реализации Временного соглашения 1995 года по Западному берегу и Уай-Риверу. Сектор Газа (Соглашение Осло II). Соглашение было подписано в Белом доме Биньямином Нетаньяху и Ясиром Арафатом в ходе переговоров под руководством президента США Билла Клинтона 23 октября 1998 года. [ 1 ] 17 ноября 1998 года парламент Израиля, Кнессет , состоящий из 120 членов, одобрил Меморандум 75 голосами против 19. Меморандум установил, что он вступит в силу 2 ноября 1998 г., через десять дней со дня подписания.
18 декабря 1998 года администрация Клинтона и ЕС заявили о своем удовлетворении реализацией первой фазы Меморандума обеими сторонами. [ 2 ] Однако Израиль реализовал только первый этап дальнейшего передислокации (FRD), а это означает, что он вывел 2% зоны C вместо требуемых 13%. [ 3 ] [ 4 ] Обе стороны обвинили друг друга в невыполнении своей доли обязательств по Уай-Риверскому меморандуму, а дальнейшая реализация соглашения осталась незавершенной.
Саммит
Саммит был проведен при посредничестве США в конференц-центрах Уай-Ривер Института Аспена недалеко от Уай-Миллс, штат Мэриленд . [ 5 ] Президент США Билл Клинтон открыл саммит в уединенном конференц-центре Уай-Ривер 15 октября и возвращался на это место как минимум шесть раз, чтобы оказать давление на Нетаньяху и Арафата, чтобы они завершили сделку. В последней попытке заставить Нетаньяху и Арафата преодолеть остающиеся препятствия, Клинтон пригласила короля Хусейна , который в прошлом играл роль в ослаблении напряженности между двумя мужчинами, присоединиться к переговорам.
В последний день переговоров соглашение едва не сорвалось. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху попросил президента Билла Клинтона освободить Джонатана Полларда , офицера американской военно-морской разведки, который с 1985 года отбывает пожизненное заключение за передачу секретной информации Израилю . Возникло резкое разногласие: Нетаньяху заявил, что Клинтон обещал освободить Полларда, а Клинтон заявил, что он всего лишь пообещал «пересмотреть» дело. Сообщалось, что тогдашний директор ЦРУ Джордж Тенет пригрозил уйти в отставку, если Поллард будет освобожден.
В конце концов соглашение было подписано Нетаньяху и ООП председателем Ясиром Арафатом в Белом доме , при этом президент Клинтон сыграл ключевую роль в качестве официального свидетеля.
Фон
Для реализации Соглашения Осло II и облегчения вывода израильских войск из частей Западного берега Израиль и палестинские власти подписали ряд соглашений и протоколов. В документах содержались взаимные обязанности, в том числе касающиеся дальнейшей передислокации сил и обеспечения безопасности.
В 1994 году было подписано «Соглашение о подготовительной передаче полномочий и ответственности между Израилем и ООП». В 1995 году последовал «Протокол о дальнейшей передаче полномочий и ответственности». 1997 года Хевронский протокол урегулировал вывод 80% территории Хеврона и его разделение на две области.
Перераспределения
Дальнейшая передислокация (FRD) в Меморандуме Уай-Ривер относится к трем этапам, указанным в Приложении 1 к Соглашению Осло II, которые последуют за предыдущей передислокацией из населенных пунктов на Западном берегу. Указаны только фазы 1 и 2. Этап 3 был передан «Третьему комитету по дальнейшему перераспределению», который должен был начать работу.
Первый и второй этапы дальнейших передислокаций
Первый и второй этапы, не указанные в Соглашении Осло II, включали передачу палестинцам 13% территории из зоны C и перемещение частей зоны B в зону A. [ 6 ] Передислокация была разделена на три этапа, указанных в «Сроках». [ 6 ]
- Этап 1 (ноябрь 1998 г.): 2% из зоны C в зону B; 7,1% от Б до А
- Этап 2 (декабрь 1998 г.): 5% из зоны C в зону B.
- Этап 3 (январь 1999 г.): 5% из зоны C в зону B; 1% от С до А; 7,1% от Б до А
Таким образом, в общей сложности 13% будет переведено из зоны C. Область B увеличится на 13%, а область A — на 14%.
Если бы Меморандум был реализован, доля зоны C теоретически сократилась бы примерно с 74% до 61%. Статья I, однако, определяла, что 3% зоны B будут определены как природные заповедники под полным контролем Израиля, а это означает, что палестинцы не будут иметь к ней свободного доступа и не смогут строить новые постройки. [ 6 ] Это уточнение стало результатом неправильного понимания премьер-министром Нетаньяху «чистой прибыли» по выводу израильских территорий. Он сказал американскому переговорщику Деннису Россу, что может подняться до «самого низкого подростка» по проценту территории, и Росс убедил председателя Арафата принять цифру в 13%. Позже Нетаньяху настаивал, что он имел в виду вывод 11%, поэтому Росс выдвинул идею использования природных заповедников для преодоления цифр 11% и 13%. [ 7 ]
Безопасность
В положениях Временного соглашения о мерах безопасности палестинская сторона согласилась принять все необходимые меры для предотвращения актов терроризма, преступности и военных действий, направленных против израильской стороны, против лиц, подпадающих под власть израильской стороны, и против их собственности. точно так же, как израильская сторона согласилась принять все необходимые меры для предотвращения актов терроризма, преступности и военных действий, направленных против палестинской стороны, против лиц, подпадающих под власть палестинской стороны, и против их собственности. Обе стороны также договорились принять правовые меры против правонарушителей в пределах своей юрисдикции и предотвратить подстрекательство друг к другу со стороны любых организаций, групп или отдельных лиц в пределах их юрисдикции.
Ответ: Меры безопасности
1: Запрещение террористических организаций и борьба с ними
а) Палестинская сторона должна была заявить о своей политике абсолютной нетерпимости к террору и насилию в отношении обеих сторон. (b) Рабочий план, разработанный палестинской стороной, будет передан США, и после этого немедленно начнется его реализация, обеспечивающая систематическую и эффективную борьбу с террористическими организациями и их инфраструктурой. (c) В дополнение к двустороннему израильско-палестинскому сотрудничеству в области безопасности, американо-палестинский комитет будет встречаться раз в две недели для рассмотрения шагов, предпринимаемых для ликвидации террористических ячеек, а также структуры поддержки, которая планирует, финансирует, поставляет и подстрекает к терроризму. d) палестинская сторона будет задерживать конкретных лиц, подозреваемых в совершении актов насилия и террора, для целей дальнейшего расследования, а также судебного преследования и наказания всех лиц, причастных к актам насилия и террора. (e) Американо-палестинский комитет встретится для рассмотрения и оценки информации, имеющей отношение к решениям о судебном преследовании, наказании или других правовых мерах, которые влияют на статус лиц, подозреваемых в подстрекательстве или совершении актов насилия и террора.
2. Запрет на незаконное оружие
а) Палестинская сторона обеспечит наличие эффективной правовой базы для криминализации в соответствии с предыдущими соглашениями любого ввоза, производства или нелицензионной продажи, приобретения или владения огнестрельным оружием, боеприпасами или оружием в районах, находящихся под палестинской юрисдикцией. (b) Кроме того, палестинская сторона разработает и будет энергично и постоянно осуществлять систематическую программу сбора и надлежащего обращения со всеми такими незаконными предметами в соответствии с предыдущими соглашениями. США согласились оказать помощь в реализации программы. (c) Будет создан американо-палестино-израильский комитет для оказания помощи и расширения сотрудничества в предотвращении контрабанды или другого несанкционированного ввоза оружия или взрывчатых материалов в районы, находящиеся под палестинской юрисдикцией.
3: Предотвращение подстрекательства
(a) Палестинская сторона издаст указ, запрещающий все формы подстрекательства к насилию или террору и устанавливающий механизмы для систематических действий против всех проявлений или угроз насилия или террора. Этот указ можно было бы сравнить с существующим израильским законодательством, касающимся того же вопроса. (b) Американо-палестинско-израильский комитет будет встречаться на регулярной основе для отслеживания случаев возможного подстрекательства к насилию или террору и для выработки рекомендаций и отчетов о том, как предотвратить такое подстрекательство. Израильская, палестинская и американская стороны назначат в комитет специалиста по средствам массовой информации, представителя правоохранительных органов, специалиста по образованию и действующего или бывшего выборного должностного лица.
Б: Сотрудничество в сфере безопасности
Обе стороны согласились, что их сотрудничество в сфере безопасности будет основано на духе партнерства и будет включать, среди прочего, следующие шаги:
1: Двустороннее сотрудничество
Между двумя сторонами будет осуществляться полноценное двустороннее сотрудничество в области безопасности, которое будет непрерывным, интенсивным и всеобъемлющим.
2: Судебно-медицинское сотрудничество
Будет обмен судебно-медицинскими экспертами, обучением и другой помощью.
3: Трехсторонний комитет
В дополнение к двустороннему израильско-палестинскому сотрудничеству в области безопасности, высокопоставленный американо-палестинско-израильский комитет будет встречаться по мере необходимости, но не реже, чем раз в две недели, для оценки текущих угроз, устранения любых препятствий на пути эффективного сотрудничества и координации в области безопасности и рассмотрения шагов, которые предстоит предпринять. принятые для борьбы с терроризмом и террористическими организациями.
C: Другие проблемы безопасности
1: Палестинская полиция
а) Палестинская сторона предоставит израильской стороне список своих полицейских в соответствии с предыдущими соглашениями. (b) Если палестинская сторона запросит техническую помощь, США заявили о своей готовности помочь удовлетворить эти потребности в сотрудничестве с другими донорами. (c) Комитет по мониторингу и управлению в рамках своих функций будет следить за выполнением этого положения и информировать США
2: Хартия ООП
Исполнительный комитет Организации освобождения Палестины и Центральный совет Палестины должны подтвердить письмо председателя ООП Ясира Арафата от 22 января 1998 года президенту Клинтону относительно отмены положений Палестинской национальной хартии , которые не соответствовали письмам, которыми обменивались ООП и Правительство Израиля 9–10 сентября 1993 г.
3: Юридическая помощь по уголовным делам
Среди других форм юридической помощи по уголовным делам были ходатайства об аресте и передаче подозреваемых и обвиняемых. Стороны обратились к Соединенным Штатам с просьбой регулярно отчитываться о шагах, предпринимаемых в ответ на вышеуказанные запросы.
Глава 4: Права человека и верховенство закона
Приняты нормы прав человека и верховенства закона и будут руководствоваться необходимостью защищать общественность, уважать человеческое достоинство и избегать притеснений.
Экономические вопросы
- Израильская и палестинская стороны подтвердили свою приверженность улучшению своих отношений и согласились с необходимостью активно содействовать экономическому развитию на Западном Берегу и в секторе Газа .
- Израильская и палестинская стороны договорились о договоренностях, которые позволят своевременно открыть промышленную зону Газы.
- Обе стороны должны немедленно возобновить переговоры по безопасному проходу. Переговоры по северному маршруту будут продолжены с целью скорейшего достижения соглашения.
- Израильская и палестинская стороны признали большое значение порта Газа для развития палестинской экономики и расширения палестинской торговли.
- Обе стороны признали, что нерешенные юридические вопросы вредят отношениям между двумя народами.
- Израильская и палестинская стороны также должны начать стратегический экономический диалог для улучшения своих экономических отношений.
- Обе стороны согласились с важностью продолжения международной донорской помощи в оказании помощи обеим сторонам в реализации соглашений.
Переговоры о постоянном статусе
Обе стороны немедленно возобновят переговоры о постоянном статусе в ускоренном порядке и приложат решительные усилия для достижения общей цели - достижения соглашения к 4 мая 1999 года.
Односторонние действия
Признавая необходимость создания позитивной обстановки для переговоров, ни одна из сторон не должна инициировать или предпринимать какие-либо шаги, которые изменили бы статус Западного Берега и сектора Газа в соответствии с Временным соглашением .
Политическое влияние в Израиле
Уайское соглашение пользовалось широкой популярностью в Израиле: согласно опросу, проведенному в начале ноября, его поддержали 74% израильтян. [ 8 ] Однако премьер-министр Нетаньяху почувствовал оппозицию внутри своей партии «Ликуд» и отложил голосование кабинета министров, пока добивался публичных заверений от администрации Клинтона относительно реализации Уая. Вместо того, чтобы присоединиться к правительству национального единства с лидером оппозиции Эхудом Бараком , Нетаньяху попытался успокоить сторонников жесткой линии «Ликуда», остановив реализацию Уая в начале декабря из-за конфронтации между палестинскими протестующими и израильскими солдатами. [ 9 ] Неодобрение политики Нетаньяху со стороны Лейбористской партии Барака и правого «Ликуда» привело к вотуму недоверия его правительству, что привело к всеобщим выборам в мае 1999 года ; Барак одержал победу и пообещал продолжить израильско-палестинский мирный процесс.
Ссылки
- ^ Геллман, Бартон (24 октября 1998 г.). «Нетаньяху и Арафат подписывают соглашение; переговоры почти начались после того, как Израиль требует освобождения осужденного шпиона» . Вашингтон Пост . п. А1.
- ^ Декларация США-ЕС о ближневосточном мирном процессе . Государственный департамент США, 18 декабря 1998 г.
- Мы приветствуем реализацию первой фазы Меморандума обеими сторонами. Призываем стороны полностью выполнить оставшиеся обязательства...
- ^ Что такое Меморандум Шарм-эш-Шейха 1999 года? . ПроКон, 19 мая 2008 г.
- ^ « Завершение процесса Осло » . Архивировано из оригинала 16 августа 2000 года.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) . Джоэл Бейнин, МЕРИП, 26 марта 1999 г. - ^ Росс, Деннис (2004). Недостающий мир: внутренняя история борьбы за мир на Ближнем Востоке . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру . п. 237 . ISBN 0-374-19973-6 .
- ^ Jump up to: а б с Меморандум Уай-Ривер. Архивировано 15 июля 2001 года в Wayback Machine . Веб-сайт Кнессета, 23 октября 1998 г.
- ^ Деннис Росс (2015). Обречены на успех: американо-израильские отношения от Трумэна до Обамы . Нью-Йорк: Макмиллан. п. 284. ИСБН 9780374141462 . Проверено 1 декабря 2015 г.
- ^ Мэтью Левитт (4 ноября 1998 г.). «Права человека в Меморандуме Уай-Ривер» . Политические часы. Вашингтонский институт ближневосточной политики . Проверено 1 декабря 2015 г.
- ^ Росс, Недостающий мир , стр. 461–479.
Внешние ссылки
- Официальный текст Кнессета Меморандума Уай-Ривер со ссылкой на версию на иврите
- Кнессет одобряет Уай
- «Меморандум Уай-Ривер и израильские поселения» , Джеффри Аронсон, информационный бюллетень 1999 года для Палестинского центра .
- Официальные тексты Ближнего Востока на официальном сайте посольства США (гиперссылки; см. « Постоянные мирные усилия 1998 г.» (Архивные документы)
- Меморандум о соглашении : Совместное заявление президента США и премьер-министра Израиля ( пресс-релиз Белого дома от 31 октября 1998 г., размещенный в архивах на официальном сайте посольства США)
- Переговоры на Ближнем Востоке, Уай-Ривер, 16–23 октября 1998 г. Официальный сайт посольства США
- Фотографии переговоров посольства США (октябрь 1998 г.)