Трехсторонняя декларация 1950 г.
Трехсторонняя декларация 1950 года , также называемая Трехсторонним соглашением 1950 года , была совместным заявлением США , Великобритании и Франции , гарантирующим территориальный статус-кво , который был определен арабо - израильскими соглашениями о перемирии 1949 года .
В декларации, разработанной на основе обсуждений, связанных с перемирием, изложена приверженность сторон миру и стабильности на Ближнем Востоке и их неприятие применения силы или угрозы ее применения. Они обязались принимать меры в рамках Организации Объединенных Наций и за ее пределами для предотвращения нарушений границ или линий перемирия. Далее они вновь заявили о своем несогласии с развитием гонки вооружений. [ 1 ]
Декларация также предусматривала тесные консультации между тремя державами с целью ограничения арабо-израильской гонки вооружений; он был выпущен 25 мая 1950 года. [ 2 ]
Мотивации
[ редактировать ]Западные державы стремились сохранить стабильность и свободный поток нефти, нейтрализовать арабо-израильский конфликт и, если возможно, убедить арабов и израильтян объединиться с Западом против угрозы советского вторжения. [ 1 ]
Соединенные Штаты были центральной силой, стоящей за соглашением: президент Дуайт Эйзенхауэр рассматривал его как подходящий инструмент для обеспечения нейтралитета Запада, особенно Соединенных Штатов, в арабо-израильском конфликте. Конечная цель состояла в том, чтобы предотвратить любой силовой захват на Ближнем Востоке. [ 3 ]
Влияние
[ редактировать ]По словам Джеральда М. Стейнберга , «соглашение не препятствовало арабским государствам получать оружие через свои союзнические отношения с поставщиками, но Израиль был исключен.... Соединенные Штаты предоставили небольшую иностранную помощь, а израильские военные чиновники, которые стремились в закупках оружия и боеприпасов в США было отказано». [ 4 ]
НЕАКК
[ редактировать ]В июне 1952 года стороны создали Ближневосточный координационный комитет по вооружениям (NEACC), через который они координировали продажу оружия всем сторонам конфликта. Соединенные Штаты практически не продавали оружия на Ближнем Востоке, оставив эти рынки Великобритании и Франции, между которыми существует значительная конкуренция. NEACC функционировал достаточно хорошо более трех лет. И Великобритания, и Франция периодически отказывали в оружии соперникам в арабо-израильском споре, прежде всего, когда государства предпринимали действия, которые угрожали региональным интересам Великобритании или Франции. [ 2 ] Однако три державы признали, что арабским государствам и Израилю необходимо поддерживать определенный уровень вооруженных сил в целях внутренней безопасности и законной самообороны. Они заявили, что будут рассматривать запросы на оружие в свете этих принципов, включая запросы, которые позволят странам «играть свою роль в защите региона в целом». В важном, но несколько невыполнимом пункте Трехстороннего соглашения также подчеркивалось, что три державы будут продавать оружие только с гарантией того, что страны-покупатели не будут использовать его для актов агрессии против других стран. [ 1 ]
Сделка с Чехией по оружию влияет на декларацию
[ редактировать ]Сделка по оружию с Чехией, заключенная в сентябре 1955 года, по которой Советский Союз согласился продать Египту современного вооружения на сумму 250 миллионов долларов, сделала неуместными попытки Запада ограничить поток оружия. В апреле 1956 года Франция начала передавать Израилю большое количество современного оружия. [ 2 ] «Франция поставляла Израилю оружие с начала 1950-х годов в соответствии с условиями секретного франко-израильского соглашения о поставках оружия (в нарушение Трехстороннего соглашения, но при американской поддержке и поощрении)». [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Краткая история арабо-израильского конфликта, предыстория войны 1956 года, с. 123
- ^ Jump up to: а б с Энциклопедия Гейла для Ближнего Востока и Северной Африки , Трехсторонняя декларация (1950 г.), 2004 г.
- ^ Ленчовский, Джордж (1990). Американские президенты и Ближний Восток . Издательство Университета Дьюка . стр. 48, 49. ISBN. 978-0-8223-0972-7 .
- ^ Стейнберг, Джеральд (2001). «Израиль и Соединенные Штаты: смогут ли особые отношения пережить новую стратегическую среду?» . Союзники США в меняющемся мире . Психология Пресс. п. 145. ИСБН 978-0-7146-5078-4 .
- ^ Рубенберг, Шерил (1986). Израиль и американские национальные интересы: критическое исследование . Издательство Университета Иллинойса . стр. 91 . ISBN 978-0-252-06074-8 .
Источники
[ редактировать ]- Слоним, Шломо (1987). «Истоки трехсторонней декларации 1950 года по Ближнему Востоку». Ближневосточные исследования . 23 (2): 135–149. дои : 10.1080/00263208708700696 . JSTOR 4283168 .
- Тал, Дэвид (2009). «Создание, действие и провал Трехсторонней декларации по безопасности на Ближнем Востоке от мая 1950 года». Британский журнал ближневосточных исследований . 36 (2): 177–193. дои : 10.1080/13530190903007244 . S2CID 143993824 .
- Политика израильско-палестинского конфликта
- Документы 1950 года
- 1950 в международных отношениях
- Отношения Франции и Великобритании
- Отношения Франции и США
- Отношения Соединенного Королевства и США
- Франция-Израиль отношения
- Отношения Израиля и Великобритании
- Отношения Израиля и США
- Отношения Франции и Государства Палестина
- Отношения Государства Палестина и Соединенного Королевства
- Отношения Государства Палестина и США
- Документы израильско-палестинского конфликта