Исрат
Часть серии о израильско -палестинский конфликт |
Израильско-палестинский мирный процесс |
---|
![]() |

Исратин или Исратин [1] ( иврит : ישרטין , Исратин ; арабский : إسراطين , ʾIsrāṭīn ), также известное как двунациональное государство ( иврит : מדינה דו-לאומית , medina du-le'umit ), является предлагаемым унитарным , федеральным или конфедеративное израильско-палестинское государство охватывающий нынешнюю территорию Израиля, Западный Берег и сектор Газа . В зависимости от различных точек зрения, такой сценарий представляется как желательное единого государства в рамках решение израильско-палестинского конфликта или как катастрофа, в которой Израиль якобы потеряет свой характер еврейского государства , а палестинцы не смогут достичь свою национальную независимость в рамках решения о двух государствах . Все чаще Исратин обсуждается не как намеренное политическое решение – желательное или нежелательное – а как вероятный, неизбежный результат непрерывного роста еврейских поселений на Западном Берегу и, казалось бы, необратимого закрепления там израильской оккупации с 1967 года.
Саифа аль-Ислама Каддафи Исратина Предложение
Предложение Каддафи Исратина было направлено на окончательное разрешение израильско-палестинского конфликта посредством светского , федералистского , республиканского решения с одним государством , которое было впервые сформулировано Саифом аль-Исламом Каддафи , сыном Муаммара Каддафи из Ливии , в Чатем-хаусе в Лондоне. и позже усыновлен самим Муаммаром Каддафи.
Его основными моментами являются:
- Создание двунационального еврейско - палестинского государства под названием «Федеративная Республика Святой Земли»;
- Раздел государства на пять административных регионов с Иерусалимом в качестве города-государства ;
- Возвращение всех палестинских беженцев ;
- Надзор со стороны Организации Объединенных Наций за свободными и справедливыми выборами в первый и второй раз;
- Вывоз оружия массового поражения из государства;
- Признание государства Лигой арабских государств .
Арабский : , إسراطين — الكتاب الأبيض : латинизированный Абьяд ʾIsrāṭīn — аль-Китаб аль- , букв . «Исратина — Белая книга», выпущенная в 2000 году. [2] который послужил его официальным руководством по разрешению арабо-израильского конфликта и способам его решения. [3] Несмотря на предложение «Федеративной Республики Святой Земли» в качестве названия этого гипотетического нового государства, имя Исратин ( иврит : יִשְׂרָטִין , Исратин ; арабский : إسراطين , ʾIsrāṭīn ), является сумкой названий «Израиль» и «Фаластин». («Палестина» на арабском и иврите) – по-разному пишется на английском языке как «Исратин» или «Исратин», а иногда и переводится как «Исрастин» – использовалось как « рабочее название » для понятия единого государства в Израиле, на Западе. Банк и сектор Газа , где палестинцы и евреи всех трех стран имеют гражданство и равные права в объединенном образовании.
Муаммар Каддафи снова поддержал «предложение Исратина» в обзорной статье для New York Times как «единственный вариант» решения израильско-палестинского конфликта. Время публикации статьи примерно совпало с инаугурацией Барака Обамы на посту президента США и с прекращением огня, которое, очевидно, ознаменовало конец войны в Газе (2008–2009 гг.) . [4] [5] Каддафи утверждал, что это решение позволит избежать разделения Западного берега на арабскую и еврейскую зоны с буферными зонами между ними. [6]
Популярная поддержка
И сторонники, и противники исратинского сценария убеждены, что единое государство в Израиле, Западный Берег и сектор Газа , обеспечит гражданство и равные права в объединенном образовании всем его жителям, независимо от этнической принадлежности или религии. [ нужна ссылка ] Именно по этой причине подобный сценарий рассматривается большинством израильтян и палестинцев как немыслимый. [ нужна ссылка ] Израильские политические левые, как евреи, так и арабы, утверждают, что продолжающееся еврейское поселение на Западном берегу создает ситуацию, в которой Израиль и Западный берег станут либо государством апартеида с полными гражданскими правами для израильских евреев и израильских арабов и ограниченной автономией для палестинцев. – как это практикуется в настоящее время при Палестинской автономии – или двунациональное государство, в котором сионистский Израиль перестанет существовать как родина еврейского народа. Аналогичные аргументы выдвигают палестинские лидеры, которые часто предупреждают израильтян и международное сообщество о том, что время для реализации решения о создании двух государств быстро истекает , поскольку еврейские поселения на Западном Берегу продолжают расширяться. Несмотря на поддержку дела палестинцев в стиле диаспоры, подавляющее большинство израильских арабов яростно выступают против любого политического решения, которое снизило бы их статус как чисто израильских граждан, включая любое решение по созданию единого государства, которое фактически объединило бы их с палестинцами Западного Берега, из которых они вышли. они развивались отдельно – как экономически, так и политически – на протяжении более 70 лет. [ нужна ссылка ] Израильские арабы экономически намного лучше, чем их палестинские родственники. [ нужна ссылка ]
В положительном смысле, в то время как некоторые защищают Исратин как решение с одним государством по идеологическим причинам, другие считают, что, учитывая реальность на местах, это единственное практическое решение. [7] [8]
двунациональное решение пользуется поддержкой около четверти палестинского электората. Согласно опросам, проведенным Иерусалимским центром СМИ и коммуникаций , [9] Опрос с несколькими вариантами ответов, проведенный Near East Consulting (NEC) в ноябре 2007 года, показал, что двунациональное государство менее популярно, чем «два государства для двух людей» или «палестинское государство на всей исторической Палестине». [10] Однако в феврале 2007 года NEC обнаружил, что около 70% палестинских респондентов поддержали эту идею, когда им был предоставлен прямой выбор: либо поддержать, либо выступить против «решения о создании одного государства в исторической Палестине, где мусульмане, христиане и евреи имеют равные права и обязанности». [11]
Среди палестинцев противниками этой идеи являются исламисты , которые утверждают, что она будет противоречить целям Исламского государства, и некоторые арабские националисты , которые критикуют ее за то, что она идет вразрез с идеей панарабизма . [ нужна ссылка ]
Оппоненты Израиля утверждают, что одно государство разрушит представление об Израиле как еврейском государстве. Главным препятствием является тот факт, что демографические тенденции показывают вероятность появления в ближайшем будущем большинства арабского населения к западу от реки Иордан (включая земли в пределах международно признанных границ государства Израиль, Западного берега реки Иордан и сектора Газа). Вероятность того, что палестинцы составят электоральное большинство в двунациональном государстве, рассматривается многими израильскими евреями как угроза самой сути Израиля, явно созданного как еврейское государство после Холокоста. Опрос 2000 года, проведенный вскоре после начала второй интифады, показал, что 18% израильских евреев поддерживают двунациональное решение. [12]
Современный фон
Захват Израилем Западного Берега у Иордании и сектора Газа у Египта в ходе Шестидневной войны 1967 года возобновил дискурс, существовавший до 1948 года, относительно сценария с одним государством, в то же время предоставив решение с двумя государствами, возможно, единственное окно. возможности стать реальностью.
Победа Израиля над своими соседями была встречена эйфорией внутри Израиля, но некоторые критически настроенные израильские и иностранные наблюдатели быстро осознали, что новые территории могут создать серьезную долгосрочную проблему, и последовали серьезные дебаты о том, что делать дальше. Одним из вариантов было решение с одним государством: аннексировать недавно приобретенные территории (распространить израильские законы и суверенитет на новые территории) и предоставить палестинцам, живущим на этих территориях, израильское гражданство, аналогично израильским арабам , которые в результате были поглощены Израилем. войны 1948 года.
Однако подавляющее большинство израильтян, левых и правых, включая политические партии, поддерживающие поселенческое движение на Западном Берегу, опасались, что такое решение значительно ослабит еврейское большинство Израиля. В начале 1980-х годов , выступавший за поселения в «Ликуде» премьер-министр Менахем Бегин , поддержал палестинскую автономию под возможным суверенитетом Израиля. Лейбористская партия поддержала территориальный компромисс с иорданско-палестинским государством под властью Хашимитов .
Позорное поражение арабских армий в 1967 году привело к первоначальной позиции неприятия в некоторых арабских кругах, в первую очередь к Хартумской резолюции, принятой через несколько месяцев после войны, в которой говорилось, что с Израилем «не будет ни мира, ни признания, ни переговоров». Однако со временем эта позиция смягчилась, что в конечном итоге привело к почти догматическому принятию палестинцами идеи решения о создании двух государств, которое сохранялось до прихода к власти Хамаса в 2000-х годах. Исход войны Судного дня 1973 года вызвал фундаментальное политическое переосмысление среди палестинского руководства. Было осознано, что военная мощь Израиля и, что особенно важно, его союз с Соединенными Штатами сделали маловероятной возможность его военного поражения. В декабре 1974 года (ООП) Ясира Арафата , Организация освобождения Палестины которую израильское правительство тогда считало террористической группировкой, заявила, что двунациональное государство является единственным жизнеспособным решением израильско-палестинского конфликта. Изменение политики было встречено значительной путаницей, поскольку официальная политика ООП заключалась в замене Израиля светским и демократическим государством с полным правом на возвращение всех перемещенных палестинцев, включая евреев, живших в Палестине до 1948 года. положили бы конец еврейскому большинству Израиля и, секуляризовав государство, ослабили бы его исключительно еврейский характер. Короче говоря, двунациональное государство на условиях ООП означало бы совсем другой Израиль или отсутствие Израиля вообще. Эта перспектива всегда решительно выступала против всех сторон в израильской политике.
Но в то время как арабская сторона корректировала свою позицию, варианту создания двух государств был нанесен тяжелый удар, поскольку Израиль (в 1980-х годах), а затем мощное полуавтономное поселенческое движение (в 1990-х годах и позже) реализовали спорную политику. политику еврейских поселений на территориях, устанавливая « факты на местах », оставляя открытым вопрос о долгосрочной судьбе палестинцев.
Еще в 1973 году перспектива создания двунационального государства использовалась видными деятелями израильских левых, чтобы предостеречь от удержания территорий. Например, генеральный секретарь Гистадрута И. Бен-Аарон предупредил в статье в газете «Джерузалем пост» в марте 1973 года , что Израиль не может иметь никакого реального контроля над двунациональным государством и что израильтянам следует довольствоваться государством, в котором уже имеется значительное арабское меньшинство. в самом Израиле. С началом мирного процесса в Осло в 1990-х годах решение о создании двух государств оказалось единственным вариантом на столе переговоров, при общем понимании, что его реализация потребует эвакуации несмежных и изолированных еврейских поселений. Идея разрешения первоначального конфликта путем создания палестинского государства на Западном Берегу и в секторе Газа в обмен на мир, сохраняя при этом крупные поселенческие блоки, прилегающие к Израилю до 1967 года, казалось, представляла собой хоть какую-то долю справедливости. Хотя первоначальная реакция палестинцев и соседних арабских государств не была обнадеживающей, после 1993 года дипломатическое давление со стороны США, России, европейских стран и ООН послужило началом процесса почти институционализации концепции двух государств. решение как единственный достойный подход к проблеме.
Решение о создании двух государств стало фактически догмой в официальных израильско-палестинских дискуссиях: оно легло в основу Мадридской конференции (1991 г.), соглашений Осло (1993 г.), Временного соглашения (1995 г.), Хевронского протокола (1997 г.), Меморандум Уай-Ривер (1998 г.) и так называемая « Дорожная карта » (2002 г.). Однако эти соглашения отвергаются различными группировками с палестинской стороны, в первую очередь ХАМАС , Палестинским исламским джихадом и Народным фронтом освобождения Палестины . Соглашения Осло так и не были полностью приняты и реализованы обеими сторонами. После Второй интифады 2000 года многие считают, что решение о создании двух государств все больше теряет свою осуществимость.
С израильской стороны, «Ликуд» и «Авода» выступали против вывода войск к границам, существовавшим до 1967 года, или создания палестинского государства, и оба поддерживали строительство большего количества еврейских поселений на территориях и сохранение исключительного контроля Израиля над Иерусалимом. Однако Лейбористская партия выступала за строительство стратегических поселений только в тех районах, которые Израиль намеревался сохранить, таких как долина реки Иордан и окрестности Восточного Иерусалима , а остальную часть возвращать Иордании, утверждая, что альтернатива приведет к созданию двунационального государства и, таким образом, приведет к созданию двухнационального государства. «конец сионистского начинания». » в южноафриканском стиле Многие левые израильские политики уже предупреждали, что без полного отделения от палестинцев результатом будет либо двунациональное государство по умолчанию (таким образом положив конец еврейскому характеру Израиля), либо « Бантустан с еврейским меньшинство, насильно правящее бесправным арабским большинством (тем самым положив конец притязаниям Израиля на демократию ).
Несмотря на это, оппозиция двунационализму не была абсолютной. Некоторые из израильских правых, связанных с поселенческим движением, были готовы рассмотреть возможность создания двунационального государства, при условии, что оно будет создано на сионистских условиях. Первоначально члены Менахема Бегина » правительства «Ликуда в конце 1970-х годов были готовы поддержать эту идею, если она обеспечит формальный суверенитет Израиля на Западном Берегу и в секторе Газа. Руководитель аппарата Бегина Элиаху Бен-Элисар в ноябре 1979 года заявил The Washington Post , что «мы можем жить с ними, и они могут жить с нами. Я бы предпочел, чтобы они были гражданами Израиля, но я не боюсь двунационального государства». В любом случае, это всегда будет еврейское государство с большим арабским меньшинством».
Строительство израильского барьера на Западном Берегу после 2003 года, против которого решительно выступала идеологическая часть еврейского поселенческого движения Западного Берега, широко рассматривалось как попытка не только ограничить количество палестинских террористов-смертников , но и определить, где может проходить будущая международная граница и где может проходить будущая международная граница. в конечном итоге вывести Израиль из большей части Западного берега. Это впечатление было усилено израильским планом одностороннего размежевания, реализованным премьер-министром Ариэлем Шароном в секторе Газа и на севере Западного берега в 2005 году, который тогда широко расценивался как похоронный звон поселений, создающих барьеры трансбезопасности . Однако с тех пор эти поселения продолжали значительно расти, но не в результате политики правительства Израиля (которое часто выступало против такого роста), а скорее в результате организационных и экономических способностей мощного и высокомотивированного поселенческого движения. Большинство израильтян не пересекают барьер безопасности в населенные палестинцами районы и мало или совсем ничего не знают о происходящих на местах событиях, которые могут иметь роковое влияние на будущее Израиля.
Среди палестинцев противодействие Израиля двунациональному государству привело к еще одному изменению позиции, которое постепенно менялось с конца 1970-х годов. ООП сохранила свой первоначальный вариант создания единого светского двунационального государства к западу от Иордании, но начала занимать позицию, согласно которой она готова принять отдельное палестинское государство на Западном Берегу и в секторе Газа на территории, с которой Израиль ушел под руководством Совета Безопасности. Резолюция 242 . Израильские поселения необходимо будет демонтировать и позволить палестинским беженцам вернуться (как в Израиль, так и в новую Палестину). Эта новая позиция, официально принятая в декабре 1988 года, была отвергнута подавляющим большинством израильской общественности и основных политических партий, но позже была использована в качестве основы мирных дискуссий в 1990-х годах.
Различные израильтяне и палестинцы, выступающие против решения с созданием одного государства, пришли к выводу, что оно может быть реализовано. Премьер-министр Израиля Ольмерт заявил в интервью израильской ежедневной газете «Гаарец» в 2007 году , что без соглашения о двух государствах Израиль столкнется с «борьбой в южноафриканском стиле за равные избирательные права», и в этом случае «Израилю [будет] конец». [13] Это перекликается с комментариями, сделанными в 2004 году премьер-министром Палестины Ахмедом Курей , который заявил, что, если Израилю не удастся заключить соглашение с палестинцами, палестинцы будут стремиться к созданию единого двунационального государства. [14] Несколько других высокопоставленных чиновников ФАТХ Палестинской автономии высказали аналогичные мнения, в том числе Хани аль-Масри . В 2004 году Ясир Арафат , что «время для решения проблемы двух государств истекает» The Guardian заявил в интервью британской газете . Многие политологи, в том числе Омар Баргути , считают, что смерть Арафата предвещает банкротство соглашений Осло и решения о создании двух государств .
Среди видных сторонников решения с созданием одного государства - Муаммар аль-Каддафи из Ливии (см. также предложение Саифа Ислама Каддафи Исратина ), [3] [4] Палестинский писатель Али Абунима , [15] Палестино-американский продюсер Джамаль Даджани , палестинский адвокат Майкл Тарази , [16] Джефф Халпер , израильский писатель Дэн Гаврон , [17] Израильский историк Илан Паппе , палестино-американский профессор права Джордж Бишарат , [ нужна ссылка ] Американский академик ливано-американского происхождения Сари Макдиси , [18] и американский академик Вирджиния Тилли . Они ссылаются на расширение движения израильских поселенцев, особенно на Западном Берегу, как убедительное обоснование двунационализма и растущую неосуществимость альтернативы двух государств. Они выступают за светское и демократическое государство, сохраняя при этом еврейское присутствие и культуру в регионе. Они признают, что эта альтернатива в долгосрочной перспективе разрушит мечту о еврейском превосходстве с точки зрения управления. [19]
Демография
Религия в предлагаемом Исратине (2022 г.) [20]
Население Израиля составляло 9,6 миллиона человек, из которых 7,1 миллиона, или 73,7 процента, были евреями по вероисповеданию. Население Государства Палестина оценивается чуть более чем в два раза меньше населения Израиля, примерно в 5,3 миллиона человек. Таким образом, если объединить население Израиля и Палестины, общая численность населения составит 14,8 миллиона человек. Еврейская доля в этом совокупном населении оказывается меньшинством в 48% и насчитывает примерно 7,1 миллиона человек. Доля мусульман составляет 50%, то есть 7,4 миллиона человек, доля христиан - 1,5%, то есть 222 000, а другие (включая друзов и атеистов ) - 78 000, что составляет 0,5% населения по оценкам на 2022 год. [21]
Критика

Сценарий Исратина обычно подвергается критике со стороны большинства как израильтян , так и палестинцев . [ нужна ссылка ]
Критики с обеих сторон израильско-палестинского спора утверждают, что такое образование уничтожит права обоих обществ на самоопределение . [ нужна ссылка ]
Израильские евреи обычно полагают, что сценарий с одним государством сведет на нет статус Израиля как родины еврейского народа. Когда эта идея предлагается в качестве политического решения неизраильтянами (в отличие от постепенного сползания в исратинскую ситуацию в силу продолжающегося еврейского заселения Западного Берега), естественным предположением является то, что эта идея, скорее всего, выдвигается теми, кто политически мотивирован причинить вред Израиль. [22]
Большинство израильтян, в том числе израильские евреи, израильские друзы , большинство израильских бедуинов , многие израильские арабы-христиане и некоторые израильские арабы-мусульмане, опасаются последствий слияния с населением, которое может нести другую культуру, уровень секуляризма и уровень демократии. (Израильские друзы и бедуины служат в ЦАХАЛ , и между этими группами и палестинцами иногда возникают разногласия. [23] ) Критики заявляют, что существующий уровень прав и равенства для всех граждан Израиля будет поставлен под угрозу. [24] Кроме того, жители крупных израильских арабских населенных пунктов в Вади-Ара и Треугольнике , прилегающих к Западному Берегу, выразили яростное сопротивление присоединению их территорий к палестинскому государству в рамках обмена землями в соглашении об окончательном статусе и предположительно отреагировали бы аналогичным образом. на предложение исратинов, согласно которому они по умолчанию будут считаться скорее палестинцами, чем израильтянами.
Исследователи Ближнего Востока, в том числе бывший критик Израиля Бенни Моррис , утверждают, что решение с одним государством нежизнеспособно из-за нежелания арабов признать еврейское национальное присутствие на Ближнем Востоке. [25]
В опросе 580 израильтян , проведенном в 2007 году , 70% израильских евреев заявили, что поддерживают решение о создании двух государств . [26] Опрос 1319 палестинцев, проведенный в 2005 году , показал, что незначительное большинство жителей Западного берега и сектора Газа поддерживают решение о создании двух государств, основанное на границах 1967 года. [27]
См. также
Ссылки
- ^ «Исратина» . Официальный сайт Муаммара Каддафи . 2004. Архивировано из оригинала 1 апреля 2004 г.
- ^ «Исратинская Белая книга» . Нил ва Фурат . Архивировано из оригинала 1 мая 2020 года . Проверено 16 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Аль-Гатафи, Муаммар (2003). «Белая книга (ИСРАТИН)» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2008 года . Проверено 16 апреля 2008 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б Каддафи, Муаммар (21 января 2009 г.). «Решение единого государства» . Нью-Йорк Таймс . п. А33 . Проверено 22 января 2009 г.
- ^ «Каддафи говорит, что США должны стремиться к миру с бен Ладеном» . Интернэшнл Геральд Трибьюн . Ассошиэйтед Пресс. 21 января 2009 г. Архивировано из оригинала 25 января 2009 года . Проверено 22 января 2009 г.
- ^ «Каддафи призывает к единому государственному решению палестинской проблемы» . Аль Баваба . [ мертвая ссылка ]
- ^ «Одна государственная угроза – институт Реут» . www.reut-institute.org . Архивировано из оригинала 30 июня 2017 г. Проверено 17 октября 2009 г.
- ↑ Логика имплозии. Архивировано 2 февраля 2014 г. в Wayback Machine в Институте Реут.
- ↑ Опрос № 63 , проведенный JMCC. Архивировано 4 октября 2009 г., в Wayback Machine.
- ^ Ближневосточный консалтинг, ноябрь 2007 г.
- ^ Near East Consulting, февраль 2007 г.
- ↑ Опросы общественного мнения , проведенные JMCC. Архивировано 4 октября 2009 г., в Wayback Machine.
- ^ «Ольмерт газете «Гаарец»: решение о создании двух государств, или Израилю конец» , «Гаарец» , 29 ноября 2007 г.
- ^ «Призыв палестинского премьер-министра к «единому государству»» . Новости Би-би-си . 9 января 2004 года . Проверено 5 мая 2010 г.
- ^ « «Единая страна»: новая книга соучредителя EI Али Абунимы» . Электронная интифада . Архивировано из оригинала 3 октября 2009 года . Проверено 17 октября 2009 г.
- ^ Майкл Тарази. «Два народа, одно государство» . Глобальный политический форум . Архивировано из оригинала 20 октября 2008 года . Проверено 17 октября 2009 г.
- ^ Питер Хиршберг. «Пробуждение единого состояния» . Архивировано из оригинала 7 марта 2008 года . Проверено 17 октября 2009 г.
- ^ Макдиси, Сари (11 мая 2008 г.). «Забудьте о решении с двумя государствами» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 5 мая 2010 г.
- ^ «Арабские новости» . Арабские новости . Архивировано из оригинала 6 января 2016 года.
- ^ «Демография израильско-палестинского конфликта» . 13 октября 2022 г.
- ^ «Демографические вызовы миру для Израиля и Палестины» . 20 октября 2022 г.
- ^ «Вопросы и ответы; с Аланом Дершовицем» . «Джерузалем Пост» . Архивировано из оригинала 27 мая 2009 года . Проверено 17 октября 2009 г.
- ^ Грант, Линда (17 марта 2004 г.). «Сказки Тель-Авива» . Хранитель . Лондон . Проверено 5 мая 2010 г.
- ^ Решение с одним государством — несбыточная мечта Ynetnews .
- ↑ Джеффри Голдберг, «Нет точек соприкосновения», New York Times , 20 мая 2009 г.
- ^ «Опрос: 70% израильтян поддерживают пакт о двух государствах, 63% выступают против вывода войск с Голан» . Гаарец . 3 июля 2007 года. Архивировано из оригинала 12 мая 2008 года . Проверено 17 октября 2009 г.
- ^ «Опрос: большинство палестинцев сейчас поддерживают решение о создании двух государств» . Ближний Восток Прозрачный. Архивировано из оригинала 20 июля 2011 г. Проверено 17 октября 2009 г.
Библиография
- Абунима, Али , Одна страна, смелое предложение положить конец израильско-палестинскому тупику Нью-Йорк: Metropolitan Books, 2006 г. ISBN 978-0-8050-8666-9
- « Палестина – разделена или объединена? Дело о двунациональной Палестине перед Организацией Объединенных Наций » М. Райнера ; Лорд Сэмюэл ; Э. Саймон ; М. Смилянский ; Иуда Леон Магнес . Ихуд Иерусалим, 1947 год. Включает письменные и устные показания, представленные ЮНСКОП; Предложения IHud включают: политику, иммиграцию, землю, развитие (перепечатано Greenwood Press Reprint, Вестпорт, Коннектикут, 1983, ISBN 0-8371-2617-7 )
- Алан Дершовиц . Доводы в пользу мира : как можно разрешить арабо-израильский конфликт . Хобокен: John Wiley & Sons, Inc., 2005.
- Хаттис, Сьюзен Ли . Двунациональная идея в Палестине во времена мандата. Хайфа : Шикмона, 1970.
- « Начинающему лоялисту предоставлен доступ к работе Даяна », Washington Post , 14 ноября 1979 г.
- « Население Израиля », Фридлендер Д. и Гольдшайдер К. , Еврейский университет , 1980 г.
- « Пятнадцатилетнее успешное завоевание ранило душу Израиля », Washington Post , 6 июня 1982 г.
- « Демография в Земле Израиля в 2000 году », Софер А. , Хайфский университет , 1987 г.
- Пол Р. Мендес-Флор Земля двух народов: Мартин Бубер о евреях и арабах . Глостер , Массачусетс: Питер Смит, 1994.
- Рут Гэвисон , «Евреи и демократы? Ответ на дебаты об «этнической демократии», Израильские исследования , 31 марта 1999 г.
- Леон, Дэн . Двунационализм : мост через пропасть . Палестино-израильский журнал , 31 июля 1999 г.
- Тилли, Вирджиния . Решение о создании единого государства: прорыв к миру в израильско-палестинском тупике , University of Michigan Press, май 2005 г.
- Саид, Э. Конец мирного процесса: Осло и после него , Granta Books, Лондон: 2000 г.
- Прессман, Джереми, «Лучшая надежда – все еще?» Boston Review , июль/август 2009 г.
Внешние ссылки
- Поселенцы и палестинцы, предпочитающие двунациональное государство « Гаарец» . (на иврите)
- Предложение об альтернативной конфигурации в Палестине-Израиле в соответствии с Альтернативной палестинской повесткой дня.
- Израиль: Альтернатива Джадт Тони .
- одним государством, Решение с Вирджиния Тилли .
- одним государством, Решение с Даниэль Лазар .
- Что не так с программой единого государства? Хусейн Ибиш .
- Решение о создании единого государства — несбыточная мечта Рэя Ханании .
- : «Почему поддержка решения в виде единого государства не помогает палестинцам» Дэн Флешлер .