Свободные ВВС Франции
Возможно, эту статью придется переписать, Википедии чтобы она соответствовала стандартам качества . ( март 2019 г. ) |
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( февраль 2011 г. ) |
Свободные ВВС Франции | |
---|---|
Свободные ВВС Франции | |
![]() Бесплатный медальон ВВС Франции | |
Активный | 17 июня 1940 г. – 8 мая 1945 г. |
Страна | ![]() |
Тип | ВВС |
Роль | Воздушная война |
Размер | 900 (1941) |
Часть | ![]() |
Помолвки | Вторая мировая война |
Военно -воздушные силы Свободной Франции ( фр . Forces Aériennes Françaises Libres , FAFL) — авиационное подразделение Сил Свободной Франции во Второй мировой войне , созданное Шарлем де Голлем в 1940 году. Это обозначение прекратило свое существование в 1943 году, когда Силы Свободной Франции объединилась с генерала Жиро войсками . Однако это название все еще широко использовалось до освобождения Франции в 1944 году, когда они стали Французской воздушной армией . Боевой Анри Вален командовал ими с 1941 по 1944 год, затем остался командовать Воздушной армией.
Французская Северная Африка (1940–1943)
[ редактировать ]
17 июня 1940 года, за пять дней до подписания франко-германского перемирия вылетели первые 10 летчиков , из аэропорта Бордо-Мериньяк в Англию . Другие присоединились к генералу Шарлю де Голлю из Франции и Французской Северной Африки в период с июня 1940 по ноябрь 1942 года. Также был создан контингент добровольцев из стран Южной Америки, таких как Уругвай , Аргентина и Чили , поскольку чиновники Свободной Франции завербовали там лично. Численность ФАФЛ с 500 человек в июле 1940 года выросла до 900 к 1941 году, включая 200 летчиков. [ нужны разъяснения ] . Всего 276 таких летательных аппаратов дислоцировались в Англии , а 604 — на зарубежных театрах военных действий. Летом 1940 года генерал де Голль назначил тогдашнего военного полковника Анри Валена главнокомандующим ФАФЛ. Вален находился во французской военной миссии в Рио-де-Жанейро , Бразилия, во время своего назначения, и он должен был завершить свое задание там к февралю 1941 года. Ему потребовалось 45 дней, чтобы добраться до Лондона, чтобы встретиться с де Голлем, и только 9 В июле Вален официально вступил в должность, сменив временного командующего адмирала Эмиля Мюзелье .



Все самолеты FAFL были идентифицированы иначе, чем самолеты ВВС Франции Виши, которые продолжали использовать довоенный трехцветный знак. Чтобы отличить их верность от верности Виши Франции, Лотарингский крест - крест с двумя параллельными горизонтальными ветвями, нижнее плечо которых немного длиннее верхнего, - был символом Свободной Франции, выбранным Шарлем де Голлем. Крест можно было увидеть на самолетах FAFL в тех же местах, где знаки были на всех французских военных самолетах, то есть на фюзеляже, верхней и нижней поверхностях крыльев.FAFL была сформирована из одного «смешанного» подразделения в RAF Odiham 29 августа 1940 года под командованием коменданта (майора) Лионеля де Мармье . Одной из первых его задач была попытка убедить генерал-губернаторов колоний во Французской Западной Африке не подчиняться приказам правительства Виши и вместо этого присоединиться к Свободной Франции в их борьбе против держав оси .
Операция «Угроза» представляла собой план союзников, направленный либо на то, чтобы убедить Дакар присоединиться к делу союзников, либо захватить его силой. Де Голль считал, что это возможно. Среди принимавших участие подразделений была недавно сформированная FAFL Groupe de Combat Mixte (GMC) 1 под кодовым названием «Jam», состоящая из четырех эскадрилий, состоящих из бомбардировщиков Bristol Blenheim и Westland Lysander самолетов связи / наблюдения . Однако битва за Дакар закончилась неудачей. Порт остался в руках Виши, представители ФАФЛ были арестованы и заключены в тюрьму в Дакаре властями Виши, а репутация де Голля была подорвана.
Однако французские войска в Камеруне и Чаде во Французской Экваториальной Африке сплотились на стороне голлистов. Три отряда французских военно-воздушных сил, базировавшиеся в Форт-Лами (ныне Нджамена в Чаде), Дуале в Камеруне и Пуэнт-Нуаре в Конго , эксплуатировали смешанный набор самолетов Potez и Bloch , которые стали частью FAFL.
Но Габон оставался верным Виши, поэтому в середине-конце октября 1940 года эскадрильи FAFL отправились на фоторазведку и разбрасывание листовок. Первый бой между Виши и FAFL произошел 6 ноября 1940 года, когда два самолета ВВС Виши сразились с двумя Lysanders FAFL недалеко от Либревиля . Оба самолета получили повреждения, но вернулись на базу. Двумя днями позже первые летчики ФАФЛ были сбиты и взяты в плен. Через два дня после этого Либревиль был взят войсками армии Свободной Франции, так что самолеты FAFL теперь могли действовать с авиабазы, которую несколько дней назад использовали их противники. Французы считали боевые действия «гражданской войной», которую Свободная Франция выиграла , поскольку теперь Либревиль присоединился к делу голлистов. Это будет единственный раз, когда противоборствующие фракции на территории FEA будут открыто сражаться друг с другом.
Филипп де Отеклок , более известный под псевдонимом французского сопротивления «Леклерк», позже стал одним из самых известных генералов французской армии в истории и имел большие амбиции в Северной Африке. Но он часто обнаруживал полное непонимание того, что на самом деле могут сделать ВВС. Когда он хотел разбомбить удерживаемый итальянцами аэродром Куфра в Ливии , ему как ни в чем не бывало сказали, что эскадрильи не смогут выполнить столь важную задачу, особенно учитывая отсутствие у них опыта навигации по обширной пустынной территории. Реакция Леклера, основанная на его ярости по поводу отсутствия поддержки с воздуха во время немецкого вторжения во Францию, была ужасной, и отношения между ним и FAFL быстро ухудшились.
Миссия, выполненная недавно сформированной Бомбардировочной группой (GRB) 1 ( Лотарингия ), 1941 г., закончилась катастрофически 4 февраля 1942 г., когда из четырех Бленхеймов, посланных бомбить Куфру, вернулся только один – и то это было из-за неисправности двигателя. (Один из трех других самолетов был найден только в 1959 году.) 27 февраля «Свободная Франция» захватила аэродром Куфра, а через два дня вражеский гарнизон сдался. Леклерк, со своей стороны, по-прежнему считал авиацию своего рода придатком, имеющим настолько второстепенное значение, что с таким же успехом она могла бы вообще не поддерживать сухопутные войска.
После падения Франции в 1940 году появились французские летчики, которые были полны решимости продолжить борьбу против нацистской Германии. Некоторые присоединились к RAF, тогда как другие присоединились к FAFL. Те, кто вступил в RAF, сражались в вооруженных силах иностранного государства и формально нарушали французское гражданское законодательство. Их могли считать наемниками или флибустьерами или предъявить дезертирстве военному трибуналу обвинение в . 15 апреля 1941 года де Голль издал официальное заявление, в котором потребовал, чтобы французские граждане, состоящие в Королевских ВВС, подали заявление о повторном включении в FAFL до 25 апреля 1941 года. Любой персонал, осуществляющий перевод, будет освобожден от любых правонарушений. [2] Не весь французский персонал подчинился этому постановлению. Некоторые из тех, кто покинул Сирию и Ливан, специально сделали это, чтобы присоединиться к Королевским ВВС и выступали против де Голля. Королевские ВВС рассматривали возможность предоставления этим людям британского гражданства, чтобы не отталкивать их. Хотя у FAFL определенно было некоторое количество экипажей (некоторые из которых перелетели к союзникам), она была ослаблена нехваткой наземного персонала и запасных частей для машин французского производства. Хотя весь экипаж GRB 1 был французским, наземный экипаж изначально состоял из британских летчиков. [3] Прибытие на Ближний Восток бывшей наземной бригады Aeronavale с Таити в июле 1941 года было расценено как усиление обслуживающего персонала FAFL. [4]
Группа Бретань была сформирована 1 января 1942 года с определенными целями: построенные в США самолеты Мэриленда должны были выполнять задачи дальней разведки, миссии непосредственной поддержки Лисандров, а также задачи связи и транспортировки Потеза. Однако только 3 марта были осуществлены первые оперативные вылеты из Уйг-эль-Кебира, который был захвачен лишь накануне. Однако уже на следующий день «Лисандр» разбился при посадке, ранив пилота, которого пришлось эвакуировать в госпиталь. 7 марта FAFL добилась определенного успеха, когда несколько «Лисандров» успешно уничтожили три вражеских самолета на земле в Ум-эль-Аранеле; одного из них преследовал итальянский истребитель, но ему удалось вернуться на базу, хотя и получил значительные повреждения.
Большую часть 1942 года Бретанская группа концентрировалась в основном на связных и тренировочных полетах, однако поздней осенью Леклерк хотел рассчитывать на поддержку FAFL наземных наступлений против итальянцев после победы 8-й британской армии над Африкой. Корпус во Второй битве при Эль-Аламейне и англо-американском вторжении в Марокко во время операции «Факел» . Однако отсутствие сотрудничества между генеральным штабом Леклерка, базирующимся в Алжире, и союзниками, казалось, указывало на борьбу за власть между ним и де Голлем, поскольку последний командовал силами Свободной Франции в Лондоне. Хотя самолеты FAFL из эскадрильи «Ренн» Бретанской группы действительно вступали в бой с итальянскими войсками в конце 1942 — начале 1943 года, проблемы как с вооружением, так и с самими самолетами (в основном неисправности двигателей, приводившие к вынужденным посадкам) препятствовали усилиям FAFL. летные экипажи. 23 января 1943 года стало свидетелем падения Триполи – и окончания воздушной войны для Группы .
Англо-американская высадка в Северной Африке в ноябре 1942 года стала отправной точкой возрождения французских ВВС, благодаря выделению президентом США Франклином Д. Рузвельтом 1000 самолетов, и французы начали получать самолеты американского производства. для пополнения своих эскадрилий. GCII/5 было первым организованным подразделением, первоначально состоявшим из одной эскадрильи истребителей P-40 Tomahawk , приобретенных у ВВС США из-за его связей с эскадрильей Лафайет во время Первой мировой войны. Действуя с передовой базы в Телепте, Тунис , две эскадрильи GCII/5 сражались вместе с американскими частями при очистке Северной Африки от сил Оси в 1943 году.
1 июля 1943 года Алжире базирующийся в генеральный штаб Armée de l'Air (получивший приказы от де Голля и генерала Жиро ) и генеральный штаб FAFL были объединены и переданы под командование генерала Буската. Он провел реорганизацию французских ВВС, включив в нее все элементы бывшей французской армии Виши в Северной Африке и FAFL. Эти силы включали около двадцати различных групп, оснащенных в основном Dewoitine D.520, LeO 45, бомбардировщиками Glenn Martin , разведывательными самолетами Bloch MB.175, а также набором транспортных самолетов Amiots, Farmans и Potez 540.
Одна эскадрилья, две личности: GC 2/7 (326-я эскадрилья «Ницца») (1943–1945).
[ редактировать ]

Всего под эгидой союзников (не только в Северной Африке, но также на Сицилии и Корсике) находилось девять истребительных группировок FAFL, три из которых были обозначены как истребительные эскадрильи RAF, а именно № 326 (« Ницца »), 327-я (« Корс ») и 328-я (« Прованс ») эскадрильи, а также другие подразделения, имеющие аналогичные названия в честь регионов метрополии Франции: Руссильон, Шампань, Наварра, Лафайет, Дофине и Арденны. Аналогичным образом существовало шесть бомбардировочных групп (Бретань, Марок, Гасконь, Бургундия, Сенегал и Франш-Конте), одна разведывательная группа (Бельфор) и одна транспортная группа (Анжу).
После расформирования французской морской авиации Виши вторая эскадрилья боевой истребительной группы GC II/7 приняла в свои ряды несколько морских летчиков. В марте 1943 года он получил свой первый британский самолет; Истребители Supermarine Spitfire Mk.Vb. Когда в августе GC II/7 была расформирована, эскадрилья получила два обозначения – одно французское, другое британское – в силу того, что в ее состав входили как французские, так и британские пилоты. В то время как британцы обозначили подразделение № 326-й эскадрильи Королевских ВВС, французы знали свою эскадрилью как GC 2/7, хотя она была прикреплена к 345-му крылу Средиземноморских союзных прибрежных ВВС (MACAF). Его первым заданием в качестве GC 2/7 была вооруженная разведка 30 апреля 1943 года, во время заключительного этапа войны в Северной Африке, когда Люфтваффе практически исчезло, но наземные зенитные подразделения все еще оставались. К 13 мая немцы капитулировали в Северной Африке, и GC 2/7 к тому времени совершил 42 вылета, совершив 296 боевых вылетов. 18 июня эскадрилья заменила свои «Спитфайры» Mk.Vb на более боеспособный вариант Mk.IX, изначально созданный для борьбы с немецкими истребителями. Focke-Wulf Fw 190 , экземпляр которого был зачислен в состав GC 2/7 всего семь дней назад.
Сентябрь 1943 года стал свидетелем участия GC 2/7 в освобождении Корсики , заявив, что семь вражеских самолетов были уничтожены из-за потери двух своих пилотов. 27-го числа эта эскадрилья вместе с GC 1/3 имела честь стать первым подразделением Armée de l'Air , дислоцированным на французской земле, после роспуска французских ВВС Виши в декабре прошлого года, когда они оккупировали аэродром Аяччо-Кампо-дель-Оро. В обязанности эскадрильи, которая теперь входит в состав 332-го крыла, входили патрулирование самого острова Корсика, перехват немецких бомбардировщиков, атакующих остров, защита конвоев союзников, пересекающих Средиземное море, нападения на немецкие корабли, стоящие у стоянок в итальянских портах, а с января 1944 г. , сопровождение бомбардировщиков USAAF, атакующих цели в Италии. С весны 1944 года GC 2/7 будет участвовать как в обстрелах, так и в бомбардировках с пикирования по наземным целям в прибрежных районах западной Италии, а также на острове Эльба , известном как место временной ссылки Наполеон в 1814 году перед побегом.
Наконец, в сентябре 1944 года GC 2/7 оказался в самой метрополии Франции и получил задание того же типа, что и над Италией. Однако его командир капитан Жорж Валентин был сбит зенитной артиллерией над Дижоном 8-го числа, а другой, капитан Готье, был сбит неделей позже, только ему удалось добраться до Швейцарии, откуда, будучи интернированным, он «сбежал». чтобы вернуться в свое подразделение. По мере того как линия фронта продвигалась на восток, к территории Рейха , GC 2/7 направился в Люксей, откуда в ходе вылетов в начале октября было подтверждено уничтожение четырех вражеских самолетов, а еще один считался «вероятным». В канун Рождества GC 2/7 сопровождал бомбардировщики B-26. «Около 20» истребителей противника атаковали строй, и GC 2/7 заявил, что четыре из них уничтожены, но при этом французы потеряли одного из своих пилотов.
GC 2/7 часто вступал в стычки с противником по мере продвижения союзников дальше вглубь нацистской Германии – в том числе 22 марта 1945 года были замечены два реактивных истребителя Messerschmitt Me 262 , которые были слишком быстрыми для «Спитфайров» с поршневыми двигателями. 14 апреля шестнадцать самолетов эскадрильи сопровождали Lockheed F-5, когда они были перехвачены смешанным строем из Bf 109 и Fw 190, на двоих из которых претендовали пилоты GC 2/7, однако один пилот был сбит и стал – на тот короткий период, пока еще продолжалась война в Европе – пленник. К моменту окончания войны 8 мая GC 2/7 с момента своего формирования двумя годами ранее совершил чуть более 7900 боевых вылетов.
Красная Звезда: полк Нормандия-Неман, сражавшийся на стороне Советского Союза (1942–1945).
[ редактировать ]Через шесть месяцев после вторжения немцев в СССР переговоры, направленные на более тесное сотрудничество между Свободной Францией и Советским Союзом, привели к созданию специально созданной эскадрильи, первоначальное ядро которой состояло из двенадцати летчиков-истребителей, отправленных на восток. Группа де Шасс GC 3 «Нормандия» была официально провозглашена де Голлем 1 сентября 1942 года под коменданта командованием Пуликена. Механиков, пилотов и технику переправили железнодорожным и воздушным транспортом через Тегеран в Баку (ныне столица Азербайджана ). Период обучения на Як-7 завершился к середине февраля 1943 года, когда комендант Жан Тюлан принял командование группой , которая 22 марта 1943 года наконец направилась на фронт.
Первый поход ГК-3, оснащенный истребителями Як-1, продолжался до 5 октября и охватывал территорию России между Полотняни-Заводом и Слободой/Моностирчиной. После первой воздушной победы над Fw 190 5 апреля количество голосов резко возросло, и эскадрилья оказалась в центре внимания советской пропаганды, настолько, что генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель (который был казнен в 1946 году после Нюрнбергского процесса ) постановил, что любой французский пилот захваченный будет казнен.
В эскадрилье случилась трагедия, когда 17 июля после боя 17 июля был объявлен пропавшим без вести богато украшенный Туласн, что потребовало от коменданта Пьера Пуяда принять командование. Несмотря на потерю, GC 3 начал получать множество наград и наград советских частей, а также французских. 11 октября де Голль присвоил группе звание « Компаньон де ла Освобождение» . К тому времени, когда GC 3 перебазировался в Тулу 6 ноября 1943 года, в живых осталось только шесть пилотов из группы , которая с момента вступления в боевые действия одержала 72 воздушные победы.
была расширена В 1944 году группа до полка , к его рядам присоединилась четвертая эскадрилья . После завершения обучения в Туле на более совершенных истребителях Як-9Д новый полк вернулся на линию фронта для своей второй кампании. Это продолжалось до 27 ноября и охватывало территорию между Дубровкой (в России) и Гросс-Кальвейхеном (в Восточной Пруссии, Германия). Именно во время этой кампании Иосиф Сталин разрешил полку называть себя «Нормандия-Неман» в знак признания его участия в боях за освобождение реки с таким названием. 16 октября, в первый день нового наступления на Восточную Пруссию , самую восточную часть родной территории Рейха , летчики полка без потерь уничтожили 29 самолетов противника. К следующему месяцу полк уже базировался на Рейха территории . К концу года Пуяда освободили от командования полком, и он вместе с другими пилотами-ветеранами вернулся во Францию.
14 января 1945 года полк «Нормандия-Неман» начал свою третью кампанию (от Допенена до Хайлигенбайля), сосредоточившись в восточно-прусской части Германского рейха , пока о победе на востоке не было официально объявлено 9 мая, на следующий день после Дня Победы в западная Европа. К этому дню полк сбил 273 самолета противника, получил множество наград и наград. Сталин выразил свою благодарность полку, предложив Франции Як-3, на которые летчики вернулись, встречая героев в Париже 20 июня 1945 года.
Таким образом, полк стал единственной воздушной боевой группой из западноевропейской страны (не считая кратковременного вмешательства № 151 Wing RAF при поставке в Россию Hawker Hurricanes), участвовавшей в войне на Восточном фронте. Его флаг нес свидетельство боевого опыта с такими названиями, как Брянск, Орел, Ельня, Смоленск, Кенигсберг (позже переименованный Советским Союзом в Калининград ) и Пиллау. Он получил следующие награды: от Франции — кавалера Почетного легиона , Креста освобождения , Военной медали , Военного креста с шестью пальмами ; от СССР он получил орден Красного Знамени и орден Александра Невского , между двумя орденами имеется одиннадцать наград.
Самолет держав оси, захваченный Силами Свободной Франции
[ редактировать ]Самолеты Свободных ВВС Франции
[ редактировать ]- Airspeed Oxford Mk.II Тренажер
- Амиот 143М Бомбардировщик
- Авро Ансон Бомбардировщик/тренировочный самолет
- Avro York VIP транспорт
- по Beechcraft Model 18 Представитель/тренер
- Bell P-39D «Аэрокобра» Истребитель
- Bell P-63A «Кингкобра» Истребитель
- Блох MB.131 Бомбардировщик
- Блох MB.174 разведывательный
- Блох MB.175 Бомбардировщик
- Boeing B-17 Flying Fortress — как транспорт
- Bristol Blenheim Mk.IV и Mk.V Легкий бомбардировщик
- Кодрон C.270 Люсоль , связной
- Caudron C.400 Фален Связь
- Caudron C.445 Goeland Транспорт
- Caudron C.600 Aiglon Связь
- Caudron C.630 Simoun Транспорт
- Caudron C.714 Cyclone Истребитель
- Cessna UC-78 Bobcat Связь
- PBY Catalina Консолидированный патрульный бомбардировщик
- Канлифф-Оуэн OA.1 Транспорт
- Curtiss Hawk 75 Истребитель
- Curtiss P-40E/F/N Истребитель
- de Havilland DH.80 Puss Moth Связь
- de Havilland DH.82 Tiger Moth Учебно-тренировочный самолет
- Девуатин D.520 Истребитель
- Пикирующий бомбардировщик Дуглас А-24 /SBD
- Дуглас DB-7 Средний бомбардировщик
- Дуглас Бостон Средний бомбардировщик
- Фарман F.222 BN5 Бомбардировщик
- Хэндли Пейдж Галифакс Тяжелый бомбардировщик
- Хоукер Харрикейн Мк. IIC истребитель
- Лиоре и Оливье ЛеО 451 Бомбардировщик
- Lockheed Model 12 Electra Junior Транспортный самолет
- Локхид Хадсон Патрульный бомбардировщик
- Lockheed F-5A/B Lightning Фоторазведчик
- Lockheed PV-1 Ventura Патрульный бомбардировщик
- Мартин 167 Бомбардировщик
- Мартин 187 Балтимор Бомбардировщик
- Martin B-26B/G Marauder Средний бомбардировщик
- Morane-Saulnier MS230 Тренажер
- Morane-Saulnier MS315 Тренажер
- Моран-Сольнье MS406 Истребитель
- Североамериканский учебно-тренировочный самолет НАА-57
- Североамериканский средний бомбардировщик B-25C/H Mitchell
- Североамериканский фоторазведчик F-6C Mustang
- Пайпер L-4 Связь
- Потез 25 наблюдение
- Переместить 29 транспорт
- Переместить 540 транспорт
- Потез 63.11 разведывательный
- Переместить 650 транспорта
- P-47D Thunderbolt Республиканский истребитель-бомбардировщик
- Supermarine Spitfire LFMk.VB и VC Истребитель
- Supermarine Walrus Спасательная амфибия
- Универсальная связь L-7
- Стинсон-105 "Вояджер" Связной
- Vultee BT-13 Valiant Тренажер
- Vultee A-35 Vengeance Пикирующий бомбардировщик
- Vickers Wellington Вариант морского патруля
- Westland Lysander Mk.III Связь с
- Yakovlev Yak-1 & 1M fighter
- Yakovlev Yak-3 fighter
- Yakovlev Yak-7 B fighter
- Yakovlev Yak-9 & 9T fighter
- FAFL отметил Spitfire (GC Ile de France/ № 341-й эскадрильи RAF ) в парижском музее Ле Бурже .
- Французский Як-3 от ГК Нормандия-Неман.
- Французский Девуатин D.520.
- Французский P-47D Thunderbolt (GC II/5 LaFayette).
- GB II/20 Бретань Мартин B-26 Мародер.
- Моран-Солнье MS406 FAFL GC II/5 Лафайет.
Известные пилоты
[ редактировать ]- Марсель Альберт
- Пьер Клостерманн Самый результативный ас авиации Свободной Франции в Западной Европе, одержавший 33 победы.
- Ромен Гэри
- Пьер Ле Глоан Пилот-истребитель, летавший в составе ВВС Франции Виши в Северной Африке.
- Франсуа де Лабушер
- Пьер Мендес Франция
- Рене Мушотт
- Антуан де Сент-Экзюпери Пилот-разведчик в Северной Африке после 1943 года.
- Бернар В.М. Шайдхауэр , единственный француз, сбежавший из нацистского лагеря для военнопленных Шталаг Люфт III ; убит гестапо в марте 1944 года.
См. также
[ редактировать ]- Список французских десантников
- Нормандия-Неман
- Бесплатный французский полет
- Свободная французская военно-морская авиация
- Франция во время Второй мировой войны
- Свободные французские силы
- Французское сопротивление
- Список военных самолетов Франции
- Список самолетов Armée de l'Air времен Второй мировой войны
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Силы Свободной Франции (1940-1944) на сайте Fivestarflags.com
- ^ AIR 23/1461, лист 14, доступ в Национальном архиве, Кью.
- ↑ AIR 29/895 доступен в Национальном архиве, Кью.
- ↑ AIR 8/371 доступен в Национальном архиве, Кью.
Источники
[ редактировать ]- Эренгардт, Кристиан-Жак (2000), Лотарингский крест на Чаде: Лизандры Свободной Франции , в выпуске № 13 Aéro-Journal (июнь – июль 2000 г.), Aéro-Editions SARL , Fleurance, стр. 4–16 (печатное издание на французском языке)
- Эренгардт, Кристиан-Жак (2003), Le GC II/7 (2-я часть 1940–1945): GC 2/7 Nice (326-я эскадрилья) , в Aéro-Journal выпуске № 32 (август – сентябрь 2003 г.), Aéro- Издания SARL , Fleurance, стр. 66–70 (печатное издание на французском языке)
- Вейон, Жан (апрель 2003 г.). «Генеральский самолет: 17 июня 1940 года». Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (401): 53–59. ISSN 0757-4169 .