Североамериканский NA-16
НА-16/БТ-9/Нью-Джерси-1 Harvard I/NA-57/Sk 14 | |
---|---|
![]() | |
NA-16-2A/NA-42 "FAH-21" выставлен снаружи в Музее авиации Гондураса в Тонконтине. | |
Роль | Тренер |
Производитель | Североамериканская авиация |
Первый полет | 1 апреля 1935 г. |
Статус | ушедший на пенсию |
Основные пользователи | Воздушный корпус армии США Королевские ВВС Австралии Шведские ВВС Французские ВВС |
Произведено | 1935-1939 годы |
Количество построенных | 1,935 |
Варианты | Североамериканский БТ-9 САС Виррауэй |
Развитый в | Североамериканский Т-6 Техасец Североамериканский Р-64 |
North American Aviation NA-16 — первый учебно-тренировочный самолет, построенный компанией North American Aviation , и положил начало линейке близкородственных североамериканских учебно-тренировочных самолетов, которые в конечном итоге насчитывают более 17 000 экземпляров, в частности семейство T-6 Texan .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
10 декабря 1934 года Джеймс Ховард «Датч» Киндельбергер , Джон Л. «Ли» Этвуд и Х.Р. Рейнор набросали технические характеристики NA-16. Ключевой характеристикой продвинутого тренажера был закрытый купол. [ 1 ]
НА-16 — семейство родственных одномоторных низкопланов с тандемными сиденьями. [ 2 ] Варианты могли иметь открытую кабину (прототип и НА-22) или находиться под стеклянной оранжереей, закрывающей обе кабины. [ 3 ] В некоторых вариантах задняя часть фонаря могла открываться, чтобы наводчик мог вести огонь назад. [ 4 ] В зависимости от предпочтений заказчика могли быть установлены различные радиальные двигатели воздушного охлаждения , в том числе Wright Whirlwind , Pratt & Whitney Wasp и Pratt & Whitney Wasp Junior различной мощности. [ 5 ] Фюзеляж был построен из стальных труб и обычно покрыт тканью; однако более поздние версии имели алюминиевый монокок. [ 6 ]
При разработке конструкции была сделана растяжка на шесть дюймов за счет перемещения рудерпоста на корму. [ 7 ] Многие версии имели фиксированное шасси, но более поздние версии могли иметь убирающееся шасси, установленное в расширенном центроплане крыла (который мог иметь встроенные топливные баки или нет). [ 8 ] Большинство из них имели прямую заднюю кромку на внешнем крыле, в то время как у некоторых задняя кромка крыла была слегка сдвинута вперед в попытке решить проблему сваливания и вращения. [ 9 ] Использовалось несколько разных рулей направления: ранние образцы имели круглый контур, промежуточные образцы имели квадратное дно руля направления (Гарвард I) и поздние примеры использовали треугольный руль направления серии АТ-6 из-за потери управления на больших углах. нападения с ранними типами. [ 10 ] Горизонтальное и вертикальное оперение изначально было покрыто гофрированным алюминием, но более поздние образцы имели гладкую кожу, а на более поздних версиях горизонтальный стабилизатор был увеличен по хорде возле его законцовок. [ 11 ]
NA-16 впервые поднялся в воздух 1 апреля 1935 года Эдди Алленом . Версия NA-16 с закрытой кабиной была передана в Воздушный корпус армии США для эксплуатационных испытаний в качестве базового учебно-тренировочного самолета 27 мая 1935 года. [ 12 ] Армия приняла учебно-тренировочный самолет в производство, но с некоторыми изменениями в деталях, включая более крупный двигатель и модификации обтекаемого шасси. Модифицированный NA-16 был переименован в North American в NA-18 , а серийные образцы поступили на вооружение Воздушного корпуса как North American BT-9 (NA-19). Воздушный корпус армии США заказал 42 БТ-9, оснащенных двигателем Wright R-975 Whirlwind , и 40 БТ-9А, которые могли быть вооружены калибром .30. Пулеметы Браунинг М-1. В 1936 году был размещен заказ на 117 БТ-9Б без вооружения. Всего было построено 67 БТ-9С (НА-29) с тем же двигателем Р-975-7. [ 1 ] : 20–21, 29–31, 33, 36, 214 Подобные самолеты продолжали продаваться за пределами США под обозначением NA-16. [ 13 ]
К моменту вступления США во Вторую мировую войну ВВС США построили 1631 самолет серии Н-16. Из этого общего числа 1043 были предназначены для зарубежных стран, а остальные - для авиакорпуса и военно-морского флота армии США. [ 1 ] : 73
Зарубежные разработки
[ редактировать ]- Австралия
В период с 1939 по 1946 год корпорация Commonwealth Aircraft Corporation произвела 755 единиц модифицированной версии NA-16-2K (NA-33), известной там как Wirraway . [ 14 ] Всего было построено 40 самолетов CA-1 (Wirraway I), 60 самолетов CA-3, 32 самолета CA-5, 100 самолетов CA-7, 200 самолетов CA-8, 188 самолетов CA-9 и 135 самолетов CA-16. CA-16 назывались Wirraway III, а предыдущие модели назывались Wirraway II. [ 1 ] : 53–56
- Аргентина
Опыт эксплуатации NA-16-4P и ухудшение политических отношений с США привели к локальному развитию I.Ae. ДЛ 21, имевший конструкцию фюзеляжа НА-16; однако его оказалось слишком сложно производить. В результате совершенно новая конструкция ( I.Ae. DL 22 вместо этого была создана ); он имел аналогичную конфигурацию, но отличался конструктивно и оптимизирован под доступные материалы. [ 15 ]
- Япония
NA-16-4RW и NA-16-4R послужили вдохновением для разработки Kyushu K10W , когда Императорский флот Японии поручил Кюсю разработать нечто подобное. [ 16 ] Получившийся самолет мало чем был обязан NA-16, однако разведка союзников увидела так мало экземпляров, что ошибка не была исправлена, а на некоторых рисунках показан модифицированный NA-16. [ 16 ]
Варианты
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2014 г. ) |

В список включены самолеты, построенные специально под обозначением NA-16 для экспорта, а также аналогичные самолеты, построенные для использования вооруженными силами США.
- НА-16
- Один для Воздушного корпуса армии США (USAAC) (испытания) был преобразован в серии NA-18 и BT-9 .
- на базе Wright R-975 Whirlwind
Когда North American NA-16 был впервые задуман, для его конструкции предназначалось пять различных ролей, получивших обозначения от NA-16-1 до NA-16-5 : [ 17 ]
- НА-16-1
- Двухместный самолет общего назначения - ставший Harvard I. [ 18 ]
- НА-16-2К
- Двухместный истребитель — производился по лицензии в Австралии как CAC Wirraway . [ 19 ]
- НА-16-3
- Двухместный легкий ударный бомбардировщик. Первым самолетом этой категории стал убирающийся шасси НА-26. [ 20 ] который превратился в NA-36 ( BC-1 ). обтянутый тканью фюзеляж заменили цельнометаллическим монококом Для создания НА-44 . [ 21 ] который послужил основой для линейки легких ударных бомбардировщиков, усовершенствования которых привели к созданию АТ-6 . [ 22 ]
- НА-16-4
- Усовершенствованный учебно-тренировочный самолет - стал БТ-9 для USAAC, который обеспечил основную часть раннего производства. Усовершенствование БТ-9 с более длинным фюзеляжем с металлической обшивкой, как на NA-44, привело к созданию NA-64 (Йель) , а улучшенные крылья привели к созданию BT-14 .
- НА-16-5
- Одноместный истребитель - хотя это обозначение никогда не использовалось, он стал NA-50 для Перу , а позже NA-68 , который ограниченно использовался USAAF как P-64 . [ 23 ]
- БТ-9 (НА-19)
- 42 построено для USAAC - небольшие изменения по сравнению с NA-18, новый фонарь.
- на базе Wright R-975 Whirlwind
- БТ-9А (НА-19А)
- 40 построено для USAAC - Вооружены БТ-9 с одним капотным орудием, одним задним гибким орудием и модифицированным фонарем.
- на базе Wright R-975 Whirlwind
- НА-16-2Н (НА-20)
- Один построен для испытаний, продан Гондурасу (FAH).
- на базе Wright R-975 Whirlwind
- НА-22
- Один был построен для испытаний USAAC, но был отклонен как слишком слабый. Открытая кабина, как у раннего NA-16, и кольцо Тауненда на двигателе.
- на базе Wright R-760 Whirlwind
- БТ-9Б (НА-23)
- 117 построен для USAAC - без вооружения, с фиксированной задней частью фонаря.
- на базе Wright R-975 Whirlwind
- БТ-9Д (НА-23)
- Один модифицированный БТ-9В для USAAC - прототип БТ-14 с новыми внешними крыльями, фонарем Гарвардского типа, удлиненным фюзеляжем с тканевой обшивкой, треугольным рулем направления и измененными деталями.
- на базе Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior
- НА-16-3 Базовый боевой демонстратор (НА-26)
- Один вооруженный демонстратор и первый вариант с убирающейся ходовой частью в конечном итоге были проданы RCAF , которые модифицировали его с использованием деталей Йельского и Гарвардского университета.
- на базе Pratt & Whitney R-1340 Wasp
- НА-16-2Н (НА-27)
- Один вооруженный демонстратор продан Королевским ВВС Нидерландов - не такой, как предыдущий NA-16-2H.
- на базе Pratt & Whitney R-1340 Wasp
- ИД-1 (НА-28)
- 40, построенный по спецификациям ВМС США, с усовершенствованным учебно-тренировочным самолетом БТ-9Б с фиксированным шасси.
- на базе Pratt & Whitney R-1340 Wasp
- БТ-9С (НА-29)
- 66 построено для USAAC - БТ-9А с небольшими изменениями.
- на базе Wright R-975 Whirlwind
- Y1BT-10 (НА-29)
- Один построен для USAAC - BT-9 с двигателем большего размера, похожим на USN NJ-1, но с вооружением и деталями установки двигателя.
- на базе Pratt & Whitney R-1340 Wasp
- БТ-10(НА-30)
- Отменено производство версии Y1BT-10 для USAAC.
- на базе Pratt & Whitney R-1340 Wasp
- NA-16-4M (NA-31)
- 138 построен для шведской компании Flygvapnet как Sk 14 / Sk 14A . Sk 14N испытал носовое колесо для SAAB 21 .
- на базе Wright R-975 Whirlwind (Sk 14) или Piaggio P VII C (Sk 14A)
- НА-16-1А (НА-32)
- Один был построен для Королевских ВВС Австралии, но от него отказались в пользу NA-16-2K с фиксированным шасси, аналогичного Y1BT-10.
- на базе Pratt & Whitney R-1340 Wasp
- НА-16-2К (НА-33)
- 756 для Королевских ВВС Австралии в Австралии с местными улучшениями, как CAC Wirraway.
- на базе Pratt & Whitney R-1340 Wasp
- NA-16-4P (NA-34)
- 29 построено для Аргентины (армейская авиация) - первый крупный экспортный заказ (предыдущие заказы включали лицензионное производство).
- на базе Wright R-975 Whirlwind
- НА-16-4Р (НА-37)
- Один построен для Императорского флота Японии как демонстратор технологий KXA-1 с неподвижным В/Ц и трехлопастным винтом.
- на базе Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior
- НА-16-4 (НА-41)
- 35 построено для Китая (RoCAF) - фиксированное шасси, фюзеляж с тканевой обшивкой.
- на базе Wright R-975 Whirlwind
- НА-16-2А (НА-42)
- Два построены для Гондураса (FAH).
- на базе Pratt & Whitney R-1340 Wasp
- НА-16-1Г (НА-43)
- Предназначен для Бразилии (армия), но заказ отменен. Должен был быть похож на БТ-9С.
- на базе Wright R-975 Whirlwind
- НА-44
- Вооруженный демонстратор компании продан в Канаду. Обозначение повторно использовалось для AT-6, проданных в Бразилию (NA-72) и Чили (NA-74).
- с двигателем Wright R-1820 Cyclone .
- НА-16-1ГВ (НА-45)
- Три построены для Венесуэлы (FAV), аналогичны USAAC NA-36 BC-1, но с круглым рулем направления и бомбодержателями под центропланом крыла.
- на базе Pratt & Whitney R-1340 Wasp
- НА-16-4 (НА-46)
- 12 построено для ВМС Бразилии.
- на базе Wright R-975 Whirlwind
- НА-16-4РВ (НА-47)
- Один построен для Императорского флота Японии как демонстратор технологий KXA-2, аналогичный NA-16-4R, но с меньшим двигателем.
- на базе Wright R-975 Whirlwind
- НА-16-3С (НА-48)
- 15 построено для Китая (RoCAF) - убирающееся шасси, фюзеляж с тканевой обшивкой.
- на базе Pratt & Whitney R-1340 Wasp
- НА-16-1Э (НА-49/НА-61)
- 430 для Королевских ВВС и Королевских ВВС Канады как Harvard I с новым фонарем и квадратным рулем направления. Также используется в Южной Африке и Южной Родезии.
- на базе Pratt & Whitney R-1340 Wasp
- НА-16-4 (НА-56)
- 50 построено для Китая (RoCAF). Совершенно новый дизайн с более длинным металлическим фюзеляжем, треугольным рулем направления и более поздним крылом в стиле Т-6. По сути, это БТ-14 с двигателем АТ-6 Р-1340 и фонарем.
- на базе Pratt & Whitney R-1340 Wasp
- НА-57
- 230 улучшенных NA-23 для Франции как NAA 57-P-2 , большая часть которых захвачена и использовалась Германией, некоторые остались у Виши, Франция.
- на базе Wright R-975 Whirlwind [ 24 ]
- НА-16-3 (НА-71)
- Три построены для Венесуэлы (FAV)
- на базе Pratt & Whitney R-1340 Wasp
- И.Ае. ДЛ 21
- Аргентинская версия , включающая фюзеляж NA-16-1 с крыльями местной разработки. Отклонено в пользу И.Аэ. 22 DL , оригинальная конструкция от Fabrica Militar de Aviones (FMA).
Операторы
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2014 г. ) |
- Королевские ВВС Австралии (RAAF) (образцы для лицензионного производства)
- Воздушная служба Императорского флота Японии (IJNAS) (2 примера только для оценки)
Выживший самолет
[ редактировать ]- Единственным сохранившимся экземпляром NA-16 американской постройки является NA-16-2A/NA-20 «FAH-21», выставленный в Гондурасском музее авиации в Тонконтине . [ 25 ]
- Шведский NA-16-4M (местное обозначение Sk 14) был построен на базе бывшего RAAF CAC Wirraway (серийный номер A20-223) с дополнительными деталями от бывшего RCAF North American NA-64 Yale и выставлен на выставке Музей ВВС Швеции . [ 26 ]
- CAC Wirraway (первоначально NA-16-2K) был сначала модифицирован в соответствии с британскими стандартами и оборудованием, затем более поздние модели еще больше отличались от NA-16 в мелких деталях, таких как установка тормозов для пикирования и т. д. Единственный сохранившийся CA-1 Wirraway - это A20-10, восьмой серийный самолет Wirraway, построенный по лицензии NA-16-2K и хранящийся в Австралийском национальном музее авиации . [ 27 ] Десять самолетов Wirraway внесены в реестр гражданских самолетов Австралии. [ 28 ] Дополнительные примеры (в Австралии, если не указано иное) находятся в Музее авиации Темора , Австралийском национальном музее авиации , Музее авиационного наследия , Музее Виктории, Музее авиации Квинсленда, Музее RAAF (хранится) и Fantasy of Flight (Флорида - хранится).
Технические характеристики (НА-16)
[ редактировать ]Общие характеристики
- Экипаж: два
- Длина: 27 футов 7 дюймов (8,41 м)
- Размах крыльев: 42 фута (13 м)
- Профиль профиля : корень : NACA 2215 ; Совет : NACA 2209. [ 1 ] : 13
- Пустой вес: 3078 фунтов (1396 кг)
- Силовая установка: 1 радиальная с воздушным охлаждением Wright R-975 Whirlwind , мощностью 400 л.с. (300 кВт).
- Гребные винты: 2-лопастные Hamilton Standard
Производительность
- Максимальная скорость: 170 миль в час (270 км/ч, 150 узлов)
- Диапазон: 700 миль (1100 км, 610 миль)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- Североамериканский БТ-9 [ 29 ]
- Североамериканский BC-1 [ 3 ]
- Североамериканский А-27 [ 30 ]
- Североамериканский Т-6 Техасец [ 12 ]
- Североамериканский Р-64 [ 31 ]
- САС Виррауэй [ 14 ]
- И.Ае. 21 дл. [ 15 ]
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- CAC Уокетт
- Кертисс-Райт CW-22/SNC
- Флит Форт
- ФМА И.Ае. 22 DL [ 15 ]
- Кюсю K10W1 [ 16 ]
- Майлз Мартине
- Майлз Мастер
- В.Л. Пырь
- Вулти БТ-13 Доблестный
Связанные списки
- Список военных самолетов США
- Список обозначений самолетов ВМС США (до 1962 г.)
- Список самолетов Королевских ВВС
- Список самолетов ВВС Канады
- Список самолетов Второй мировой войны
- Североамериканские варианты Т-6 Техас
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ В некоторых источниках указывается, что NA-16 использовался ВВС Аргентины, однако он использовался и его предшественником, Службой армейской авиации , которая была распущена в 1945 году, когда были созданы ВВС.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Хагедорн, Дэн (2009). Североамериканский Т-6: полная история самого известного в мире учебно-тренировочного самолета . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. п. 11. ISBN 9781580071246 .
- ^ Хагедорн 1997, с. 4.
- ^ Jump up to: а б Хагедорн 1997, стр. 20–21.
- ^ Хагедорн 1997, с. 21.
- ^ Хагедорн 1997, стр. 6–7.
- ^ Хагедорн 1997, с. 12.
- ^ Хагедорн 1997, с. 53.
- ^ Хагедорн 1997, с. 61.
- ^ Хагедорн 1997, стр. 14, 19.
- ^ Хагедорн 1997, с. 19.
- ^ Хагедорн 1997, стр. 14–15.
- ^ Jump up to: а б Хагедорн 1997, с. 8.
- ^ Хагедорн 1997, с. 15.
- ^ Jump up to: а б Франсильон, Рене Дж (1970). Королевские ВВС Австралии и Королевские ВВС Новой Зеландии в Тихом океане . Aero Pictorials 3. Калифорния: Aero Publishers Inc, 1970. ISBN. 978-0-8168-0308-8 . Номер Библиотеки Конгресса 76-114412.
- ^ Jump up to: а б с фон Раух, Георг и Дэвид Л. Верес. «Деревянные воины Аргентины». Air Classics (Challenge Publications), том 19, март 1983 г., стр. 14–21.
- ^ Jump up to: а б с Старкингс, Питер. «От американского желудя до японского дуба». Араваси (Процесс Асахи, Токио), выпуск 7, 2007 г., стр. 26–31. Проверено: 8 сентября 2011 г.
- ^ Хагедорн 1997, с. 7.
- ^ Хагедорн 1997, с. 41.
- ^ Смит 2000, стр. 96.
- ^ Хагедорн 1997, стр. 20–22.
- ^ Хагедорн 1997, стр. 37–38.
- ^ Хагедорн 1997, с. 46.
- ^ Хагедорн 1997, стр. 41–42, 51.
- ^ Паркер, Дана Т. Строительство Победы: производство самолетов в районе Лос-Анджелеса во время Второй мировой войны, с. 89, Сайпресс, Калифорния, 2013 г. ISBN 978-0-9897906-0-4 .
- ^ Airliners.net Фотография самолета North American NA-42. Дата доступа: сентябрь 2014 г.
- ^ Flickr - Sk 14, North American NA 16-4M, Музей ВВС Швеции, Музей ВВС, Линчёпинг. Дата доступа: сентябрь 2014 г.
- ^ Австралийский национальный музей авиации - CAC CA-1 Wirraway A20-10. Архивировано 15 августа 2014 г. в Wayback Machine. Дата доступа: сентябрь 2014 г.
- ^ «Модель поискового самолета: CA-1/CA-3/CA-7/CA-8/CA-16». Архивировано 10 января 2013 года в Wayback Machine CASA . Проверено: 17 сентября 2013 г.
- ^ Хагедорн 1997, стр. 15–16.
- ^ Хагедорн 1997, стр. 22–23.
- ^ Хагедорн 1997, стр. 47–48.
Библиография
[ редактировать ]- Белломо, Серджио (март 2000 г.). «НА16-4П армейской авиации Аргентины». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (84): 38–41. ISSN 1243-8650 .
- Флетчер, Дэвид К. и Дуг Макфейл. Гарвард! Североамериканские тренеры в Канаде . Сан-Джозеф, Британская Колумбия, Канада: DCF Flying Books, 1990. ISBN 0-9693825-0-2 .
- Хагедорн, Дэн. Североамериканский NA-16/AT-6/SNJ (WarbirdTech Volume 11) . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press, 1997. ISBN 0-933424-76-0 .
- Макфэйл, Дуг и Микаэль Остберг. Triple Crown BT-9: ASJA/Saab Sk 14, иллюстрированный очерк (на английском и шведском языках). Сан-Джозеф, Британская Колумбия, Канада: DCF Flying Books, 2003.
- Смит, Питер Чарльз. Североамериканский Т-6: SNJ, Гарвард и Вирравей . Рамсбери, Мальборо, Уилтшир, Великобритания: The Crowood Press Ltd., 2000. ISBN 1-86126-382-1 .
- Старкингс, Питер. От американского желудя до японского дуба — история о невоспетом японском учебно-тренировочном самолете, корни которого простираются через Тихий океан . Arawasi International, Процесс Асахи, сентябрь – декабрь 2007 г., выпуск 7.
- фон Раух, Георг и Дэвид Л. Верес. Деревянные воины Аргентины . Air Classics, Challenge Publications, март 1983 г., том 19, выпуск 3, стр. 14–21.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хагедорн, Дэн. Техасцы и Гарварды в Латинской Америке . Стэплфилд, Западный Суссекс: Air-Britain, 2009. ISBN 978-0-85130-312-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с North American NA-16, на Викискладе?