Jump to content

Североамериканский NA-16

(Перенаправлено с североамериканского NAA-57 )

НА-16/БТ-9/Нью-Джерси-1
Harvard I/NA-57/Sk 14
NA-16-2A/NA-42 "FAH-21" выставлен снаружи в Музее авиации Гондураса в Тонконтине.
Роль Тренер
Производитель Североамериканская авиация
Первый полет 1 апреля 1935 г.
Статус ушедший на пенсию
Основные пользователи Воздушный корпус армии США
Королевские ВВС Австралии
Шведские ВВС
Французские ВВС
Произведено 1935-1939 годы
Количество построенных 1,935
Варианты Североамериканский БТ-9
САС Виррауэй
Развитый в Североамериканский Т-6 Техасец
Североамериканский Р-64

North American Aviation NA-16 — первый учебно-тренировочный самолет, построенный компанией North American Aviation , и положил начало линейке близкородственных североамериканских учебно-тренировочных самолетов, которые в конечном итоге насчитывают более 17 000 экземпляров, в частности семейство T-6 Texan .

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
Первый НА-16 с первоначальным фонарем, все еще находящийся на гражданской регистрации.

10 декабря 1934 года Джеймс Ховард «Датч» Киндельбергер , Джон Л. «Ли» Этвуд и Х.Р. Рейнор набросали технические характеристики NA-16. Ключевой характеристикой продвинутого тренажера был закрытый купол. [ 1 ]

НА-16 — семейство родственных одномоторных низкопланов с тандемными сиденьями. [ 2 ] Варианты могли иметь открытую кабину (прототип и НА-22) или находиться под стеклянной оранжереей, закрывающей обе кабины. [ 3 ] В некоторых вариантах задняя часть фонаря могла открываться, чтобы наводчик мог вести огонь назад. [ 4 ] В зависимости от предпочтений заказчика могли быть установлены различные радиальные двигатели воздушного охлаждения , в том числе Wright Whirlwind , Pratt & Whitney Wasp и Pratt & Whitney Wasp Junior различной мощности. [ 5 ] Фюзеляж был построен из стальных труб и обычно покрыт тканью; однако более поздние версии имели алюминиевый монокок. [ 6 ]

При разработке конструкции была сделана растяжка на шесть дюймов за счет перемещения рудерпоста на корму. [ 7 ] Многие версии имели фиксированное шасси, но более поздние версии могли иметь убирающееся шасси, установленное в расширенном центроплане крыла (который мог иметь встроенные топливные баки или нет). [ 8 ] Большинство из них имели прямую заднюю кромку на внешнем крыле, в то время как у некоторых задняя кромка крыла была слегка сдвинута вперед в попытке решить проблему сваливания и вращения. [ 9 ] Использовалось несколько разных рулей направления: ранние образцы имели круглый контур, промежуточные образцы имели квадратное дно руля направления (Гарвард I) и поздние примеры использовали треугольный руль направления серии АТ-6 из-за потери управления на больших углах. нападения с ранними типами. [ 10 ] Горизонтальное и вертикальное оперение изначально было покрыто гофрированным алюминием, но более поздние образцы имели гладкую кожу, а на более поздних версиях горизонтальный стабилизатор был увеличен по хорде возле его законцовок. [ 11 ]

NA-16 впервые поднялся в воздух 1 апреля 1935 года Эдди Алленом . Версия NA-16 с закрытой кабиной была передана в Воздушный корпус армии США для эксплуатационных испытаний в качестве базового учебно-тренировочного самолета 27 мая 1935 года. [ 12 ] Армия приняла учебно-тренировочный самолет в производство, но с некоторыми изменениями в деталях, включая более крупный двигатель и модификации обтекаемого шасси. Модифицированный NA-16 был переименован в North American в NA-18 , а серийные образцы поступили на вооружение Воздушного корпуса как North American BT-9 (NA-19). Воздушный корпус армии США заказал 42 БТ-9, оснащенных двигателем Wright R-975 Whirlwind , и 40 БТ-9А, которые могли быть вооружены калибром .30. Пулеметы Браунинг М-1. В 1936 году был размещен заказ на 117 БТ-9Б без вооружения. Всего было построено 67 БТ-9С (НА-29) с тем же двигателем Р-975-7. [ 1 ] : 20–21, 29–31, 33, 36, 214  Подобные самолеты продолжали продаваться за пределами США под обозначением NA-16. [ 13 ]

К моменту вступления США во Вторую мировую войну ВВС США построили 1631 самолет серии Н-16. Из этого общего числа 1043 были предназначены для зарубежных стран, а остальные - для авиакорпуса и военно-морского флота армии США. [ 1 ] : 73 

Зарубежные разработки

[ редактировать ]
Австралия

В период с 1939 по 1946 год корпорация Commonwealth Aircraft Corporation произвела 755 единиц модифицированной версии NA-16-2K (NA-33), известной там как Wirraway . [ 14 ] Всего было построено 40 самолетов CA-1 (Wirraway I), 60 самолетов CA-3, 32 самолета CA-5, 100 самолетов CA-7, 200 самолетов CA-8, 188 самолетов CA-9 и 135 самолетов CA-16. CA-16 назывались Wirraway III, а предыдущие модели назывались Wirraway II. [ 1 ] : 53–56 

Аргентина

Опыт эксплуатации NA-16-4P и ухудшение политических отношений с США привели к локальному развитию I.Ae. ДЛ 21, имевший конструкцию фюзеляжа НА-16; однако его оказалось слишком сложно производить. В результате совершенно новая конструкция ( I.Ae. DL 22 вместо этого была создана ); он имел аналогичную конфигурацию, но отличался конструктивно и оптимизирован под доступные материалы. [ 15 ]

Япония

NA-16-4RW и NA-16-4R послужили вдохновением для разработки Kyushu K10W , когда Императорский флот Японии поручил Кюсю разработать нечто подобное. [ 16 ] Получившийся самолет мало чем был обязан NA-16, однако разведка союзников увидела так мало экземпляров, что ошибка не была исправлена, а на некоторых рисунках показан модифицированный NA-16. [ 16 ]

Варианты

[ редактировать ]
Североамериканский БТ-9

В список включены самолеты, построенные специально под обозначением NA-16 для экспорта, а также аналогичные самолеты, построенные для использования вооруженными силами США.

НА-16
Один для Воздушного корпуса армии США (USAAC) (испытания) был преобразован в серии NA-18 и BT-9 .
на базе Wright R-975 Whirlwind

Когда North American NA-16 был впервые задуман, для его конструкции предназначалось пять различных ролей, получивших обозначения от NA-16-1 до NA-16-5 : [ 17 ]

НА-16-1
Двухместный самолет общего назначения - ставший Harvard I. [ 18 ]
НА-16-2К
Двухместный истребитель — производился по лицензии в Австралии как CAC Wirraway . [ 19 ]
НА-16-3
Двухместный легкий ударный бомбардировщик. Первым самолетом этой категории стал убирающийся шасси НА-26. [ 20 ] который превратился в NA-36 ( BC-1 ). обтянутый тканью фюзеляж заменили цельнометаллическим монококом Для создания НА-44 . [ 21 ] который послужил основой для линейки легких ударных бомбардировщиков, усовершенствования которых привели к созданию АТ-6 . [ 22 ]
НА-16-4
Усовершенствованный учебно-тренировочный самолет - стал БТ-9 для USAAC, который обеспечил основную часть раннего производства. Усовершенствование БТ-9 с более длинным фюзеляжем с металлической обшивкой, как на NA-44, привело к созданию NA-64 (Йель) , а улучшенные крылья привели к созданию BT-14 .
НА-16-5
Одноместный истребитель - хотя это обозначение никогда не использовалось, он стал NA-50 для Перу , а позже NA-68 , который ограниченно использовался USAAF как P-64 . [ 23 ]
БТ-9 (НА-19)
42 построено для USAAC - небольшие изменения по сравнению с NA-18, новый фонарь.
на базе Wright R-975 Whirlwind
БТ-9А (НА-19А)
40 построено для USAAC - Вооружены БТ-9 с одним капотным орудием, одним задним гибким орудием и модифицированным фонарем.
на базе Wright R-975 Whirlwind
НА-16-2Н (НА-20)
Один построен для испытаний, продан Гондурасу (FAH).
на базе Wright R-975 Whirlwind
НА-22
Один был построен для испытаний USAAC, но был отклонен как слишком слабый. Открытая кабина, как у раннего NA-16, и кольцо Тауненда на двигателе.
на базе Wright R-760 Whirlwind
БТ-9Б (НА-23)
117 построен для USAAC - без вооружения, с фиксированной задней частью фонаря.
на базе Wright R-975 Whirlwind
БТ-9Д (НА-23)
Один модифицированный БТ-9В для USAAC - прототип БТ-14 с новыми внешними крыльями, фонарем Гарвардского типа, удлиненным фюзеляжем с тканевой обшивкой, треугольным рулем направления и измененными деталями.
на базе Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior
НА-16-3 Базовый боевой демонстратор (НА-26)
Один вооруженный демонстратор и первый вариант с убирающейся ходовой частью в конечном итоге были проданы RCAF , которые модифицировали его с использованием деталей Йельского и Гарвардского университета.
на базе Pratt & Whitney R-1340 Wasp
НА-16-2Н (НА-27)
Один вооруженный демонстратор продан Королевским ВВС Нидерландов - не такой, как предыдущий NA-16-2H.
на базе Pratt & Whitney R-1340 Wasp
ИД-1 (НА-28)
40, построенный по спецификациям ВМС США, с усовершенствованным учебно-тренировочным самолетом БТ-9Б с фиксированным шасси.
на базе Pratt & Whitney R-1340 Wasp
БТ-9С (НА-29)
66 построено для USAAC - БТ-9А с небольшими изменениями.
на базе Wright R-975 Whirlwind
Y1BT-10 (НА-29)
Один построен для USAAC - BT-9 с двигателем большего размера, похожим на USN NJ-1, но с вооружением и деталями установки двигателя.
на базе Pratt & Whitney R-1340 Wasp
БТ-10(НА-30)
Отменено производство версии Y1BT-10 для USAAC.
на базе Pratt & Whitney R-1340 Wasp
NA-16-4M (NA-31)
138 построен для шведской компании Flygvapnet как Sk 14 / Sk 14A . Sk 14N испытал носовое колесо для SAAB 21 .
на базе Wright R-975 Whirlwind (Sk 14) или Piaggio P VII C (Sk 14A)
НА-16-1А (НА-32)
Один был построен для Королевских ВВС Австралии, но от него отказались в пользу NA-16-2K с фиксированным шасси, аналогичного Y1BT-10.
на базе Pratt & Whitney R-1340 Wasp
НА-16-2К (НА-33)
756 для Королевских ВВС Австралии в Австралии с местными улучшениями, как CAC Wirraway.
на базе Pratt & Whitney R-1340 Wasp
NA-16-4P (NA-34)
29 построено для Аргентины (армейская авиация) - первый крупный экспортный заказ (предыдущие заказы включали лицензионное производство).
на базе Wright R-975 Whirlwind
НА-16-4Р (НА-37)
Один построен для Императорского флота Японии как демонстратор технологий KXA-1 с неподвижным В/Ц и трехлопастным винтом.
на базе Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior
НА-16-4 (НА-41)
35 построено для Китая (RoCAF) - фиксированное шасси, фюзеляж с тканевой обшивкой.
на базе Wright R-975 Whirlwind
НА-16-2А (НА-42)
Два построены для Гондураса (FAH).
на базе Pratt & Whitney R-1340 Wasp
НА-16-1Г (НА-43)
Предназначен для Бразилии (армия), но заказ отменен. Должен был быть похож на БТ-9С.
на базе Wright R-975 Whirlwind
НА-44
Вооруженный демонстратор компании продан в Канаду. Обозначение повторно использовалось для AT-6, проданных в Бразилию (NA-72) и Чили (NA-74).
с двигателем Wright R-1820 Cyclone .
НА-16-1ГВ (НА-45)
Три построены для Венесуэлы (FAV), аналогичны USAAC NA-36 BC-1, но с круглым рулем направления и бомбодержателями под центропланом крыла.
на базе Pratt & Whitney R-1340 Wasp
НА-16-4 (НА-46)
12 построено для ВМС Бразилии.
на базе Wright R-975 Whirlwind
НА-16-4РВ (НА-47)
Один построен для Императорского флота Японии как демонстратор технологий KXA-2, аналогичный NA-16-4R, но с меньшим двигателем.
на базе Wright R-975 Whirlwind
НА-16-3С (НА-48)
15 построено для Китая (RoCAF) - убирающееся шасси, фюзеляж с тканевой обшивкой.
на базе Pratt & Whitney R-1340 Wasp
НА-16-1Э (НА-49/НА-61)
430 для Королевских ВВС и Королевских ВВС Канады как Harvard I с новым фонарем и квадратным рулем направления. Также используется в Южной Африке и Южной Родезии.
на базе Pratt & Whitney R-1340 Wasp
НА-16-4 (НА-56)
50 построено для Китая (RoCAF). Совершенно новый дизайн с более длинным металлическим фюзеляжем, треугольным рулем направления и более поздним крылом в стиле Т-6. По сути, это БТ-14 с двигателем АТ-6 Р-1340 и фонарем.
на базе Pratt & Whitney R-1340 Wasp
НА-57
230 улучшенных NA-23 для Франции как NAA 57-P-2 , большая часть которых захвачена и использовалась Германией, некоторые остались у Виши, Франция.
на базе Wright R-975 Whirlwind [ 24 ]
НА-16-3 (НА-71)
Три построены для Венесуэлы (FAV)
на базе Pratt & Whitney R-1340 Wasp
И.Ае. ДЛ 21
Аргентинская версия , включающая фюзеляж NA-16-1 с крыльями местной разработки. Отклонено в пользу И.Аэ. 22 DL , оригинальная конструкция от Fabrica Militar de Aviones (FMA).

Операторы

[ редактировать ]
 Аргентина
 Австралия
 Бразилия
 Китай
 Франция
 Виши Франция
 Нацистская Германия
 Гондурас
 Японская империя
 Нидерланды
 ЮАР
 Южная Родезия
 Швеция
 Великобритания
 Соединенные Штаты
 Венесуэла

Выживший самолет

[ редактировать ]

Технические характеристики (НА-16)

[ редактировать ]

Общие характеристики

Производительность

  • Максимальная скорость: 170 миль в час (270 км/ч, 150 узлов)
  • Диапазон: 700 миль (1100 км, 610 миль)

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. В некоторых источниках указывается, что NA-16 использовался ВВС Аргентины, однако он использовался и его предшественником, Службой армейской авиации , которая была распущена в 1945 году, когда были созданы ВВС.
  1. ^ Jump up to: а б с д и Хагедорн, Дэн (2009). Североамериканский Т-6: полная история самого известного в мире учебно-тренировочного самолета . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press. п. 11. ISBN  9781580071246 .
  2. ^ Хагедорн 1997, с. 4.
  3. ^ Jump up to: а б Хагедорн 1997, стр. 20–21.
  4. ^ Хагедорн 1997, с. 21.
  5. ^ Хагедорн 1997, стр. 6–7.
  6. ^ Хагедорн 1997, с. 12.
  7. ^ Хагедорн 1997, с. 53.
  8. ^ Хагедорн 1997, с. 61.
  9. ^ Хагедорн 1997, стр. 14, 19.
  10. ^ Хагедорн 1997, с. 19.
  11. ^ Хагедорн 1997, стр. 14–15.
  12. ^ Jump up to: а б Хагедорн 1997, с. 8.
  13. ^ Хагедорн 1997, с. 15.
  14. ^ Jump up to: а б Франсильон, Рене Дж (1970). Королевские ВВС Австралии и Королевские ВВС Новой Зеландии в Тихом океане . Aero Pictorials 3. Калифорния: Aero Publishers Inc, 1970. ISBN.  978-0-8168-0308-8 . Номер Библиотеки Конгресса 76-114412.
  15. ^ Jump up to: а б с фон Раух, Георг и Дэвид Л. Верес. «Деревянные воины Аргентины». Air Classics (Challenge Publications), том 19, март 1983 г., стр. 14–21.
  16. ^ Jump up to: а б с Старкингс, Питер. «От американского желудя до японского дуба». Араваси (Процесс Асахи, Токио), выпуск 7, 2007 г., стр. 26–31. Проверено: 8 сентября 2011 г.
  17. ^ Хагедорн 1997, с. 7.
  18. ^ Хагедорн 1997, с. 41.
  19. ^ Смит 2000, стр. 96.
  20. ^ Хагедорн 1997, стр. 20–22.
  21. ^ Хагедорн 1997, стр. 37–38.
  22. ^ Хагедорн 1997, с. 46.
  23. ^ Хагедорн 1997, стр. 41–42, 51.
  24. ^ Паркер, Дана Т. Строительство Победы: производство самолетов в районе Лос-Анджелеса во время Второй мировой войны, с. 89, Сайпресс, Калифорния, 2013 г. ISBN   978-0-9897906-0-4 .
  25. ^ Airliners.net Фотография самолета North American NA-42. Дата доступа: сентябрь 2014 г.
  26. ^ Flickr - Sk 14, North American NA 16-4M, Музей ВВС Швеции, Музей ВВС, Линчёпинг. Дата доступа: сентябрь 2014 г.
  27. ^ Австралийский национальный музей авиации - CAC CA-1 Wirraway A20-10. Архивировано 15 августа 2014 г. в Wayback Machine. Дата доступа: сентябрь 2014 г.
  28. ^ «Модель поискового самолета: CA-1/CA-3/CA-7/CA-8/CA-16». Архивировано 10 января 2013 года в Wayback Machine CASA . Проверено: 17 сентября 2013 г.
  29. ^ Хагедорн 1997, стр. 15–16.
  30. ^ Хагедорн 1997, стр. 22–23.
  31. ^ Хагедорн 1997, стр. 47–48.

Библиография

[ редактировать ]
  • Белломо, Серджио (март 2000 г.). «НА16-4П армейской авиации Аргентины». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (84): 38–41. ISSN   1243-8650 .
  • Флетчер, Дэвид К. и Дуг Макфейл. Гарвард! Североамериканские тренеры в Канаде . Сан-Джозеф, Британская Колумбия, Канада: DCF Flying Books, 1990. ISBN   0-9693825-0-2 .
  • Хагедорн, Дэн. Североамериканский NA-16/AT-6/SNJ (WarbirdTech Volume 11) . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press, 1997. ISBN   0-933424-76-0 .
  • Макфэйл, Дуг и Микаэль Остберг. Triple Crown BT-9: ASJA/Saab Sk 14, иллюстрированный очерк (на английском и шведском языках). Сан-Джозеф, Британская Колумбия, Канада: DCF Flying Books, 2003.
  • Смит, Питер Чарльз. Североамериканский Т-6: SNJ, Гарвард и Вирравей . Рамсбери, Мальборо, Уилтшир, Великобритания: The Crowood Press Ltd., 2000. ISBN   1-86126-382-1 .
  • Старкингс, Питер. От американского желудя до японского дуба — история о невоспетом японском учебно-тренировочном самолете, корни которого простираются через Тихий океан . Arawasi International, Процесс Асахи, сентябрь – декабрь 2007 г., выпуск 7.
  • фон Раух, Георг и Дэвид Л. Верес. Деревянные воины Аргентины . Air Classics, Challenge Publications, март 1983 г., том 19, выпуск 3, стр. 14–21.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Хагедорн, Дэн. Техасцы и Гарварды в Латинской Америке . Стэплфилд, Западный Суссекс: Air-Britain, 2009. ISBN   978-0-85130-312-3 .
[ редактировать ]

СМИ, связанные с North American NA-16, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d46217f444458afab400b7ad6f304481__1717341720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d4/81/d46217f444458afab400b7ad6f304481.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
North American NA-16 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)