~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Arc.Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Номер скриншота №:
✰ 499CF0ACD59D0A9E0C247CBD71588872__1716979380 ✰
Заголовок документа оригинал.:
✰ Comet Line - Wikipedia ✰
Заголовок документа перевод.:
✰ Линия кометы — Википедия ✰
Снимок документа находящегося по адресу (URL):
✰ https://en.wikipedia.org/wiki/Comet_Line ✰
Адрес хранения снимка оригинал (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/49/72/499cf0acd59d0a9e0c247cbd71588872.html ✰
Адрес хранения снимка перевод (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/49/72/499cf0acd59d0a9e0c247cbd71588872__translat.html ✰
Дата и время сохранения документа:
✰ 22.07.2024 03:11:11 (GMT+3, MSK) ✰
Дата и время изменения документа (по данным источника):
✰ 29 May 2024, at 13:43 (UTC). ✰ 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Сервисы Ask3.ru: 
 Архив документов (Снимки документов, в формате HTML, PDF, PNG - подписанные ЭЦП, доказывающие существование документа в момент подписи. Перевод сохраненных документов на русский язык.)https://arc.ask3.ruОтветы на вопросы (Сервис ответов на вопросы, в основном, научной направленности)https://ask3.ru/answer2questionТоварный сопоставитель (Сервис сравнения и выбора товаров) ✰✰
✰ https://ask3.ru/product2collationПартнерыhttps://comrades.ask3.ru


Совет. Чтобы искать на странице, нажмите Ctrl+F или ⌘-F (для MacOS) и введите запрос в поле поиска.
Линия кометы — Jump to content

Линия кометы

Из Википедии, бесплатной энциклопедии
Бельгийское сопротивление
Часть Сопротивления во время Второй мировой войны

Андре де Йонг , руководитель Comet Line, получает Георгиевскую медаль в 1946 году.
Дата Июнь 1941 г. - декабрь 1944 г.
Расположение
Результат Эвакуация сотен сбитых летчиков союзников из Бельгии через Францию ​​в нейтральную Испанию, откуда они могли быть репатриированы в Великобританию.
Мемориальная доска на месте виллы Вуазен, дома де Грефа в Англе .

Помощники рисковали своими домами и даже жизнями своих семей, чтобы помочь летчикам спастись, и многие из них проиграли... нетрудно понять, что более 50 лет спустя дань памяти все еще выплачивается помощникам Второй мировой войны, и огромная благодарность до сих пор остается с каждым из летчиков, спасенных этими героическим народом. [1]

( Линия кометы фр . Réseau Comète ; 1941–1944) — организация Сопротивления в оккупированной Бельгии и Франции во время Второй мировой войны . «Линия кометы» помогла солдатам и летчикам союзников , сбитым над оккупированной Бельгией, избежать захвата немцами и вернуться в Великобританию. «Линия кометы» началась в Брюсселе , где летчиков кормили, одевали, давали фальшивые документы, удостоверяющие личность, и прятали на чердаках, подвалах и в домах людей. Затем группа добровольцев сопроводила их на юг через оккупированную Францию ​​в нейтральную Испанию и домой через контролируемый Великобританией Гибралтар . Девизом Comet Line было «Pugna Quin Percutias», что означает «борьба без оружия», поскольку организация не оказывала вооруженного или насильственного сопротивления немецкой оккупации. [2]

«Линия кометы» была крупнейшей из нескольких сетей побега в оккупированной Европе. За три года Comet Line помогла 776 людям, в основном британским и американским летчикам, бежать в Испанию или избежать плена в Бельгии и Франции. [3] Приблизительно 3000 мирных жителей, в основном бельгийцы и французы, оказали помощь Comet Line. Их обычно называют «помощниками». Семьсот помощников были арестованы немцами, а 290 были казнены или умерли в тюрьмах или концентрационных лагерях. [4] Comet Line сохранила свою оперативную независимость, но получила финансовую помощь от МИ-9 , британского разведывательного агентства, занимающегося спасением военнопленных и военнослужащих союзников из тыла врага.

Для союзников спасение сбитых летчиков с помощью «Кометы» и других путей эвакуации имело как практическую, так и гуманитарную цель. Обучение новых и сменных экипажей было дорогостоящим и трудоемким. Спасение летчиков, сбитых в оккупированной Европе, и возвращение их в строй было приоритетом. Андре де Йонг (кодовое имя «Деде»), 24-летняя бельгийка, была первым лидером «Линии комет». В 1943 году она была заключена немцами в тюрьму, но пережила войну. Последующие лидеры также были заключены в тюрьму, казнены или убиты в ходе своей работы по доставке летчиков в Испанию. Молодые женщины, в том числе подростки, сыграли важную роль в «Линии кометы». От шестидесяти пяти до 70 процентов помощников Comet Line были женщинами. [5]

Создание

[ редактировать ]
Оккупированные нацистами Франция и Бельгия

В 1941 году в оккупированной нацистами Европе сбивалось все большее число британских и союзных самолетов. Большинство сбитых летчиков были убиты или взяты в плен, но некоторые избежали плена и были укрыты сторонниками союзников и зарождающимся движением сопротивления немецкому правлению. [6] В Бельгии Андре де Йонг , 24 года, Арнольд Деппе, 32 года, и барон Жак Донни, 47 лет (казначей), создали то, что стало известно как Линия комет ( Reseau Comet ), чтобы помочь летчикам союзников сбежать и вернуться в Соединенное Королевство. Все три основателя работали в Société Financière de Transport et d'Entreprises Industrielles (SOFINA). [7] [8] В июне 1941 года Деппе отправился из Бельгии на юго-запад Франции, где он когда-то жил, чтобы найти способы переправить из Бельгии солдат союзников, сбитых летчиков и других людей, уязвимых для захвата немцами. [9] Деппе связался с семьей де Греф в Англе , недалеко от испанской границы, и договорился об их помощи в переправке людей через границу. Эльвир Де Гриф , известная как Танте Го (Тетушка Го), и члены ее семьи стали стойкими приверженцами Линии Комет. [10] [11] [12]

В июле 1941 года Де Йонг и Деппе при содействии де Грефов предприняли первую попытку пересечь испанскую границу с десятью бельгийскими мужчинами и бельгийской женщиной-секретным агентом по имени Фредерик Дюпюиш. Пересекнув границу, де Йонг и Деппе оставили своих подопечных на произвол судьбы и вернулись в Бельгию. Бельгийцы были арестованы испанской полицией, а трое бельгийских солдат из них были переданы немцам во Франции. Остальные были ненадолго заключены в тюрьму и оштрафованы. Из этого опыта де Йонг и Деппе поняли, что они должны тайно сопровождать своих подопечных до самого британского консульства в Бильбао и заручиться британской помощью. [13] [14]

В августе Деппе и де Йонг сопровождали еще одну группу людей: де Йонг выбрал более длинный, более сельский и безопасный маршрут с тремя мужчинами, включая рядового Джеймса Кромара из «Гордон Хайлендерс», 51-я (Хайлендская) дивизия, а Деппе выбрал более короткий и более безопасный маршрут. опасный маршрут с шестью мужчинами. Информатор выдал Деппе, и он и его группа были арестованы немцами. Деппе был заключен в тюрьму до конца войны. [15] Де Йонг благополучно прибыл в дом де Грефа и переправился в Испанию под руководством баскского контрабандиста. Де Йонг и трое ее подопечных, включая британского летчика, прибыли в британское консульство в Бильбао . Она убедила британское правительство оплатить расходы Comet Line на транспортировку солдат и летчиков союзников из Бельгии в Испанию, но отказалась от любой другой помощи и рекомендаций, предложенных британцами. [16] МИ-9 (9-й отдел британской военной разведки), находившийся под контролем бывшего майора пехоты Нормана Крокатта и лейтенанта Джеймса Лэнгли , репатриированного после потери левой руки в арьергарде в Дюнкерке в 1940 году, одобрило финансовую помощь для «Кометной линии». [17]

Помимо финансовой помощи, Де Йонг был непреклонен в сохранении независимости Comet Line от британского и бельгийского правительства в изгнании в Великобритании. Она сказала, что бельгийские и британские попытки контролировать Кометную линию «были предприняты людьми, которые не знали о ситуации и не понимали ни духа, который руководил командой, ни... ситуации, в которой велась работа». ". Лэнгли из МИ-9 прокомментировал, что «непримиримость Comet Line и неспособность использовать часть помощи, которую мы им предложили... чуть не довели меня до безумия». [18] До 1943 года Comet Line отклоняла предложение британцев снабдить ее радиостанциями и радистами для облегчения проверки сбитых летчиков союзников и связи. Причина заключалась в том, что немцы часто разгоняли группы сопротивления из-за захвата радио. Де Йонг отказался общаться по радио, а вместо этого использовал курьеров для доставки и получения сообщений британским дипломатам в Испании и от них. [19] Лишь в июне 1943 года, после многочисленных арестов и растущего числа летчиков, подлежащих увольнению, Comet Line дала неохотное разрешение агенту МИ-9 Жаку Легрелю («Жерому») работать с ними в Париже. Легрелль оказался совместимым с переутомленным руководством Comet Line. [20]

Переезды

[ редактировать ]
Маршруты, по которым «Комета» и другие линии переправляли летчиков из оккупированной Европы.
Маршрут линии кометы пересекает Пиренеи в Испанию.

Арест Арнольда Деппе в августе 1941 года стал предостережением для Comet Line. Андре де Йонг решила, что Бельгия для нее небезопасна, и переехала в Париж. Первоначально операцию в Бельгии взял на себя ее отец Фредерик (кодовое имя «Поль»), директор начальной школы. Его работа заключалась в том, чтобы спасти сбитых летчиков, разместить их в убежищах, предоставить им фальшивые документы, удостоверяющие личность, европейскую одежду, обучить европейским манерам и сопровождать их в Париж или всю дорогу до Испании. [21] Андре де Йонг был самым частым сопровождающим; она сопровождала одну группу из трех летчиков в октябре 1941 года, еще одну группу из трех летчиков в ноябре и две группы общей численностью 11 человек в декабре 1941 года. Такой уровень активности сохранялся и в 1942 году. [22] Офицер МИ-9 Эйри Нив назвал Андре де Йонг «одним из наших величайших агентов». [23] Де Йонг совершил 24 перелета через Пиренеи туда и обратно, сопровождая 118 летчиков. [24] Среди других людей, которые часто сопровождали сбитых летчиков через границу, был Альфред Эдвард Джонсон («Б»), английский разнорабочий, живший с де Грефами. [9]

Линия «Комета» использовала басков, часто контрабандистов, привыкших тайно пересекать французско-испанскую границу, для направления летчиков через опасную границу, которую охраняли французская и испанская полиция и немецкие солдаты. Любимым гидом был Флорентино Гойкоэчеа , разыскиваемый французской и испанской полицией. Немецкая полиция, как военная, так и служба безопасности, активизировала усилия по пресечению организаций по спасению летчиков, поскольку бомбардировки союзниками Европы и Германии усилились.

Линия Кометы имела три нервных центра: Брюссель, Париж и юго-запад Франции. Когда немцы приблизились к «Линии комет» в Бельгии, отец Де Йонга, Фредерик («Поль»), 30 апреля 1942 года бежал в Париж, чтобы присоединиться к своей дочери. Он взял на себя управление парижским центром. Трое лидеров Comet Line в Бельгии были арестованы через шесть дней после его полета. Собирая кусочки, лидером Comet Line в Бельгии стал Жан Грейндл («Немо»), 36 лет, директор благотворительной организации «Шведская столовая». Немо организовал систему сбора постоянно растущего числа летчиков по всей Бельгии и подготовки их к побегу. Эскорт под руководством Немо сопровождал летчиков из Брюсселя в Париж. Основным сопровождающим Немо в Париже для летчиков до ее ареста летом 1942 года была Андре Дюмон («Надин»), 19 лет. «Надин» пережила войну в немецких концентрационных лагерях и описала свой опыт в своей книге « Je Ne Vous Ai Pas Oubliés». [25]

Когда летчики прибыли в Париж, де Йонг взял на себя управление, предоставив им убежища и фальшивые документы, а также сопровождая, обычно Андре де Йонг, который отвез их на юго-запад Франции на поезде. В Байонне или Сен-Жан-де-Люз летчиков встречала, как правило, Эльвира де Греф или ее дочь-подросток Жанин . Оттуда летчики, баскский гид и их сопровождающие должны были отправиться через Пиренеи в Испанию сначала на велосипеде, а затем пешком. В Сан-Себастьяне (Испания) летчиков должна была встретить машина британского консульства и отвезти их в Мадрид , а затем в Гибралтар . Дональд Дарлинг («Воскресенье») встретил и допросил беглецов, когда они прибыли в Гибралтар, и организовал их транспортировку в Великобританию, обычно на самолете. [26] Пока летчики продвигались вперед, де Йонг (или после ее ареста другой эскорт) встретилась в Сан-Себастьяне с британским дипломатом Майклом Кресвеллом («Понедельник»), который дал ей деньги на расходы Comet Line и сообщения, чтобы она могла вернуться во Францию. [27]

Весной 1944 года, когда надвигалось вторжение союзников во Францию, «Кометная линия» по согласованию с МИ-9 решила прекратить вывоз и вместо этого собрать летчиков в лесные лагеря, где они могли ожидать прибытия союзных армий. Американка Вирджиния д'Альбер-Лейк и ее французский муж Филипп помогали собирать летчиков в лесу Фретеваль для операции «Марафон» . [28] Последними беглецами были в основном члены Comet Line, бежавшие от немецких чисток, произошедших в последнюю минуту. Эльвир Де Гриф и двое ее детей пересекли границу с Испанией 6 июня 1944 года. Последняя операция «Линии комет» состоялась 28 сентября 1944 года, когда Де Гриф, вернувшись в освобожденную Францию , сопровождал четырех летчиков союзников во время полета из Биаррица. в Англию. [22]

Молодые люди, особенно молодые женщины, работающие на Comet Line, часто одевались, вели себя и носили с собой фальшивые удостоверения личности, в которых они были указаны как студенты и их возраст был на несколько лет моложе, чем они были на самом деле. Теория заключалась в том, что немцы с меньшей вероятностью будут относиться к молодым женщинам с подозрением. Например, в одном из фальшивых удостоверений личности Андре де Йонг было указано ее имя «Дениз Лакруа», а дата ее рождения указана как 7 июля 1924 года, что почти на восемь лет моложе, чем она была. [29]

Типичная эксфильтрация

[ редактировать ]

Участие в сетях побега было, пожалуй, самой опасной формой работы сопротивления в оккупированной Европе... Самую опасную работу выполняли в основном молодые женщины, многие из которых были еще подростками, которые сопровождали военнослужащих на сотни миль через территорию противника. территорию Испании. [30]

Меня зовут Андре... но я бы хотела, чтобы вы называли меня моим кодовым именем — Деде, что означает «маленькая мама». С этого момента я буду твоей маленькой мамочкой, а ты будешь моими маленькими детьми. Моя работа будет заключаться в том, чтобы доставить моих детей в Испанию и на свободу.

Андре де Йонг сбитым летчикам. [31]

История побега одного канадского летчика иллюстрирует сложность и большое количество людей, вовлеченных в работу «Кометной линии». Во время войны компания Comet Line совершила 101 побег, большинство из которых похожи на следующие, в каждом из которых использовалось множество помощников и проводников. [32]

9 декабря 1942 года сержант Сидней Смит был членом экипажа бомбардировщика Vickers Wellington , сбитого недалеко от Сержина , Франция. Он избежал ареста, и фермер Эмиль Кошен предоставил ему ночлег и связался с англоговорящей женщиной Мадлен де Брюнель де Сербонн. Она отвезла Смита к себе домой, где он оставался до 14 декабря. Дантист по имени г-н Болуссет предоставил Смиту гражданскую одежду, подходящую ему. Смита доставила в Париж поездом Катрин Жано , студентка юридического факультета и дочь де Сербонна. Врач Жан де Ларебейретт ехал впереди них в более раннем поезде, идущем в Париж, чтобы убедиться, что на маршруте нет немецких контрольно-пропускных пунктов, поскольку у Смита не было французских документов, удостоверяющих личность.

В Париже Смит поселился в семейной квартире де Сербонн. 15 декабря Катрин Жано обратилась за помощью к канадскому студенту-медику по имени Бернар Куртенэ-Майерс, и он направил ее к священнику -иезуиту по имени Мишель Рике. Рике сообщила Жано, что ее посетят люди, которые помогут Смиту бежать в Испанию. В тот вечер члены Comet Line Роберт Эйл и Андре де Йонг пришли в квартиру де Сербонна, чтобы встретиться со Смитом и подтвердить его добросовестность в качестве летчика союзников. 16 декабря де Йонг отвел Смита к фотографу, чтобы тот сделал фотографии и подделал для него документы, удостоверяющие личность.

20 декабря Смит покинул Париж поездом вместе с де Йонгом, Джанин Де Греф и двумя бельгийцами, спасавшимися от немцев. Приехав в Байонну, они пообедали в ресторане, известном Comet Line. Оттуда они продолжили путь (вероятно, на велосипеде) до деревни Уррюнь , недалеко от испанской границы, и загородного дома Франсии Усандизанги, баскской помощницы «Кометной линии». Усандизанга отослала 17-летнюю Джанин де Греф из-за опасности со стороны немцев. На следующий день, 23 декабря, Смит, двое других летчиков, де Йонг, и баскский гид Флорентино Гойкоэчеа пересекли Пиренеи и направились в Сан-Себастьян , Испания. В Сан-Себастьяне Смит и другие летчики остановились в доме Федерико Армендариса. Летчиков подобрала британская дипломатическая машина и отвезли в Мадрид, затем продолжили путь в Гибралтар , где 21 января они сели на корабль и 26 января прибыли в Шотландию. Спасение Смита прошло гладко и без осложнений; многие из упомянутых выше, кто помогал ему, позже будут наказаны. Роберт Эйл был казнен немцами; Усандизанга умер в немецком концентрационном лагере; Гойкоэчеа был ранен немецкими солдатами; де Йонг и Рике были заключены в немецкие концентрационные лагеря; и Жано бежал из Франции. [33] [34] [35]

Аресты и предательства

[ редактировать ]

В ноябре 1942 года пути отхода стали еще более опасными, когда южная Франция была оккупирована немцами и вся Франция оказалась под прямым нацистов правлением . Также в ноябре Абвер (немецкая военная разведка) нанес сильный удар по «Линии Кометы». Семья Марешаль прятала летчиков в своем доме в Брюсселе, и этот дом стал местом встреч военнослужащих. Двое мужчин убедили помощника Comet Line, что они американские летчики, и были доставлены в дом Марешаля. Мужчины были немцами, и абвер совершил обыск в доме, арестовал Марешалей , в том числе 18-летнюю Элси, и многих других помощников «Кометной линии». Информация, полученная немцами, позволила им взорвать «Линию кометы» в Бельгии. Сто человек в Брюсселе были арестованы, в том числе 1 декабря 1942 года; казначей барон Жак Донни, будучи преданным, был арестован ночью в своем доме, позже приговорен к смертной казни 10 октября 1943 года и казнен через расстрел в Штутгарте 24 февраля 1944 года. им посылки с новой одеждой. [36] [37]

Следующим ударом стал арест Андре де Йонга 15 января 1943 года в Уррюне , ближайшем французском городе к испанской границе. Вероятно, ее предал фермерский рабочий. Хотя ее много раз допрашивали гестапо и немецкая военная разведка, нацисты не верили, что эта молодая, худощавая женщина была кем-то большим, чем второстепенной помощницей летчиков. Деде, как ее повсеместно называли, провела остаток войны в немецких тюрьмах и концентрационных лагерях, но выжила. [38] [39]

Мемориальная доска в честь Жана Грейндла («Немо») в Брюсселе. Фото: Бенуа Приер.

6 февраля 1943 года в Брюсселе был арестован лидер «Кометной линии» в Бельгии Жан Грейндл («Немо»). Находясь в немецкой военной тюрьме, он был убит во время воздушного налета союзников. [40] С этими потерями Comet Line никого не перемещала в феврале 1943 года, но в марте снова начались нормальные операции, когда Жан-Франсуа Нортомб («Франко») заменил Андре де Йонга в качестве основного эскорта летчиков в Испанию. [22] В июне 1943 года «Линия кометы» снова была взорвана. Некий лазутчик побудил немцев арестовать главных лидеров «Линии» в Париже и Брюсселе. Среди арестованных был отец Деде, Фредерик («Поль»), арестованный в Париже 7 июня 1943 года и казненный 28 марта 1944 года. [41] Из пепла «Кометы» возникли три новых лидера. Британский агент Жак Легрелл («Жером») взял на себя управление в Париже, а Антуан д'Урсель («Жак Картье») восстановил брюссельский центр. Мишель Дюмон («Мишу» или «Лили»), 22 года, сестра Надин, была смелой и опытной помощницей. [42]

Новые лидеры «Кометной линии» в середине 1943 года просуществовали недолго. 24 декабря 1943 года д'Урсель («Жак Картье») утонул в реке Бидасоа , которая была границей Франции и Испании. Легрелль был арестован гестапо в квартире в Париже 17 января 1944 года, а Нортомб был арестован в той же квартире 18 января. Оба подверглись пыткам, но пережили войну. [43] [44] С приближением вторжения в Европу 6 июня 1944 года необходимость в функционирующей «Кометной линии» для спасения растущего числа беглых летчиков стала решающей. В марте 1944 года британский дипломат Кресвелл встретился с Эльвирой де Грефом (Танте Го), Мишель Дюмон и Марселем Роджером («Макс») в Мадриде, чтобы спланировать роль новой линии кометы. Роджер взял на себя работу по сопровождению летчиков из Парижа на юго-запад Франции. Дюмон работал с ним и в Париже. Семья де Греф продолжала содействовать пересечению границы. МИ-9 направила оперативника по имени Жан де Бломмар («Томас Ратленд») для управления центром в Париже. [45] Американка Вирджиния д'Альбер-Лейк и ее муж-француз Филипп работали с Comet Line, пока ее не арестовали немцы в июне 1944 года. Ее отправили в концентрационный лагерь, но она пережила войну. [46]

Молодой бельгиец Жак Десубри , работавший на немцев, проник в «Кометную линию» и был ответственен за многие аресты ее членов. Мишель Дюмон разоблачила его как немецкого агента в мае 1944 года. [47] Учитывая количество людей, участвовавших в «Кометной линии», и ее неспособность эффективно проверять добровольцев и летчиков на предмет их добросовестности, линия была уязвима для проникновения немецких агентов. [48]

Сотни членов линии «Комета» были преданы и арестованы Geheime Feldpolizei и Абвером ; после нескольких недель допросов и пыток в таких местах, как тюрьма Френ в Париже, их казнили или назвали узниками Nacht und Nebel («Ночь и туман» или NN). [49] Заключенных NN депортировали в немецкие тюрьмы, а многих позже в концентрационные лагеря, такие как концентрационный лагерь Равенсбрюк женский . Мужчин отправили в концентрационные лагеря Маутхаузен-Гузен , концентрационные лагеря Бухенвальд и концентрационный лагерь Флоссенбюрг . [50] Среди заключенных, отправленных в эти лагеря, были Андре де Йонг; Элси Марешаль ( Бельгийское сопротивление ); Андре Дюмон, сестра Мишель Дюмон; и Вирджиния д'Альбер-Лейк (американка).

Статистика

[ редактировать ]

Авторы официальной истории МИ-9 приводят данные о 2373 военнослужащих Великобритании и Содружества и 2700 американцах, достигших Британии по путям эвакуации, включая «Комету», во время Второй мировой войны. По оценкам Общества по спасению Королевских ВВС, к 1945 году на многочисленных линиях побега и уклонения работало 14 000 помощников. [51] Линия кометы послужила вдохновением для создания телесериала BBC 1970-х годов « Секретная армия» (1977–1979). Окно в Базилике Святого Сердца в Брюсселе празднует Линию кометы и сбитых летчиков союзников в Бельгии. [52]

Маршруты

[ редактировать ]

Типичный маршрут Comet Line пролегал из Брюсселя или Лилля в Париж, а затем через Тур , Бордо , Байонну , через Пиренеи в Сан-Себастьян в Испании. Оттуда уклоняющиеся отправились в Бильбао , Мадрид и Гибралтар. Было еще три основных маршрута, используемых другими линиями. Маршрут Pat Line (в честь основателя Альберта Герисса (кодовое имя: Пэт О'Лири) пролегал из Парижа в Тулузу через Лимож , а затем через Пиренеи через Эстерри д'Ане в Барселону . Другой маршрут Pat Line пролегал из Парижа в Дижон , Лион , Из Авиньона в Марсель , затем в Ним , Перпиньян и Барселону, откуда их переправили в Гибралтар. Третий маршрут из Парижа ( линия Шелберна ) пролегал в Ренн , а затем в Сен-Брие в Бретани , откуда летчиков тайно доставляли на лодке в Дартмут .

Известные члены Линии

[ редактировать ]
Схарбек – Авеню Эмиля Верхарна № 73 – Дом де Йонга в Брюсселе
  • Катталин Агирре , французская баскская вдова, которая вместе со своей дочерью-подростком Жозефиной помогала летчикам в Сен-Жан-де-Люз, недалеко от границы с Испанией.
  • Элизабет Барбье работала в компании Comet Line в Париже в 1942 году, затем работала с Вэлом Уильямсом (линия Oaktree), а затем основала Reseau Vaneau. Арестован в 1943 году и отправлен в Равенсбрюк до освобождения в 1945 году. [53]
  • Майкл Кресвелл (также известный как «Понедельник»), британский дипломат в Испании, который встречал летчиков, когда они прибыли в Испанию, и проводил их в Гибралтар , откуда они были доставлены обратно в Великобританию.
  • Вирджиния д'Альбер-Лейк , гражданка США, жившая в Париже и укрывавшая летчиков в своем доме. Арестован в июне 1944 года и пережил заключение в Равенсбрюке.
  • Дональд Дарлинг , офицер МИ-9 в Португалии, а затем в Гибралтаре, репатриировавший летчиков в Великобританию.
  • Моник де Бисси , арестована в марте 1944 года, освобождена в сентябре 1944 года.
  • Жан де Бломмар возглавлял операцию «Марафон» в 1944 году.
  • Андре де Йонг (также известный как Деде и Почтальон), соавтор и лидер Line. Арестован 15 января 1943 года. Пережил несколько нацистских концентрационных лагерей. Награжден Георгиевской медалью .
  • Фредерик де Йонг (также известный как Поль), отец Деде. Арестован 7 июня 1943 г. и казнен 28 марта 1944 г.
  • Эльвир Де Гриф (также известная как Танте Го, Тетушка Го), лидер на юго-западе Франции. Избежал ареста и выжил. Награжден Георгиевской медалью . ее муж Фернан и дети Фредерик и Жанин . Ей помогали
  • Барон Жак Донни (также известный как Дед Мороз), линейный казначей. Арестован 1 декабря 1942 года ночью в своем доме. Осужден 10 октября 1943 г. Казнен 29 февраля 1944 г.
  • Мишель Дюмон (также известная как Мишлин, Мишу и Лили), сестра Андре Дюмон. Универсальный помощник на случайной работе; избежал ареста, несмотря на выслугу лет; награжден Георгиевской медалью .
  • Антуан д'Урсель (также известный как Жак Картье) сменил Грейндла на посту лидера в Брюсселе. Умер при пересечении франко-испанской границы 24 декабря 1943 года.
  • Флорентино Гойкоэчеа , баскский контрабандист и проводник для многих летчиков через Пиренеи от оккупированной Франции до нейтральной Испании. Награжден Георгиевской медалью.
  • Мигель Этулен, французский баскский ребенок, работавший на Флорентино Гойкоэчеа ферме . Он встречал союзников на ближайшей железнодорожной станции и проводил их за 5 миль до убежища на ферме. Ему было 12 лет, когда его работодатель присоединился к Comet Line.
  • Барон Жан Грейндл (также известный как Немо), руководитель линии в Брюсселе. Арестован 6 февраля 1943 года. Погиб в результате налета авиации союзников 7 сентября 1943 года.
  • Генриетта Ханотт (также известная как Моник Ханотт ), «Вывела 140 летчиков на свободу», награждена MBE . [54]
  • Альберт Эдвард Джонсон (также известный как «Б»), британский «садовник» из семьи Де Греф, который водил многих летчиков через Пиренеи в Испанию. [55]
  • Жак Легрелль (также известный как Жером), организовавший и управлявший линией в районе Парижа, связал бельгийскую часть линии с югом Франции. Был схвачен, подвергнут пыткам, отправлен в концлагеря и выжил. Награжден Георгиевской медалью .
  • Элси Марешаль , уроженка Великобритании, она и ее семья были взяты в плен немцами в ноябре 1942 года. Пережила войну, как и ее дочь Элси, в концентрационных лагерях.
  • Жан-Франсуа Нотомб (также известный как Франко) сменил Андре де Йонга на посту лидера Франции. Арестован 18 января 1944 года. Пережил несколько нацистских концентрационных лагерей. Награжден орденом «За заслуги» .
  • Аманда Стассарт (также известная как Дайан). В плену в 1944 году, освобождении в 1945 году.
  • Пегги ван Лиер (также известная как Мишель). Родился в Южной Африке. Гид и помощник Жана Грейндла (Немо) в Брюсселе. Бежал из Бельгии в 1942 году.
  • Розин Терье Виттон (также известная как Роланд) управляла конспиративной квартирой в Аррасе и работала гидом на участке линии Аррас – Париж (март – июль 1943 г.) и на участке линии Париж – Бордо (июль 1943 г. – январь). 1944). Арестован в январе 1944 г. и отправлен в Равенсбрюк, а затем во Флоссенбург; освобожден в мае 1945 года. [56]
[ редактировать ]
  • «Обратное путешествие» майора ASB Аркрайта включает в себя рассказ из первых рук о трех британских офицерах, которых вывели на свободу по строю после побега из лагеря для военнопленных.
  • В книге «Мастера воздуха: американские мальчики-бомбардировщики, которые вели воздушную войну против нацистской Германии » Дональд Л. Миллер описывает линию Comet Line, которую молодые мужчины и женщины ревностно поддерживают.
  • «Верхом на комете» — сценическая драма Марка Виоли. В пьесе рассказывается о сельской французской семье, которая помогает двум американским солдатам благополучно вернуться в Лондон вскоре после вторжения в день Д. Премьера этой пьесы состоялась в сентябре 2011 года в Actors' NET округа Бакс, штат Пенсильвания. [57]

Смотрите также

[ редактировать ]

Рекомендации

[ редактировать ]
  1. ^ Оттис 2001 , с. 43.
  2. ^ "207-я эскадрилья Королевских ВВС" по состоянию на 19 октября 2019 г.
  3. ^ Росситер 1986 , с. 31.
  4. «Cométe» , Сан-Тельмо-Музео, по состоянию на 27 сентября 2019 г.
  5. ^ Росситер 1986 , с. 24.
  6. ^ Лонгден, Шон (2005), Британские рабы Гитлера: военнопленные союзников в Германии 1939–1945 , Глостершир: Аррис, стр. 361.
  7. ^ «Список людей, которые помогали авиаторам, проходящим мимо Комета», [1] по состоянию на 3 декабря 2020 г.
  8. ^ Как возникла The Comet Line, доступ: декабрь 2020 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б Оттис 2001 , с. 121.
  10. ^ Лэнгторн, Марк и Ричардс, Мэтт (2018), Скрытая армия - секретная сила МИ-9 и нерассказанная история дня Д , Лондон: King's Row Publishing, np.
  11. «Начало кометы». Архивировано 25 сентября 2019 г. на Wayback Machine , по состоянию на 16 сентября 2019 г.
  12. ^ «Андри де Йонг» , по состоянию на 17 сентября 2019 г.
  13. ^ «Побег и уклонение во время Второй мировой войны» , по состоянию на 16 августа 2019 г.
  14. «Комета» , по состоянию на 16 августа 2019 г.
  15. ^ «Список людей, которые помогали авиаторам, проходящим мимо Комета», [2] . по состоянию на 17 сентября 2019 г.
  16. ^ Оттис 2001 , стр. 121–122.
  17. ^ Фут, MRD и Лэнгли, Дж. М. (1979), МИ-9: Побег и уклонение 1939–1945 , Лондон: Голова Бодли, с. 44
  18. ^ Оттис 2001 , с. 123.
  19. ^ Нив 2016 , стр. 125–130, 146, 174–174.
  20. ^ Уоттс, стр. 141.
  21. ^ Оттис 2001 , стр. 53–69.
  22. ^ Перейти обратно: а б с «Хронология отрывков» , по состоянию на 25 сентября 2019 г.
  23. ^ «Андре де Йонг» . Телеграф . 18 октября 2007 года . Проверено 24 апреля 2024 г.
  24. ^ Эйснер 2005 , с. 13.
  25. ^ Нив 2016 , стр. 132–135.
  26. ^ Фрай, Хелен (2017). МИ9 . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 136-142. ISBN  9780300233209 .
  27. ^ Нив 2016 , стр. 134–138.
  28. ^ Оттис 2001 , с. 145.
  29. ^ "Андре де Йонг" , по состоянию на 5 октября 2019 г.
  30. ^ Олсон, Линн (2017), Остров Последней Надежды , Нью-Йорк: Random House, с. 289.
  31. ^ «Мартин, Дуглас (18 октября 2007 г.), «Андре де Йонг, 90 лет, легенда бельгийского сопротивления, умирает», The New York Times.
  32. ^ «Хронология отрывков» , по состоянию на 18 ноября 2019 г.
  33. ^ Нив 2016 , стр. 185, 190.
  34. «Катрин Жано» , ARORY , по состоянию на 19 ноября 2019 г.
  35. ^ Саксон, Вольфгант (9 марта 1993 г.). «Мишель Рике, французский священник-иезуит, участник Сопротивления» . Газета "Нью-Йорк Таймс . Проверено 5 декабря 2020 г.
  36. Исторические записи семьи Маклауд/Донни, доступ по состоянию на 3 декабря 2020 г.
  37. ^ «Список людей, которые помогали авиаторам, проходящим мимо Комета», по состоянию на 3 декабря 2020 г.
  38. ^ «Андре де Йонг», Free Belgians , [3] , по состоянию на 26 сентября 2019 г.
  39. ^ Нив 2016 , стр. 147–153.
  40. ^ Оттис 2001 , стр. 137–139.
  41. ^ Оттис 2001 , стр. 137–140.
  42. ^ Оттис 2001 , с. 141.
  43. ^ Нив 2016 , с. 187.
  44. ^ Оттис 2001 , стр. 142–143.
  45. ^ Эйснер 2005 , стр. 258–259.
  46. ^ «Американская женщина помогла спасти летчиков во Франции» , Национальное общественное радио, по состоянию на 30 сентября 2019 г.
  47. ^ Эйснер 2005 , стр. 265–273.
  48. ^ Нив 2016 , стр. 125–130, 173–174.
  49. ^ «Перевод указа о ночи и тумане (Nacht-und-Nebel Erlass)» . Архивировано из оригинала 19 февраля 2016 года . Проверено 12 октября 2018 г.
  50. ^ (на английском языке) Марк Терренс (1999). Концентрационные лагеря: Путеводитель по местам Второй мировой войны . Универсальные издательства. ISBN  1581128398 .
  51. ^ Никол и Реннелл 2008 , с. 470.
  52. ^ «207-я эскадрилья Королевских ВВС», [4] , по состоянию на 19 октября 2019 г.
  53. ^ Линия побега Шелбурна: секретное спасение авиаторов союзников французским метрополитеном, британским королевским флотом и лондонским МИ-9.
  54. ^ Шут, Джо (8 августа 2020 г.). «Моник Ханотт: бельгийский шпион-подросток, который вывел на свободу 140 летчиков» . Телеграф . Проверено 13 августа 2020 г.
  55. ^ Нив 2016 , стр. 119–129.
  56. ^ Клаттон-Брок, Оливер, Уклоняющиеся от Королевских ВВС: Всеобъемлющая история тысяч беглецов и путей их побега, Западная Европа, 1940–1945 (2011), Страница xxiv.
  57. ^ Виоли, Марк. «Верховая комета» .

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Эйснер, Питер (2005). Линия свободы: храбрые мужчины и женщины, спасавшие летчиков союзников от нацистов во время Второй мировой войны . Нью-Йорк: ХарперКоллинз. ISBN  978-0-06-009664-9 .
  • Нив, Эйри (2016). Маленький Циклон . Лондон: Издательство Biteback. ISBN  978-1-84954-960-8 .
  • Никол, Джон; Реннелл, Тони (2008). Хоумран: Побег из нацистской Европы . Лондон: Пингвин Великобритания. ISBN  978-0-14-102419-6 .
  • Оттис, Шерри Грин (2001). «Безмолвные герои: сбитые летчики и французское подполье» . Лексингтон: Университетское издательство Кентукки. ISBN  978-0-8131-2186-4 .
  • Росситер, Маргарет Л. (1986). Женщины в Сопротивлении . Нью-Йорк: Прегер. ISBN  978-0-03-005338-2 .

дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Смит, Майкл Кеннет (2017). Почтальонка (изд. в мягкой обложке). Северный Чарльстон, Южная Каролина: CreateSpace. ISBN  978-1-979092-03-6 . LCCN   2017916643 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец оригинального документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 499CF0ACD59D0A9E0C247CBD71588872__1716979380
URL1:https://en.wikipedia.org/wiki/Comet_Line
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Comet Line - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть, любые претензии не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, денежную единицу можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)