Jump to content

Линии эвакуации и уклонения (Вторая мировая война)

Маршруты, используемые линиями эвакуации Пэт, Комета и Шелберн для контрабанды летчиков из оккупированной Европы.

Линии бегства и уклонения во время Второй мировой войны помогали людям бежать из европейских стран, оккупированных нацистской Германией . В центре внимания большинства линий отхода в Западной Европе была помощь британским и американским летчикам, сбитым над оккупированной Европой, избежать захвата и сбежать в нейтральную Испанию или Швецию , откуда они могли вернуться в Соединенное Королевство . Иногда различают «беглецов» (солдат и летчиков, попавших в плен к немцам и сбежавших) и «беженцев» (солдат и летчиков на территории противника, избежавших захвата). Большинство из тех, кому помогли пути отхода, были уклоняющимися.

Некоторые линии отхода и уклонения, такие как Шелбурнская или Бургундская линии, были созданы союзниками специально для помощи своим солдатам и летчикам, оказавшимся на оккупированной немцами территории. Другие были продуктом сочетания союзных военнослужащих и местных жителей на оккупированной территории, например, « Линия Пэта О'Лири» . Некоторые линии эвакуации были созданы и эксплуатировались гражданскими лицами в рамках массовых усилий по оказанию помощи людям, спасающимся от нацистов, например, «Комета» , «Датч-Париж», «Служба ЕВА» или линия Смита-ван дер Хейдена. Они не ограничивались помощью военнослужащим, но также помогали скомпрометированным шпионам, участникам сопротивления, людям, уклоняющимся от призыва на принудительные работы, гражданским лицам, которые хотели присоединиться к правительствам в изгнании в Лондоне, и евреям . [1] [2]

Около 7000 летчиков и солдат, в основном британцев и американцев, помогли избежать немецкого захвата в Западной Европе и успешно вернулись в Соединенное Королевство во время Второй мировой войны. [3] Многие пути побега полностью или частично финансировались МИ-9 Британского управления военной разведки, Британским управлением специальных операций (SOE) и другими организациями союзников. «Участие в побеговых сетях было, возможно, самой опасной формой работы сопротивления в оккупированной Европе... Самую опасную работу выполняли в основном молодые женщины, многие из которых были еще подростками, которые сопровождали военнослужащих за сотни миль через границу. вражескую территорию Испании». [4]

Описание

[ редактировать ]

Работа путей эвакуации была трудоемкой. Обычно сбитых летчиков находила, кормила, одевала, выдавала фальшивые документы, удостоверяющие личность, и прятала на чердаках, подвалах и в домах сеть добровольцев. Затем летчиков сопровождали гиды, тоже волонтеры, в нейтральные страны. Наиболее распространенными маршрутами были из Бельгии и северной Франции в Испанию. Путешествие по оккупированной Франции в основном осуществлялось на поезде, за которым следовал пеший переход через Пиренеи в Испанию с местным гидом (обычно платным). По прибытии в Испанию британские дипломаты помогли летчикам добраться до Гибралтара , а затем доставить их самолетом обратно в Соединенное Королевство. [5] Альтернативным маршрутом было путешествие от побережья Бретани до Англии на небольшой лодке.

В конце войны, особенно после вторжения в Нормандию 6 июня 1944 года, пути отхода больше сводились к укрытию летчиков на месте или в лесных лагерях в ожидании прибытия союзных армий, а не к помощи летчикам в бегстве из оккупированной Европы. Операция «Марафон» описывает лесные лагеря. [6]

Около 2000 солдат, в основном британских, а также 2000 британских и 3000 американских летчиков, которые были сбиты или совершили аварийную посадку в Западной Европе, избежали немецкого захвата или сбежали из немецкого плена во время войны. [7] Большинству солдат удалось избежать плена, потому что они остались во Франции после эвакуации британских войск из Дюнкерка в 1940 году. Большинству летчиков помогали с 1942 по 1944 год, когда воздушная война над Европой усиливалась. Им помогало множество различных линий побега, некоторые из них были крупными и организованными, другие неформальными и эфемерными. По оценкам Общества по спасению Королевских ВВС , во время войны на многочисленных линиях эвакуации и уклонения работали 14 000 добровольцев. Многие другие помогали время от времени, а общее число людей, которые один или несколько раз помогали сбитым летчикам во время войны, возможно, достигло 100 000. Половину волонтеров-помощников составляли женщины, часто молодые женщины и даже подростки. Некоторые из наиболее важных линий побега возглавляли женщины. [8] [9]

Работа спасателей была опасной. Учитывая большое количество помощников, разбросанных по обширным территориям, немцам было относительно легко проникнуть в пути отхода. Тысячи помощников были арестованы, а более пятисот умерли в концентрационных лагерях или были казнены. [10] Истощение лидеров линий побега из-за ареста немцев было намного выше. В марте 1943 года только одна 61-летняя женщина, Мария-Луиза Диссар , осталась вольна заново изобрести « Линию Пэт О’Лири» . [11] В марте 1944 года только трое из дюжины лидеров Кометной линии , самой крупной и известной из линий, были еще живы и не сидели в тюрьме. [12]

Первоначально линии побега финансировались за счет частных лиц в оккупированных странах. Однако две тайные организации Великобритании, в основном МИ-9 , а также Отдел DF Управления специальных операций (SOE), финансировали крупные линии побега, а тайная организация США MIS-X помогала военнопленным (военнопленным) бежать из немецких лагерей для военнопленных. [13]

Члены линий отхода и уклонения обычно были безоружны и не участвовали в ожесточенном сопротивлении немецкой оккупации. Девизом Линии Комет было Pugna Quin Percutias , «бой без оружия». Чтобы обеспечить строгую безопасность, пути эвакуации обычно избегали контактов с вооруженными группами сопротивления. [14]

Беглецы и уклонисты

[ редактировать ]

Организованные линии эвакуации и уклонения действовали во Франции, Бельгии, Нидерландах и Дании. Число летчиков, избежавших плена после того, как их сбили или совершили аварийную посадку в Западной Европе, составляло небольшую долю от числа убитых или взятых в плен. Например, около 22 000 британских и американских летчиков были убиты или взяты в плен при сбитии во Франции, но зарегистрировано, что только 3 000 избежали захвата немцами. [15] Более того, процент летчиков, избежавших плена, во Франции был выше, чем в других странах, из-за близости испанской границы с Францией и короткого океанского перехода в Англию . Почти все летчики, сбитые в Германии, были убиты или взяты в плен, хотя некоторым удалось сбежать из лагерей для военнопленных , и им помогли избежать повторного захвата с помощью путей эвакуации. [16] Менее известные линии побега действовали в Восточной Европе, главным образом, чтобы помочь польским или чешским солдатам добраться до союзников через Балтику или Италию или помочь евреям бежать через Балканы. [17]

Линии эвакуации

[ редактировать ]

Помимо перечисленных ниже путей побега, многие другие были эфемерными, семейными делами, ускользнувшими от внимания истории. Одной из небольших линий, получившей некоторое внимание, является линия Балфа возле Амьена , которой управляли муж, жена и двое сыновей-подростков, которые времен Первой мировой войны с помощью служащих кладбища прятали беглых летчиков в сарае на кладбище . Существовало множество других небольших путей отхода аналогичного характера. [18]

Во время Второй мировой войны граждане оккупированных стран Европы не могли свободно передвигаться без удостоверений личности и разрешений на поездку. Нацистские патрули останавливались и обыскивали граждан без предупреждения и причины. Контроль за передвижением и частые патрули делали чрезвычайно опасным перемещение уклоняющихся союзников с места на место, поскольку всегда существовала вероятность того, что их остановят. В случае ареста уклониста допрашивали, иногда пытали и отправляли в лагерь для военнопленных. Однако гида/помощника допрашивали, часто пытали, заключали в концентрационный лагерь или казнили, а ее или его семья и друзья подвергались большому риску. [19]

Меня зовут Андре... но я бы хотела, чтобы вы называли меня моим кодовым именем Деде, что означает маленькая мама. С этого момента я буду твоей маленькой мамочкой, а ты будешь моими маленькими детьми. Моя работа будет заключаться в том, чтобы доставить моих детей в Испанию и на свободу.

Comet Line Руководитель Андре де Йонг , 24 года, сбитым летчикам [20]

Наша жизнь будет зависеть от школьницы.

Сбитый летчик, имея в виду Андре де Йонга. [21]

Если уклоняющийся оказался на линии отхода, он должен подчиняться каждому приказу, исходящему от него, так же быстро и официально, как он подчинялся приказам своего предыдущего командира.

МРД Фут [22]

Известные люди

[ редактировать ]
  1. ^ Кореман, Меган (2018), Линия побега: как обычные герои голландского Парижа сопротивлялись нацистской оккупации Западной Европы , Нью-Йорк: Oxford University Press
  2. ^ Гильдеа, Роберт и Исми Теймс, ред. (2020), Борцы через границы: транснациональное сопротивление в Европе, 1936–1948 , Манчестер: Издательство Манчестерского университета, стр. 90–108.
  3. ^ Фут, MRD и Лэнгли, JM (1979), Побег и уклонение МИ-9, 1939-1945, Бостон: Литтл, Браун и компания, Приложение I
  4. ^ Олсон, Линн (2017), Остров Последней Надежды, Нью-Йорк: Random House, с. 289.
  5. ^ Оттис, Шерри Грин (2001), Безмолвные герои: сбитые летчики и французское подполье, Лексингтон: Университетское издательство Кентукки, стр. 53-69
  6. ^ Оттис, с. 145
  7. ^ Фут и Лэнгли, Приложение I.
  8. ^ Росситер, Маргарет Л. (1986), Женщины в сопротивлении, Нью-Йорк: Praeger, стр. 23-24.
  9. ^ Никол, Джон и Реннелл, Тони (2007), Хоумран: Побег из нацистской Европы, Нью-Йорк: Пингвин, стр. 470
  10. ^ Нив, Эйри (1970), Квест , Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday, с. xiii
  11. ^ Оттис, с. 117
  12. ^ Эйснер, Питер (2004), Линия свободы, Нью-Йорк: Уильям Морроу, стр. 259
  13. ^ "MIS-X", Национальный музей ВВС США, [1] , по состоянию на 5 февраля 2020 г.
  14. ^ «207-я эскадрилья Королевских ВВС», http://www.207squadron.rafinfo.org.uk/wesseling/koekelberg_207_060505.htm , по состоянию на 19 октября 2019 г.
  15. ^ "France-Crashes" [2] , по состоянию на 3 февраля 2010 г.
  16. ^ Оттис, стр. 26-27
  17. ^ Гильдеа, стр. 92-92.
  18. ^ Фут, МРД; Лэнгли, Дж. М. (1980). Побег и уклонение МИ-9 1939-1945 гг . Бостон: Литтл, Браун и компания. п. 205. ИСБН  0316288403 .
  19. ^ «Мемориал Комете Лайн», [3] . по состоянию на 5 февраля 2020 г.
  20. ^ «Мартин, Дуглас (18 октября 2007 г.), «Андре де Йонг, 90 лет, легенда бельгийского сопротивления, умирает», The New York Times.
  21. ^ "Мартин, Нью-Йорк Таймс.
  22. ^ Фут и Лэнгли, с. 49
  23. ^ https://diposit.ub.edu/dspace/bitstream/2445/194594/1/694416.pdf
  24. ^ Колл, Хосеп (1978), Хосеп Ровира, жизнь на службе Каталонии и социализму, редакция Ariel
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7492af1b309bdcf7ac35f5ae55f489b7__1719274800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/74/b7/7492af1b309bdcf7ac35f5ae55f489b7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Escape and evasion lines (World War II) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)