Линии эвакуации и уклонения (Вторая мировая война)
Линии бегства и уклонения во время Второй мировой войны помогали людям бежать из европейских стран, оккупированных нацистской Германией . В центре внимания большинства линий отхода в Западной Европе была помощь британским и американским летчикам, сбитым над оккупированной Европой, избежать захвата и сбежать в нейтральную Испанию или Швецию , откуда они могли вернуться в Соединенное Королевство . Иногда различают «беглецов» (солдат и летчиков, попавших в плен к немцам и сбежавших) и «беженцев» (солдат и летчиков на территории противника, избежавших захвата). Большинство из тех, кому помогли пути отхода, были уклоняющимися.
Некоторые линии отхода и уклонения, такие как Шелбурнская или Бургундская линии, были созданы союзниками специально для помощи своим солдатам и летчикам, оказавшимся на оккупированной немцами территории. Другие были продуктом сочетания союзных военнослужащих и местных жителей на оккупированной территории, например, « Линия Пэта О'Лири» . Некоторые линии эвакуации были созданы и эксплуатировались гражданскими лицами в рамках массовых усилий по оказанию помощи людям, спасающимся от нацистов, например, «Комета» , «Датч-Париж», «Служба ЕВА» или линия Смита-ван дер Хейдена. Они не ограничивались помощью военнослужащим, но также помогали скомпрометированным шпионам, участникам сопротивления, людям, уклоняющимся от призыва на принудительные работы, гражданским лицам, которые хотели присоединиться к правительствам в изгнании в Лондоне, и евреям . [1] [2]
Около 7000 летчиков и солдат, в основном британцев и американцев, помогли избежать немецкого захвата в Западной Европе и успешно вернулись в Соединенное Королевство во время Второй мировой войны. [3] Многие пути побега полностью или частично финансировались МИ-9 Британского управления военной разведки, Британским управлением специальных операций (SOE) и другими организациями союзников. «Участие в побеговых сетях было, возможно, самой опасной формой работы сопротивления в оккупированной Европе... Самую опасную работу выполняли в основном молодые женщины, многие из которых были еще подростками, которые сопровождали военнослужащих за сотни миль через границу. вражескую территорию Испании». [4]
Описание
[ редактировать ]Работа путей эвакуации была трудоемкой. Обычно сбитых летчиков находила, кормила, одевала, выдавала фальшивые документы, удостоверяющие личность, и прятала на чердаках, подвалах и в домах сеть добровольцев. Затем летчиков сопровождали гиды, тоже волонтеры, в нейтральные страны. Наиболее распространенными маршрутами были из Бельгии и северной Франции в Испанию. Путешествие по оккупированной Франции в основном осуществлялось на поезде, за которым следовал пеший переход через Пиренеи в Испанию с местным гидом (обычно платным). По прибытии в Испанию британские дипломаты помогли летчикам добраться до Гибралтара , а затем доставить их самолетом обратно в Соединенное Королевство. [5] Альтернативным маршрутом было путешествие от побережья Бретани до Англии на небольшой лодке.
В конце войны, особенно после вторжения в Нормандию 6 июня 1944 года, пути отхода больше сводились к укрытию летчиков на месте или в лесных лагерях в ожидании прибытия союзных армий, а не к помощи летчикам в бегстве из оккупированной Европы. Операция «Марафон» описывает лесные лагеря. [6]
Около 2000 солдат, в основном британских, а также 2000 британских и 3000 американских летчиков, которые были сбиты или совершили аварийную посадку в Западной Европе, избежали немецкого захвата или сбежали из немецкого плена во время войны. [7] Большинству солдат удалось избежать плена, потому что они остались во Франции после эвакуации британских войск из Дюнкерка в 1940 году. Большинству летчиков помогали с 1942 по 1944 год, когда воздушная война над Европой усиливалась. Им помогало множество различных линий побега, некоторые из них были крупными и организованными, другие неформальными и эфемерными. По оценкам Общества по спасению Королевских ВВС , во время войны на многочисленных линиях эвакуации и уклонения работали 14 000 добровольцев. Многие другие помогали время от времени, а общее число людей, которые один или несколько раз помогали сбитым летчикам во время войны, возможно, достигло 100 000. Половину волонтеров-помощников составляли женщины, часто молодые женщины и даже подростки. Некоторые из наиболее важных линий побега возглавляли женщины. [8] [9]
Работа спасателей была опасной. Учитывая большое количество помощников, разбросанных по обширным территориям, немцам было относительно легко проникнуть в пути отхода. Тысячи помощников были арестованы, а более пятисот умерли в концентрационных лагерях или были казнены. [10] Истощение лидеров линий побега из-за ареста немцев было намного выше. В марте 1943 года только одна 61-летняя женщина, Мария-Луиза Диссар , осталась вольна заново изобрести « Линию Пэт О’Лири» . [11] В марте 1944 года только трое из дюжины лидеров Кометной линии , самой крупной и известной из линий, были еще живы и не сидели в тюрьме. [12]
Первоначально линии побега финансировались за счет частных лиц в оккупированных странах. Однако две тайные организации Великобритании, в основном МИ-9 , а также Отдел DF Управления специальных операций (SOE), финансировали крупные линии побега, а тайная организация США MIS-X помогала военнопленным (военнопленным) бежать из немецких лагерей для военнопленных. [13]
Члены линий отхода и уклонения обычно были безоружны и не участвовали в ожесточенном сопротивлении немецкой оккупации. Девизом Линии Комет было Pugna Quin Percutias , «бой без оружия». Чтобы обеспечить строгую безопасность, пути эвакуации обычно избегали контактов с вооруженными группами сопротивления. [14]
Беглецы и уклонисты
[ редактировать ]Организованные линии эвакуации и уклонения действовали во Франции, Бельгии, Нидерландах и Дании. Число летчиков, избежавших плена после того, как их сбили или совершили аварийную посадку в Западной Европе, составляло небольшую долю от числа убитых или взятых в плен. Например, около 22 000 британских и американских летчиков были убиты или взяты в плен при сбитии во Франции, но зарегистрировано, что только 3 000 избежали захвата немцами. [15] Более того, процент летчиков, избежавших плена, во Франции был выше, чем в других странах, из-за близости испанской границы с Францией и короткого океанского перехода в Англию . Почти все летчики, сбитые в Германии, были убиты или взяты в плен, хотя некоторым удалось сбежать из лагерей для военнопленных , и им помогли избежать повторного захвата с помощью путей эвакуации. [16] Менее известные линии побега действовали в Восточной Европе, главным образом, чтобы помочь польским или чешским солдатам добраться до союзников через Балтику или Италию или помочь евреям бежать через Балканы. [17]
Линии эвакуации
[ редактировать ]Помимо перечисленных ниже путей побега, многие другие были эфемерными, семейными делами, ускользнувшими от внимания истории. Одной из небольших линий, получившей некоторое внимание, является линия Балфа возле Амьена , которой управляли муж, жена и двое сыновей-подростков, которые времен Первой мировой войны с помощью служащих кладбища прятали беглых летчиков в сарае на кладбище . Существовало множество других небольших путей отхода аналогичного характера. [18]
Во время Второй мировой войны граждане оккупированных стран Европы не могли свободно передвигаться без удостоверений личности и разрешений на поездку. Нацистские патрули останавливались и обыскивали граждан без предупреждения и причины. Контроль за передвижением и частые патрули делали чрезвычайно опасным перемещение уклоняющихся союзников с места на место, поскольку всегда существовала вероятность того, что их остановят. В случае ареста уклониста допрашивали, иногда пытали и отправляли в лагерь для военнопленных. Однако гида/помощника допрашивали, часто пытали, заключали в концентрационный лагерь или казнили, а ее или его семья и друзья подвергались большому риску. [19]
Меня зовут Андре... но я бы хотела, чтобы вы называли меня моим кодовым именем Деде, что означает маленькая мама. С этого момента я буду твоей маленькой мамочкой, а ты будешь моими маленькими детьми. Моя работа будет заключаться в том, чтобы доставить моих детей в Испанию и на свободу.
Comet Line Руководитель Андре де Йонг , 24 года, сбитым летчикам [20]
Наша жизнь будет зависеть от школьницы.
Сбитый летчик, имея в виду Андре де Йонга. [21]
Если уклоняющийся оказался на линии отхода, он должен подчиняться каждому приказу, исходящему от него, так же быстро и официально, как он подчинялся приказам своего предыдущего командира.
- Бельгийское национальное движение
- Сеть побегов Бордо-Лупиак
- Бургундия (Бургундия) Линия
- Чауни Лайн
- Линия кометы
- из Дании Линия побега
- Голландско-Парижская линия
- Группа Хорнарт-Дирикс
- Линия Хорнуа-ле-Бур
- Франсуа Лайн
- Франсуаза Лайн
- Линия Мари Клэр
- Линия Мари-Одиль
- Дубовая линия
- Операция Марафон
- Операция Пегас
- Операция Шервуд
- Линия Пэта О'Лири (Линия Пэта, Линия О'Лири, Линия ПАО)
- Линия Possum ( possum = я могу на латыни)
- Сервис ЕВА
- Линия Смит-Ван дер Хейден
- Шелбернская линия
- линия WAS
- Вик Лайн
Известные люди
[ редактировать ]- Катталин Агирре , Баск, Comet Line
- Роберт Эйл, Френч, Comet Line
- Элизабет Барбье, Френч, Комета, Линия Дуба
- Андре Боррель , француз, Пэт Лайн, агент SOE
- Владимир Бурышкин, американец, Oaktree Line
- Энтони Брукс , британец, Пэт Лайн, агент SOE
- Жорж Бруссен , Франция, Бургундия.
- Жан-Клод Камор , француз, линия Бордо-Лупиак
- Дональд Кэски , британец, Пэт Лайн
- Пэт Черами, британец, Пэт Лайн
- Гарольд Коул , британец, Пэт Лайн, немецкий агент
- Майкл Кресвелл , британский дипломат в Испании
- Вирджиния д'Альбер-Лейк , Американец, Линия кометы, Марафон
- Мадлен Дамерман , француженка, Пэт Лайн, агент SOE
- Дональд Дарлинг , британский агент МИ-6 и МИ-9.
- Моник де Бисси, бельгийка, Comet Line
- Эльвир де Греф , бельгиец, Comet Line.
- Фернан де Гриф, бельгиец, Comet Line
- Фредерик де Гриф, бельгиец, Comet Line
- Жанин де Гриф , бельгийка, Comet Line
- Андре де Йонг , бельгиец, Comet Line
- Фредерик де Йонг, бельгиец, Comet Line
- Эрвин Деман , француз, VAR Line
- Арнольд Деппе, бельгиец, Comet Line
- Жак Десубри , немецкий агент
- Мари-Луиза Диссар , Френч, Пэт, Франсуаза Лайнс
- Люсьен Дюмэ , канадец, Шелберн Лайн
- Андре Дюмон, бельгиец, Comet Line
- Мишель Дюмон , бельгийка, Comet Line
- Антуан д'Урсель, бельгиец, Comet Line
- Иэн Гарроу , Скот, Пэт Лайн
- Виктор Герсон , британец, Вик Лайн, агент SOE
- Хосеп Ровира и Каналс , Каталонский, Вик Лайн, Мартин Групп [23] [24]
- Флорентино Гойкоэчеа , Баск, Comet Line
- Барон Жан Грейндл , бельгиец, Comet Line
- Альбер Герисс , бельгиец, Пэт Лайн
- Элизабет Хейден-Гест , Пэт Лайн
- Вирджиния Холл , американка, Пэт Лайн, ГП/ УСС агент
- Сюзанна Хильтерманн-Сулумиак , голландка, линия Голландия-Париж
- Поль Хорнарт , бельгиец, Groupe Hoornaert-Dirix
- Катрин Жано , француженка, Comet Line
- Альберт Эдвард Джонсон, британец, Comet Line
- Герман Лаатсман , голландец, линия Голландия-Париж
- Джеймс Лэнгли , британец, МИ-9
- Жак Легрелль, бельгиец, Comet Line
- Роже Ле Невё, французский, немецкий агент
- Мэри Линделл , британка, Marie-Clair Line
- Элси Марешаль , британка, Comet Line
- Эльвир Морель, француженка, Comet Line
- Эйри Нив , британец, MI9
- Жан-Франсуа Нотомб, бельгиец, Comet Line
- Луи Нуво, Френч, Пэт Лайн
- Андре Пил , француз, VAR Line
- Эдгар Потье , бельгиец, линия опоссумов
- Джордж Родоканачи , британец, Пэт Лайн
- Аманда Стассарт , бельгийка, Comet Line
- Трикс Тервиндт , голландец, MI9
- Франсиозе Усандизага, Баск, Comet Line
- Пегги ван Лиер , бельгийка, Comet Line
- Виллем Виссер 'т Хоофт , голландец, линия Голландия-Париж
- Нэнси Уэйк , австралийка, Пэт Лайн, агент SOE
- Габриэль Вайднер , голландка, линия Dutch-Paris Line
- Йохан Хендрик Вайднер , голландец, линия Голландия-Париж
- Сюзанна Веренгем , француженка, Пэт Лайн
- Сюзанна Виттек, бельгийка, Comet Line
- Эдмонд «Моен» Чейт, бельгиец, линия Голландия-Париж.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кореман, Меган (2018), Линия побега: как обычные герои голландского Парижа сопротивлялись нацистской оккупации Западной Европы , Нью-Йорк: Oxford University Press
- ^ Гильдеа, Роберт и Исми Теймс, ред. (2020), Борцы через границы: транснациональное сопротивление в Европе, 1936–1948 , Манчестер: Издательство Манчестерского университета, стр. 90–108.
- ^ Фут, MRD и Лэнгли, JM (1979), Побег и уклонение МИ-9, 1939-1945, Бостон: Литтл, Браун и компания, Приложение I
- ^ Олсон, Линн (2017), Остров Последней Надежды, Нью-Йорк: Random House, с. 289.
- ^ Оттис, Шерри Грин (2001), Безмолвные герои: сбитые летчики и французское подполье, Лексингтон: Университетское издательство Кентукки, стр. 53-69
- ^ Оттис, с. 145
- ^ Фут и Лэнгли, Приложение I.
- ^ Росситер, Маргарет Л. (1986), Женщины в сопротивлении, Нью-Йорк: Praeger, стр. 23-24.
- ^ Никол, Джон и Реннелл, Тони (2007), Хоумран: Побег из нацистской Европы, Нью-Йорк: Пингвин, стр. 470
- ^ Нив, Эйри (1970), Квест , Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday, с. xiii
- ^ Оттис, с. 117
- ^ Эйснер, Питер (2004), Линия свободы, Нью-Йорк: Уильям Морроу, стр. 259
- ^ "MIS-X", Национальный музей ВВС США, [1] , по состоянию на 5 февраля 2020 г.
- ^ «207-я эскадрилья Королевских ВВС», http://www.207squadron.rafinfo.org.uk/wesseling/koekelberg_207_060505.htm , по состоянию на 19 октября 2019 г.
- ^ "France-Crashes" [2] , по состоянию на 3 февраля 2010 г.
- ^ Оттис, стр. 26-27
- ^ Гильдеа, стр. 92-92.
- ^ Фут, МРД; Лэнгли, Дж. М. (1980). Побег и уклонение МИ-9 1939-1945 гг . Бостон: Литтл, Браун и компания. п. 205. ИСБН 0316288403 .
- ^ «Мемориал Комете Лайн», [3] . по состоянию на 5 февраля 2020 г.
- ^ «Мартин, Дуглас (18 октября 2007 г.), «Андре де Йонг, 90 лет, легенда бельгийского сопротивления, умирает», The New York Times.
- ^ "Мартин, Нью-Йорк Таймс.
- ^ Фут и Лэнгли, с. 49
- ^ https://diposit.ub.edu/dspace/bitstream/2445/194594/1/694416.pdf
- ^ Колл, Хосеп (1978), Хосеп Ровира, жизнь на службе Каталонии и социализму, редакция Ariel