Операция Марафон (Вторая мировая война)
47 ° 53'19 "N 1 ° 12'38" E / 47,8886 ° N 1,2106 ° E
Операция «Марафон» во время Второй мировой войны помогла летчикам союзников , которые были сбиты или совершили аварийную посадку в оккупированной нацистами Европе, избежать захвата немцами. Британская разведывательная организация МИ-9 организовала операцию по сбору сбитых летчиков в изолированные лесные лагеря, где они должны были ожидать помощи союзных вооруженных сил, наступавших после вторжения в Нормандию 6 июня 1944 года. « Линия кометы» , бельгийско - французская линия отхода, управлял лесными лагерями при финансовой и материально-технической помощи МИ-9.
Самый важный из лесных лагерей под кодовым названием Шервуд находился во Фретеваль лесу французском укрывал 152 британских и американских и в период с мая по август 1944 года летчиков. Руководитель МИ-9 Эйри Нив и небольшой отряд союзников освободили летчиков 14 августа 1944 года. В других лесных лагерях во Франции и в Арденнском лесу в Бельгии содержалось еще 150 или более летчиков, освобожденных с наступлением союзных армий.
Фон
[ редактировать ]Десятки тысяч самолетов союзников были сбиты или совершили аварийную посадку в оккупированной нацистами Европе во время Второй мировой войны. Линии эвакуации и уклонения, которыми управляли гражданские добровольцы во Франции, Бельгии, Нидерландах и Дании, помогли около 5000 сбитых летчиков союзников избежать захвата немцами и бежать в нейтральную страну, такую как Испания. Однако в 1944 году из-за сильных бомбардировок союзниками железных дорог и другой транспортной инфраструктуры в преддверии вторжения во Францию в Нормандии бегство в нейтральные графства становилось все труднее. [1]
МИ , решила в качестве альтернативы эвакуации сбитых летчиков собрать летчиков в изолированные лесные лагеря , Служба военной разведки Великобритании, -9 где они могли бы ожидать прибытия союзных армий. Официальный представитель МИ-9 Эйри Нив задумал операцию «Марафон» осенью 1943 года и начал планировать операцию вместе с тремя бельгийцами: Жаном де Бломмаром, Жоржем д'Ультремоном и Альбертом Ансиа. Все они были или были связаны с Кометной линией. Они выбрали три места для лесных лагерей: лес Фретеваль в 150 километрах (93 мили) к юго-западу от Парижа , лес недалеко от Ренна в Бретани и Арденнский лес в Бельгии. Лес Фретеваль имел кодовое название Шервуд. Нив начал обучать персонал и тайно сбрасывать его с парашютом или высаживать во Франции, чтобы подготовиться к проведению Марафона. Трое бельгийцев определили места для приземления самолетов и десантирования припасов с парашютом, а также определили людей, которые жили рядом с предполагаемыми лесными лагерями и были готовы помочь летчикам. [2]
В начале 1944 года «Кометная линия» была уничтожена арестами немецкой полиции безопасности, но Нив надеялся на нее для проведения операции. Для координации действий британские власти встретились в Мадриде (Испания) в феврале 1944 года с тремя выжившими лидерами Линии комет: Эльвирой де Гриф (тетушка Го), Марселем Роджером (Макс) и Мишель Дюмон (Мишу или Лили), 22-летними, но с поддельным удостоверение личности, в котором указано, что ей 16 лет. Comet Line ревностно охраняла свою независимость от МИ-9, и сотрудничество требовало как убеждения, так и вливания денег на расходы, чтобы добиться ее участия в операции. [3] [4]
Операция «Марафон» едва не закончилась катастрофой. Человек, назвавшийся Пьером Буленом, помог де Бломмару и Ансии. Они назначили встречу с ним на 7 мая в Париже с намерением предоставить ему 500 000 франков (около 2500 британских фунтов в валюте 1944 года) для помощи в операции. Однако Мишель Дюмон узнала, что «Булен» на самом деле был немецким агентом, настоящее имя которого было Жак Десубри . Она предупредила де Бломмарта и Ансию, разоблачила Десубри как немецкого агента, и все трое избежали захвата немцами, хотя Дюмону пришлось бежать в Англию . [5]
Шервуд
[ редактировать ]В апреле и мае 1944 года де Бломмар и еще один бельгиец, офицер Королевских ВВС Люсьен Бусса, создали штаб в городе Клуа-сюр-ле-Луар недалеко от леса Фретеваль. Де Бломмарт убедил местную группу вооруженного Сопротивления избегать любых действий в этом районе, поскольку это могло бы привлечь внимание немцев и поставить под угрозу летчиков в лагере. Он вел переговоры с фермерами, пекарями и торговцами о доставке еды в лагерь Шервуд, а также договорился с Филиппом д'Альбер-Лейком, главой компании Comet Line в Париже, и его американской женой Вирджинией д'Альбер-Лейк о создании система гидов для доставки летчиков из убежищ в Париже в лесной лагерь. [6] [7] Припасы, такие как палатки, были сброшены на парашютах в поля возле леса. [8] [9]
Первые летчики, направлявшиеся в лагерь Шервуд, 20 мая сели на поезд из Парижа в Шатоден . Это было непростое путешествие, поскольку самолеты союзников часто бомбили железные дороги. Из Шатодана гиды сопровождали летчиков еще на 15 километров (9,3 мили) до Клуа и разместили их в убежищах, пока лагерь не был готов к заселению. В день высадки в Нормандии, 6 июня 1944 года, в лагере находилось тридцать летчиков. Это число неуклонно увеличивалось и в начале августа составило 152 американских и британских летчика в лагере Шервуд. [10] Вирджиния Д'Альбер-Лейк стала единственной жертвой среди летчиков и гидов. Немцы захватили ее 12 июня, когда она привела в лагерь одиннадцать летчиков. Она пережила войну в немецком концлагере. [11] Во время операции в лесу Фретеваль немцы арестовали десять местных жителей, шестеро не вернулись из лагерей. [12]
В августе Эйри Нив отправился во Францию из Англии, чтобы собирать летчиков в лесных лагерях. Нив проследовал в Ле-Ман , который находился под контролем американской армии и находился примерно в 75 километрах (47 миль) от лагеря Шервуд. Считалось, что немцы ушли из лесной зоны, но это было сомнительно. Американская армия, с подозрением относившаяся к Ниву и «экзотической толпе вооруженных патриотов», которую он собрал для спасения, отказалась предоставить ему транспорт. С трудом он, наконец, собрал 16 автобусов и грузовиков, «украшенных цветами и французскими флагами и охраняемых гражданскими лицами с винтовками», а также несколько британских САС солдат . Они вылетели из Ле-Мана 14 августа в лес Фретеваль и вернулись в тот же день со 132 летчиками. Еще 20 были найдены на следующий день. [13]
Нив сообщил, что большинство из 152 летчиков, спасенных в лесу Фретеваль, вернулись в строй, и к концу войны 38 из них были убиты. [14]
Другие лагеря
[ редактировать ]Из Ле-Мана Нив, де Бломмар и толпа вооруженных людей «на джипах, нагруженных цветами и шампанским», направились в сторону Парижа. Линия кометы спрятала летчиков в нескольких городах, и Нив собирал их во время путешествия, встречая писателя Эрнеста Хемингуэя по пути . Нив и его «армия» вошли в Париж и создали штаб для связи с французским Сопротивлением. Как только наступление союзных армий сделало это возможным, Нив отправился из Парижа в Бельгию, чтобы забрать союзных летчиков, которых он надеялся найти спрятанными там, в Арденнском лесу. Он прибыл в Брюссель в начале сентября, когда немцы уходили и союзные армии вошли в город. Однако Нив обнаружил около 100 летчиков и 100 помощников Comet Line в отеле «Метрополь». Он считал, что «Кометная линия», «в яростном духе независимости Бельгии», не следовала сценарию, разработанному МИ-9, и что в Бельгии не было создано никаких лагерей.Последовала буйная вечеринка, и большой счет для партии был отправлен в штаб генерала. Дуайт Эйзенхауэр , командующий союзными армиями. Впоследствии после долгих споров счет был оплачен командой Эйзенхауэра. [15]
Общее число сбитых летчиков, укрытых и спасенных в ходе операции «Марафон», составило более 300. [16] Из Бельгии Нив продолжил свой путь в Нидерланды в рамках операции «Пегас», чтобы спасти еще больше агентов МИ-9, летчиков и солдат, оказавшихся в тылу Германии после неудачной ходе операции «Маркет Гарден» . операции союзных армий в [17]
Марафон в Бельгии
[ редактировать ]Нив ошибался, когда думал, что в Бельгии нет лагерей. Фактически в бельгийских Арденнах было создано шесть лагерей, которые все еще действовали в день освобождения. Бельгийская часть Миссионерского марафона во Франции началась 15 апреля, когда Жан де Бломмар де Сой и Альберт Ансиа, два бельгийца, прыгнувшие с парашютом во Франции несколькими днями ранее, встретились с Ивоном Мишельсом, руководившим Comete в Бельгии. Михилс принял идею создания лагерей в Бельгии и решил предоставить членов своей линии уклонения в распоряжение Марафона. Вернувшись в Бельгию, он принял первые меры и отправил агентов исследовать возможности в Арденнах . Его преемники Хосе Гримар и Гастон Маттис действовали таким же образом. Когда Альберт Ансия прибыл в Бельгию, он выполнил миссию рука об руку с Гастоном Маттисом. Они работали с бельгийскими членами «Комет» и другими агентами, специально набранными для миссионерского марафона.
Из мест, где они временно укрылись, в основном в Брюсселе и Льеже и их окрестностях, члены «Марафона» проводили летчиков в Арденны. Они путешествовали на поезде, машине и часто на велосипеде. Существовала даже «дорога велосипедистов» из Брюсселя в Намюр , а оттуда в лагеря. Лагеря были созданы в Беффе , Поршерессе (Давердиссе), Виллансе , Акремоне, Ла Корнетте и Бохане. По меньшей мере 109 летчиков союзников оставались в этих лагерях с июня по сентябрь благодаря агентам Марафона, которым помогала часть местного населения.
Агентами, ответственными за лагеря, были:Беффе: Винсент Вуйтс и его жена Мари Гислен Дени;Поршересс: Эмиль Руазо;Вилланс: Уолтер Хезбрук;Акремон: Жорж Арну;Ла Корнетт: Жермен Серве и Гастон Маттис;Бохан: Юбер Рено. [18]
Воспоминание
[ редактировать ]11 июня 1967 года Жан де Бломмар и Эйри Нив вернулись в лес Фретеваль, чтобы установить каменную колонну в память о спасении летчиков союзников. Люсьен Бусса умер тремя месяцами ранее в Клуа, том самом городе, в котором он и Бломмар основали свою штаб-квартиру в 1944 году. [19]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "The Freteval Forest", [1] , по состоянию на 13 февраля 2020 г.
- ^ Нив, Эйри (1970), Квест, Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday & Co, стр. 255, 257-262.
- ^ Эйснер, Питер (2004), Линия свободы, Нью-Йорк: Уильям Морроу, стр. 108–109, 258–259.
- ^ Нив, с. 267
- ^ Эйснер, стр. 265-273.
- ^ Нив, стр. 267-269.
- ^ Росситер, Маргарет Л. (1986), Женщины в сопротивлении, Нью-Йорк: Praeger, стр. 205
- ^ Нив, с. 267
- ^ Оттис, Шерри Грин (2001). Тихие герои . Лексингтон: Университетское издательство Кентукки. п. 123 . ISBN 0813121868 .
- ^ Нив, 271, 288.
- ^ Росситер, стр. 206-208.
- ^ "Лес Фретеваль", [2] ,
- ^ Нив, стр. 277-288.
- ^ Нив, с. 288
- ^ Нив, стр. 291-295.
- ^ Клаттон-Брок, Оливер (2009), RAF Evaders, Лондон: Grub Street, стр. 424-426.
- ^ Нив, 295-297.
- ^ Морис ПЕТИ, Марафон в Арденнах. Дерзкая миссия по защите авиаторов союзников в 1944 году , Famenne & Art Museum, 2021, 200 страниц, отредактировано при поддержке ARA LUXNAM
- ^ Нив, с. 288