Пэт О'Лири Лайн



Линия Пэта О'Лири (также известная как Линия Пэта О'Лири, Линия О'Лири и Линия ПАО ) — организация сопротивления во Франции во время Второй мировой войны . Линия спасения Пэта О'Лири помогла солдатам и летчикам союзников , оказавшимся в затруднительном положении или сбитым над оккупированной Европой, избежать захвата нацистской Германией и вернуться в Великобританию . Сбитых летчиков на севере Франции и в других странах кормили, одевали, выдавали фальшивые документы, удостоверяющие личность, прятали на чердаках, в подвалах и в домах людей и сопровождали в Марсель , где базировалась линия. Оттуда группа людей сопроводила их в нейтральную Испанию . Из Испании британские дипломаты отправили беглецов домой из контролируемого Великобританией Гибралтара . В Европе было создано множество различных линий побега, из которых линия Пата была самой старой и одной из самых важных. В совокупности многочисленные пути эвакуации помогли 7000 военнослужащим союзников, в основном летчикам, бежать из оккупированной Франции, Бельгии и Нидерландов . Pat Line получила финансовую помощь от MI9 британской разведки .
«Пэт О'Лири» — это псевдоним Альберта Герисса , одного из первых лидеров линии, которая помогла более чем 600 солдатам и летчикам союзников бежать из Франции в Испанию. Более 100 добровольцев или «помощников», как их часто называли, в основном французов , работавших на линию Пат, были арестованы и заключены в тюрьму французскими или немецкими властями Виши. Большинство из них были заключены в тюрьму до конца войны, но многие были казнены или умерли в концентрационных лагерях. [ 1 ]
Обзор
[ редактировать ]Линия Пэта О'Лири была одной из многих сетей побега и уклонения в Нидерландах, Бельгии и Франции во время Второй мировой войны. Наряду с такими сетями, как Comet Line , Shelburne Escape Line и другими, им приписывают помощь 7000 летчикам и солдатам союзников, наполовину британцам и наполовину американцам, сбежать из оккупированной нацистами Западной Европы во время Второй мировой войны. В работе линий эвакуации было задействовано около 12 000 человек, почти все гражданские лица и почти половина женщин. Около 500 из них были схвачены и казнены или погибли в концентрационных лагерях. Многие другие были заключены в тюрьму немцами. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
По словам одного из участников линии эвакуации, в разгар Второй мировой войны над Европой «шел дождь авиаторов». Например, за один день, 14 октября 1943 года, 82 бомбардировщика с 800 членами экипажа Восьмой воздушной армии в оккупированной Европе были сбиты или совершили аварийную посадку США. Большинство членов экипажа были убиты или взяты в плен, но некоторые были спасены с помощью путей отступления и вернулись в Великобританию. «Моральный дух летчиков на базах значительно поднялся, когда они увидели, как их товарищи чудесным образом вернулись после того, как их сбили над оккупированной Европой». Для союзников спасение сбитых летчиков с помощью «Пэта» и других путей эвакуации имело как практическую, так и гуманитарную цель. Обучение новых и сменных экипажей, особенно пилотов, было дорогостоящим и трудоемким. Спасение летчиков, сбитых в оккупированной Европе, и возвращение их в строй стали приоритетом союзников. [ 5 ] [ 6 ]
История
[ редактировать ]В результате эвакуации Франции из Дюнкерка британскими войсками в июне 1940 года тысячи британских и союзных солдат оказались в затруднительном положении на материковой части Европы. Большинство сдалось или было захвачено немцами, но около 1000 человек пробрались в Виши, Франция , номинально независимую, особенно в прибрежный город Марсель, где многие нашли убежище в Британской миссии моряков , возглавляемой пресвитерианским министром по имени Дональд Кэски . Дональд Дарлинг , работавший на британское разведывательное агентство МИ-9, в Португалии (позже Гибралтаре) нанял бизнесмена Нубара Гюльбенкяна , чтобы заложить основу для сети людей, которые будут направлять застрявших солдат союзников через Пиренеи в нейтральную Испанию, откуда они могут быть репатриированы. в Соединенное Королевство . По ходу войны большинство беглецов стали летчиками, сбитыми над оккупированной Европой. [ 7 ]
Первоначальным лидером того, что стало известно как «Линия Пэта О'Лири», был шотландский солдат Ян Гарроу . Воспользовавшись ограниченной свободой передвижения, первоначально предоставленной ему правительством Виши, он организовал систему побега, набрал десятки, а позже и сотни добровольцев для линии побега и нашел средства на расходы на жилье, транспортировку и документирование. Солдаты и летчики союзников. Поначалу некоторые эвакуации в Испанию осуществлялись по морю, но более распространенным маршрутом было то, что местные гиды (часто контрабандисты, знакомые с Пиренеями) сопровождали солдат и летчиков пешком через границу с Испанией. Затем беглецов на поезде или автомобиле доставили в британское консульство в Барселоне , а затем самолетом обратно в Соединенное Королевство, обычно из Гибралтара , где офис МИ-9 возглавлял Дональд Дарлинг. Гарроу собрал средства на расходы по линии побега от жителей Марселя, но позже расходы профинансировала МИ-9. Гарроу был арестован и заключен в тюрьму полицией Виши в октябре 1941 года. [ 8 ] [ 9 ]
Молодые, неосторожные и энергичные беглецы, обычно в возрасте от двадцати до двадцати лет, редко осознавали огромный риск, на который ради них пошли... В случае поимки им грозило тюремное заключение в соответствии с Женевскими конвенциями . Их гражданским помощникам почти наверняка грозили пытки и смерть. [ 10 ]
Преемником Гарроу на посту лидера «Линии Пэта» стал Альбер-Мари Герисс , офицер медицинской службы бельгийской армии. После капитуляции Бельгии перед немцами в 1940 году Герисс бежал в Великобританию через Дюнкерк. Затем он присоединился к кораблю с французским экипажем Le Rhin, который был принят для специальных операций и переименован в HMS Fidelity . Он получил комиссию в Королевском военно-морском добровольческом резерве под именем «Пэт О'Лири». [ 11 ] Он был франко-канадского происхождения и стал сотрудником британской разведки. 25 апреля 1941 года во время миссии по размещению агентов ЗОЕ на французском средиземноморском побережье недалеко от Коллиура он был арестован полицией Виши. Он сбежал и присоединился к Гарроу в Марселе в надежде добраться до Гибралтара и возобновить свою первоначальную военно-морскую службу. Гарроу нанял его помощником. После ареста Гарроу Герисс занял пост руководителя сети побегов. Герисс расширил зону действия линии отхода. [ 12 ]
Работа на линии отхода стала еще более опасной в ноябре 1942 года, когда немецкие военные оккупировали Виши, Франция, и взяли под свой контроль большую часть правительства. [ 13 ] Герисс был арестован гестапо 2 марта 1943 года, его предал Роже ле Невё, который работал с Пат Лайн, но был подкуплен или шантажирован для работы на немцев. Арест Герисса и многих других почти разрушил линию О'Лири, но 61-летняя женщина по имени Мари Диссар (кодовое имя «Франсуаза») возродила линию летом 1943 года. Диссард жила в Тулузе и укрывала многих сбитых летчиков в ее квартиру и сопровождал их или направлял их сопровождение в Испанию. Эйри Нив , агент МИ-9, которая поддерживала линию Пэт О'Лири, сказала, что эксцентричная Диссард и ее кот были «почти единственными выжившими» из линии Пэт. Под руководством Диссара остатки линии О'Лири часто называют «линией Франсуазы». [ 14 ] [ 15 ]
По словам Нива, линия Пэта помогла более чем 600 солдатам союзников и сбитым летчикам бежать из Франции в Испанию и вернуться в Англию. [ 16 ]
Маршруты
[ редактировать ]Линия О'Лири собирала солдат союзников, а после 1940 года - в основном летчиков из северной Франции, а также некоторых из других стран. Военнослужащих переводили из одной убежища в другую и сопровождали в Марсель. Поскольку эвакуация на фелюгах вдоль французского и испанского побережья в Гибралтар стала более опасной, Линия использовала сухопутные маршруты через самые восточные Пиренеи, а, поскольку это также стало более опасным, основные маршруты переместились в высокие Пиренеи дальше на запад, которые не патрулировались тщательно. немецкими солдатами, французской полицией и испанскими пограничниками. После ареста многих рабочих и руководителей линии О'Лири в Марселе основным пунктом сбора беглецов в 1943 и 1944 годах стала Тулуза . [ 17 ]
Самый известный из маршрутов известен как «Линия свободы» («Chemin de la Liberté»). Из Тулузы летчиков доставили в город Сен-Жирон у подножия Пиренеев. Оттуда гид и беглецы пересекли границу, прошли по склонам горы Мон-Валье на высоте 2838 метров (9311 футов) и направились дальше в небольшой городок Эстерри-д'Ане в Испании. Расстояние от Сен-Жирона до Эстерри д'Ане составляло всего 42 километра (26 миль) по прямой, но оно включало несколько дней восхождения по крутым склонам, часто по снегу и льду. [ 18 ]
Работу по переправке союзных летчиков через Пиренеи в Испанию обычно выполняла группа Понсана , возглавляемая испанским анархистом Франсиско Понсаном . Группа Ponzán базировалась в Тулузе . Группа Понсана не питала привязанности к британцам и американцам, но принимала деньги и оружие от союзников для достижения своей цели — свержения правительства Франко в Испании. Понсан был схвачен в 1943 году и казнен немцами в 1944 году. [ 19 ] [ 20 ]
Предательства
[ редактировать ]Учитывая большое количество помощников, задействованных в линиях побега, их изоляцию друг от друга и географическую разбросанность, немецким агентам было относительно легко проникнуть в линии побега. Род Пэта О'Лири был почти уничтожен двумя предателями: Гарольдом Коулом под кодовым именем «Пол» и Роджером Ле Невё по прозвищу «Роджер Ле Легионер». Коул завоевал доверие линии Пат, успешно сопроводив несколько групп летчиков из Лилля на самом севере Франции в Марсель. Бывший английский солдат был схвачен немцами в декабре 1941 года и передал немцам информацию, которая привела к аресту нескольких десятков помощников, работавших на «Линии Пэт», почти разрушив «Линию Пэт» на севере Франции. [ 21 ] Ле Невё, француз, аналогичным образом завоевал доверие «Линии Пата» и был ответственен за арест Альбера-Мари Герисса и других помощников «Линии Пата» в Марселе в марте 1943 года. Линия Пата была воссоздана в Тулузе, где она действовала для остаток войны. [ 22 ]
Известные члены Линии
[ редактировать ]Позже правительство Франции признало 475 мужчин и женщин, 89 процентов из которых были французами, за их работу в рамках линии Пат, помогающую солдатам и летчикам союзников бежать из оккупированной Европы. Многие другие время от времени оказывали помощь Pat Line. [ 23 ]
Выдающимися помощниками линии Пэта О'Лири были Джордж Родоканачи , врач, и его жена Фанни; вышеупомянутый Дональд Кэски; и Луи Нуво, бизнесмен, и его жена Рене. [ 24 ] Все трое мужчин были арестованы и провели остаток войны в тюрьме. Родоканачи умер в концентрационном лагере Бухенвальд . Фанни Родоканачи пережила войну в Марселе, а Рене Нуво бежала в Великобританию. [ 25 ] [ 10 ] Нэнси Уэйк была курьером «Пэт Лайн» и вместе со своим мужем Анри Фиокка приютила многих летчиков в своей роскошной квартире в Марселе. Уэйк сбежал в Испанию в 1943 году; Гестапо арестовало и казнило Фиокку. [ 26 ] Андре Боррель избежал ареста как член Pat Line и стал агентом тайной организации Соединенного Королевства , Управления специальных операций (SOE), а позже был схвачен и казнен. [ 27 ] Мэри Линделл , жительница Парижа, собирала сбитых летчиков и отправляла их на линию Пэт в Марселе. Она основала «Линию Мари-Клер» и была заключена в тюрьму немцами. [ 28 ] В Лионе агент ЗОЕ и американка Вирджиния Холл оказывали помощь сбитым летчикам и линии Пэт. [ 29 ] Агент SOE Энтони Брукс работал с Pat Line в 1941 году. [ 30 ] Альфонсина Буэно владела домом на линии в Баньюль-сюр-Мер до своего ареста в феврале 1943 года. [ 31 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нив, Эйри (1970). Квест-комната . Нью-Йорк: Даблдей. стр. XIII, 121.
- ^ Оттис, Шерри Грин (2001). Тихие герои . Лексингтон: Университетское издательство Кентукки. п. 22. ISBN 0813121868 .
- ^ Нив 1970 , стр. xii–xiii.
- ^ Фут, МРД; Лэнгли, Дж. М. (1979). Побег и уклонение МИ-9, 1939-1945 гг . Бостон: Литтл, Браун и компания. Приложение И.
- ^ Хемингуэй-Дуглас, Реанн (2014). Линия побега из Шелбурна . Анакортес, Вашингтон: Cave Art Press. стр. 1–4.
- ^ Оттис 2001 , стр. 24–25.
- ^ Нив 1970 , стр. 63–65.
- ^ Нив 1970 , стр. 64–67.
- ^ Оттис 2001 , стр. 76–80, 93–94
- ^ Jump up to: а б Долго, Кристофер. «Доктор Джордж Родоканачи» . Проверено 23 октября 2019 г.
- ^ Нив 1970 , стр. 66–67.
- ^ Оттис 2001 , стр. 98–99
- ^ «Этот день в истории: 10 ноября 1942 года» . Проверено 26 октября 2019 г.
- ^ Нив 1970 , стр. 116–121.
- ^ «Линия Пэта О'Лири (или ПАО)» . Проверено 28 октября 2019 г.
- ^ Нив 1970 , с. 121
- ^ «Линия Пэта О'Лири» . Мемориальное общество «Линии эвакуации Второй мировой войны» . Проверено 29 октября 2019 г.
- ^ Гудолл, Скотт. «Тропа свободы (chemin de la liberté): путь бегства в Испанию во время Второй мировой войны» . Проверено 29 октября 2019 г.
- ^ Гильдеа, Роберт; Теймс, Исми (2020). Бойцы через границы . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. п. 98. ИСБН 9781526151247 .
- ^ Импортировано из испанской Википедии.
- ^ Оттис 2001 , стр. 93–96
- ^ Оттис 2001 , стр. 112–117
- ^ Gildea & Tames 2020 , стр. 98–99.
- ^ Оттис 2001 , стр. 80–84
- ^ Оттис 2001 , стр. 80–84, 165–166
- ^ Вителло, Пол (13 августа 2011 г.). «Нэнси Уэйк, гордая шпионка и враг нацистов, умерла в возрасте 98 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 27 октября 2019 г.
- ^ О'Коннор, Бернард (2012). Ангелы Черчилля . Страуд, Глостершир: Издательство Amberley Publishing. п. 55.
- ^ «Линия Мари Клер» . Проверено 17 октября 2019 г.
- ^ Пурнелл, Соня (2019). Женщина, не имеющая значения: нерассказанная история американского шпиона, который помог выиграть Вторую мировую войну . Нью-Йорк: Викинг. п. 64.
- ^ Моряк, Марк (2018). Агент под прикрытием . Лондон: Издательство Джона Блейка. стр. 20–28. ISBN 9781789461435 .
- ^ Селая, Диего Гаспар (2019). «В бою без оружия» . Тетради по истории. Критический обзор истории (на французском языке) (141): 37–55. дои : 10.4000/chrhc.9721 . ISSN 1271-6669 . S2CID 199050191 .