Jump to content

Пэт О'Лири Лайн

Альбер Герисс , руководитель линии Пэт О'Лири.
Маршруты, используемые «Пэт» и другими линиями для контрабанды летчиков из оккупированной Европы.

Линия Пэта О'Лири (также известная как Линия Пэта О'Лири, Линия О'Лири и Линия ПАО ) — организация сопротивления во Франции во время Второй мировой войны . Линия спасения Пэта О'Лири помогла солдатам и летчикам союзников , оказавшимся в затруднительном положении или сбитым над оккупированной Европой, избежать захвата нацистской Германией и вернуться в Великобританию . Сбитых летчиков на севере Франции и в других странах кормили, одевали, выдавали фальшивые документы, удостоверяющие личность, прятали на чердаках, в подвалах и в домах людей и сопровождали в Марсель , где базировалась линия. Оттуда группа людей сопроводила их в нейтральную Испанию . Из Испании британские дипломаты отправили беглецов домой из контролируемого Великобританией Гибралтара . В Европе было создано множество различных линий побега, из которых линия Пата была самой старой и одной из самых важных. В совокупности многочисленные пути эвакуации помогли 7000 военнослужащим союзников, в основном летчикам, бежать из оккупированной Франции, Бельгии и Нидерландов . Pat Line получила финансовую помощь от MI9 британской разведки .

«Пэт О'Лири» — это псевдоним Альберта Герисса , одного из первых лидеров линии, которая помогла более чем 600 солдатам и летчикам союзников бежать из Франции в Испанию. Более 100 добровольцев или «помощников», как их часто называли, в основном французов , работавших на линию Пат, были арестованы и заключены в тюрьму французскими или немецкими властями Виши. Большинство из них были заключены в тюрьму до конца войны, но многие были казнены или умерли в концентрационных лагерях. [ 1 ]

Линия Пэта О'Лири была одной из многих сетей побега и уклонения в Нидерландах, Бельгии и Франции во время Второй мировой войны. Наряду с такими сетями, как Comet Line , Shelburne Escape Line и другими, им приписывают помощь 7000 летчикам и солдатам союзников, наполовину британцам и наполовину американцам, сбежать из оккупированной нацистами Западной Европы во время Второй мировой войны. В работе линий эвакуации было задействовано около 12 000 человек, почти все гражданские лица и почти половина женщин. Около 500 из них были схвачены и казнены или погибли в концентрационных лагерях. Многие другие были заключены в тюрьму немцами. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

По словам одного из участников линии эвакуации, в разгар Второй мировой войны над Европой «шел дождь авиаторов». Например, за один день, 14 октября 1943 года, 82 бомбардировщика с 800 членами экипажа Восьмой воздушной армии в оккупированной Европе были сбиты или совершили аварийную посадку США. Большинство членов экипажа были убиты или взяты в плен, но некоторые были спасены с помощью путей отступления и вернулись в Великобританию. «Моральный дух летчиков на базах значительно поднялся, когда они увидели, как их товарищи чудесным образом вернулись после того, как их сбили над оккупированной Европой». Для союзников спасение сбитых летчиков с помощью «Пэта» и других путей эвакуации имело как практическую, так и гуманитарную цель. Обучение новых и сменных экипажей, особенно пилотов, было дорогостоящим и трудоемким. Спасение летчиков, сбитых в оккупированной Европе, и возвращение их в строй стали приоритетом союзников. [ 5 ] [ 6 ]

В результате эвакуации Франции из Дюнкерка британскими войсками в июне 1940 года тысячи британских и союзных солдат оказались в затруднительном положении на материковой части Европы. Большинство сдалось или было захвачено немцами, но около 1000 человек пробрались в Виши, Франция , номинально независимую, особенно в прибрежный город Марсель, где многие нашли убежище в Британской миссии моряков , возглавляемой пресвитерианским министром по имени Дональд Кэски . Дональд Дарлинг , работавший на британское разведывательное агентство МИ-9, в Португалии (позже Гибралтаре) нанял бизнесмена Нубара Гюльбенкяна , чтобы заложить основу для сети людей, которые будут направлять застрявших солдат союзников через Пиренеи в нейтральную Испанию, откуда они могут быть репатриированы. в Соединенное Королевство . По ходу войны большинство беглецов стали летчиками, сбитыми над оккупированной Европой. [ 7 ]

Первоначальным лидером того, что стало известно как «Линия Пэта О'Лири», был шотландский солдат Ян Гарроу . Воспользовавшись ограниченной свободой передвижения, первоначально предоставленной ему правительством Виши, он организовал систему побега, набрал десятки, а позже и сотни добровольцев для линии побега и нашел средства на расходы на жилье, транспортировку и документирование. Солдаты и летчики союзников. Поначалу некоторые эвакуации в Испанию осуществлялись по морю, но более распространенным маршрутом было то, что местные гиды (часто контрабандисты, знакомые с Пиренеями) сопровождали солдат и летчиков пешком через границу с Испанией. Затем беглецов на поезде или автомобиле доставили в британское консульство в Барселоне , а затем самолетом обратно в Соединенное Королевство, обычно из Гибралтара , где офис МИ-9 возглавлял Дональд Дарлинг. Гарроу собрал средства на расходы по линии побега от жителей Марселя, но позже расходы профинансировала МИ-9. Гарроу был арестован и заключен в тюрьму полицией Виши в октябре 1941 года. [ 8 ] [ 9 ]

Молодые, неосторожные и энергичные беглецы, обычно в возрасте от двадцати до двадцати лет, редко осознавали огромный риск, на который ради них пошли... В случае поимки им грозило тюремное заключение в соответствии с Женевскими конвенциями . Их гражданским помощникам почти наверняка грозили пытки и смерть. [ 10 ]

Преемником Гарроу на посту лидера «Линии Пэта» стал Альбер-Мари Герисс , офицер медицинской службы бельгийской армии. После капитуляции Бельгии перед немцами в 1940 году Герисс бежал в Великобританию через Дюнкерк. Затем он присоединился к кораблю с французским экипажем Le Rhin, который был принят для специальных операций и переименован в HMS Fidelity . Он получил комиссию в Королевском военно-морском добровольческом резерве под именем «Пэт О'Лири». [ 11 ] Он был франко-канадского происхождения и стал сотрудником британской разведки. 25 апреля 1941 года во время миссии по размещению агентов ЗОЕ на французском средиземноморском побережье недалеко от Коллиура он был арестован полицией Виши. Он сбежал и присоединился к Гарроу в Марселе в надежде добраться до Гибралтара и возобновить свою первоначальную военно-морскую службу. Гарроу нанял его помощником. После ареста Гарроу Герисс занял пост руководителя сети побегов. Герисс расширил зону действия линии отхода. [ 12 ]

Работа на линии отхода стала еще более опасной в ноябре 1942 года, когда немецкие военные оккупировали Виши, Франция, и взяли под свой контроль большую часть правительства. [ 13 ] Герисс был арестован гестапо 2 марта 1943 года, его предал Роже ле Невё, который работал с Пат Лайн, но был подкуплен или шантажирован для работы на немцев. Арест Герисса и многих других почти разрушил линию О'Лири, но 61-летняя женщина по имени Мари Диссар (кодовое имя «Франсуаза») возродила линию летом 1943 года. Диссард жила в Тулузе и укрывала многих сбитых летчиков в ее квартиру и сопровождал их или направлял их сопровождение в Испанию. Эйри Нив , агент МИ-9, которая поддерживала линию Пэт О'Лири, сказала, что эксцентричная Диссард и ее кот были «почти единственными выжившими» из линии Пэт. Под руководством Диссара остатки линии О'Лири часто называют «линией Франсуазы». [ 14 ] [ 15 ]

По словам Нива, линия Пэта помогла более чем 600 солдатам союзников и сбитым летчикам бежать из Франции в Испанию и вернуться в Англию. [ 16 ]

Маршруты

[ редактировать ]

Линия О'Лири собирала солдат союзников, а после 1940 года - в основном летчиков из северной Франции, а также некоторых из других стран. Военнослужащих переводили из одной убежища в другую и сопровождали в Марсель. Поскольку эвакуация на фелюгах вдоль французского и испанского побережья в Гибралтар стала более опасной, Линия использовала сухопутные маршруты через самые восточные Пиренеи, а, поскольку это также стало более опасным, основные маршруты переместились в высокие Пиренеи дальше на запад, которые не патрулировались тщательно. немецкими солдатами, французской полицией и испанскими пограничниками. После ареста многих рабочих и руководителей линии О'Лири в Марселе основным пунктом сбора беглецов в 1943 и 1944 годах стала Тулуза . [ 17 ]

Самый известный из маршрутов известен как «Линия свободы» («Chemin de la Liberté»). Из Тулузы летчиков доставили в город Сен-Жирон у подножия Пиренеев. Оттуда гид и беглецы пересекли границу, прошли по склонам горы Мон-Валье на высоте 2838 метров (9311 футов) и направились дальше в небольшой городок Эстерри-д'Ане в Испании. Расстояние от Сен-Жирона до Эстерри д'Ане составляло всего 42 километра (26 миль) по прямой, но оно включало несколько дней восхождения по крутым склонам, часто по снегу и льду. [ 18 ]

Работу по переправке союзных летчиков через Пиренеи в Испанию обычно выполняла группа Понсана , возглавляемая испанским анархистом Франсиско Понсаном . Группа Ponzán базировалась в Тулузе . Группа Понсана не питала привязанности к британцам и американцам, но принимала деньги и оружие от союзников для достижения своей цели — свержения правительства Франко в Испании. Понсан был схвачен в 1943 году и казнен немцами в 1944 году. [ 19 ] [ 20 ]

Предательства

[ редактировать ]

Учитывая большое количество помощников, задействованных в линиях побега, их изоляцию друг от друга и географическую разбросанность, немецким агентам было относительно легко проникнуть в линии побега. Род Пэта О'Лири был почти уничтожен двумя предателями: Гарольдом Коулом под кодовым именем «Пол» и Роджером Ле Невё по прозвищу «Роджер Ле Легионер». Коул завоевал доверие линии Пат, успешно сопроводив несколько групп летчиков из Лилля на самом севере Франции в Марсель. Бывший английский солдат был схвачен немцами в декабре 1941 года и передал немцам информацию, которая привела к аресту нескольких десятков помощников, работавших на «Линии Пэт», почти разрушив «Линию Пэт» на севере Франции. [ 21 ] Ле Невё, француз, аналогичным образом завоевал доверие «Линии Пата» и был ответственен за арест Альбера-Мари Герисса и других помощников «Линии Пата» в Марселе в марте 1943 года. Линия Пата была воссоздана в Тулузе, где она действовала для остаток войны. [ 22 ]

Известные члены Линии

[ редактировать ]

Позже правительство Франции признало 475 мужчин и женщин, 89 процентов из которых были французами, за их работу в рамках линии Пат, помогающую солдатам и летчикам союзников бежать из оккупированной Европы. Многие другие время от времени оказывали помощь Pat Line. [ 23 ]

Выдающимися помощниками линии Пэта О'Лири были Джордж Родоканачи , врач, и его жена Фанни; вышеупомянутый Дональд Кэски; и Луи Нуво, бизнесмен, и его жена Рене. [ 24 ] Все трое мужчин были арестованы и провели остаток войны в тюрьме. Родоканачи умер в концентрационном лагере Бухенвальд . Фанни Родоканачи пережила войну в Марселе, а Рене Нуво бежала в Великобританию. [ 25 ] [ 10 ] Нэнси Уэйк была курьером «Пэт Лайн» и вместе со своим мужем Анри Фиокка приютила многих летчиков в своей роскошной квартире в Марселе. Уэйк сбежал в Испанию в 1943 году; Гестапо арестовало и казнило Фиокку. [ 26 ] Андре Боррель избежал ареста как член Pat Line и стал агентом тайной организации Соединенного Королевства , Управления специальных операций (SOE), а позже был схвачен и казнен. [ 27 ] Мэри Линделл , жительница Парижа, собирала сбитых летчиков и отправляла их на линию Пэт в Марселе. Она основала «Линию Мари-Клер» и была заключена в тюрьму немцами. [ 28 ] В Лионе агент ЗОЕ и американка Вирджиния Холл оказывали помощь сбитым летчикам и линии Пэт. [ 29 ] Агент SOE Энтони Брукс работал с Pat Line в 1941 году. [ 30 ] Альфонсина Буэно владела домом на линии в Баньюль-сюр-Мер до своего ареста в феврале 1943 года. [ 31 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Нив, Эйри (1970). Квест-комната . Нью-Йорк: Даблдей. стр. XIII, 121.
  2. ^ Оттис, Шерри Грин (2001). Тихие герои . Лексингтон: Университетское издательство Кентукки. п. 22. ISBN  0813121868 .
  3. ^ Нив 1970 , стр. xii–xiii.
  4. ^ Фут, МРД; Лэнгли, Дж. М. (1979). Побег и уклонение МИ-9, 1939-1945 гг . Бостон: Литтл, Браун и компания. Приложение И.
  5. ^ Хемингуэй-Дуглас, Реанн (2014). Линия побега из Шелбурна . Анакортес, Вашингтон: Cave Art Press. стр. 1–4.
  6. ^ Оттис 2001 , стр. 24–25.
  7. ^ Нив 1970 , стр. 63–65.
  8. ^ Нив 1970 , стр. 64–67.
  9. ^ Оттис 2001 , стр. 76–80, 93–94
  10. ^ Jump up to: а б Долго, Кристофер. «Доктор Джордж Родоканачи» . Проверено 23 октября 2019 г.
  11. ^ Нив 1970 , стр. 66–67.
  12. ^ Оттис 2001 , стр. 98–99
  13. ^ «Этот день в истории: 10 ноября 1942 года» . Проверено 26 октября 2019 г.
  14. ^ Нив 1970 , стр. 116–121.
  15. ^ «Линия Пэта О'Лири (или ПАО)» . Проверено 28 октября 2019 г.
  16. ^ Нив 1970 , с. 121
  17. ^ «Линия Пэта О'Лири» . Мемориальное общество «Линии эвакуации Второй мировой войны» . Проверено 29 октября 2019 г.
  18. ^ Гудолл, Скотт. «Тропа свободы (chemin de la liberté): путь бегства в Испанию во время Второй мировой войны» . Проверено 29 октября 2019 г.
  19. ^ Гильдеа, Роберт; Теймс, Исми (2020). Бойцы через границы . Манчестер: Издательство Манчестерского университета. п. 98. ИСБН  9781526151247 .
  20. ^ Импортировано из испанской Википедии.
  21. ^ Оттис 2001 , стр. 93–96
  22. ^ Оттис 2001 , стр. 112–117
  23. ^ Gildea & Tames 2020 , стр. 98–99.
  24. ^ Оттис 2001 , стр. 80–84
  25. ^ Оттис 2001 , стр. 80–84, 165–166
  26. ^ Вителло, Пол (13 августа 2011 г.). «Нэнси Уэйк, гордая шпионка и враг нацистов, умерла в возрасте 98 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 27 октября 2019 г.
  27. ^ О'Коннор, Бернард (2012). Ангелы Черчилля . Страуд, Глостершир: Издательство Amberley Publishing. п. 55.
  28. ^ «Линия Мари Клер» . Проверено 17 октября 2019 г.
  29. ^ Пурнелл, Соня (2019). Женщина, не имеющая значения: нерассказанная история американского шпиона, который помог выиграть Вторую мировую войну . Нью-Йорк: Викинг. п. 64.
  30. ^ Моряк, Марк (2018). Агент под прикрытием . Лондон: Издательство Джона Блейка. стр. 20–28. ISBN  9781789461435 .
  31. ^ Селая, Диего Гаспар (2019). «В бою без оружия» . Тетради по истории. Критический обзор истории (на французском языке) (141): 37–55. дои : 10.4000/chrhc.9721 . ISSN   1271-6669 . S2CID   199050191 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 07666085576254f1500402cba9e24e17__1708587000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/17/07666085576254f1500402cba9e24e17.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pat O'Leary Line - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)