Jump to content

Линия побега Шелберна

Маршруты эвакуации сбитых летчиков из оккупированной нацистами Европы.
Летчики были эвакуированы с пляжа Бонапарт возле города Плуха .

( Линия побега Шелбурна 1944) — организация сопротивления в оккупированной Франции во время Второй мировой войны . «Линия Шелбурна», финансируемая британским разведывательным агентством МИ-9 , помогла союзников сбитым над Францией летчикам избежать захвата немцами- оккупантами и вернуться в Великобританию на лодке от побережья Бретани . Для союзников спасение сбитых летчиков имело как практическую, так и гуманитарную цель. Обучение новых и сменных экипажей было дорогостоящим и трудоемким. Спасение сбитого экипажа и возвращение его в строй стало приоритетной задачей. [1]

Первая попытка МИ-9, получившая название «Линия Оуктри», организовать путь эвакуации экипажей на лодке из Бретани в Англию, провалилась из-за проникновения Германии и плохого руководства. Его преемник, «Линия спасения Шелбурна», помог более чем 300 летчикам избежать немецкого захвата. В дополнение к экипажам, эвакуированным в Англию , связанная с ней линия Франсуа в Париже помогла экипажам бежать в нейтральную Испанию или укрыться в лесном убежище во Франции.

Десятки тысяч летных экипажей союзников были сбиты над оккупированной нацистами Европой во время Второй мировой войны. Большинство из них были убиты или взяты в плен немцами, но более 5000 человек в Западной Европе помогли благодаря линиям отступления избежать плена и вернуться в Великобританию . Самыми крупными из многих линий побега были « Линия Пэта О’Лири» , основанная в Марселе людьми нескольких национальностей, и « Линия Кометы», основанная бельгийцами . Однако к весне 1943 года эти две линии были ослаблены немецкими оккупантами и взятием в плен многих их лидеров и «помощников», как называли добровольцев, работавших на линиях. В то же время воздушная война над Европой расширялась, и все большее число сбитых самолетов нуждалось в путях эвакуации, чтобы избежать захвата. Линия Шелберна была создана и профинансирована МИ-9. Большинство других направлений, хотя они могли получать финансовую помощь со стороны МИ-9 и других союзных организаций, были продуктом усилий частных лиц Франции, Бельгии, Нидерланды и другие страны, сопротивлявшиеся немецкой оккупации. [2]

Дубовая линия

[ редактировать ]

Предшественником линии Шелберна была линия Оуктри, созданная Эйри Нивом и Джеймсом Лэнгли из МИ-9 в качестве линии эвакуации для эвакуации сбитых летчиков на лодке из Бретани во Франции в Дартмут в Англии. Лидером, которого они выбрали для Oaktree, стал Владимир Бурышкин, американец русского происхождения, более известный как Вэл Уильямс, который ранее работал с Pat Line. Канадец Раймон Лаброс поехал с Бурышкиным во Францию ​​в качестве оператора беспроводной связи. Пара была сброшена с парашютом «вслепую» (не встретившись по прибытии) во Францию ​​20 марта 1943 года. Их радио было повреждено во время прыжка, и они не смогли связаться с МИ-9 в Лондоне. Пару предупредили, чтобы они не вступали в контакт с выжившими на линии Пат, куда проникли и разрушили немцы, но Бурышкин проигнорировал это предупреждение. Бурышкин отправился в Париж и создал там организацию по размещению и уходу за сбитыми летчиками в убежищах , а затем отправился в Бретань, где 90 сбитых летчиков ожидали эвакуации. Тридцать девять из них остановились в замке американки, графини Роберты «Бетти» де Модюи. [3] [4]

Попытки организовать эвакуацию по морю не увенчались успехом, поскольку в Октри все еще не было радио. Вместо этого Бурышкин повел группу летчиков на юг, намереваясь соединиться с линией Франсуазы Марии-Луизы Диссар пересечь Пиренеи и пешком в Испанию . Бурышкин (заведомо небрежный в отношении безопасности [5] ) и его группа были захвачены немцами 4 июня 1943 года в По . Лабросс благополучно вернулся в Англию. Октри рухнул, и многие помощники в Париже и других местах, включая Модюи, были схвачены. Бурышкин и Модюи пережили тюремное заключение. «Линия Оуктри» была прорвана и предана агентом гестапо Роже Ле Невё. [6] [7]

Шелбернские операции

[ редактировать ]

По возвращении в Англию Лабросс убедил МИ-9, что путь к побегу из Бретани все еще возможен. МИ9 назначила канадца Люсьена Дюмэ главой воссозданного Оуктри с новым названием «Шелберн». Дюмэ оказался эффективным лидером. 19 ноября 1943 года Дюме и Лаброс приземлились во Франции на тайном аэродроме, и на этот раз Лаброс прибыл с работающим радио для связи с МИ-9. План, который они разработали вместе с Полем Кампинчи и другими французскими помощниками, заключался в том, чтобы спрятать сбитый экипаж в Париже, где они получили поддельные удостоверения личности, одежду, обучение и специальные пропуска для запрещенных прибрежных зон Бретани. Мужчин прятали в убежищах, на чердаках, в сараях и заброшенных зданиях. В безлунную часть месяца летчиков переправили по железной дороге в город Плуга у океана в Бретани. Там они ждали в безопасном доме закодированного сообщения, в котором сообщалось, что следующей ночью их заберут на пляже Бонапарт и отвезут в Плимут , Англия. Королевского флота моторной канонерской лодкой . [8]

Запланированная эвакуация была рискованной. Немцы предлагали значительные награды людям, предавшим сбитый экипаж, а более 20 жителей Плоуги или окрестностей помогли в эвакуации. Местную организацию сопротивления возглавлял мясник Франсуа Ле Корнек. [9] Побережье Бретани было укреплено немцами. Пляж Бонапарта был окружен крутыми скалами. Немецкий артиллерийский блокпост находился в 1200 метрах (1300 ярдов) к северу от пляжа. Моторной канонерской лодке пришлось стоять на якоре на несколько часов у берега, пока моряки гребли на небольших лодках к пляжу, чтобы забрать летчиков. Несмотря на риски, в период с января по март 1944 года линия Шеберна успешно провела пять эвакуаций 118 экипажей и нескольких гражданских лиц с пляжа Бонапарт. После марта эвакуация по морю была приостановлена; Персоналу Шелберна сказали, что отстранение произошло из-за «сокращения ночей», но на самом деле это произошло потому, что союзники опасались, что продолжающаяся эвакуация может помешать планам вторжения в Нормандию 6 июня 1944 года. [10] [11] Более того, немцы начали минировать пляжи Бретани и укреплять оборону в ожидании вторжения союзников, что сделало продолжение Шелбурна непрактичным. Французские помощники Шелбурна обнаружили 17 мин на пляже Бонапарт и отметили их местонахождение, надеясь снова использовать пляж для эвакуации. [12]

Среди эвакуированных был лидер «Дубки» Владимир Бурышкин, сбежавший от немцев и (как обычно) небрежно беседовавший. В какой-то момент перед эвакуацией Дюме направил пистолет на Бурышкина и сказал, что убьет его, если он еще раз откроет рот. [13]

После Дня Д

[ редактировать ]

Три дополнительные эвакуации, названные Крозье I, II и III, были проведены с пляжа Бонапарт в июле и августе 1944 года, в результате чего в Англию было эвакуировано еще 27 человек. В августе захват Бретани союзными войсками был завершен, и 9 августа Шелбурн завершил свою последнюю операцию. После дня «Д» число летчиков, эвакуированных на лодках, составило 115 военнослужащих ВВС США и 21 военнослужащий Королевских ВВС . Несколько гражданских лиц также были эвакуированы, общее количество эвакуированных на лодках составило 145 человек. Это уникальный случай в опасной работе спасательных организаций, и в отличие от более раннего опыта МИ-9 с линией Оуктри, ни один член Шелбурнской линии эвакуации не был схвачен. или убит в ходе своих операций. [14]

Парижское отделение операции «Шелберн», «Линия Франсуа», возглавляемая Полем Кампанчи – не то же самое, что «Линия Франсуазы», ​​возглавляемая Марией-Луизой Диссард , – также помогало уклоняющимся бежать из оккупированной Франции в нейтральную Испанию и, начиная с мая 1944 года, отправляло уклонение экипажа от лагеря «Шервудский лес» недалеко от Фретеваля, созданного в ходе операции «Марафон» в качестве альтернативы эвакуации по суше и морю. Летчики, отправленные в Шервудский лес, были освобождены небольшим отрядом под командованием Эйри Нива 14 августа после того, как немцы отступили из района возле леса. [15]

Общее количество летчиков, которым линия спасения Шелбурна помогла избежать немецкого захвата, оценивается в 307 человек. Оператор беспроводной связи Раймон Лаброс объяснил успех Шелбурна опытом, полученным из часто трагических событий новаторских линий Пэт и Комет. На встрече беглецов в 1964 году мужество французских помощников Шелберна превозносилось: «Их были расчетливые подвиги дерзкого и опрометчивого бесстрашия, совершенные на глазах у немецких оккупационных сил». [15]

См. также

[ редактировать ]

Линии эвакуации и уклонения (Вторая мировая война)

  1. ^ Хемингуэй-Дуглас, Реанн (2014). Линия побега из Шелберна . Анакортес, Вашингтон: Cave Art Press. п. 2.
  2. ^ Нив, Эйри (1970). Квест-комната . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday & Company. стр. ix–xiv, 229–238.
  3. ^ Нив 1970 , стр. 229–238.
  4. ^ Оттис, Шерри Грин (2001). «Безмолвные герои: сбитые летчики и французское подполье» . Лексингтон: Университетское издательство Кентукки. стр. 146–149. ISBN  0813121868 .
  5. ^ Клаттон-Брок, Оливер (2009). Убегающие РАФ . Лондон: Груб-стрит. стр. 162, 165. ISBN.  9781906502171 .
  6. ^ Хемингуэй-Дуглас 2014 , стр. 6–8.
  7. ^ Оттис 2001 , стр. 148–149.
  8. ^ Оттис 2001 , стр. 149–157.
  9. ^ Хемингуэй-Дуглас 2014 , стр. 36–37.
  10. ^ Нив 1970 , стр. 252–252.
  11. ^ Клаттон-Брок 2009 , с. 169.
  12. ^ Оттис 2001 , стр. 157–158.
  13. ^ Хемингуэй-Дуглас 2014 , стр. 31–32.
  14. ^ Клаттон-Брок 2009 , стр. 172–174. Статистические данные различаются в зависимости от источника, поскольку некоторым уклоняющимся помогла более одной линии побега, или данные просто неполны.
  15. ^ Jump up to: а б Оттис 2001 , стр. 158–159.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Джейнс, Кейт, Экспресс-доставка, Кибворт, Лестер: Troubadour Press, 2019, 368 страниц. ISBN   978-1838590741
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6e3153956ca4e8b6a3679e802f250cfa__1707236520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6e/fa/6e3153956ca4e8b6a3679e802f250cfa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shelburne Escape Line - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)