Линия побега Шелберна
( Линия побега Шелбурна 1944) — организация сопротивления в оккупированной Франции во время Второй мировой войны . «Линия Шелбурна», финансируемая британским разведывательным агентством МИ-9 , помогла союзников сбитым над Францией летчикам избежать захвата немцами- оккупантами и вернуться в Великобританию на лодке от побережья Бретани . Для союзников спасение сбитых летчиков имело как практическую, так и гуманитарную цель. Обучение новых и сменных экипажей было дорогостоящим и трудоемким. Спасение сбитого экипажа и возвращение его в строй стало приоритетной задачей. [1]
Первая попытка МИ-9, получившая название «Линия Оуктри», организовать путь эвакуации экипажей на лодке из Бретани в Англию, провалилась из-за проникновения Германии и плохого руководства. Его преемник, «Линия спасения Шелбурна», помог более чем 300 летчикам избежать немецкого захвата. В дополнение к экипажам, эвакуированным в Англию , связанная с ней линия Франсуа в Париже помогла экипажам бежать в нейтральную Испанию или укрыться в лесном убежище во Франции.
Фон
[ редактировать ]Десятки тысяч летных экипажей союзников были сбиты над оккупированной нацистами Европой во время Второй мировой войны. Большинство из них были убиты или взяты в плен немцами, но более 5000 человек в Западной Европе помогли благодаря линиям отступления избежать плена и вернуться в Великобританию . Самыми крупными из многих линий побега были « Линия Пэта О’Лири» , основанная в Марселе людьми нескольких национальностей, и « Линия Кометы», основанная бельгийцами . Однако к весне 1943 года эти две линии были ослаблены немецкими оккупантами и взятием в плен многих их лидеров и «помощников», как называли добровольцев, работавших на линиях. В то же время воздушная война над Европой расширялась, и все большее число сбитых самолетов нуждалось в путях эвакуации, чтобы избежать захвата. Линия Шелберна была создана и профинансирована МИ-9. Большинство других направлений, хотя они могли получать финансовую помощь со стороны МИ-9 и других союзных организаций, были продуктом усилий частных лиц Франции, Бельгии, Нидерланды и другие страны, сопротивлявшиеся немецкой оккупации. [2]
Дубовая линия
[ редактировать ]Предшественником линии Шелберна была линия Оуктри, созданная Эйри Нивом и Джеймсом Лэнгли из МИ-9 в качестве линии эвакуации для эвакуации сбитых летчиков на лодке из Бретани во Франции в Дартмут в Англии. Лидером, которого они выбрали для Oaktree, стал Владимир Бурышкин, американец русского происхождения, более известный как Вэл Уильямс, который ранее работал с Pat Line. Канадец Раймон Лаброс поехал с Бурышкиным во Францию в качестве оператора беспроводной связи. Пара была сброшена с парашютом «вслепую» (не встретившись по прибытии) во Францию 20 марта 1943 года. Их радио было повреждено во время прыжка, и они не смогли связаться с МИ-9 в Лондоне. Пару предупредили, чтобы они не вступали в контакт с выжившими на линии Пат, куда проникли и разрушили немцы, но Бурышкин проигнорировал это предупреждение. Бурышкин отправился в Париж и создал там организацию по размещению и уходу за сбитыми летчиками в убежищах , а затем отправился в Бретань, где 90 сбитых летчиков ожидали эвакуации. Тридцать девять из них остановились в замке американки, графини Роберты «Бетти» де Модюи. [3] [4]
Попытки организовать эвакуацию по морю не увенчались успехом, поскольку в Октри все еще не было радио. Вместо этого Бурышкин повел группу летчиков на юг, намереваясь соединиться с линией Франсуазы Марии-Луизы Диссар пересечь Пиренеи и пешком в Испанию . Бурышкин (заведомо небрежный в отношении безопасности [5] ) и его группа были захвачены немцами 4 июня 1943 года в По . Лабросс благополучно вернулся в Англию. Октри рухнул, и многие помощники в Париже и других местах, включая Модюи, были схвачены. Бурышкин и Модюи пережили тюремное заключение. «Линия Оуктри» была прорвана и предана агентом гестапо Роже Ле Невё. [6] [7]
Шелбернские операции
[ редактировать ]По возвращении в Англию Лабросс убедил МИ-9, что путь к побегу из Бретани все еще возможен. МИ9 назначила канадца Люсьена Дюмэ главой воссозданного Оуктри с новым названием «Шелберн». Дюмэ оказался эффективным лидером. 19 ноября 1943 года Дюме и Лаброс приземлились во Франции на тайном аэродроме, и на этот раз Лаброс прибыл с работающим радио для связи с МИ-9. План, который они разработали вместе с Полем Кампинчи и другими французскими помощниками, заключался в том, чтобы спрятать сбитый экипаж в Париже, где они получили поддельные удостоверения личности, одежду, обучение и специальные пропуска для запрещенных прибрежных зон Бретани. Мужчин прятали в убежищах, на чердаках, в сараях и заброшенных зданиях. В безлунную часть месяца летчиков переправили по железной дороге в город Плуга у океана в Бретани. Там они ждали в безопасном доме закодированного сообщения, в котором сообщалось, что следующей ночью их заберут на пляже Бонапарт и отвезут в Плимут , Англия. Королевского флота моторной канонерской лодкой . [8]
Запланированная эвакуация была рискованной. Немцы предлагали значительные награды людям, предавшим сбитый экипаж, а более 20 жителей Плоуги или окрестностей помогли в эвакуации. Местную организацию сопротивления возглавлял мясник Франсуа Ле Корнек. [9] Побережье Бретани было укреплено немцами. Пляж Бонапарта был окружен крутыми скалами. Немецкий артиллерийский блокпост находился в 1200 метрах (1300 ярдов) к северу от пляжа. Моторной канонерской лодке пришлось стоять на якоре на несколько часов у берега, пока моряки гребли на небольших лодках к пляжу, чтобы забрать летчиков. Несмотря на риски, в период с января по март 1944 года линия Шеберна успешно провела пять эвакуаций 118 экипажей и нескольких гражданских лиц с пляжа Бонапарт. После марта эвакуация по морю была приостановлена; Персоналу Шелберна сказали, что отстранение произошло из-за «сокращения ночей», но на самом деле это произошло потому, что союзники опасались, что продолжающаяся эвакуация может помешать планам вторжения в Нормандию 6 июня 1944 года. [10] [11] Более того, немцы начали минировать пляжи Бретани и укреплять оборону в ожидании вторжения союзников, что сделало продолжение Шелбурна непрактичным. Французские помощники Шелбурна обнаружили 17 мин на пляже Бонапарт и отметили их местонахождение, надеясь снова использовать пляж для эвакуации. [12]
Среди эвакуированных был лидер «Дубки» Владимир Бурышкин, сбежавший от немцев и (как обычно) небрежно беседовавший. В какой-то момент перед эвакуацией Дюме направил пистолет на Бурышкина и сказал, что убьет его, если он еще раз откроет рот. [13]
После Дня Д
[ редактировать ]Три дополнительные эвакуации, названные Крозье I, II и III, были проведены с пляжа Бонапарт в июле и августе 1944 года, в результате чего в Англию было эвакуировано еще 27 человек. В августе захват Бретани союзными войсками был завершен, и 9 августа Шелбурн завершил свою последнюю операцию. После дня «Д» число летчиков, эвакуированных на лодках, составило 115 военнослужащих ВВС США и 21 военнослужащий Королевских ВВС . Несколько гражданских лиц также были эвакуированы, общее количество эвакуированных на лодках составило 145 человек. Это уникальный случай в опасной работе спасательных организаций, и в отличие от более раннего опыта МИ-9 с линией Оуктри, ни один член Шелбурнской линии эвакуации не был схвачен. или убит в ходе своих операций. [14]
Парижское отделение операции «Шелберн», «Линия Франсуа», возглавляемая Полем Кампанчи – не то же самое, что «Линия Франсуазы», возглавляемая Марией-Луизой Диссард , – также помогало уклоняющимся бежать из оккупированной Франции в нейтральную Испанию и, начиная с мая 1944 года, отправляло уклонение экипажа от лагеря «Шервудский лес» недалеко от Фретеваля, созданного в ходе операции «Марафон» в качестве альтернативы эвакуации по суше и морю. Летчики, отправленные в Шервудский лес, были освобождены небольшим отрядом под командованием Эйри Нива 14 августа после того, как немцы отступили из района возле леса. [15]
Общее количество летчиков, которым линия спасения Шелбурна помогла избежать немецкого захвата, оценивается в 307 человек. Оператор беспроводной связи Раймон Лаброс объяснил успех Шелбурна опытом, полученным из часто трагических событий новаторских линий Пэт и Комет. На встрече беглецов в 1964 году мужество французских помощников Шелберна превозносилось: «Их были расчетливые подвиги дерзкого и опрометчивого бесстрашия, совершенные на глазах у немецких оккупационных сил». [15]
См. также
[ редактировать ]Линии эвакуации и уклонения (Вторая мировая война)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хемингуэй-Дуглас, Реанн (2014). Линия побега из Шелберна . Анакортес, Вашингтон: Cave Art Press. п. 2.
- ^ Нив, Эйри (1970). Квест-комната . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Doubleday & Company. стр. ix–xiv, 229–238.
- ^ Нив 1970 , стр. 229–238.
- ^ Оттис, Шерри Грин (2001). «Безмолвные герои: сбитые летчики и французское подполье» . Лексингтон: Университетское издательство Кентукки. стр. 146–149. ISBN 0813121868 .
- ^ Клаттон-Брок, Оливер (2009). Убегающие РАФ . Лондон: Груб-стрит. стр. 162, 165. ISBN. 9781906502171 .
- ^ Хемингуэй-Дуглас 2014 , стр. 6–8.
- ^ Оттис 2001 , стр. 148–149.
- ^ Оттис 2001 , стр. 149–157.
- ^ Хемингуэй-Дуглас 2014 , стр. 36–37.
- ^ Нив 1970 , стр. 252–252.
- ^ Клаттон-Брок 2009 , с. 169.
- ^ Оттис 2001 , стр. 157–158.
- ^ Хемингуэй-Дуглас 2014 , стр. 31–32.
- ^ Клаттон-Брок 2009 , стр. 172–174. Статистические данные различаются в зависимости от источника, поскольку некоторым уклоняющимся помогла более одной линии побега, или данные просто неполны.
- ^ Jump up to: а б Оттис 2001 , стр. 158–159.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джейнс, Кейт, Экспресс-доставка, Кибворт, Лестер: Troubadour Press, 2019, 368 страниц. ISBN 978-1838590741