Сопвит Дельфин
5F.1 Дельфин | |
---|---|
![]() | |
Композитный планер Dolphin Mk I выставлен в Музее Королевских ВВС в Лондоне , 2013 г. | |
Роль | боец |
Производитель | Авиационная компания Сопвич |
Дизайнер | Герберт Смит (авиаконструктор) |
Первый полет | 23 мая 1917 г. |
Введение | февраль 1918 г. |
Основные пользователи | Королевский летный корпус Королевские ВВС |
Количество построенных | 2,072 [ 1 ] |
Sopwith 5F.1 Dolphin — британский истребитель, производившийся компанией Sopwith Aviation Company . Он использовался Королевским летным корпусом и его преемником, Королевскими ВВС , во время Первой мировой войны . «Дельфин» поступил на вооружение Западного фронта в начале 1918 года и показал себя грозным истребителем. Самолет не остался на послевоенном вооружении и вскоре после войны был списан.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
В начале 1917 года главный инженер Sopwith Герберт Смит приступил к проектированию нового истребителя (внутреннее обозначение Sopwith 5F.1), оснащенного двигателем Hispano-Suiza 8B мощностью 200 л.с. (150 кВт). [ 2 ] «Дельфин» представлял собой двухсекционный одноместный биплан, верхние крылья которого крепились к открытой стальной раме кабины над кабиной. Чтобы поддерживать правильный центр тяжести, нижние крылья были расположены на 13 дюймов (330 мм) вперед от верхних крыльев, что создавало характерное отрицательное раскачивание крыльев Dolphin . [ 2 ] [ 3 ] Пилот сидел, просунув голову в кадр, откуда ему открывался отличный обзор. Такая конфигурация иногда вызывала трудности у новичков, которым было трудно удерживать самолет направленным к горизонту, поскольку носовая часть не была видна из кабины. [ 4 ] Тем не менее в кабине было тепло и комфортно, отчасти потому, что вдоль стенок кабины проходили водопроводные трубы, ведущие к двум боковым блокам радиаторов. [ 3 ] Пара однопанельных жалюзи, по одной перед каждым сердечником радиатора и управляемых пилотом, позволяла контролировать температуру двигателя.

Первый прототип Dolphin был оснащен двигателем Hispano-Suiza 8 B-серии мощностью 150 л.с. (110 кВт) V-8 и имел глубокий передний радиатор «автомобильного типа». [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] Летчик-испытатель Гарри Хокер совершил первый полет 23 мая 1917 года. [ 4 ] [ 6 ] В начале июня прототип был отправлен в Мартлшем-Хит для официальных испытаний. 13 июня прототип вылетел в Сен-Омер , Франция, где незнакомая форма самолета побудила зенитчиков союзников открыть по нему огонь. [ 6 ] Несколько пилотов, в том числе Билли Бишоп из 60-й эскадрильи, оценили прототип и дали положительные отзывы. [ 9 ] 28 июня 1917 года Министерство боеприпасов заказало у Hooper & Co 200 «Дельфинов». [ 10 ] Вскоре после этого министерство заказало еще 500 самолетов у Sopwith и 200 самолетов у Darracq Motor Engineering Company . [ 10 ]
Второй прототип имел радиаторы верхнего крыла вместо лобового радиатора и большие вырезы в корнях нижнего крыла для улучшения обзора пилота вниз. [ 10 ] Эти функции оказались неудачными и были исключены из последующих самолетов. [ 8 ] [ 11 ] Третий и четвертый прототипы включали многочисленные модификации радиатора, верхнего настила фюзеляжа, киля и руля направления. [ 4 ] [ 11 ] Четвертый прототип был выбран в качестве серийного образца. [ 11 ] [ 12 ] Серийное производство началось в октябре 1917 года, к концу года был поставлен 121 «Дельфин». [ 1 ] [ 8 ]
Операционная история
[ редактировать ]

Dolphin Mk I вступил в строй в составе 19-й и 79-й эскадрилий в феврале 1918 года, а также 87-й и 23-й эскадрилий в марте. Дебют «Дельфина» был омрачен несколькими инцидентами, в ходе которых британские и бельгийские пилоты атаковали новый самолет, приняв его за немецкий тип. [ 13 ] В течение следующих нескольких недель пилоты «Дельфинов» соблюдали осторожность вблизи других самолетов союзников.
Новые пилоты также выразили обеспокоенность по поводу расположения крыльев «Дельфина», опасаясь серьезных травм головы и шеи в случае крушения. [ 14 ] Ранние самолеты часто оснащались импровизированными аварийными пилонами, состоящими из стальных трубок над кабиной, для защиты головы пилота. Опыт показал, что опасения по поводу травмы пилота в результате опрокидывания были по большей части необоснованными. Аварийные пилоны исчезли с фронтовых самолетов, хотя на учебно-тренировочных машинах их часто сохраняли. На «Ночных дельфинах» 141-й эскадрильи , подразделения внутренней обороны, над внутренним набором межплоскостных стоек были установлены металлические петли . [ 15 ]
Несмотря на первые проблемы, «Дельфин» оказался успешным и в целом понравился пилотам. Самолет был быстрым, маневренным и легким в управлении, хотя было отмечено резкое сваливание. В своих мемуарах «Восхождение Стрельца» Сесил Льюис описал имитацию воздушного боя между его SE5 и «Дельфином».
«Дельфин» выступил лучше, чем я предполагал. Он вскочил на подъем и в мгновение ока оказался у меня на хвосте. Я наполовину откатился в сторону, он все еще был там. Я сидел по узкой спирали восхождения, он сидел по более плотной. Я пытался подняться выше него, он поднимался быстрее. Все уловки, которые я когда-либо изучал, я испробовал на нем; но он просто сидел у меня на хвосте, как будто я только что тащил его за собой. [ 16 ]
При правильной работе двигатель Hispano-Suiza Dolphin демонстрировал отличные характеристики на большой высоте. «Дельфин» часто направляли против немецких самолетов-разведчиков, таких как Rumpler C.VII , который в своей специализированной Rubild обычно работал на высоте более 20 000 футов (6 100 м). фоторазведывательной версии [ 14 ] 87-я эскадрилья изучала возможность использования оборудования для снабжения пилотов кислородом на большой высоте, но эксперимент был прекращен после того, как испытания показали, что кислородные баллоны взрывались при попадании в них артиллерийского огня. [ 14 ]
Четыре эскадрильи Королевских ВВС использовали Dolphin в качестве основного оборудования, в то время как другие эскадрильи использовали его в небольших количествах. 1-я (истребительная) эскадрилья канадских ВВС , сформированная из «Дельфинов» на авиабазе Королевских ВВС Аппер-Хейфорд . [ 17 ] Подразделение вступило в строй вскоре после заключения перемирия . [ 18 ] В октябре 1918 года Американский экспедиционный корпус закупил для оценки пять стандартных Mk Is и отправил четыре обратно в Соединенные Штаты. [ 19 ]
Самым результативным подразделением «Дельфин» стала 87-я эскадрилья, сбившая 89 самолетов противника. [ 18 ] Летчики 79-й эскадрильи за восемь с половиной месяцев нахождения самолета на фронте сбили 64 самолета противника. [ 20 ] Два лучших аса «Дельфинов» служили в 79-й эскадрилье. Капитан Фрэнсис В. Жилле , американец, одержал 20 побед в этом типе. [ 21 ] Лейтенант Рональд Баннерман , новозеландец, одержал 17 побед. [ 22 ] Третьим асом «Дельфина» был капитан Артур Вигерс из 87-й эскадрильи, одержавший все 14 своих побед на одном и том же самолете, серийный номер. С4159. [ 23 ] Другой выдающийся ас, майор Альберт Дебрисей Картер из 19-й эскадрильи, одержал примерно 13 из 29 подтвержденных побед на «Дельфине». [ 24 ] Капитан Генри Бизиу одержал восемь побед в этом виде. [ 25 ]
Проблемы с двигателем
[ редактировать ]
Дефицит и ненадежность французского двигателя Hispano-Suiza 8B оказались самой серьезной проблемой Dolphin. Использование недостаточно закаленного металла в шестернях приводило к многочисленным выходам из строя редуктора, особенно в двигателях французской фирмы Brasier . [ 1 ] [ 26 ] У двигателя также были постоянные проблемы со смазкой. [ 27 ] Ограниченные производственные мощности для двигателя Hispano-Suiza HS.8B с редуктором и приоритет, отдаваемый французским самолетам, таким как SPAD S.XIII, замедлили поставки Dolphin. Доступность Hispano-Suiza улучшилась в начале 1918 года, когда французская фирма Emile Mayen начала поставки по заказу Британского Адмиралтейства .
Использование оружия Льюиса
[ редактировать ]
Официальным вооружением «Дельфина» были два стационарных синхронизированных пулемета «Виккерс» и два пулемета «Льюис» , установленные на передней перекладине кабины и стрелявшие под углом вверх над диском винта. Крепление обеспечивало три положения по высоте и некоторое ограниченное перемещение вбок. [ 11 ] [ 28 ] Пистолеты Льюиса оказались непопулярными, поскольку из них было трудно прицелиться, и они имели тенденцию попадать в лицо пилоту. [ 1 ] Пилоты также опасались, что в случае крушения приклады нанесут серьезные травмы головы. Большинство пилотов отказались от пушек Льюиса, хотя меньшинство сохранило одно или оба орудия для атаки высотных самолетов-разведчиков снизу . [ 1 ]
Пилоты 87-й эскадрильи, в том числе Артур Вигерс, экспериментально оснастили некоторые самолеты двумя несинхронизированными пушками Льюиса, стреляющими вперед, установленными на верхней части нижнего крыла, сразу за внутренними стойками крыла. [ 1 ] Эти орудия могли стрелять зажигательными боеприпасами, которые нельзя было использовать с синхронными пушками «Виккерс». [ 28 ] Барабаны с боеприпасами на 97 патронов не могли быть заменены, когда они пустовали, а пилот не мог устранить застревание в орудии, и полевая модификация не стала стандартной.
Послевоенная служба
[ редактировать ]
После войны дельфинов быстро отправили на пенсию; 19-я и 87-я эскадрильи демобилизовались в феврале 1919 года, за ними в марте последовала 23-я эскадрилья. [ 29 ] Последним подразделением Королевских ВВС, использовавшим «Дельфины», была 79-я эскадрилья, базирующаяся в Бикендорфе , Германия, в составе Рейнской британской армии ; 79-я эскадрилья демобилизовалась в июле 1919 года. [ 29 ] [ 30 ] 1 сентября 1921 года «Дельфин» был объявлен устаревшим. 1-я (истребительная) эскадрилья, которая эксплуатировала «Дельфины» с SE5, Sopwith Snipes и трофейные Fokker D.VII , была расформирована 28 января 1920 года. [ 31 ] [ 32 ] Несмотря на то, что «Дельфины» ушли из службы в ВВС Канады, небольшое количество «Дельфинов» было отправлено обратно в Канаду. [ 33 ]
Один «Дельфин» был переоборудован для гражданского использования. В 1920 году Хэндли Пейдж получил серийный номер. D5369 и эксплуатировал его в качестве демонстратора под гражданской регистрацией G-EATC. [ 19 ] [ 33 ] Этот самолет был продан в 1923 году.
Польские ВВС эксплуатировали 10 «Дельфинов» во время польско-советской войны . С августа 1920 года эти самолеты в основном использовались для штурмовых целей в Варшавской битве и других действиях. Вскоре их остановили из-за отсутствия запасных частей. [ 29 ]
В октябре 1920 года два польских «Дельфина» были переданы в аренду ВВС Украины (1. Zaporoska Eskadra Ukraińska ) для использования против Советов. Оба самолета были возвращены полякам в феврале 1921 года. [ 34 ]
Производство и планируемые разработки
[ редактировать ]Всего компаниями Sopwith, Darracq Motor Engineering Company и Hooper & Co было произведено 2072 самолета Dolphin Mk I. [ 1 ] На момент перемирия в ожидании двигателей хранилось около 1500 «Дельфинов». Эти неполные планеры в конечном итоге были списаны. [ 35 ]
Планировались две разработки «Дельфина». Французская фирма SACA ( Société Anonyme des Constructions Aéronautiques ) начала лицензионное производство Dolphin Mk II в 1918 году. ВВС Великобритании не проявили интереса к этому варианту, который предназначался для французской военной авиации и Воздушной службы армии США . [ 36 ] [ 37 ] Двигатель Hispano-Suiza 8F с прямым приводом Mk II мощностью 300 л.с. (220 кВт) обеспечивал максимальную скорость 140 миль в час (225 км / ч) и потолок 26 401 фут (8 047 м). Новый двигатель имел рабочий объем 18,5 л (4,1 имп галлона; 4,9 галлона США) (1129 дюймов). 3 ) и требовал увеличенного выпуклого капота, полностью закрывающего орудия. [ 19 ] Mk II также отличался дополнительным топливным баком, хвостовым оперением с изменяемым углом наклона, усиленным планером и более длинными выхлопными трубами. [ 36 ] Воздушная служба ожидала поставки более 2000 самолетов Mk II к лету 1919 года, но лишь немногие из них были доставлены до перемирия.
Постоянные трудности с редуктором Hispano-Suiza 8B мощностью 200 л.с. (150 кВт) побудили к разработке Dolphin Mk III , в котором использовалась версия двигателя без редуктора. [ 3 ] Mk III впервые поднялся в воздух в октябре 1918 года и был запущен в производство сразу после окончания боевых действий. [ 3 ] Многие «Дельфины» были переоборудованы в стандарт Mk III на авиаремонтных базах путем снятия редуктора с двигателя и установки измененного капота для размещения нижней линии тяги. [ 29 ] В эксплуатации Mk III имел несколько более низкие характеристики, но повышенную надежность. [ 29 ]
Варианты
[ редактировать ]Дельфин Мк I
- Основная производственная версия. Оснащен двигателем Hispano-Suiza 8B мощностью 200 л.с. (149 кВт).
Дельфин Мк II
- Произведено по лицензии во Франции. Оснащен двигателем Hispano-Suiza 8F с прямым приводом мощностью 300 л.с. (224 кВт).
Дельфин Мк III
- Оснащен двигателем Hispano-Suiza 8B мощностью 200 л.с. (149 кВт), модифицированным для удаления редуктора.
Операторы
[ редактировать ] Канада :
- Канадские ВВС
- № 1 (Истребительная) эскадрилья
- Польские ВВС (послевоенные, подаренные Соединенным Королевством, действовали в 1920–1923 гг.)
- 19-я истребительная эскадрилья
Украинская Народная Республика
- Украинские ВВС (послевоенное время, два самолета были предоставлены Польшей в аренду в октябре 1920 г., возвращены Польше в феврале 1921 г.)
- 1-я Запорожская украинская эскадрилья
- Королевский летный корпус / Королевские ВВС
- № 19-я эскадрилья
- № 23-я эскадрилья
- 56-я эскадрилья (только эксплуатационные испытания)
- № 79-я эскадрилья
- № 85-я эскадрилья
- № 87-я эскадрилья
- № 90-я эскадрилья
- № 91-я эскадрилья
- № 141-я эскадрилья
Выживший самолет
[ редактировать ]
Ни один полный «Дельфин», как известно, не сохранился до настоящего времени, но составной «Дельфин Mk I» был перестроен в Центре охраны природы Майкла Битэма , являющемся частью Музея Королевских ВВС в Косфорде . Планер основан на оригинальной задней части фюзеляжа длиной 6 футов (1,8 м) от серийного номера. С3988. Он включает в себя множество других оригинальных деталей, в том числе топливный бак, колеса, радиаторы, хвостовое оперение и рули высоты от серийных номеров. Д5329 и С4033. В марте 2012 года «Дельфин» был выставлен в Музее Королевских ВВС в Лондоне в Белом ангаре Грэма. [ 38 ]
Воспроизведение
[ редактировать ]
В 1977 году Коул Пален построил точную копию дельфина для своего живого музея авиации на аэродроме Олд-Райнбек , расположенного в центре долины Гудзона на востоке Нью-Йорка. Он регулярно летал на авиашоу в Олд-Райнбеке по выходным до сентября 1990 года, когда совершил аварийную посадку из-за отказа топливного насоса. [ 39 ] По состоянию на 2015 год самолет находился на стадии восстановления до летного состояния. [ 40 ]
Технические характеристики (Дельфин Мк I)
[ редактировать ]
Данные Сопвита – Человек и его самолет [ 41 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 22 фута 3 дюйма (6,78 м)
- Размах крыльев: 32 фута 6 дюймов (9,91 м)
- Рост: 8 футов 6 дюймов (2,59 м)
- Площадь крыла: 263 кв. фута (24,4 м 2 )
- Пустой вес: 1400 фунтов (635 кг)
- Максимальный взлетный вес: 1990 фунтов (903 кг)
- Силовая установка: 1 поршневой мотор-редуктор Hispano-Suiza 8B V-8 с водяным охлаждением, мощностью 200 л.с. (150 кВт)
- Гребные винты: 2-лопастной винт фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 120,5 миль в час (193,9 км/ч, 104,7 узлов) на высоте 13 000 футов (4 000 м)
- 116,5 миль в час (101,2 узла; 187,5 км / ч) на высоте 15 000 футов (4600 м)
- Выносливость: 2 часа
- Практический потолок: 21 000 футов (6 400 м)
- Время набора высоты: 10 000 футов (3 000 м) за 16 минут 30 секунд.
Вооружение
- Орудия: 2 пулемета «Виккерс» калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) ; до 2 пистолетов Льюиса калибра 0,303 дюйма (7,7 мм)
- Бомбы: до четырех 25-фунтовых бомб.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г Мейсон 1992, с. 105.
- ^ Jump up to: а б Фрэнкс 2002, с. 7.
- ^ Jump up to: а б с д Куксли 1991, с. 34.
- ^ Jump up to: а б с Фрэнкс 2002, с. 8.
- ^ Мейсон 1992, с. 104.
- ^ Jump up to: а б с Робертсон 1970, с. 102.
- ^ Дэвис 1999, с. 126.
- ^ Jump up to: а б с Брюс 1969, с. 15.
- ^ Дэвис 1999, стр. 126–127.
- ^ Jump up to: а б с Дэвис 1999, с. 127.
- ^ Jump up to: а б с д Дэвис 1999, с. 128.
- ^ Брюс 1961, с. 134.
- ^ Фрэнкс 2002, с. 11.
- ^ Jump up to: а б с Фрэнкс 2002, с. 21.
- ^ Ламбертон 1960, с. 62.
- ^ Восход Стрельца, Льюис, Сесил
- ^ Милберри 1984, с. 16.
- ^ Jump up to: а б Робертсон 1970, с. 106.
- ^ Jump up to: а б с Брюс 1961, с. 150.
- ^ Брюс 1961, с. 135.
- ^ Фрэнкс 2002, с. 31.
- ^ Фрэнкс 2002, с. 32.
- ^ Фрэнкс 2002, с. 53.
- ^ Фрэнкс 2002, с. 24.
- ^ Шорс и др., стр. 78–79.
- ^ Дэвис 1999, с. 125.
- ^ Дэвис 1999, с. 129.
- ^ Jump up to: а б Робертсон 1970, с. 105.
- ^ Jump up to: а б с д и Дэвис 1999, с. 135.
- ^ Фрэнкс 2002, с. 18.
- ^ Милберри 2008, с. 160.
- ^ Пейн 2006, с. 47.
- ^ Jump up to: а б Коннорс 1976, с. 12.
- ^ Копаньски 2001, стр. 11–40.
- ^ Мейсон 1992, с. 106.
- ^ Jump up to: а б Дэвис 1999, с. 134.
- ^ Брюс 1969, с. 20.
- ^ Мауро, Стивен (5 апреля 2012 г.). «Музей Королевских ВВС выкатил восстановленного дельфина» . сайт Historynet.com . ИсторияНет . Проверено 22 ноября 2017 г. .
- ^ Кинг и Уилкинсон 1997, стр. 215–224.
- ^ «Ход работ по восстановлению Sopwith Dolphin компании ORA» . сайт oldrhinebeck.org . Старый аэродром Райнбек Коула Палена. 31 марта 2015 г. Архивировано из оригинала 15 апреля 2015 г. Проверено 17 июня 2015 г.
- ^ Робертсон 1970, стр. 236–237, 240–241.
Библиография
[ редактировать ]- Брюс, Дж. М. «Сопвичский дельфин». Самолет в профиль, Том 8 . Нью-Йорк: Doubleday & Company, Inc., 1970. ISBN 0-85383-016-9 .
- Брюс, Дж. М. «Сопвич 5F.1 Дельфин». Воздушная картина . Том. 23, № 5, май 1961 г.
- Брюс, Дж. М. Боевые самолеты Первой мировой войны: Том третий: Истребители . Лондон: Макдональд, 1969, ISBN 0-356-01490-8 .
- Коннорс, Джон Ф. «Сопвитс 11-го часа». Крылья , Том 6, № 1, февраль 1976 г.
- Куксли, Питер. Истребители Sopwith в действии (Самолет № 110). Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, 1991. ISBN 0-89747-256-X .
- Дэвис, Мик. Самолет Сопвит . Рамсбери, Мальборо, Уилтшир: Crowood Press, 1999. ISBN 1-86126-217-5 .
- Фрэнкс, Норман. Асы-дельфины и бекасы Первой мировой войны (Самолет асов № 48). Оксфорд: Издательство Osprey, 2002. ISBN 1-84176-317-9 .
- Килдофф, Питер. «Новый дельфин старого Райнебека». Любитель воздуха . № 13, август – ноябрь 1980 г., стр. 50–55. ISSN 0143-5450
- Кинг, Ричард и Стефан Уилкинсон. Небо над Райнбеком: история пилота. Визалия, Калифорния: Йостенс, 1997. ISBN 0-96613-350-1 .
- Копаньски, Томаш Ян. Британские самолеты в ВВС Польши 1918–1930 гг. (на польском языке). Варшава: Беллона, 2001. ISBN 83-11-09315-6 .
- Ламбертон, В.М. и Э.Ф. Чизмен. Истребительная авиация войны 1914–1918 годов . Летчворт, Великобритания: Харлифорд, 1960. ISBN 0-900435-01-1 .
- Мейсон, Фрэнсис К. Британский истребитель с 1912 года. Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института, 1992. ISBN 1-55750-082-7 .
- Милберри, Ларри. Авиация в Канаде: пионерские десятилетия . Торонто: Книги CANAV, 2008. ISBN 0-921022-19-0 .
- Милберри, Ларри. Шестьдесят лет: RCAF и авиационное командование 1924–1984 гг . Торонто: Книги CANAV, 1984. ISBN 0-9690703-4-9 .
- Пейн, Стивен, изд. Канадские крылья: замечательный век полета . Ванкувер: Дуглас и Макинтайр, 2006. ISBN 1-55365-167-7 .
- Робертсон, Брюс. Сопвит – Человек и его самолет . Лондон: Харлифорд, 1970. ISBN 0-900435-15-1 .
- Шорс, Кристофер Ф. и др. Над окопами: полный отчет об асах-истребителях и подразделениях ВВС Британской империи 1915–1920 гг . Лондон: Груб-стрит, 1990. ISBN 978-0-948817-19-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]