Сопвит Триплан
Сопвит Триплан | |
---|---|
![]() | |
Репродукция триплана G-BOCK в Old Warden, 2013 г. | |
Роль | боец |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Авиационная компания Сопвит |
Дизайнер | Герберт Смит |
Первый полет | 28 мая 1916 г. |
Введение | декабрь 1916 г. |
Основной пользователь | Королевская военно-морская авиационная служба |
Количество построенных | 147 [ 1 ] [ 2 ] |
Sopwith Triplane — британский одноместный истребитель, разработанный и производившийся авиационной компанией Sopwith во время Первой мировой войны . Он стал первым военным трипланом, поступившим на вооружение.
«Триплан» был разработан экспериментальным отделом фирмы как частное предприятие, проект возглавил конструктор Герберт Смит . компании бипланом Помимо очевидного различия в конфигурации крыла, самолет имел много общего с успешным истребителем- Sopwith Pup . Прототип «Триплана» совершил свой первый полет 28 мая 1916 года и через два месяца был отправлен на французский театр военных действий , где получил высокую оценку за исключительную скороподъемность и высокую маневренность. В конце 1916 года серийное производство этого типа началось в ответ на заказы, полученные от Адмиралтейства . В начале 1917 года серийные образцы Триплана прибыли в эскадрильи Королевской военно-морской авиации .
Триплан быстро доказал свою выдающуюся маневренность и, таким образом, быстро стал пользоваться успехом среди тех эскадрилий, которые на нем летали. Похвала этому типу пилотов противника; Имперская Германия тщательно изучила триплан на захваченных экземплярах и вскоре после этого произвела множество трехкрылых самолетов. Тем не менее, Triplane был построен в сравнительно небольшом количестве по сравнению с более традиционным Sopwith Pup . Было решено вывести триплан из боевой службы, поскольку во второй половине 1917 года прибыло все больше самолетов Sopwith Camel. Уцелевшие трипланы продолжали служить в качестве учебно-тренировочных и экспериментальных самолетов до нескольких месяцев после окончания конфликта.
Разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]


Во время Первой мировой войны компания Sopwith Aviation стала известным британским производителем военных самолетов. [ 3 ] Именно в условиях этого конфликта один из ее сотрудников, Герберт Смит , разработал Sopwith Pup , одноместный истребитель -биплан , который автор авиации Дж. М. Брюс описал как «один из величайших самолетов в мире». [ 3 ] Хотя это был способный истребитель, обладавший впечатляющими для своего времени качествами управления, с аэродинамической точки зрения Pup имел совершенно традиционную конструкцию. Некоторые деятели, в том числе сотрудники экспериментального отдела Sopwith, стремились разработать преемника, который вместо этого стал бы пионером новых концепций такого самолета; из таких амбиций появился Триплан. [ 3 ]
Вначале компания Sopwith решила продолжить разработку концепции Triplane как частную венчурную инициативу. [ 3 ] Проект, принятый экспериментальным отделом компании 28 мая 1916 года, был современником Sopwith LRTTr. проект, который так и не продвинулся дальше стадии прототипа ; Брюс предположил, что Смит, возможно, был вдохновлен нетипичной конфигурацией крыла LRTTr., чтобы принять культовую конфигурацию триплана для нового проекта. [ 3 ] Помимо очевидной разницы в конфигурации крыла, конструкция Triplane во многом соответствовала конструкции Pup. Его описывали как «удивительно простой самолет». [ 3 ]
В полет
[ редактировать ]Первоначальный «прототип того, что следовало называть просто трипланом», впервые поднялся в воздух 28 мая 1916 года под управлением летчика-испытателя компании Sopwith Гарри Хокера . [ 4 ] В течение трех минут после взлета Хокер поразил зрителей, трижды подряд сделав петлю самолета с серийным номером N500. [ 5 ] Хокер отметил, что это произошло из-за его высокого доверия к самолету, несмотря на его радикальную конструкцию. [ 3 ] Триплан был очень маневренным, с эффективным и хорошо согласованным управлением. [ 6 ] Однако при маневрировании «Триплан» выглядел необычно. Один наблюдатель отметил, что самолет при перекатывании выглядел как «пьяная лестница». [ 7 ]
Первоначально не имея никакого вооружения, N500 впоследствии был оснащен одним пулеметом Vickers , который был установлен по центру перед кабиной. [ 3 ] В июле 1916 года N500 был отправлен в Дюнкерк для оценки в составе военно-морской эскадрильи «А» 1-го военно-морского крыла. Будучи введенным в действие уже через 15 минут после прибытия для перехвата самолетов противника, N500 быстро доказал свою высокую эффективность. По словам Брюса, он продемонстрировал образцовую маневренность и феноменальную для того времени скороподъемность. [ 3 ]
Второй прототип, N504, совершил свой первый полет в августе 1916 года. Его основным отличием от первого прототипа была установка двигателя Clerget 9B мощностью 130 л.с. [ 8 ] В конце концов N504 был отправлен во Францию в декабре того же года. [ 9 ] Этот самолет служил учебно-тренировочным для нескольких эскадрилий. [ 9 ]
Производство
[ редактировать ]В период с июля 1916 года по январь 1917 года Адмиралтейство заключило два контракта с Sopwith на поставку в общей сложности 95 трипланов, два контракта с Clayton & Shuttleworth Ltd. на общую сумму 46 самолетов и один контракт с Oakley & Co. Ltd. на 25 самолетов. [ 10 ] В поисках современных самолетов для Королевского летного корпуса (RFC) военное министерство также заключило с Clayton & Shuttleworth контракт на поставку 106 трипланов. [ 11 ] [ 12 ]
Серийное производство этого типа началось в конце 1916 года. Первые трипланы, построенные Sopwith, были доставлены компании Clayton & Shuttleworth, которая поставила свой первый триплан 2 декабря 1916 года. [ 13 ] Возобновление потребности союзных держав в высокопроизводительных боевых самолетах возникло после появления Albatros D.II , который поступил на вооружение Имперской Германии примерно в то же время, что угрожало превосходству союзников в воздухе. [ 8 ] В феврале 1917 года военное министерство согласилось обменять свои заказы на трипланы на контракты Адмиралтейства на SPAD S.VII . [ 11 ] [ 14 ] [ 15 ]
Хотя и Sopwith, и Clayton & Shuttleworth успешно выполнили свои заказы на производство RNAS, [ 10 ] Oakley, у которой не было опыта строительства самолетов, поставила только три триплана, прежде чем ее контракт был расторгнут в октябре 1917 года. [ 16 ] [ 17 ] По неизвестным причинам контракт RFC Triplane, выданный Clayton & Shuttleworth, был просто расторгнут, а не передан RNAS. [ 11 ] Общий объем производства этого типа составил 147 самолетов. [ 1 ] [ 14 ]
Дизайн
[ редактировать ]Sopwith Triplane был одноместным истребителем; у него были общие конструктивные особенности, такие как фюзеляж и хвостовое оперение , с таковыми у более раннего Pup . Хотя конструктивно фюзеляж был схожим, Брюс отмечает, что существовало несколько различий. [ 3 ] Одним из примеров были точки крепления центральных крыльев, которые располагались на верхнем и нижнем лонжеронах фюзеляжа и, в свою очередь, также крепились к стойкам центроплана. Одним из нововведений, которое присутствовало только на Триплане, было использование одиночных межплоскостных стоек с широкой хордой, которые непрерывно проходили между нижним и верхним крылом. [ 3 ]
Наиболее отличительной особенностью Триплана являются три крыла с узкой хордой ; это обеспечило пилоту улучшенное поле зрения. Эти крылья имели такой же размах, как и у Pup, но по площади были всего на 21 квадратный фут меньше. [ 3 ] Элероны были установлены на всех трех крыльях. Относительно узкая хорда и короткий размах крыла обеспечивают высокий уровень маневренности. [ 3 ] Введение в феврале 1917 года хвостового оперения меньшего размера с размахом 8 футов было связано с улучшенной реакцией руля высоты . [ 18 ] Оригинальное хвостовое оперение было идентично хвостовому оперению Pup, за исключением хвостового оперения с изменяемым углом наклона , которое можно было регулировать так, чтобы самолет мог управляться без помощи рук. [ 19 ] [ 3 ]
Первоначально Triplane оснащался Clerget девятицилиндровым роторным двигателем 9Z мощностью 110 л.с. Однако большинство серийных экземпляров вместо этого были оснащены более мощным роторным двигателем Clerget 9B мощностью 130 л.с. По крайней мере, один триплан был испытан с роторным двигателем Le Rhône мощностью 110 л.с. , но это не дало существенного улучшения характеристик, единственным кажущимся преимуществом было небольшое увеличение скороподъемности. [ 13 ]
Операционная история
[ редактировать ]Введение
[ редактировать ]


1-я военно-морская эскадрилья вступила в полную боевую готовность с «Трипланами» к декабрю 1916 года, но эскадрилья не участвовала в каких-либо значительных действиях до февраля 1917 года, когда она передислоцировалась из Фурнеса в Чипилли . [ 20 ] 8-я военно-морская эскадра получила свои трипланы в феврале 1917 года. [ 21 ] [ 13 ] я 9-я и 10- военно-морские эскадрильи, оснащенные этим типом в период с апреля по май 1917 года. [ 22 ]
Все британские трипланы, кроме одного, были отправлены в эскадрильи, базирующиеся во Франции; вместо этого этот единственный самолет был отправлен в Эгейское море , хотя детали его службы и назначение там в значительной степени неизвестны, только то, что его использование было ограничено после аварийной посадки в Салониках 26 марта 1917 года. [ 23 ] Помимо британцев, единственным крупным эксплуатантом «Трипланов» была французская военно-морская эскадра, базирующаяся в Дюнкерке, получившая 17 самолетов. [ 24 ] [ 25 ] Единственный экземпляр был отправлен в Соединенные Штаты для выставочных целей в декабре 1917 года. Более того, Императорская российская воздушная служба также эксплуатировала один триплан во второй половине 1917 года, его судьба неизвестна. [ 26 ]
Боевой дебют «Триплана» оказался весьма успешным. Исключительная скороподъемность нового истребителя и высокий практический потолок давали ему заметное преимущество перед Albatros D.III , хотя триплан был медленнее в пикировании. [ 27 ] В апреле 1917 года Манфред фон Рихтгофен , более известный как «Красный барон» , заметил, что «Триплан» был лучшим истребителем союзников того времени, и это мнение поддержали другие немецкие старшие офицеры, такие как Эрнст фон Геппнер . [ 28 ] Было захвачено несколько трипланов, которые подверглись тщательной оценке и изучению. [ 29 ] Немцы были настолько впечатлены характеристиками самолета, что это вызвало кратковременное увлечение трипланами среди немецких авиастроителей. Их усилия привели к созданию не менее 34 различных прототипов, включая Fokker V.4 , прототип успешного Fokker Dr.I. [ 30 ]
Пилоты прозвали самолет Tripehound или просто Tripe . [ 31 ] На триплане, как известно, пилотировал рейс «B» 10-й военно-морской эскадрильи, более известный как «Черный рейс». этим общеканадским Командовал звеном ас Рэймонд Коллишоу . Их самолеты, названные Black Maria , Black Prince , Black George , Black Death и Black Sheep , отличались окрашенными в черный цвет плавниками и капотами. [ 7 ] «Черный рейс» за три месяца уничтожил 87 немецких самолетов, оснащенных «Трипланом». Коллишоу одержал 34 из своих возможных 60 побед на самолетах, что сделало его лучшим асом триплана. [ 32 ] [ 33 ]
Проблемы
[ редактировать ]Боевая карьера Триплана была сравнительно недолгой, отчасти потому, что его оказалось трудно ремонтировать. [ 28 ] Доступ к топливным и масляным бакам без демонтажа крыла и фюзеляжа был недоступен; даже относительно мелкий ремонт приходилось производить на ремонтных базах тылового эшелона. Летом 1917 года стало трудно получить запасные части, в результате чего состав 1-й военно-морской эскадрильи сократился с 18 до 15 самолетов. [ 34 ] По словам Брюса, вполне вероятно, что эскадрильи не спешили переоснащать свои трипланы улучшенным хвостовым оперением из-за отсутствия доступных комплектов для этого. [ 35 ]
Триплан также приобрел репутацию слабого конструкции, поскольку крылья некоторых самолетов разрушались при крутых пикированиях. Этот дефект был связан с использованием распорных тросов небольшого сечения в 46 самолетах, построенных субподрядчиком Clayton & Shuttleworth. [ 36 ] Несколько пилотов 10-й военно-морской эскадрильи использовали тросы или дополнительные провода для усиления своих трипланов. [ 36 ] Брюс утверждает, что опасения по поводу структурной слабости необоснованны. [ 8 ] В 1918 году ВВС Великобритании издали технический приказ на установку поперечной сжимающей стойки между внутренними стойками кабин уцелевших трипланов. Один самолет, серийный N5912, был оснащен дополнительными тросами в середине пролета на верхнем крыле, когда использовался в качестве учебно-тренировочного.
Еще одним недостатком «Триплана» было легкое вооружение. [ 37 ] Современные истребители «Альбатрос» были вооружены двумя пушками, но большинство «Трипланов» несли один синхронный пулемет «Виккерс» . Попытки установить на Триплан спаренные пушки дали неоднозначные результаты. Компания Clayton & Shuttleworth построила шесть экспериментальных трипланов со спаренными пушками. [ 14 ] Некоторые из этих самолетов поступили на боевую службу в составе 1-й и 10-й военно-морских эскадрилий в июле 1917 года, но характеристики были снижены, и одна пушка осталась стандартной. [ 38 ] Трипланы, построенные Окли, должны были иметь спаренные пушки - инженерное изменение, которое серьезно задержало производство. [ 17 ]
Вывод из службы
[ редактировать ]В июне 1917 года 4-я военно-морская эскадрилья получила первые самолеты Sopwith Camel , и преимущества более прочных и лучше вооруженных истребителей быстро стали очевидны. 8-я и 9-я военно-морские эскадрильи были перевооружены на «Верблюды» в период с начала июля по начало августа 1917 года. [ 39 ] 10-я военно-морская эскадрилья была преобразована в конце августа, передав оставшиеся трипланы 1-й военно-морской эскадрилье. [ 36 ] № 1 эксплуатировал трипланы до декабря, предположительно понеся тяжелые потери из-за медленной замены своих трипланов. [ 40 ]
К концу 1917 года уцелевшие трипланы использовались в качестве усовершенствованных учебно-тренировочных самолетов 12-й военно-морской эскадры . Какое-то время этот тип использовался в экспериментальных и учебных целях; примеры были зарегистрированы как выполняющие полеты еще в октябре 1918 года. [ 41 ] Шесть британских асов одержали все свои победы на самолетах Sopwith Triplanes. Это были Джон Альберт Пейдж (7), Томас Каллинг (6), Сирил Аскью Эйр (6), Ф. Х. Мейнард (6), Джеральд Юарт Нэш (6) и Энтони Арнольд (5). [ 42 ]
Операторы
[ редактировать ]- Военно-морское воздухоплавание (17 самолетов)
- ВМС Греции (один самолет)
- Императорские ВВС России (один самолет)
- Советские ВВС (один самолет передан Императорским ВВС России)
Выжившие и современные репродукции
[ редактировать ]

- Канада
- Репродукция – на статической экспозиции в Музее полетов в ангаре в Калгари, Альберта . Этот самолет представляет собой серийный N6302, которым пилотировал Альфред Уильямс Картер из 10-й военно-морской эскадрильи. [ 43 ]
- Репродукция – хранится в Канадском музее авиации и космонавтики в Оттаве, Онтарио . [ 44 ]
- Россия
- N5486 — На статической экспозиции Центрального музея ВВС в Монино, Москва . Он был передан российскому правительству для оценки в мае 1917 года. В России самолет был оснащен лыжами и эксплуатировался до захвата большевиками . Самолет затем служил в Красных ВВС, вероятно, в качестве учебно-тренировочного, и неоднократно перестраивался. [ 45 ]
- Соединенные Штаты
- Репродукция – на статической экспозиции в Музее авиации MAPS в Северном Кантоне, штат Огайо . [ 46 ] Он был построен пилотом Акрона Биллом Вудаллом по оригинальным планам Sopwith. [ 47 ]
- Великобритания
- N5912 — на статической экспозиции в Музее Королевских ВВС в Лондоне . Это был один из трех самолетов, построенных компанией Oakley & Co. Ltd. и поставленных в конце 1917 года. Самолет не участвовал в боевой службе и вместо этого служил в Школе воздушного боя и артиллерийского дела № 2 в Марске . После войны Имперский военный музей показывал самолет на временной выставке до 1924 года. В 1936 году Королевские ВВС приобрели и отреставрировали самолет, управляя им на нескольких конкурсах RAF в Хендоне . [ 48 ] [ 49 ]
- Репродукция — годна к полетам в коллекции Шаттлворта в Олд-Уордене, Бедфордшир . Этот самолет зарегистрирован как G-BOCK и имеет маркировку Dixie II . Он представляет собой оригинальный «Дикси» , серийный N6290, из 8-й военно-морской эскадрильи . [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ]
- Репродукция — годен к полетам в составе демонстрационной группы Великой войны . Этот самолет зарегистрирован как N500, первый прототип триплана, летавший в составе 1-й эскадрильи RNAS с 1916 года. [ 53 ]
Технические характеристики (вариант с двигателем Clerget 9B)
[ редактировать ]
Данные британских самолетов 1914–1918 гг. [ 54 ] Профиль самолета № 73: Триплан «Сопвич». [ 55 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 18 футов 10 дюймов (5,74 м)
- Размах крыльев: 26 футов 6 дюймов (8,08 м)
- Высота: 10 футов 6 дюймов (3,20 м)
- Площадь крыла: 231 кв. фут (21,5 м 2 )
- Пустой вес: 1101 фунт (499 кг)
- Полная масса: 1541 фунт (699 кг)
- Силовая установка: 1 × Clerget 9B 9-цилиндровый роторно-поршневой двигатель воздушного охлаждения, мощностью 130 л.с. (97 кВт).
- Гребные винты: 2-лопастной винт фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 117 миль в час (188 км/ч, 102 узла) на высоте 5000 футов (1524 м)
- Диапазон: 321 миль (517 км, 279 миль)
- Продолжительность: 2 часа 45 минут.
- Практический потолок: 20 500 футов (6 200 м)
- Время набора высоты:
- 6000 футов (1829 м) за 5 минут 50 секунд
- 16 400 футов (4999 м) за 26 минут 30 секунд
- Нагрузка на крыло: 6,13 фунта/кв. футов (29,9 кг/м). 2 )
Вооружение
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- Алкок Скаут
- Триплан St Croix Sopwith , самодельная копия.
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бауэрс и Макдауэлл 1993, с. 63.
- ^ Брюс 1965, с. 10.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Брюс 1965, с. 3.
- ^ Грин и Суонборо 2001, с. 534.
- ^ Робертсон 1970, с. 59.
- ^ Фрэнкс 2004, с. 19.
- ^ Jump up to: а б Коннорс 1975, с. 50.
- ^ Jump up to: а б с Брюс 1965, с. 4.
- ^ Jump up to: а б Фрэнкс 2004, с. 50.
- ^ Jump up to: а б Дэвис 1999, стр. 70–71.
- ^ Jump up to: а б с Дэвис 1999, с. 72.
- ^ Брюс 1965, стр. 3-4.
- ^ Jump up to: а б с Брюс 1965, с. 5.
- ^ Jump up to: а б с Мейсон 1992, с. 61.
- ^ Брюс 1965, стр. 4-5.
- ^ Дэвис 1999, с. 76.
- ^ Jump up to: а б Робертсон 1970, с. 157.
- ^ Куксли 1991, с. 23.
- ^ Фрэнкс 2004, стр. 19, 66.
- ^ Фрэнкс 2004, с. 9.
- ^ Фрэнкс 2004, с. 22.
- ^ Фрэнкс 2004, стр. 54, 68.
- ^ Брюс 1965, с. 8.
- ^ Фрэнкс 2004, стр. 62–63.
- ^ Брюс 1965, стр. 8-9.
- ^ Брюс 1965, с. 9.
- ^ Фрэнкс 2004, стр. 21, 69.
- ^ Jump up to: а б Брюс 1965, с. 7.
- ^ Брюс 1965, стр. 7-8.
- ^ Кеннетт 1991, с. 98,
- ^ Бауэрс и Макдауэлл 1993, с. 62.
- ^ Фрэнкс 2004, с. 68.
- ^ Брюс 1965, стр. 6-7.
- ^ Ламбертон 1960, с. 74.
- ^ Брюс 1965, стр. 5-6.
- ^ Jump up to: а б с Фрэнкс 2004, с. 76.
- ^ Фрэнкс 2004, с. 69.
- ^ Фрэнкс 2004, стр. 13, 69.
- ^ Фрэнкс 2004, стр. 46, 49, 56–57.
- ^ Фрэнкс 2004, с. 17.
- ^ Брюс 1965, стр. 9-10.
- ^ Дэвис 1999, с. 75.
- ^ «СОПВИТ ТРИПЛАН» . Ангарный музей авиации . Ангарный музей авиации . Проверено 13 мая 2017 г.
- ^ «Триплан Сопвич» . Ингениум . Проверено 14 июня 2020 г.
- ^ Брюс 1990, с. 19.
- ^ «СОПВИТ ТРИПЛАН «ТРАЙПХАУНД» » . КАРТЫ Музей авиации . 21 января 2020 г. Проверено 14 июня 2020 г.
- ^ Вудалл, Билл. «Строим и летаем» . Проверено 14 июня 2020 г.
- ^ «Триплан Сопвич» . Музей Королевских ВВС . Попечители Музея Королевских ВВС . Проверено 13 мая 2017 г.
- ^ Симпсон, Эндрю (2013). «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ [N5912]» (PDF) . Музей Королевских ВВС . Музей Королевских ВВС . Проверено 13 мая 2017 г.
- ^ Хискок 1994, с. 30.
- ^ «СОПВИТ ТРИПЛАН» . Шаттлворт . Шаттлворт . Проверено 13 мая 2017 г.
- ^ «Результаты поиска GINFO [G-BOCK]» . Управление гражданской авиации . Проверено 13 мая 2017 г.
- ^ «Команда самолетов» . Команда демонстрации Великой войны . Команда демонстрации Великой войны . Проверено 29 сентября 2019 г.
- ^ Брюс 1957, с. 568.
- ^ Брюс 1965, с. 12.
Библиография
[ редактировать ]- Бауэрс, Питер М. и Эрнест Р. Макдауэлл. Трипланы: иллюстрированная история мировых трипланов и мультипланов . Сент-Пол, Миннесота: Motorbooks International, 1993. ISBN 0-87938-614-2 .
- Брюс, Дж. М. Британские самолеты 1914–18 . Лондон: Патнэм, 1957.
- Брюс, Дж. М. «Профиль самолета № 73: Триплан Сопвит». ООО «Профильные публикации» , 1965.
- Брюс, Дж. М. Сопвит Триплан (файл данных Windsock 22) . Берхамстед, Хертс, Великобритания: Albatros Productions, 1990. ISBN 0-948414-26-X .
- Коннорс, Джон Ф. «Парящая лестница Сопвита». Крылья , Том 5, № 3, июнь 1975 года.
- Куксли, Питер. Истребители Sopwith в действии (Самолет № 110) . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, 1991. ISBN 0-89747-256-X .
- Дэвис, Мик. Самолет Сопвит . Рамсбери, Мальборо, Уилтшир: Crowood Press, 1999. ISBN 1-86126-217-5 .
- Фрэнкс, Норман. Sopwith Triplane Aces of the I World War (Самолет асов №62) . Оксфорд: Издательство Osprey, 2004. ISBN 1-84176-728-X .
- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Великая книга бойцов . Оцеола, Висконсин: Издательская компания MBI, 2001. ISBN 0-7603-1194-3 .
- Хискок, Мелвин. Классический самолет Первой мировой войны (Osprey Classic Aircraft). Оксфорд: Издательство Osprey, 1994. ISBN 1-85532-407-5 .
- Кеннетт, Ли. Первая воздушная война: 1914–1918 гг . Нью-Йорк: Свободная пресса, 1991. ISBN 0-02-917301-9 .
- Ламбертон, В.М. и Э.Ф. Чизмен. Истребительная авиация войны 1914–1918 годов . Летчворт: Харлифорд, 1960. ISBN 0-8168-6360-1 .
- Мейсон, Фрэнсис К. Британский истребитель с 1912 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1992. ISBN 1-55750-082-7 .
- Робертсон, Брюс. Сопвит – Человек и его самолет . Лондон: Харлифорд, 1970. ISBN 0-900435-15-1 .
- Тетфорд, Оуэн. Британские военно-морские самолеты с 1912 года . Лондон: Патнэм, 1994. ISBN 0-85177-861-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Триплан Сопвит – Великобритания , История авиации .
- Канадский музей авиации: триплан Sopwith. Архивировано 27 сентября 2007 года в Wayback Machine.
- «Триплан Сопвита» 1918 года — перепечатка немецкой статьи о триплане , первоначально опубликованной в Deutsche Luftfahrer Zeitschrift .