Рэймонд Коллишоу
Рэймонд Коллишоу , CB , DSO & Bar , OBE , DSC , DFC (22 ноября 1893 — 28 сентября 1976) — выдающийся канадский летчик-истребитель , командир эскадрильи и командир , служивший в Королевской военно-морской воздушной службе (RNAS), а затем в Королевские ВВС . Он был самым результативным летным асом RNAS и вторым по результативности канадским пилотом Первой мировой войны . Он был известен как великий лидер в воздухе, ведя в бой многие свои формирования. После Великой войны он стал постоянным офицером Королевских ВВС (RAF), участвовал в боевых действиях против большевиков в 1919–20 годах и впоследствии командовал различными подразделениями Воздушной службы. Во время Второй мировой войны он командовал группой № 204 (позже ставшей ВВС пустыни ) в Северной Африке , добившись больших успехов в борьбе с численно и технологически превосходящими ВВС Италии . Уволен в отставку в 1943 году.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Рэймонд Коллишоу родился в Нанаймо , Британская Колумбия , Канада, 22 ноября 1893 года. Его отцом был Джон Эдвард Коллишоу из Рексхэма , Уэльс , и его мать Сара «Сэди» Джонс из Ньюпорта, Уэльс , но вырос в Пантигоге, Гарв-Вэлли . Он вырос в Нанаймо, хотя часть его обучения проходила в Виктории, Британская Колумбия , и Окленде, Калифорния , из-за того, что его отец время от времени занимался добычей золота.
В 1908 году, в возрасте 15 лет, благодаря связям отца, [ 1 ] Коллишоу поступил на работу в Канадскую службу защиты рыболовства юнгой. Он был моряком низшего класса на борту « Альседо» . Он продолжит работать на кораблях и на побережье в течение следующих семи лет, пройдя путь до первого офицера, а в 1914 году перейдя на « Фиспа» . [ 2 ] Он был на борту, когда корабль отправился за Полярный круг в поисках экспедиции Стефанссона – слишком поздно, чтобы спасти « Карлук» .
Первая мировая война
[ редактировать ]Обучение
[ редактировать ]Когда в 1914 году разразилась война, первой идеей Коллишоу было вступить в Королевский флот , но какое-то время он ничего о нем не слышал. Ближе к концу 1915 года Коллишоу узнал, что Королевская военно-морская воздушная служба нанимает сотрудников, поэтому вместо этого он подал туда заявку и прошел летную подготовку (наземную школу и двойное обучение) в авиационной школе Кертиса в Торонто (за свой счет). [ 3 ] В январе 1916 года он получил квалификацию пилота-испытателя и пересек Атлантику по Адриатике . Его первое назначение было на военно-морскую авиабазу в Редкаре , где он завершил обучение пилотов, управляя Caudron G.3 ; его первое соло состоялось 16 июня 1916 года. [ 4 ] После посещения артиллерийской школы в Истчерче он был утвержден в звании младшего лейтенанта.

3-е крыло РНКС
[ редактировать ]2 августа 1916 года Коллишоу был отправлен на свой первый оперативный пост, присоединившись к 3-му крылу RNAS. Крыло действовало из Люксея, Франция, и поддерживало 4-ю французскую бомбардировочную группу на британских самолетах Sopwith 1½ Strutter . Некоторые из «Сопвичей» были оборудованы как бомбардировщики, другие — как двухместные истребители. [ 5 ] Коллишоу нашел эти новые самолеты «откровением» в полете (по сравнению с его учебно-тренировочным самолетом). Его первые боевые вылеты были в конфигурации «истребитель» Strutter, что, как он отметил, «несомненно, существенно повлияло на мою последующую карьеру в ВВС». [ 6 ]
Первая встреча Коллишоу с немецким самолетом произошла во время эскорта первого крупномасштабного рейда 3-го крыла на Германию против стрелкового завода Маузера в Оберндорфе 12 октября 1916 года. В рейде приняли участие 27 самолетов британской и французской эскадрилий, а также совершил несколько полетов на разных высотах. Коллишоу были почти у цели, когда на них напали три немецких Fokker D.III . Один из «Фоккеров», пилотируемый сержантом . Ханстиен провел эффективные атаки на двух товарищей Коллишоу по обе стороны от него. Коллишоу нырнул и выстрелил, имея в прицеле Ханстейна, но затем Ханстейн быстро уклонился, выполнив маневр с набором высоты. Двигатель Коллишоу набрал слишком высокие обороты во время пикирования, перерезал провод и потерял мощность, что потребовало от него вернуться на базу. Коллишоу отметил, что, хотя рейд на Оберндорф и был важным событием, он имел сомнительный успех, учитывая ограниченный известный ущерб цели и потери самолетов союзников, без каких-либо потерь самолетов с немецкой стороны. Немецкие пилоты, присутствовавшие в тот день на месте происшествия, были весьма опытными, в их числе был тогдашний унтер-офицер. Эрнст Удет . [ 7 ]
Первые подтвержденные победы Коллишоу произошли 2 октября, когда он в одиночку (без наблюдателя) перегонял новый Strutter из штаба крыла (в Люксёе) на новую передовую базу своей эскадрильи (в Оши, Франция). Шесть немецких разведчиков заметили его и нырнули через линию фронта. Как вспоминал Коллишоу:
Дело началось с потока пуль, которые попали прямо мне в очки, засыпав стеклянный порошок в глаза. Я почти ничего не видел и мог лишь швырять свой 1½ Strutter, надеясь, что он скрепится как единое целое. Как мне хотелось, чтобы со мной был [мой наблюдатель, наводчик] Портсмут, чтобы защитить мой хвост! Мои нападавшие добрались к западу от меня, и хотя я в тот момент этого не осознавал, семеро из нас постепенно дрейфовали все дальше и дальше на восток, пока я отворачивался от их атак. Я также потерял высоту, так как совершил серию пикировок, пытаясь уйти от их огня. Через некоторое время я смог видеть немного лучше, хотя глаза ужасно болели, и я понял, что нахожусь почти на уровне земли. Один из немецких пилотов резко снизился, все время стреляя, и, должно быть, он был так сосредоточен на том, чтобы навести меня в прицел, что совершенно забыл о своей высоте. Он внезапно остановился, но оставил машину слишком поздно и вошел, врезавшись в дерево. Был ли он убит, тяжело ранен или просто ушел, ругаясь, я так и не узнал, и у меня тогда уж точно не было времени об этом беспокоиться. Мне удалось поймать одного из немцев и дать несколько очередей, которые, казалось, попали прямо в район двигателя и кабины. Он пошел на посадку, но опять же, благополучно ли он это сделал, я не знаю. Наконец, спустя, казалось, вечность, стрельбы больше не было, и я понял, что оставшиеся разведчики ушли, возможно, потому, что у них заканчивалось топливо... [ 8 ]
Затем Коллишоу попытался вернуться к позициям союзников, но был дезориентирован. Он не мог разобрать компас, но, судя по положению солнца, летел в правильном, по его мнению, направлении, набирая высоту и летел, как ему казалось, долго. Наконец он заметил аэродром и пошел на посадку.
... [Я] почувствовал большое облегчение от того, что мои проблемы закончились и мне можно было посмотреть. Я опустил 1½ Strutter, что, по моему мнению, было очень похвальным приземлением после всего, через что я прошел, и начал рулить к нескольким ангарам, перед которыми стояла линия самолетов. Что-то в этих машинах показалось мне странным, но только когда я подошёл к ним поближе, я понял почему. На каждом из них был знак Железного креста немецких ВВС, и я приземлился на немецком поле! К счастью, мой двигатель все еще работал, и я открыл его, едва успев оторваться от земли и расчистить пару небольших деревьев на краю поля. [ 9 ]
Коллишоу снова летел долго, на этот раз обязательно перелетев траншеи, и наконец приземлился на французском аэродроме, в 70 милях к северо-западу от намеченного пункта назначения. Ему оказали медицинскую помощь и он вернулся в свою часть.
3-е крыло участвовало в ряде крупных воздушных налетов на цели в глубине территории Германии в ноябре и декабре. Обычная должность Коллишоу заключалась в поддержке «боца», и в этом качестве он провел несколько боев, но без каких-либо убедительных результатов. 23 января 1917 года, возвращаясь после рейда на доменные печи в Бурбахе, у него произошла «особенно отчаянная» встреча с Fokker D.III, и он был вынужден спуститься на стороне союзников недалеко от Нанси. [ 10 ] На следующий день, в знак признания его участия во многих рейдах на 3-е крыло, ему сообщили, что он был награжден французским Croix de Guerre . [ 11 ]
№ 3-я военно-морская эскадра
[ редактировать ]В феврале 1917 года Коллишоу был направлен в 3-ю военно-морскую эскадрилью , которая была создана только в начале месяца и действовала для непосредственной поддержки армии и RFC в Верт-Галанде недалеко от равнины Соммы. [ 12 ] и оснащен несколько устаревшими на тот момент моделями Sopwith Pups . Эскадрилья, хотя и была британской, в то время составляла большинство канадских пилотов. [ 13 ] Коллишоу заметил одну вещь: темп миссий резко увеличился: вместо налетов каждую неделю или две, как это было в 3-м крыле и в Naval 3, пилоты могли рассчитывать на одно или несколько патрулей каждый день, и редко без какого-либо вмешательства. встречи с противником. Кроме того, эскадрилья находилась в пределах оперативной дистанции от некоторых лучших немецких авиационных частей, включая Jasta 11 . К счастью, как отметил Коллишоу, «многие немецкие пилоты, летавшие на новых истребителях «Альбатрос» и «Хальберштадт», оказались неопытными и неспособными максимально эффективно использовать свои машины». [ 14 ] В течение следующих двух месяцев Коллишоу участвовал в нескольких боях во время частых патрулей, но регулярно терпел неудачи из-за неисправностей оружия и двигателя. Тем не менее, он добавил еще два к своему счету, прежде чем случился еще один инцидент, когда в бою на большой высоте пули снова попали в его очки, и в ответ он сбросил всю маску, в результате чего его лицо сильно опухло от обморожения. Это потребовало от него вернуться в Англию на несколько недель в отпуск по болезни. [ 15 ]
№ 10-я военно-морская эскадра
[ редактировать ]
Когда Коллишоу вернулся в строй в конце апреля, его направили в 10-ю военно-морскую эскадрилью командиром звена. Коллишоу снова обнаружил, что по составу эскадрилья была в основном канадской. Naval 10 постепенно оснащался новым, скороподъемным и маневренным трипланом Sopwith Triplane , и Коллишоу нашел этот самолет «восхитительным». [ 16 ] хотя все еще хотел иметь второй пулемет «Виккерс», стреляющий вперед. (Коллишоу в конечном итоге получила один из шести экспериментальных трипланов с двумя синхронизированными пушками «Виккерс» и двигателем «Клерже» мощностью 130 л.с. ). [ 17 ] Свой первый бой на триплане он провел 28 апреля, утром обстреляв двухместный самолет (но ему помешало заклинивание орудия), а затем в тот же день атаковал четыре немецких истребителя (прикрывая вышедший из строя гидросамолет у Ньюпора) и возможно, удивив их своей производительностью. Он врезался в хвост одного из них и, выпустив несколько очередей, заставил его развалиться в воздухе. Затем остальные немцы прервались. Это была пятая победа Коллишоу, сделавшая его «асом». 30 апреля он одержал еще одну победу, а 10 мая сжег своего первого противника. [ 18 ] Коллишоу снова отметил скачок количества ежедневных боевых вылетов, обычно 2–4 в день, а иногда и больше.
К середине мая Королевский летный корпус остро нуждался в подкреплениях. Это произошло главным образом из-за последствий « Кровавого апреля» , но также и из-за подготовки к новому наступлению на Мессин . Naval 10 был выделен в качестве подразделения для оказания такой прямой поддержки, о чем командир эскадрильи и пилоты эскадрильи знали уже некоторое время. Naval 10 переехал на новый аэродром в Дрогландте.
Черный полет
[ редактировать ]Рейс «B» Коллишоу Naval 10 первоначально полностью состоял из канадцев, а позже получил прозвище «Черный рейс» из-за черного (переднего) капота двигателя и колпаков колес (что контрастирует с красным и синим цветом Naval 10). 10-е рейсы «А» и «В» соответственно). [ 19 ] Кроме того, в экипаже решили давать названия своим машинам большими (3 дюйма) белыми буквами по обе стороны возле кабины. Эллис Вэр Рид из Торонто летал на Блэк Роджере ; Джон Эдвард Шарман из Виннипега летал на Черной смерти ; Джеральд «Джерри» Юарт Нэш из Стони-Крик летал на Black Sheep ; Маркус Александер из Торонто летал на самолете Black Prince ; и Коллишоу выбрал «Черную Марию» (отсылка к полицейскому фургону). За первые два месяца они заявили о рекордных 84 немецких самолетах, уничтоженных или сбитых, что, как ни странно, не принесло Коллишоу и этому подразделению широкой известности, хотя и снискало большую известность среди их немецких противников в этом районе. Позже Коллишоу утверждал, что это произошло потому, что чиновники регулярного Королевского летного корпуса не хотели отдавать должное военно-морским пилотам. [ 20 ] В своей автобиографии Коллишоу отмечал, что они не всегда летали вместе, а условия эксплуатации требовали, чтобы пилоты различных рейсов были доступны для замены по мере необходимости – и на разных машинах (которые обслуживались примерно через 30 летных часов). ). Было лишь относительно небольшое количество случаев, когда полный состав «оригинального» звена находился в боевых действиях. Он утверждал, что следует отдать должное эскадрилье в целом с точки зрения любой существующей легенды о «Черной стае». [ 21 ]

Первый (без происшествий) полет первоначальной группы - линейное патрулирование - состоялся 18 мая 1917 года. Джерри Нэш был первым, кто одержал победу 21 мая, нырнув на группу из пяти немецких разведчиков и оставив пилота своего самолета. цель упала обратно в кабину и вошла в боковой штопор. Будучи в меньшинстве, Джерри смог использовать превосходную способность подъема Триплана, чтобы выйти из боя вертикально. [ 22 ] Лишь 31 мая Коллишоу смог, хотя и нерешительно, должным образом поразить два вражеских самолета.
Затем Коллишоу начал недельную серию убийств, по крайней мере, по одному в день, начиная с 1 июня, когда отряд «Б» был в полном составе, проведя три отдельных боя в течение своего 2,5-часового вылета. Коллишоу сбил «Альбатрос» в огне, а Эллис и Джерри/Нэш (совместно) одержали победы. 2 июня началось с вражеского воздушного патрулирования: самолет Коллишоу был отправлен на перехват немецкого двухместного самолета, замеченного над линией фронта. Выведя его из-под контроля, их следующим вылетом было сопровождение нескольких самолетов-разведчиков FE2b . Когда приблизилась группа немецких разведчиков, Коллишоу возглавил атаку и сбил одного из них, потеряв контроль. [ 23 ] 3 июня Коллишоу (тогда младший лейтенант) получил свое первое повышение до исполняющего обязанности лейтенанта полета. В тот день члены отряда «Б» поднимались на поверхность четыре раза, Коллишоу поджег один немецкий «Альбатрос». В тот же день младший лейтенант (F/S/L) Перси Макнил (Торонто), командир отряда «А», был сбит немецким асом Карлом Аллменрёдером , а руководителем отряда «А» был назначен Джон Шарман, будучи заменен в полете «B» на F/S/L DF FitzGibbon (британец). 4 июня Коллишоу совершил еще четыре боевых вылета, последний из которых принес еще одну победу и сгорел в огне. 5 июня началось с дальнего высотного наступательного патрулирования над Менином; Коллишоу возглавил огневую атаку всем строем по двухместному автомобилю, который загорелся. Позже Коллишоу нырнул под еще один двухместный самолет, выпустив длинную очередь, которая отправила самолет в длинный штопор, ФитцГиббон также соединил очередь, когда он падал. 6 июня были предприняты скоординированные усилия: Коллишоу возглавил еще одно звено (всего 10 самолетов) в наступательном патрулировании. На высоте 16 000 футов самолет столкнулся с двухместным самолетом в сопровождении примерно 15 немецких истребителей. Завязался воздушный бой, в котором Коллишоу быстро сбил двоих горящих, одного за другим. Его пули, преследуя третьего, заставили пилота отступить, когда самолет вошел в штопор. Нэш погнался за двухместным автомобилем и произвел в него несколько очередей, прежде чем он рухнул на землю. Затем он произвел быструю очередь с близкого расстояния по немецкому истребителю, в результате чего тот совершил почти вертикальное пикирование. Рид сосредоточился на Хальберштадте, маневрируя, чтобы продолжать атаковать истребитель, когда он падал. Различные другие члены патруля Naval 10 также одержали победы, и через 35 минут 10 немецких самолетов были либо уничтожены, либо выброшены из воздушного боя без потерь со стороны союзников. Два последующих крупных патруля в тот день под руководством Коллишоу больше не встретили немецких самолетов. [ 24 ] В завершение недели Коллишоу сбил еще один Альбатрос в другом крупном воздушном бою 7 июня, который упал в облако.
9 июня стало угрозой и уничтожением оригинальной «Черной Марии» (триплана N.5490). Во время утреннего наступательного патрулирования с двумя полетами группа Коллишоу пикировала на группу немецких Albatros D.III. Он попал в хвост немецкому истребителю, который, заметив его позицию, вошел в дикую серию крутых виражей, которые «Триплан» Коллишоу мог немного превзойти. Заняв выгодную позицию, он уже собирался открыть огонь, когда в его кабину обрушился поток пуль немецкого самолета, совершившего пикирующую атаку из-за солнца. Органы управления Коллишоу были фактически отключены, его самолет отлетел в сторону и начал серию разворотов и пикирований. [ 25 ] Первоначально испуганный, Коллишоу, спустившийся за 15 минут, сменился отставкой, и он вспомнил, что «довольно задумчиво думал, как было бы здорово иметь парашют». [ 26 ] Чудесным образом траектория снижения Триплана в конечном итоге коснулась земли под углом, который, превратив Триплан в массу обломков, не оставил Коллишоу ничего, кроме нескольких синяков. Еще более удачливым было то, что Коллишоу спустился на расстояние досягаемости передовых британских окопов, и группа из них вытащила Коллишоу, применив «тот тип стимулятора, который можно было бы оценить по достоинству после такого опыта…» [ 27 ] Он поклялся никогда не позволять нападать на себя вдали от солнца. Вернувшись на базу, Коллишоу управлял трипланом Нэша N.5492. [ 28 ]
14 июня Коллишоу был награжден Крестом за выдающиеся заслуги. [ 29 ] – его первая британская награда. В тот же день Jasta 11 был переведен в Марке, почти прямо напротив аэродрома Naval 10 в Дрогландте. [ 30 ] Десять дней спустя, 24 июня 1917 года, Naval 10 встретится с Jasta 11 прямо во время утреннего патруля. Потери будут зарегистрированы с обеих сторон, причем по одному голу забьет Карл Аллменредер . [ 31 ] На следующий день, 25 июня, Аллменредер забил еще один гол. На этот раз, однако, это был первый член Black Flight, пришедший после того, как они в общей сложности одержали более 50 побед. [ 32 ] Джерри Нэш после отчаянного маневренного боя получил удар, и у него произошел критический отказ управления. Он был вынужден приземлиться на территории Германии, уничтожив свой самолет до того, как его схватили. [ 33 ] Коллишоу и остальные члены звена были глубоко опечалены потерей — они не видели, как Нэш упал, — но воодушевились, когда в конце концов узнали, что он не погиб.
Два дня спустя, 27 июня 1917 года, Коллишоу снова встретился с Аллменрёдером. Во время патрулирования группа Коллишоу заметила под собой группу из трех «Альбатросов», а также заметила еще одну группу немецких истребителей, наблюдающих сверху. Он решил, что может быстро атаковать их и уйти, поэтому повел свою стаю в погоню и с большого расстояния (более 100 ярдов) выпустил несколько очередей. [ 34 ]
«Альбатрос», по которому я стрелял, был тем, который я видел раньше: его носовая часть и хвостовое оперение были окрашены в белый цвет, а фюзеляж был красным. Когда я выстрелил, я увидел, как он повернул вверх, а затем, очевидно, пошел вниз. Нам пришлось спешить, так как три истребителя наверху снижались, и мы смогли скрыться в удобном облаке. ... Однако после окончания войны я узнал из немецких источников подробности смерти Альменредера - как он был ранен очередью с крайнего расстояния и разбился между линиями в районе Ипра. Я также узнал, каким образом был окрашен его Альбатрос, и вполне вероятно, что именно мой огонь отправил его на смерть. [ 35 ]
Действительно, Нэш слышал звон церковных колоколов на похоронах Аллменрёдера, которого, по словам его охранника, сбил лидер «Черных трипланов». [ 36 ]

6 июля 1917 года стал самым успешным днем для Коллишоу. Пикируя на помощь некоторым осажденным FE2d, которые были окружены, по его оценкам, примерно 30 немецкими истребителями, два звена Naval 10 превратили ситуацию в дикий воздушный бой. Спустившись на заднюю часть красного «Альбатроса», Коллишоу сделал несколько выстрелов очередями, которые, по его мнению, были связаны с пилотом, и тот начал падать. Не успел он сделать это наблюдение, как ему пришлось предпринять решительные действия по уклонению, чтобы избежать приближающейся атаки. Этот вихревой процесс продолжался еще пять раз, каждый раз приводя к выходу из боя поврежденного немецкого самолета. Другие члены отряда Коллишоу также одержали победы и на их счету было еще четыре самолета, прежде чем воздушный бой прекратился. Коллишоу приписывают шесть самолетов, сбитых из-под контроля. [ 37 ] На следующий день Коллишоу был награжден Орденом « За выдающиеся заслуги» . [ 38 ]
В середине июля Коллишоу пережил два пугающих события. Первым был эпизод, когда ему пришлось предпринять очень резкие действия по уклонению, чтобы избежать столкновения с немецким истребителем, он порвал удерживающие ремни и был выброшен из кабины своего самолета – только зацепившись руками за верхние деревянные стойки, и смог только вернуться в кабину после того, как «Триплан» упал на высоту около 10 000 футов. [ 39 ] Второй произошел, когда шрапнель от зенитного огня отбросила в воздух два крупных куска капота его двигателя, один из которых зацепился за тросы крыла, что резко изменило профиль сопротивления самолета и привело его в опасное вращение. Стараясь изо всех сил восстановить управление (меняя все поверхности управления и дроссельную заслонку) и управлять самолетом, у него не было другого выбора, кроме как совершить жесткую посадку сразу за британской линией, сломав шасси самолета, но ничего более. [ 40 ]
22 и 28 июля были печальными днями для эскадрильи, и особенно для Коллишоу, поскольку они ознаменовали потери Джона Шармана и Эллиса Рида соответственно - оба были убиты. Триплан Шармана был поражен зенитным огнем и распался в воздухе. [ 41 ] Предполагалось, что Рид стал жертвой пилотов Джасты 11. [ 42 ] Рид был вторым по результативности бомбардиром Naval 10 с 19 убийствами.
Уехать в Канаду
[ редактировать ]В августе Коллишоу вернулся в Канаду в двухмесячный отпуск, став вторым по результативности живым асом Британской империи. Он был практически неизвестен, что резко контрастировало с грандиозным приемом, оказанным самому результативному асу Билли Бишопу , когда он вернулся в отпуск в сентябре. Как он вспоминал: «Я был поражен, увидев так мало видимых напоминаний о войне в Канаде». [ 43 ] Он не торопился, пересекая всю страну и добравшись до своего дома в Нанаймо, останавливаясь в некоторых крупных городах, чтобы навестить семьи погибших пилотов, которых он знал. Его также пригласили выступить в некоторых мужских клубах. Коллишоу посетил его дом и обручился со своей будущей женой.
№ 13-я военно-морская эскадра
[ редактировать ]Вернувшись на войну в конце ноября, Коллишоу был назначен командиром звена 13-й военно-морской эскадрильи , которая была оснащена истребителями Sopwith Camel и действовала из Дюнкерка (Сент-Пол), выполняя дежурство по сопровождению патруля Ла-Манша. Он отметил, что темп боевых вылетов был намного медленнее по сравнению с тем, что он испытал в Naval 10 – только один раз он поднимался больше одного раза в день. [ 44 ] В результате за два месяца работы в составе эскадрильи он добавил к своему счету лишь одну победу.
Одним из интересных событий этого периода стал воздушный бой между его эскадрильей и отрядом немецких разведчиков, в котором не было произведено ни одного выстрела. [ 45 ] Коллишоу возглавлял всю эскадрилью, обеспечивая защиту наблюдательной машины на высоте 20 000 футов. Приблизилось немецкое соединение, и Коллишоу повел своих пилотов в атаку, но обнаружил, что его орудия заклинило; температура была настолько низкой, что масло замерзло. Несколько раз он поворачивался в атаку на немцев, и каждый раз они отходили, пока разведка не была завершена и обе стороны не вернулись домой. Позже Коллишоу узнал, что все орудия эскадрильи были заклинены, и, спустя годы после войны, он встретился с командиром немецкого звена того дня, который объяснил, что они испытали то же самое. [ 46 ] Как описал Коллишоу: «Это, безусловно, был один из самых жестоких и безобидных воздушных боев войны». [ 47 ]
29 декабря Коллишоу был внезапно назначен командиром эскадрильи после того, как его предшественник получил травму в результате крушения. Несколько дней спустя он получил повышение по этому поводу.
Командир эскадрильи - № 3 ВМФ / № 203 эскадрильи Королевских ВВС
[ редактировать ]
23 января 1918 года Коллишоу вернулся в боевой район Западного фронта, чтобы командовать 3-й военно-морской эскадрой (расквартированной в Мон-Сен-Элуа ), одной из своих предыдущих частей. Коллишоу обнаружил, что служба в должности командира отнимала у него много времени «бумажной работой». [ 48 ] и в результате время его полета было значительно сокращено до июня. Тактика в то время изменилась: необходимо было развернуть гораздо более крупные авиарейсы, чтобы не быть подавленными более крупными немецкими формированиями, патрулирующими; и теперь самолеты были призваны наносить обстрелы с малых высот по позициям и войскам противника. Эти атаки были срочно запрошены после того, как немцы начали весеннее наступление , и их силы быстро прорывались и устремлялись по открытой территории. [ 49 ] Эти достижения в конечном итоге привели к обстрелу аэродрома и вынудили № 3 ВМС перенести базы в Трейзен. 1 апреля RNAS и RFC объединились в Королевские ВВС , и № 3 ВМС стала № 203-й эскадрильи RAF. Коллишоу остался командовать в новом звании майора. [ 50 ] 9 апреля 1918 года ситуация на фронте улучшилась, и эскадрилья приблизилась к позициям у Льеттреса , к которой вскоре присоединилась старая 10-я военно-морская эскадрилья Коллишоу (ныне 210-я эскадрилья RAF ). [ 51 ] Позже эскадрилья перебралась в Ле-Амель , Коллишоу наконец вернулся в воздух в начале июня, а в июле его полетное время еще больше увеличилось. 4 июля Коллишоу узнал, что он был награжден Крестом за выдающиеся заслуги перед летчиками . За этим последовал 1 августа бар [ 52 ] к его ордену «За выдающиеся заслуги». [ 53 ] Периодически забивая, Коллишоу оставался командиром 203-й эскадрильи до 21 октября, когда его отозвали в Лондон, Англия. На его счету 60 побед. В Лондоне Коллишоу узнал, что его отправят обратно в Канаду, и находился в разгаре ознакомления с последними процедурами подготовки пилотов в Великобритании, когда было подписано перемирие . Министерство авиации проинформировало его, что он может участвовать в попытке перелететь через Атлантику на «Супер» Handley Page V/1500 , но от этой попытки отказались из-за нежелательной огласки в СМИ. дальнем бомбардировщике [ 54 ] Он взял длительный отпуск в Канаде, а затем вернулся в Англию в начале весны 1919 года, получив звание подполковника.
Россия 1919 год
[ редактировать ]
Весной 1919 года гражданская война бушевала в России . Британское правительство решило, что в дополнение к нынешней военной миссии, действовавшей в поддержку генерала Антона Деникина войск белогвардейских , для действий под его командованием будет отправлена эскадрилья, и командовать ею был выбран Коллишоу. Коллишоу прибыл в Новороссийск (в районе Крыма ) 8 июня 1919 года и принял командование 47-й эскадрильей Королевских ВВС 13 июня, хотя только 11 июля он смог лично приехать, чтобы встретиться с ними на их оперативной базе. в Краснодаре . В то время эскадрилья была оснащена самолетами Airco DH.9 . Sopwith Camels прибудет с подкреплением в сентябре. [ 55 ] Поскольку большая часть наземных боев в регионе велась частями конной кавалерии, эскадрилья была оснащена и спроектирована для работы в специальных железнодорожных поездах – по одному на каждое звено (в конечном итоге их будет четыре), – которые смогут быстро преследовать линии фронта, перепрыгивая с одного подходящего импровизированного аэродрома или посадочной площадки на другой. [ 56 ]
Действия эскадрильи были невероятно эффективны против сил Красной Армии , состоящей в основном из войск, кавалерии и иногда укрепленных позиций. Коллишоу и его пилоты умели использовать свои преимущества и оборудование с максимальной эффективностью - разведка, бомбардировки и обстрелы привели к тысячам жертв (особенно после приема отряда Sopwith Camel). [ 57 ] в Красной Армии и оказал большую помощь в первых наступлениях белогвардейских войск летом и осенью. Их операции проводились относительно безнаказанно, хотя огонь из стрелкового оружия временами становился интенсивным, а на некоторых укреплениях и кораблях размещались опасные массивы зенитных батарей. На протяжении всей кампании эскадрилья практически не встречала сопротивления с воздуха, лишь в нескольких случаях сбив несколько самолетов «Ньюпор» и «Альбатрос» (с различной маркировкой, некоторые с черными крестами). [ 58 ] ), который напал. Сам Коллишоу на Camel атаковал и уничтожил один из этих вражеских самолетов 9 октября. [ 59 ] В начале-середине октября, как раз в тот момент, когда силы Белой России добились своих самых значительных успехов на сегодняшний день, Коллишоу заболел сыпным тифом , который был широко эндемичен в этом регионе. Он находился в коматозном состоянии более недели, но медленно восстанавливал свои силы. [ 60 ] награжден Орденом Британской империи . Выздоравливая, он узнал, что за службу в России [ 61 ]

К ноябрю 1919 года наступление белых русских застопорилось, и их чрезмерно растянутые позиции пришлось отвести. Лидерство и лояльность среди белогвардейских сил также начали ухудшаться, поскольку Красная Армия начала менять ход битвы за счет постепенного наступления и периодических прорывов. [ 62 ] Хотя полеты продолжались, по мере приближения зимы погода ухудшалась. Наступление большевиков постепенно становилось все более быстрым и многочисленными, и силам Коллишоу все чаще приходилось прикрывать отступление. Это потребовало от них более быстрого перемещения баз, чтобы избежать опасности, и привело к более серьезным оперативным и логистическим проблемам. По крайней мере в двух случаях самолеты и техника были потеряны Красной Армией, когда она их догоняла.
К концу декабря наступление Красной Армии на некоторых участках стало неконтролируемым, и летный поезд Коллишоу был отрезан от остальной части эскадрильи. Это вынудило поезда с войсками, беженцами и бегством Коллишоу идти в другом направлении, через враждебные (хотя и незащищенные) территории. Это также означало отсутствие припасов, таких как боеприпасы, еда, уголь и вода для локомотивов, которые приходилось добывать на регулярных остановках вдоль железнодорожной линии имеющимися войсками в объединенных армейских поездах. [ 63 ] Что еще хуже, до них дошло известие, что Красная Армия направила за ними бронепоезд с передней 9-дюймовой гаубицей. [ 64 ] Передовые железнодорожные пути время от времени повреждались враждебно настроенными крестьянами, и для обеспечения движения поезда требовался временный ремонт. Продвижение было мучительно медленным, и по мере того, как бронепоезд приближался к ним, ситуация становилась все более тревожной и отчаянной. В какой-то момент поезд Красной Армии все же установил с ними визуальный контакт – к счастью, как раз в тот момент, когда поезд Коллишоу завернул за поворот. [ 65 ] Несколько дней спустя Красная Армия последовала за этим, отправив по линии сбежавший беспилотный локомотив, которому удалось врезаться в заднюю часть поезда Коллишоу, уничтожив по меньшей мере восемь вагонов и потребовав реконфигурации поезда, прежде чем они смогли это сделать. продолжить. [ 66 ] Наконец 4 января 1920 года поезд достиг Крыма, и «кошмар» [ 67 ] как это назвал Коллишоу, закончилось.
На этом этапе кампания значительно ухудшалась, поскольку силы Деникина были расколоты и не имели никакой реальной надежды сократить разрыв. Полеты возобновились в феврале. Ближе всего Коллишоу во время этой кампании, помимо погони по железной дороге и борьбы с тифом, произошел во время бомбардировки в конце февраля на DH.9 - его двигатель был поражен обстрелом с земли, в результате чего он потерял большую часть своей мощности. лошадиные силы. Вынужденный приземлиться, ему невероятно повезло, что его двигатель оставался работоспособным (хотя и с пониженной мощностью), а недавняя погода (очень холодная и ветреная, заполняющая любые провалы и траншеи на ландшафте) позволила ему проехать последующие двадцать миль руления. на своем самолете на дружественную территорию. [ 68 ]
В марте 1920 года Королевские ВВС получили приказ об эвакуации. Коллишоу отметил, что его опыт в России был гораздо более пугающим, чем на Западном фронте, включая многие аспекты гражданской войны, эпидемию тифа и множество отчаявшихся беженцев.
Межвоенные годы
[ редактировать ]После вывода 47-й эскадрильи из России Коллишоу был отправлен в Египет командовать 84-й эскадрильей . Эскадра была переброшена в Персию , которая после войны стала британским протекторатом, для защиты от русских. В новогоднем списке почестей 1921 года Коллишоу был удостоен звания кавалера Ордена Британской империи .
Вернувшись в Англию, Коллишоу женился на своей канадской невесте Нейте Трапп в конце 1923 года. В мае 1924 года он поступил в штабной колледж Королевских ВВС, а затем перешел на командование реформированной 23-й эскадрильей , все еще находившейся в Англии. В 1927 году он стал начальником Управления операций и разведки ПВО Великобритании (позже истребительного командования Королевских ВВС ). В июле 1929 года он был повышен до командира крыла и отправлен на Мальту, где до сентября 1932 года служил старшим офицером британских ВВС на борту HMS Courageous . Вернувшись в Англию, Коллишоу принял командование британскими ВВС Бирчам Ньютон , затем базой бомбардировочных эскадрилий № 35. и 207, которые были организованы как подразделения специальной службы, способные быстро перебрасываться за границу. [ 69 ] После трех «унылых» [ 70 ] За годы пребывания там Коллишоу получил повышение до капитана группы в 1935 году и был переведен из Аппер-Хейфорда в Судан, чтобы командовать 5-м крылом Королевских ВВС – это ответ на Вторую итало-абиссинскую войну . После прекращения он перешел на базу Королевских ВВС в Гелиополе . [ 71 ] последующие годы, которые Коллишоу нашел «самыми приятными из всех тех, что я провел в военной форме». [ 72 ]
18 апреля 1939 года Коллишоу был повышен до коммодора авиации и занял должность офицера авиации, командующего «Египетской группой» в Каире (которая позже в сентябре стала 202-й группой, а после времен Коллишоу - ВВС пустыни ). Учитывая предполагаемую надвигающуюся войну с Германией, [ 73 ] Коллишоу «приступил к преобразованию Egypt Group в оперативную силу, способную выполнять свои обязанности…» [ 74 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]В начале Второй мировой войны в 1939 году Коллишоу сосредоточился на стратегии и тактике, чтобы нейтрализовать итальянские военно-воздушные силы и получить превосходство в воздухе в Северной Африке. Это была трудная задача, учитывая, что его численность была значительно меньше (150 самолетов против почти 400 у итальянцев), а его люди летали на устаревших Gloster Gladiator истребителях-бипланах и бомбардировщиках Vickers Wellesley . Вскоре после начала войны люди Коллишоу быстро сбились с пути, нанеся удар по итальянской авиабазе, уничтожив 18 самолетов в течение двух дней после начала боевых действий, потеряв всего три самолета. Затем он направил свои усилия на бомбардировку гаваней, кораблей и войск, чтобы задержать подкрепление из Северной Африки. Они повредили итальянский крейсер «Сан-Джорджио» и взорвали склад боеприпасов.

Его пилоты были в значительном меньшинстве и вооружении. Но он компенсировал эти недостатки экспертными советами по воздушной тактике, агрессивным атакам и хитростям. У него был только один современный истребитель Hawker Hurricane для использования на фронте (трое других были отправлены на обучение), получивший название «Линкор Колли». Он извлек из этого максимальную выгоду, постоянно перемещая его с базы на базу и позволяя итальянцам увидеть его. Ему пришла в голову идея нанести множество одиночных атак на итальянские формирования, чтобы обмануть итальянцев, заставив их думать, что у него много «Харрикейнов». В результате итальянцы рассредоточили свои превосходящие истребители по Северной Африке и серьезно ослабили свои силы. ... Коллишоу проводил политику постоянного преследования, которая вынуждала итальянцев постоянно патрулировать свои позиции. Это было невероятно расточительно с людьми, топливом и машинами. Они должны были перейти в наступление, но не сделали этого. [ 75 ]
В октябре 1940 года Италия объявила войну Греции. Это оказало усиленное давление на Коллишоу в виде кражи у него части самолетов, отправленных британцами на помощь Греции. Однако в декабре эти поставки были оплачены удачными поставками (транспортным конвоям пришлось пройти через очень опасную строй через Средиземное море) «Харрикейнов» и бомбардировщиков «Веллингтон» — численностью в несколько эскадрилий. У Коллишоу по-прежнему не было цифр (около 48 истребителей / 116 бомбардировщиков против итальянцев 191 истребитель / 140 бомбардировщиков), но ситуация была лучше, чем раньше, и на этот раз у него было технологическое преимущество. [ 76 ] Используя эти силы, Коллишоу оказал хорошую поддержку британскому наземному наступлению в Ливии, которое началось в начале декабря как операция «Компас» . Наступление не планировалось продвигаться слишком далеко, однако они застали итальянцев врасплох и смогли продвинуться вглубь вражеской территории, взяв Бенгази 6 февраля 1941 года. Это была ошеломляющая победа как на земле, так и в воздухе. Как отметил Коллишоу, к концу наступления:
Всего было захвачено более 133 000 пленных, 1300 единиц оружия и огромное количество транспорта, припасов и оборудования. В гаванях Киренаики насчитывалось тридцать пять кораблей, потопленных или выведенных из строя в результате наших бомбардировок. Наша сумка с итальянскими самолетами, считая машины, оставленные бегущими итальянцами, а также обломки тех, кого мы сбили, достигла 1100. Мы завершили гибель армии и военно-воздушных сил. [ 77 ]
Усилия Коллишоу были особо отмечены командирами операции. В марте 1941 года он был удостоен кавалера ордена Бани . [ 78 ]

Когда итальянцы были в замешательстве, Черчилль снова взял часть сил Коллишоу и отправил их в Грецию. Несмотря на то, что силы Коллишоу были таким образом сокращены, он все еще утверждал со старшим командованием, что британские войска должны преследовать бегущих итальянцев, чтобы без промедления полностью вытеснить их из Ливии. Однако, учитывая медленное прибытие немцев в Триполи, было принято решение остаться на месте. [ 79 ] Вскоре авиация Люфтваффе начала оказывать серьезное сопротивление, и их самолеты (особенно Юнкерсы Ju 87 и Ju 88 , а также Мессершмитты Bf 109 и Bf 110 ) значительно превосходили имеющиеся британские силы в Египте. Проблемы с логистикой, снабжением и оборудованием значительно затруднили сопротивление немецким воздушным атакам. Поскольку также начали прибывать итальянские воздушные подкрепления, силы Коллишоу начали терять больше самолетов, чем им было предоставлено. [ 80 ] Наступление Роммеля означало, что Королевские ВВС и подразделения поддержки часто использовались для прикрытия отступления. В апреле командование Королевских ВВС было реорганизовано: теперь Коллишоу командует 202-й группой. В мае прибыл столь необходимый конвой с 50 истребителями «Харрикейн». После провала операции «Боевой топор» в июне британские силы оказались нуждающимися в реорганизации. В то время как военно-воздушные силы Коллишоу держались самостоятельно и обеспечивали отличную поддержку, потери росли, а сменные экипажи были относительно неопытными. [ 81 ]
В июле 1941 года Коллишоу, как и многие высокопоставленные британские командиры, побывавшие в Африке, был отозван из пустыни. Его заменил вице-маршал авиации Конингем . Получив последнее звание вице-маршала авиации , он получил должность в штаб-квартире истребительного командования в Скапа-Флоу , Шотландия, и оставался там до июля 1943 года, когда он «вышел в отставку». [ 82 ] Оставшуюся часть войны он провел в качестве офицера региональной воздушной связи гражданской обороны, а после окончания войны вернулся в Канаду.
Спустя годы и наследие
[ редактировать ]
Выйдя на пенсию, Коллишоу занимался различными видами деятельности в горнодобывающих компаниях, как и его отец до него. В свободное время Коллишоу часто исследовал историю авиации Первой мировой войны, ведя широкую переписку с бывшими пилотами, историками и энтузиастами. [ 83 ]
Его мемуары назывались « Воздушное командование, история летчика-истребителя» и были опубликованы в 1973 году.
Я чувствую, что дни моего командования в Северной Африке, когда нам приходилось перехитрить и победить численно превосходящего врага, сочетая обман, превосходную тактику и боевой дух, представляют собой, безусловно, мои лучшие усилия. И все же, если мои соотечественники-канадцы и другие знают меня вообще, то это в более беззаботные дни, когда, будучи молодым летчиком-истребителем, с ограниченными обязанностями командира звена и эскадрильи на Западном фронте, мне посчастливилось сбить несколько врагов, не будучи в свою очередь убитыми. [ 84 ]
Коллишоу умер 28 сентября 1976 года в Западном Ванкувере, Британская Колумбия, в возрасте 82 лет.
Он был широко известен – теми, кто служил с ним или под его началом – как очень компетентный и харизматичный лидер во всех своих различных качествах. Он подчеркивал дух товарищества среди своих людей, общение и юмор.
Я сознательно взял курс на то, чтобы сделать всех счастливыми. Некоторые молодые парни имеют склонность уходить в свои каюты и хандрить – и думать об опасностях завтрашнего дня, когда их могут ранить или убить. Итак, я... [позаботился] о том, чтобы все офицеры пошли в столовую и отлично провели там время, распевая песни и выпивая... И это тоже сработало. [ 85 ]
Его часто видели улыбающимся, и он вел себя послушно и весело. Как Коллишоу подтвердит в своих мемуарах, это было стратегическим приоритетом:
Я командовал семью эскадрильями, шестью станциями и четырьмя группами, и этот опыт командования произвел на меня впечатление прежде всего. Чтобы добиться успеха, командир должен обладать всеми качествами, которым обучают в штабных колледжах. Но прежде всего он должен быть в состоянии передать своим подчиненным духовную стимуляцию. Он должен держать при себе свои надежды и страхи и должен вселять в других уверенность и непримиримую волю к победе. Таким образом те, кто находится под командованием, приложат максимум усилий и проявят максимально возможную преданность долгу. [ 86 ]
Учитывая сложное состояние учета и стандартов победы в Первой мировой войне, были различные историки - и в некотором смысле даже сам Коллишоу - которые считали, что реальное количество побед Коллишоу в воздухе должно быть выше. [ 87 ] [ 88 ] Как и некоторые другие выдающиеся командиры звеньев и эскадрилий Первой мировой войны, Коллишоу предположительно помогал укреплять уверенность новых пилотов, приписывая им победы или успешные боевые действия. [ 89 ]
205-я эскадрилья Королевских канадских кадетов Коллишоу, названная в его честь, находится в его родном городе Нанаймо . [ 90 ] и 204-я эскадрилья «Черная Мария», названная в честь его самолета, расположена в Камлупсе .
2 октября 1999 года терминал аэропорта Нанаймо был назван в его честь аэровокзалом Нанаймо-Коллишоу. [ 91 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 2
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 4
- ^ Харрис (1958), с. 85.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 16–17.
- ^ Харрис (1958), с. 88.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 24.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 35–37.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 43
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 44
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 51.
- ^ «№30029» . Лондонская газета (Приложение). 20 апреля 1917 г. с. 3821.
- ^ Приблизительная широта/долгота: 50,070803, 2,321348.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 57.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 60
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 70.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 72.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 75
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 75
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 81
- ^ Харрис (1958), с. 91.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 84
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 82
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 84–85.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 86–88.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 91–92.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 92
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 92
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 92
- ^ «№30194» . Лондонская газета (Приложение). 20 июля 1917 г. с. 7426.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 99
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 100.
- ^ Харрис (1958), с. 96
- ^ Харрис (1958), с. 96
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 102.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 102–103.
- ^ Харрис (1958), с. 97.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 110–112.
- ^ «№30227» . Лондонская газета (Приложение). 10 августа 1917 г. с. 8206.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 118–119.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 120.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 124.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 133.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 137.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 140.
- ^ Харрис (1958), с. 99.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 141.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 142.
- ^ Харрис (1958), с. 100.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 150–153.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 159.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 155.
- ^ «№30913» . Лондонская газета (Приложение). 20 сентября 1918 г. с. 11247.
- ^ "Харрис (1958), стр. 100"
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 179.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 193.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 181, 194.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 199.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 189.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 181, 201.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), с. 202.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), с. 202.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 203.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 208.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 208
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 208
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 209
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 209
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 211.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 222–232.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 232.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 232–234.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 234.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 236.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 237.
- ^ Констебль, Майлз. «Рэймонд Коллишоу, ас-истребитель Первой мировой войны: краткая история» . Канадские асы и герои авиации . Архивировано из оригинала 6 апреля 2016 года . Проверено 21 июля 2016 г.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 244–245.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 247
- ^ «№35094» . Лондонская газета . 4 марта 1941 г. с. 1303.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 249
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 250.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 252–253.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 254.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 172.
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 255.
- ^ CBC (1969)
- ^ Коллишоу и Доддс (1973), стр. 255.
- ^ Харрис (1958), с. 91.
- ^ Филлипс (1988)
- ^ Харрис (1958), стр. 83–84.
- ^ «Справочник подразделения: № 205-я эскадрилья Collishaw RCAC» . Кадеты Канады . Проверено 12 июля 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «История» . Аэропорт Нанаймо . Проверено 4 января 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бехтольд, Майк (2017). Полет к победе: Рэймонд Коллишоу и кампания в Западной пустыне 1940–1941 гг . Норман, ОК: Университет Оклахомы Пресс. ISBN 978-0-8061-5596-8 .
- Коллишоу, Рэймонд; Доддс, Р.В. (1973). Воздушное командование: история летчика-истребителя . Лондон, Великобритания: Кимбер. ISBN 978-0-7183-0073-9 .
- Ганн, Роджер (2013). Рэймонд Коллишоу и Черная стая . Торонто: Дандурн. ISBN 978-1-4597-0660-6 .
- Харрис, Джон Норман (1958). Рыцари воздуха: канадские асы Первой мировой войны . Торонто: Макмиллан.
- Маккаффри, Дэн (1990). Воздушные асы: жизнь и времена двенадцати канадских пилотов-истребителей . Торонто: Дж. Лоример. ISBN 1-55028-095-3 .
- Плейфэр, генерал-майор ИСО ; Молони, бригадный генерал CJC; с Флинном, капитаном ФК (RN) и Гливом, капитаном группы TP (2009) [1954]. Батлер, сэр Джеймс (ред.). Средиземноморье и Ближний Восток, Том I: Первые успехи в войне с Италией, к маю 1941 года . История Второй мировой войны, Военная серия Соединенного Королевства. Акфилд, Великобритания: Naval & Military Press. ISBN 978-1-84574-065-8 .
- «СВС-Телескоп» . Телескоп . 10 июля 1969 года. Событие происходит в 21:32. Канадская радиовещательная корпорация (CBC) . Проверено 29 апреля 2022 г.
- Филлипс, Эндрю (21 ноября 1988 г.). «Подсчет убийств » . Маклинс .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Майк Бехтольд, «С глубоким сожалением сообщаю вам»: Война и потери в семье Трапп
- Письма, написанные А.В.М. Коллишоу Колину МакГрегору Стивенсу, 1967–1968 гг.
- Биография Коллишоу
- Властный воздух - История организации RAF - AVM R Collishaw
- Рэймонд Коллишоу; Earlyaviators.com
- Канадская энциклопедия - Рэймонд Коллишоу
- 1893 рождения
- 1976 смертей
- Канадские военнослужащие из Британской Колумбии
- Офицеры Королевского флота
- Канадские летающие асы времен Первой мировой войны
- Канадцы валлийского происхождения
- Кавалеры Ордена Бани
- Офицеры Ордена Британской Империи
- Канадские получатели Креста за выдающиеся заслуги (Великобритания)
- Канадские лауреаты Креста за выдающиеся заслуги перед полетами (Великобритания)
- Авиаторы Королевской военно-морской авиации
- Люди из Нанаймо
- Маршалы авиации Королевских ВВС Второй мировой войны
- Лауреаты Военного креста 1914–1918 гг. (Франция).
- Офицеры Королевского флота Первой мировой войны
- Кавалеры ордена «За выдающиеся заслуги»
- Персонал Королевских ВВС времен Гражданской войны в России
- Канадские офицеры Ордена Британской Империи