Тайваньский пролив
Тайваньский пролив | |
---|---|
Расположение | Южно-Китайское море , Восточно-Китайское море ( Тихий океан ) |
Координаты | 24 ° 48'40 "N 119 ° 55'42" E / 24,81111 ° N 119,92833 ° E |
бассейна Страны | Китай Тайвань |
Мин. ширина | 130 км (81 миль) |
Тайваньский пролив | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Тайваньский пролив Тайваньский пролив | ||
Упрощенный китайский | Тайваньский пролив | ||
Хоккиен POJ | Тай-Оан Хай-киап | ||
| |||
Тайхай | |||
Традиционный китайский | Тайваньский пролив Тайваньский пролив | ||
Упрощенный китайский | Тайваньский пролив | ||
Хоккиен POJ | Тай-сбор | ||
Буквальный смысл | Тайваньское море | ||
| |||
Черная канава | |||
Традиционный китайский | Ушуй Гоу | ||
Упрощенный китайский | Ушуй Гоу | ||
Хоккиен POJ | О͘ Чу-кау | ||
Буквальный смысл | Черная канава | ||
|
Тайваньский пролив шириной 180 километров (110 миль; 97 морских миль), — это пролив разделяющий остров Тайвань и азиатский континент . Пролив является частью Южно-Китайского моря и соединяется с Восточно-Китайским морем на севере. Самая узкая часть имеет ширину 130 км (81 миль; 70 миль). [ 1 ]
Имена
[ редактировать ]
Прежние названия Тайваньского пролива включают Формозский пролив или Формозский пролив , от устаревшего названия Тайваня ; пролив Фокьен или Фуцзянь из китайской провинции , образующий западный берег пролива; [ 2 ] и Черный ров , калька названия пролива на языках хоккиен и хакка .
География
[ редактировать ]Тайваньский пролив — водоем, отделяющий провинцию Фуцзянь от острова Тайвань . Международное соглашение не определяет Тайваньский пролив, но помещает его воды в Южно-Китайское море , северная граница которого проходит от мыса Фугуи (самая северная точка острова Тайвань ; Фукикаку) до острова Нюшань до самой южной точки острова Пинтань и оттуда на запад вдоль параллель 25°24′ северной широты побережью провинции Фуцзянь . [ 3 ] Проект новой редакции « действительно » МГО Границ океанов и морей точно определяет Тайваньский пролив, классифицируя его как часть северной части Тихого океана . [ 4 ] Он превращает Тайваньский пролив в водоем между Восточно - Китайским и Южно-Китайским морями и разграничивает его: [ 5 ]
На севере: линия, соединяющая побережье Китая (25°42′ с.ш. – 119°36′ в.д.) на восток до мыса Сян (25°40′ с.ш. – 119°47′ 10″ в.д.), северной оконечности острова Хайтань. , а затем до мыса Фугуи (25°17′45″ с.ш. - 121°32′30″ в.д.), северной оконечности острова Тайвань (общая граница с Восточно-Китайским морем , см. 7.3).
На востоке: от мыса Фугуи на юг, вдоль западного побережья острова Тайвань , до мыса Элуан (21°53′45″ с.ш. – 120°51′30″ в.д.), южной оконечности этого острова.
На юге: линия, соединяющая мыс Элуан на северо-западе вдоль южных берегов острова Нанао с юго-восточной оконечностью этого острова (23°23′35″ с.ш. - 117°07′ 15″ в.д.); оттуда на запад, вдоль южного побережья острова Нанао , до мыса Чаншань (23°25′50″ с.ш. - 116°56′ 25″ в.д.), западной оконечности этого острова; и далее линия, соединяющая мыс Чаншань на западе с устьем реки Ханьцзян (23°27′30″ с.ш. - 116°52′ в.д.), на побережье Китая (общая граница с Южно-Китайским морем, см. 6.1).
На западе: от устья реки Ханьцзян на северо-восток, вдоль побережья Китая, до координат 25°42’ с.ш. – 119°36’ в.д.
Азии Весь пролив находится на континентальном шельфе . Его глубина почти полностью составляет менее 150 м (490 футов; 82 сажени), с небольшим ущельем такой же глубины у юго-западного побережья Тайваня. Таким образом, в проливе много островов. Крупнейшими и наиболее важными островами у побережья провинции Фуцзянь являются Сямэнь , Гуланъюй , Пинтань («Хайтань» по определению МГО), Цзиньмэнь и Мацу . Первые три контролируются Китайской Народной Республикой (КНР); последние два - Китайской Республикой (КР). В пределах пролива лежат Пэнху или Пескадоры, также контролируемые Китайской республикой. находится крупный подводный берег . В 40–60 км (25–37 миль) к северу от островов Пэнху [ 6 ]
Все реки провинции Фуцзянь, кроме Тин, впадают в Тайваньский пролив. Два крупнейших — Мин и Цзюлун . [ нужна ссылка ]
Срединная линия
[ редактировать ]Теоретическая «срединная линия», также известная как линия Дэвиса, была проведена посередине пролива генералом ВВС США Бенджамином О. Дэвисом-младшим в 1955 году, после чего США оказали давление на обе стороны, чтобы они не пересекали ее. [ 7 ] По молчаливому соглашению оно так и не получило официального или юридического статуса. КНР избегала этой линии, когда ее военно-воздушные и военно-морские силы были еще слабы, но никогда не признавала срединную линию. Самолеты из Тайваня часто пересекали его до Второго кризиса в Тайваньском проливе в 1958 году. [ 8 ] После своего первого вторжения в 1999 году Китай все чаще отправлял самолеты через срединную линию. [ 9 ] хотя он старается не делать этого, когда отношения с Тайванем хорошие. [ 10 ]
В 2019 году министерство обороны Тайваня предоставило координаты срединной линии. Министерство признает, что линия проходит от 27 ° с.ш., 122 ° в.д. на севере до 23 ° с.ш., 118 ° в.д. на южном конце. [ 11 ]
Геология
[ редактировать ]Распределение осадков
[ редактировать ]Ежегодно реки Тайваня выносят в море до 370 миллионов тонн осадков, в том числе от 60 до 150 миллионов тонн сбрасываются в Тайваньский пролив. [ 12 ] За последние десять тысяч лет в Тайваньском проливе отложилось 600 миллиардов тонн речных отложений, местами образующих выступ мощностью до 40 м в южной части Тайваньского пролива. [ 12 ]
История
[ редактировать ]Пролив на протяжении тысячелетий в основном отделял ханьскую культуру материкового Китая от Тайвань острова аборигенов , хотя хакка и хокло торговали и мигрировали через него. Европейские исследователи , в основном португальцы , испанцы и голландцы , также воспользовались проливом для создания передовых баз для торговли с материком во времена Мин ; базы также использовались для набегов как на китайское побережье, так и на торговые суда конкурирующих стран. [ нужна ссылка ]
Широкомасштабная миграция китайцев через пролив началась в конце Мин . Во время Цин завоевания Чжэн Чэнгун ( Коксинга ) изгнал голландцев и основал Королевство Дуннин в 1661 году, планируя начать отвоевание материка от имени ветвей Южной Мин старой императорской династии. Доргон и император Канси смогли укрепить свой контроль над южным материковым Китаем; Коксинга ограничился набегами через пролив. Его внук Чжэн Кешуан сдался Цин после того, как его адмирал проиграл битву у островов Пэнху в 1683 году посреди пролива. [ нужна ссылка ]
Япония захватила острова Пэнху во время Первой китайско-японской войны и получила контроль над Тайванем по ее завершению в 1895 году. Контроль над восточной половиной пролива использовался для установления контроля над южным побережьем Китая во время Второй мировой войны . Пролив защищал японские базы и промышленность на Тайване от китайских атак и диверсий, но к 1943 году воздушная война достигла острова. Воздушное сражение на Формозе 1944 года дало Тихоокеанскому флоту США господство в воздухе за счет его авианосных групп и филиппинских баз; впоследствии бомбардировки продолжались до капитуляции Японии в 1945 году. [ нужна ссылка ] Быстрое продвижение коммунистической в 1949 году НОАК правительства спровоцировало отступление через Тайваньский пролив.
После гражданской войны в Китае Китайская Народная Республика и Китайская Республика имели несколько коротких вооруженных конфликтов в Тайваньском проливе, которые впоследствии были названы Первым кризисом Тайваньского пролива , Вторым кризисом Тайваньского пролива и Третьим кризисом Тайваньского пролива . Эти противостояния не привели к крупномасштабным военным конфликтам между Китаем и Тайванем. В 21 веке отношения между двумя сторонами пролива стабилизировались, что привело к созданию « Трех звеньев» 15 декабря 2008 года с началом прямых коммерческих рейсов, судоходства и почты через Тайваньский пролив.
25 мая 2002 года рейс 611 авиакомпании China Airlines разбился в воздухе и врезался в Тайваньский пролив, в результате чего погибли все 225 человек на борту. [ 13 ] 26 февраля 2022 года Китай осудил проход 7-го флота ВМС США класса «Арли Берк» эсминца управляемых ракет USS Ralph Johnson через Тайваньский пролив как «провокационный акт». [ 14 ]
С 2018 года Китай отрицает применимость концепции международных вод к Тайваньскому проливу. [ 15 ] Китай не претендует на суверенитет над всем проливом, но стремится регулировать то, что он считает «поддержкой властей Тайваня и игрой мускулов против материка». [ 16 ] [ 17 ] Эта позиция вызвала обеспокоенность со стороны американских, австралийских и французских официальных лиц, а также возражения со стороны Тайваня. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] «Международные воды» технически не определены Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву , и в Тайваньском проливе нет коридора открытого моря, но транзитные права, имитирующие открытое море, такие как мирный проход и свобода судоходства. в пределах Тайваньского пролива обычно разрешены исключительные экономические зоны . [ 16 ]
Экономика
[ редактировать ]Рыбаки использовали пролив как рыболовный ресурс с незапамятных времен. В современном мире это шлюз, используемый кораблями практически любого типа для прохода почти во все важные порты Северо-Восточной Азии и обратно . [ 21 ] Китайские суда часто вторгаются в территориальные воды Тайваня для ловли рыбы или добычи песка, что приводит к перехватам со стороны администрации береговой охраны , а также к арестам, конфискациям и штрафам. [ 22 ]
Тайвань строит крупные ветряные электростанции . в проливе [ 23 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Взгляд на восток от Азии до Тихого океана
-
Взгляд на запад от Тихого океана до Азии
-
Взгляд на юг с востока на Южно-Китайское море.
-
Взгляд на север с юга на Восточно-Китайское море
См. также
[ редактировать ]Тайваньский пролив .
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «География» . Правительственное информационное бюро . Архивировано из оригинала 29 декабря 2010 года . Проверено 23 января 2011 г.
- ^ ЭБ (1879) , с. 415.
- ^ ВНИЗ (1953) , §49.
- ^ ВНИЗ (1986) , Гл. 7 .
- ^ ВНИЗ (1986) , Гл. 7.2 .
- ^ Карта глубины моря .
- ^ Микаллеф, Джозеф В. (6 января 2021 г.). «Почему Тайвань окажется в центре китайско-американского соперничества» . www.military.com . Military.com . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ Статья Та Кунг Пао: «Центральную линию пролива» следует отменить , chinareviewnews.com . (на китайском языке)
- ^ Тай-хо, Лин. «ПВО должна быть свободна от политического расчета» . www.taipeitimes.com . Тайбэй Таймс . Проверено 27 сентября 2020 г.
- ^ «Какова срединная линия между Китаем и Тайванем?» . VOA . 28 октября 2020 г.
- ^ «Раскрыты координаты средней линии Тайваньского пролива | Тайваньские новости | 2019-07-30 17:15:00» . Новости Тайваня . 30 июля 2019 года . Проверено 13 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лю, Япония; Лю, CS; Сюй, К.Х.; Миллиман, доктор медицинских наук; Чиу, Дж. К.; Као, С.Дж.; Лин, Юго-Запад (20 декабря 2008 г.). «Течение и судьба малых горных рек вынесли наносы в Тайваньский пролив» . Морская геология . 256 (1): 65–76. Бибкод : 2008МГеол.256...65Л . дои : 10.1016/j.margeo.2008.09.007 . ISSN 0025-3227 .
- ^ «Крушение в полете над Тайваньским проливом к северо-востоку от Макунга, остров Пэнху, рейс CI611 авиакомпании China Airlines, Боинг 747-200, B-18255, 25 мая 2002 г.» (PDF) . Отчет об авиационном происшествии . 1 (ASC-AOR-05-02-001). Тайбэй, Тайвань: Совет по авиационной безопасности. 25 февраля 2005 г. Проверено 11 февраля 2017 г. .
- ↑ Китай назвал военный корабль США в Тайваньском проливе «провокационным». Рейтер. 26 февраля 2022 г. По состоянию на 26 февраля 2022 г. Архив.
- ^ «Очередная пресс-конференция официального представителя МИД Ван Вэньбиня 13 июня 2022 года» . Министерство иностранных дел Китайской Народной Республики . 13 июня 2022 года. Архивировано из оригинала 2 августа 2022 года . Проверено 16 августа 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Линн Куок (13 июля 2022 г.). «Сужение разногласий между Китаем и США по поводу Тайваньского пролива» . Международный институт стратегических исследований . Архивировано из оригинала 16 июля 2022 года . Проверено 16 августа 2022 г.
- ^ «Америка и Китай ссорятся из-за Тайваньского пролива» . Экономист . 23 июня 2022 года. Архивировано из оригинала 16 августа 2022 года . Проверено 16 августа 2022 г.
- ^ Кроу, Дэвид; Хартчер, Питер (5 августа 2022 г.). «Марлес обвиняет Китай в нарушении правил ООН во время учений на Тайване» . Сидней Морнинг Геральд .
- ^ «МИД торжественно подтверждает, что Тайваньский пролив представляет собой международные воды, опровергая ложные утверждения, сделанные китайскими официальными лицами во время недавних встреч с США» . Министерство иностранных дел Китайской Республики (Тайвань) . 14 июня 2022 года. Архивировано из оригинала 3 августа 2022 года . Проверено 16 августа 2022 г.
- ^ Ян Чэн-юй, Уильям Хетерингтон (11 июля 2022 г.). «Пролив принадлежит всем: высший французский офицер» . Тайбэй Таймс . Архивировано из оригинала 13 июля 2022 года . Проверено 16 августа 2022 г.
- ^ Чен, Цзиньхай; Лу, Фэн; Ли, Минсяо; Хуан, Пэнфэй; Лю, Силян; Мэй, Цян (2016), Тан, Инь; Ши, Юхуэй (ред.), «Оптимизация организации зон предосторожности, служащих для маршрутизации судов в Тайваньском проливе, на основе массивных данных АИС» , Интеллектуальный анализ данных и большие данные , Конспекты лекций по информатике, том. 9714, Чам: Springer International Publishing, стр. 123–133, номер документа : 10.1007/978-3-319-40973-3_12 , ISBN. 978-3-319-40972-6 , получено 20 ноября 2021 г.
- ^ Синь-по, Хуан; Се, Деннис (9 ноября 2020 г.). "Береговая охрана должна получить выгоду от штрафов на злоумышленников - законодатели" . www.taipeitimes.com . Тайбэй Таймс . Проверено 10 ноября 2020 г.
- ^ «Морские ветряные электростанции Большого Чанхуа» . www.power-technology.com . Энергетические технологии . Проверено 10 ноября 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- , Британская энциклопедия, 9-е изд., Том. IX , Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1879, стр. 415–17 .
- S-23: Границы океанов и морей (PDF) (3-е изд.), Монако: Международная гидрографическая организация, 1953 г., заархивировано (PDF) из оригинала 23 октября 2022 г.
- S-23: Границы океанов и морей (4-е (проект) изд.), Монако: Международная гидрографическая организация, 1986 г., заархивировано из оригинала 12 апреля 2016 г. , получено 21 марта 2019 г.