язык цоу
Цоу | |
---|---|
Ку | |
Родной для | Тайвань |
Область | Алишан |
Этническая принадлежность | Цоу |
Носители языка | 2,100 (2002) [1] |
австронезийский
| |
Коды языков | |
ИСО 639-3 | tsu |
глоттолог | tsou1248 |
ЭЛП | Цоу |
![]() (желтый) Цоу | |
![]() Цоу классифицирован как уязвимый согласно . Атласу языков мира, находящихся под угрозой | |
Цоу ( Коу ) — австронезийский язык, котором говорит народность Цоу Тайваня на . Цоу — язык, находящийся под угрозой исчезновения; однако этот статус неопределенен. Его носители расположены в западно-центральных горах к юго-востоку от района Цзяи / Алишань на Тайване. [2]
Имя
[ редактировать ]Имя Цоу буквально означает «человек» от протоавстронезийского *Cau посредством регулярных звуковых изменений. Следовательно, оно родственно имени Тао .
Классификация
[ редактировать ]Цоу традиционно считался частью цойской ветви австронезийского языка. Однако некоторые недавние классификации, такие как Chang (2006), [3] и Росс (2009) [4] оспаривают ветвь Цоу, причем Цоу более расходится, чем два других языка, Канаканабу и Саароа.
Диалекты
[ редактировать ]Цоу не имеет особых диалектных вариаций. Есть четыре зарегистрированных диалекта: тапанг, тфуя, духту и иимку, на которых до сих пор говорят тапанг и тфуя. Иимку не был хорошо описан. Грамматика трех других диалектов почти идентична, а фонологические вариации незначительны: в определенных средах Tapangʉ /i/ соответствует Tfuya и Duhtu /z/ или /iz/ , а в Duhtu было /r/ для Tfuya и Tapangʉ /j. / (На самом деле было зарегистрировано, что говорящие пожилые люди различались между [ɹ] и [j] , но на тот момент диалект уже умирал.).
На цоу говорят в следующих деревнях: [5] Все деревни расположены в поселке Алишань , Цзяи за исключением Мамахаваны (Цзюмэй), который расположен в поселке Синьи/Синьи . уезда Наньтоу уезда Приведены как местные имена Цоу, так и китайские имена.
Тапанг (Тапан)
- Тапанг 達邦 (Дабанг)
- Ниаукна/Нибей 里佳 (Лицзя)
- Савики山美 (Шаньмей)
- Синви Синмей
Тфуя (Тфуя)
- Каямавана Чашан
- Дадауя 樂野 (Лей)
- Рангуу/Пнгуу/Дадангиа來吉 (Лайцзи)
Духту (Лухту)
- Мамахавана Куми (Дзюмэй)
Иимуку - вымершие
Фонология
[ редактировать ]Описание фонологии Цоу, приведенное ниже, взято из Wright & Ladefoged (1994).
гласные
[ редактировать ]В Цоу шесть гласных: /i ɨ u e o ɑ/ . Встречаются последовательности гласных, в том числе последовательности подобных гласных ( /ii/ /uu/ /ee/ и т. д.), но это отдельные моры, а не долгие гласные или дифтонги. Гласные, особенно гласные заднего ряда, централизуются , когда их фланкируют глухие альвеолярные согласные ( /t, ts, s/ ). Это может включать центральное скольжение, так что /o/ произносится как дифтонг [öə̯] или [ɵə̯] в этой среде . Звук /ɨ/ ~ /ʉ/ был записан <x>, возможно, это единственный случай в мире, когда x представляет собой гласную.
Согласные
[ редактировать ]губной | Альвеолярный | Велар | Глоттальный | ||
---|---|---|---|---|---|
носовой | м | н | ŋ | ||
взрывной | глухой | п | т | к | ʔ |
имплозивный | п | d ~ ˀl | |||
Аффрикат | ts ~ tʃ | ||||
Фрикативный | глухой | ж | с ~ ʃ | час | |
озвученный | v | с ~ ʒ | |||
аппроксимант | В | ɹ ~ j |
Аппроксиманты / /w/ и j/ могут проявляться как неслоговые средние гласные [e̯] и [o̯] даже (для /j/ ) в начальной позиции ( /jo~joskɨ/ [e̯oˈe̯oskɨ] «рыбы»; /w / не встречается в начальной позиции), объясняя написание Tfuea ( /tfuja/ ) названия диалекта. Однако присвоение ударения ( [ˈtfue̯a] ) и ограничения на группы согласных (см. Ударение и фонотаксику ниже) демонстрируют, что они ведут себя как согласные.
Взрывчатые вещества не аспирируются . Фонетически аспирированные остановки на самом деле представляют собой последовательности стоп плюс /h/ , о чем можно судить по тому факту, что они не могут группироваться с третьей согласной (см. Фонотактику ниже), а также по морфологическим чередованиям, таким как /phini/ ~ /mhini/ «для торговли» . ".
Согласно спектральному анализу , /h/ в большинстве сред выглядит как голосовой фрикативный звук, но приближается к велярному [x] рядом с центральной гласной /ɨ/ , как в /tsaphɨ/ «ладонь, подошва». Однако тот факт, что последовательности /hʔ/ и /ʔh/ встречаются, когда никакая другая гомоорганическая последовательность не допускается, предполагает, что /h/ и /ʔ/ не могут быть одновременно голосовыми. (Дополнительным свидетельством того, что /h/ лучше всего анализировать как велярный, является тот факт, что */kh/ не встречается, а /hk/ встречается только посередине, в единственном известном слове /kuhku/ «лиса».)
Глухие шипящие звуки /ts/ и /s/ палатализируются до [tʃ] и [ʃ] перед гласными переднего ряда /i/ и /e/ . звонкий свистящий звук /z/ Однако эта среда не влияет на .
Имплозивные звуки /ɓ/ и /ɗ/ встречаются редко. Оба могут быть глоттализованы ( [ʔɓ], [ʔɗ] или, возможно, [ʔb], [ʔd] ) в интервокальной позиции. Кроме того, альвеолярный /ɗ/ имеет необычную аллофонию : около трети говорящих произносят его с боковым выпуском или перед /a/ как латеральный аппроксимант [l] , как в /ɗauja/ [lauja] «клен». Действительно, Цучида (1976) транскрибировал его как предглоттальную латеральную часть, [ˀl] .
Стресс
[ редактировать ]За некоторыми исключениями, ударение не только предсказуемо, но и меняется, когда к слову добавляются суффиксы. Он падает на предпоследнюю гласную или на предпоследнюю мору , если принят мораический анализ. То есть последний тяжелый слог (двойная гласная) получает ударение ( [eˈmoo] «дом»); в противном случае ударение падает на предпоследний слог ( [oˈkosi] «его ребенок»). Дополнительное ударение падает по хорее : каждый второй легкий слог (одиночная гласная) также получает ударение. Безударные гласные удаляются, за исключением границ слов (начальная или конечная гласная), и если это не приведет к созданию запрещенной группы согласных (см. Ниже).
Например, глагол ⫽seʔe-nətəh-a⫽ «резать боло» принимает ударение на слогах ⫽tə⫽ и ⫽ʔe⫽ и реализуется как [sʔenˈtəha] . Однако это не объясняет всех скоплений согласных, многие из которых лексически детерминированы.
фонотактика
[ редактировать ]Самый сложный слог в Tsou — C C V V. Tsou необычен количеством групп согласных возможных . Гоморганические группы не допускаются, если только один из них не является носовым согласным, и максимум два согласных могут встречаться вместе, но в противном случае известно, что встречается около половины возможных последовательностей. все негоморганические последовательности, начинающиеся с /t/ и /ts/ Например, найдены . Отсутствующие кластеры могут быть не допущены или могут быть просто случайными пробелами из-за ограниченного знания лексики.
Начальная или медиальная Только медиально /пт, птс, пс, пн, рк, пŋ, пʔ, ф/ /пз/ /футы, футы, ФК, фу, фу/ /фн/ [6] /втс, вх/ /вн, vʔ/ /БТ/ /ɓк/ /mp, mf, mts, ms, mz, mn, mʔ, mh/ /мɓ, мт/ /тп, тф, тв, тм, тн, тк, тŋ, тʔ, ч/ /tɓ/ /цп, цф, цв, цм, тсн, цк, цŋ, цʔ, тш/ / tsɓ/ /sp, св, сɓ, см, сн, ск, сŋ, сʔ/ — — /zʔ/ /нм, нт, нс/ /нп, нв, нц, нз, нк, нʔ, нх/ /кс, кн/ /кц, кʔ/ /ŋв, ŋh/ /ŋm, ŋt, ŋts, ŋs, ŋz, ŋk/ [7] /ʔp, ʔv, ʔm, ʔt, ʔts, ʔs/ / ʔf, ʔɗ, ʔn, ʔk, ʔh/ /hp, hv, хм, хт, хтс, хн, хŋ, хʔ/ /hs, hz, hk, hŋ/
В группах оральных остановок оба издают слышимый выпускной взрыв. Это справедливо даже между гласными, в среде, где первая остановка не сопровождается слышимым звуком в большинстве языков, что позволяет анализировать эти кластеры как часть начала слога , при этом слоговые коды в языке не встречаются .
Стопы, оральные или носовые, могут иметь или не иметь паузу перед носовой остановкой, в зависимости от говорящего. Начальные группы /hp, ht, hʔ/ необычны с межлингвистической точки зрения. Спектр показывает, что язык движется к альвеолярному сочленению во время /h/ из /ht/ , демонстрируя, что он не сочленяется как велярный. Начальные группы /pʔ/ и /tʔ/ иногда реализуются как две выпущенные остановки, но иногда и с одной, напоминающей отрывные согласные в других языках. ( /kʔ/ снова заметно отсутствует, за исключением интервокальных значений, несмотря на то, что [kʼ] является наиболее распространенным отрывным глаголом в межлингвистическом контексте.)
Грамматика
[ редактировать ]Синтаксис
[ редактировать ]Как и большинство других австронезийских языков , Tsou имеет синтаксис, основанный на предикате.
У Цоу есть три основных типа вопросов. [8]
- Да-нет вопросов
- Альтернативные вопросы
- Wh-вопросы (информационные вопросы)
В Цоу есть следующие типы предложений:
- Вербальный
- Декларативный
- Императив
- (Устный) вопросительный
- уравнение
- Экзистенциальный (вспомогательные глаголы не допускаются)
Важными функциональными словами являются:
- зоу – «быть»
- ' a – «это на тот случай, если что»
- o'ta – (это) нет (в случае чего)»
- пан – «есть» / экзистенциальный
- uk'a – негативный экзистенциальный (обычно сопровождается ci )
- о'а – отрицание факта или события
- но - релятивизатор
- ' o – запрет (АВ-конструкции)
- av'a – запрет (УФ-конструкции)
Маркеры падежа следующие: именительные формы ставятся перед косой чертой, а наклонные формы - после них (Zeitoun 2005:274). Именительный падеж дается при отсутствии косой черты.
- ' e – видимый и ближний динамик
- си/та – видимый и близкий слушателю
- та – виден, но вдали от говорящего
- ' о / то – невидимый и далекий или недавно введенный в дискурс
- na/no ~ ne – неидентифицируемые и нессылочные (часто при сканировании класса элементов)
Классы слов
[ редактировать ]Существительные цоу отличаются от глаголов наличием падежных маркеров и суффиксальных местоимений в родительном падеже, которые не могут быть применены к глаголам. [9] Глаголы, с другой стороны, имеют сложную голосовую маркировку. Прилагательные и некоторые наречия фактически функционируют как глаголы, поскольку они также подвергаются залоговому изменению и располагаются в тех же позициях внутри предложений, что и глаголы (т. е. в начале сказуемого).
Цоу уникален тем, что в нем нет элементов, похожих на предлоги, вместо этого для выражения этих понятий используются существительные или глаголы.
Глаголы
[ редактировать ]Основные глаголы могут иметь четыре типа голоса: голос актера и три голоса субъекта, которые отмечены суффиксами. [10] [11]
- Голос актера: m- , b- , <m> или ø.
- Терпеливый голос: -а
- Местный залог: -i
- Инструментальный/благотворительный голос: -(n)eni
Глаголы цоу можно разделить на пять основных классов (I, II, III-1, III-2, IV, V-1, V-2) на основе морфологических чередований (Zeitoun 2005:285). Глаголы цоу не имеют такого большого количества морфологических различий, как другие формозские языки, поскольку в языке цоу более широко используются вспомогательные глаголы. Например, нет временных/аспектных различий, отдельных обозначений для императивов и статических/динамических различий. Тем не менее, Цоу все еще сохраняет причинный паа- (алломорфы: р-, па- ).
Вспомогательные глаголы Цоу могут нести временную/видовую и модальную информацию, а также залог. Они отмечены для следующих голосов:
- Голос актера (AV)
- Голос подданного (UV), или иногда называемый голосом неактера (NAV)
Эти вспомогательные глаголы можно разделить на три класса:
- АВ-конструкции – мой, мой, мой-, мой, мой(h)-
- УФ-конструкции – i-, o(h)-
- Конструкции AV/UV – te, ta, have, nte, ntoso, nto(h)-, the
Цоу имеет следующие аспектные суффиксы:
- -cu/-c'u – уже
- -n'a – еще, только что собираюсь
- -одиннадцать
Местоимения
[ редактировать ]Приведенные ниже личные местоимения взяты из диалекта Тфуя языка Цоу и взяты из Зейтуна (2005:265). Обратите внимание, что местоимения третьего лица различают видимые и невидимые.
Бесплатно | Граница | ||||
---|---|---|---|---|---|
нейтральный | именительный падеж | родительный падеж | |||
1-й человек | единственное число | к | -'о/-'у | -'о/-'у | |
множественное число | эксклюзивный | ами | -мза | -мза | |
инклюзивный | и | -к | -к | ||
2-й человек | единственное число | суу | - они/-или | - они/-или | |
множественное число | другой | -в | -в | ||
3-е лицо | видимый | единственное число | олово | -лицом к лицу | - цепь |
множественное число | Хин'и | -хин'и | -хин'и | ||
не видно | единственное число | ic'o | – | -и | |
множественное число | хи | – | -он |
Цифры
[ редактировать ]Цифры Тфуя Цоу: [12]
- кони; 10. м-ас-к`
- юсо ; 20. м-пус-ку
- tuyu ; 30. m-tuyu-hu
- сʉptʉ; 40. м-sʉptʉ-hʉ
- эймо; 50. м-эймо-хʉ
- номъ; 60. м-онм-хʉ
- я пью 70. м-pʉtvʉ-hʉ
- voyu ; 80. m-voyvʉ-hʉ
- сио; 90. м-сио-хʉ
Десятки образуются с помощью циркумфикса (конфикса) m--hʉ . Существует также феномен гармонии гласных au/ʉ.
Языковая угроза
[ редактировать ]![]() |
Эти люди живут в горных районах, потому что доминирующие колонизаторы находились на Тайване более 380 лет. Аутсайдеры убивали коренное население, сжигали деревни и заставляли их переселяться, поскольку колонизаторы захватывали все больше и больше территорий. Некоторыми такими колонизаторами были голландцы, испанцы, японцы и китайцы. Внешние правители навязывали коренным народам свои собственные системы образования, но наиболее заметное влияние пришло из эпохи Гоминьдана , когда тайваньцев заставляли использовать китайский язык и где детей наказывали в школе, если они говорили на своем родном языке. Это вынудило коренной тайваньский народ отказаться от своего языка, чтобы выжить в новой, навязанной среде. [13]
Из-за глобализации люди всегда ищут лучшую жизнь, если они не совсем счастливы, а молодые люди покидают деревни и ищут работу в больших городах. Из-за этого дети не используют язык и не так часто знакомятся с культурой, а это означает, что язык не передается будущим поколениям. [13]
Одно исследование 1999 года показало, что только 9% детей коренных народов могут говорить на своем родном языке, и большинство детей предпочитают использовать китайский язык, который является официальным языком Тайваня. Цоу в основном используется старейшинами общины на церемониях и определенных собраниях. К сожалению, поскольку родители не владеют языком свободно и не считают этот язык полезным для детей, дома на нем редко говорят. [13] Этот язык больше встречается в школах, где дети посещают программы культурного обучения. [14]
Язык цоу признан правительством. Правительство выделило деньги на внедрение языковых программ в начальные и неполные средние школы, но средства иногда непостоянны, что отрицательно влияет на программы. Помогло то, что в 1987 году было отменено военное положение и люди снова смогли свободно говорить на своих родных языках, однако использовалось так много других доминирующих языков, что несколько коренных языков коренных народов исчезли. [13]
Старейшины заботятся о своем языке и беспокоятся, что он может не сохраниться в будущем, поэтому они приветствуют любую помощь лингвистов. Кроме того, в сообществе есть программы по поддержанию языка. Одним из примеров является то, что дети поют народные песни Цоу в детском саду и продолжают знакомиться с другими культурными программами в начальной школе. Люди во многом полагаются на этих детей, чтобы сохранить язык, музыку и культуру. [14] Существуют программы для детей начальных и средних классов по изучению языка. Члены сообщества очень охотно участвуют в мероприятиях. Изучать язык сложно, потому что не хватает хороших учебных материалов. Школы не делают изучение языка коренных народов приоритетом, потому что, если произойдет событие, которое считается более важным, учителя, скорее всего, отложат урок языка. Кроме того, студентам приходится беспокоиться об изучении английского , китайского языка и материалах вступительных экзаменов, поэтому время ограничено, а национальный язык не является приоритетом в сознании молодого поколения. [13]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Цоу в Ethnologue (18-е изд., 2015 г.) (требуется подписка)
- ^ «Цоу» . Проект «Вымирающие языки» . Архивировано из оригинала 04 августа 2020 г. Проверено 26 декабря 2020 г.
- ^ Чанг, Генри Юнгли. 2006. «Переосмысление гипотезы цуической подгруппы: морфосинтаксическая перспектива». Ин Чанг Х., Хуанг Л.М., Хо Д. (ред.). Ручьи, сходящиеся в океан: Фестиваль в честь профессора Поля Джен-Куэй Ли к его 70-летию. Тайбэй: Институт лингвистики, Академия Синика.
- ^ Росс, Малькольм. 2009. «Протоавстронезийская словесная морфология: переоценка». В Александре Аделааре и Эндрю Поли (ред.). Австронезийская историческая лингвистика и история культуры: фестивальный сборник Роберта Бласта . Канберра: Тихоокеанская лингвистика.
- ^ Ли (1979), Зейтун (2005)
- ^ В тексте Wright & Ladefoged /fn/ указан как начальный кластер, но в приложении есть только пример медиального положения.
- ^ Райт и Ладефогед перечисляют дополнительный медиальный кластер /ŋʔ/ в своем приложении, но их пример ⟨ anʔosɨ ⟩ «два друга объединяются с третьим» набран с помощью ⟨ n ⟩.
- ^ Зейтун (2005): 282
- ^ Зейтун (2005): 264
- ^ Зейтун (2005): 284
- ^ Чанг и Пан (2018): 49
- ^ Зейтун (2005): 265
- ^ Перейти обратно: а б с д и «В архиве» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 16 апреля 2017 г. Проверено 30 мая 2023 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б «Эксперты призывают защитить язык племен, находящийся под угрозой исчезновения» . английский.cntv.cn . 01.11.2013. Архивировано из оригинала 11 января 2018 г. Проверено 6 июня 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Райт, Ричард; Ладефогед, Питер (1994), «Фонетическое исследование цоу», Рабочие документы Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе по фонетике 87: Полевые исследования целевых языков II
- Зейтун, Элизабет (2005). «Цоу». В Аделааре — К. Александер; Химмельманн, Николаус (ред.). Австронезийские языки Азии и Мадагаскара . Лондон: Рутледж. стр. 259–290.
- Чанг, Юнли Чжан Юнли Пан, Цзя-джун Пан Цзярун (2018) . Введение в грамматику языка Цзоу [ Введение в грамматику Цоу ] (на китайском языке Синьбэй Ши: Yuanzhu minzu weiyuanhui ISBN ). 978-986-05-5688-9 – через alilin.apc.gov.tw.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тунг, Тун Хо (1964). Описательное исследование языка цоу, Формоза (PDF) . Тайбэй: Academia Sinica, Институт истории и филологии. Архивировано из оригинала (PDF) 6 ноября 2021 г. Проверено 9 марта 2020 г.
- Мияке, Марк . «Цоу фу- » .
- Мияке, Марк. « Учинаагути часть 40: В фузц -тепе Невского» .
- Невский, Н.А. Невский (1993) . Тайваньский словарь цоу . (На китайском языке) Бай, Сихун Бай Сихун Ли, Фуцин Ли Фуцин, Чжунчэн Пу Чжунчэн: Тайюань 957-9261-41-5 .
- Пан, Чиа Чжун (2010). Грамматическая реализация временных выражений в языке цоу . Исследования LINCOM по австронезийской лингвистике 07. Мюнхен: Lincom Europa.
- Пан, Чиа Чжун (2015). «Сообщенные доказательства в Саароа, Канаканаву и Цоу». В Зейтуне, Элизабет; Тенг, Стейси Ф.; Ву, Джой Дж. (ред.). Новые достижения в формозской лингвистике . Азиатско-Тихоокеанская лингвистика 017 / Исследования австронезийских языков 003. Канберра: Азиатско-Тихоокеанская лингвистика. стр. 341–362. hdl : 1885/14354 . ISBN 978-1-922185-17-4 .
- Цучида, Сигэру (1976). Реконструкция протоцойской фонологии . Серия монографий «Исследование языков и культур Азии и Африки», вып. 5. Токио: Институт изучения языков и культур Азии и Африки.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Словарь формозских диалектов Огавы Огава Наойи (тайваньская тибетская коллекция). Архивировано 6 октября 2013 г. в Wayback Machine.
- Радиозаписи Цоу ( RB1-009 , RB1-010 ), заархивированные в коллекции Роберта Бласта в Кайпулеохоне.
- - страница поиска Цоу на веб-сайте « Онлайн-словарь языков Yuánzhùmínzú yǔyán xiànshàng cídi?n Онлайн-словарь языков аборигенов (на китайском языке) аборигенов » Фонда исследования и развития языков коренных народов
- Материалы по обучению и обучению Цоу, опубликованные Советом коренных народов Тайваня (на китайском языке)