Вайшенгрен
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2022 г. ) |
Для этой статьи необходимы дополнительные или более конкретные категории . ( февраль 2021 г. ) |
Вайшенгрен ( пиньинь : вайшенгрен ; Тай-ло : гуа-синг-ланг ; китайский : 外省人 ; Пэ-оэ-цзи : гоа-сенг-ланг ; букв. «Люди из других провинций»), иногда называемые жителями материка , представляют собой группу мигрантов, прибывших на Тайвань из материкового Китая в период между капитуляцией Японии в конце Второй мировой войны в 1945 году и отступлением Гоминьдана и окончанием гражданской войны в Китае в 1949 году. Они прибыли из различных регионов материкового Китая и принадлежали к разным социальным классам. . Этот термин часто сравнивают с термином «бэншэнгрен» ( китайский : 本省人 ; пиньинь : bénshěngrén ; Тай-ло : pún-síng-lang ; Pe̍h-ōe-jī : pún-séng-lâng ), который относится к хокло и хакка народам в Тайвань, прибывший до 1945 года и живший под властью Японии . Этот термин исключает других иммигрантов из этнического Китая (например, из Малайзии или Гонконга), а затем иммигрантов из материкового Китая.
Определение
[ редактировать ]Формальное определение вайшэнгрена ( китайское : 外省人 ; пиньинь : вайшенгрен ; тай -ло : гуа-синг-ланг ; пэ-э-джи : гоа-сенг-лан ) было кем-то, живущим на Тайване, чья прародина , которая передается по линии отца не был на Тайване. Напротив, бэншэнжэнь ( китайский : 本省人 ; пиньинь : bénshěngrén ; Тай-ло : пин-синг-ланг ; Пэ-э-цзи : пин-сенг-ланг ) был человеком, чьей прародиной был Тайвань. Согласно этому формальному определению, человек, родившийся на Тайване, чья прародина отца не находится на Тайване, считается вайшэнжэнем . И наоборот, человек, родившийся не на Тайване, чьей прародиной является Тайвань (особенно Лянь Чан ), считается бэншэнжэнем . Родовые дома были исключены из официальных записей (например, из удостоверений личности, регистрации домохозяйств и паспортов) в 1996 году и заменены местом рождения, что положило конец официальному разграничению вайшэнжэнь и бэншэнжэнь, поскольку многие вайшэнжэнь родились на Тайване.
Сегодня на практике этот термин широко относится к культурной группе людей, которые мигрировали из материкового Китая на Тайвань, начиная с 1945 года, когда Китайская Республика взяла под свой контроль Тайвань после капитуляции Японии по окончании Второй мировой войны , и до 1950-х годов. во время отступления Китайской Республики на Тайвань и его последствий. Недавние иммигранты на Тайвань из Китая не считаются вайшенгренами , а составляют отдельную социальную категорию. Из-за значительного количества смешанных браков между семьями вайшенгрен и бэншэнжэнь , трудно точно определить разницу в более поздних поколениях.
Переводы
[ редактировать ]Термины waishengren и benshengren создают некоторые интересные трудности при переводе; В большинстве академической литературы термины вайшенгрен и бэншэнгрен используются напрямую. Буквальный перевод слова waishengren — «люди из внепровинции», а буквальный перевод benshengren — «люди из этой провинции»; однако эти переводы политически загружены, поскольку они возникли в историческом контексте, когда правящий Гоминьдан активно претендовал на весь Китай.
Один из английских переводов слова waishengren — «житель материка», хотя некоторые waishengren находят этот перевод неудобным, поскольку многие из них прожили на Тайване всю свою жизнь, и этот термин может привести к возможной путанице с жителями Китайской Народной Республики . Точно так же перевод бэншэнжэня как «коренной тайваньец» приводит к возможной путанице с коренными народами Тайваня .
Демография
[ редактировать ]Из-за хаотичного характера отступления Гоминьдана на Тайвань точная численность вайшэнжэней неизвестна. Оценки разнятся в зависимости от того, сколько вайшенжэней мигрировало: большинство оценок варьируется от 950 000 до 2 миллионов. [1] наиболее часто упоминаемая цифра на Тайване - 1,2 миллиона. [2] Недавно рассекреченные архивные данные показали, что по состоянию на 16 сентября 1956 года на Тайване и в военных зонах Цзиньмэнь-Мацу проживало 1 024 233 иммигранта из материкового Китая. Более того, соотношение мужчин и женщин среди иммигрантов составляло 375:100. [3]
Существует несколько подгрупп вайшенжэней в зависимости от того, как они мигрировали. Около 26% невоенных вайшенжэней прибыли до военного отступления Гоминьдана. Эта группа состояла из элиты, например, правительственных чиновников, бизнесменов и интеллектуалов, а также рабочих-мигрантов из провинции Фуцзянь. [4] Другая значительная категория состояла из военнослужащих и членов их семей, а также солдат, которые были сговорены или насильственно призваны Гоминьданом . Другая категория — беженцы, спешно эвакуированные во время отступления Гоминьдана. Некоторые другие, такие как Ма Ин-цзю , прибыли через несколько лет после ретрита, например, через Гонконг . [ нужна ссылка ]
Около 40% вайшенжэней поселились в районе Тайбэя , а еще 25% поселились в Гаосюне , Килунге , Тайчжуне и Тайнане . [5]
История
[ редактировать ]Исторически сложилось так, что элита вайшенжэнь доминировала в правительственной иерархии в эпоху военного положения на Тайване. Продолжающийся приток мигрантов из вайшэнжэня вместе с коррупцией, которая произошла при военном правительстве Чэнь И сразу после капитуляции Японии в 1945 году, вызвали инфляцию и экономическое неравенство между элитой вайшэнжэнь и местными беньшэнжэнь. Это, наряду с последующим инцидентом 228 , в результате которого было убито несколько тысяч тайваньских мирных жителей, вызвало негодование среди бэншэнжэней и привело к тому, что бэншэнжэнь исключил вайшэнжэнь из своей социальной сферы. Это исключение часто выражалось в запрете waishengren использовать местные объекты и совершать покупки в тайваньских магазинах посредством актов дискриминации. Это негодование также повлияло на создание сильной национальной тайваньской идентичности. [6] что в конечном итоге привело к Движению за независимость Тайваня в 1990-х годах. больше не доминирует в правительстве, Хотя элита Вайшенжэня она по-прежнему составляет значительную часть бюрократов и военных офицеров. [ нужна ссылка ]
С другой стороны, многие солдаты и беженцы, прибывшие вместе с Гоминьданом, приехали без своих семей. Оказавшись в нищете на чужой земле без родственников, некоторые из них обратились к насильственным преступлениям или самоубийству. В конце 50-х годов уровень преступности в Вайшенжэне был выше, чем в Бэньшэнжэне , и не падал до уровня Бэньшэнжэня до 70-х годов. Аналогичным образом, уровень самоубийств в вайшенжэне был вдвое выше, чем в бэншэнжэне в 50-е годы. [7] Насильственные преступления, совершаемые бродягами из вайшенжэня, вызывали страх и гнев у местного бэншэнжэня , и правительство часто использовало публичные казни, чтобы успокоить общественность, особенно в крайних и получивших огласку случаях, таких как вооруженное ограбление, сексуальные домогательства или убийства. [8] Приток бедняков вайшенжэнь также оказал огромное давление на жилищное строительство и привел к незаконному строительству большого количества трущоб в Тайбэе. С другой стороны, элита вайшенжэня с политическими связями часто могла получить собственность, ранее принадлежавшую японцам, иногда за счет выселенных бэншэнжэней , которые там уже жили. [9]
Начиная с 1970-х годов, доминирование китайских националистов в правительстве начало ослабевать. Это произошло из-за отсутствия политической или социальной теории, которая могла бы оправдать продолжающееся доминирование китайского национализма, меритократической политики , которая позволяла местным тайваньцам продвигаться в правительстве, политического истеблишмента, поощряемого правительством Чанга, и экономического процветания, которое обеспечивало социальную мобильность для те, кто находится за пределами политического истеблишмента. [ нужна ссылка ]
Смешанные браки и новое поколение, выросшее в одной среде, в значительной степени стирают различие между вайшенжэнем и бэншэнжэнем . [ нужна ссылка ] . Многие женщины из бэншэнжэня выходили замуж за вайшэнжэня, часто отставных военнослужащих, пришедших одинокими.
В конце 1990-х годов концепция «новых тайваньцев» стала популярной как среди сторонников независимости Тайваня, так и среди сторонников объединения Китая , чтобы отстаивать более толерантное предложение, чем Вайшенжэнь , который встал на сторону союзников против сопротивляющейся японской колонии на Тайване во время мировой войны. II , не менее тайваньцы, чем бэншэнжэнь . Однако быстро стало очевидно, что понятие «новые тайваньцы» означает разные вещи для сторонников независимости и объединения. Для сторонников независимости концепция новых тайваньцев подразумевала, что вайшенжэнь должен ассимилироваться с тайваньской идентичностью, отличной от китайской. Напротив, сторонники объединения Китая, похоже, считали, что все тайваньцы (а не только Вайшенжэнь ) должны восстановить ранее маргинализированную тайваньскую идентичность, не создавая при этом противодействия более широкой панкитайской идентичности. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ян, Доминик Мэн-Сюань (2021). Великий исход из Китая . Издательство Кембриджского университета. стр. 63–65. ISBN 9781108784306 .
- ^ Линь, Тонг Фа (2009 Великое отступление , Тайбэй: Lianjing Publishing Co., Ltd. ISBN) . 9789570834512 .
- ^ Ко-хуа Яп. « «Переоценка количества иммигрантов из материкового Китая на основе рассекреченных архивных данных». Тайваньское историческое исследование 28 (3): 211-229。» (PDF) .
- ^ Ян, Доминик Мэн-Сюань (2021). Великий исход из Китая . Издательство Кембриджского университета. стр. 59–60. ISBN 9781108784306 .
- ^ Ян, Доминик Мэн-Сюань (2021). Великий исход из Китая . Издательство Кембриджского университета. п. 66. ИСБН 9781108784306 .
- ^ Браун, Мелисса (2004). Является ли Тайвань китайцем?: Влияние культуры, власти и миграции на изменение идентичности . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 9–11. ISBN 9780520927940 .
- ^ Ян, Доминик Мэн-Сюань (2021). Великий исход из Китая . Издательство Кембриджского университета. стр. 70–71. ISBN 9781108784306 .
- ^ Ян, Доминик Мэн-Сюань (2021). Великий исход из Китая . Издательство Кембриджского университета. стр. 76–78. ISBN 9781108784306 .
- ^ Ян, Доминик Мэн-Сюань (2021). Великий исход из Китая . Издательство Кембриджского университета. стр. 82–83. ISBN 9781108784306 .