111-я истребительная эскадрилья
Эскадрилья Костюшко |
---|
111- я истребительная эскадрилья Польских ВВС ( польск . 111. eskadra myśliwska ) — одна из истребительных частей Войска Польского . Созданное в 1921 году, сразу после окончания польско-советской войны , подразделение унаследовало традиции знаменитой военного времени польской 7-й воздушной эскадрильи (известной как эскадрилья Костюшко ), в которой служили как польские, так и американские добровольцы.
История
[ редактировать ]Отряд создан 19 мая 1921 года. [ нужна ссылка ] из двух ранее существовавших частей - 7-й польской воздушной эскадрильи и 18-й польской воздушной эскадрильи 1-го авиационного полка. Первоначально в его состав входили в основном американские ветераны предыдущего подразделения, включая Седрика Фаунтлероя . Однако вскоре большая часть американских летчиков вернулась домой, и часть укомплектовали польскими офицерами. Тем не менее, он сохранил медальон и традиции польско-американского подразделения. В 1934 году подразделение первым получило современные на тот момент истребители PZL P.11c . [ 1 ] В 1936 году эскадрилья дислоцировалась в Сарнах и обеспечивала прикрытие с воздуха строительства пограничных укреплений на границе с Советским Союзом . Во время одного из боевых вылетов лейтенант Витольд Урбанович , впоследствии ставший одним из асов-истребителей Второй мировой войны, сбил советский самолет-разведчик-биплан Поликарпов Р-5, выполнявший разведывательную миссию над районом. [ 2 ]
В 1939 году был придан бригаде преследования . [ 1 ] крупное истребительное подразделение, находящееся в резерве Главнокомандующего . В составе польской 3-й эскадрильи 1-го авиационного полка ( польский : III/1 dywizjon myśliwski ) под командованием Здзислава Краснодембского подразделение дислоцировалось на аэродроме в Зеленке и обеспечивало прикрытие с воздуха близлежащего города Варшавы . Во время Польской сентябрьской кампании первый вылет — и первый успех эскадрильи — состоялся 1 сентября в 4 часа утра, то есть примерно за час до начала боев за Вестерплатте , события, которое обычно принимают за отправную точку. момент Второй мировой войны . Эскадрилья была поднята в воздух на перехват крупной группы бомбардировщиков противника в сопровождении тяжелых истребителей Мессершмитт Bf 110 . В районе Модлина построение противника было перехвачено и вынуждено отойти, сбрасывая бомбы на необитаемые районы. Лейтенант Палусинский сбил один вражеский Dornier Do 17 и, вероятно, повредил еще один самолет того же типа. [ 3 ] Сам Палусинский был ранен вражеским огнем.
Позже в тот же день была перехвачена еще одна бомбардировка Варшавы, на этот раз прикрытая истребителями Мессершмитт Bf 109 . В ходе воздушных боев над Варшавой командир эскадрильи сумел сбить один истребитель противника, но затем был сбит и ранен. Командование принял его заместитель лейтенант Янушевич. На следующий день эскадрилья не встретила никаких соединений противника. 3 сентября звено эскадрильи, обеспечивающее прикрытие с воздуха полковника Стефана Павликовского, строй истребителей противника Bf 110 перехватило над Вышкувом . Лейтенант Янушевич и капрал Карубин сбили два истребителя противника. Однако в то же время другой отряд под командованием Ферича был рассеян и был вынужден вернуться на базу. Один из ее пилотов вернулся в эскадрилью только 10 сентября. [ 3 ]
4 сентября эскадрилья была переброшена на аэродром Заборов под Лешно . Его командир сбил Юнкерс Ju 87 (в других источниках упоминается Дорнье Do 17 ). На следующий день Стржембош и Янушевич одержали еще две победы, на этот раз над Bf 110 и Ju 87 соответственно. 6 сентября Янушевич забил еще один Ju 87. 7 сентября эскадрилья была эвакуирована в восточную Польшу и дислоцировалась на аэродроме Керц под Люблином . Некоторое время он действовал с аэродрома Острожец возле Луца , но на следующий день вернулся в район Люблина (аэродромы Стшельце и Верба). Последние подтвержденные победы были над разведывательными Henschel Hs 126 9 сентября (Ферич) и Heinkel He 111 11 сентября (Врублевски). [ 4 ] Всего за время кампании подразделение сбило 8 самолетов противника (в других источниках упоминается 7½), потеряв при этом 9 собственных истребителей PZL P.11c .
После советского вторжения в Польшу 17 сентября подразделение было эвакуировано в Румынию вместе с четырьмя оставшимися истребителями . Оттуда большая часть пилотов смогла попасть во Францию и Великобританию , где многие из них присоединились к ВВС Польши в изгнании. Традиции эскадрильи, как и ее предшественницы, затем продолжила 303-я польская истребительная эскадрилья , одна из самых успешных истребительных частей союзников во время войны.
Экипаж и оборудование
[ редактировать ]На 1 сентября 1939 года в составе эскадрильи было 9 самолетов, в том числе 7 PZL P.11c и 2 PZL P.11a. На протяжении всей войны он получал в качестве усиления дополнительный PZL P.11c. В состав летного экипажа входили капитан (капитан) Густав Сидорович , его заместитель поручник (лейтенант) Войцех Янушевич и еще 16 пилотов:
- второй лейтенант Мирослав Ферич
- второй лейтенант Януш Лабицкий
- второй лейтенант Ежи Палусинский
- кадет Владислав Дрецкий
- кадет Збигнев Яницкий
- кадет Януш Мацинский
- кадет Мечислав Розвадовский
- старший сержант Ян Колкон (впоследствии прапорщик Королевских ВВС)
- плут. Игнаций Лендзион
- капрал. Станислав Карубин
- капрал. Евгениуш Шапошников
- Старший рядовой Богдан Цихоцкий
- Св. обвенчались. Хенрик Шопе
- Старший рядовой Стефан Войтович
- ул. сзер. Казимеж желает
- Старший рядовой Казимеж Врублевский
Примечания и ссылки
[ редактировать ]- В соответствии:
- ^ Jump up to: а б Павел Соукуп (2005). «ПЗЛ П11» . Сайт Letectvi.wz.cz (на чешском языке). Letectvi.wz.cz. Архивировано из оригинала 16 мая 2006 года . Проверено 14 апреля 2006 г.
- ^ Артур Голембёвский. «Витольд Урбанович» . Польский сайт моделирования (на польском языке). Архивировано из оригинала 25 апреля 2005 г. Проверено 14 апреля 2006 г.
- ^ Jump up to: а б Изабела Вечорек. Применение авиации в сентябре 1939 г. (на польском языке). www.ogniskowiec.znp.edu.pl. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 14 апреля 2006 г.
- ^ Гжегож Прощай. «111-я истребительная эскадрилья» . Истребители (на польском языке). Архивировано из оригинала 22 сентября 2001 г. Проверено 14 апреля 2006 г.
- Общий:
- Ежи Павляк (1989). Польские эскадрильи в 1918-1939 годах (на польском языке). Варшава: Издательство связи и коммуникаций. стр. 60–69. ISBN 83-206-0760-4 .
- Ежи Павляк (1982). Польские эскадрильи в Оборонительной войне 1939 года (на польском языке). Варшава: Издательство связи и коммуникаций. стр. 280. ISBN 83-206-0281-5 .