ПЗЛ П.11
ПЗЛ П.11 | |
---|---|
![]() Единственный сохранившийся P.11 выставлен в Музее польской авиации. | |
Общая информация | |
Тип | боец |
Производитель | Национальный авиационный завод Румынская авиационная промышленность |
Дизайнер | |
Основные пользователи | Польские ВВС |
Количество построенных | 325 [ 1 ] |
История | |
Дата введения | 1934 |
Первый полет | август 1931 г. [ 1 ] |
Ушедший на пенсию | 1944 |
Развитый в | ПЗЛ стр.24 |
PZL P.11 — польский истребитель, разработанный и произведенный в начале 1930-х годов компанией Państwowe Zakłady Lotnicze . Обладая цельнометаллической конструкцией, металлической обшивкой и высоко расположенным крылом типа «чайка», этот тип на момент принятия на вооружение считался самым совершенным истребителем в мире. [ 1 ]
Работы над PZL P.11 начались в 1930 году на основе опыта работы с предыдущими самолетами семейства истребителей, созданных на базе PZL P.1 . Основным человеком, ответственным за их разработку, был польский авиационный инженер Зигмунт Пулавский , который, как считается, разработал многие из их инновационных особенностей. Хотя в начале 1930-х годов большая часть мировых военно-воздушных сил все еще эксплуатировала бипланы , P.11, как и предыдущие самолеты семейства Пулавских, использовал высоко расположенное и аэродинамически чистое крыло типа «чайка», которое создавало меньшее сопротивление и обеспечивало пилоту превосходное поле обзора. зрения. В августе 1931 года первый прототип совершил свой первый полет . Дизайн быстро привлек международное внимание; Общая планировка стала широко известна как « Польское крыло » или «Крыло Пулавского».
PZL P.11 служил основным истребителем Польской военной авиации во второй половине 1930-х годов, в том числе во время немецко-советского вторжения в Польшу . Однако в результате быстрого прогресса в разработке самолетов в конце 1930-х годов (что наблюдалось на таких истребителях, как Мессершмитт Bf 109 ), в начале войны он был превзойден своими соперниками. [ 1 ] Значительное количество польских P.11 было уничтожено на земле в первые дни Второй мировой войны; однако многие истребительные эскадрильи вступили в неравный бой, добившись определенных успехов. По оценкам, около 36 P.11 были эвакуированы в Румынию и впоследствии были переданы Королевским ВВС Румынии .
В начале 1930-х годов PZL P.11 выиграл контракт на новый истребитель для Королевских ВВС Румынии. В октябре 1933 года начались поставки P.11b польского производства в Румынию. [ 2 ] С 1936 года румынский производитель самолетов Industria Aeronautica Română (IAR) построил по лицензии еще 95 самолетов под обозначением IAR P.11f , оснащенных двигателями IAR 9Krse румынского производства. [ 3 ] Более продвинутым развитием PZL P.11, добившимся гораздо большего экспортного успеха, стал PZL P.24 . В середине 1930-х годов несколько стран выразили готовность приобрести PZL P.11, из которых Турция, Болгария и Греция решили вместо этого приобрести новый PZL P.24. [ 1 ] [ 4 ]
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]История PZL P.11 началась в 1929 году, когда польский авиационный инженер Зигмунт Пулавский начал работу над проектом цельнометаллического - моноплана истребителя . До этого польская авиационная промышленность концентрировалась на лицензионном производстве самолетов иностранной разработки, в частности французской; Обычно они имели деревянные конструкции, поэтому цельнометаллический подход Пулавского представлял собой значительный прогресс для польской промышленности. [ 5 ]
Первоначальная конструкция, созданная Пулавским и получившая обозначение P.1 , имела многие черты современных французских самолетов той эпохи; это сходство можно приписать самому Пулавскому, который всего несколько лет назад получил значительную часть своего технического образования во Франции. Тем не менее, P.1 имел и ряд оригинальных особенностей, в том числе характерную монопланную конструкцию крыла. [ 5 ] В то время как большинство мировых сил все еще использовали бипланы , P.1 имел высоко расположенное и аэродинамически чистое крыло типа «чайка» , которое обеспечивало пилоту превосходный обзор. [ 6 ]
В сентябре 1929 года первый прототип совершил свой первый полет . [ 7 ] Он продемонстрировал свои выдающиеся характеристики по сравнению с современными самолетами, такими как британский Bristol Bulldog и французский Dewoitine D.27 , когда занял первое место на международном воздушном соревновании, проходившем в Бухаресте , Румыния. Дизайн вызвал интерес во всем мире; Внимание было таково, что общая планировка стала широко известна как «Польское крыло» или «Крыло Пулавского». Крыло имело двухлонжеронную дюралюминиевую конструкцию с приклепанными к лонжеронам и обшивке нервюрами; Крыло снаружи было покрыто мелкогофрированным дюралюминиевым листом, а щелевые элероны имели тканевую обшивку. [ 6 ]
Польское военное министерство возражало против использования на самолете лицензионного двигателя Hispano-Suiza , сославшись на недостаточную практичность и плохую экономическую обоснованность. [ 7 ] Соответственно, в следующем году был построен второй прототип, получивший обозначение P.6 . В этой редакции было несколько отклонений от первоначального видения Пулавского, в том числе использование радиального двигателя для привода этого типа вместо исходного рядного аналога; во время испытаний двигатель P.6 страдал от перегрева. [ 6 ]
Переработка и производство
[ редактировать ]После неутешительных результатов P.6 была разработана улучшенная конструкция, получившая обозначение PZL P.7 . По словам Лисса, эта версия представляет собой наиболее значительную из предшественников P.11. [ 7 ] P.7 был запущен в серийное производство по заказу ВВС Польши , которые в конечном итоге решили закупить 150 самолетов этого типа. [ 1 ]
После разработки P.7 Пулавский приступил к разработке дальнейших вариантов с более мощными двигателями, в конечном итоге к созданию P.11. [ 7 ] В августе 1931 года первый прототип P.11/I совершил свой первый полет , оснащенный британским Bristol Jupiter радиальным двигателем ; первый полет произошел вскоре после гибели Пулавского в авиакатастрофе. [ 7 ] За ним последовала пара усовершенствованных прототипов, P.11/II и P.11/III , в которых вместо этого использовался двигатель Bristol Mercury . Позже к ним присоединились еще несколько предсерийных самолетов для проверки различных конфигураций двигателей, винтов и других функций; Эти тестовые примеры привели к созданию P.11/VI , серийной версии конструкции. [ 8 ]
Первым вариантом P.11, заказанным ВВС Польши, был P.11a . С самого начала это считалось лишь промежуточной моделью такого типа; соответственно, была построена серия из 50 таких истребителей. [ 9 ] В остальном, как и P.7, на P.11a был установлен радиальный двигатель Bristol Mercury IV S2 мощностью 575 л.с. (429 кВт), который производился в Польше по лицензии. [ 1 ] По выполнении заказа P.11a компания PZL сразу же приступила к налаживанию производства улучшенной модели самолета, получившей обозначение P.11c . [ 10 ]
P.11c станет основным (и последним) вариантом этого типа, который будет принят на вооружение ВВС Польши. Впервые поступивший в истребительные эскадрильи в конце 1935 года, он отличался новым, усовершенствованным фюзеляжем, основным изменением которого стало перемещение двигателя на 13 см ниже в носовой части самолета, что имело то преимущество, что давало пилоту улучшенный внешний вид. [ 10 ] Кроме того, новый более мощный двигатель Mercury V S2 имел меньший диаметр. Передний каркас был длиннее, охватывал увеличенную и более комфортную кабину, сиденье пилота было сдвинуто на 30 см назад и поднято на 5 см. [ 9 ] Центральная часть крыльев также была модифицирована. В 1934 году началось производство P.11c, к 1936 году этот тип производился со скоростью 25 истребителей в месяц; всего к концу производства в 1936 г. было выпущено 150 самолетов (в более старых источниках указана цифра 175, не подтвержденная ни в каких документах). [ 9 ] Первая серия из примерно 50 самолетов P.11c была оснащена Mercury V S2 мощностью 600 л.с. (447 кВт), остальные - Mercury VI S2 мощностью 630 л.с. (470 кВт). [ 1 ]
Помимо Польши, интерес к новому дизайну проявила Румыния. Еще до поступления P.11a на вооружение ВВС Польши было заказано 50 самолетов, получивших обозначение P.11b для ВВС Румынии , при этом было заключено соглашение о лицензионном производстве. [ 10 ] Поставки P.11bs польского производства в Румынию начались в июле 1934 года. [ 11 ] На них устанавливались двигатели Gnome-Rhone 9Krsd Mistral мощностью 595 л.с. (444 кВт), в остальном они были аналогичны P.11a. [ 2 ] В итоге было изготовлено 49 самолетов, 50-м из которых стал прототип P.11f. [ 9 ] После разработки P.11c румыны решили перевести лицензионное производство на новую модель. В результате с 1936 года IAR построила 95 самолетов под названием IAR P.11f , оснащенных румынским двигателем IAR 9Krse, который представлял собой лицензионную версию Gnome-Rhone 9Krse и давал 610 л.с. (450 кВт). [ 3 ] Затем румыны произвели еще один польский истребитель PZL P.24 , разработанный на базе P.11 исключительно для экспорта. Греция, Португалия, Югославия, Турция и республиканская Испания были заинтересованы в покупке P.11, но в конце концов вместо этого Болгария, Греция и Турция купили P.24. [ 1 ] [ 4 ]
Дальнейшее развитие и преемники
[ редактировать ]В 1934 году, когда P.11 поступил на вооружение, он был современником британского Gloster Gauntlet и немецкого Heinkel He 51 и, возможно, был самым совершенным истребителем, находившимся на тот момент на вооружении в мире. [ 4 ] Однако из-за ряда быстрых достижений и технологического развития в области авиации к 1939 году считалось, что P.11 устарел. По характеристикам его обогнало новое поколение истребителей, которое обычно приносило пользу. от таких особенностей, как свободнонесущие крылья и убирающееся шасси ; в число таких истребителей входили британский Supermarine Spitfire и немецкий Messerschmitt Bf 109 . [ 12 ]
Вместе со старым P.7 оба оставались единственными польскими истребителями, находившимися на вооружении, однако насчитывалось около 185 P.11, распределенных по шести авиаполкам и авиационной школе в Демблине. Понимая, что P.11 уже устарел, польские ВВС возлагали надежды на находящийся в разработке PZL.50 Jastrząb , разработка которого несколько задержалась. Когда стало очевидно, что PZL.50 не будет широко использоваться вовремя из-за явно надвигающегося крупного конфликта, было рассмотрено создание обновленной версии P.11; он должен был быть оснащен двигателем Mercury VIII мощностью 840 л.с. (626 кВт) и иметь закрытую кабину, известную как P.11g Kobuz ( «хобби» ). Только прототип P.11g с максимальной скоростью, увеличенной до все еще медленных 390 км/ч (~240 миль в час), совершил полет до войны, в августе 1939 года. [ 1 ] [ 13 ]
Ввиду недоступности PZL.50 единственная надежда на замену устаревшего P.11 заключалась в приобретении современных истребителей из-за границы. В 1939 году, после получения необходимых кредитов, Польша заказала у Франции 120 самолетов Morane-Saulnier MS406 , а у Великобритании — 14 Hawker Hurricane Is (выбранная замена P.11), плюс один Supermarine Spitfire I для испытаний в дополнение к 100 Fairey. Боевые легкие бомбардировщики. [ 14 ] [ 13 ] Однако ни один из этих самолетов не был поставлен в Польшу до сентября 1939 года. [ 1 ]
Дизайн
[ редактировать ]PZL P.11 был инновационным истребителем начала 1930-х годов с высокорасположенным крылом типа «чайка» и цельнометаллической конструкцией с металлическим покрытием. Он также имел несколько относительно традиционных для того времени особенностей, таких как фиксированная ходовая часть . [ 15 ] P.11 оснащался парой 7,92-мм пулеметов, установленных по бокам фюзеляжа; Сообщается, что около трети всех истребителей модели P.11c были оснащены двумя дополнительными пулеметами, закрепленными на крыльях. [ 15 ] Установленные на фюзеляже орудия были синхронизированы, а все остальные — нет; . Также могла быть установлена пушечная камера P.11c мог нести до четырех небольших 12,5-килограммовых бомб, в то время как более ранняя модель P.11a не была оборудована для их перевозки. [ 15 ]
P.11 оснащался рядом различных радиальных двигателей : в их число входили Bristol Mercury IV S2 (нормальная: 525 л.с. (391 кВт), максимальная: 575 л.с.) P.11a , Gnome-Rhone 9Krsd (550 л.с. , макс: 595 л.с.) P.11b , Bristol Mercury V S2 (565 л.с., макс: 600 л.с.) или, альтернативно, Mercury VI S2 (590 л.с., макс.: 630 л.с.) P.11c : и, наконец, Gnome-Rhone 9Krse (560 л.с., макс.: 610 л.с.) P.11f , последняя версия самолет. [ 1 ] Независимо от используемого двигателя, агрегат устанавливался на резиновых вибропоглотителях внутри переднего моторного отсека и приводил в движение деревянный двухлопастной воздушный винт фиксированного шага производства польской компании Szomanski . [ 13 ]
У P.11 была открытая кабина с лобовым стеклом из оргстекла . [ 16 ] Приборы включали приборы навигации и двигателя; немецкого производства хотя многие из этих компонентов были произведены в Польше, одним заметным исключением был компас . В состав средств безопасности входило расположение нескольких пламегасителей , ракетницы и кислородных баллонов для пилота. Лишь несколько P.11 были оснащены радиостанциями, из-за чего пилоты обычно полагались на сигналы рукой и заранее запланированные маневры для связи друг с другом. [ 16 ]
Цельнометаллический фюзеляж P.11 стыковался с двухлонжеронным плечевым крылом через несущие конструкции, установленные на верхней части первого и второго шпангоутов фюзеляжа. [ 13 ] В крыле и хвостовом оперении использовались аналогичные технологии конструкции: заклепки типа Дауде, внешняя часть из гофрированного дюралюминиевого листа, а также прочные дюралюминиевые стойки и пластины для усиления. Ходовая часть имела V-образные обтекаемые стойки, снабжалась масляными пневматическими амортизаторами типа «Авиа» (включая хвостовую полозья) и подкреплялась стальной проволокой. [ 13 ]
У P.11 внутри фюзеляжа был внутренний топливный бак, который можно было сбросить в случае пожара или другой чрезвычайной ситуации. [ 13 ] В конструкции ранних образцов присутствовал заметный недостаток в виде топливных баков. [ 10 ] Первоначально изготовленные независимым субподрядчиком, резервуары были проклепаны и покрыты смоляным герметиком; однако этот метод привел к тому, что суставы быстро разрушались под действием вибрации. Первоначальная попытка перейти на сварные соединения оказалась катастрофической, поскольку было установлено, что именно она стала причиной отказов на ранних этапах срока службы P.11. [ 10 ] После решения некоторых заказчиков отказаться от приемки готовых самолетов, использующих этот тип соединения, из-за этих неисправностей, компания PZL провела обширные испытания для оценки альтернативных технологий, в результате чего проблема была полностью устранена. [ 17 ]
Операционная история
[ редактировать ]
К началу Второй мировой войны , 1 сентября 1939 года, ВВС Польши 109 PZL P.11cs, 20 P.11as и 30 P.7as имели в боевых частях . Еще 43 самолета P.11c находились в резерве или на ремонте. Только треть P.11c была вооружена четырьмя пулеметами, остальные имели только два и еще меньше имели радиостанцию. P.11 использовались в двенадцати эскадрилиях ( eskadra ), по десять самолетов в каждой (две эскадрильи составляли эскадрилью, по -польски : dywizjon ). Две эскадрильи — четыре эскадрильи — входили в бригаду преследования, дислоцированную вокруг Варшавы, а остальные были приписаны к различным армиям. [ 18 ] Все они принимали участие в обороне Польши 1939 года . Помимо боевых частей, несколько самолетов P.11, в том числе прототип P.11g, использовались в импровизированных частях на авиабазах. [ 1 ] [ 12 ]
К 1 сентября 1939 года истребительные эскадрильи были переброшены на удаленные импровизированные аэродромы и, таким образом, были защищены от атак немецкой авиации на земле. P.11 мог конкурировать с более современными немецкими бомбардировщиками и истребителями: не только немецкие Messerschmitt Bf 109 и Bf 110 были быстрее и лучше вооружены, но и большинство немецких бомбардировщиков были также быстрее. Поскольку до войны истребители P.11 много лет интенсивно эксплуатировались, их максимальная скорость была даже ниже теоретических 375 км/ч. P.11a находились в еще худшем состоянии. Кроме того, их небольшая общая численность означала, что вылеты групп численностью более двадцати самолетов выполнялись редко, а резервных машин практически не существовало. [ 1 ]
С другой стороны, польские истребители отличались лучшей маневренностью, чем их немецкие аналоги, и, благодаря своей конструкции, гораздо лучшим обзором из кабины. P.11 также имел прочную конструкцию, хорошую скороподъемность и мог взлетать с коротких аэродромов, даже самых сложных и импровизированных. Он также мог пикировать со скоростью до 600 км/ч без риска отлома крыльев. Теоретически единственным ограничением маневров была способность пилота выдерживать перегрузки большие . Несмотря на превосходство Германии, P.11 сумели сбить значительное количество немецких самолетов, в том числе истребителей, но при этом понесли большие потери. Точные цифры не полностью проверены. Всего по данным Люфтваффе было потеряно 285 немецких самолетов , при этом на счет P.11 было не менее 110 побед при потере около 100 собственных. [ 19 ] Некоторые из сбитых немецких самолетов позже были восстановлены и снова приняты на вооружение. Это позволило немецкой пропаганде заявить о меньших боевых потерях. [ 1 ]
На рассвете 1 сентября капитан Мечислав Медвецкий на PZL P.11c был сбит роттенфюрером (бригадиром) лейтенантом Франком Нойбертом из I./StG 2 (Stuka), удостоившимся сомнительной чести стать первым сбитым самолетом в Вторая мировая война. Первая воздушная победа союзников, сбитый Junkers Ju 87 , была одержана 20 минутами позже ведомым Медвецкого Владиславом Гнисом , который затем сбил пару Dornier Do 17 из своего P.11c. [ 20 ] P.11c также был первым самолетом, успешно протаранившим самолет противника во Второй мировой войне. Первый крупный воздушный бой войны произошел ранним утром 1 сентября над деревней Непорент к северу от Варшавы, когда группа немецких бомбардировщиков численностью около семидесяти Heinkel He 111 и Dornier Do 17 была перехвачена примерно двадцатью P.11. и десять истребителей P.7, и им пришлось отказаться от миссии в Варшаве. [ 1 ] На следующий день девять PZL P.11 из 142-й эскадрильи под командованием капитана Мирослава Лесневского перехватили два соединения Dornier Do 17 на реке Висла . [ 21 ] Атакуя в лоб, польским летчикам удалось сбить семь двухмоторных бомбардировщиков, два из них приписаны лейтенанту Станиславу Скальскому (будущий Крест летных заслуг и две планки ), не понеся при этом никаких потерь для себя. [ 22 ] Большая часть P.11 была уничтожена в 1939 году, хотя тридцать шесть были переправлены в Румынию и переданы румынским ВВС. Из-за морального устаревания эти самолеты-ветераны в бою не использовались; лишь небольшое количество использовалось для обучения, остальные были разобраны на запчасти. Утверждалось, что некоторые самолеты были захвачены и ограниченно использовались немцами. [ 23 ] Пара P.11 была захвачена Красной Армией и использовалась для испытаний. Один приземлился в Венгрии (недалеко от города Хайдубёсёрмень ) и использовался в качестве планера- буксировщика университетом Технологическим в Будапеште . [ 1 ]
Варианты
[ редактировать ]- стр.11/я
- Первый прототип истребителя P.11 с двигателем Gnome-Rhône Jupiter IX ASb мощностью 384 кВт (515 л.с.) . [ 1 ]
- стр.11/II
- Второй прототип истребителя P.11 с двигателем Bristol Mercury IV.A мощностью 395 кВт (530 л.с.) в длиннохордном капоте. Используется для сравнительных испытаний деревянных гребных винтов с фиксированным шагом Letov Kbely , Bristol , Ratier , Szomański и Chauvière , достигнув на Chauvière лучшей скорости 346 км/ч (215 миль в час) на высоте 4000 м (13 123 фута). [ 1 ]
- стр.11/III
- Серийный прототип истребителя P.11 с двигателем Bristol Mercury и упрощенной конструкцией для облегчения производства. [ 1 ]
- стр.11а
- Первоначальная версия для Lotnictwo Wojskowe ( ВВС Польши ), заказавших пятьдесят, [ 9 ] фактически построен после выполнения румынского заказа на P.11b и оснащен Skoda Works Mercury IV.S2 мощностью 370,6 кВт (497 л.с.) – 385,5 кВт (517 л.с.). польскими двигателями [ 1 ]
- стр.11б
- Пятьдесят самолетов, заказанных правительством Румынии, оснащены двигателями Gnome-Rhône 9K Mistral или IAR 9K Mistral мощностью 391,5 кВт (525 л.с.) . [ 1 ] Всего было построено 49. [ 9 ]
- стр.11в
- Основная серийная версия для военной авиации. [ 1 ] 150 построено. [ 9 ]
- стр.11ф
- 95 самолетов с двигателями IAR 9K Mistral мощностью 449 кВт (602 л.с.) , построенных по лицензии компанией IAR в Румынии . [ 3 ]
- П.11г Кобуз
- Разработан как временная мера для замены отложенных истребителей PZL.50 Jastrząb путем усиления конструкции для поглощения мощности одного Mercury VIII мощностью 626,37 кВт (840 л.с.) с закрытой кабиной и четырьмя улучшенными 7,92 мм (0,312 дюйма) км. wz.36 . пулеметы [ 24 ] Переоборудованный прототип P.11c впервые поднялся в воздух 15 августа 1939 года, менее чем за месяц до немецкого вторжения, что вынудило отказаться от программы. [ 1 ]
Операторы
[ редактировать ]
- Венгерские ВВС эксплуатировали один бывший польский ВВС PZL P.11a, эвакуированный 23 сентября 1939 года.
- Латвийские ВВС эксплуатировали один бывший польский ВВС PZL P.11a, эвакуированный 17 сентября 1939 года. [ 25 ]
- Советские ВВС взяли на вооружение латвийскую машину, когда они вторглись в Латвию 17 июня 1940 года, и еще две (см. выше) в качестве военных призов. [ 25 ]
Выживший самолет
[ редактировать ]Единственный уцелевший самолет P.11c выставлен в Музее польской авиации в Кракове . [ 26 ]
Технические характеристики (PZL P.11c с двигателем Mercury VI.S2)
[ редактировать ]
Данные польских самолетов 1893-1939 гг., [ 1 ] ПЗЛ стр.11 [ 27 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 7,55 м (24 фута 9 дюймов)
- Размах крыла: 10,719 м (35 футов 2 дюйма)
- Высота: 2,85 м (9 футов 4 дюйма)
- Площадь крыла: 17,9 м 2 (193 кв. фута)
- Пустой вес: 1147 кг (2529 фунтов)
- Полная масса: 1630 кг (3594 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 1800 кг (3968 фунтов)
- Силовая установка: 1 × Bristol Mercury V.S2 9-цил. Радиально-поршневой двигатель с воздушным охлаждением, 420 кВт (560 л.с.) или 1x 481 кВт (645 л.с.) польский завод Skoda Mercury VI.S2
- P.11a - 370,6 кВт (497 л.с.) – 385,5 кВт (517 л.с.) Польский завод Skoda Mercury IV.S2
- P.11b - 391,5 кВт (525 л.с.) Gnome-Rhone 9K Mistral или IAR 9K Mistral
- P.11f - 443,7 кВт (595 л.с.) IAR 9K Mistral
- P.11g - 626,37 кВт (840 л.с.) PZL Mercury VIII
- Гребные винты: 2-лопастной деревянный гребной винт фиксированного шага Шоманьского.
Производительность
- Максимальная скорость: 390 км/ч (240 миль в час, 210 узлов) на высоте 5000 м (16 404 футов), 300 км/ч (186 миль в час) на уровне моря.
- Скорость сваливания: 98 км/ч (61 миль в час, 53 узла)
- Дальность: 700 км (430 миль, 380 миль)
- Практический потолок: 8000 м (26 000 футов), абсолютный потолок 11 000 м (36 089 футов)
- Время набора высоты:
- 5000 м (16 404 футов) за 6 минут
- 7000 м (22 966 футов) за 13 минут
- Нагрузка на крыло: 91,1 кг/м 2 (18,7 фунтов/кв. футов)
- Мощность/масса : 0,279 кВт/кг (0,166 л.с./фунт)
Вооружение
- Оружие:
- калибра 7,92 мм (0,312 дюйма) P.11a,b,c — 2 пулемета KM Wz 33 или KM Wz 37 с боезапасом 500 выстрелов. [ 24 ]
- P.11c - опционально дополнительные 2 пулемета KM Wz 33 калибра 7,92 мм (0,312 дюйма) с боезапасом 300 выстрелов. [ 24 ]
- калибра 7,92 мм (0,312 дюйма) . FN Browning P.11f - 4 пулемета [ 24 ]
- калибра 7,92 мм (0,312 дюйма) . KM Wz 36 P.11g — 4 пулемета [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- ПЗЛ П.7
- ПЗЛ стр.24
- И 80
- Исторический PZL P.11c , самодельная копия PZL P.11c в масштабе.
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Аэро А.102
- Девуатин Д.37
- Девуатин D.560
- Икарус ИК-2
- Луара 43
- Моран-Солнье MS225
- Армейский истребитель Накадзима Тип 91
- Ньюпор-Делаж НиД-120
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Цинк, Ежи Б. (1971). Польские самолеты 1893–1939 (1-е изд.). Лондон: Putnam & Company Ltd., стр. 158–172 . ISBN 0-370-00103-6 .
- ^ Jump up to: а б Грин и Суонборо, 1985, с. 43.
- ^ Jump up to: а б с Моргала 1997, стр. 63, 69.
- ^ Jump up to: а б с Винчестер 2004, с. 219.
- ^ Jump up to: а б Лисс 1970, с. 3.
- ^ Jump up to: а б с Лисс 1970, стр. 3-4.
- ^ Jump up to: а б с д и Лисс 1970, с. 4.
- ^ Лисс 1970, стр. 4-5.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Моргала 1997, стр.60-61.
- ^ Jump up to: а б с д и Лисс 1970, с. 5.
- ^ Мазур 2013, стр. 13-14.
- ^ Jump up to: а б Симановски и Хоффманн 2006, с. 1.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лисс 1970, с. 6.
- ^ "Польские ВВС". Архивировано 4 марта 2016 г. на сайте Wayback Machine Century-of-Flight.net, 2003 г. Дата обращения: 7 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Лисс 1970, стр. 6-7.
- ^ Jump up to: а б Лисс 1970, с. 7.
- ^ Лисс 1970, стр. 5-6.
- ^ Лисс 1970, стр. 9-10.
- ^ Hooton 2007 (Том 2), с. 43.
- ^ Лисс 1970, с. 10.
- ^ Джексон 1979, с. 27.
- ^ Джексон 1979, стр. 28-29.
- ^ Лисс 1970, с. 8.
- ^ Jump up to: а б с д и Уильямс, Энтони Г.; Доктор Эммануэль Гастин (2003). Летающие пушки Вторая мировая война, Разработка авиационных орудий, боеприпасов и установок 1933–45 (1-е изд.). Рамсбери. ISBN 978-1-84037-227-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Белцарз и Копански, 2003, стр. 60.
- ^ «Самолет: PZL P.11c» . Музей польской авиации . Проверено 8 марта 2021 г.
- ^ Лисс 1970, с. 12.
Библиография
[ редактировать ]- Эксуорси, Марк. Третья ось, четвертый союзник . Лондон: Оружие и доспехи, 1995. ISBN 1-85409-267-7 .
- Белцарз, Бартломей и Томаш Я. Копаньски. ПЗЛ стр.11c . Сандомир, Польша/Редборн, Великобритания: Публикации моделей грибов, 2003. ISBN 83-917178-5-2 .
- Белцарц, Бартломей, Артур Ющак, Томаш Маковски и Роберт Пенчковски. PZL P.11c, Modelmania 2 (польский/английский). Гданьск, Польша: AJ-Press, 1998. ISBN 83-86208-96-1 .
- Цинк, Ежи Б. История польских ВВС 1918-1968 гг . Ридинг, Беркшир, Великобритания: Osprey Publishing Ltd., 1972. ISBN 0-85045-039-X .
- Цинк, Ежи Б. (1971). Польские самолеты 1893–1939 (1-е изд.). Лондон: Putnam & Company Ltd., стр. 158–172 . ISBN 0-370-00103-6 .
- Эберспачер, Уоррен А. и Ян П. Кониарек. Истребители PZL, часть вторая — варианты стр.11 (Historical Aircraft Digest 00-5) . Остин, Колорадо: Творческая и индивидуальная поддержка, 2001 г. Без ISBN.
- Стекло, Анджей. Польские авиационные конструкции 1893-1939 гг. (по-польски: «Польские авиационные конструкции 1893-1939 гг.»). Варшава, Польша: WKiŁ, 1977. Нет ISBN.
- Грин, Уильям. Боевые самолеты Второй мировой войны, Том третий: Истребители . Лондон: Macdonald & Co. (Publishers) Ltd., 1961. ISBN 0-356-01447-9 .
- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. «Эра чаек: Хроники истребительной линии Пулавского». Air Enthusiast , Twenty восемь, июль – октябрь 1985 г., стр. 35–53, 80. ISSN 0143-5450.
- Хутон, ER Люфтваффе на войне; Блицкриг на Западе: 1939–1940, Том 2 . Лондон: Midland Publishing, 2007. ISBN 1-85780-272-1 .
- Хутон, ER Люфтваффе в войне: надвигающаяся буря 1933–1939, Том 1 . Лондон: Chevron/Иэн Аллан, 2007. ISBN 1-903223-71-7 .
- Юрка, Марсель (апрель 1976 г.). «Я летал на ПЗЛП11)» [Я летал на ПЗЛП11]. Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (77): 25–26. ISSN 0757-4169 .
- Кониарек, доктор Ян П. ВВС Польши 1939-1945 гг . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, Inc., 1994. ISBN 0-89747-324-8 .
- Лисс, Витольд. ПЗЛП11 . Лезерхед, Виндзор, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1970.
- Мазур, Войцех (2013). ПЗЛ.11 . Большой лексикон вооружения. Сентябрь 1939 г. (на польском языке). Том 8. Варшава: Edipresse Polska. ISBN 978-83-7769-556-2 .
- Моргала, Анджей (1997). в Польше 1918-1924 гг. ( Военные самолеты на польском языке). Варшава: Леопард. ISBN 83-86776-34-Х .
- Тейлор, Джон WR «PZL P.11». Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма, 1969. ISBN 0-425-03633-2 .
- Симановски Гжегож и Ян Хоффманн. ПЗЛ П.11С. Люблин, Польша: Кагеро Полен, 2006. ISBN 83-60445-06-0 .
- Винчестер, Джим. ПЗЛ П.11. Самолеты Второй мировой войны (Факты об авиации). Кент, Великобритания: Grange Books plc, 2004. ISBN 1-84013-639-1 .
- Уильямс, Энтони Г.; Доктор Эммануэль Гастин (2003). Летающие пушки Вторая мировая война, Разработка авиационных орудий, боеприпасов и установок 1933–45 (1-е изд.). Рамсбери. ISBN 978-1-84037-227-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Записанный звук двигателя Bristol Mercury VI, используемого в PZL P.11c (формат mp3)
- ПЗЛ П.11 «Обход» фото