Jump to content

330 индийских ринггитов

IAR 330 Пума
Самолет IAR 330 Puma ВВС Румынии выполняет по медицинской эвакуации. обязанности
Роль Универсальный вертолет / боевой вертолет / военно-морской вертолет
Производитель Румынская авиационная промышленность
Первый полет 22 октября 1975 г.
Статус В эксплуатации
Основные пользователи Румынские ВВС
Румынский флот
ВВС Объединенных Арабских Эмиратов
Суданские ВВС
Произведено 1975–2008
Количество построенных ≥ 163 [1]
Разработано на основе Аэроспасьяль SA 330 Пума

IAR 330 лицензионная версия Aérospatiale SA 330 Puma вертолета , выпускаемая румынским производителем аэрокосмической продукции Industria Aeronautica Română .

IAR 330 производился в соответствии с лицензионным соглашением с французской аэрокосмической фирмой Aérospatiale , подписанным 30 июля 1974 года. 22 октября 1975 года первый самолет Puma, построенный в Румынии, совершил свой первый полет . Вскоре после этого начались поставки клиентам; к 1980 году было произведено около 25 самолетов IAR 330 как для отечественных, так и для зарубежных заказчиков. Различные зарубежные страны решили закупить IAR 330, в том числе Пакистан , Кот-д'Ивуар , Объединенные Арабские Эмираты и Судан . Крупнейшим эксплуатантом этого типа будут ВВС Румынии , которые первоначально использовали его в основном в качестве грузового транспорта.

В 1990-е годы существовало желание создать ротационные противотанковые средства, а также интегрировать оборонную технику Румынии с НАТО . Соответственно, в течение 2000-х годов IAR в сотрудничестве с израильской оборонной компанией Elbit Systems произвела двадцать четыре вертолета IAR 330 SOCAT , которые были разработаны для противотанковых операций и поддержки операций на поле боя. [2] Примерно в это же время была произведена модернизированная модель универсального транспорта, оснащенная авионикой, совместимой с НАТО , на базе SOCAT, получившая название IAR 330M . Также была разработана военно-морская модель, способная осуществлять поиск и спасение, медицинскую эвакуацию и морское наблюдение. Последний IAR 330 был произведен в 2008 году; программа была фактически заменена самолетом Airbus Helicopters H215 Super Puma , производство которого было передано в Брашов под управление Eurocopter Румыния , совместного предприятия Airbus Helicopters и IAR.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

На протяжении большей части Холодной войны Румыния была членом как СЭВ, так и Варшавского договора . Несмотря на это, правительство Чаушеску стремилось избежать чрезмерной зависимости от поддержки Советского Союза и сохранить независимость. [3] Соответственно, было желательно, чтобы военная техника полностью или частично разрабатывалась в Румынии, чтобы поддержать самообеспеченность страны, в то время как партнерские отношения с третьими странами также стремились к поставкам крупных товаров. В начале 1970-х годов несколько компаний, в том числе французская аэрокосмическая фирма Aérospatiale и американский производитель вертолетов Sikorsky Aircraft , были приглашены продемонстрировать свои вертолеты румынскому правительству, которое намеревалось получить лицензию на производство предпочитаемых ими винтокрылых машин.

Соответственно, 11 октября 1973 года Sikorsky S-61 был официально представлен группе представителей Румынии, что включало испытательный полет, выполненный в аэропорту Бэняса . С 13 по 15 октября того же месяца состоялась презентация на предприятии румынского производителя аэрокосмической продукции Întreprinderea de Construcții Aeronautice (IAR) в Гимбаве . [4] Пума была продемонстрирована 20 октября. 30 июля 1974 года было объявлено, что Румыния подписала лицензионное соглашение, охватывающее местное производство Puma компанией IAR. Также было подписано отдельное соглашение о лицензионном производстве двигателей Turboméca Turmo IVC, турбовальных которыми оснащался этот тип. [5]

Начальное производство

[ редактировать ]

22 октября 1975 года первый самолет Puma румынского производства, имевший местное обозначение IAR 330H , совершил свой первый полет . [1] Вскоре после этого началось серийное производство этого типа; Сообщается, что к 1980 году было произведено около 25 самолетов IAR 330, причем поставки были поровну разделены между внутренними и зарубежными покупателями. [5] По сообщениям, к 2010 году было построено около 163 таких вертолетов, 104 из которых были поставлены авиационным подразделениям румынских вооруженных сил, два остались у производителя, а еще 57 были произведены для различных экспортных операторов. [1] В число зарубежных стран, закупивших IAR 330, входят Пакистан , Кот-д'Ивуар , Объединенные Арабские Эмираты и Судан .

К концу Холодной войны IAR 330 прочно зарекомендовал себя как основной винтокрылый самолет Румынии. [6] Кроме того, были разработаны специализированные варианты вертолета для таких задач, как военно-морские, поисково-спасательные операции (SAR), командование и управление, а также операции медицинской эвакуации , которые обычно производятся в ограниченном количестве. Модель SAR была оснащена надувными поплавками для экстренной посадки в море. Производство IAR 330 продолжалось и в 21 веке, его осуществляла компания Industria Aeronautică Română (ныне известная как IAR SA Brasov ) на своем заводе недалеко от Брашова . компания была приватизирована . Сообщается, что в 2008 году был изготовлен последний вертолет румынского производства; в том же году [7] [8] В ноябре 2015 года Airbus Helicopters объявила, что вся окончательная сборка Airbus Helicopters H215 Super Puma , преемника оригинальной Puma, будет передана на линию окончательной сборки в Брашове под управлением Eurocopter Румыния , совместного предприятия Airbus Helicopters и IAR; как таковая, эта инициатива фактически заменила программу IAR 330. [9] [10]

Операционная история

[ редактировать ]
IAR-330 Puma SOCAT используется для противотанковой борьбы.

В 1990-е годы румынские ВВС стремились повысить боевые возможности своего парка IAR 330L, чтобы превратить его в универсальный противотанковый вертолет и вертолет поддержки . К этому времени Румыния начала сотрудничать с Израилем по нескольким различным военным программам. [11] Была выбрана израильская компания Elbit Systems , и в сентябре 1995 года ВВС Румынии подписали с ней контракт на модернизацию 24 вертолетов системой SOCAT ( Sistem Optronic de Cercetare şi Anti-Tanc ). [1] [12] 26 мая 1998 года первый IAR 330L SOCAT поднялся в воздух с аэродрома IAR в Гимбаве , недалеко от Брашова . [13] 23 октября 1999 года второй прототип совершил свой первый полет. В 2001 году первый IAR 330L SOCAT был доставлен в боевую часть. Всего было выпущено 25 SOCAT, включая прототипы, которые в 2005 году были перестроены до серийного производства. [1] [14]

IAR 330M NATO представляет собой модернизированную транспортную версию с авионикой версии SOCAT, но без вооружения и оптико-электронных систем. Помимо прочего, он имеет метеорологический радар . В период с 2005 по 2008 год двенадцать самолетов IAR 330L были модернизированы до стандарта IAR 330M. [1] К началу 2020-х годов некоторые из IAR 330 SOCAT приближались к своим первоначальным эксплуатационным пределам, поэтому ВВС Румынии начали заключать контракт с IAR на замену элементов с истекшим сроком службы и, таким образом, облегчить дальнейшую эксплуатацию этого типа. [15]

30 января 2007 года в Гимбаве был официально представлен первый вертолет IAR 330 NAVAL. Румынские ВМС заказали три таких варианта. Вертолет имеет конфигурацию, аналогичную варианту ВВС Румынии, включая пакет модернизации SOCAT; однако винтокрылые машины ВМФ оснащены плавучими средствами, расположенными под носовой частью и обтекателями основного шасси . Большую часть авионики специального назначения поставляет французская оборонная компания Thales Group . [16] [17] Обычно они управляются с фрегатов ВМФ и выполняют такие задачи, как поисково-спасательные операции , медицинскую эвакуацию и морское наблюдение. [18] [19]

Варианты

[ редактировать ]
Вариант IAR 330 Puma NAVAL.
  • IAR 330H – начальная модель (1975–1977 гг.). 15 построено. [4]
  • IAR 330L - улучшенная модель (1977 – настоящее время). Из 165 построенных 112 поступили на вооружение румынских вооруженных сил. [4]
  • IAR 330M - модернизированный вариант с авионикой, совместимой с НАТО , заимствованной из модели SOCAT, 12 IAR 330L перестроены как таковые в период с 2005 по 2008 год. [1]
  • IAR 330L SOCAT - ударный вертолет, всего выпущено 25 штук в начале-середине 2000-х годов. [1]
  • IAR 330 NAVAL – военно-морской вертолет. 3 построено в период с 2005 по 2008 год, с дальнейшими испытаниями и модернизациями до 2015 года. [7] [20]
  • IAR 330 SM - оснащен Turbomeca Makila 1A1. двигателями [21] (экспортная конфигурация для Объединенных Арабских Эмиратов ).

Операторы

[ редактировать ]
Карта
Карта нынешних и бывших операторов IAR 330.
 Демократическая Республика Конго
 Кот-д'Ивуар
 Кения
 Ливан
 Пакистан
 Румыния
 Судан
 Объединенные Арабские Эмираты

Известные инциденты

[ редактировать ]
  • 23 декабря 1989 года самолет IAR 330 совершил аварийную посадку после того, как предположительно был обстрелян во время транспортного полета недалеко от Алба-Юлии , в результате чего погиб экипаж из трех и двух пассажиров. [30]
  • 16 августа 2001 года самолет IAR 330 SOCAT разбился во время тренировочного полета вскоре после взлета с авиабазы ​​​​Титу . Крушение произошло на высоте 50 метров (165 футов), в результате чего экипаж получил ранения. [1]
  • 7 ноября 2007 года самолет IAR 330 SOCAT, принадлежащий 90-й авиабазе , разбился в Унгень , в 30 км к югу от Питешти , во время ночного тренировочного полета, в результате чего погибли все три члена экипажа. [31]
  • 7 марта 2013 года самолет IAR 330 SOCAT разбился в Берешти-Бистрице , недалеко от Бакэу , во время тренировочного полета, в результате чего два члена экипажа погибли и трое других членов экипажа были ранены. Румынские ВВС и ВМС приостановили работу всего парка самолетов IAR 330 SOCAT до завершения расследования крушения. [32]
  • 21 ноября 2014 года во время тренировочного полета в Маланкраве , недалеко от Сибиу , разбился самолет IAR-330 MEDEVAC, в результате чего восемь военнослужащих погибли и двое получили ранения. [33]
  • 22 марта 2022 года самолет IAR 330 разбился возле деревни Гура Доброгей коммуны Кожеалак из-за неблагоприятных погодных условий при поиске разбившегося МиГ-21 Lancer в этом районе, в результате чего погибли семь военнослужащих. [34]

Технические характеристики (IAR-330L)

[ редактировать ]
Ортогональная проекция линейного рисунка SA330 Puma
Orthographically projected diagram of the SA330 Puma Line Drawing
Пара IAR 330 в полете
Водолаз спускается к воде с IAR-330L Puma, 1992 год.

Данные Jane's All The World's Aircraft, 1992–1993 гг. [35]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1–3
  • Вместимость: 16 полностью экипированных солдат.
  • Длина: 18,15 м (59 футов 7 дюймов) (общая), 14,06 м (46 футов 2 дюйма)
  • Высота: 5,14 м (16 футов 10 дюймов)
  • Вес пустого: 3615 кг (7970 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 7400 кг (16314 фунтов)
  • Силовая установка: 2 Turboméca Turmo IVC турбовальных двигателя мощностью 1175 кВт (1576 л.с.) каждый.
  • Диаметр несущего винта: 15,00 м (49 футов 3 дюйма)
  • Площадь несущего винта: 176,7 м 2 (1902 кв. фута)

Производительность

  • Крейсерская скорость: 271 км/ч (168 миль в час, 146 узлов) (максимальный крейсерский режим)
  • Никогда не превышайте скорость : 294 км/ч (183 миль в час, 159 узлов).
  • Дальность: 572 км (355 миль, 309 миль)
  • Практический потолок: 6000 м (20 000 футов)
  • Скорость набора высоты: 9,2 м/с (1810 футов/мин)

Вооружение

  • 2 х 23-мм одноствольные гондолы -23 НР (по бокам носовой части) по 400 патронов каждая (опция) [36]
  • ЛПР 57 Неуправляемая гранатометная установка (опционально, на четырех точках подвески) [36]
  • 2 х 7,62-мм дверных пулемета [36] (обычно только один устанавливается по правому борту)
  • «Малютка » с тросовым наведением ПТУР (четыре направляющие над узлами подвески, использовались только на испытаниях)
  • Бомбы массой 50 или 100 кг (четыре точки подвески, использовались только на испытаниях)

Пума в шоке [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Марникс Сап, Карло Брюммер: ВВС Румынии в: Lotnictwo Nr. 4/2010, стр. 40–41 (на польском языке).
  2. ^ «IAR-330 Пума SOCAT» . roaf.ro. Архивировано из оригинала 7 октября 2007 года.
  3. ^ Румыния 2009, стр. 34.
  4. ^ Jump up to: а б с Туртурикэ, Сорин (14 декабря 2020 г.). «Как Румыния начала строить вертолеты» . Пресс-траст Министерства национальной обороны . Проверено 22 июня 2022 г.
  5. ^ Jump up to: а б Боуи, Дэвид К. (1981). «Румыния открыта для помощи Запада в реализации амбициозных планов по расширению своей авиационной промышленности» . Деловая Америка: Том 4 . Министерство торговли США: 12.
  6. ^ Брукс и Готт 2006, с. 574.
  7. ^ Jump up to: а б Якоб, Мэдэлин (17 декабря 2015 г.). «Третий вертолет IAR 330 Puma Naval доставлен в МАпН» . Новости Румынии . Проверено 29 июня 2022 г.
  8. ^ «Деловые сводки» . Flightglobal.com. 11 апреля 2008 г.
  9. ^ «Румыния будет производить новый, надежный и экономичный тяжелый вертолет H215». Airbus Helicopters , 17 ноября 2015 г.
  10. ^ «EC РУМЫНИЯ (EUROCOPTER ROMANIA SA)». Архивировано 18 сентября 2011 года на Wayback Machine Eurocopter . Eurocopter.com. По состоянию на 9 июля 2011 г.
  11. ^ «Румыния показывает обновления» . Flightglobal.com. 18 июня 1997 г.
  12. ^ Румыния 2009, стр. 77.
  13. ^ Езерский, Анджей; Эгози, Арье (10 июня 1998 г.). "Румыния начинает испытания противотанковой модернизации вертолета IAR330" . Flightglobal.com.
  14. ^ Гоага, Габриэль (2017). «Система авионики боевого вертолета в ВВС Румынии» . Международная научная конференция «Стратегии XXI», Доп. Командно-штабной факультет; Бухарест .
  15. ^ «Румыния заменит детали на двух Пумах» . shephardmedia.com. 12 января 2021 г.
  16. ^ Хойл, Крейг (17 июня 2013 г.). «ПАРИЖ: Thales получает румынский контракт на оборудование Puma» . Flightglobal.com.
  17. ^ Павел, П. Боой; Бур, Дж. (2007). «Первые шаги к сертификации IAR-330 Puma naval для эксплуатации вертолетных кораблей». semanticscholar.org. S2CID   55849122 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  18. ^ Первый вертолет IAR 330 Puma Naval поступил на вооружение ВМС Румынии. Архивировано 23 июня 2008 года в Wayback Machine , Ziarul Financiar , 12 июля 2007 года. Проверено 20 июля 2008 года.
  19. ^ Румыния 2009, стр. 74.
  20. ^ Маноле, Габриэль (4 апреля 2017 г.). «IAR 330 PUMA – Охотник за подводными лодками» . Автоиспытательный цех .
  21. ^ «Годовой отчет IAR SA» (PDF) . bvb.ro. Бухарестская фондовая биржа . 29 апреля 2021 г. с. 2.
  22. ^ Jump up to: а б с д и ж г «База данных о поставках оружия» . Стокгольмский международный институт исследования проблем мира . Проверено 19 февраля 2013 г.
  23. ^ «Оригинальный отчет UNROCA - Румыния, 2003 г.» . Регистр обычных вооружений ООН .
  24. ^ «IAR 330 Пума» . airforce-technology.com . Проверено 17 февраля 2013 г.
  25. ^ «IISS Military Balance 2010» . iiss.org. Архивировано из оригинала 19 января 2013 г. Проверено 5 марта 2011 г.
  26. ^ Jump up to: а б с «ВВС мира 2013» (PDF) . Flightglobal Insight. 2013 . Проверено 15 февраля 2013 г.
  27. ^ Румыния 2009, стр. 78-79.
  28. ^ «Ливан получил еще три IAR 330 Pumas» . Janes-Defence-Weekly-2010. Архивировано из оригинала 11 апреля 2013 года . Проверено 17 февраля 2013 г.
  29. ^ ван Венендал, Йерун (17 января 2019 г.). «Сила на подъеме» . Ключевые военные .
  30. ^ Харсан, Кэрол (18 декабря 2007 г.). «Ключевые люди революции умерли подозрительно» . Свободная Румыния (на румынском языке).
  31. ^ «Вертолет разбился недалеко от Питешти, погибли три человека на борту» . Антена 3 . 7 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 9 ноября 2007 г. Проверено 8 ноября 2007 г.
  32. ^ «Вертолет разбился недалеко от Бакэу, в результате чего двое членов экипажа были убиты и трое ранены» . hotnews.ro.
  33. ^ «8 военных погибли в результате крушения вертолета в Румынии» . abcnews.go.com.
  34. ^ "Самолет МиГ-21 LanceR пропал с радаров в уезде Констанца. Вертолет, отправлявшийся на поиски самолета, разбился. Семь солдат погибли. Самолет МиГ разбился" (на румынском языке). Г4 Медиа . 2 марта 2022 г.
  35. ^ Ламберт 1992, с. 193.
  36. ^ Jump up to: а б с IAR-330 Puma. Архивировано 26 марта 2011 года в Wayback Machine на официальной странице ВВС Румынии [получено 18 мая 2011 года].

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7908ad663f1d06649499e97ba78d54cd__1722922020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/79/cd/7908ad663f1d06649499e97ba78d54cd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
IAR 330 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)