Колховен FK58
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2020 г. ) |
ФК58 | |
---|---|
Патруль противовоздушной обороны Koolhoven FK.58 DAT (польский) в Клермон-Олна, июнь 1940 г. | |
Роль | боец |
Производитель | Колховен |
Дизайнер | Эрих Шацки |
Первый полет | 17 июля 1938 г. |
Введение | 1940 |
Ушедший на пенсию | 1940 |
Основные пользователи | Французские ВВС Польские ВВС |
Произведено | 1939 - 1940 |
Количество построенных | 20 |
Koolhoven FK58 был одномоторным истребителем-перехватчиком, разработанным и в основном производившимся компанией NV Koolhoven в Нидерландах по контракту с Францией . Предназначенный для использования в Armée de l'Air , FK58 ограниченно использовался в битве за Францию .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В 1938 году министерство авиации Франции заметило, что отечественные авиастроительные мощности не могут достаточно быстро переоснастить Воздушную армию современными истребителями. Чтобы выиграть несколько контрактов с французами, голландский производитель Koolhoven быстро разработал одноместный истребитель, в котором будут использоваться французские двигатели и другие компоненты. Истребитель Koolhoven предназначался в первую очередь для истребительных частей, базировавшихся в колонии Французского Индокитая . [ 1 ] Проектные работы над новым истребителем начались в начале 1938 года. Эрих Шацки , конструктор Fokker D.XXI , присоединился к Колховену из Fokker в марте 1938 года, но, несмотря на утверждения, что Шацки спроектировал также FK58, проектные работы шли полным ходом (60% завершено) к тому времени, когда к нему присоединился Шацки, хотя он участвовал в окончательном проектировании. [ 2 ]
Прототип, оснащенный Hispano-Suiza 14AA радиальным двигателем , впервые поднялся в воздух 17 июля 1938 года. [ 3 ] Конструкция фюзеляжа состояла из сварных стальных труб, покрытых листовым металлом (передняя часть) и тканью (кормовая часть); Крыло имело два деревянных коробчатых лонжерона и нервюры с бакелитовой нагруженной обшивкой. Аэродинамически сбалансированные разрезные закрылки на задних кромках крыла обеспечивают более низкую посадочную скорость. Олеопневматическая ходовая часть убиралась внутрь, а колеса, расположенные в нижней части фюзеляжа, закрывались небольшими дверцами в нижнем капоте двигателя. Хвостовое оперение выполнено из дерева, а рули имеют металлический каркас с тканевой обшивкой.
В январе 1939 года Armée de l'Air разместила заказ на 50 самолетов с двигателями Gnome-Rhone 14N . [ 4 ] хотя первые четыре самолета, уже строившиеся, были укомплектованы Hispano-Suiza. [ 5 ] Когда был размещен голландский заказ на FK.58, стало понятно, что у Koolhoven нет достаточных производственных мощностей для выполнения обоих заказов, и последние 10 FK.58 французского заказа были переданы по субподряду бельгийской компании SABCA . [ 6 ] [ 7 ]
Из-за отсутствия двигателей Gnome-Rhone и французских приборов всего 17 самолетов - шесть FK58 и 11 FK58A - были построены на заводе в Колховене с двигателями и приборами, поставленными из Голландии, и доставлены в Armée de l'Air . Остальные 23 самолета, строившиеся в Нидерландах и находившиеся на разных стадиях готовности, были переданы в Невер , где самолеты должны были быть доработаны персоналом, нанятым Koolhoven. Однако до того, как завод был захвачен немцами, был построен только один FK58 вместе с остальными планерами. [ 8 ] Десять самолетов, построенных SABCA, были укомплектованы, за исключением двигателей, которые не были поставлены Францией, когда Германия вторглась в Бельгию 10 мая 1940 года, и были помещены в поезд для доставки во Францию, но все десять самолетов были уничтожены. когда поезд был атакован немецкой авиацией. [ 7 ]
2 июля 1939 года правительство Нидерландов разместило заказ от имени Luchtvaart Afdeling (Армейский авиационный корпус Нидерландов) на 36 самолетов FK58 с двигателями Bristol Taurus . [ 9 ] Однако, поскольку британское правительство ограничило экспорт Taurus, были предложены альтернативные двигатели, в том числе Rolls-Royce Merlin и Daimler-Benz DB 600 . Испытания проводились с использованием DB 600, но надежды на поставку немецкого двигателя через Швейцарию не оправдались, и из-за отсутствия лучших альтернатив было решено использовать голландские запасы Bristol Mercury VIII (которые использовались голландским Fokker D. 21 и Фоккер Г.1 ). [ 10 ] Более низкая мощность Mercury по сравнению с Taurus привела бы к снижению скорости с максимальной скоростью 460 км/ч (290 миль в час; 250 узлов) на высоте 4400 м (14 400 футов) и крейсерской скоростью 400 км/ч ( расчетная скорость 250 миль в час; 220 узлов). [ 11 ]
FK58, входящие в состав голландского заказа, находились на разных стадиях постройки, когда были уничтожены в результате налета немецкой авиации на завод в Колховене в мае 1940 года. [ 12 ]
Если бы Воздушная армия получила полный заказ в 50 самолетов перед битвой за Францию , маловероятно, что они изменили бы результат. Несмотря на то, что Колховен отметил высокие характеристики прототипа FK58, французские испытательные центры зафиксировали, что серийные самолеты были на 120 км/ч (75 миль в час; 65 узлов) медленнее, чем заявлено производителем. [ 13 ] Кроме того, французские пилоты сочли маневренность плохой. [ 14 ]
Операционная история
[ редактировать ]Первоначально FK58 предназначался для службы в подразделениях AdA, базирующихся на заморских территориях Франции . [ 4 ] но к концу 1940 года от этих планов отказались, и были предприняты попытки избавиться от самолетов, в том числе продать их обратно Нидерландам и продать Югославии взамен 25 самолетов Morane-Saulnier MS406 , которые Франция согласилась поставить в декабре. 1939 г., но с тех пор был реквизирован Францией. [ 10 ] В январе 1940 года было решено перебросить все 46 самолетов с двигателями Gnome-Rhone в Финляндию в качестве ответа на советское вторжение , но военные действия между Советским Союзом и Финляндией закончились до того, как удалось отправить какие-либо FK.58. [ 15 ] [ 16 ] Однако 16 мая 1940 года этот тип был передан четырем небольшим специальным подразделениям ВВС Свободной Польши . Их официальное название было patrouilles («патрули») - так AdA обозначала подразделения, защищавшие тыловые районы от бомбардировщиков дальнего действия и других самолетов противника, в рамках Défense Aérienne du Territoire («Территориальная противовоздушная оборона»; DAT). Два подразделения действовали с авиабазы Салон-де-Прованс , а два других — с Клермон-Ольна авиабазы . Польский капитан Валериан Ясеновский был командиром всех четырех патрулей. [ 17 ]
оснащенных Koolhoven К маю 1940 года 12 FK58 находились в эксплуатации в составе патрулей, . [ 18 ] Однако при поставке истребители были безоружны, и полякам пришлось приобретать и монтировать пулеметы. С 30 мая 1940 года они находились на вооружении, патрулируя сначала в районе Авиньон — Марсель , а затем над Клермон-Ферраном . не менее 47 боевых вылетов Зафиксировано , однако с самолетами противника «Эскадрон» не столкнулся.
Срок службы этого типа был недолгим, но в мае и июне 1940 года было потеряно не менее пяти FK58. После падения Франции все уцелевшие планеры были списаны. [ 19 ]
Варианты
[ редактировать ]- ФК58 Прототип
- Прототип с двигателем Hispano-Suiza 14AA мощностью 1080 л.с. , построен 1 экземпляр. [ 1 ]
- FK58 (голландский демонстратор)
- Демонстратор Luchtvaart Afdeling с двигателем Bristol Mercury , построен 1 экземпляр. [ 4 ]
- FK58 [Бристоль Таурус]
- Голландская версия с двигателем Bristol Taurus , спроектированный голландский самолет, не построен.
- ФК58
- Первый серийный вариант с радиальным двигателем Hispano-Suiza 14AA , построено 4 экземпляра. [ 20 ]
- ФК58А
- Серийная версия с двигателем Gnome-Rhône 14N-39 , построено 13 экземпляров. [ 21 ]
Операторы
[ редактировать ]- Польские ВВС в изгнании во Франции
- эксплуатировало двенадцать самолетов, все FK.58A. [ 19 ]
Технические характеристики (ФК58)
[ редактировать ]Данные полета 6 октября 1938 года: ИСТРЕБИТЕЛЬ KOOLHOVEN со скоростью 300 миль в час. [ 22 ] Самолеты всего мира Джейн, 1938 год. [ 23 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 8,69 м (28 футов 6 дюймов)
- Размах крыльев: 9,96 м (32 фута 8 дюймов)
- Площадь крыла: 17,3 м 2 (186 кв. футов)
- Вес пустого: 1810 кг (3990 фунтов)
- Запас топлива: 505 л (133 галлона США; 111 имп галлонов) в трех крыльевых баках.
- Силовая установка: 1 Hispano-Suiza 14AA-10 с воздушным охлаждением, мощностью 810 кВт (1080 л.с.) на высоте 4511 м (14 800 футов). 14-цилиндровый радиально-поршневой двигатель
Альтернативные силовые установки включают: - 670 кВт (900 л.с.) Bristol Taurus и 770 кВт (1030 л.с.) Gnome-Rhône 14N-16.
- Гребные винты: 3-лопастной винт изменяемого шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 483 км/ч (300 миль в час, 261 узел) на высоте 4493 м (14740 футов).
- Крейсерская скорость: 431 км/ч (268 миль в час, 233 узла)
- Дальность: 853 км (530 миль, 461 миль)
- Практический потолок: 10 200 м (33 500 футов)
- Скорость набора высоты: 16,3 м/с (3210 футов/мин) на высоте 4001 м (13126 футов)
- Время набора высоты: 6998 м (22 960 футов) за 8 минут 48 секунд.
- Нагрузка на крыло: 147 кг/м 2 (30,2 фунта/кв. фута)
- Мощность/масса : 0,31 кВт/кг (0,19 л.с./фунт)
Вооружение
- Орудия: 4 × 7,5-мм пулемета FN-Browning в подкрыльевых обтекателях.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Блох MB.152
- Кертисс P-36 Хок
- Фоккер Д. XXI
- Хоукер Ураган
- СНОВА 80
- Мессершмитт Bf 109
- Митсубиси А6М Ноль
- Моран-Солнье MS406
- Вайс Манфред WM-23 Серебряная стрела
Связанные списки
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Эренгардт 2018 , стр. 108–109.
- ^ Хазевинкель, апрель 1994 г. , с. 59.
- ^ Эренгардт 2018 , с. 108
- ^ Jump up to: а б с Эренгардт 2018 , с. 109
- ^ Хазевинкель, апрель 1994 г. , с. 60.
- ^ Грин 1961 , с. 112.
- ^ Jump up to: а б Хазевинкель, апрель 1994 г. , с. 62.
- ^ Эренгардт 2018 , стр. 110–111.
- ^ Хазевинкель, апрель 1994 г. , с. 61.
- ^ Jump up to: а б Хазевинкель, май 1994 г. , с. 66.
- ^ Комас, август 1997 г. , с. 28.
- ^ Висчедейк, Йохан (31 июля 2014 г.). «ИЗ КОЛЛЕКЦИИ А. СВИНДЕЛЛА № 8142. Koolhoven FK58A (PH-AVK c/n 5808)» . 1000aircraftphotos.com . Проверено 12 июня 2016 г.
- ^ Эренгардт 2018 , стр. 108, 111.
- ^ Jump up to: а б Эренгардт 2018 , с. 110
- ^ Хазевинкель, май 1994 г. , с. 67.
- ^ Комас, сентябрь 1997 г. , с. 11.
- ^ Эренгардт 2018 , стр. 111–113.
- ^ Комас, сентябрь 1997 г. , стр. 13–14.
- ^ Jump up to: а б Эренгардт 2018 , стр. 112–113.
- ^ Эренгардт 2018 , стр. 109–110.
- ^ Эренгардт 2018 , стр. 110, 113.
- ↑ Рейс 6 октября 1938 г. , с. 298.
- ^ Грей и Бриджмен 1938 , с. 218в.
Библиография
[ редактировать ]- «Истребитель Кулхейвена со скоростью 300 миль в час» . Полет . Том. XXXIV, нет. 1554. 6 октября 1938. с. 298 . Проверено 12 октября 2019 г.
- Комас, Матье (август 1997 г.). «Голландский истребитель для Франции: Koolhoven FK 58». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке). № 53. с. 22–29. ISSN 1243-8650 .
- Комас, Матье (сентябрь 1997 г.). «Голландский истребитель Франции: Koolhoven FK 58 (часть 2)». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке). № 54. с. 10–17. ISSN 1243-8650 .
- Комас, Матье (октябрь 1997 г.). «Голландский истребитель Франции: Koolhoven FK 58 (3-я часть и конец)». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке). № 55. с. 35–41. ISSN 1243-8650 .
- Эренгардт, Кристиан-Жак (2018). Энциклопедия французской истребительной авиации, 1939-1942 гг . Экс-ан-Прованс: Характер. ISBN 978-2-916-403-151 .
- Грин, Уильям (1961). Боевые самолеты Второй мировой войны: Истребители: Том III . Лондон: Macdonald & Co. (Издательство). ISBN 0-356-01447-9 .
- Грей, компьютерная графика; Бриджмен, Леонард, ред. (1938). Джейн «Все самолеты мира», 1938 год . Лондон: Сэмпсон Лоу, Марстон и Ко.
- Хазевинкель, Харм Дж. (апрель 1994 г.). «Нежелательный боец Колховена». Самолет ежемесячно . Том. 22, нет. 4. С. 58–62. ISSN 0143-7240 .
- Хазевинкель, Харм Дж. (май 1994 г.). «Нежелательный боец Колховена (Часть 2)». Самолет ежемесячно . Том. 22, нет. 5. С. 66–68. ISSN 0143-7240 .
- Тейлор, Джон В.Р. (1969). «Колховен ФК58». Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма. ISBN 0-425-03633-2 .