Кто боится Вирджинии Вулф? (фильм)
Кто боится Вирджинии Вулф? | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Майк Николс |
Автор сценария | Эрнест Леман |
На основе | Кто боится Вирджинии Вулф? спектакль 1962 года Олби Эдвард |
Продюсер: | Эрнест Леман |
В главных ролях | |
Кинематография | Хаскелл Векслер |
Под редакцией | Сэм О'Стин |
Музыка | Алекс Норт |
Распространено | Уорнер Бразерс. |
Дата выпуска |
|
Время работы | 132 минуты [ 1 ] |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | 7,5 миллионов долларов |
Театральная касса | 33,7 миллиона долларов |
Кто боится Вирджинии Вулф? — американский драматический фильм 1966 года, снятый Майком Николсом в качестве его режиссерского дебюта . Сценарий Эрнеста Лемана является экранизацией Эдварда Олби 1962 года одноименной пьесы . В главных ролях Элизабет Тейлор в роли Марты, Ричард Бертон в роли Джорджа, Джордж Сигал в роли Ника и Сэнди Деннис в роли Хани. В фильме изображена ночная встреча в доме профессора колледжа и его жены.
Фильм был номинирован на 13 премий Американской киноакадемии , в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру Николса Майка . Это один из двух фильмов, номинированных на премию Оскар во всех соответствующих категориях (второй — «Симаррон» ). Все четыре главных актера были номинированы в своих актерских категориях, причем впервые был номинирован весь актерский состав фильма.
Фильм получил пять «Оскаров»: вторую премию «Оскар» за лучшую женскую роль (Тэйлор), лучшую женскую роль второго плана (Деннис), лучшую операторскую работу, лучшую черно-белую художественную постановку и лучший дизайн костюмов.
В 2013 году фильм был выбран Библиотекой Конгресса США для сохранения в Национальном реестре фильмов как «культурно, исторически или эстетически значимый». [ 2 ]
Сюжет
[ редактировать ]Джордж, доцент кафедры истории небольшого колледжа Новой Англии , и его жена Марта, дочь ректора университета, возвращаются домой пьяные с вечеринки. Марта пригласила молодую семейную пару, которую она встретила на вечеринке, выпить. Гости прибывают - Ник, профессор биологии, и его жена Хани - незадолго до 2:30 ночи. Пока все четверо пьют, Марта и Джордж оскорбляют Ника и Хани. Младшая пара сначала смущается, а затем запутывается.
Марта злит Джорджа, рассказывая Хани об их сыне, которому на следующий день исполняется 16 лет. Разглашение Мартой этой информации вызывает новую ссору между ними. Ник признается Джорджу, что его привлекла Хани из-за денег ее семьи, и он женился на ней только потому, что ошибочно полагал, что она беременна. Джордж описывает свой брак как брак бесконечных приспособлений и приспособлений, а затем признает, что считает Ника угрозой. Джордж также рассказывает историю о мальчике, с которым он вырос, который случайно убил свою мать, а спустя годы и отца, и дожил свои дни в психиатрической больнице. Ник признает, что стремится очаровать и проспать путь к вершине, и шутит, что Марта была бы хорошим началом.
Когда гости предлагают уйти, пьяный Джордж настаивает на том, чтобы отвезти их домой. Они подходят к придорожному ресторану , и Хани предлагает им остановиться потанцевать. Пока Хани и Джордж смотрят, Ник многозначительно танцует с Мартой, которая продолжает издеваться и критиковать Джорджа. Джордж отключает музыкальный автомат и объявляет, что игра окончена. В ответ Марта намекает на тот факт, что он, возможно, убил своих родителей, как и главный герой своего неопубликованного романа, что побуждает Джорджа нападать на Марту, пока Ник не оттащит его от нее. Джордж рассказывает группе о втором написанном им романе об учителе и его жене, которые женятся из-за ее ложной беременности и семейных денег. Хани понимает, что Ник рассказал Джорджу об их прошлом, и убегает из комнаты.
Другой аргумент заставляет Марту уехать с Ником и Хани, оставляя Джорджа идти домой пешком, где он видит тени Марты и Ника в спальне. Из-за пьяного лепетания Хани Джордж начинает подозревать, что ее беременность на самом деле была реальной и что она тайно сделала аборт . Затем он разрабатывает план, как отомстить Марте.
Когда Марта обвиняет Ника в сексуальной неадекватности, он винит в своих действиях выпитое спиртное. Марта и Джордж спорят о своем сыне, и Джордж объявляет, что получил телеграмму, в которой говорится, что их сын погиб в автокатастрофе.
Когда Марта умоляет Джорджа не «убивать» их сына, Ник понимает правду: Марта и Джордж никогда не могли иметь детей и заполнили пустоту воображаемым сыном. Джордж объясняет, что их единственным взаимно согласованным правилом было никогда не упоминать сына при ком-либо еще, и что он «убил» его, потому что Марта нарушила это правило, упомянув его Хани.
Молодая пара тихо уходит, и Джордж и Марта остаются одни, когда на улице начинает рассветать. Джордж начинает петь песню «Кто боится Вирджинии Вулф?», И Марта отвечает: «Я, Джордж, я», в то время как они держатся за руки.
Бросать
[ редактировать ]- Элизабет Тейлор, как Марта
- Ричард Бертон, как Джордж
- Джордж Сигал, как Ник
- Сэнди Деннис в роли Хани
- Агнес Фланаган — официантка придорожного ресторана (в титрах не указана)
- Фрэнк Флэнаган — менеджер придорожного ресторана (в титрах не указан)
Производство
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]Название фильма отсылает к английской писательнице Вирджинии Вульф . Она покончила жизнь самоубийством в 1941 году в возрасте 59 лет, оставив записку, в которой выразила любовь к своему мужу Леонарду Вульфу и сожаление о страданиях, которые она ему причиняла. [ 3 ] Двадцать лет спустя драматург Эдвард Олби переписывался с ним и просил разрешения использовать имя его покойной жены в названии новой пьесы, по словам литературного критика Леона Эделя, знакомого Леонарда Вульфа. [ 4 ] По словам Эделя, Вульф дал разрешение. [ 4 ]
Пьеса Олби 1962 года была наполнена диалогами, нарушавшими стандартные моральные принципы для фильмов того времени , включая многочисленные случаи «черт возьми» и «сукин сын», а также «иди ты», «вверх тебе», «обезьяньи соски». и «горбить хозяйку». [ 5 ] Он открылся на Бродвее во время Карибского кризиса , и зрители, пришедшие в театр, чтобы забыть об угрозе ядерной войны, были шокированы провокационным языком и ситуациями, которых они раньше не видели за пределами экспериментального театра . [ 6 ]
Непосредственной реакцией театральной публики, которую в конечном итоге озвучили критики, было то, что Олби создал пьесу, которая имела бы большой успех на Бродвее, но никогда не могла быть экранизирована в ее нынешнем виде. Ни зрители, ни критики не понимали, насколько сильно голливудский изменился пейзаж в 1960-е годы и что он больше не может жить с каким-либо осмысленным Производственным кодексом . [ 7 ] Выводя пьесу на экран, Эрнест Леман решил, что не будет менять диалог, который шокировал ветеранов театра в Нью-Йорке всего четыре года назад. Несмотря на серьезное сопротивление этому решению, Lehman победил. [ 8 ]
Кастинг
[ редактировать ]Выбор Элизабет Тейлор , которая в то время считалась одной из самых красивых женщин в мире, на роль неряшливой пятидесятилетней Марты удивил многих, но для этой роли актриса набрала 30 фунтов (13,6 кг). Когда Warner Bros. глава Джек Л. Уорнер обратился к Олби с просьбой о покупке прав на экранизацию пьесы, он сказал Олби, что хочет взять Бетт Дэвис и Джеймса Мэйсона . на роли Марты и Джорджа [ 9 ] В сценарии Марта ссылается на Дэвис и цитирует ее знаменитое «Какая дрянь!» строчка из фильма «За лесом» (1949). Олби был в восторге от этого актерского состава, полагая, что «Джеймс Мейсон казался абсолютно правым... и наблюдать, как Бетт Дэвис имитирует Бетт Дэвис в этой первой сцене - это было бы так замечательно». [ 9 ] Однако, опасаясь, что разговорчивая история, основанная на персонажах, произведет оглушительный удар - и что зрители утомятся смотреть два часа криков между Харридан и слабаком - Николс и Леман выбрали звезд Элизабет Тейлор и Ричард Бертон . [ 8 ] Эдвард Олби был удивлен решением о кастинге, но позже заявил, что Тейлор был неплох, а Бертон невероятен. В конце концов, однако, он все же почувствовал, что «с Мэйсоном и Дэвисом фильм получился бы менее ярким и в конечном итоге более глубоким». [ 9 ]
Съемки
[ редактировать ]Когда съемки начались 26 июля и 13 декабря 1965 года, Католический легион киноискусства (бывший Католический легион приличия ) опубликовал предварительный отчет о том, что, если то, что они услышали, правда, им, возможно, придется выдать Вирджинии Вульф однажды -ужасный "осужденный" рейтинг, хотя фильм обещали дождаться. Американская ассоциация кинематографистов (MPAA) выступила с еще более резким заявлением, предупредив студию (не обещая дождаться показа), что, если они действительно думают оставить язык бродвейской пьесы нетронутым, они могут забыть о получении печати одобрение. [ 5 ]
Большая часть экстерьеров фильма была снята на натуре в Смит-колледже , Нортгемптон, Массачусетс . [ 10 ] Николс настаивал на этом для правдоподобия , но позже заявил, что его ввели в заблуждение, что с художественной точки зрения это ничего не добавило и что эти сцены с таким же успехом могли быть сняты на любой звуковой сцене.
Музыка
[ редактировать ]Музыка к фильму — оригинальная музыка Алекса Норта . На момент выхода фильма Warner Bros. Records выпустила набор саундтреков из двух пластинок, который включал в себя весь диалог фильма, как «Набор из двух пластинок Deluxe Edition». Музыка была выпущена в виде одного LP, в который вошли 11 треков музыки Норта. [ 11 ]
Отличия от пьесы
[ редактировать ]Экранизация немного отличается от пьесы, в которой всего четыре персонажа. Второстепенных персонажей владельца придорожного закусочной фильма , у которого всего несколько строк диалога, и его жены, которая подает поднос с напитками и молча уходит, сыграли режиссер Фрэнк Флэнаган и его жена Агнес.
Действие пьесы полностью происходит в доме Марты и Джорджа. В фильме одна сцена происходит в придорожной закусочной, одна — во дворе Джорджа и Марты, а третья — в их машине. Однако, несмотря на эти незначительные отклонения, фильм чрезвычайно верен пьесе. Создатели фильма использовали оригинальную пьесу в качестве сценария и, помимо небольшого смягчения ненормативной лексики, - «К черту тебя!» Марты! (которое в бродвейском возрождении 2005 года звучит как «Пошел ты!») становится «Черт возьми!» - практически все исходные диалоги остаются нетронутыми, хотя основной монолог Марты сокращен. В версии, выпущенной в Великобритании, «К черту тебя» остался нетронутым; в интервью во время релиза Тейлор назвал эту фразу расширением границ.
Ника никогда не называют и не называют по имени во время фильма или спектакля.
Распределение
[ редактировать ]Руководители студии Warner Bros. сели посмотреть черновой монтаж без музыки, Life присутствовал репортер журнала . Он напечатал следующую цитату одного из руководителей студии: «Боже мой! У нас на руках грязный фильм за семь миллионов долларов!» [ 5 ]
Фильм считался новаторским из-за неслыханного в то время уровня ненормативной лексики и сексуального подтекста. [ 12 ] Джек Валенти , который только что стал президентом MPAA в 1966 году, организовал обновление старого Производственного кодекса . Чтобы фильм был выпущен с одобрением MPAA, Warner Bros. согласилась удалить некоторые ненормативную лексику и разместить на всей рекламе фильма специальное предупреждение, указывающее на контент для взрослых. Кроме того, во все контракты с кинотеатрами, демонстрирующими фильм, был включен пункт, запрещающий вход лицам младше 18 лет без присмотра взрослых. [ 13 ] Даже Национальное католическое управление кинематографии (NCOMP) отказалось «осудить» фильм. [ 5 ] Управление постановило, что это «не вызывает возражений с моральной точки зрения для взрослых, с оговорками». [ 14 ] Этот фильм и Микеланджело Антониони » «Увеличение (1966) побудили Валенти начать работу над системой рейтингов фильмов MPAA , которая вступила в силу 1 ноября 1968 года. Также сообщается, что Джек Л. Уорнер решил заплатить штраф в размере 5000 долларов. чтобы оставаться максимально верным пьесе (и ее ненормативной лексике). [ нужна ссылка ]
Театральный выпуск
[ редактировать ]Кто боится Вирджинии Вулф? Премьера состоялась 21 июня 1966 года в театре Pantages в Голливуде. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Фильм имел финансовый успех, собрав в прокате в Северной Америке 14,5 миллионов долларов. [ 18 ] что сделало его третьим по прибылям фильмом 1966 года .
Домашние СМИ
[ редактировать ]Впервые фильм был выпущен на DVD в Северной Америке 1 октября 1997 года. С тех пор он был переиздан в виде специального издания на двух дисках, которое одновременно выпускалось в Северной Америке и большей части Европы. К 50-летнему юбилею фильма компания Warner Archive Collection 3 мая 2016 года выпустила Blu-ray для производства по запросу, который продавался исключительно в интернет-магазинах.
Критический прием
[ редактировать ]Артур Д. Мерфи из Variety написал, что фильм представляет собой «[отличную] адаптацию и прекрасную постановку Эрнеста Лемана, выдающуюся режиссуру Майка Николса в его полнометражном дебюте, а четыре первоклассных выступления заслужили художественное попадание в яблочко». Он похвалил игру Тейлор, написав, что ее «характеристика одновременно чувственная, злобная, циничная, жалкая, отвратительная, похотливая и нежная». [ 19 ] Джеймс Пауэрс из The Hollywood Reporter написал, что этот фильм «является классикой мгновенного кино, и Warner Bros. заслуживает самой высокой похвалы за то, что сделала его фильмом без компромиссов». Пауэрс писала, что Тейлор «в полной мере раскрывает свои способности в роли Марты. Красота актрисы и богатство ее личной жизни неоднократно затмевали тот факт, что она может быть, когда захочет, актрисой необычайной силы… Мисс Тейлор — главная причина, по которой фильм так редко кажется драмой и почти всегда представляет собой нарушение конфиденциальности, снятое скрытыми камерами и микрофонами». [ 20 ] Кейт Кэмерон из New York Daily News написала, что Тейлор сыграла «выдающуюся актерскую роль в своей карьере» и была «не чем иным, как блестящей» в роли Марты. [ 21 ]
Стэнли Кауфманн из «Нью-Йорк Таймс» похвалил режиссуру Николса, написав, что он «свел к минимуму ощущение «сцены» и придал фильму настойчивое присутствие, хорошую фразировку и нервный драйв. К концу он проседает, но это потому, что третий акт пьесы проваливается». Что касается игры Бертона, Кауфманн отметил, что он был «совершенно убедителен как человек с огромным озером тошноты, по которому он плывет с сожалением и навязчивым весельем»; он также похвалил Тейлор за «лучшую работу в ее карьере». [ 22 ] В обзоре журнала Time отмечалось, что Николс «делает больше для эмоционального обогащения Вирджинии Вулф . За поверхностными битвами этой саги о любви и ненависти он тонко работает, демонстрируя грубую привязанность между Джорджем и Мартой, их легкие привычки быть вместе и мягкие частные шутки. ; и у персонажей появляется более узнаваемая человеческая слабость, чем они когда-либо показывали на сцене». [ 23 ]
В своем обзоре для «Нью-Йорк Таймс» Босли Кроутер написал: «Мисс Тейлор и мистер Бертон великолепны, они дают ровно столько, сколько позволяет пьеса, для острого психологического анализа старшей, агрессивной пары. Возможно, руководство мистера Николса позволяет им бить иногда слишком сильно». Он также выразил разочарование тем, что Николс «не смог получить большего от ролей другой пары, которую играют Джордж Сигал и Сэнди Деннис». [ 24 ] Эндрю Саррис из The Village Voice считает, что «фильм не так уж и хорош, но он достаточно интересен и эффективен с определенными ограничениями, некоторые из которых неизбежны, а некоторые неизбежны. Почему Джеку Уорнеру следует аплодировать за то, что он вывел на экран бродвейский хит, немного за пределами меня». [ 25 ]
На агрегаторе рецензий сайте- Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 96% на основе 45 рецензий со средней оценкой 8,50/10. Критический консенсус сайта гласит: «Во главе с вулканическим спектаклем Элизабет Тейлор, « Кто боится Вирджинии Вульф? » представляет собой едкую адаптацию пьесы Эдварда Олби, которая служит блестящей визитной карточкой для режиссера-дебютанта Майка Николса». [ 26 ] На сайте Metacritic , который присваивает рецензиям средневзвешенный рейтинг, фильм получил оценку 75 на основе 11 критиков, что означает «в целом положительные отзывы». [ 27 ]
Японский режиссер Акира Куросава процитировал «Кто боится Вирджинии Вульф?» как один из 100 его любимых фильмов. [ 28 ]
Похвалы
[ редактировать ]Этот фильм — один из двух фильмов (второй — «Симаррон» ), номинированных на премию «Оскар» во всех соответствующих категориях . Каждый из четырех актеров был номинирован на «Оскар», но победили только Элизабет Тейлор и Сэнди Деннис — за лучшую женскую роль и женскую роль второго плана соответственно. Фильм также получил премию «Черно-белая операторская работа» за Хаскелла Векслера яркую черно-белую операторскую работу (это был последний фильм, получивший награду до того, как две категории кинематографии были объединены в одну), лучший дизайн костюмов и лучшее искусство. Режиссер ( Ричард Силберт , Джордж Джеймс Хопкинс ). [ 29 ] Это был первый фильм, весь актерский состав которого был номинирован на премию «Оскар» за актерское мастерство. Этот подвиг был достигнут только два раза: с «Сыщиком» в 1972 году и «Дай им ад, Гарри!» в 1975 году.
За 100 лет AFI... 100 фильмов (выпуск к 10-летию) , Кто боится Вирджинии Вульф? занял 67 -е место .
США В 2013 году фильм был выбран для сохранения в Национальном реестре фильмов Библиотекой Конгресса как «культурно, исторически или эстетически значимый». [ 42 ]
Пол Мавис из DVD Talk Warner Bros. 2006 года «Элизабет Тейлор и Ричард Бертон: Коллекция фильмов» , рецензирует диск «Кто боится Вирджинии Вульф?» , написал: « Кто боится Вирджинии Вулф?» существует сейчас как одна из основополагающих драм современного экрана. каждый посредственный фильм, который они сделали до и после его производства, — это пик их коллективной и индивидуальной карьеры, и они никогда не оправятся от этого». [ 43 ]
См. также
[ редактировать ]- Список американских фильмов 1966 года
- Список фильмов со всеми четырьмя номинациями на премию Оскар за актерское мастерство
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Связан с Линн Редгрейв для «Джорджи Гёрл» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ « Кто боится Вирджинии Вулф? » . Британский совет классификации фильмов . 27 июня 1966 года. Архивировано из оригинала 26 сентября 2013 года . Проверено 21 сентября 2013 г.
- ^ Харрис, Пол (17 декабря 2013 г.). « Криминальное чтиво , Роджер и я , Мэри Поппинс внесены в Национальный реестр фильмов» . Разнообразие . Проверено 2 февраля 2022 г.
- ^ Джонс, Джош (26 августа 2013 г.). «Написанная от руки предсмертная записка Вирджинии Вулф: болезненное и острое прощание (1941)» . Открытая культура . Архивировано из оригинала 24 февраля 2018 года . Проверено 18 февраля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эдель, Леон (29 октября 1989 г.). «Намного больше, чем муж Вирджинии» . Нью-Йорк Таймс . раздел 7, стр. 7 . Проверено 12 ноября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Клуни 2002 , с. 89.
- ^ Клуни 2002 , с. 81.
- ^ Клуни 2002 , стр. 81–82.
- ^ Перейти обратно: а б Клуни 2002 , с. 85.
- ^ Перейти обратно: а б с Сиков, Эдвард (2007). Темная победа: Жизнь Бетт Дэвис . Нью-Йорк: Холт в мягкой обложке. стр. 364–5 . ISBN 978-1-4299-2195-4 . .
- ^ Ливенворт, Джессика (12 апреля 2006 г.). « Кто боится Вирджинии Вульф?» Некоторые выпускники Смита были» . Чикаго Трибьюн . Архивировано из оригинала 5 декабря 2014 года . Проверено 25 февраля 2013 г.
- ^ Леонард, Джеймс. «Кто боится Вирджинии Вульф? [Оригинальная музыка из фильма]» . Вся музыка . Архивировано из оригинала 10 февраля 2013 года . Проверено 25 февраля 2013 г.
- ^ Валенти, Джек. «Как все начиналось» . Американская ассоциация кинематографистов. Архивировано из оригинала 21 мая 2008 года . Проверено 17 июня 2008 г.
- ^ « Вирджиния Вулф не для детей» . «Санкт-Петербург Таймс» . Юнайтед Пресс Интернэшнл . 27 мая 1966 года . Проверено 20 февраля 2013 г.
- ^ Пеннингтон, Джоди (30 июля 2007 г.). История секса в американском кино . Вестпорт, Коннектикут: Издательство Praeger . п. 40 . ISBN 978-0275992262 .
- ^ «Кто боится Вирджинии Вульф (1966)» . Каталог художественных фильмов AFI . Архивировано из оригинала 12 февраля 2018 года . Проверено 17 января 2020 г.
- ^ «Сегодняшний день в истории: 21 июня» . ВТОП-FM . Ассошиэйтед Пресс . 21 июня 2017 года. Архивировано из оригинала 22 июня 2016 года . Проверено 22 июня 2016 г.
- ^ Шеппард, Дик (12 февраля 1975 г.). «Элизабет: Жизнь и карьера Элизабет Тейлор» . Книги Уорнера. Архивировано из оригинала 30 мая 2021 года . Проверено 12 февраля 2018 г. - через Google Книги.
- ^ Финлер, Джоэл Уолдо (2003). Голливудская история . Уолфлауэр Пресс. стр. 358–359 . ISBN 978-1-903364-66-6 .
- ^ Мерфи, Артур Д. (22 июня 1966 г.). «Обзоры фильмов: кто боится Вирджинии Вульф?» . Разнообразие . п. 6. Архивировано из оригинала 24 марта 2020 года . Проверено 17 января 2020 г.
- ^ Пауэрс, Джеймс (20 ноября 2014 г.) [22 июня 1966 г.]. « Кто боится Вирджинии Вульф?» Шедевр кино» . Голливудский репортер . Архивировано из оригинала 9 мая 2021 года . Проверено 2 февраля 2022 г.
- ^ Кэмерон, Кейт (21 ноября 2014 г.) [24 июня 1966 г.]. «Великолепная актерская игра в «Вирджинии Вулф» » . Нью-Йорк Дейли Ньюс . п. 72. Архивировано из оригинала 22 ноября 2014 года . Проверено 2 февраля 2022 г.
- ^ Кауфманн, Стэнли (24 июня 1966 г.). «Экран: Веселые игры у Джорджа и Марты» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 18 ноября 2018 года . Проверено 2 февраля 2022 г.
- ^ «Кино: Супружеский Армагеддон» . Время . 1 июля 1966 года. Архивировано из оригинала 2 февраля 2022 года . Проверено 2 февраля 2022 г.
- ^ Кроутер, Босли (10 июля 1966 г.). «Кто боится дерзости?» . Нью-Йорк Таймс . п. 73. Архивировано из оригинала 16 марта 2018 года . Проверено 2 февраля 2022 г.
- ^ Саррис, Эндрю (28 июля 1966 г.). «Фильмы» . Деревенский голос . Архивировано из оригинала 22 ноября 2017 года . Проверено 2 февраля 2022 г.
- ^ «Кто боится Вирджинии Вульф? (1966)» . Гнилые помидоры . Архивировано из оригинала 20 сентября 2019 года . Проверено 21 августа 2022 г.
- ^ «Кто боится Вирджинии Вулф? Рецензии» . Метакритик . Архивировано из оригинала 24 июня 2020 года . Проверено 21 февраля 2020 г.
- ^ Томас-Мейсон, Ли. «От Стэнли Кубрика до Мартина Скорсезе: Акира Куросава однажды назвал 100 своих любимых фильмов всех времен» . Журнал Далеко . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ «Кто боится Вирджинии Вульф?» . Отдел кино и телевидения The New York Times . 2012. Архивировано из оригинала 18 октября 2012 года . Проверено 26 декабря 2008 г.
- ^ «Номинанты и победители 39-й церемонии вручения премии Оскар (1967)» . Академия кинематографических искусств и наук . Проверено 4 сентября 2011 г.
- ^ «Премия BAFTA: фильм 1968 года» . Премия Британской киноакадемии . Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ «19-я ежегодная премия DGA» . Премия Гильдии режиссеров Америки . Проверено 2 марта 2024 г.
- ^ «Кто боится Вирджинии Вульф?» . Премия «Золотой глобус» . Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ «9-я ежегодная премия Грэмми» . Премии Грэмми . Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ «Лауреаты премии KCFCC – 1966–69» . Круг кинокритиков Канзас-Сити. 11 декабря 2013 года . Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ «Лауреаты премии 1966 года» . Национальный наблюдательный совет . Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ «Полный список Национального реестра фильмов» . Библиотека Конгресса . Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ «Прошлые награды» . Национальное общество кинокритиков . 19 декабря 2009 года . Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ «Премия Нью-Йоркского кружка кинокритиков 1966 года» . Нью-Йоркский кружок кинокритиков . Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ «Продукты Зала кинославы» . Ассоциация онлайн-кино и телевидения . Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ «Лауреаты премии» . Премия Гильдии писателей Америки . Архивировано из оригинала 5 декабря 2012 года . Проверено 6 июня 2010 г.
- ^ О'Салливан, Майкл (18 декабря 2013 г.). «Библиотека Конгресса объявляет выборы Национального реестра фильмов 2013 года» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 10 июня 2016 года . Проверено 18 декабря 2013 г.
- ^ «Элизабет Тейлор и Ричард Бертон: Коллекция фильмов» . Разговор о DVD . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 22 октября 2015 г.
Источники
[ редактировать ]- Клуни, Ник (ноябрь 2002 г.). Фильмы, которые нас изменили: размышления на экране . Нью-Йорк: Книги Атрии. ISBN 978-0-7434-1043-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гефтер, Филипп (2024). Коктейли с Джорджем и Мартой: фильмы, брак и создание фильма «Кто боится Вирджинии Вульф?» . Нью-Йорк: Издательство Блумсбери. ISBN 9781635579628 . OCLC 1420225016 . О пьесе, экранизации 1966 года и их влиянии.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1966 года
- Режиссерские дебютные фильмы 1966 года
- Драматические фильмы 1966 года
- Американские фильмы 1960-х годов
- Англоязычные фильмы 1960-х годов
- Американские черно-белые фильмы
- Американские драматические фильмы
- Американские фильмы по пьесам
- Лауреаты премии BAFTA за лучший фильм
- Фильмы о супружеской измене в США
- Фильмы об алкоголизме
- Фильмы о неблагополучных семьях
- Фильмы о педагогах
- Фильмы о психическом здоровье
- Фильмы Майка Николса
- Фильмы с участием актрисы, удостоенной премии Американской киноакадемии за лучшую женскую роль
- Фильмы с участием актрисы, удостоенной премии Американской киноакадемии за лучшую женскую роль второго плана
- Фильмы продюсера Эрнеста Лемана
- Фильмы, написанные Алексом Нортом
- Фильмы, снятые в Массачусетсе
- Фильмы, получившие премию Американской киноакадемии за лучший дизайн костюмов
- Фильмы, художественный руководитель которых получил премию Американской киноакадемии за лучшую художественную постановку
- Фильмы, оператор которых получил премию Американской киноакадемии за лучшую операторскую работу
- Фильмы по сценариям Эрнеста Лемана
- Фильмы Национального реестра фильмов США