Вкус меда (фильм)
Вкус меда | |
---|---|
Режиссер | Тони Ричардсон |
Автор сценария | Шелаг Делани Тони Ричардсон |
На основе | Вкус меда спектакль 1958 года от Шелаг Делани |
Продюсер: | Тони Ричардсон |
В главных ролях | Рита Ташинхэм Дора Брайан Роберт Стивенс Мюррей Мелвин Пол Данкуа |
Кинематография | Уолтер Лассалли |
Под редакцией | Энтони Гиббс |
Музыка | Джон Аддисон |
Производство компания | |
Распространено | Британские фильмы о львах |
Дата выпуска |
|
Время работы | 100 минут |
Страна | Великобритания |
Бюджет | £121,602 [2] [3] [4] [5] |
«Вкус меда» — драматический фильм британской новой волны 1961 года режиссёра Тони Ричардсона с Ритой Ташингем , Дорой Брайан , Робертом Стивенсом и Мюрреем Мелвином в главных ролях . [6] Это экранизация одноименной пьесы Шела Делани 1958 года . Делейни написал сценарий вместе с Ричардсоном, который поставил оригинальную бродвейскую постановку пьесы в 1960 году. Как и пьеса, фильм является образцом соцреалистического жанра британских СМИ, известного как реализм кухонной мойки .
Сюжет
[ редактировать ]В захудалом постиндустриальном районе Солфорда 17-летняя Жозефина, которую зовут «Джо» ( Рита Ташинхэм ), с трудом играет в нетбол на открытом воздухе на уроке физкультуры в своей школе для девочек. Вернувшись домой, она слышит, как ее эгоцентричная мать Хелен ( Дора Брайан ) спорит с домовладелицей, которая расстроена просроченной арендной платой и частыми гостями Хелен. Как только хозяйка уходит, Джо и Хелен вылезают из окна и переезжают через город на автобусе, что, по-видимому, не является уникальным явлением для этой пары. [7]
Когда Джо и Хелен приезжают в свою обшарпанную новую квартиру, Джимми ( Пол Данкуа ), молодой чернокожий моряк, видит, как Джо борется со своими чемоданами, и приходит ей на помощь. Позже тем же вечером Хелен приводит домой своего нового парня Питера Смита ( Роберт Стивенс ) после ночи в пабе, но их роман ограничивается, когда присутствие Джо предупреждает Питера о том, что Хелен - мать. Хелен и Джо засыпают в общей кровати.
После того, как ее задержали после уроков за насмешки над учителем, Джо спотыкается и царапает колено по пути домой. Она хромает мимо Манчестерского судоходного канала , где Джимми высаживается с корабля, на котором он работает поваром; он приглашает ее на борт, чтобы позаботиться о ее колене. Они начинают непродолжительное ухаживание, и Джимми дарит Джо обручальное кольцо, которое она носит на ленте на шее.
Джо присоединяется к Хелен и Питеру в поездке на выходные в Блэкпул с друзьями. Питер и Джо спорят, и Питер ставит Хелен ультиматум, говоря, что она должна выбрать между ним и своей дочерью; Хелен отправляет Джо домой одну. Джимми ждет, когда Джо приедет в Солфорд, и они проводят ночь вместе. Утром Джо наблюдает, как он садится на корабль и уходит. Хелен возвращается ровно настолько, чтобы собрать вещи перед отъездом, чтобы выйти замуж и отправиться в медовый месяц, после чего она намерена жить в пригородном бунгало с Питером.
Оставшись на произвол судьбы, Джо бросает школу, устраивается на работу в обувной магазин и переезжает в старую мастерскую. Она знакомится с Джеффри Ингэмом ( Мюррей Мелвин ), студентом-геем, изучающим текстильный дизайн, и предлагает ему жить с ней после того, как узнает, что его выгнали из квартиры из-за его сексуальной ориентации. [8] С помощью Джеффа Джо делает мастерскую более похожей на дом.
Джо обнаруживает, что беременна от Джимми. Джефф предлагает жениться на ней; она отказывается, хотя и позволяет ему позаботиться о ней и помочь с беременностью. После того, как у Джо случается вспышка гнева, во время которой она говорит, что не хочет быть ни матерью, ни женщиной, Джефф думает, что ей может понадобиться ее мать, и выслеживает Хелен. Хелен приходит навестить Джо, и они почти сразу же ссорятся. Пьяный Питер, которому Хелен велела подождать снаружи, входит и забирает немного денег, которые Хелен предложила Джо; он также утверждает, что не позволит Джо переехать в его дом, хотя Джо уже отверг эту идею. Прежде чем уйти, Хелен предлагает остаться с Джо, но Джо снова отказывается от помощи. Оставшись один, Питер предъявляет Хелен тот же ультиматум, что и в Блэкпуле, и она снова предпочитает его Джо.
В ночь Гая Фокса Джо , когда срок родов быстро приближается, снова появляется Хелен. Ее брак с Питером распался, и она намерена переехать к Джо и вытеснить Джеффа, с которым у нее скандал. Все они понимают, что в квартире недостаточно места для Джеффа и Хелен, поэтому, хотя Джо говорит, что предпочла бы, чтобы Джефф остался, он собирает свои вещи и тихо уходит, пока Джо лежит, так как чувствует, что ей понадобится кто-то с та, которая прошла через роды.
Когда Джо просыпается, Хелен говорит ей, что Джефф только что появился. Нервно Джо говорит Хелен, что ребенок будет черным, и Хелен уходит купить алкоголя. Джо замечает, что вещи Джеффа пропали, и находит его прощальную записку. Она выходит на улицу, но видит только детей с фейерверками вокруг костра. Из тени Джефф наблюдает, как Хелен возвращается из- за отсутствия лицензии , а затем незаметно ускользает. Один из детей дарит Джо бенгальский огонь .
Бросать
[ редактировать ]- Рита Ташинхэм в роли Жозефины, известной под псевдонимом Джо.
- Дора Брайан — Хелен, мать Джо
- Роберт Стивенс — Питер Смит, парень Хелен
- Мюррей Мелвин в роли Джеффри Ингэма, друга Джо
- Пол Данкуа — Джимми, парень Джо
- Марго Каннингем — хозяйка (в титрах не указана)
- Юнис Блэк — учительница Джо (в титрах не указана)
- Дэвид Боливер в роли Берта, друга Питера и Хелен (в титрах не указан)
- Мойра Кэй в роли Дорис, подруги Питера и Хелен (в титрах не указана)
- Герберт Смит — начальник Джо в обувном магазине (в титрах не указан)
- Майкл Билтон — домовладелец Джо (в титрах не указан)
- Розали Уильямс — акушер (в титрах не указана)
Будущий член парламента Хейзел Блирс и ее брат Стивен предстают в образе двух уличных мальчишек.
Производство
[ редактировать ]Фильм снимался в Солфорде , Манчестере и Блэкпуле . [9] Сцена, где Джеффри дарит Джо куклу, была снята на кладбище церкви Святой Марии в Стокпорте . [10] Интерьеры снимались в Челси, Лондон , при этом основным местом съемок квартиры Джо и Хелен была улица Элм-Парк-Гарденс, 74. [11] [12]
Выпускать
[ редактировать ]«Вкус меда» открылся 14 сентября 1961 года в театре «Лестер-сквер» в лондонском Вест-Энде . [13] [1]
Фильм был запрещен в ряде стран, включая Новую Зеландию . В 2020 году Ташингем отметил, что «большая часть реакции была такой: «Таких людей не существует» - под этим они имели в виду гомосексуалистов, матерей-одиночек и людей, состоящих в отношениях смешанной расы. Но они существовали». [14]
Прием
[ редактировать ]Театральная касса
[ редактировать ]прибыль в размере 29 064 фунтов стерлингов Фильм принес Bryanston Films . [15]
Критический прием
[ редактировать ]Питер Джон Дайер написал в «Ежемесячном кинобюллетене» :
«Вкус меда» выходит с передовой театральной репутацией, которую превосходят только Вудфолла две адаптации Джона Осборна . Примечательно, что столь бесформенный, стройный и незатейливый фильм почти полностью оправдывает эту репутацию. Но в каком-то смысле это скорее реализация, чем адаптация пьесы Шела Делейни, из которой в значительной степени удалены мюзик-холлные манеры постановки и ярко заполнены места действия. студийные настройки Ральфа Бринтона , и сценарий, хотя ему и не хватает словесного богатства и точности оригинала (как и в настойчивом запросе Джо о подробностях любовной деятельности Джеффри, здесь приглушенном), достигает теплого чувства отношений. Задумчивый гомосексуал Мюррея Мелвина с его измученным, встревоженным лицом и нервной добротой, а также беспокойная, небрежно и экспансивная Хелен в исполнении Доры Брайан, с ее широкими бесформенными чертами лица, время от времени омраченными горьким самосознанием, едва ли могли быть лучше. Что-то среднее между Джоан Плаурайт и Харриет Андерссон , Джо Риты Ташингэм не хватает технических достижений, но это компенсируется энергичным протестом Северной страны и серьезными, навязчивыми глазами, которые выражают именно ту мрачную независимость, внезапное выхватывание эфемерного счастья посреди серой безнадежности, которая лежит в основе пьесы. Режиссура Тони Ричардсона, хотя и направлена на правильное настроение, не имеет достаточного ритма и поэзии, чтобы довести ее до конца. Его сцены на ярмарке в Блэкпуле, очевидно, выполнены в духе, знакомом по его предыдущим фильмам; и здесь все еще слишком много напыщенности стиля (толпы поющих или играющих детей) в отличие от естественного лиризма прощания матроса в силуэтном плане на мостике. Некоторые отрывки излишне резки, в то время как другие – возможно, из-за ряда самосознательных растворений – кажутся либо затянутыми, с одной стороны, либо несущественными и нерелевантными, с другой. Музыка Джона Аддисона добавляет элемент беспричинной риторики. Но это остаются второстепенными соображениями в свете простой и свежей привлекательности целого. «Вкус меда» , терпкий и живой по краям и горький в глубине, — лучший фильм Ричардсона на сегодняшний день. [16]
А. Х. Вейлер из «Нью-Йорк Таймс» дал фильму положительную рецензию, заявив: «Когда этот «Мед» был вывезен из театра, он стал богаче». [17] Джеймс Пауэрс написал в The Holwood Reporter :
Это лучшая британская драма со времен «Комнаты наверху» . История Шелаг Делейни, основанная на ее успешной пьесе, вероятно, не предназначена для всеобщего распространения, хотя ее люди и их обстоятельства не более веселые – а в некотором смысле гораздо более здоровые – чем в некоторых из наших «реалистичных» фильмов. Это история молодой женщины, почти девочки, которую бросила непутевая мать. Она забеременела от моряка-негра, а в ее будущем незамужнем материнстве за ней ухаживал нежный гомосексуал. Разница между подходом мисс Делейни и подходом многих современных писателей в том, что этот писатель ни на кого не злится. Когда она писала пьесу очень молода, у нее был терпимый и человечный опыт. Ее люди грустные, забавные и гротескные, но никто из них не вызывает ненависти. Это очаровательная и трогательная история и фильм, содержащие единственный правдивый портрет гомосексуализма во всей литературе современных книг, пьес и фильмов. Единственным недостатком признания американской аудитории является то, что речь часто бывает неразборчива. Это аутентичная британская провинциальная речь, но для международной аудитории ее можно было бы немного подделать. Актерский состав Ричардсона, которым он великолепно руководил, практически неизвестен. Рита Ташингем, играющая центральную фигуру, выражает все оттенки девушки, ставшей женственной. Дора Брайан в роли матери невесома, как сладкая вата, и столь же фальшиво манящая. Пол Данкуа силен в роли моряка, Мюррей Мелвин безошибочен в деликатной роли. [18]
Путеводитель Radio Times по фильмам дал фильму пять звезд из пяти, написав:
Инновационный фильм своего времени, в котором мышка Рита Ташингэм дебютирует на экране в роли нежеланной дочери-подростка Доры Брайан, до смешного вульгарной девчонки из Солфорда, за которой ухаживает яркий и сутенерский Роберт Стивенс. Нашу Риту спасают от ее сущего ада двое социальных изгнанников – черный моряк, от которого она беременеет, и гомосексуал, который делает ее счастливой, пока ловушка бедности не захлопнется вокруг нее. Этот фильм, действие которого происходит в сырых кроватях среди грязных дымовых труб, загрязненных каналов и безвкусного выпускного вечера в Блэкпуле, — своего рода роман и комедия — до сих пор остается бесценным барометром Англии 1961 года. [19]
Похвалы
[ редактировать ]Делейни и Ричардсон выиграли в 1961 году премию Гильдии писателей Великобритании за лучший британский драматический сценарий. [20]
На 15-й церемонии вручения кинопремии Британской академии в 1962 году фильм «Вкус меда» победил в четырех номинациях: лучший британский фильм , [21] Лучший британский сценарий (вместе с фильмом «День, когда Земля загорелась ») [22] Лучшая британская актриса (Дора Брайан), [23] и Самый многообещающий новичок (Рита Ташинхэм). [24]
Ташингем и Мюррей Мелвин получили награды за лучшую женскую роль и лучшую мужскую роль соответственно на Каннском кинофестивале 1962 года . [25] [26]
Ричардсон был номинирован на 15-ю премию Гильдии режиссеров Америки в 1962 году . [27]
Ташингем выиграл Золотой глобус 1963 года как самый многообещающий новичок. [28] (вместе с Пэтти Дьюк в «Чудотворце» и Сью Лайон в «Лолите» ).
В 1999 году «Вкус меда» занял 56-е место в составленном Британским институтом кино . списке 100 лучших британских фильмов века, [29]
Домашние СМИ
[ редактировать ]компания Criterion Collection выпустила восстановленную 4K цифровую версию фильма в формате на Blu-ray и DVD . 23 августа 2016 года [30]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Гала-мировая премьера (реклама)». Вечерний стандарт . 12 сентября 1961 г. с. 12.
- ^ Александр Уокер, Голливуд, Англия , Штейн и Дэй, 1974, с. 124.
- ^ Петри, Дункан Джеймс (2017). «Bryanston Films: эксперимент совместного независимого производства и распространения» (PDF) . Исторический журнал кино, радио и телевидения : 7. ISSN 1465-3451 .
- ^ Чепмен, Л. (2021). «Они хотели более масштабный и амбициозный фильм»: Film Finances и американские «Беглецы», которые сбежали. Журнал британского кино и телевидения, 18 (2), 176–197. https://doi.org/10.3366/jbctv.2021.0565
- ^ Чепмен, Дж. (2022). Деньги за ширмой: история британского кинофинансирования, 1945–1985. Издательство Эдинбургского университета, стр. 360, дает цифру в 120 349 фунтов стерлингов.
- ^ «Вкус меда» . Поиск в коллекциях Британского института кино . Проверено 11 декабря 2023 г.
- ^ «Вкус меда (1962) — полный синопсис» . Проверено 4 марта 2017 г.
- ^ «Ломая барьеры: Мюррей Мелвин о вкусе меда» . Проверено 3 февраля 2017 г.
- ^ Мерфи, Роберт (1992). Британский кинотеатр шестидесятых годов . Лондон: Британский институт кино . п. 21. ISBN 0851703240 .
- ^ «Вкус меда» . 17 апреля 2020 г. Проверено 19 февраля 2024 г.
- ^ Уильямс, Мелани (2023). Вкус меда . Лондон: Британский институт кино . п. 32. ISBN 9781839021558 .
- ^ «Места съемок вкуса меда (1961) в Манчестере, Ланкашире и Лондоне» .
- ^ «Тони Ричардсон, Джон Осборн и Рита Ташингем» . 13 октября 2015 г. Проверено 4 марта 2017 г.
- ^ Стюарт Джеффрис (28 января 2020 г.). «Рита Ташинхэм о жизни после «Вкуса меда»: «Когда закончились 60-е, это был шок» » . Хранитель .
- ^ Петри стр. 9
- ^ «Вкус меда» . Ежемесячный кинобюллетень . 28 (324): 140. 1 января 1961 г. ProQuest 1305829519 – через ProQuest.
- ^ Вейлер, А.Х. (1 мая 1962 г.). «Экран: Прибытие «Вкус меда»: звезда британской драмы Рита Ташингем» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 11 августа 2019 г.
- ^ Пауэрс, Джеймс (28 июня 1962 г.). «Ричардсон Продакшн: Трогательная драма» . Голливудский репортер . 170 (47): 3. ProQuest 2339759850 – через ProQuest.
- ^ Путеводитель Radio Times по фильмам (18-е изд.). Лондон: Компания Immediate Media . 2017. с. 911. ИСБН 9780992936440 .
- ^ «Премия Гильдии писателей 1961 года» . Гильдия писателей Великобритании . Проверено 12 декабря 2023 г.
- ^ «Премия BAFTA в британском кино в 1962 году» . Награды.bafta.org . Проверено 19 мая 2020 г.
- ^ «Премия BAFTA за британский сценарий в 1962 году» . Награды.bafta.org . Проверено 19 мая 2020 г.
- ^ «Премия BAFTA для британской актрисы в 1962 году» . Награды.bafta.org . Проверено 19 мая 2020 г.
- ^ «Награждение BAFTA самому многообещающему новичку в главных ролях в кино 1962 года» . Награды.bafta.org . Проверено 19 мая 2020 г.
- ^ «Каннский фестиваль: Вкус меда» . фестиваль-канны.com . Проверено 25 февраля 2009 г.
- ^ Ходжкинсон, Уилл (15 июня 2001 г.). «Бредящий мод Старка» . Хранитель . Проверено 7 июня 2018 г.
- ^ «Поиск наград DGA» . Гильдия режиссеров Америки . Проверено 12 декабря 2023 г.
- ^ «Вкус меда, А» . Премия «Золотой глобус» . Проверено 12 декабря 2023 г.
- ^ «BBC News | Развлечения | 100 лучших британских фильмов — полный список» . news.bbc.co.uk.
- ^ «Вкус меда» . Коллекция критериев . Проверено 17 мая 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Вкус меда в Интернет-архиве
- Вкус меда в Британском институте кино
- Вкус меда на BFI онлайн экране
- Вкус меда на IMDb
- Вкус меда на AllMovie
- Вкус меда в базе данных TCM Movie
- Вкус меда: северные акценты , эссе Колина Маккейба из Criterion Collection
- Фотографии локаций «Вкус меда» тогда и сейчас на ReelStreets
- «Вкус меда» (классика фильмов BFI) — Мелани Уильямс. Блумсбери, 2023. 9781839021558.
- фильмы 1961 года
- Романтические драмы 1961 года
- Фильмы 1961 года о ЛГБТ
- Лауреаты премии BAFTA за лучший британский фильм
- Британские черно-белые фильмы
- Британские фильмы по пьесам
- Британские романтические драматические фильмы
- Британские фильмы о ЛГБТ
- Фильмы British Lion Films
- Англоязычные фильмы 1960-х годов
- Фильмы об алкоголизме
- Фильмы о неблагополучных семьях
- Фильмы о межрасовой романтике
- Фильмы Тони Ричардсона
- Фильмы, написанные Джоном Аддисоном
- Действие фильмов происходит в Ланкашире
- Салфорд
- Фильмы о соцреализме
- Подростковая беременность в кино
- Цензурированные фильмы
- Фильмы, снятые в Большом Манчестере
- Британские фильмы 1960-х годов
- Фильмы о помещиках