Вкус меда
Вкус меда | |
---|---|
Персонажи | Хелен Жозефина Питер Мальчик Джеффри |
Дата премьеры | 27 мая 1958 г. |
Место премьеры | Театральная мастерская |
Язык оригинала | Английский |
Жанр | Драма |
Параметр | Манчестер |
«Вкус меда» — первая пьеса британского драматурга Шела Делани удостоенный наград по ней был снят одноименный фильм, , написанная, когда ей было 19 лет. В 1961 году .
Действие фильма происходит в Солфорде на северо-западе Англии. В нем рассказывается история Джо, школьницы из рабочего класса, и ее матери Хелен, которая представлена едкой, сквернословящей и распутной. Хелен оставляет Джо одну в их новой квартире после того, как она начинает отношения с Питером, ярким и обеспеченным «широким мальчиком», который моложе ее. В то же время белый Джо заводит романтические отношения с Джимми, черным моряком. Несмотря на то, что ей всего 15, она говорит ему, что ей почти 18, и поэтому она почти достаточно взрослая, чтобы выйти замуж без разрешения родителей. Он предлагает жениться, но затем уходит в море, оставляя Джо беременной и одной. Она находит жилье у знакомого гея Джеффри, который берет на себя роль суррогатного отца. Хелен возвращается после ухода от возлюбленного, и будущее нового дома Джо оказывается под вопросом.
Первоначально «Вкус меда» задумывался как роман, но Делейни превратила его в пьесу, поскольку надеялась оживить британский театр и решить социальные проблемы, которые, по ее мнению, не были затронуты. Спектакль был поставлен Джоан Литтлвуд » «Театральной мастерской , а его премьера состоялась в Королевском театре Стратфорд-Ист , социалистическом маргинальном театре в Лондоне, 27 мая 1958 года. В нем снимались Фрэнсис Кука в роли Джо и Эвис Баннадж в роли ее матери. Затем 10 февраля 1959 года постановка была перенесена в Wyndham's Theater в Вест-Энде .
«Вкус меда» комментирует и ставит под сомнение класс, расу, возраст сексуального согласия, пол, сексуальную ориентацию и незаконность брака в Британии середины двадцатого века. Она стала известна как пьеса « Кухонная раковина », часть жанра, произведшего революцию в британском театре того времени.
Сюжет
[ редактировать ]Акт 1
[ редактировать ]В первой сцене Хелен и ее дочь-подросток Джо переезжают в обшарпанную квартиру. Через несколько минут зрители узнают, что у них мало денег, и они живут за счет аморальных заработков Хелен - денег, подаренных ей любовниками; она не настоящая проститутка, а скорее «девушка, которая хорошо проводит время». Хелен регулярно пьет, и у них с Джо конфронтационные и неоднозначно взаимозависимые отношения. Когда они улаживаются, удивление Хелен некоторыми рисунками Джо одновременно свидетельствует о таланте и оригинальности Джо, а также показывает отсутствие интереса и знаний Хелен о своей дочери. Джо отвергает идею пойти в художественную школу, обвиняя Хелен в том, что она слишком часто прерывала обучение, постоянно переводя ее из одной школы в другую. Теперь Джо хочет только бросить школу и заработать собственные деньги, чтобы сбежать от Хелен. После этого разговора входит Питер (младший парень Хелен). Джо предполагает, что Хелен переехала сюда, чтобы сбежать от него, но зрителям так и не сообщается причина. Питер не осознавал, сколько лет Хелен, пока не увидел ее дочь. Тем не менее он просит Хелен выйти за него замуж, сначала полушутя, затем более или менее серьезно.
В следующей сцене Джо идет домой в компании своего чернокожего парня. Во время беззаботного, полусерьезного диалога он предлагает ей выйти за него замуж, и она соглашается, но он служит на флоте и пробудет на своем корабле шесть месяцев, прежде чем они смогут пожениться. Он дает Джо кольцо, которое она вешает на шею под одеждой, чтобы скрыть его от Хелен. Джо говорит ему, что она действительно бросает школу и собирается начать подрабатывать в пабе.
В квартире Хелен сообщает Джо, что собирается выйти замуж за Питера. Входит Питер, и между ними завязывается диалог. Вместо того, чтобы только Джо и Хелен нападали друг на друга, развивается более сложная картина: Джо атакует остальных, остальные атакуют Джо, а Хелен атакует и Питера, и Джо. Джо искренне расстроена мыслью о том, что Хелен выйдет замуж за Питера, но приставает и провоцирует его, пытаясь вызвать у него недовольство. После того, как Хелен и Питер оставили ее одну на Рождество, Джо плачет, и ее утешает ее парень. Она предлагает ему остаться на Рождество, но у нее такое чувство, что она больше никогда его не увидит.
Действие перемещается к свадьбе Хелен на следующий день после Рождества. Джо простужен и не сможет присутствовать на свадьбе. Поскольку она в пижаме, Хелен мельком видит кольцо на шее и узнает правду. Она яростно ругает Джо за то, что она думает о женитьбе в таком молодом возрасте, что является одним из ее случайных всплесков настоящих чувств и заботы о дочери. На вопрос Джо о ее настоящем отце Хелен объясняет, что она была замужем за «пуританином» и что ей пришлось искать сексуальное удовольствие в другом месте. Таким образом, она получила свой первый сексуальный опыт с отцом Джо, «не очень умным человеком», «немного умственно отсталым». Затем она спешит на свою свадьбу.
Акт 2
[ редактировать ]Несколько месяцев спустя Джо живет одна в той же ветхой квартирке. Днем она работает в обувном магазине, а по вечерам – в баре, чтобы оплатить аренду. Она беременна, а ее парень к ней не вернулся. Она возвращается с ярмарки в квартиру в компании Джеффа, студента-художника, которого, возможно, выгнали из прежней квартиры, потому что хозяйка заподозрила, что он гей. Джо оскорбляет его бестактными вопросами о его сексуальной ориентации, а он в свою очередь злобно критикует ее рисунки. Она извиняется и просит его остаться спать на диване. Джефф искренне беспокоится о ситуации Джо, и у них складываются дружеские и беззаботные отношения.
Затем зрители видят Джо раздраженной и подавленной из-за беременности, а Джефф терпеливо утешает ее. Затем, ища утешения, он целует ее и предлагает выйти за него замуж. Джо говорит, что, хотя он ей нравится, она не может выйти за него замуж. Она делает ему сексуальный шаг, который он не может распознать, подтверждая, что «между нами нет брака по любви». В этот момент входит Хелен. С ней связался Джефф, который хочет сохранить этот факт в секрете от Джо.
Джо, однако, догадывается об этом и злится как на Хелен, так и на Джеффа. Джефф пытается вмешаться в ссору между двумя женщинами, но каждый раз на него нападает одна или другая, либо обе. Когда Хелен предлагает Джо деньги, входит Питер, очень пьяный, и забирает деньги и предложение Хелен о доме для Джо. Он уходит, настаивая, чтобы Хелен пошла с ним; после секундного колебания она бежит за ним.
В следующей сцене ребенок должен родиться в любой момент. Джо и Джефф кажутся счастливыми. Он заверяет ее, что Хелен, вероятно, ошибалась или преувеличивала умственные недостатки отца Джо. Джефф купил Джо куклу, чтобы она попрактиковалась в обращении с ребенком, но Джо швыряет ее на землю, потому что она не того цвета: Джо предполагает, что ее ребенок будет таким же черным, как и его отец. Ее кратковременный взрыв против ребенка, материнства и женственности недолговечен, и они с Джеффом собираются пить чай, когда входит Хелен со всем своим багажом. Судя по всему, Питер выгнал ее, и теперь она планирует переехать к дочери. Чтобы избавиться от Джеффа, она ведет себя с ним грубо, заваливая Джо советами и подарками. Джо защищает Джеффа, но пока она спит, Джефф решает уйти, потому что Хелен полна решимости и он не хочет, чтобы Джо оказалась между ними. Джо просыпается, и Хелен делает вид, что Джефф пошел за покупками. Когда ее мать узнает, что ребенок будет черным, она теряет самообладание и бросается пить, хотя у Джо начались схватки. В одиночестве Джо утешает себя, напевая мелодию, которую пел Джефф, все еще не осознавая, что он действительно ушел...
Персонажи
[ редактировать ]- Хелен: закоренелая представительница рабочего класса, мать-одиночка и алкоголичка.
- Жозефина, ее дочь-подросток, известная как Джо, воспитанная исключительно Хелен.
- Питер: младший и богатый парень Хелен из Лондона.
- Мальчик: также известный как Джимми, черный моряк, в которого Джо влюбляется и забеременеет.
- Джеффри: студент-художник чуть старше 20 лет, который становится соседом по комнате и другом Джо.
Производство
[ редактировать ]Оригинальный актерский состав и съемочная группа (1958, Лондон)
[ редактировать ]- Хелен - Газетный Баннаж
- Жозефина — Фрэнсис Кука
- Питер – Найджел Дэвенпорт
- Мальчик — Клифтон Джонс
- Джеффри — Мюррей Мелвин
- Джазовое трио Apex — Джонни Уоллбэнк (корнет), Барри Райт (гитара), Кристофер Капон (контрабас)
- Сеттинг Джона Бери
- Костюмы Уны Коллинз
Бродвейский состав (1960)
[ редактировать ]Источник: [ 1 ]
- Хелен — Анджела Лэнсбери
- Жозефина – Джоан Плаурайт
- Питер – Найджел Дэвенпорт
- Мальчик — Билли Ди Уильямс
- Джеффри — Эндрю Рэй
Актерский состав возрождения Бродвея (1981)
[ редактировать ]Источник: [ 2 ]
- Хелен – Валери Френч
- Жозефина — Аманда Пламмер
- Питер — Джон Кэрролл
- Мальчик — Том Райт
- Джеффри — Кейт Реддин
Актерский состав Уотфорд Палас (Великобритания) (2000)
[ редактировать ]Источник: [ 3 ]
- Хелен - Джемма Крэйвен
- Джо - Кэй Рэгг
- Питер - Патрик Балладс
- Мальчик - Марк Спрингер
- Джеффри - Эшли Артус
Адаптация для актерского состава BBC Radio 3 (2004)
[ редактировать ]Источник: [ 4 ]
- Хелен — Шивон Финнеран
- Джо — Бет Сквайрс
- Питер – Чарльз Лоусон
- Мальчик — Ричард Майлан
- Джеффри – Эндрю Шеридан
Гастрольное производство по Великобритании, 2006 г.
[ редактировать ]- Хелен — Саманта Джайлз
- Жозефина — Саманта Робинсон
- Питер – Андонис Энтони
- Джимми- Крис Джек
- Джеффри — Бруно Лэнгли
Королевский театр обмена, Манчестер, 2008 г.
[ редактировать ]- Хелен — Салли Линдси
- Жозефина — Джоди Макни
- Питер – Пол Попплуэлл
- Джимми — Марсель МакКалла
- Джеффри — Адам Гиллен
Королевский театр обмена, Манчестер, 2024 г.
[ редактировать ]Источник: [ 5 ]
- Хелен — Джилл Хафпенни
- Джо — Роуэн Робинсон
- Питер – Эндрю Шеридан
- Джимми — Обадия
- Джеффри – Дэвид Мурст
Королевский национальный театр 2014
[ редактировать ]- Хелен — Лесли Шарп
- Да - Кейт О'Флинн
- Джимми – Эрик Кофи Абрефа
- Питер — Дин Леннокс Келли
- Джеффри — Гарри Хеппл
Театр Бельвуар, Сидней, 2018 г.
[ редактировать ]- Хелен – Женевьева Лемон
- Джо – Тейлор Фергюсон
- Джимми – Помогите
- Питер – Джош МакКонвилл
- Джеффри – Том Энсон Мескер
BBC Schools Productions
[ редактировать ]- 1970. Диана Дорс в роли Хелен и Барри Фостер в роли Питера.
- 1984. Джейн Фриман в роли Хелен, Питер Иган в роли Питера и Сара Шугарман в роли Джо.
Прием
[ редактировать ]Написав оригинальную постановку, Милтон Шульман в Evening Standard счел пьесу незрелой и неубедительной, а другие так же уничижительно отзывались о возрасте автора, а Daily Mail написала, что на вкус она была не медом, а «тетрадями и мармеладом». [ 6 ] Однако Кеннет Тайнан писал: «Мисс Делейни выводит на свою сцену реальных людей, которые шутят, вспыхивают, дерутся и, в конце концов, из интереса к жизни, который она им дает, выживают»; в то время как Линдси Андерсон в «Encore» назвала пьесу «произведением полная, волнующая оригинальность», дающая «настоящий побег из вакуума среднего класса Вест- Энда ». [ 6 ] [ 7 ]
В качестве визуального фона к «Вкусу меда » Делейни размышлял о жизни в Солфорде в документальном фильме режиссера Кена Рассела телевидения BBC для «Монитора» , который транслировался 26 сентября 1960 года. [ 8 ]
Популярные ссылки
[ редактировать ]Пьеса вызвала восхищение у Моррисси из группы The Smiths , который использовал фотографию Делейни на обложке альбома Louder Than Bombs . Фотография Шела Делейни появилась на обложке сингла группы The Smiths « Girlfriend in a Coma ». «This Night Has Opened My Eyes», более ранняя песня Smiths, основана на пьесе и включает в себя перефраз фразу Джеффри, обращенную к Джо ближе к концу: «Мечта ушла, но ребенок реален». Лирика Моррисси включает в себя и другие заимствования из Делейни, такие как «река цвета свинца» и «Я не счастлив и мне не грустно», оба из которых произносит главная героиня Джо. Другие цитаты и почти цитаты встречаются в нескольких других песнях The Smiths и Morrissey. [ 9 ]
Пьеса упоминается Акирой Доном в заглавной песне альбома Thieving (2008), где она, кажется, пробуждает его к литературе на школьном уроке английского языка.
Он появляется в «На пляже Чесил» фильме Яна Макьюэна как фильм, который смотрят главные герои.
См. также
[ редактировать ]- Делани, Шелаг. Вкус меда. Студенческое издание Метуэна с комментариями и примечаниями. Лондон: Издательство Метуэн, 1982.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бродвейская лига. «Вкус меда | IBDB: официальный источник бродвейской информации» . ИБДБ . Проверено 10 апреля 2012 г.
- ^ Бродвейская лига. «Вкус меда | IBDB: официальный источник бродвейской информации» . ИБДБ . Проверено 10 апреля 2012 г.
- ^ «Вкус меда» . Уотфорд Обозреватель . 2 ноября 2000 г. Проверено 27 декабря 2018 г.
- ^ «Радио 3 – Драма на 3 – Вкус меда» . Би-би-си. 7 ноября 2004 г. Проверено 10 апреля 2012 г.
- ^ Вкус меда Royal Exchange
- ^ Перейти обратно: а б «Рецензия на книгу Линдси Андерсон «Вкус меда», 1958 год» . Британская библиотека .
- ^ Келлауэй, Кейт (25 августа 2019 г.). «Обзор Селины Тодд «Вкус меда» - освещающий жизнь Шела Делейни» . The Guardian – через www.theguardian.com.
- ↑ Это было ретранслировано на BBC Four ровно пятьдесят лет спустя, в сентябре 2010 года.
- ^ «Моррисси под влиянием: литература» , Passions Just Like Mine веб-сайт