Нарасингха Дева I
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2022 г. ) |
'Гаджапати' Нарасингха Дев I | |
---|---|
Яванабанибаллава, Хаммираманамардана, Гаджапати, Парамахешвара, Дургапутра, Пурушоттамапутра | |
Царствование | 1238–1264 гг. Н. Э. |
Предшественник | Анангабхима Дева III |
Преемник | Бхану Дева I |
Супруг | Сита Деви ( Парамара, принцесса малва ), Чода Деви ( Принцесса Чола ) и др. |
Дом | Восточная династия Ганга |
Отец | 'Раута' Анангабхима Дева III |
Мать | Кастура Деви |
Религия | индуистский |
Гаджапати Лангула Нарасингха Дева I был монархом Восточной Ганги и воином региона Калинга , который правил с 1238 по 1264 год нашей эры. [1] [2] Он победил мусульманские силы Бенгалии, которые постоянно угрожали правлению династии Восточная Ганга над его королевством Калинга со времен его отца Анангабхимы Дева III . [3] Он был первым королем Калинга и одним из немногих правителей Индии, которые выступили в наступление против исламской экспансии в Индию со стороны тюрко-афганских захватчиков Восточной Индии. Его отец успешно защитил свое королевство от тюрко-афганских правителей Бенгалии и переправился в Рар, Гауду и Варендру в Бенгалии, преследуя захватчиков. Он стал доминирующим правителем полуострова, победив тюрко-афганца Гауда и могущественного монарха династии южных какатий, царя Ганапати Дева . [3] [4] и был одним из самых могущественных индуистских правителей Индии. Он также построил храм Конарк. [5] в ознаменование его побед над мусульманами, а также другие храмы и крупнейший фортовый комплекс Восточной Индии в Райбании в Баласоре . Он также построил знаменитый храм Вараха Лакшми Нарасимхи в Симхачаламе . [3] Андхра-Прадеш . [6] [7] На табличках Кендупатаны его внука Нарасингхи Дева II упоминается, что Ситадеви, царица Нарасингхи Дева I, была дочерью Парамара царя малва .
Мифы об имени Лангула
[ редактировать ]Термин Лангула был спутан из-за множества резких производных от имени Нарасингхи Дева I, поскольку многие переводчики Одиа по-разному сравнивали это слово с термином Лангуда, означающим хвост. Некоторые переводчики, не глядя на изображения самого короля живой эпохи из храма Солнца Конарк, резко сообщили, что король был физически неполноценным, что было заметно в виде удлиненного спинного мозга, напоминающего хвост. Однако некоторые другие переводчики описывают, что король носил очень длинный меч, что объясняет это его имя, в то время как другие связывают это имя с рекой Вамсадхара , которая также известна в местном масштабе как Лангули или Лангулия, без каких-либо убедительных доказательств.
Одна из правильных интерпретаций исходит из труда «Гангавашанучаритам» позднего средневековья, составленного Васудевой Сомаяджи в восемнадцатом веке о маленьком княжестве правителей, которые были потомками восточных Гангов на юге Одиши. В одном из разделов этой работы один из придворных поэтов, известный как Видьяранава, повествует, что до него в династии Ганга было шесть царей по имени Нарасингха или Нарасимха, первым из которых был сын Анангабхима Дева. III и носил длинную мантию. Когда он шел быстро из-за своего агрессивного характера, его длинная одежда напоминала хвост, и поэтому царя стали называть Лангула Нарасимха Дева. Он правил 27 лет. [8] Помимо этого точного исторического свидетельства, синхронизированного с многочисленными каменными панелями с изображениями короля в храме Солнца в Конарке, не существует других существующих свидетельств, подтверждающих какую-либо другую интерпретацию термина «Лангула» как имени Нарасингхи Дева I.
Литературное прославление современных поэтов
[ редактировать ]Нарасингха Дева I прославляется во многих фразах и разделах литературных произведений некоторых поэтов своего времени, а также восхваляется в надписях Кендупатны, Асанхали, Кендули, Храма Сикхарешвары, Панджабского Матха и Шанкарананды Матха, найденных в Одише. Поэт Димдима Дживадева Ачарая в своем произведении «Бхакти Бхагбата Махакавьям» восхвалял его как известного воина, который был единственным, кто уничтожил вторгшийся Делийский султанат. Видьядхара, придворный поэт самого короля, в своем произведении «Экавали» восхвалял королевскую армию как победоносную силу, слава которой достигла огромных высот, вызывая печаль в сознании делийского султана. Описано, что Нарасингха Дева I вызвал опасения в рядах турецко-афганских войск Дели, которые сдались, когда увидели его появление на поле битвы со своим мечом. Описано, что многочисленные армии региональных королевств (Гауда, Лата, Гурджара, Карната, Мальва и т. д.) потерпели решительное поражение из-за силы его армии. [9]
Титул Гаджапати
[ редактировать ]Нарасингха Дева I был первым царем Калинги, который использовал титул Гаджапати ( Повелитель слонов ), который стал императорским титулом правящих монархов Трикалинги и его более поздним проявлением как региона Одрадеша. Название было впервые использовано в надписи 1246 года нашей эры в храме Капилаш . [10] [11]
Конфликты с династией мамлюков в Бенгалии
[ редактировать ]Нарасимха Дева одержал победу над тюрко-афганскими правителями династии мамлюков в Бенгалии, захватившими Бихар и Бенгалию. [12] Он не только отразил их атаки, но и оттеснил их до реки Падма на территории современной Бангладеш. Согласно санскритскому произведению Экавали поэта Видидхары, военные достижения Нарасингхи Дева I против мусульманских сил украшены такими титулами, как «Яванабани Баллабха», что означает победитель Яваны или мусульманского королевства, и «Хамира Мада Мардана», что означает победитель мусульманских амиров. Бенгалии. [13] [14] [15] После своего воцарения на престоле в 1238 году Нарасимха I следовал политике агрессивного империализма. К тому времени Тугрил Туган-хан (1233–1246 гг. н. э.) стал губернатором Бенгалии как вассал Делийского султаната.
Взойдя на трон Калинги, Нарасингха Дев двинулся со своей большой армией при помощи Парамадридевы, который был его Хайхая зятем , в сторону Бенгалии в 1242–1243 годах нашей эры. Даже когда армия Одиа достигла Бенгальского региона, ряд полунезависимых индуистских раджей Саптаграма и округа Надия не выступили против, поскольку армия Одиа была лишь защитой от алчности турок. [16] Армия Одиа предприняла расчетливый шаг к северному Рарху , Гауде и Варендре , подчиненной территории Делийского султаната. В этот момент Тугрил Туган громко призвал всех мусульман к джихаду (священной войне) против индуистов. Даже Кази (мусульманский святой человек) и летописец по имени Минхадж-ус-Сираж сопровождал эту священную войну мусульман против вторгшихся индуистов с границы Одиши.
Это, несомненно, факт, что Нарасингха Дева I расширил свое влияние до Рраха, победив Тугрил-Туган-хана . Он намеревался расширить свое влияние до Варендры, неоднократно вторгаясь в нее. К тому времени Лахнаути состояла из двух основных частей — Рарха и Варендры, расположенных по обе стороны Ганга. Лахнор был штабом тюрко-афганских экспансионистских операций в Бенгалии, состоявший в основном из подразделений Рарх и Варендра, находящихся под непосредственным руководством Делийского султаната. Имея власть над Раром и южными частями Гауды, Нарасингха Дева I направил свою армию против Варендры. Армия Одишана разграбила мусульманскую территорию в Бенгалии и посеяла панику в умах мусульман. Испугавшись, Тугрил Туган Хан обратился к султану Алауддину Масуду Саха из Дели с просьбой прийти ему на помощь; Султан послал Квамуруддина Тамур-хана, губернатора Ауда, на помощь Тугха-хану. Однако после достижения Бенгалии у Тамура резко разошлись во мнениях с Тугрилом Туганом, который в конечном итоге был изгнан из Бенгалии, и Тамур-хан оставался ее губернатором до своей смерти в 1246 году нашей эры.
Первый захват Лахнаути или битва при Катасине (Контаи) (1243 г. н.э.)
[ редактировать ]На начальном этапе экспедиции была осадена форт Лахнаути, который был стратегическим пунктом входа на территорию мусульман-мамлюков с запада, а также точкой сообщения с другими мусульманскими королевствами Северной Индии. особенно Делийский султанат. В своей работе, известной как «Табакат-и-Насири», летописец Минхадж-и-Сираж Джузани, сопровождавший мусульманские войска, дает живые отчеты и яркую картину войны. К 1244 году Тугрил Туган начал контратаку на вторгшуюся армию Одиа. Добившись некоторого первоначального успеха, мусульманская армия последовала за силами Нарасингхи Дева, которые в этот момент находились в тактическом отступлении к пограничному форту Катасин ( Контай в южной части современной Западной Бенгалии), окруженному джунглями и густыми тростниковыми кустами. и обеспечил стратегическую оборону. Армия Одиа вырыла траншеи, чтобы заставить наступающую мусульманскую конницу замедлиться и остановиться, а также оставила без присмотра некоторых своих слонов вместе с фуражом в открытом поле, чтобы заманить наступающих врагов и подвергнуть их пленению.
После первоначального оборонительного противостояния силы Одиа следовали тактике партизанской войны, первоначально оставаясь скрытыми от поля зрения приближающихся мусульманских сил. В разгар яростной битвы отступающие силы Одиа заставили Туграла Тугана поверить, что армия Одиа покинула этот район, и легко остановила армию, которая, в свою очередь, устроилась на полуденный обед. Внезапная и беспрецедентная атака была предпринята силами Нарасингхи Дева, обеспечив массовую резню вражеских сил. Согласно Минхаджу, часть армии Ганги атаковала со стороны форта, в то время как замаскированный отряд из 200 солдат, 50 всадников и 5 слонов набросился на ничего не подозревающую бенгальскую мусульманскую армию Тугана, вышедшую из густых тростниковых кустов за фортом. лагерь. В результате этого нападения несколько солдат-мусульман были убиты, а самому Тугану чудом удалось спастись и, возможно, он был ранен. [17] Марш войск Нарасингхи Дева I над мусульманской армией описан в надписи храма Ананта Васудева . В драматическом описании этих событий резни целой мусульманской армии силами Одиа потомок Лангулы Нарасингхи Дева Нарасингха Дева II в своей санскритской бронзовой надписи Кендупатны упоминается;
« Радха Варендра Ябани Наянджанаасру,
Пурея Дур посещает Калиму Шрихи,
Тадх Бипраламм Караядрабхута Нистаранга,
Гангапи Нунамамуна Ямунадхунавут».
- Что означает-
Сама Ганга в значительной степени потемнела от потока слез, смывавшего коллириум с глаз явани [мусульманок] Радхи и Варендры [западной и северной Бенгалии], чьи мужья были убиты армией Нарасимхи .
Второй захват Лахнаути
В 1244 году победоносные войска Одиа снова захватили две провинции Варендру и Рарх, расположенные рядом на реке Ганг, и окружили форт Лахнаути . Мусульманский командир форта Лахнаути Факр-уль-Мульк-Каримуддин-Лагри был убит вместе со своим отрядом, пытавшимся сражаться с армией Одиа в открытом поле. Согласно некоторым данным, две провинции Бенгалии были разграблены и разграблены вторгшимися войсками. [ нужна ссылка ] Много боевого оружия было также конфисковано у мусульманской Бенгальской армии. Мусульманский губернатор Авада и вассал Делийского султаната Камруддин Тамур-хан прибыл на помощь Туган-хану по приказу, полученному из Дели. Минхадж Джузани отмечает, что, услышав о прибытии этих крупных сил из Авада, неверные ушли на второй день, что кажется неверным, поскольку он сам отмечает, что между двумя мусульманскими генералами завязалась ссора, поскольку Камаруддин был в ярости, увидев армию Одиа. окружающие форт Лахнаути, что прямо противоречит записям Минхаджа, поскольку силы Одиа все еще присутствовали к тому времени, когда подкрепления Авада уже достигли форта. [18] Дальнейшие записи о последовательных событиях отсутствуют в Табакат-и-Нисари. Туган-хан был освобожден от должности губернатора Бенгалии Камруддином с разрешения Делийского султаната. [19] Сам Камруддин Тамур Хан после этого инцидента стал губернатором Бенгалии.
Битвы при Умурдане (1247–1256 гг. Н. Э.)
[ редактировать ]В 1247 году новый способный мусульманский военачальник Лхтияр-уд-Дин Юзбак был назначен губернатором Бенгалии с основной задачей освободить Бенгалию от сил Одиа Лангулы Нарасингхи Дева, которым командовал его зять Хайхайя. право, Парамарди Дев. Второстепенной задачей нового губернатора стало подавление мятежной деятельности Туган-хана, замышлявшего восстание против Делийского султаната. При поддержке Делийского султаната новый губернатор начал новую военную кампанию против сил Одиа на земле Бенгалии. В своем «Табакат-и-Насири» Минхадж упоминает, что две первоначальные попытки противостоять вторжению Одиа были в некоторой степени успешными, но в конечном итоге Савантар или Самантарай (командир) сил Одиа Парамарди Дев победил мусульманскую армию. Мусульманская армия снова была пополнена и усилена Делийским султанатом по призыву Лхтияра, который двинулся дальше на территорию Одишана, и завязалась битва при Мандаране или Умурдане в сегодняшнем Джаханабаде. Хуглинский район. Парамадри Дев оказал сопротивление, но был убит на поле боя. Мусульмане остановили свое продвижение в Одишу, опасаясь возмездия со стороны сил Одиа.
Рарх и Гауда оставались оккупированными силами Одиа, а северные границы Калинга, управляемые Восточной династией Ганги, расширились после этих экспедиций, проведенных Нарасингхой Девой I, в то время как Варендра оставалась под изолированной властью мамлюков. [ нужна ссылка ] Нет никаких записей о каком-либо прямом мусульманском вторжении на территорию Одишана в течение, по крайней мере, следующих ста лет из-за агрессивных военных экспедиций в Бенгалию Нарасингхи Дева I. [ нужна ссылка ]
Конфликт с правителем Какатии Ганапатидевой
[ редактировать ]Конфликт Какатии . и Ганги был заметен со времен отца Нарасингхи Дева Ананги Бхима Дева III Основные территориальные споры касались территорий, прилегающих к реке Годавари .
Ананга Бхима Дева III захватил территории венги к югу от Годавари. Надпись Дракшарамы генерала Какатия Маллалы Хемади Редди, датированная 1237 годом н. э., показывает, что они смогли претендовать на некоторую территорию к северу от Годавари, но в конечном итоге были остановлены, возможно, из-за военной мощи сил Ганги под командованием Лангухи Нарасинхи Дева.
В храмовой надписи Нарасингхи в Лингарадже говорится, что он смирил царя Какатии Ганапати, но, по мнению ученого Сурьи Нараяна Даса , именно Рудрама , дочь Ганапати, была побеждена им, в то время как царила неразбериха для восшествия на трон в Королевство Какатия после смерти Ганапати.
- Санскритская надпись Нарасингхи Дева I в храме Лингараджа гласит:
«Сва-Кара-Каравала-Кампита-Ганапати-Бху-Сенапати
Гаджабаджи-Самаджа-Рараджаджа-Танужатмаджа-Сья
Маричи-Парасара- События- Викара- Чатуравиранара-Кесари
Дхарадхи-Пашья-Ньяя-Намра-Парипанти-Притхлвипати
Кирита-Котимани-Грни-Срени-Бхиру-Нита-Пада
Саро Джасья-Самраджья-Бхишека-Атрутха-Самват-Саре»
Архитектурный и культурный вклад
[ редактировать ]Нарасингха Дева I упоминается как Парамахешвара, Дурга-Путра и Пурушоттамапутра в надписи храма Чандрашехера. Из названий видно, что во время своего правления он был защитником и последователем сект Шайвы, Шакти и Джаганнатхи. Скульптура из построенного им храма Солнца в Конарке изображает поклонение трем главным божествам сект согласно его титулам и священнику. В надписях храма Лингараджа говорится, что он построил Матха (монастырь), названный Садашива Матх, чтобы дать убежище бегущим беженцам из Радхи и Гауды после вторжения туда мусульманских сил. Согласно надписи на храме Шрикурмама, он был трезвым человеком без какого-либо дурного характера и беспокойства. Он владел ценными вещами и искренне изучал искусство, архитектуру и религию. [13]
Он управлял государством в соответствии с традициями Маричи и Парашары , следуя Нити шастре (книге закона). Благодаря своей преданности вере и духовности, он заказал и завершил проекты строительства многих храмов, таких как Конарк, Капилаш, Кхирачора Гопинатха, Шрикурмам, храм Вараха Лакшми Нарасимха в Симханчаламе и храм Ананта Васудева, который был построен на интересы его овдовевшей сестры, Чандрика. Во время его правления санскриту и одиа покровительствовали как придворным языкам, и в это время были написаны такие шедевры санскрита, как Экавали Видхидхары. Надпись в построенном им храме Капилаш сравнивает его с Вараха- аватаром (воплощением) Вишну, который спас и поднял Веды и мир из океанов неопределенности. Он был первым царем среди одишанских царей, носившим титул «Гаджапати» или повелителя боевых слонов. [20]
Форты
[ редактировать ]Храмы
[ редактировать ]- Конарк Храм Солнца
- Храм Капилаш
- Храм Ананта Васудева
- Храм Кширачора Гопинатха
- Храм Шрикурмам
- Храм Симхачалам
- Храм Чудакхия Соманатх в районе Будхапада в Хурде.
Легенда о Дхармападе и двенадцатистах масонах Конарка
[ редактировать ]По сей день существует популярная легенда Одиа о строительстве Храма Солнца в Конарке, который был заказан Нарасингхой Девой I. Согласно легенде, 1200 голов Бадхеев (каменщиков) во главе с ведущим скульптором по имени Бишу Махарана получили первоочередную задачу. завершить проект в течение двенадцати лет на двенадцати акрах земли, соответствующей легенде о Самбе , который был излечен от проказы по милости бога Солнца Сурьи в том же месте после двенадцатилетних молитв. Из-за задержек проект не был завершен к концу двенадцатого года, поскольку самая верхняя часть Калаши не вписывалась в почти завершенную конструкцию. Разгневанный задержками и усомнившийся в компетентности каменщиков, король приказал завершить задачу к утру следующего дня, иначе все 1200 из них будут обезглавлены. В тот самый день двенадцатилетний сын по имени Дхармапада прибыл, чтобы встретиться со своим отцом Бишу Махараной, которого он не видел с момента его рождения, поскольку Бишу до этого был назначен на проект и ни разу не навещал свою семью во время проекта. ход строительства. Не имея возможности поставить Калашу на вершину храма из-за тяжести своего тела, каменщики опасались худшего. Маленький ребенок каким-то образом справился с этой задачей и сумел разместить Калашу на вершине храма, тем самым выполнив задачу. Поскольку приказы каменщикам, которым было поручено выполнить задание, были очень конкретными, известие о том, что ребенок выполнил задание, все равно гарантировало бы их смерть. Осознав ситуацию, Дхармапада покончил с собой, прыгнув в море. Эта жертва двенадцатилетнего мальчика спасла его отца и всех остальных каменщиков, поскольку Нарасингха Дева I, узнав о последствиях его суровых приказов, возмутился и сохранил им жизни. [21]
Историческое влияние
[ редактировать ]Правление Лангулы Нараингхи Дева пришло в критический момент политической реакции в восточной Индии. Он смог извлечь выгоду из военных достижений своего отца и стал уникально агрессивным монархом своей эпохи, диктовавшим военную мощь древней Одиши над восточной Индией и защищавшим части Центральной Индии и восточного побережья от вторжения иностранных тюркских сил, которые почти покорили все независимые династические правители по всей Индии с легкостью после падения правителя Дели Притхивираджа Чаухана во Второй битве при Тараине в 1192 году нашей эры. Благодаря его агрессивной военной политике и стратегическим решениям Ганги смогли создать полностью независимое государство с мощным военным присутствием. Лишь в течение следующих двух с половиной столетий мусульманским силам удастся угрожать границам древней Одиши или великой Калинга. Благодаря этому продолжительному периоду мира, спокойствия и присутствия военной мощи; религия, торговля, литература и искусство процветали и достигли новых высот. Традиция поклонения Джаганнатх был поглощен каждым домом Одиа.
В эту эпоху были построены многочисленные великолепные храмы, начиная с Восточной Ганги, одним из самых замечательных первых правителей которой был Лангула Нарасингха Дева. Санскритский поэт Видхьядхара рассматривает его как великого героя в своем произведении «Экавали». Лангулу прославляют как преданного богини Шакти , описывая его как преданного Катьяяни . Медная пластина Восточной Ганги разрешает относиться к нему как к сыну Бхавани . [22] Он продолжал поклонение святой триаде, как и его отец, объединив три важных божества Одиши того времени: Пурушоттаму Джаганнахту, Лингараджа Шиву и Вираджа Дургу. Множественные скульптуры, найденные в Конарке и храме Джаганнатхи, изображают объединенное поклонение всех трех сект. [23]
См. также
[ редактировать ]- Династия Восточная Ганга
- Династия Западная Ганга
- Конарк Храм Солнца
- История Ориссы
- Список правителей Ориссы
- Список войн с участием Индии
- Список индуистских империй и династий
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дей, Анил (2012). «№ 1 - Одиша Ганга Баншара Итихаса». Аркакшетра Конарка . Том. 1. Бхубанешвар, Одиша: Ама Одиша. стр. 17–29.
- ^ «Объекты всемирного наследия – Конарак – Храм Солнца – Введение» .
- ^ Перейти обратно: а б с «Дивьякшетрам Симхачалам». Андхра Джьоти (на телугу). 30 октября 2022 г. с. 9.
- ^ Раджгуру, Падмашри Др. Сатьянараяна (1986). «№ 1 - Ганга или Гаджапати Банша Ра Утпатти или Санкхипта Итихаса». Одиша Ра Санскритика Итихаса . Том. 4. Каттак, Одиша: Орисса Сахитья Академи. п. 25.
- ^ Сен, Сайлендра (2013). Учебник средневековой истории Индии . Книги Примуса. стр. 36–37. ISBN 978-9-38060-734-4 .
- ↑ Форт Барабати. Архивировано 10 сентября 2016 г. в Wayback Machine . Доктор Х.К. Дас. стр. 3.
- ^ Раджгуру, Падмашри Др. Сатьянараяна (1975). «№ 117 - Храм Лакшми Нарасимхи в Симхачаламе». Надписи Ориссы . Том. V - Часть I. Бхубанешвар, Одиша: Государственный музей Одиши. стр. 178–9.
- ^ «Историческая ценность Гангавансанучаритачампу» (PDF) . www.shodhganga.inflibnet.ac.in . п. 178 . Проверено 10 сентября 2018 г.
- ^ «ВОЕННАЯ СИСТЕМА ПОД ИМПЕРСКИМ ГАНГОМ» (PDF) . www.shodhganga.inflibnet.ac.in . стр. 93–101 . Проверено 11 сентября 2018 г.
- ^ Кульке, Герман (1993). Короли и культы: государственное формирование и легитимация в Индии и Юго-Восточной Азии . Издатели и дистрибьюторы Manohar. п. 22. ISBN 9788173040375 .
Первым королем Ориссы, получившим титул Гаджапати («Повелитель слонов»), был сын Анангабхимы Нарасимха I, строитель знаменитого храма Сурья в Конараке.
- ^ Манас Кумар Дас (24 июня 2015 г.), ИСТОРИЯ ОДИШИ (С РАННИХ ВРЕМЕН ДО 1434 г. н. э.) (PDF) , DDCE Университет Уткал, стр. 109, 111
- ^ «История Одиши (с древнейших времен до 1434 года нашей эры)» (PDF) . DDCE/История (МА)/УУЗР/Документ Уткальского университета : 109–110. 10 августа 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Нарасимхадева I (1238-1264 гг. н. э.)» (PDF) . www.shodhganga.inflibnet.ac.in . Проверено 10 августа 2017 г.
- ^ История Одиши . Нью-Дели: Издательство Кальяни. 2004. ISBN 81-272-1367-5 .
- ^ «Аспекты социально-культурной жизни в Ориссе при Великих Моголов с 1592 по 1751 год нашей эры - Геополитический профиль Ориссы» (PDF) . www.shodhganga.inflibnet.ac.in . стр. 11–15 . Проверено 12 августа 2017 г.
- ^ Саркар, Джадунатх. История Бенгалии мусульманского периода . п. 48.
- ^ Обзор истории Калинга, Дас, Манматха Натх . Калькутта: Издательство Century. 1949. С. 181 .
- ^ История Ориссы Том. 1 Банерджи, Rd 120-2, Upper Circular Road, Калькутта: Prabasi Press. 1930. С. 263 , 264, 265, 266, 267.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ «Дальневосточные королевства Южной Азии» . www.historyfiles.co.uk . Проверено 10 августа 2017 г.
- ^ «Средние царства Индии, часть 50» . www.harekrsna.com . Проверено 11 августа 2017 г.
- ^ «ИСТОРИЯ, СВЯЗАННАЯ С ГЛАВНЫМ АРХИТЕКТОРОМ» . www.shreehetra.com . Проверено 2 октября 2018 г.
- ^ «История Видьядхары и общий очерк Экавали» (PDF) . www.shodhganga.inflibnet.ac.in . Проверено 30 января 2018 г.
- ^ «РЕЛИГИОЗНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРИССЫ ВО ВРЕМЯ ПРАВЛЕНИЯ АНАНГАБХИМАДЕВЫ III И НАРАСИМХАДЕВА I» (PDF) . www.shodhganga.inflibnet.ac.in . стр. 109–113 . Проверено 11 августа 2017 г.