Поздние струнные квартеты (Бетховен)
Людвига ван Бетховена Поздние струнные квартеты :
- Опус 127: Струнный квартет № 12 ми ♭ мажор (1825)
- Опус 130: Струнный квартет № 13 си ♭ мажор (1825)
- Опус 131: Струнный квартет № 14 до ♯ минор (1826)
- Опус 132: Струнный квартет № 15 ля минор (1825)
- Опус 133: Große Fuge си ♭ мажор (1825; первоначально финал соч. 130; он также существует в фортепианной транскрипции в четыре руки, соч. 134)
- Опус 135: Струнный квартет № 16 фа мажор (1826)
Эти шесть произведений являются последними крупными законченными произведениями Бетховена. Чрезвычайно сложные и во многом неправильно понимаемые музыкантами и публикой времен Бетховена, поздние квартеты сейчас широко считаются одними из величайших музыкальных произведений всех времен. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] и вдохновили многих более поздних композиторов.
Обзор
[ редактировать ]Князь Николай Голицын заказал первые три квартета (12, 13 и 15) и в письме от 9 ноября 1822 года предложил Бетховену заплатить за них «сколько вы считаете нужным». Бетховен ответил 25 января 1823 года, указав цену в 50 дукатов за каждое сочинение. [ 4 ] Он сочинил квартеты в последовательности 12, 15, 13, 14, 16, написав одновременно 13 и 15. [ 5 ]
Эти последние квартеты Бетховен написал при слабом здоровье. В апреле 1825 года он был прикован к постели и проболел около месяца. Его выздоровление от болезни вдохновило на создание модальной медленной части Пятнадцатого квартета , которую Бетховен назвал «Святой благодарственной песней ( Heiliger Dankgesang ) божеству, от выздоровевшего». Он продолжил работу над квартетами, которые теперь пронумерованы Тринадцатым , Четырнадцатым и Шестнадцатым . Последним завершенным произведением Бетховена стала замещающая финальная часть тринадцатого квартета, пришедшая на смену чрезвычайно сложной Große Fuge . [ 6 ]
Квартеты «АВС»
[ редактировать ]Опп. 132, 130 и 131 иногда называют квартетами «ABC» из-за их тональности: ля минор, си ♭ мажор и до ♯ минор. Они тематически связаны четырьмя нотами второго тетрахорда гармонической минорной гаммы. В своих примечаниях к записи всех шести квартетов Quartetto Italiano А. Дэвид Хогарт пишет: [ 7 ]
Что явно заинтриговало Бетховена, так это широкий интервал в полтора тона между нотами 2 и 3 [примера А]. В разных вариантах четыре ноты играют важную роль во всех трех квартетах, и каждое произведение имеет особый девиз, который также появляется в сопутствующих произведениях. Вступительный девиз ор. 132, который в конечном итоге снова появляется в указ. Финал 131 состоит из первых четырех нот первых тактов (см. пример B).
Сюжет финала «Grosse Fuge» си-бемоль мажора, ор. 130, следует той же схеме с восходящей шестой между нотами 1 и 3, увеличенной от минорной к мажорной (см. пример C).
Оп. 131, шедевр всех трех, открывается фугой, а вступительная фраза субъекта (транспонированная) является примером D. (Как таковой этот девиз уже предсказан в трио второй части ор. 132.) Ключевые ноты, из которых построены эти девизы, наконец, тематически появляются в своей первоначальной гамме в финале ор. 131.
Альбомы Бетховена ясно доказывают, что эти перестановки не были случайными. Даже если бы они были, пришлось бы объяснять другие совпадения – например, последовательность клавиш ABC и тот факт, что квартеты имеют последовательно пять, шесть и семь частей.)
Можно утверждать, что оп. 131 - это шестичастное произведение, третья «часть» имеет длину всего 10 тактов и имеет ту же мажорную тональность, что и ее преемник. Некоторые критики, особенно Винсент д'Инди, рассматривают это просто как введение. Но тональность 10 тактов явно си минор, и если мы обратим внимание на тональные центры первых четырех частей, то получим знакомую картину ор. 132 и «Grosse Fuge» (см. пример Е). Тональности остальных частей завершают циклическое движение обратно к до-диез минор.
«Одержимость Бетховена в то время четырьмя верхними нотами гармонической минорной гаммы» (Хогарт) предшествовала этим произведениям. Ранний пример см. в первой части его струнного трио, опус 9, вып. 3 .
Оценка
[ редактировать ]Поздние квартеты Бетховена выходили далеко за пределы понимания музыкантов и публики его времени. Один музыкант сказал: «Мы знаем, что там что-то есть, но не знаем, что это такое». Композитор Луи Шпор назвал их «неразборчивыми, неисправимыми ужасами».
Мнение значительно изменилось со времени их первого недоуменного приема: эти шесть квартетов (включая Große Fuge ) широко считаются одними из величайших музыкальных произведений всех времен. [ 8 ] Франкфуртской школы Философ Теодор В. Адорно , в частности, высоко ценил их: [ 9 ] а Игорь Стравинский назвал Große Fuge «абсолютно современным музыкальным произведением, которое навсегда останется современным». [ 10 ] Их формы и идеи вдохновляли и продолжают вдохновлять музыкантов и композиторов, таких как Рихард Вагнер и Бела Барток . Вагнер сказал, что соч. Первая часть 131 «раскрывает самые меланхоличные чувства, выраженные в музыке». [ 11 ] Последним музыкальным желанием Шуберта было услышать соч. 131, что он и сделал 14 ноября 1828 года, за пять дней до своей смерти. [ 12 ] После этого он заметил: «Что после этого нам остается писать?» [ 13 ] Бетховен также считал соч. 131 его единственная самая совершенная работа. [ 14 ]
Другие версии
[ редактировать ]Артуро Тосканини и Феликс Вайнгартнер , среди прочих, переписали некоторые из поздних квартетов для струнного оркестра.
Записи
[ редактировать ]Ансамбли, записавшие полные квартеты позднего Бетховена, включают:
- Альбан Берг Квартет , EMI (студия начала 80-х)
- Квартет Альбана Берга, EMI (живая запись 1989 г.)
- Александровский струнный квартет , модерн
- Александровский струнный квартет, Foghorn Classics
- Квартет Амадеус , генеральный директор
- Квартет Артемиды , Virgin Classics
- Барилли Квартет
- Бетховен-квартет , Мелодия (запись 1951–1972)
- Бельча Квартет
- Borodin Quartet , Chandos
- Струнный квартет Брентано , Aeon (запись 2012 г.)
- Будапештский струнный квартет , Бридж (запись 1941–1960)
- Будапештский струнный квартет , Sony (запись 1958–1961)
- Busch Quartet , различные лейблы (запись 1933–1941; без Große Fuge)
- Кливлендский квартет , Красная печать RCA (1970-е)
- Кливлендский квартет, Теларк (1990-е)
- Колорадский квартет, Парнас (запись 2004–2006 гг.)
- Квартет Энеса , Onyx Classics (2020–2022)
- Струнный квартет Эмерсона , DG
- Квартет Энделлион , Warner Classics (2005–2006)
- Квартет изящных искусств , Эверест/Концертный диск (запись 1960–1965)
- Gewandhaus-Quartett, New Classical Adventure (живая запись 1985–1998)
- Квартет Гварнери , RCA Red Seal, Philips
- Хаген-квартет , генеральный директор
- Голливудский струнный квартет , «Завещание»
- Венгерский квартет , (1953 моно) EMI
- Венгерский квартет, (стерео 1960-х) EMI
- Джульярдский струнный квартет , студия CBS, конец 1960-х.
- Джульярдский струнный квартет, CBS (живая запись 1982 г.)
- Кодай Квартет , Наксос
- LaSalle Quartet , DG (переиздан на Brilliant Classics)
- Лейпцигский струнный квартет, ЦРТ
- Линдсейс, ASV
- Лидийский струнный квартет, Кентавр
- Струнный квартет Медичи , «Нимбус»
- Мелос Квартет , DG
- Орфордский струнный квартет , Делос
- Струнный квартет Орион , Koch Classics (2008)
- Струнный квартет Пендерецкого , Маркиз (2013)
- Петерсен Квартет , Каприччио
- Пражский квартет , Прага
- Quatuor Mosaïques , Наив
- Итальянский квартет , Decca
- Квартет Сметаны , Супрафон
- Зуске-квартет, Berlin Classics
- Квартет Такача , Decca (2005)
- Талич-квартет , Каллиопа
- Taneyev Quartet, Boheme
- Токийский струнный квартет , RCA Red Seal (1993)
- Токийский струнный квартет, Harmonia Mundi (2010)
- Квартет Ванбру, Intim Musik (1996)
- Квартет Вермеера , Тельдек (запись 1984–1989)
- Végh Quartet (1952 Les Discophiles Français) Музыка и искусство
- Вег-квартет, (1972 Telefunken) Наив-Астре
- Виханский квартет , Нимбус
- Йельский квартет , Авангард
См. также
[ редактировать ]- Список произведений Людвига ван Бетховена
- Струнные квартеты № 1–6, соч. 18
- Струнные квартеты № 7–9, соч. 59 – Расумовский
- Поздний квартет
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Струнные квартеты Бетховена: Путеводитель Джона Суше по музыке» . Классический FM (Великобритания) . Проверено 29 сентября 2017 г.
Пять поздних квартетов, написанных в последние годы жизни [Бетховена], превосходят все, что он или кто-либо другой когда-либо сочинял.
- ^ Росс, Алекс (20 октября 2014 г.). «Деус Экс Музыка» . Житель Нью-Йорка . Проверено 29 сентября 2017 г.
...поколения слушателей провозглашали [его поздние струнные квартеты] вершиной западной цивилизации...
- ^ Роквелл, Джон (10 июля 1983 г.). «Записи; квартеты Бетховена бросают вызов величию» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 2 декабря 2017 г.
- ^ Жизнь Бетховена Александра Уилока Тайера , с. 447
- ^ См. Дом Бетховена в Бонне, эскиз для струнных квартетов ор. 130 и ор .
- ^ См. Дом Бетховена в Бонне, Фуга для 2-х скрипок, альта и виолончели (си-бемоль мажор), op. 133 .
- ^ См . «Поздние струнные квартеты и большая фуга», соч. 133 , этикетка Philips 6707 008.
- ^ Моррис, Эдмунд . Бетховен: Универсальный композитор. Нью-Йорк: Atlas Books / HarperCollins, 2005. ISBN 0-06-075974-7
- ^ Бетховен: Философия музыки Теодора В. Адорно , стр. 123-162
- ^ Миллер, Люси, Адамс Землянскому (2006) Гильдия концертных артистов, ISBN 1-892862-09-3 , с. 44.
- ^ Бергер, Мелвин (2001). Путеводитель по камерной музыке , с. 67, Минеола, Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN 0-486-41879-0
- ^ Винтер, Роберт (1994). Компаньон квартета Бетховена . Издательство Калифорнийского университета. п. 245. ИСБН 978-0-520-20420-1 . Проверено 4 августа 2011 г.
- ^ Вулф, Закари (8 августа 2011 г.). «На фестивале Моцарта сияют Дворжак и другие» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 4 мая 2013 г.
- ^ Моррис, Эдмунд (2010). Бетховен: Универсальный композитор . ХарперКоллинз. п. 213. ИСБН 978-0-06-075975-9 . Проверено 3 августа 2011 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вернон, Дэвид. Бетховен: Струнные квартеты . Эдинбург: Candle Row Press, 2023. ISBN 978-1739659929 .