Китти Уэллс
Китти Уэллс | |
---|---|
![]() Уэллс на рекламном фото 1974 года. | |
Рожденный | Эллен Мюриэл Дисон 30 августа 1919 г. Нэшвилл, Теннесси , США |
Умер | 16 июля 2012 г. | (92 года)
Супруг | |
Дети | 3, включая Руби и Бобби |
Музыкальная карьера | |
Жанры | |
Род занятий | Певица и автор песен |
Инструмент(ы) |
|
Годы активности | 1936–2000 |
Этикетки |
|
Веб-сайт | Официальный сайт |
Эллен Мюриэл Дисон (30 августа 1919 — 16 июля 2012), профессионально известная как Китти Уэллс , была американской певицей-новаторкой кантри-музыки . Она сломала барьер для женщин в кантри-музыке своей хитовой записью 1952 года « Это был не Бог, который создал Honky Tonk Angels », которая также сделала ее первой кантри-певицей, которая возглавила кантри-чарты США, и превратила ее в первую женщину в стиле кантри. страна-суперзвезда. «Это не Бог создал Honky Tonk Angels» также станет ее первым из нескольких поп-кроссоверных хитов. Уэллс - единственная артистка, удостоенная высших наград среди женщин-вокалисток 14 лет подряд. Ее хиты, возглавлявшие чарты, продолжались до середины 1960-х годов, проложив путь и вдохновив длинный список кантри-певиц, ставших известными в 1960-х годах.
Уэллс занимает шестое место среди самых успешных вокалисток в истории кантри-чартов Billboard Согласно историка Джоэла Уитберна книге «40 лучших кантри-хитов» , . В 1976 году она была введена в Зал славы кантри-музыки . В 1991 году Уэллс стала третьим исполнителем кантри-музыки после Роя Акаффа и Хэнка Уильямса и восьмой женщиной, получившей премию «Грэмми» за заслуги перед жанром . Успех и влияние Уэллса на музыку кантри принесли ей титул «Королевы кантри-музыки».
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Уэллс родилась Эллен Мюриэл Дисон 30 августа 1919 года и была одной из шести детей Чарльза Кэри Дисона и его жены Миртл в Нэшвилле, штат Теннесси . [1] (Она одна из немногих известных кантри-исполнителей, родившихся в Нэшвилле.) Уэллс начала петь еще ребенком, обучаясь игре на гитаре у своего отца, который работал тормозным мастером на Центральной железной дороге Теннесси . [2] Ее отец и его брат были музыкантами, а мать Миртл была певицей госпел. [1] Будучи подростком, Уэллс пела со своими сестрами, которые выступали под именем The Deason Sisters, на местной радиостанции, начиная с 1936 года. [3]
В возрасте 18 лет Уэллс женился на Джонни Райте , краснодеревщике, который стремился к славе в стиле кантри (которой он в конечном итоге достиг в составе дуэта Johnnie & Jack ). [4]
Музыкальная карьера
[ редактировать ]Уэллс пел с Райтом и его сестрой Луизой Райт; все трое гастролировали как Johnnie Right и Harmony Girls. Вскоре Райт встретил Джека Энглина (который женился на сестре Джонни Луизе), и они стали дуэтом Johnnie & Jack . Их группа стала известна сначала как Tennessee Hillbillies, а затем как Tennessee Mountain Boys. [1] В это время Уэллс взяла в качестве сценического псевдонима «Китти Уэллс». Джонни Райт выбрал имя из народной баллады «Sweet Kitty Wells» группы The Pickard Family . [5] Уэллс гастролировал с этой парой, иногда исполняя бэк-вокал. [3] До того, как Уэллс стал звездой с "Honky Tonk Angels", Рой Акафф и Smoky Mountain Boys какое-то время гастролировали с Райтом и Уэллсом. Акафф посоветовал Райту не делать жену хедлайнером своего шоу, потому что он считал, что женщины не могут продавать пластинки кантри-музыки. [6]
На Louisiana Hayride Уэллс выступала с дуэтом своего мужа. Уэллс, однако, не пела на их пластинках до тех пор, пока не подписала контракт с RCA Victor в 1949 году, выпустив некоторые из своих первых синглов, в том числе "Death At The Bar" и "Don't Wait For The Last Minute To Pray", ни один из которых не попал в чарты. . Хотя эти ранние пластинки получили некоторую известность, промоутеры по-прежнему не были заинтересованы в продвижении певиц, поэтому Уэллса уволили с лейбла в 1950 году. [ нужна ссылка ]
1952: «Не Бог создал ангелов Хонки Тонк»
[ редактировать ]В 1952 году Пол Коэн , руководитель Decca Records , обратился к Уэллсу с просьбой записать « It Was not God Who Made Honky Tonk Angels ». [3] Уэллс был разочарован ее карьерными перспективами и подумывал об уходе на пенсию, но согласился на сессию (в студии Оуэна Брэдли 3 мая 1952 года) из-за оплаты записи по профсоюзной шкале в размере 125 долларов. «Я не ожидал, что добьюсь успеха», - сказал Уэллс позже. «Я просто подумал, что это другая песня». [2] "It Wasn't God Who Made Honky Tonk Angels" была песней-ответом на песню Хэнка Томпсона " The Wild Side of Life " и ее лирическую трактовку соблазнительных, своенравных женщин. Сингл Уэллса ответил: «Жаль, что вся вина лежит на нас, женщинах». [7] [8]
Содержание пластинки в то время вызвало споры и было запрещено многими радиостанциями. [9] NBC , в частности, была обеспокоена словами: «Это возвращает воспоминания о том, когда я была доверчивой женой». Небольшое изменение Уэллсом слова «доверчивый» на «доверчивый» сняло сетевой запрет на песню. [10] Его временно запретили в Grand Ole Opry . Тем не менее, песня очень понравилась публике. [11] Сингл стал популярным летом 1952 года, и его первый выпуск был продан тиражом более 800 000 копий. Это был первый сингл певицы, занявший первое место за восьмилетнюю историю чарта кантри-музыки, где он оставался в течение шести недель. (Некоторые женские кантри-песни, в частности песня Пэтси Монтаны », разошедшаяся миллионным тиражом « I Want to Be a Cowboy’s Sweetheart , появились еще до создания -чарта Billboard кантри в 1944 году.) Также «Не Бог создал хонки-тонк-ангелов». перешел в поп-чарты Billboard , заняв 27-е место. [11] Благодаря своему прорыву Уэллс получила членство в организации Grand Ole Opry, которая изначально запретила этот сингл. [2]
Писатель Билл Фрискикс-Уоррен утверждал, что отчасти привлекательность песни объясняется сочетанием современного послания со знакомой мелодией, мелодией, взятой из песни семьи Картер « « Я думаю сегодня вечером о своих голубых глазах Я думаю сегодня вечером о своих голубых глазах » (как и »). Дикая сторона жизни» и « Большая крапчатая птица » Роя Акаффа). Практически каждый мог подпевать «Ангелам», когда услышал их впервые.
1953–1969: Пик карьеры.
[ редактировать ]
За «Не Бог создал Honky Tonk Angels» последовала «Paying For That Back Street Affair», ответ на Уэбба Пирса «Back Street Affair» . Весной 1953 года сингл достиг шестой позиции, что помогло Уэллсу прочно закрепиться на вершине хит-парадов. [3] Между 1953 и 1955 годами Уэллс была популярна в чартах кантри и была единственной сольной исполнительницей женского пола в то время, которая смогла сохранить свой успех. В 1953 году у Уэллса было два хита в топ-10: « Hey Joe » и «Cheatin's a Sin».
В следующем году Уэллс стала партнером кантри-звезды Рэда Фоули для создания дуэта «One By One», который занял первое место в чарте Billboard Country Chart и стал ее вторым лидером в чартах. Песня привела к череде хит-синглов дуэта в течение следующих двух десятилетий, включая "As Long as I Live" 1954 года, который занял третье место. » под номером восемь В качестве сольного исполнителя в 1954 году у Уэллса было два главных хита: « Release Me и хит «Thou Shalt Not Steal» из топ-15 (написанный Доном Эверли из Everly Brothers ).
Звукозаписывающие компании неохотно выпускали альбомы артисток страны, пока Уэллс не доказал, что женщины могут продаваться. [12] Она стала первой кантри-певицей, выпустившей пластинку, начиная с « Country Hit Parade Китти Уэллс» 1956 года , который состоял из ее самых больших хитов. Уэллс выпустила свой первый студийный альбом в 1957 году с альбомом Winner of Your Heart . Вскоре другие певицы в стиле кантри выпустили пластинки в конце 1950-х - начале 1960-х годов. « Making Believe » и «Lonely Side of Town» также были выпущены как синглы. Более поздние релизы Уэллс 1950-х годов включали « Searching (For Some Like You) », написанную Мерфи «Pee Wee» Мэддуксом , а также « I Can't Stop Loving You » и «Amigo's Guitar», которую она написала вместе с Джоном Д. Лаудермилком .
В 1957 году Уэллс выпустил «Победитель твоего сердца» . За этим последовала серия пластинок, выпущенных Decca Records в период с 1957 по 1973 год. В том же году она стала партнером Уэбба Пирса для создания двух дуэтных синглов, включая хит "Oh So Many Years", вошедший в десятку лучших. Дуэт больше не записывался вместе до 1964 года с хитом "Finally", вошедшим в десятку лучших. В 1959 году у Уэллса было два хита, вошедших в пятерку лучших: «Amigo's Guitar» и «Mommy For A Day». Позже Уэллс был награжден премией BMI за написание «Гитара Амиго». Хотя Уэллс мало известна своими песнями, она получила две награды BMI, в том числе одну за «Amigo's Guitar». Она опубликовала более 60 песен.

На протяжении всей своей карьеры Уэллс продолжала вкладывать большую часть себя в свои песни, вдохновляя других кантри-певиц также записывать рискованный материал. Лоретта Линн была одной из ее последовательниц в этом смысле, когда она записала «Don't Come Home A Drinkin' (With Lovin' on Your Mind)» в 1967 году. Запись Долли Партон 1968 года « Just Потому что я женщина » как и "Honky Tonk Angels", подвергли сомнению двойные стандарты между мужчиной и женщиной.
Уэллс вошел в 1960-е годы с песнями « Heartbreak USA » и «Day to Night»."Heartbreak USA" заняла первое место в чарте стран Billboard и стала ее третьим и последним хитом номер один. Следующий альбом "Day Into Night" в том же году вошел в десятку лучших. Оуэн Брэдли продолжал работать продюсером Уэллса в 1960-х годах. Брэдли продюсировал некоторых из самых продаваемых исполнителей в стиле кантри-кроссовер того времени. Известную вокальную группу Nashville Sound The Jordanaires можно услышать под аккомпанемент Уэллс в ее большом кантри-хите 1961 года "Heartbreak USA".
В начале 60-х Уэллс продолжал часто входить в десятку лучших хитов. [13]
В 1962 году Уэллс вошел в десятку лучших хитов: « Поговорит ли ваш адвокат с Богом », «Разыскивается нелюбимый» и «Мы скучали по тебе». Начиная с 1964 года альбомы Уэллса начали появляться в чарте Top Country Albums , начиная с пластинки « Specific for You» . Некоторые из альбомов Уэллса вошли в десятку лучших в этом чарте. В том же году синглы Уэллса начали возвращаться в десятку лучших с «This White Circle on My Finger» и «Password», оба из которых достигли седьмой позиции в чарте стран Billboard . В 1965 году Уэллс в последний раз попала в десятку лучших с песней "Mean while, Down At Joe's", а в 1966 году Уэллс попала в последнюю десятку лучших с песней "It's All Over But the Crying", которая достигла 14 строчки в рейтинге. карты стран.

В конце 1960-х и 1970-х Уэллсу удалось записать ряд второстепенных хитов и оставаться популярной концертной достопримечательностью. [14] Она продолжала входить в топ-40 почти до конца десятилетия со своим последним синглом, попавшим в топ-40, "My Big Truck Drivin' Man" в 1968 году. В 1968 году Уэллс записала дуэтный альбом с мужем Джонни Райтом под названием Мы будем держаться вместе . Уэллс также воссоединился с Редом Фоули в конце десятилетия для записи студийного альбома. Ее альбомы продолжали возглавлять чарты Top Country Albums до 1969 года с альбомом Guilty Street . [ нужна ссылка ]
Уэллс стала первой женщиной-звездой кантри, у которой вместе с мужем в 1969 году было собственное синдицированное телешоу « Семейное шоу Китти Уэллс / Джонни Райт» , в котором также участвовали их дети, в том числе актер Бобби Райт. Однако программа не могла конкурировать с шоу с участием более современных артистов-мужчин, таких как Портер Ваггонер и Билл Андерсон , и длилась всего один год. [2]
1970–2012: Дальнейшая карьера и выход на пенсию.
[ редактировать ]Уэллс оставалась под лейблом Decca до 1973 года. Она выпустила три студийных альбома в 1970 году и два в 1971 году. В 1973 году, когда Decca стала MCA Records , Уэллс пробыл с ними ненадолго, прежде чем покинуть лейбл. В 1974 году она подписала контракт с Capricorn Records , южным рок-лейблом той эпохи, и записала блюзовый альбом под названием Forever Young , на котором ее поддержали участники Allman Brothers Band и Marshall Tucker Band . Альбом получил широкое признание и благодаря сотрудничеству с Allmans привлек к Уэллсу внимание более молодой аудитории.
В 1976 году Уэллс был занесен в Зал славы кантри-музыки . [15] В конце 1970-х Уэллс и муж основали собственный лейбл Rubocca (название было составлено из имен трех их детей: Руби , Бобби и Кэрол Сью) и выпустили несколько альбомов. В 1979 году, в возрасте 60 лет, она вернулась в чарты Billboard с песней «I Спасибо за розы».
Уэллс оставался успешным концертным центром на небольших площадках по всей стране и Канаде даже в начале 2000-х годов. В 1987 году она присоединилась к другим легендам Opry Бренде Ли и Лоретте Линн в песне KD Lang "Honky Tonk Angels Medley", которая была номинирована на премию Грэмми в 1989 году. [16] Запись Уэллса 1955 года «Making Believe» вошла в саундтрек к фильму «Миссисипи в огне» .
В 1991 году Уэллс был удостоен премии «Грэмми» заслуги за выдающиеся . [2] Вместе с Джонни и Бобби она присоединилась к продюсерам Рэндаллу Фрэнксу и Алану Отри для записи компакт-диска In the Heat of the Night "Christmas Time's A Comin'", исполнив "Jingle Bells" с актерским составом на компакт-диске, выпущенном на Sonlite и MGM/UA для один из самых популярных рождественских релизов 1991 и 1992 годов у южных розничных продавцов. В 1993 году Уэллс появился на Долли Партон , Лоретты Линн и Тэмми Винетт совместной записи Honky Tonk Angels , присоединившись к их записи заглавного трека. [ нужна ссылка ]
Уэллс и ее муж открыли музей и студию Family Country Junction в 1983 году в своем родном городе Мэдисон , но прекратили управлять им самостоятельно в 2000 году. Их внук Джон Стердивант-младший сохранил студию звукозаписи Junction на ее нынешнем месте, где также находится Соединительные отчеты. [17] Уэллс и ее 63-летний партнер по пению отыграли свой последний совместный концерт 31 декабря 2000 года в Нэшвиллском театре ночной жизни; ранее в том же году они объявили о своем выходе на пенсию. [9] Уэллс заняла 15-е место в списке CMT 40 величайших женщин кантри-музыки по версии в 2002 году.
Выставка в честь Уэллса в Зале славы и музее кантри-музыки в Нэшвилле проходила с августа 2008 года по июнь 2009 года. [18] [19] 14 мая 2008 года «Это не Бог создал Honky Tonk Angels» был внесен в Национальный реестр звукозаписей Библиотеки Конгресса вместе с » Роя Орбисона « Oh, Pretty Woman . [20]
Личная жизнь
[ редактировать ]Уэллс женился на Джонни Райте в 1937 году. У Китти и Джонни было трое детей: Руби , Бобби и Кэрол Сью, восемь внуков, 12 правнуков и семь праправнуков. Кэрол Сью вместе с Уэллсом выпустила сингл в середине 50-х под названием «How Far Is Heaven», который занял 11-е место в чарте стран Billboard . [21] В то время как двое детей Уэллса занимались музыкальной карьерой, Кэрол Сью этого не делала, но она была замужем за руководителем Nashville Music Row Джоном Стердивантом-старшим и записала множество песен со своей семьей, в том числе выступала с Руби в роли сестер Райт. Руби записала альбом для лейбла Kapp и была участницей группы «Nita , Rita и Ruby». Бобби записывал альбомы для Decca и ABC. [22] Уэллс и ее муж были пожизненными членами Церкви Христа. В 2007 году пара отпраздновала 70-летие свадьбы, посетив небольшое здание суда во Франклине, штат Кентукки, где они поженились. Китти и Джонни поженились за 74 года до смерти Джонни в 2011 году. [2]
Смерть
[ редактировать ]Китти Уэллс умерла 16 июля 2012 года в Мэдисоне, штат Теннесси , от осложнений, вызванных инсультом . Ей было 92. [2] [23] [24] [25]
Достижения и награды
[ редактировать ]- Первая сольная кантри-исполнительница, занявшая первое место в чартах.
- Первая кантри-исполнительница, продавшая миллион пластинок
- Первая женщина, возглавившая крупный тур
- Первая женщина, возглавившая синдицированное телешоу.
- Признавалась лучшей артисткой страны 14 лет подряд.
- Удерживает сингл под номером 2 в чартах с "Makin' Believe" в течение 15 недель.
- Призывник Зала славы кантри-музыки (1976)
- Премия губернатора NARAS за выдающиеся достижения в индустрии звукозаписи (1981)
- Премия пионера Академии кантри-музыки (1985)
- Премия NARAS Грэмми за заслуги перед жизнью (1991)
- Премия Music City News Living Legend (1993)
- Призывник Зала славы музыки коренных американцев (2002)
- Национальный реестр звукозаписей Библиотеки Конгресса США за песню «Не Бог создал Honky Tonk Angels» (2008)
- В 2019 году Китти Уэллс была отмечена в Бразилии каналом Pouco Recurso News . Внук певца Джон Стердивант-младший принял участие в дань уважения своей бабушке, выложив видео с благодарностью.
- С любовью упоминается в песне Гордона Лайтфута «I Used to Be A Country Singer» (1998).
Дискография
[ редактировать ]Десять лучших одиночных игр
[ редактировать ]Год | Одинокий | Позиции в чартах | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
Страна США | НАС | |||||
1952 | « Не Бог создал ангелов Хонки Тонк » | 1 | 27 | |||
1953 | «Плата за это уличное дело» | 6 | ||||
"Эй, Джо" | 8 | |||||
«Обман – это грех» | 9 | |||||
1954 | « Отпусти меня » | 8 | ||||
1955 | "Заставить поверить" | 2 | ||||
«На чьем плече ты будешь плакать» | 7 | |||||
«В твоем сердце яд» | 9 | |||||
«Одинокая сторона города» | 7 | |||||
«Я поцеловал тебя в последний раз» | 7 | |||||
1956 | « В поисках (кто-то вроде тебя) » | 3 | ||||
«Покаяние» | 6 | |||||
1957 | «Три пути (любить тебя)» | 3 | ||||
« (Я всегда буду твоей) фрейлейн » | 10 | |||||
1958 | « Я не могу перестать любить тебя » | 3 | ||||
"Ревность" | 7 | 78 | ||||
1959 | «Мама на один день» | 5 | ||||
"Гитара Амиго" | 5 | |||||
1960 | «Слева направо» | 5 | ||||
1961 | « Разбитое сердце США » | 1 | ||||
"День в ночь" | 10 | |||||
1962 | «Нелюбимый, нежеланный» | 5 | ||||
« Поговорит ли ваш адвокат с Богом » | 8 | |||||
«Мы скучали по тебе» | 7 | |||||
1964 | «Этот белый круг на моем пальце» | 7 | ||||
"Пароль" | 4 | |||||
«Я верну свое сердце» | 8 | |||||
1965 | "Ты не слышишь" | 4 | ||||
«Тем временем у Джо» | 9 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Льюис, Рэнди (17 июля 2012 г.). «Китти Уэллс умирает в 92 года; первопроходец кантри-музыки» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 10 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Фрискикс-Уоррен, Билл (16 июля 2012 г.). «Китти Уэллс, новаторская кантри-певица, умерла в возрасте 92 лет» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 10 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д Брайан Мэнсфилд и Стивен Томас Эрлевайн Биография Китти Уэллс , Allmusic.com; получено 12 июня 2008 г.
- ^ Вольф, Курт (2000). В музыке кантри: грубое руководство . Орла Дуэйн, редактор. Лондон: Rough Guides Ltd., с. 154.
- ^ Барлоу, Билл (2008). Новая энциклопедия южной культуры: Том 12: Музыка . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. п. 377.
- ^ Пью, Ронни (16 июля 2012 г.). «Китти Уэллс умирает в возрасте 92 лет» . СМТ. Архивировано из оригинала 18 июля 2012 года . Проверено 10 января 2013 г.
- ^ Робертс, Рэндалл (16 июля 2012 г.). «Признательность: новаторская Китти Уэллс» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 10 января 2013 г.
- ^ «Китти Уэллс, кантри-певица-новатор, умерла в 92 года» . Роллинг Стоун. 16 июля 2012 года . Проверено 10 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Country Music Television.com Профиль Китти Уэллс , CMT.com; получено 13 июня 2008 г.
- ^ Макардл, Теренс (16 июля 2012 г.). «Китти Уэллс, звезда кантри-музыки, умирает в 92 года» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 3 января 2013 года . Проверено 10 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б История Китти Уэллс Профиль Уэллса в Зале славы кантри-музыки. Архивировано 26 сентября 2007 года в Wayback Machine ; получено 12 июня 2008 г.
- ^ (2006). В книге « Будет ли круг неразрывным: музыка кантри в Америке» . Пол Кингсбери и Аланна Нэш, редакторы. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Дорлинг Киндерсли. п. 182.
- ^ Country Music Television'.com Профиль Китти Уэллс получен 13 июня 2008 г.
- ^ на Yahoo.com Страница Китти Уэллс ; получено 13 июня 2008 г.
- ^ Infoplease.com Информация и род занятий Китти Уэллс получены 13 июня 2008 г.
- ^ Роберт К. Оерманн (16 июля 2012 г.). «Китти Уэллс, королева кантри, уходит» . Музыкальный ряд . Проверено 20 июля 2012 г.
- ↑ Countrypolitan.com Биография художницы Китти Уэллс. Архивировано 28 сентября 2011 года, в информации профиля Wayback Machine ; получено 13.06.08.
- ↑ Новостной сайт Китти Уэллс , cmt.com, 21 апреля 2008 г.; получено 13 июня 2008 г.
- ^ Жером, Джон (20 сентября 2008 г.). «С уважением к певице Китти Уэллс» . Ассошиэйтед Пресс . Проверено 10 января 2013 г.
- ^ «Основной список Национального реестра звукозаписи-204» . Библиотека Конгресса . Проверено 6 сентября 2013 г.
- ^ Сакс, Билл, изд. (16 июня 1958 г.). Народные таланты и мелодии . Рекламный щит. п. 41 . Проверено 6 сентября 2013 г.
- ^ Уитберн, Джоэл (2008). Горячие кантри-песни 1944–2008 годов . Record Research, Inc. с. 476. ИСБН 978-0-89820-177-2 .
- ^ « Умерла королева кантри-музыки Китти Уэллс» . ВКРН . 16 июля 2012. Архивировано из оригинала 18 июля 2012 года . Проверено 16 июля 2012 г.
- ^ «Китти Уэллс, звезда кантри-музыки, умирает в 92 года» . Рейтер. 12 июля 2012 года . Проверено 16 июля 2012 г.
- ^ «Вспоминая Китти Уэллс, настоящую королеву страны» . Американский автор песен . 18 июля 2012 года . Проверено 18 июля 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт
- Китти Уэллс на IMDb
- Китти Уэллс в Зале славы и музее кантри-музыки ; по состоянию на 19 декабря 2016 г.
- Некролог Китти Уэллс , Grammy.com; по состоянию на 10 сентября 2014 г.
- Интервью Китти Уэллс в сборнике устной истории NAMM (24 июля 2004 г.)
- Записи Китти Уэллс на Дискографии американских исторических записей .
- 1919 рождений
- смертей в 2012 г.
- Американские кантри-певицы
- Американские кантри-певцы и авторы песен
- Американские члены Церквей Христа
- Призывники Зала славы кантри-музыки
- Артисты Decca Records
- Лауреаты премии «Грэмми» за выдающиеся заслуги
- Члены Гранд Оле Опри
- Певцы из Нэшвилла, Теннесси
- Певцы и авторы песен из Теннесси
- Кантри-музыканты из Теннесси
- Американские женщины 21 века