Jump to content

Франц Райзенштейн

Франц Райзенштейн

Франц Теодор Райзенштейн (7 июня 1911 — 15 октября 1968) — британский композитор и концертирующий пианист немецкого происхождения . В 1934 году он покинул Германию и нашел убежище в Великобритании и продолжил там свою преподавательскую и исполнительскую карьеру. Как композитор он успешно соединил в себе одинаково сильное, но очень разное влияние своих основных учителей, Хиндемита и Воана Уильямса .

Родителями Франца Райзенштейна были известный врач доктор Альберт Райзенштейн (1871–1925) и его жена Лина Кон (р. 1880), оба из Нюрнберга , Германия. Семья была еврейской , и среди ее членов было много профессионалов, ученых, банкиров и людей с музыкальными наклонностями.

Рейзенштейн вырос в Нюрнберге и считался вундеркиндом . Свои первые произведения он сочинил, когда ему было 5 лет, а к 17 годам написал струнный квартет . Его обеспеченная и творческая семья поощряла его играть камерную музыку дома . В конце концов его отправили изучать композицию у Пауля Хиндемита и фортепиано у Леонида Крейцера в Берлинскую высшую школу музыки . [ 1 ] В класс композиции Хиндемита также входили Харальд Гензмер , Оскар Сала и Арнольд Кук . Рейзенштейн оставался другом Кука на всю жизнь и сохранил в своем репертуаре его фортепианный концерт (1940). [ 2 ] В 1932 году он был удостоен премии Бехштейна за игру на фортепиано, которую окончил год спустя. [ 3 ]

В 1934 году он эмигрировал в Англию в возрасте 23 лет, спасаясь от нацистов , став одним из первых из почти 70 музыкантов-эмигрантов из нацистской Европы, сделавших это в период с 1933 по 1945 год. [ 4 ] Оказавшись в Англии, он продолжил обучение у Ральфа Воана Уильямса по композиции и у Константа Ламберта по дирижированию в Королевском музыкальном колледже и начал включать английские музыкальные влияния в свои произведения. Он также изучал игру на фортепиано в течение одиннадцати лет у Соломона Катнера и прошел курс дирижирования у Феликса Вайнгартнера в Базеле . [ 3 ]

В 1930-е годы Рейзенштейн выступал как пианист, впервые выступив на публике в Великобритании в апреле 1935 года в Grotrian Hall . Он был первым, кто исполнил три фортепианные сонаты Хиндемита 1936 года в Великобритании в среду, 1 июня 1938 года, в Вигмор-холле. [ 5 ] Он также играл со скрипачом Карлом Флешем . [ 6 ] [ 7 ] Вместе со скрипачкой Марией Лидкой и виолончелистом Кристофером Бантингом он сформировал Трио Райзенштейна, а также выступал с двумя скрипачами-эмигрантами, Максом Росталем и Эрихом Грюнбергом . [ 2 ]

Райзенштейн опубликовал свое первое произведение - Сюиту для фортепиано, соч. 6, в 1936 году. Он привлек больше внимания благодаря «виртуозным и ярким» Прологу, вариациям и финалу , соч. 12, написанный двумя годами позже для Макса Росталя. [ 6 ] Его южноамериканские ритмы (в финале) были вдохновлены длительным турне, которое он совершил в Чили и Аргентине в 1937 году, предпринятое с другим легендарным скрипачом, Романом Тотенбергом .

В начале Второй мировой войны Райзенштейн, как немец, был интернирован в Центральный лагерь в Дугласе , остров Мэн. Он продолжал сочинять музыку, находясь в лагере, хотя вскоре был освобожден вместе с другими интернированными, которые не представляли угрозы для британцев. [ 8 ] Негодный к действительной службе, во время войны работал проводником поезда, продолжая при этом композиторскую и исполнительскую работу. [ 2 ] В 1942 году он женился на своей жене Маргарет Лоусон, английском музыкальном критике, и у них родился сын Джон Рейзенштейн. [ 7 ] Они жили по адресу: Холликрофт-авеню, 34, Лондон, NW3. [ 9 ] В том же году он дал первое публичное исполнение своего Фортепианного концерта № 1 с Лондонским филармоническим оркестром под управлением сэра Адриана Боулта . [ 3 ]

В 1958 году он стал профессором (фортепиано, а не композиции) Королевской музыкальной академии и (в 1964 году) Королевского Манчестерского музыкального колледжа . Среди его учеников в академии был Филип Мартин , которого он преподавал фортепиано, а также композицию. Его академический авторитет в области композиции был наконец официально признан, когда в 1966 году он был назначен на шесть месяцев приглашенным профессором композиции в Бостонском университете , где также проводились специальные концерты его произведений. [ 6 ]

Через семью Кон по матери Райзенштейн был связан с писательницей Кэтрин Айронвод .

Как и его коллега-композитор-эмигрант Ганс Галь , Райзенштейн отверг серийные процедуры, которым следовали многие его современники, и принял тональный, выразительный стиль под влиянием Воана Уильямса и английской лирической традиции, умеренный объективностью и контрапунктической сложностью Хиндемита. [ 10 ]

Хьюго Коул разделил свое творчество на три периода: первый (1936–1945), в котором особое внимание уделялось развитию мотивов, ритмической энергии и фугальному контрапункту; второй (1947–1959) представляет более элегичный и выразительный материал; и третий (1960–1968) поздний стиль, более гениальный и расслабленный, с более свободным тематическим развитием и трансформацией. [ 1 ] В первый период входят ранний фортепианный концерт и Соната № 1 для фортепиано. Во второй период - Скерцо, соч. 21, Фортепианный квинтет, 12 прелюдий и фуг и Второй фортепианный концерт. Поздний период включает три сольные струнные сонаты, сонеты Элизабет Браунинг и его последнее произведение, Концерт для струнного оркестра, премьера которого состоялась через год после его смерти. [ 6 ]

Он написал ряд оркестровых произведений, включая увертюры (например, «Сирано де Бержерак» , исполненный на BBC Proms 30 августа 1957 года). [ 11 ] и концерты (такие как два фортепианных концерта, поздний концерт для струнного оркестра, концерт для скрипки и концерт для виолончели). После его смерти симфония осталась незавершенной. [ 1 ]

и Особого внимания заслуживают камерные фортепианные произведения, наиболее известным из них является Фортепианный квинтет ре мажор, соч. 23 (1949), о котором критик Лайонел Солтер написал в «Граммофоне» в июле 1975 года: «Он «стоит рядом с квинтетом Шостаковича как самый примечательный из фортепианных квинтетов этого века». [ 4 ] Соната для скрипки (1945) была посвящена Марии Лидке , исполнившей ее на премьере в январе 1946 года. Затем последовала Соната для альта (1946), написанная для Уотсона Форбса , исполнившего ее в том же году в Кембридже. [ 12 ] Хиндемита 12 прелюдий и фуг, созданных под сильным влиянием Ludus Tonalis , отображают личную гармоническую идиому Райзенштейна (тяжелую с квартами и полутонами) и включают пары прелюдий и фуг, которые тесно связаны тематически. [ 1 ]

Кантата «Голоса ночи » (1950–51), по словам Джона Вайсмана, представляет собой «полную зрелость [его] недавно усвоенной музыкальной идиомы ... эта кантата одним махом помещает его в английскую хоровую традицию». [ 13 ] Он также написал две оперы, «Люди против моря » (1949) и «Анна Краус» (1952), а также написал роскошные оркестровые партитуры для «Хаммер» фильма ужасов «Мумия» (1959) и культового британского фильма ужасов «Цирк ужасов » (1960).

Коммерчески доступные записи включают фортепианную музыку в исполнении Мартина Джонса (Lyrita SRCD.2342, 2014), [ 14 ] Концерт для фортепиано с оркестром № 2 и Серенада фа мажор с Оливером Триендлом и Нюрнбергским симфоническим оркестром (CPO 555245-2, 2019), [ 15 ] Концерт для виолончели в исполнении Рафаэля Уоллфиша, [ 16 ] и Соната для скрипки, соч. 20, в исполнении Луизы Стоунхилл и Николаса Бернса (Lyrita SRCD.360, 2017). [ 17 ] Он записал некоторые из своих произведений, в том числе Сонату для фортепиано, для звукозаписывающей компании Lyrita в 1958 году. [ 18 ]

Фестивали надежды

[ редактировать ]

Райзенштейн представил Concerto Popolare («Фортепианный концерт, который положит конец всем фортепианным концертам») на первом музыкальном фестивале Герарда Хоффнунга в 1956 году. Фестивали Хоффнунга были комедийными мероприятиями, основанными на музыкальных знаниях публики. Идея Concerto Popolare заключается в том, что оркестр считает, что играет Первый фортепианный концерт Чайковского , но пианист считает, что он или она играет Фортепианный концерт Грига . Начинается ожесточенная музыкальная битва, включающая в себя другие темы (в частности, из «Рапсодии в стиле блюз» , Варшавского концерта и песни « Roll Out the Barrel »). Солисткой на премьере была Ивонн Арно (в остальном известная актриса), которую выбрали после того, как первая избранница Хоффнунга, Эйлин Джойс , отказалась.

На фестивале Хоффнунг 1958 года он вместе с Уильямом Манном представил « Давайте подделаем оперу» или «Сказки Хоффнунга». [ 19 ] Либретто Манна состояло из «смехотворно сопоставленных отрывков из более чем сорока опер, которые восхитили и Райзенштейна, и публику». [ 20 ] Дэниел Сноумен назвал это «безумным коллажем оперных сюжетов и тем». [ 21 ]

Также популярен был его набор « Вариаций на тему «Ламбетской прогулки » ( популярная песня 1930-х годов) для фортепиано соло, причем каждая вариация представляла собой пародию на стиль крупного классического композитора. Пародируемые композиторы - Шопен , Верди , Бетховен , Моцарт , Шуберт , Вагнер и Лист . [ 22 ]

Избранные работы

[ редактировать ]
Оркестр и Концертант
  • 1934 - Аллегро Симфоника для оркестра
  • 1936 - Концерт для виолончели (переработка 1948 г., премьера 1951 г.) [ 16 ]
  • 1938 — Каприччио для оркестра.
  • 1940 - Балетная сюита
  • 1941 - Концерт №1 для фортепиано с оркестром соль мажор.
  • 1951 — Сирано де Бержерак , увертюра
  • 1951 — «Веселая увертюра» для оркестра [ 23 ]
  • 1953 - Серенада фа мажор для малого оркестра.
  • 1954 — Пролог, вариации и финал для скрипки с оркестром
  • 1954 — Концерт для скрипки с оркестром соль мажор.
  • 1956 - Популярный концерт
  • 1961 - Концерт №2 для фортепиано с оркестром фа мажор.
  • 1967 — Концерт для струнного оркестра.

Хоровое и оперное

  • 1949 — Мужчины против моря , опера
  • 1950 — Голоса ночи , кантата
  • 1952 — Анна Краус , опера
  • 1958 — Бытие , оратория
  • 1959 — Пять сонетов Элизабет Баррет Браунинг

Камера

  • 1931 - Тема, вариации и фуга для кларнета и струнного квартета (ред. 1960)
  • 1931 - Соната для виолончели
  • 1933 — Духовой квинтет
  • 1938 - Дивертисмент для духового квартета
  • 1939 — Дивертисмент для струнного квартета.
  • 1949 - Фортепианный квинтет
  • 1949 - Трио ля мажор для флейты, гобоя и фортепиано
  • 1951 - Серенада фа мажор для духовых инструментов
  • 1957 - Фортепианное трио в одной части
  • 1963 — Трио для флейты, кларнета и фагота.

Инструментальный

  • 1932 - Вариации для флейты и фортепиано
  • 1936 — Три пьесы для скрипки и фортепиано.
  • 1937 — Три концертные пьесы для гобоя и фортепиано.
  • 1937 - Элегия для виолончели и фортепиано
  • 1938 - Пролог, вариации и финал для скрипки и фортепиано
  • 1938 — Сонатина для гобоя и фортепиано.
  • 1938 — Три концертные пьесы для гобоя и фортепиано.
  • 1939 - Партита для флейты (или блокфлейты) и фортепиано
  • 1942 - Кантилена для виолончели и фортепиано
  • 1945 - Соната для скрипки соль-диез мажор, соч. 20
  • 1946 - Соната для альта
  • 1947 - Соната для виолончели ля мажор
  • 1947 - Элегия для виолончели и фортепиано
  • 1956 — Концертная фантазия для скрипки и фортепиано.
  • 1963 — Дуэт для гобоя и кларнета.
  • 1966 — Концерт-фантазия для альта и фортепиано.
  • 1967 - Соната для альта соло
  • 1968 — Соната для скрипки соло.
  • 1968 — Соната для виолончели соло.
  • 1968 — Сонатина си-бемоль мажор для кларнета и фортепиано.

Только фортепиано

  • 1932 - Фэнтези
  • 1934 - Четыре силуэта
  • 1937 — Сюита для фортепиано
  • 1939 - Экспромт
  • 1940 - Интерлюдия
  • 1945 — Легенда
  • 1945 — Соната для фортепиано №1 си мажор.
  • 1947 - Скерцо ля мажор
  • 1950 - Фантастическое скерцо
  • 1952 - Музыкальная шкатулка
  • 1955 - Двенадцать прелюдий и фуг
  • 1964 - Соната для фортепиано №2 ля-бемоль мажор
  • 1965 - Зодиакальная сюита для фортепиано

Музыка из фильмов

  1. ^ Перейти обратно: а б с д Коул, Хьюго. «Франц Райзенштейн» в Grove Music Online
  2. ^ Перейти обратно: а б с Коля Лессинг. Примечания к Францу Райзенштейну: Сольные сонаты , EDA 20 (2002)
  3. ^ Перейти обратно: а б с Палмер, Рассел. Британская музыка (1947), стр. 201–202.
  4. ^ Перейти обратно: а б Майкл Хаас, Еврейский музыкальный институт «Композиторы-эмигранты» , Лондонский университет, 2004 г.
  5. The Times , 30 мая 1938 г., стр. 12.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Саймон Винберг, «Биография Франца Райзенштейна» , Фонд ОРЕЛ.
  7. ^ Перейти обратно: а б Биография, Королевский музыкальный колледж
  8. ^ Культурное наследие и военнопленные: творчество за колючей проволокой , под редакцией Гилли Карр и Гарольда Митума
  9. ^ Норрис, Джеральд. Музыкальный справочник Великобритании и Ирландии (1981), стр. 75.
  10. ^ Гордон, Дэвид и Гордон, Питер. Музыкальные гости в Британии (Routledge, 2005), стр. 212.
  11. Выпускной 36, 30 августа 1957 г., архив выступлений BBC Proms
  12. Radio Times, выпуск 1259, 30 ноября 1947 г., стр. 24.
  13. ^ Вайсманн, Джон. «Музыка Франца Райзенштейна» в журнале «Слушатель» , выпуск 1215, 12 июня 1952 г.
  14. ^ Рассмотрено на MusicWeb International
  15. ^ Рассмотрено на MusicWeb International
  16. ^ Перейти обратно: а б CPO 555 109-2, рассмотрено на MusicWeb International.
  17. ^ Рассмотрено на MusicWeb International
  18. ^ Композиторы за фортепиано - Боуэн и Райзенштейн, Лирита Реам 2105
  19. ^ Музыкальные фестивали Хоффнунга , переиздание компакт-диска, аннотации, номер EMI Records CMS 7633022, 1989.
  20. ^ Хоуп, А. Джерард Хоуп (Garden Press, 1988), стр. 156.
  21. ^ Снеговик, Дэниел. Гитлеровские эмигранты (2002), стр. 345.
  22. Райзенштейн: Вариации на тему «The Lambeth Walk» для Solo Piano Nimbus Music Publishing, 2018
  23. ^ Веселая увертюра , Оркестр BBC Midland под управлением Лео Вурмсера, радиопередача
  24. ^ Колониальный фильм. Остров Стали
  25. ^ Фонд Велкома. Джесси
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f700fc82d3caa12d7ff3f19a7c926b16__1712801880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/16/f700fc82d3caa12d7ff3f19a7c926b16.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Franz Reizenstein - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)