Франц Райзенштейн

Франц Теодор Райзенштейн (7 июня 1911 — 15 октября 1968) — британский композитор и концертирующий пианист немецкого происхождения . В 1934 году он покинул Германию и нашел убежище в Великобритании и продолжил там свою преподавательскую и исполнительскую карьеру. Как композитор он успешно соединил в себе одинаково сильное, но очень разное влияние своих основных учителей, Хиндемита и Воана Уильямса .
Жизнь
[ редактировать ]Родителями Франца Райзенштейна были известный врач доктор Альберт Райзенштейн (1871–1925) и его жена Лина Кон (р. 1880), оба из Нюрнберга , Германия. Семья была еврейской , и среди ее членов было много профессионалов, ученых, банкиров и людей с музыкальными наклонностями.
Рейзенштейн вырос в Нюрнберге и считался вундеркиндом . Свои первые произведения он сочинил, когда ему было 5 лет, а к 17 годам написал струнный квартет . Его обеспеченная и творческая семья поощряла его играть камерную музыку дома . В конце концов его отправили изучать композицию у Пауля Хиндемита и фортепиано у Леонида Крейцера в Берлинскую высшую школу музыки . [ 1 ] В класс композиции Хиндемита также входили Харальд Гензмер , Оскар Сала и Арнольд Кук . Рейзенштейн оставался другом Кука на всю жизнь и сохранил в своем репертуаре его фортепианный концерт (1940). [ 2 ] В 1932 году он был удостоен премии Бехштейна за игру на фортепиано, которую окончил год спустя. [ 3 ]
В 1934 году он эмигрировал в Англию в возрасте 23 лет, спасаясь от нацистов , став одним из первых из почти 70 музыкантов-эмигрантов из нацистской Европы, сделавших это в период с 1933 по 1945 год. [ 4 ] Оказавшись в Англии, он продолжил обучение у Ральфа Воана Уильямса по композиции и у Константа Ламберта по дирижированию в Королевском музыкальном колледже и начал включать английские музыкальные влияния в свои произведения. Он также изучал игру на фортепиано в течение одиннадцати лет у Соломона Катнера и прошел курс дирижирования у Феликса Вайнгартнера в Базеле . [ 3 ]
В 1930-е годы Рейзенштейн выступал как пианист, впервые выступив на публике в Великобритании в апреле 1935 года в Grotrian Hall . Он был первым, кто исполнил три фортепианные сонаты Хиндемита 1936 года в Великобритании в среду, 1 июня 1938 года, в Вигмор-холле. [ 5 ] Он также играл со скрипачом Карлом Флешем . [ 6 ] [ 7 ] Вместе со скрипачкой Марией Лидкой и виолончелистом Кристофером Бантингом он сформировал Трио Райзенштейна, а также выступал с двумя скрипачами-эмигрантами, Максом Росталем и Эрихом Грюнбергом . [ 2 ]
Райзенштейн опубликовал свое первое произведение - Сюиту для фортепиано, соч. 6, в 1936 году. Он привлек больше внимания благодаря «виртуозным и ярким» Прологу, вариациям и финалу , соч. 12, написанный двумя годами позже для Макса Росталя. [ 6 ] Его южноамериканские ритмы (в финале) были вдохновлены длительным турне, которое он совершил в Чили и Аргентине в 1937 году, предпринятое с другим легендарным скрипачом, Романом Тотенбергом .
В начале Второй мировой войны Райзенштейн, как немец, был интернирован в Центральный лагерь в Дугласе , остров Мэн. Он продолжал сочинять музыку, находясь в лагере, хотя вскоре был освобожден вместе с другими интернированными, которые не представляли угрозы для британцев. [ 8 ] Негодный к действительной службе, во время войны работал проводником поезда, продолжая при этом композиторскую и исполнительскую работу. [ 2 ] В 1942 году он женился на своей жене Маргарет Лоусон, английском музыкальном критике, и у них родился сын Джон Рейзенштейн. [ 7 ] Они жили по адресу: Холликрофт-авеню, 34, Лондон, NW3. [ 9 ] В том же году он дал первое публичное исполнение своего Фортепианного концерта № 1 с Лондонским филармоническим оркестром под управлением сэра Адриана Боулта . [ 3 ]
В 1958 году он стал профессором (фортепиано, а не композиции) Королевской музыкальной академии и (в 1964 году) Королевского Манчестерского музыкального колледжа . Среди его учеников в академии был Филип Мартин , которого он преподавал фортепиано, а также композицию. Его академический авторитет в области композиции был наконец официально признан, когда в 1966 году он был назначен на шесть месяцев приглашенным профессором композиции в Бостонском университете , где также проводились специальные концерты его произведений. [ 6 ]
Через семью Кон по матери Райзенштейн был связан с писательницей Кэтрин Айронвод .
Музыка
[ редактировать ]Как и его коллега-композитор-эмигрант Ганс Галь , Райзенштейн отверг серийные процедуры, которым следовали многие его современники, и принял тональный, выразительный стиль под влиянием Воана Уильямса и английской лирической традиции, умеренный объективностью и контрапунктической сложностью Хиндемита. [ 10 ]
Хьюго Коул разделил свое творчество на три периода: первый (1936–1945), в котором особое внимание уделялось развитию мотивов, ритмической энергии и фугальному контрапункту; второй (1947–1959) представляет более элегичный и выразительный материал; и третий (1960–1968) поздний стиль, более гениальный и расслабленный, с более свободным тематическим развитием и трансформацией. [ 1 ] В первый период входят ранний фортепианный концерт и Соната № 1 для фортепиано. Во второй период - Скерцо, соч. 21, Фортепианный квинтет, 12 прелюдий и фуг и Второй фортепианный концерт. Поздний период включает три сольные струнные сонаты, сонеты Элизабет Браунинг и его последнее произведение, Концерт для струнного оркестра, премьера которого состоялась через год после его смерти. [ 6 ]
Он написал ряд оркестровых произведений, включая увертюры (например, «Сирано де Бержерак» , исполненный на BBC Proms 30 августа 1957 года). [ 11 ] и концерты (такие как два фортепианных концерта, поздний концерт для струнного оркестра, концерт для скрипки и концерт для виолончели). После его смерти симфония осталась незавершенной. [ 1 ]
и Особого внимания заслуживают камерные фортепианные произведения, наиболее известным из них является Фортепианный квинтет ре мажор, соч. 23 (1949), о котором критик Лайонел Солтер написал в «Граммофоне» в июле 1975 года: «Он «стоит рядом с квинтетом Шостаковича как самый примечательный из фортепианных квинтетов этого века». [ 4 ] Соната для скрипки (1945) была посвящена Марии Лидке , исполнившей ее на премьере в январе 1946 года. Затем последовала Соната для альта (1946), написанная для Уотсона Форбса , исполнившего ее в том же году в Кембридже. [ 12 ] Хиндемита 12 прелюдий и фуг, созданных под сильным влиянием Ludus Tonalis , отображают личную гармоническую идиому Райзенштейна (тяжелую с квартами и полутонами) и включают пары прелюдий и фуг, которые тесно связаны тематически. [ 1 ]
Кантата «Голоса ночи » (1950–51), по словам Джона Вайсмана, представляет собой «полную зрелость [его] недавно усвоенной музыкальной идиомы ... эта кантата одним махом помещает его в английскую хоровую традицию». [ 13 ] Он также написал две оперы, «Люди против моря » (1949) и «Анна Краус» (1952), а также написал роскошные оркестровые партитуры для «Хаммер» фильма ужасов «Мумия» (1959) и культового британского фильма ужасов «Цирк ужасов » (1960).
Коммерчески доступные записи включают фортепианную музыку в исполнении Мартина Джонса (Lyrita SRCD.2342, 2014), [ 14 ] Концерт для фортепиано с оркестром № 2 и Серенада фа мажор с Оливером Триендлом и Нюрнбергским симфоническим оркестром (CPO 555245-2, 2019), [ 15 ] Концерт для виолончели в исполнении Рафаэля Уоллфиша, [ 16 ] и Соната для скрипки, соч. 20, в исполнении Луизы Стоунхилл и Николаса Бернса (Lyrita SRCD.360, 2017). [ 17 ] Он записал некоторые из своих произведений, в том числе Сонату для фортепиано, для звукозаписывающей компании Lyrita в 1958 году. [ 18 ]
Фестивали надежды
[ редактировать ]Райзенштейн представил Concerto Popolare («Фортепианный концерт, который положит конец всем фортепианным концертам») на первом музыкальном фестивале Герарда Хоффнунга в 1956 году. Фестивали Хоффнунга были комедийными мероприятиями, основанными на музыкальных знаниях публики. Идея Concerto Popolare заключается в том, что оркестр считает, что играет Первый фортепианный концерт Чайковского , но пианист считает, что он или она играет Фортепианный концерт Грига . Начинается ожесточенная музыкальная битва, включающая в себя другие темы (в частности, из «Рапсодии в стиле блюз» , Варшавского концерта и песни « Roll Out the Barrel »). Солисткой на премьере была Ивонн Арно (в остальном известная актриса), которую выбрали после того, как первая избранница Хоффнунга, Эйлин Джойс , отказалась.
На фестивале Хоффнунг 1958 года он вместе с Уильямом Манном представил « Давайте подделаем оперу» или «Сказки Хоффнунга». [ 19 ] Либретто Манна состояло из «смехотворно сопоставленных отрывков из более чем сорока опер, которые восхитили и Райзенштейна, и публику». [ 20 ] Дэниел Сноумен назвал это «безумным коллажем оперных сюжетов и тем». [ 21 ]
Также популярен был его набор « Вариаций на тему «Ламбетской прогулки » ( популярная песня 1930-х годов) для фортепиано соло, причем каждая вариация представляла собой пародию на стиль крупного классического композитора. Пародируемые композиторы - Шопен , Верди , Бетховен , Моцарт , Шуберт , Вагнер и Лист . [ 22 ]
Избранные работы
[ редактировать ]- 1934 - Аллегро Симфоника для оркестра
- 1936 - Концерт для виолончели (переработка 1948 г., премьера 1951 г.) [ 16 ]
- 1938 — Каприччио для оркестра.
- 1940 - Балетная сюита
- 1941 - Концерт №1 для фортепиано с оркестром соль мажор.
- 1951 — Сирано де Бержерак , увертюра
- 1951 — «Веселая увертюра» для оркестра [ 23 ]
- 1953 - Серенада фа мажор для малого оркестра.
- 1954 — Пролог, вариации и финал для скрипки с оркестром
- 1954 — Концерт для скрипки с оркестром соль мажор.
- 1956 - Популярный концерт
- 1961 - Концерт №2 для фортепиано с оркестром фа мажор.
- 1967 — Концерт для струнного оркестра.
Хоровое и оперное
- 1949 — Мужчины против моря , опера
- 1950 — Голоса ночи , кантата
- 1952 — Анна Краус , опера
- 1958 — Бытие , оратория
- 1959 — Пять сонетов Элизабет Баррет Браунинг
Камера
- 1931 - Тема, вариации и фуга для кларнета и струнного квартета (ред. 1960)
- 1931 - Соната для виолончели
- 1933 — Духовой квинтет
- 1938 - Дивертисмент для духового квартета
- 1939 — Дивертисмент для струнного квартета.
- 1949 - Фортепианный квинтет
- 1949 - Трио ля мажор для флейты, гобоя и фортепиано
- 1951 - Серенада фа мажор для духовых инструментов
- 1957 - Фортепианное трио в одной части
- 1963 — Трио для флейты, кларнета и фагота.
Инструментальный
- 1932 - Вариации для флейты и фортепиано
- 1936 — Три пьесы для скрипки и фортепиано.
- 1937 — Три концертные пьесы для гобоя и фортепиано.
- 1937 - Элегия для виолончели и фортепиано
- 1938 - Пролог, вариации и финал для скрипки и фортепиано
- 1938 — Сонатина для гобоя и фортепиано.
- 1938 — Три концертные пьесы для гобоя и фортепиано.
- 1939 - Партита для флейты (или блокфлейты) и фортепиано
- 1942 - Кантилена для виолончели и фортепиано
- 1945 - Соната для скрипки соль-диез мажор, соч. 20
- 1946 - Соната для альта
- 1947 - Соната для виолончели ля мажор
- 1947 - Элегия для виолончели и фортепиано
- 1956 — Концертная фантазия для скрипки и фортепиано.
- 1963 — Дуэт для гобоя и кларнета.
- 1966 — Концерт-фантазия для альта и фортепиано.
- 1967 - Соната для альта соло
- 1968 — Соната для скрипки соло.
- 1968 — Соната для виолончели соло.
- 1968 — Сонатина си-бемоль мажор для кларнета и фортепиано.
Только фортепиано
- 1932 - Фэнтези
- 1934 - Четыре силуэта
- 1937 — Сюита для фортепиано
- 1939 - Экспромт
- 1940 - Интерлюдия
- 1945 — Легенда
- 1945 — Соната для фортепиано №1 си мажор.
- 1947 - Скерцо ля мажор
- 1950 - Фантастическое скерцо
- 1952 - Музыкальная шкатулка
- 1955 - Двенадцать прелюдий и фуг
- 1964 - Соната для фортепиано №2 ля-бемоль мажор
- 1965 - Зодиакальная сюита для фортепиано
Музыка из фильмов
- 1953 — Дом, который построил Джек
- 1953 - Море
- 1955 — Остров стали [ 24 ]
- 1959 - Джесси [ 25 ]
- 1959 — «Мумия»
- 1959 - Белый капкан
- 1960 — Цирк ужасов
- 1964 — Проклятие гробницы мумии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Коул, Хьюго. «Франц Райзенштейн» в Grove Music Online
- ^ Перейти обратно: а б с Коля Лессинг. Примечания к Францу Райзенштейну: Сольные сонаты , EDA 20 (2002)
- ^ Перейти обратно: а б с Палмер, Рассел. Британская музыка (1947), стр. 201–202.
- ^ Перейти обратно: а б Майкл Хаас, Еврейский музыкальный институт «Композиторы-эмигранты» , Лондонский университет, 2004 г.
- ↑ The Times , 30 мая 1938 г., стр. 12.
- ^ Перейти обратно: а б с д Саймон Винберг, «Биография Франца Райзенштейна» , Фонд ОРЕЛ.
- ^ Перейти обратно: а б Биография, Королевский музыкальный колледж
- ^ Культурное наследие и военнопленные: творчество за колючей проволокой , под редакцией Гилли Карр и Гарольда Митума
- ^ Норрис, Джеральд. Музыкальный справочник Великобритании и Ирландии (1981), стр. 75.
- ^ Гордон, Дэвид и Гордон, Питер. Музыкальные гости в Британии (Routledge, 2005), стр. 212.
- ↑ Выпускной 36, 30 августа 1957 г., архив выступлений BBC Proms
- ↑ Radio Times, выпуск 1259, 30 ноября 1947 г., стр. 24.
- ^ Вайсманн, Джон. «Музыка Франца Райзенштейна» в журнале «Слушатель» , выпуск 1215, 12 июня 1952 г.
- ^ Рассмотрено на MusicWeb International
- ^ Рассмотрено на MusicWeb International
- ^ Перейти обратно: а б CPO 555 109-2, рассмотрено на MusicWeb International.
- ^ Рассмотрено на MusicWeb International
- ^ Композиторы за фортепиано - Боуэн и Райзенштейн, Лирита Реам 2105
- ^ Музыкальные фестивали Хоффнунга , переиздание компакт-диска, аннотации, номер EMI Records CMS 7633022, 1989.
- ^ Хоуп, А. Джерард Хоуп (Garden Press, 1988), стр. 156.
- ^ Снеговик, Дэниел. Гитлеровские эмигранты (2002), стр. 345.
- ↑ Райзенштейн: Вариации на тему «The Lambeth Walk» для Solo Piano Nimbus Music Publishing, 2018
- ^ Веселая увертюра , Оркестр BBC Midland под управлением Лео Вурмсера, радиопередача
- ^ Колониальный фильм. Остров Стали
- ^ Фонд Велкома. Джесси
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Композиторы-классики XX века
- Британские композиторы-классики
- Британские оперные композиторы
- Британские оперные композиторы-мужчины
- Британские композиторы музыки к фильмам
- Британские композиторы-мужчины к фильмам
- Немецкие композиторы-классики
- Немецкие композиторы-мужчины-классики
- Немецкие оперные композиторы
- Немецкие композиторы музыки к фильмам
- Еврейские композиторы-классики
- Еврейские классические пианисты
- Дети-классические музыканты
- Еврейские эмигранты из нацистской Германии в Соединенное Королевство
- Выпускники Королевского музыкального колледжа
- Музыканты из Нюрнберга
- Люди, интернированные на острове Мэн во время Второй мировой войны
- 1911 рождений
- 1968 смертей
- Ученики Пауля Хиндемита
- Ученики Ральфа Воана Уильямса
- Классические пианисты 20 века
- Британские музыканты 20-го века
- Академики Королевской музыкальной академии
- Британские классические пианисты
- немецкие классические пианисты
- Британские классические пианисты мужского пола
- Британские музыканты-мужчины 20-го века
- Британские пианисты XX века