Jump to content

Варшавский концерт

Варшавский концерт — короткое произведение для фортепиано с оркестром Ричарда Аддинселла , написанное для британского фильма 1941 года «Опасный лунный свет» , в котором рассказывается о борьбе Польши против вторжения нацистской Германии в 1939 году . В исполнении оно обычно длится чуть меньше десяти минут. Концерт — образец программной музыки , представляющей одновременно борьбу за Варшаву и романтику главных героев фильма. Он стал очень популярен в Великобритании во время Второй мировой войны .

Концерт написан в подражании стилю Сергея Рахманинова . Это положило начало тенденции к созданию подобных коротких фортепианных концертов в романтическом стиле, получивших название «таблоидные концерты». [1] или « концерты Денхэма » (последний термин придумал Стив Рейс ). [2]

Композитор Ричард Аддинселл родился в Лондоне и сначала изучал право, прежде чем заняться музыкальной карьерой. Его время в Королевском музыкальном колледже было недолгим, так как вскоре его увлек музыкальный театр, а также он писал для радио, но его самый запоминающийся вклад - это серия саундтреков к фильмам, начавшаяся в 1936 году. Он написал музыку для театра 1939 года. фильм «Прощай, мистер Чипс» , оригинальный «Газовый свет» (выпущенный в 1940 году, не путать с более поздней голливудской версией), «Скрудж» и «Опасный лунный свет» (1941, также выпущенный в США как «Эскадрон самоубийц» ). Именно эта последняя фотография положила начало тенденции «таблоидных концертов». [1] композиции в классическом стиле, написанные для исполнения в кино. Джон Хантли исследует причину этой концепции:

Ассоциации, которые могут возникнуть у отдельных зрителей по отношению к определенному произведению известной музыки, находятся вне контроля режиссера фильма, в котором оно используется… Поэтому в случае с «Опасным лунным светом» было справедливо решено написать специально написанное музыкальное произведение, которое могло бы ассоциироваться в сознании зрителей с Польшей, воздушными налетами на Варшаву и всем, что хотел предложить режиссер. [3]

Концерт не входил в первоначальный план. По словам Роя Дугласа , в то время оркестровавшего все партитуры Аддинселла: «Режиссер фильма изначально хотел использовать Рахманинова Сергея Второй фортепианный концерт , но эта идея была либо запрещена владельцами авторских прав, либо была слишком дорогой». [4] Таким образом, Аддинселл хотел, чтобы произведение звучало как можно больше похоже на Рахманинова, и Дуглас вспоминает: «Пока я оркестровал Варшавский концерт, вокруг меня были миниатюрные партитуры Второго и Третьего фортепианных концертов, а также Рапсодия на тему Паганини ». [4] и лежит в основе Dangerous Moonlight Хотя Концерт , он никогда не исполняется целиком, а раскрывается по частям. Начало произведения слышно, когда встречаются два главных героя, а дальнейшее развитие оно получает, когда они проводят медовый месяц. Наконец, в единственном расширенном концертном эпизоде ​​нам дана заключительная часть, но ее использование не ограничивается сценами с «композитором» за фортепиано. Эти темы подчеркивают весь фильм, и таким образом короткая концертная пьеса приобретает драматический резонанс, который противоречит ее небольшому масштабу.

Роль в фильме

[ редактировать ]

Действие «Опасного лунного света» происходит в начале Второй мировой войны и рассказывает историю польского концертирующего пианиста и композитора Стефана Радецкого ( Антон Вальбрук ), который защищает свою страну, став летчиком-истребителем. После воздушного налета немецких люфтваффе на Варшаву его обнаруживает американский репортер Кэрол Питерс ( Салли Грей ), играющий на фортепиано в разбомбленном здании. Это открытие его Варшавского концерта , работа над которым в данный момент еще продолжается, и первая строчка, которую он говорит ей, звучит так: «Небезопасно оставаться одному, когда луна такая яркая» (имеется в виду бомбардировки при лунном свете). ). Внимательно глядя на Кэрол и раскрывая «что-то прекрасное, что вы только что подарили мне», он представляет лирическую вторую тему Концерта. И действительно, эта мелодия всегда ассоциируется с Кэрол. [5] Как и Рахманинов, Аддинселл представляет его почти как ноктюрн. Стефан говорит об этом произведении позже в фильме: «Эта музыка – это ты и я. Это история о нас двоих в Варшаве, о нас в Америке, о нас в… где еще, я не знаю. Вот почему я могу не закончу». Но закончить это он делает. Подобно тому, как Рахманинов возвращается к своей второй теме во Втором фортепианном концерте, мелодия «Карол» используется не только для того, чтобы соединить воедино эмоциональные нити драмы, но и для того, чтобы довести Концерт до триумфального завершения. На протяжении всего фильма незавершенное произведение определяется связью с Фредерика Шопена « Военным » Полонезом , символизирующим польский патриотизм. [5] Он «завершается», когда элементы Полонеза объединяются с романтической темой, подразумевая слияние романтической и патриотической любви. [5]

В контексте сюжета « Опасный лунный свет» также эффективно создает впечатление более крупного произведения, написанного и исполненного вымышленным композитором и пианистом из фильма. При первом исполнении отрывков Концерта один персонаж говорит другому: «У меня есть пластинки», а при показе «премьеры» нам предоставляется крупный план программы Варшавского концерта с тремя частями. перечислены. На самом деле Аддинселлом была написана только одна часть.

Популярность

[ редактировать ]

Успех фильма привел к немедленному спросу на работу, и была послушно предоставлена ​​запись саундтрека к фильму (9 минут она прекрасно уместилась на двух сторонах 12-дюймового диска, играющего на скорости 78 об/мин) вместе с нотами. для сольной версии для фортепиано. [6] Столь неожиданный успех имел еще одно последствие. Партию фортепиано за кадром исполнял Луис Кентнер , прекрасный британский музыкант, известный исполнением Ференца Листа , но он настоял на том, чтобы на экране не было упоминаний, опасаясь, что его участие в популярном развлечении повредит его классическому спектаклю. репутация. [7] Он утратил свои сомнения, когда запись была продана миллионами, и Дуглас отмечает, что он даже просил гонорары (они были предоставлены). [8] В конечном итоге Варшавский концерт имел такой успех, что совершил необычный для того времени путь от киноэкрана до концертного зала.

В своем появлении в 1944 году на Desert Island Discs Гай Гибсон , лидер рейда Дамбастерс , попросил его в качестве своего первого выбора. [9]

Один комментатор предположил, что Варшавский концерт является самым значительным инструментальным произведением, написанным в Британии во время войны, и по-прежнему лучше, чем любое другое произведение, передает время и место. [10]

Аранжировки, адаптации, цитаты и образцы

[ редактировать ]

Другие отсылки к поп-культуре

[ редактировать ]
  • Британский композитор Клайв Ричардсон написал «Лондонскую фантазию» как продолжение Варшавского концерта 1944 года. [13] За это время произведение приобрело успех и появилось как в версии для фортепиано с оркестром, так и в сольной версии для фортепиано со словом «Музыкальная картина битвы за Британию».
  • Спайк Миллиган неоднократно называет это произведение в своей автобиографии « Адольф Гитлер: Моя роль в его падении» (1971) и последующих книгах серии «чертовски ужасным Варшавским концертом».
  • Концерт . часто используется на чемпионатах по фигурному катанию (особенно в Японии)
  • Композитор и ведущий Стив Рейс придумал термин «Денхэмский концерт» для коротких романтических кинофильмов, вдохновленных успехом Варшавского концерта, таких как Хьюберта Бата » «Корнуоллская рапсодия , Нино Роты » «Легенда о стеклянной горе и Чарльза Уильямса. » «Мечта о стеклянной горе Олуэн , по мотивам киностудии Denham Film Studios . [14]
  • Настоящий Рахманинов (медленная часть из Второго фортепианного концерта) с большим эффектом была использована в фильме 1945 года «Краткая встреча» , а также в «Седьмой вуали» (также 1945).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б К. Дж. Доннелли, Британская музыка для кино и мюзиклы для фильмов (Бейзингсток: Palgrave Macmillan, 2007), 50. Джон Хантли определяет этот термин как «кусок контекстной музыки для фильма, который был должным образом записан и смонтирован в готовый фильм». См. его британскую киномузыку (Нью-Йорк: Arno Press & The New York Times, 1972), 54.
  2. ^ Лейн, Филип . Примечания к «Варшавскому концерту и другим фортепианным концертам из фильмов» , Naxos CD 8.554323 (1998)
  3. ^ Джон Хантли, Британская киномузыка (Нью-Йорк: Arno Press и The New York Times, 1972), 53–54.
  4. ^ Jump up to: а б Рой Дуглас, «Варшавская связь: Рой Дуглас вспоминает, как все обернулось на самом деле», ICRC 18 (1999): 62; переиздано с небольшими изменениями в книге Яна Г. Свинно, «Лучшие годы британской киномузыки: 1936–1958» (Woodbridge: Boydell Press, 2002), 215.
  5. ^ Jump up to: а б с Лэнг, Хизер, «Гендерная партитура: музыка и гендер в мелодраме 1940-х годов и женском фильме», Ashgate Publishing, 2007, стр. 156–9.
  6. ^ Хантли, Британская киномузыка, 54.
  7. ^ Дуглас, Варшавская связь , 62.
  8. В исправленной версии статьи Дугласа, опубликованной в журнале Swynnoe « Лучшие годы британской киномузыки», Дуглас узнал, что Кентнер не получал гонораров; см. стр. 216.
  9. ^ Моррис, Ричард (1994). Гай Гибсон . Лондон: Викинг, Penguin Group. стр. 233–234.
  10. ^ Лейн, Филип (2003). Примечания к компакт-диску «Музыка к фильму Ричарда Аддинселла» .
  11. ^ « Текст песни «The World Outside»» (TXT) . Ntl.matrix.xom.br . Проверено 28 июля 2016 г.
  12. ^ «Джеймс Букер, секретно: ремиксы и расширения (обзор альбома)» . Журнал OffBeat . Проверено 12 марта 2019 г.
  13. ^ Клайв Ричардсон. «Клайв Ричардсон | Биография и история» . Вся музыка . Проверено 28 июля 2016 г.
  14. ^ «Британская легкая классика @www.classicalsource.com» . Классический источник.com . 30 октября 2007 г. Проверено 28 июля 2016 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0af2a7fa944cce14d50097aa184681af__1719107940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0a/af/0af2a7fa944cce14d50097aa184681af.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Warsaw Concerto - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)