Варшавский концерт
Варшавский концерт — короткое произведение для фортепиано с оркестром Ричарда Аддинселла , написанное для британского фильма 1941 года «Опасный лунный свет» , в котором рассказывается о борьбе Польши против вторжения нацистской Германии в 1939 году . В исполнении оно обычно длится чуть меньше десяти минут. Концерт — образец программной музыки , представляющей одновременно борьбу за Варшаву и романтику главных героев фильма. Он стал очень популярен в Великобритании во время Второй мировой войны .
Концерт написан в подражании стилю Сергея Рахманинова . Это положило начало тенденции к созданию подобных коротких фортепианных концертов в романтическом стиле, получивших название «таблоидные концерты». [1] или « концерты Денхэма » (последний термин придумал Стив Рейс ). [2]
Фон
[ редактировать ]Композитор Ричард Аддинселл родился в Лондоне и сначала изучал право, прежде чем заняться музыкальной карьерой. Его время в Королевском музыкальном колледже было недолгим, так как вскоре его увлек музыкальный театр, а также он писал для радио, но его самый запоминающийся вклад - это серия саундтреков к фильмам, начавшаяся в 1936 году. Он написал музыку для театра 1939 года. фильм «Прощай, мистер Чипс» , оригинальный «Газовый свет» (выпущенный в 1940 году, не путать с более поздней голливудской версией), «Скрудж» и «Опасный лунный свет» (1941, также выпущенный в США как «Эскадрон самоубийц» ). Именно эта последняя фотография положила начало тенденции «таблоидных концертов». [1] композиции в классическом стиле, написанные для исполнения в кино. Джон Хантли исследует причину этой концепции:
Ассоциации, которые могут возникнуть у отдельных зрителей по отношению к определенному произведению известной музыки, находятся вне контроля режиссера фильма, в котором оно используется… Поэтому в случае с «Опасным лунным светом» было справедливо решено написать специально написанное музыкальное произведение, которое могло бы ассоциироваться в сознании зрителей с Польшей, воздушными налетами на Варшаву и всем, что хотел предложить режиссер. [3]
Концерт не входил в первоначальный план. По словам Роя Дугласа , в то время оркестровавшего все партитуры Аддинселла: «Режиссер фильма изначально хотел использовать Рахманинова Сергея Второй фортепианный концерт , но эта идея была либо запрещена владельцами авторских прав, либо была слишком дорогой». [4] Таким образом, Аддинселл хотел, чтобы произведение звучало как можно больше похоже на Рахманинова, и Дуглас вспоминает: «Пока я оркестровал Варшавский концерт, вокруг меня были миниатюрные партитуры Второго и Третьего фортепианных концертов, а также Рапсодия на тему Паганини ». [4] и лежит в основе Dangerous Moonlight Хотя Концерт , он никогда не исполняется целиком, а раскрывается по частям. Начало произведения слышно, когда встречаются два главных героя, а дальнейшее развитие оно получает, когда они проводят медовый месяц. Наконец, в единственном расширенном концертном эпизоде нам дана заключительная часть, но ее использование не ограничивается сценами с «композитором» за фортепиано. Эти темы подчеркивают весь фильм, и таким образом короткая концертная пьеса приобретает драматический резонанс, который противоречит ее небольшому масштабу.
Роль в фильме
[ редактировать ]Действие «Опасного лунного света» происходит в начале Второй мировой войны и рассказывает историю польского концертирующего пианиста и композитора Стефана Радецкого ( Антон Вальбрук ), который защищает свою страну, став летчиком-истребителем. После воздушного налета немецких люфтваффе на Варшаву его обнаруживает американский репортер Кэрол Питерс ( Салли Грей ), играющий на фортепиано в разбомбленном здании. Это открытие его Варшавского концерта , работа над которым в данный момент еще продолжается, и первая строчка, которую он говорит ей, звучит так: «Небезопасно оставаться одному, когда луна такая яркая» (имеется в виду бомбардировки при лунном свете). ). Внимательно глядя на Кэрол и раскрывая «что-то прекрасное, что вы только что подарили мне», он представляет лирическую вторую тему Концерта. И действительно, эта мелодия всегда ассоциируется с Кэрол. [5] Как и Рахманинов, Аддинселл представляет его почти как ноктюрн. Стефан говорит об этом произведении позже в фильме: «Эта музыка – это ты и я. Это история о нас двоих в Варшаве, о нас в Америке, о нас в… где еще, я не знаю. Вот почему я могу не закончу». Но закончить это он делает. Подобно тому, как Рахманинов возвращается к своей второй теме во Втором фортепианном концерте, мелодия «Карол» используется не только для того, чтобы соединить воедино эмоциональные нити драмы, но и для того, чтобы довести Концерт до триумфального завершения. На протяжении всего фильма незавершенное произведение определяется связью с Фредерика Шопена « Военным » Полонезом , символизирующим польский патриотизм. [5] Он «завершается», когда элементы Полонеза объединяются с романтической темой, подразумевая слияние романтической и патриотической любви. [5]
В контексте сюжета « Опасный лунный свет» также эффективно создает впечатление более крупного произведения, написанного и исполненного вымышленным композитором и пианистом из фильма. При первом исполнении отрывков Концерта один персонаж говорит другому: «У меня есть пластинки», а при показе «премьеры» нам предоставляется крупный план программы Варшавского концерта с тремя частями. перечислены. На самом деле Аддинселлом была написана только одна часть.
Популярность
[ редактировать ]Успех фильма привел к немедленному спросу на работу, и была послушно предоставлена запись саундтрека к фильму (9 минут она прекрасно уместилась на двух сторонах 12-дюймового диска, играющего на скорости 78 об/мин) вместе с нотами. для сольной версии для фортепиано. [6] Столь неожиданный успех имел еще одно последствие. Партию фортепиано за кадром исполнял Луис Кентнер , прекрасный британский музыкант, известный исполнением Ференца Листа , но он настоял на том, чтобы на экране не было упоминаний, опасаясь, что его участие в популярном развлечении повредит его классическому спектаклю. репутация. [7] Он утратил свои сомнения, когда запись была продана миллионами, и Дуглас отмечает, что он даже просил гонорары (они были предоставлены). [8] В конечном итоге Варшавский концерт имел такой успех, что совершил необычный для того времени путь от киноэкрана до концертного зала.
В своем появлении в 1944 году на Desert Island Discs Гай Гибсон , лидер рейда Дамбастерс , попросил его в качестве своего первого выбора. [9]
Один комментатор предположил, что Варшавский концерт является самым значительным инструментальным произведением, написанным в Британии во время войны, и по-прежнему лучше, чем любое другое произведение, передает время и место. [10]
Аранжировки, адаптации, цитаты и образцы
[ редактировать ]- Перси Грейнджер переписал и переписал произведение для двух фортепиано в 1940-х годах.
- В интервью дирижер Диего Массон вспоминал, что французский композитор-модернист, дирижер и лидер послевоенного авангарда Пьер Булез в юности был пианистом в клубе «Фоли-Бержер» в Париже, «играя Варшавский концерт». , окутанный китчем и освещенный розоватым светом – и это было в то время, когда он писал свою вторую сонату»
- Дон «Криш» Хорнсби включил версию Концерта в свой комедийный номер, который часто исполнялся подвешенным за пятки, в конце 1940-х годов.
- Тема , в текст Концерта The заимствована из популярной песни о любви которой входит «Внешний мир никогда не узнает...», записанной группой Four Coins в 1958 году. [11] Тема концерта заняла 18-е место в британском чарте синглов в январе 1959 года как «The World Outside» Ронни Хилтона , очень популярного певца в Великобритании. Его также записали The Four Aces.
- Пианист Либераче регулярно исполнял Варшавский концерт на сцене и в своем альбоме 1952 года «Liberace, Super Hits».
- В 1999 году американский рэпер DMX использовал сэмпл Концерта на сингле " What's my name ", который стал первым релизом с его альбома номер 1 в США ...And then There Was X.
- Джордж Грили записал Концерт как для своего альбома Warner Bros. 1957 года « Десять величайших популярных фортепианных концертов в мире» , так и для своего альбома 1963 года «A Classic Affair».
- Хосе Каррерас записал Концерт в качестве вступительного трека на своем альбоме 1999 года Pure Passion.
- Гонсало Рубалькаба , премии «Грэмми» джазовый пианист и композитор, обладатель кубинский , записал латинскую аранжировку Варшавского концерта в 2005 году.
- Концертная версия Концерта с участием Ричарда Карпентера на фортепиано была включена в Carpenters альбом Live at the Palladium с продолжительностью 6 минут 35 минут.
- Ричард Клайдерман записал аранжировку произведения с Королевским филармоническим оркестром для своего альбома The Classic Touch , вышедшего в 1985 году.
- Музыка была использована в фильме «Морские волки» (1980) с темами Аддинселла в аранжировке Роя Бадда . Для фильма Бадд добавил слова Лесли Брикусса к своей аранжировке музыки , в результате чего получилась песня под названием «The Precious Moments » в исполнении Мэтта Монро .
- R&B из Нового Орлеана Пианист Джеймс Букер записал вступительную часть произведения. Он появляется в его альбоме Classified: Remixed and Expanded , выпущенном Rounder Records в 2013 году. [12]
- Тема ( Концерта Аристидесом является основной темой радиопрограммы «La música de los clásicos» «Музыка классиков»), поставленной доминиканским тенором Инчаустеги на радиопередатчике «Raíces» в Доминиканской Республике.
Другие отсылки к поп-культуре
[ редактировать ]- Британский композитор Клайв Ричардсон написал «Лондонскую фантазию» как продолжение Варшавского концерта 1944 года. [13] За это время произведение приобрело успех и появилось как в версии для фортепиано с оркестром, так и в сольной версии для фортепиано со словом «Музыкальная картина битвы за Британию».
- Спайк Миллиган неоднократно называет это произведение в своей автобиографии « Адольф Гитлер: Моя роль в его падении» (1971) и последующих книгах серии «чертовски ужасным Варшавским концертом».
- Концерт . часто используется на чемпионатах по фигурному катанию (особенно в Японии)
- Композитор и ведущий Стив Рейс придумал термин «Денхэмский концерт» для коротких романтических кинофильмов, вдохновленных успехом Варшавского концерта, таких как Хьюберта Бата » «Корнуоллская рапсодия , Нино Роты » «Легенда о стеклянной горе и Чарльза Уильямса. » «Мечта о стеклянной горе Олуэн , по мотивам киностудии Denham Film Studios . [14]
- Настоящий Рахманинов (медленная часть из Второго фортепианного концерта) с большим эффектом была использована в фильме 1945 года «Краткая встреча» , а также в «Седьмой вуали» (также 1945).
См. также
[ редактировать ]- фильма Оркестровка
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б К. Дж. Доннелли, Британская музыка для кино и мюзиклы для фильмов (Бейзингсток: Palgrave Macmillan, 2007), 50. Джон Хантли определяет этот термин как «кусок контекстной музыки для фильма, который был должным образом записан и смонтирован в готовый фильм». См. его британскую киномузыку (Нью-Йорк: Arno Press & The New York Times, 1972), 54.
- ^ Лейн, Филип . Примечания к «Варшавскому концерту и другим фортепианным концертам из фильмов» , Naxos CD 8.554323 (1998)
- ^ Джон Хантли, Британская киномузыка (Нью-Йорк: Arno Press и The New York Times, 1972), 53–54.
- ^ Jump up to: а б Рой Дуглас, «Варшавская связь: Рой Дуглас вспоминает, как все обернулось на самом деле», ICRC 18 (1999): 62; переиздано с небольшими изменениями в книге Яна Г. Свинно, «Лучшие годы британской киномузыки: 1936–1958» (Woodbridge: Boydell Press, 2002), 215.
- ^ Jump up to: а б с Лэнг, Хизер, «Гендерная партитура: музыка и гендер в мелодраме 1940-х годов и женском фильме», Ashgate Publishing, 2007, стр. 156–9.
- ^ Хантли, Британская киномузыка, 54.
- ^ Дуглас, Варшавская связь , 62.
- ↑ В исправленной версии статьи Дугласа, опубликованной в журнале Swynnoe « Лучшие годы британской киномузыки», Дуглас узнал, что Кентнер не получал гонораров; см. стр. 216.
- ^ Моррис, Ричард (1994). Гай Гибсон . Лондон: Викинг, Penguin Group. стр. 233–234.
- ^ Лейн, Филип (2003). Примечания к компакт-диску «Музыка к фильму Ричарда Аддинселла» .
- ^ « Текст песни «The World Outside»» (TXT) . Ntl.matrix.xom.br . Проверено 28 июля 2016 г.
- ^ «Джеймс Букер, секретно: ремиксы и расширения (обзор альбома)» . Журнал OffBeat . Проверено 12 марта 2019 г.
- ^ Клайв Ричардсон. «Клайв Ричардсон | Биография и история» . Вся музыка . Проверено 28 июля 2016 г.
- ^ «Британская легкая классика @www.classicalsource.com» . Классический источник.com . 30 октября 2007 г. Проверено 28 июля 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Варшавский концерт Ричарда Аддинселла Анализ и описание Варшавского концерта Аддинселла
- Варшавский концерт: анализ, влияние и влияния Углубленный анализ Варшавского концерта, его использования в «Опасном лунном свете» , музыки, которая на него повлияла, и музыки, на которую он повлиял.
- Композиторы недели — Аддинселл и Ноэль Кауард.
- Опасный лунный свет на IMDb
- Лейн, Филип. Примечания к Naxos 8.554323: Варшавский концерт и другие фортепианные концерты из фильмов (1998)