Jump to content

Генрих Игнац Франц Бибер

(Перенаправлено с Генриха Бибера )

Портрет бобра
подпись, написанная чернилами плавным шрифтом

Генрих Игнац Франц Бибер ( крещение 12 августа 1644, Страж-под-Ральскем - 3 мая 1704, Зальцбург ) [ 1 ] был чешско-австрийским композитором и скрипачом. Бибер работал в Граце и Кромержиже, прежде чем нелегально покинул своего работодателя, принца-епископа Карла Лихтенштейн-Кастелькорна , и поселился в Зальцбурге . [ 1 ] Он оставался там до конца своей жизни, публикуя большую часть своей музыки, но, по-видимому, редко, если вообще когда-либо, давая концертные туры.

Бибер был одним из крупнейших композиторов скрипки в истории этого инструмента. Его собственная техника позволяла ему легко достигать 6-й и 7-й позиций , использовать несколько стопов в сложных полифонических пассажах и исследовать различные возможности настройки скордатуры . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Помимо прочего, Бибер писал оперы, духовную музыку и музыку для камерного ансамбля. [ 5 ] Он также написал одно из самых ранних известных произведений для скрипки соло, монументальную пассакалью из Мистерий-сонат . [ 6 ] При жизни Бибера его музыку знали и копировали по всей Европе. назвал его лучшим скрипичным композитором 17 века В конце 18 века историк музыки Чарльз Бёрни . [ 7 ] В конце 20-го века музыка Бибера, особенно « Мистические сонаты» , пережила ренессанс. Сегодня оно широко исполняется и записывается. [ 7 ]

Биография

[ редактировать ]

Бибер родился в Вартенберге, Богемия (ныне Страж-под-Ральскем , Чехия). [ 1 ] Мало что известно о его раннем образовании, кроме того, что он, возможно, учился в иезуитской гимназии в Троппау в Богемии и что он, возможно, получил музыкальное образование у местного органиста. [ 7 ] До 1668 года Бибер работал при дворе принца Иоганна Зейфрида фон Эггенберга в Граце , а затем работал у оломоуцкого епископа Карла II фон Лихтенштейн-Кастелькорна в Кромержиже . Соратник Бибера с начала 1660-х годов Павел Йозеф Вейвановский работал там директором Капеллы. Бибер, очевидно, пользовался хорошей репутацией, и его навыки игры на скрипке ценились очень высоко. [ 7 ]

Памятник Биберу в его родном городе Вартенберге

Летом 1670 года Карл II отправил Бибера в Абзам , недалеко от Инсбрука , для переговоров со знаменитым мастером инструментов Якобом Штайнером о покупке новых инструментов для Капеллы. [ 8 ] Однако Бибер так и не добрался до Штайнера и вместо этого поступил на службу к архиепископу Зальцбургскому Максимилиану Гандольфу фон Кюнбургу. [ 3 ] Поскольку Карл и Максимилиан были друзьями, [ 7 ] Бывший работодатель Бибера воздержался от каких-либо действий; Однако он был очень задет решением композитора и ждал до 1676 года, чтобы официально выпустить документы об освобождении. Не случайно большинство композиций с автографами, отправленных Бибером Кремсьеру, датируются началом 1670-х годов. Бибер оставался в Зальцбурге до конца своей жизни. [ 1 ]

Его музыкальная и общественная карьера процветала: он начал публиковать свои ноты в 1676 году, выступал перед императором Леопольдом I (и был награжден им) в 1677 году, стал заместителем капельмейстера в Зальцбурге в 1679 году и капельмейстером в 1684 году. [ 7 ] В 1690 году Бибер был возведён императором в дворянство с титулом Бибер фон Биберн. Наконец, новый архиепископ Зальцбурга Иоганн Эрнст, граф Тун, назначил Бибера лордом-верховным управляющим - высший социальный ранг, которого мог достичь Бибер. [ 9 ]

Мемориальная доска рядом с могилой Бибера в Петерсфридгофе.

Композитор женился 30 мая 1672 года в летней резиденции епископа, дворце Хельбрунн , недалеко от Зальцбурга. [ 10 ] Его жена Мария Вайс была дочерью зальцбургского купца, гражданина и торговца Петера Вайса. Вместе у них было 11 детей, четверо из которых дожили до взрослого возраста. [ 10 ] Все были музыкально одарены. Антон Генрих (1679–1742) и Карл Генрих (1681–1749) оба служили скрипачами при дворе Зальцбурга, а последний получил звание капельмейстера в 1743 году. Дочери Мария Цесилия (род. 1674) и Анна Магдалена (1677–1742) стали монахини в Санта-Кларе, Мерано и аббатстве Ноннберг. , соответственно. Анна Магдалена была альтовой певицей и скрипачкой, а в 1727 году стала директором хора и капеллы аббатства. [ 9 ] своего отца , книгу по основам пения. она использовала Singfundament Для своей работы в аббатстве [ 3 ]

3 ноября 1692 года архиепископ Иоганн Эрнст назначил Бибера управляющим. [ 10 ] [ 11 ] Затем он получил свой герб .

Бибер умер в Зальцбурге в 1704 году. Его могила находится в Петерсфридгофе . [ 10 ]

Работает

[ редактировать ]
Символическая реконфигурация скрипки Бибером для сонаты «Воскресение» из « Мистических сонат».

На скрипичную музыку Бибера, возможно, повлияла, с одной стороны, итальянская традиция Марко Уччеллини и Карло Фарина , а с другой, зарождающаяся тогда немецкая полифоническая традиция, примером которой является Иоганн Генрих Шмельцер , который, возможно, был учителем Бибера. К достижениям Бибера относилось дальнейшее развитие скрипичной техники — он смог достичь 6-й и 7-й позиций , а его техника левой руки и смычка была гораздо более продвинутой, чем у современных итальянских композиторов. Он также преуспел в контрапункте, часто сочиняя полностью полифонические текстуры с большим количеством остановок . Еще одной областью, в которую Бибер внес существенный вклад, было искусство скордатуры , то есть музыки для альтернативных строев инструмента. Наконец, большая часть музыки Бибера использует различные формы числовой символики , аффектов , программных приемов и т. д., как видно из символической перенастройки скрипки для сонаты «Воскресение» из « Мистических сонат» .

Во второй половине 17 века Бибер вместе с композиторами дрезденской школы ( Иоганном Якобом Вальтером и Иоганном Паулем фон Вестхоффом ) считался одним из лучших и наиболее влиятельных скрипачей Европы. Однако вскоре после его смерти немецкие скрипачи стали следовать стилю Арканджело Корелли и его подражателей.

Инструментальная музыка

[ редактировать ]

Лучшие произведения скордатуры Бибера представлены в двух сборниках. Первые датируются ок. 1676 г. и известны под разными названиями: «Мистерические сонаты» , «Сонаты-четки» ( Mysterien Sonaten , Die Rosenkranz-Sonaten ), «Сонаты с гравировкой на медных пластинах» и т. д., [ 4 ] остававшиеся неопубликованными при жизни композитора. Он состоит из шестнадцати пьес: пятнадцати сонат для скрипки и континуо, изображающих пятнадцать Тайн Розария , и длинную пассакалью для скрипки соло. В сохранившемся экземпляре коллекции каждое произведение сопровождается небольшой гравюрой, изображающей изображаемую им тайну, а изображение (рисунок тушью), предшествующее пассакалье, изображает ангела-хранителя с ребенком. Только первая и последняя пьесы используют обычную настройку; все остальные используют ту или иную форму скордатуры :

Настройка для 16 пьес мистерий-сонат.

Сонаты были посвящены Максимилиану Гандольфу фон Кюенбургу, к которому Бибер обращается в предисловии: «Я посвятил все это чести XV Священных Мистерий, которые вы так активно пропагандируете». Хотя эти произведения не публиковались при жизни композитора, сегодня они являются его самыми популярными произведениями и одной из причин возрождения интереса к его музыке. Весь сет был записан многочисленными скрипачами, такими как Джон Холлоуэй , Эндрю Манз и многими другими. соответствует теме « Паганини » Каприза № 24 Соната 15 известна одной из своих тем, которая почти точно ; возможно, что Паганини был вдохновлен Бибером, так же как Ференц Лист , Иоганнес Брамс и Сергей Рахманинов позже были вдохновлены «Каприсом» Паганини. [ 12 ]

Вторая работа, в которой Бибер исследовал технику скордатуры, - это Harmonia artificioso-ariosa (1696), его последний известный опубликованный сборник инструментальной музыки. Он содержит семь партит для двух инструментов и бассо континуо: пять для двух скрипок, одну для двух альтов д'амур и одну для скрипки и альта. Шесть партит требуют настройки скордатуры, в том числе для альта и двух альтов д'амур; Бибер использует весь потенциал техники, включая все возможности сложной полифонии: некоторые пьесы состоят из пяти частей, причем оба мелодических инструмента несут по две части. Никакие другие камерные произведения Бибера не используют такие устройства, и единственные другие произведения, в которых используется скордатура, - это две сонаты, включенные в Сонаты для скрипки соло 1681 года. Этот сборник включает восемь сонат для скрипки и бассо континуо, все из которых уже отмечены Чарльзом Бёрни в конца 18 века, благодаря блестящим виртуозным пассажам и сложным структурам. В отличие от «Мистерий-сонат» и «Гармоний» , эти произведения состоят в основном из пьес в свободной форме (прелюдия, ария) или вариаций, а не из танцев.

Другие опубликованные сборники инструментальной музыки Бибера - Sonatae tam aris quam aulis servientes (1676), Mensa sonora (1680) и Fidicinium Sacro profanum (1682/3). Sonatae tam aris содержит сонаты в пяти, шести или восьми частях; некоторые из них используют только струнные инструменты, некоторые включают одну или две трубы. Mensa sonora представляет собой набор из шести партит для одной или двух скрипок, альта, виолончели и бассо континуо, а Fidicinium Sacro Profanum включает двенадцать сонат для одной или двух скрипок, двух альтов и континуо. Наконец, рукописные источники включают множество других произведений: фантазии, балеты, сонаты и т. д. Среди них « Баталия », программная «боевая» пьеса, предвосхищающая такие современные приемы, как политональность и col legno , игра [ 13 ] и « Репрезентативная соната» , еще одно типичное произведение 17-го века, похожее на произведения Вальтера и Фарины, имитирующее различных птиц и животных. [ 2 ] Примером универсальности Бибера в инструментальной музыке является Соната С. Поликарпи , написанная для восьми труб и литавр.

Духовная музыка

[ редактировать ]

В отличие от большинства композиторов для скрипки, Бибер не ограничивался музыкой для этого инструмента. Он также был плодовитым сочинителем священных вокальных произведений: месс , реквиемов , мотетов и т. д. Многие из них были полихоральными и использовали большие инструментальные силы, вдохновленные возможностями просторного интерьера Зальцбургского собора . Среди полихоральных произведений Missa Salisburgensis наиболее известна (1682). Обширная постановка мессы для шестнадцати голосов и 37 инструменталистов (т.е. всего 53 части), ранее приписывалась Орацио Беневоли , но сегодня авторство Бибера несомненно. В состав инструментария входят не только струнные ансамбли, но и гобои, корнеты , трубы и литавры . Среди его многочисленных полихоральных произведений - Plaudite tympana à 53 (1682), Vesperae à 32 (1693), Missa Bruxellensis (1696) и Missa Sancti Henrici (1697), написанная по случаю принятия пострига его второй дочерью. Анна Магдалена в аббатстве Ноннберг в Зальцбурге. В честь императора Генриха II , вторая святая-основательница монастыря , она взяла имя Мария Роза Хенрика, когда ее послушничество началось в 1696 году. Месса Святого Генриха исполняется для пятиголосного хора с двумя партиями сопрано и оркестра из двух скрипок, трех альтов и оркестра. две трубы, литавры и континуо, с дополнительными трубами и мешками для удвоения голосовых партий.

Хотя Бибер наиболее известен своими масштабными полихоральными произведениями, он также был способен писать и для меньших групп. Missa Quadragesimalis — это простая настройка а капелла (с наличием только партии континуо) для четырех голосов, как и Stabat Mater .

Список работ

[ редактировать ]
Список работ [ 14 ]

См. также

[ редактировать ]

Избранные записи

[ редактировать ]
  • Реквием к 15 вечерне в 32 года , Эльс Бонгерс , Анна Гримм, Кай Вессель , Питер де Гроот, Марсель Рейанс, Саймон Дэвис, Рене Стер, Кес-Ян де Конинг, Амстердамский барочный оркестр и хор , Тон Купман ОСЛК   31626490
  • Брюссельская месса - Жорди Саваль, Концерт наций, Королевская капелла Каталонии - Алия Вокс 9808
  • Реквием / Баталия – Жорди Саваль, Королевская капелла Каталонии, Концерт наций – Алия Вокс 9825
  • «Репрезентативная соната для скрипки и континуо ля мажор», The Zarjaz, La Leggenda Del Block, Editio Seconda, Traite Pour Marbre Neon Harpe Et Voix – Basilcia Records BA 005
  • «Mensa sonora and Sonatapresentiva», Рейнхард Гебель , Musica Antiqua Cologne - Archive Production (DG) 423701
  • «Сонаты Розария», Ричард Эгарр , Эндрю Манз , Элисон МакГилливрей, Harmonia Mundi 907321
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Генрих Бибер в Британской энциклопедии
  2. ^ Перейти обратно: а б Обзор скрипичного репертуара без аккомпанемента с акцентом на произведения И. С. Баха и Юджина Изаи , Drum.lib.umd.edu, стр. 19-20
  3. ^ Перейти обратно: а б с Данн, Элиас; Сенал, Иржи (2001). «Генрих Игнац Франц фон Бибер». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.03037 . ISBN  978-1-56159-263-0 .
  4. ^ Перейти обратно: а б «Бибер, Генрих Игнац Франц фон» , Биографический словарь музыкантов Бейкера - через HighBeam Research
  5. ^ Норвич, Джей-Джей (1985–1993). Оксфордская иллюстрированная энциклопедия . Судья Гарри Джордж, Тойн Энтони. Оксфорд [Англия]: Издательство Оксфордского университета. п. 47. ИСБН  0-19-869129-7 . OCLC   11814265 .
  6. ^ Обзор скрипичного репертуара без аккомпанемента с акцентом на произведения И.С. Баха и Юджина Изаи , Drum.lib.umd.edu, стр. 12
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Генрих Игнац Франц Бибер , encyclepedia.com. Проверено 21 февраля 2015 г.
  8. ^ StainerQuartett: Джейкоб Стейнер , Stainerquartett.ch
  9. ^ Перейти обратно: а б Генрих Игнац Франц фон Бибер – Хронология , bluntinstrument.org.uk
  10. ^ Перейти обратно: а б с д Генрих Игнац Франц Бибер , Зальцбург Wiki [ нужен лучший источник ]
  11. ^ Брюэр, Чарльз Э. (1 марта 2011 г.). Инструментальная музыка Шмельцера, Бибера, Мюффа и их современников . Издательство Эшгейт. ISBN  9781409494225 .
  12. ^ "Генрих Бибер" , Hyperion Records
  13. ^ Батталия Генриха Игнаца Франца Бибера. Архивировано 21 февраля 2015 г. в Wayback Machine , wmea.com.
  14. ^ Список работ Генриха Игнаца Франца фон Бибера , imslp.org
  15. ^ Карл Генрих Вернер, Вольфганг Гратцер, Ленц Мейеротт (1993): История музыки: исследование и справочник в Google Books , стр. 229. Ванденхук и Рупрехт, ISBN   3-525-27811-X .
  16. ^ Linn Records - Виртуоз в процессе становления - Бибер
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 17f40d2c55255eff49e6c43ecd8309e1__1707464340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/17/e1/17f40d2c55255eff49e6c43ecd8309e1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Heinrich Ignaz Franz Biber - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)