Генрих Игнац Франц Бибер
Генрих Игнац Франц Бибер ( крещение 12 августа 1644, Страж-под-Ральскем - 3 мая 1704, Зальцбург ) [ 1 ] был чешско-австрийским композитором и скрипачом. Бибер работал в Граце и Кромержиже, прежде чем нелегально покинул своего работодателя, принца-епископа Карла Лихтенштейн-Кастелькорна , и поселился в Зальцбурге . [ 1 ] Он оставался там до конца своей жизни, публикуя большую часть своей музыки, но, по-видимому, редко, если вообще когда-либо, давая концертные туры.
Бибер был одним из крупнейших композиторов скрипки в истории этого инструмента. Его собственная техника позволяла ему легко достигать 6-й и 7-й позиций , использовать несколько стопов в сложных полифонических пассажах и исследовать различные возможности настройки скордатуры . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Помимо прочего, Бибер писал оперы, духовную музыку и музыку для камерного ансамбля. [ 5 ] Он также написал одно из самых ранних известных произведений для скрипки соло, монументальную пассакалью из Мистерий-сонат . [ 6 ] При жизни Бибера его музыку знали и копировали по всей Европе. назвал его лучшим скрипичным композитором 17 века В конце 18 века историк музыки Чарльз Бёрни . [ 7 ] В конце 20-го века музыка Бибера, особенно « Мистические сонаты» , пережила ренессанс. Сегодня оно широко исполняется и записывается. [ 7 ]
Биография
[ редактировать ]Бибер родился в Вартенберге, Богемия (ныне Страж-под-Ральскем , Чехия). [ 1 ] Мало что известно о его раннем образовании, кроме того, что он, возможно, учился в иезуитской гимназии в Троппау в Богемии и что он, возможно, получил музыкальное образование у местного органиста. [ 7 ] До 1668 года Бибер работал при дворе принца Иоганна Зейфрида фон Эггенберга в Граце , а затем работал у оломоуцкого епископа Карла II фон Лихтенштейн-Кастелькорна в Кромержиже . Соратник Бибера с начала 1660-х годов Павел Йозеф Вейвановский работал там директором Капеллы. Бибер, очевидно, пользовался хорошей репутацией, и его навыки игры на скрипке ценились очень высоко. [ 7 ]
Летом 1670 года Карл II отправил Бибера в Абзам , недалеко от Инсбрука , для переговоров со знаменитым мастером инструментов Якобом Штайнером о покупке новых инструментов для Капеллы. [ 8 ] Однако Бибер так и не добрался до Штайнера и вместо этого поступил на службу к архиепископу Зальцбургскому Максимилиану Гандольфу фон Кюнбургу. [ 3 ] Поскольку Карл и Максимилиан были друзьями, [ 7 ] Бывший работодатель Бибера воздержался от каких-либо действий; Однако он был очень задет решением композитора и ждал до 1676 года, чтобы официально выпустить документы об освобождении. Не случайно большинство композиций с автографами, отправленных Бибером Кремсьеру, датируются началом 1670-х годов. Бибер оставался в Зальцбурге до конца своей жизни. [ 1 ]
Его музыкальная и общественная карьера процветала: он начал публиковать свои ноты в 1676 году, выступал перед императором Леопольдом I (и был награжден им) в 1677 году, стал заместителем капельмейстера в Зальцбурге в 1679 году и капельмейстером в 1684 году. [ 7 ] В 1690 году Бибер был возведён императором в дворянство с титулом Бибер фон Биберн. Наконец, новый архиепископ Зальцбурга Иоганн Эрнст, граф Тун, назначил Бибера лордом-верховным управляющим - высший социальный ранг, которого мог достичь Бибер. [ 9 ]
Композитор женился 30 мая 1672 года в летней резиденции епископа, дворце Хельбрунн , недалеко от Зальцбурга. [ 10 ] Его жена Мария Вайс была дочерью зальцбургского купца, гражданина и торговца Петера Вайса. Вместе у них было 11 детей, четверо из которых дожили до взрослого возраста. [ 10 ] Все были музыкально одарены. Антон Генрих (1679–1742) и Карл Генрих (1681–1749) оба служили скрипачами при дворе Зальцбурга, а последний получил звание капельмейстера в 1743 году. Дочери Мария Цесилия (род. 1674) и Анна Магдалена (1677–1742) стали монахини в Санта-Кларе, Мерано и аббатстве Ноннберг. , соответственно. Анна Магдалена была альтовой певицей и скрипачкой, а в 1727 году стала директором хора и капеллы аббатства. [ 9 ] своего отца , книгу по основам пения. она использовала Singfundament Для своей работы в аббатстве [ 3 ]
3 ноября 1692 года архиепископ Иоганн Эрнст назначил Бибера управляющим. [ 10 ] [ 11 ] Затем он получил свой герб .
Бибер умер в Зальцбурге в 1704 году. Его могила находится в Петерсфридгофе . [ 10 ]
Работает
[ редактировать ]На скрипичную музыку Бибера, возможно, повлияла, с одной стороны, итальянская традиция Марко Уччеллини и Карло Фарина , а с другой, зарождающаяся тогда немецкая полифоническая традиция, примером которой является Иоганн Генрих Шмельцер , который, возможно, был учителем Бибера. К достижениям Бибера относилось дальнейшее развитие скрипичной техники — он смог достичь 6-й и 7-й позиций , а его техника левой руки и смычка была гораздо более продвинутой, чем у современных итальянских композиторов. Он также преуспел в контрапункте, часто сочиняя полностью полифонические текстуры с большим количеством остановок . Еще одной областью, в которую Бибер внес существенный вклад, было искусство скордатуры , то есть музыки для альтернативных строев инструмента. Наконец, большая часть музыки Бибера использует различные формы числовой символики , аффектов , программных приемов и т. д., как видно из символической перенастройки скрипки для сонаты «Воскресение» из « Мистических сонат» .
Во второй половине 17 века Бибер вместе с композиторами дрезденской школы ( Иоганном Якобом Вальтером и Иоганном Паулем фон Вестхоффом ) считался одним из лучших и наиболее влиятельных скрипачей Европы. Однако вскоре после его смерти немецкие скрипачи стали следовать стилю Арканджело Корелли и его подражателей.
Инструментальная музыка
[ редактировать ]Лучшие произведения скордатуры Бибера представлены в двух сборниках. Первые датируются ок. 1676 г. и известны под разными названиями: «Мистерические сонаты» , «Сонаты-четки» ( Mysterien Sonaten , Die Rosenkranz-Sonaten ), «Сонаты с гравировкой на медных пластинах» и т. д., [ 4 ] остававшиеся неопубликованными при жизни композитора. Он состоит из шестнадцати пьес: пятнадцати сонат для скрипки и континуо, изображающих пятнадцать Тайн Розария , и длинную пассакалью для скрипки соло. В сохранившемся экземпляре коллекции каждое произведение сопровождается небольшой гравюрой, изображающей изображаемую им тайну, а изображение (рисунок тушью), предшествующее пассакалье, изображает ангела-хранителя с ребенком. Только первая и последняя пьесы используют обычную настройку; все остальные используют ту или иную форму скордатуры :
Сонаты были посвящены Максимилиану Гандольфу фон Кюенбургу, к которому Бибер обращается в предисловии: «Я посвятил все это чести XV Священных Мистерий, которые вы так активно пропагандируете». Хотя эти произведения не публиковались при жизни композитора, сегодня они являются его самыми популярными произведениями и одной из причин возрождения интереса к его музыке. Весь сет был записан многочисленными скрипачами, такими как Джон Холлоуэй , Эндрю Манз и многими другими. соответствует теме « Паганини » Каприза № 24 Соната 15 известна одной из своих тем, которая почти точно ; возможно, что Паганини был вдохновлен Бибером, так же как Ференц Лист , Иоганнес Брамс и Сергей Рахманинов позже были вдохновлены «Каприсом» Паганини. [ 12 ]
Вторая работа, в которой Бибер исследовал технику скордатуры, - это Harmonia artificioso-ariosa (1696), его последний известный опубликованный сборник инструментальной музыки. Он содержит семь партит для двух инструментов и бассо континуо: пять для двух скрипок, одну для двух альтов д'амур и одну для скрипки и альта. Шесть партит требуют настройки скордатуры, в том числе для альта и двух альтов д'амур; Бибер использует весь потенциал техники, включая все возможности сложной полифонии: некоторые пьесы состоят из пяти частей, причем оба мелодических инструмента несут по две части. Никакие другие камерные произведения Бибера не используют такие устройства, и единственные другие произведения, в которых используется скордатура, - это две сонаты, включенные в Сонаты для скрипки соло 1681 года. Этот сборник включает восемь сонат для скрипки и бассо континуо, все из которых уже отмечены Чарльзом Бёрни в конца 18 века, благодаря блестящим виртуозным пассажам и сложным структурам. В отличие от «Мистерий-сонат» и «Гармоний» , эти произведения состоят в основном из пьес в свободной форме (прелюдия, ария) или вариаций, а не из танцев.
Другие опубликованные сборники инструментальной музыки Бибера - Sonatae tam aris quam aulis servientes (1676), Mensa sonora (1680) и Fidicinium Sacro profanum (1682/3). Sonatae tam aris содержит сонаты в пяти, шести или восьми частях; некоторые из них используют только струнные инструменты, некоторые включают одну или две трубы. Mensa sonora представляет собой набор из шести партит для одной или двух скрипок, альта, виолончели и бассо континуо, а Fidicinium Sacro Profanum включает двенадцать сонат для одной или двух скрипок, двух альтов и континуо. Наконец, рукописные источники включают множество других произведений: фантазии, балеты, сонаты и т. д. Среди них « Баталия », программная «боевая» пьеса, предвосхищающая такие современные приемы, как политональность и col legno , игра [ 13 ] и « Репрезентативная соната» , еще одно типичное произведение 17-го века, похожее на произведения Вальтера и Фарины, имитирующее различных птиц и животных. [ 2 ] Примером универсальности Бибера в инструментальной музыке является Соната С. Поликарпи , написанная для восьми труб и литавр.
Духовная музыка
[ редактировать ]В отличие от большинства композиторов для скрипки, Бибер не ограничивался музыкой для этого инструмента. Он также был плодовитым сочинителем священных вокальных произведений: месс , реквиемов , мотетов и т. д. Многие из них были полихоральными и использовали большие инструментальные силы, вдохновленные возможностями просторного интерьера Зальцбургского собора . Среди полихоральных произведений Missa Salisburgensis наиболее известна (1682). Обширная постановка мессы для шестнадцати голосов и 37 инструменталистов (т.е. всего 53 части), ранее приписывалась Орацио Беневоли , но сегодня авторство Бибера несомненно. В состав инструментария входят не только струнные ансамбли, но и гобои, корнеты , трубы и литавры . Среди его многочисленных полихоральных произведений - Plaudite tympana à 53 (1682), Vesperae à 32 (1693), Missa Bruxellensis (1696) и Missa Sancti Henrici (1697), написанная по случаю принятия пострига его второй дочерью. Анна Магдалена в аббатстве Ноннберг в Зальцбурге. В честь императора Генриха II , вторая святая-основательница монастыря , она взяла имя Мария Роза Хенрика, когда ее послушничество началось в 1696 году. Месса Святого Генриха исполняется для пятиголосного хора с двумя партиями сопрано и оркестра из двух скрипок, трех альтов и оркестра. две трубы, литавры и континуо, с дополнительными трубами и мешками для удвоения голосовых партий.
Хотя Бибер наиболее известен своими масштабными полихоральными произведениями, он также был способен писать и для меньших групп. Missa Quadragesimalis — это простая настройка а капелла (с наличием только партии континуо) для четырех голосов, как и Stabat Mater .
Список работ
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Избранные записи
[ редактировать ]- Реквием к 15 вечерне в 32 года , Эльс Бонгерс , Анна Гримм, Кай Вессель , Питер де Гроот, Марсель Рейанс, Саймон Дэвис, Рене Стер, Кес-Ян де Конинг, Амстердамский барочный оркестр и хор , Тон Купман ОСЛК 31626490
- Брюссельская месса - Жорди Саваль, Концерт наций, Королевская капелла Каталонии - Алия Вокс 9808
- Реквием / Баталия – Жорди Саваль, Королевская капелла Каталонии, Концерт наций – Алия Вокс 9825
- «Репрезентативная соната для скрипки и континуо ля мажор», The Zarjaz, La Leggenda Del Block, Editio Seconda, Traite Pour Marbre Neon Harpe Et Voix – Basilcia Records BA 005
- «Mensa sonora and Sonatapresentiva», Рейнхард Гебель , Musica Antiqua Cologne - Archive Production (DG) 423701
- «Сонаты Розария», Ричард Эгарр , Эндрю Манз , Элисон МакГилливрей, Harmonia Mundi 907321
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Генрих Бибер в Британской энциклопедии
- ^ Перейти обратно: а б Обзор скрипичного репертуара без аккомпанемента с акцентом на произведения И. С. Баха и Юджина Изаи , Drum.lib.umd.edu, стр. 19-20
- ^ Перейти обратно: а б с Данн, Элиас; Сенал, Иржи (2001). «Генрих Игнац Франц фон Бибер». Grove Music Online (8-е изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.03037 . ISBN 978-1-56159-263-0 .
- ^ Перейти обратно: а б «Бибер, Генрих Игнац Франц фон» , Биографический словарь музыкантов Бейкера - через HighBeam Research
- ^ Норвич, Джей-Джей (1985–1993). Оксфордская иллюстрированная энциклопедия . Судья Гарри Джордж, Тойн Энтони. Оксфорд [Англия]: Издательство Оксфордского университета. п. 47. ИСБН 0-19-869129-7 . OCLC 11814265 .
- ^ Обзор скрипичного репертуара без аккомпанемента с акцентом на произведения И.С. Баха и Юджина Изаи , Drum.lib.umd.edu, стр. 12
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Генрих Игнац Франц Бибер , encyclepedia.com. Проверено 21 февраля 2015 г.
- ^ StainerQuartett: Джейкоб Стейнер , Stainerquartett.ch
- ^ Перейти обратно: а б Генрих Игнац Франц фон Бибер – Хронология , bluntinstrument.org.uk
- ^ Перейти обратно: а б с д Генрих Игнац Франц Бибер , Зальцбург Wiki [ нужен лучший источник ]
- ^ Брюэр, Чарльз Э. (1 марта 2011 г.). Инструментальная музыка Шмельцера, Бибера, Мюффа и их современников . Издательство Эшгейт. ISBN 9781409494225 .
- ^ "Генрих Бибер" , Hyperion Records
- ^ Батталия Генриха Игнаца Франца Бибера. Архивировано 21 февраля 2015 г. в Wayback Machine , wmea.com.
- ^ Список работ Генриха Игнаца Франца фон Бибера , imslp.org
- ^ Карл Генрих Вернер, Вольфганг Гратцер, Ленц Мейеротт (1993): История музыки: исследование и справочник в Google Books , стр. 229. Ванденхук и Рупрехт, ISBN 3-525-27811-X .
- ^ Linn Records - Виртуоз в процессе становления - Бибер
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Джеймс Клементс. «Домашняя страница Генриха Бибера (последнее обновление в 2011 году, включает дискографию)» . bluntinstrument.org.uk . Архивировано из оригинала 2 апреля 2007 года.
- Бесплатные партитуры Генриха Игнаца Франца Бибера в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Бесплатные партитуры Генриха Игнаца Франца Бибера в Хоровой публичной библиотеке (ChoralWiki)
- 1644 рождения
- 1704 смерти
- Композиторы-классики 17 века.
- Люди 17 века из Богемии
- Австрийцы 17 века
- Композиторы для скрипки
- Чешские композиторы эпохи барокко
- Чешские композиторы-мужчины-классики
- Чешские классические скрипачи
- Австрийские композиторы эпохи барокко
- Австрийские композиторы-классики
- Австрийские композиторы-мужчины-классики
- Австрийские классические скрипачи
- Австрийские эмигранты в Германии
- Австрийцы немецкого богемного происхождения
- Немецкие богемные люди
- Габсбургское чешское дворянство
- Мужские классические скрипачи
- Жители Стража под Ральскемом
- Музыканты-мужчины 17 века