Салисбургская месса с 53 голосами
Missa Salisburgensis à 53 voci , пожалуй, самое масштабное произведение сохранившейся священной музыки в стиле барокко , архетипическое произведение колоссального барокко , которое сейчас общепризнанно принадлежит Генриху Игнацу Францу Биберу . Рукописная партитура этой мессы была вновь обнаружена в 1870-х годах в доме зеленщика в Зальцбурге , Австрия . Говорят, что его едва не использовали для упаковки овощей. [ 1 ] В конце 19 века музыковеды, в частности Август Вильгельм Амброс и Франц Ксавьер Елинек, приписали ее Орацио Беневоли и утверждали, что она была исполнена в 1628 году; однако в середине 1970-х годов Эрнст Хинтермайер «доказал… определенно» с помощью современных методов анализа почерка, водяных знаков и истории. [ 2 ] что это был не Беневоли. Он также продемонстрировал, что оно, должно быть, было написано к празднованию 1100-летия Зальцбургского архиепископства в 1682 году . [ 3 ] Хинтермайер писал в 2015 году, что имеющиеся доказательства исключают как Беневоли, так и Андреаса Хофера , коллегу Бибера, и приходит к выводу, что «...единственным возможным композитором Мессы и [компаньонного] мотета [для 54 голосов, Plaudite Tympana] был Генрих Игнац Франц Бибер... и источники, и стилистический анализ ясно указывают на Бибера как на автора произведений». [ 4 ]
Подсчет очков
[ редактировать ]Работа оценивается так:
- Чоро I : SS AA TT BB на концерте * и в капелле *, Орган
- Чоро II : 2 скрипки, 4 альта
- Choro III : 4 Flauti , 2 Oboi , 2 Clarini нет соло * (партии гобоя, возможно, были добавлены позже; обе партии, по-видимому, просто скопированы из линий Flauto I и Flauto II, и во всей мессе гобоя )
- Чоро IV : 2 Корнетти , 3 Тромбони (каждая партия корнетто почти наверняка предназначена для исполнения на Корнеттино )
- Припев V : SSAATTBB концерт и а капелла
- Чоро VI : 2 скрипки, 4 альта
- Локо I : 4 трубы , фронтоны.
- Локо II : 4 трубы, фронтоны
- Орган и континуо
*Примечание : слово «концерт» относится к вокальным солистам, а слово «а капелла» относится к вокальным тутти, когда к солистам присоединяются дополнительные певцы в вокальных партиях. При использовании хора капелла вокальные партии менее сложны, чем сольные партии голосов в концерте . Все линии альта находятся в ключах до, и неясно, требовались ли композитору инструменты из семейства скрипичных , то есть «виолы да браччо», или альты , то есть виолы да гамба в этих строках. Для четырех линий «Flauti» требуются два блокфлейты дискант (сопрано), дискант (альт) и тенор. «Тромбетты» — это натуральные трубы до мажором. Две «Кларини» — это сольные партии трубы, составленные преимущественно для самой высокой октавы натуральной трубы .
Стили и композиционные приемы
[ редактировать ]Missa Salisburgensis представляет собой полихоральную композицию, в которой используются многочисленные органы и различные места, доступные группам певцов и музыкантов для выступления в Зальцбургском соборе , вероятно, на праздновании 1682 года, посвященном 1100-летию со дня основания архиепископства Зальцбурга . Вокальные партии представлены в концертных партиях (солисты) и а капелла (весь хор) в шестнадцати вокальных линиях. Однако несколько раз в мессе композитор «сворачивает» все голоса в простую четырехголосную гармонию (САТБ) и использует некоторые инструментальные группы, в частности хор корнетто и тромбона , для игры в унисон с человеческими голосами. Произведение полностью написано в до мажоре , что обусловлено использованием десяти труб кларино в до мажоре . Все инструменты имеют сольные секции, кроме двух гобоев, которые всегда играют в унисон с первым и вторым флаути ( флейтами ). Произведение стилистически похоже на «Весперу» Бибера à 32 voci и Te Deum Laudamus à 23 voci. Андреаса Хофера .
Приложение к партитуре, хранящееся в зальцбургском музее Каролино Августеум, содержит равнозначный по партитуре гимн Plaudite tympana , сопровождающий мессу.
Записи
[ редактировать ]- Концертный оркестр Фестиваля Отто Шнайдера, Хор собора Св. Антония, Хьюго Шмид, орган, дирижер Отто Шнайдер. LP MHS 503 S Общества музыкального наследия (1950-е)
- Школа Монсеррат , Тельцер Кнабенчор , Collegium Aureum, режиссер Иренеу Сегарра. Компакт-диск Deutsche Harmonia Mundi RD77050 (1974)
- Musica Antiqua Köln, режиссер Райнхард Гебель , Габриэли Консорт и игроки, режиссер Пол МакКриш . Archiv Production CD 457 611–2 (1998)
- Амстердамский барочный оркестр и хор под управлением Тона Купмана . Эрато CD 3984 25506 2 (1998)
- «Сезон гармоник», режиссёр Серджио Балестраччи . Амадей «Особый» 173
- «Гесперион XXI» , «Концерт Наций» и «Королевская капелла Каталонии» в постановке Жорди Саваля . Алия Vox CD Cat. #9912 (2015)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Доктор Джеймс Клементс (10 августа 2004 г.). Беседа об атрибуции Биберовской Missa Bruxellensis и Missa Salisburgensis " " Проверено 1 сентября 2007 г.
- ↑ Вальтер Гюртельшмид и Зигфрид Гмайнвизер, Запись об Орацио Беневоли, Grove Music Online, по состоянию на 4 декабря 2015 г.
- ↑ Эрнст Хинтермайер, «Зальцбургская месса», Musical Times cxvi (1975), 965–6.
- ↑ Эрнест Хинтермайер, «Missa Salisburgensis», буклет-эссе, сопровождающий запись Хорди Саваля , Alia Vox 9912.
- Каталог музыки для Корнетта Брюса Дики и Майкла Коллвера ; Издательство Университета Индианы, 1996 г. ISBN 0-253-20974-9
- Памятники музыкального искусства в Австрии , Вена: Универсальное издание, 1894–1938 гг., Том 20.
- Издание King's Music (1997).
- Missa Salisburgensis , большое факсимиле рукописи из Библиотеки музея Каролино Августеум , Зальцбург (Зальцбург: Антон Пустет, 1969). Введение доктора Л. Фейнингера содержит некоторые устаревшие научные данные.
- есть отчет Эрнста Хинтермайера о путанице Missa Salisburgensis (на немецком языке). В нескольких австрийских музыковедческих журналах 1970-х годов
- Орацио Беневоли Opera Omnia , изд. Фейнингер Л., Памятники полихоральной литургии Священной Римской церкви , (Рим, 1966-).