Колоссальное барокко
Стиль колоссального барокко — это название, которое было придумано для описания ряда музыкальных композиций 17 и 18 веков, написанных в богатом, великолепном и масштабном стиле. В таких произведениях часто используются полихоральные техники и часто используются инструментальные силы, значительно превышающие норму для периода барокко. Колоссальное барокко берет свое начало в Италии, в великолепной полихоральной музыке венецианской школы , в роскошных, экстравагантных постановках двора Медичи, например, в 40- и 60-голосной Missa sopra Ecco sì beato giorno Алессандро Стриджио , и в больших полихоральных произведениях римской школы , многие из которых были написаны намного позже венецианской школы. Школа исчезла. Толчком к этой музыке послужил Тридентский собор , положивший начало Контрреформации . Некоторые участники Собора придерживались неофициальной точки зрения, что музыка должна подчиняться тексту, как это идеализировано и продемонстрировано в хоровой музыке Палестрины. [ нужна ссылка ] Некоторые критики считали, что это не так достижимо в более крупных хоровых структурах.
Фон
[ редактировать ]Некоторые из корней колоссального стиля барокко уходят в богатые флорентийские Интермедии 16-го века, построенные по заказу и при участии могущественной семьи Медичи . «Пеллегрина» , исполненная на свадьбе Фердинанда Медичи с французской принцессой Кристиной Лотарингской в «Интермедио VI» для семи хоров в 1589 году, включала музыку Кристофано Мальвецци .
Еще одним городом, который культивировал большую звучность, был Рим. Композиторы там не были столь предприимчивы в гармонии и ритме, как венецианцы, но у них были просторные церкви с тщательно продуманными интерьерами, которые требовали соответствующей музыки. Такие композиторы, как Орацио Беневоли , начавший свою карьеру в Риме, помогли распространить этот стиль в других местах, особенно через перевал Бреннер на австрийские земли. [ 1 ]
В Австрии многочастные произведения писались для особых случаев, но не всегда публиковались. Существует длинный список недостающих и неполных произведений Джованни Валентини (некоторые в 17 хорах), Приули, Бернади (в мессе при освящении Зальцбургского собора участвовало 16 хоров) и других. Некоторые партии трубы Валентини сохранились; в них мало изменений нот и много пауз. Вполне возможно, что духовые инструменты могли создавать совмещенные массовые объемные ответные фразы в многохоровой текстуре, подобные эффектам, использованным Джованни Габриэли и другими композиторами венецианской школы .
Пьесы обычно состояли из 12 или более частей, но есть свидетельства того, что полихоральные аспекты не всегда включали большие интервалы. Например, в «Exultate Omnes» Уголини есть трио-пассажи для всех сопрано, теноров и альтов каждого хора вместе взятых. Это было бы непрактично, если бы певцы находились на большом расстоянии друг от друга из-за физического ограничения, налагаемого скоростью звука . С другой стороны, некоторые произведения, скорее всего, исполнялись с широко распространенными певцами и музыкантами в таких местах, как Зальцбургский собор; для максимального эффекта и практичности большая часть этой музыки была антифонной или использовала эффекты эха.
Орацио Беневоли спутали с Генрихом Бибером и Стефано Бернарди в знаменитой путанице по поводу авторства Missa Salisburgensis , которая теперь принадлежит Биберу и предварительно датируется 1682 годом. [ 1 ]
Произведения, которые мы можем считать примерами стиля колоссального барокко, часто представляли собой церемониальные произведения, написанные для особых случаев (коронации, свадьбы, религиозные праздники, муниципальные функции, празднование победы и т. д.). Эти произведения часто исполнялись необычайно большими музыкальными силами. Время от времени партитуры таких произведений могли быть представлены аристократу, принимающему гостей, или герою мероприятия. В результате многие десятки крупных произведений XVI и XVII веков были утрачены. Генрих Шютц составил музыкальную постановку Псалма 136 « Danket dem Herren, denn er ist freundlich» , в которую вошли три вокальных хора, 12 корнетти и 18 труб. Этот счет также теперь потерян.
Некоторые композиторы
[ редактировать ]К композиторам 17 века, сочинившим произведения в колоссальном стиле, относятся:
- Орацио Беневоли (1605–1672)
- Генрих Игнац Франц фон Бибер (1644–1704)
- Дитрих Букстехуде
- Марк-Антуан Шарпантье
- Джованни Габриэли
- Стефано Ланди
- Генрих Шютц
- Жоаннес Баптиста Долар
- Иоганн Йозеф Фукс
- Андреас Хофер
- Жан-Батист Люлли
- Винченцо Уголини (ок. 1580 – 1638)
Работы, которые можно отнести к стилю «колоссальное барокко».
[ редактировать ]- Джованни Габриэли : Соната XX–22.
- Джованни Габриэли: Магнификат для 33 голосов.
- Михаил Преториус : In Dulci Jubilo à 12, 16 и 20 с трубами
- Стефано Ланди : Месса с 12 хорами (музыка потеряна) [ нужна ссылка ]
- Генрих Шютц : SWV 476 - Domini est terra (в этом произведении участвуют два вокальных хора, 2 корнетини , 5 дульцианов , 2 скрипки , 4 тромбона )
- Генрих Игнац Франц фон Бибер : Missa Salisburgensis à 53 голоса
- Жан-Батист Люлли : Te Deum (Люлли дирижировал выступлением с хором из 300 певцов и оркестром такого же размера)
- Марк-Антуан Шарпантье : Месса для четырех хоров.
- Дитрих Букстехуде : BuxWV 113 - Благословляйте Господа во все времена à 24 (в этом мотете участвуют шесть «хоров» голосов и инструментов)
- Иоганн Йозеф Фукс : Costanza e Fortezza (партитура этой оперы включает 8 труб, 2 литавристов и два полных оркестра)
- Иоганн Себастьян Бах : Страсти по Матфею для сольных голосов, двойного хора и двойного оркестра
Музыкальные издания
[ редактировать ]- Орацио Беневоли Opera Omnia, изд.
- Фейнингер Л. « Памятники полихоральной литургии Священной Римской церкви» (Рим, 1966-).
- Орацио Беневоли, Кристе , хоры 12 в 3, изд.
- Марсель Куро (Париж, Editions Salabert, 1973)
- Винченцо Уголини, «Радуйтесь все», «Beata es Virgin Mary» и «Quae est ista» , три мотета в 12-частном тройном хоре. Расшифровано и отредактировано Грэмом Диксоном (Mapa Mundi, 1982).
Книги с музыкой
[ редактировать ]- Стивен Сондерс, КРЕСТ, МЕЧ И ЛИРА, Духовная музыка при императорском дворе Фердинанда II Габсбурга (1619–1637) (Кларендон, 1995).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Дайер, Гроув онлайн
Ссылки
[ редактировать ]- Джозеф Дайер, «Римско-католическая церковная музыка, §II: XVI век в Европе». Grove Music Online, изд. Л. Мэйси (по состоянию на 15 мая 2007 г.), (доступ по подписке). Архивировано 16 мая 2008 г. на Wayback Machine.