Стилус фантастический
Stylus Fantasticus (или Stylus Phantasticus ) — стиль музыки раннего барокко , особенно инструментальной музыки.
Описание и история
[ редактировать ]Корнем этой музыки являются органные токкаты и фантазии , в частности, заимствованные из произведений Клаудио Меруло (1533–1604), органиста базилики Святого Марка в Венеции . Позже в Риме практиковал Джироламо Фрескобальди , а его немецкий ученик Фробергер взял этот стиль с собой на север. Были постоянные потоки итальянских музыкантов на север, в Баварию и Саксонию, немецких музыкантов на юг, в Италию (например, Ганс Лео Хасслер и Генрих Шютц ), а также музыкантов, сделавших карьеру как в Австрии, так и в Италии (например, Сансес и Турини). Автор, ученый и изобретатель, настоящий эрудит эпохи барокко, Афанасий Кирхер описывает фантастическое стилус в своей книге Musurgia Universalis :
- «Фантастический стиль особенно пригоден для инструментов. Это самый свободный и неограниченный метод сочинения, он ни к чему не привязан, ни к каким словам, ни к мелодическому сюжету, он установлен для проявления гениальности и обучения скрытому замыслу гармония и остроумное сочинение гармонических фраз и фуг распространяются в таких формах: фантазия , ричеркар , токката и соната ».
Стиль родственен импровизации, но характеризуется использованием коротких контрастных эпизодов и свободной формы, как и классическая фантазия .
Иоганн Маттесон , немецкий композитор и теоретик 17 века, представил свою идею об определении, которое Афанасий Кирхер в своей книге «Das beschutzte Orchestre» (1717) цитирует в сочинении Пола Коллина:
- «Мэттесон справедливо утверждает, что фантастический стилус Кирхера можно легко спутать со стилусом симфониакусом иезуитов. Оба стиля являются инструментальными и повсеместно встречаются в церковных, камерных и театральных сферах... Маттесон считает совершенно очевидным, что фантастический стиль стиль ассоциируется с сольным инструментом, таким как клавесин, скрипка, виола да гамба или лютня». [ 1 ]
Маттесона Позже в «Der vollkommene Capellmeister» (1739) он заявил, что фантастическое перо - это скорее стиль исполнения, чем композиционный подход. Он считает, что игра в этом стиле должна быть похожа на пение и игру одновременно, скорее импровизировать, а не просто играть по нотам на партитуре. Как упоминал Фрескобальди в своей книге « Toccate e partite d'intavolatura di cimbalo » (Токкаты и партии, партитуры для клавесина, книга 1, 1616), музыканты должны играть не строго по партитуре, а больше подражать певцу. Маттесон также использует Stylus Fantasticus для описания свободных частей прелюдий Дитриха Букстехуде: «То быстро, то колеблясь, то в один голос, то на много голосов, то на некоторое время в такт, без меры звука, но не без намерения пожалуйста, обогнать и удивить».
В Австрии стиль практиковали знаменитый грозный виртуоз Генрих Игнац Бибер и старший Иоганн Генрих Шмельцер . В южных Нидерландах Николаус а Кемпис впервые использовал этот стиль в своих «Симфониях», опубликованных между 1644 и 1649 годами в Антверпене. [ 2 ]
Композиторы, использующие фантастический стилус
[ редактировать ]- Иоганн Себастьян Бах
- Антонио Бертали
- Генрих Игнац Бибер
- Дитрих Букстехуде
- Николай в Кемписе
- Джованни Антонио Пандольфи Меалли
- Иоганн Адам Рейнкен
- Иоганн Генрих Шмельцер
- Павел Йозеф Вейвановский
- Иоганн Шоп
- Николас Брюнс
- Джироламо Фрескобальди
Библиография
[ редактировать ]- Кирхер, Афанасий, 1602–1680. Универсальная музыка, или великое искусство созвучия и диссонанса, изложенное в книгах . Рим: Из типографии Наследников Франциска. Корбеллетти, 1650 г.
- Кирхер, Афанасий в проекте Галилео
- Коллинз, Пол. «Stylus Phantasticus и свободная клавирная музыка северогерманского барокко». Гугл Книги. Рутледж, 5 июля 2017 г. https://books.google.com/books/about/The_Stylus_Phantasticus_and_Free_Keyboar.html?id=HCwxDwAAQBAJ .
- Маттесон, Иоганн и Маргарет Рейманн. Идеальный капельмейстер, 1739 год. Bärenreiter-Verlag, 1954 год.
- Теренс, Чарльстон. «Теперь быстро, теперь колеблясь: Стилус Фантастикус и искусство фэнтези». Музыка антиква, 2012, 30–35.
- Хеллер, Венди. Музыка в стиле барокко. Нью-Йорк: WW Нортон, 2014.
- Снайдер, Керала Дж. «Букстехуде, Дитрих». Гроув Музыка онлайн. 2001 г.; По состоянию на 13 сентября 2022 г. https://www.oxfordmusiconline.com/grovemusic/view/10.1093/gmo/9781561592630.001.0001/omo-9781561592630-e-0000004477 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коллинз, Пол (5 июля 2017 г.). Stylus Phantasticus и бесплатная клавирная музыка северогерманского барокко — Пол Коллинз — Google Книги . ISBN 9781351540216 . Проверено 14 сентября 2022 г.
- ^ Кемпис, Николаус, Николаес, а в MGG
Исторические источники
[ редактировать ]- Musurgia Universalis Афанасия Кирхера; стр. 585 (Институт истории науки Макса Планка)
- Musurgia Universalis Афанасия Кирхера; стр. 585 (Страсбургский университет - альтернативный вариант )
- Ранняя камерная музыка Рут Холли Роуэн; стр. 10