Универсальная музыка
Musurgia Universalis, sive Ars Magna Consoni et Dissoni («Универсальное музыкальное искусство великого искусства консонанса и диссонанса») [1] — работа иезуита ученого- Афанасия Кирхера , написанная в 1650 году . Его напечатал в Риме Людовико Гриньяни. [2] : xxxiii и посвящен эрцгерцогу Леопольду Вильгельму Австрийскому . [3] : 11 Это был сборник древних и современных представлений о музыке, ее производстве и эффектах. В частности, он исследовал связь между математическими свойствами музыки (например, гармонией и диссонансом) со здоровьем и риторикой. [4] : 36 Эта работа дополняет две другие книги Кирхера: «Magnesive de Arte Magnetica» изложила тайну, лежащую в основе согласованности Вселенной, а «Ars Magna Lucis et Umbrae» исследовала пути познания и просветления. То, что Musurgia Universalis содержала в своем исследовании диссонанса внутри гармонии, было объяснением присутствия зла в мире. [5] : 28
Состав и публикация
[ редактировать ]Кирхер собрал все музыкальные знания, доступные в его время, создав первую музыкальную энциклопедию. С момента публикации он стал ценным источником информации для музыковедов о концепциях стиля и композиции в стиле барокко. Он представляет собой самое раннее изложение доктрины чувств в музыке. Кирхер не только включил собственную трехчастную фантазию и композицию императора Фердинанда III , но и воспроизвел множество музыкальных произведений, иллюстрирующих описанные им стили, тем самым сохранив произведения Фрескобальди , Фробергера и других. [2] : 16 У Кирхера было несколько сотрудников, которые помогали ему в исследованиях своим опытом и предоставляли ему примеры различных типов музыки. В их число входили Антонио Мария Аббатини , Джованни Джироламо Капспергер и Джакомо Кариссими . [5] : 158
Musurgia Universalis была одной из крупнейших книг Кирхера. [2] : XXIV Работа вышла в двух томах общим объемом 1112 страниц и множеством иллюстраций. Это была одна из самых влиятельных книг по теории музыки в семнадцатом веке, и из 1500 известных экземпляров, которые были опубликованы, 266 до сих пор хранятся в различных сборниках. [3] : 10–11 Триста экземпляров первого издания были розданы миссионерам-иезуитам, собравшимся в Риме в 1650 году для выборов нового генерального настоятеля , и развезены по разным странам. В 1656 году миссия иезуитов в Китай увезла с собой две дюжины копий. [6] Второе издание вышло в Амстердаме в 1662 году. [2] : xxxiii
Концепции
[ редактировать ]Концепции, представленные в Musurgia Universalis, пересекаются с другими работами Кирхера — к ним относится музыкальная криптография ( Polygraphia Nova ). [7] : 305 и тарантизм ( Magnesive de Arte Magnetica ). Подробно обсуждалось явление эха и его сходство с отражением света ( Ars Magna Lucis et Umbrae ). [5] : 164–5 Его отчет о переговорных трубках и усилении был развит в его более поздней работе Historia Eustachio Mariana , посвященной установке им труб, которые транслировали призыв к молитве в храме Ментореллы. [5] : 168
В восьмой книге объяснялся метод композиции и написания гармонии, который, по утверждению Кирхера, мог использовать любой человек, независимо от того, знает он что-нибудь о музыке или нет. Он изобрел эту систему, когда преподавал математику в Вюрцбургском университете много лет назад . Этот метод имел большую привлекательность для иезуитов, работающих миссионерами, которые стремились использовать силу музыки для привлечения новообращенных в католическую веру, сочиняя гимны на языках людей, где они работали. [5] : 170 Этот метод сопровождался описанием arca musurgia , своего рода вычислительной машины, которая позволяла пользователям применять правила Кирхера по композиции и фактически создавать музыку. Некоторые из этих машин были изготовлены и розданы уважаемым покупателям вместе с книгой. [2] : 16
Предоставив читателю множество объяснений физических явлений и их объяснений, Кирхер, как и во многих других своих работах, использовал последнюю книгу, чтобы изложить духовное измерение всего, что он открыл. В Musurgia Universalis он сравнивает сотворение мира со строительством огромного органа с шестью регистрами, соответствующими шести дням творения, в течение которых Бог играет, создавая гармонию. [7] : 271 На иллюстрации изображен искусно украшенный орган с небольшими круглыми панелями, иллюстрирующими каждый из дней творения. [5] : 178
Структура
[ редактировать ]- Книга первая: по физиологии, посвященная строению уха, анатомии голосовых органов, звукам, издаваемым животными, птицами и насекомыми, включая предсмертную песню лебедя.
- Книга вторая: о филологии, происхождении звука, музыке евреев и древних греков. [8] : 193
- Книга третья: по арифметике, с теорией гармоник , пропорций, соотношениями интервалов , греческими весами, шкалой Гвидо д'Ареццо , системой Боэция и древнегреческими ладами.
- Книга четвертая: о геометрии, обсуждение монохорды и ее подразделений. [9]
- Книга пятая: по органологии, на основе книги xii «Harmonicorum» Марина Мерсенна , содержащей диссертацию по инструментальной музыке.
- Книга шестая: о композиции, нотной записи , контрапункте и других ответвлениях композиции, содержащая канон , который может быть исполнен двенадцатью миллионами двумястами тысячами голосов. [10]
- Книга седьмая: о различении, раскрывающая разницу между древней и современной музыкой. [11]
- Книги восьмые: о чудесах, включая математический метод («мусарифмика»), позволяющий даже самым неопытным сочинять в совершенстве. [8] : 196
- Книга девятая: о магии созвучия и диссонанса и их влиянии на разум и тело, включая тарантизм. [12]
- Книга десятая: по аналогии обсуждается гармония сфер и четырех элементов , принципы гармонии, выраженные в пропорциях человеческого тела и душевных состояниях, а также практическое описание эоловой арфы , которую утверждал Кирхер. изобрести. [13] [3] : 12
Иллюстрации
[ редактировать ]На фронтисписе первого тома стоит гравированный портрет эрцгерцога Леопольда Вильгельма, спроектированный Иоганном Паулем Шором и выгравированный Паулюсом Понтием , учеником Рубенса . Он датирован «Антверпеном 1649 года». [2] : 15
Каждый из двух томов произведения имел свой фронтиспис. Первый том следовал дизайну, общему для многих работ Кирхера, изображающему тройную вселенную: божественное вверху, небесное посередине и земное внизу. Наверху око Божие обозревает все изнутри треугольника, омывающего хоры ангелов божественным светом. Два ангела держат знамя, провозглашающее святилище как «Canon angelicus 36 vocum… in 9 choros distributus» («36-голосный канон ангелов, разделенный на девять хоров»). Под ним восседает Аполлон на небесной сфере , держащий лиру , символизирующую гармонию, и отталкивающий свирели, связанные со своим соперником Марсием . Вместе со знаками зодиака на сфере находится цитата из Книги Иова (38:37): «Quis concentum coeli dormire faciet?» («Кто усыпит небесный концерт?»). В левом нижнем углу изображения Пифагор сидит, положив одну руку на эту теорему , а другой указывая на группу кузнецов, звук которых пифагорейские молоты, Говорят, что ударяющие по металлу, впервые дали ему представление о математической основе гармонии. В центре — кольцо танцующих кастрюль на суше, а справа от них — тритон, танцующий в воде с русалками . Справа — иллюстрация эха — темы, обсуждаемой в произведении, — пастух читает строчку Вергилия («pascite, ut ante, boves») и слушатель, неправильно расслышавший только последнюю часть последнего слова. Эхо отражается от склона горы Геликон , где Пегас ударяет копытом по скале, вызывая поток Гиппокрены , стекающий к фигуре Муз, окруженной музыкальными инструментами. [5] : 28
Фронтиспис второго тома разработал Пьер Миотт. [5] : 51 На ней изображен Орфей с его лирой и трехглавый хранитель подземного мира Цербер . Девиз вокруг его постамента гласит: «Правая рука Аполлона держит лиру мира, его левая — от верха к низу; таким образом, хорошее смешивается со злом». [5] : 28
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кноблох, Э. (1979). «Musurgia Universalis: неизвестные комбинаторные исследования в эпоху абсолютизма барокко». История науки . 17 (4): 258–275. Бибкод : 1979HisSc..17..258K . дои : 10.1177/007327537901700402 . S2CID 160522206 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Меррилл, Брайан Л. «Афанасий Кирхер (1602-1680): ученый-иезуит: выставка его работ в коллекциях библиотеки Гарольда Б. Ли» (PDF) . Fondazioneintorcetta.info/ . Друзья библиотеки Университета имени Бригама Янга . Проверено 17 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Профессор Чарльз Э. Брюэр (28 января 2013 г.). Инструментальная музыка Шмельцера, Бибера, Мюффа и их современников . Ashgate Publishing, Ltd. ISBN 978-1-4094-9422-5 . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ Дитрих Бартель (1 июля 1997 г.). Musica Poetica: Музыкально-риторические фигуры в немецкой музыке барокко . Университет Небраски Пресс. ISBN 0-8032-3593-3 . Проверено 28 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Годвин, Джоселин (2015). Мировой театр Афанасия Кирхера . Рочестер, Вермонт: Внутренние традиции. ISBN 978-1-62055-465-4 .
- ^ Джоселин Годвин (1979). Афанасий Кирхер, человек эпохи Возрождения и поиск утраченных знаний . Шамбала. п. 67. ИСБН 978-0-394-73737-9 .
- ^ Jump up to: а б Паула Финдлен (2004). Афанасий Кирхер: Последний человек, который знал всё . Психология Пресс. ISBN 978-0-415-94015-3 .
- ^ Jump up to: а б Джон В. О'Мэлли; Говен Александр Бейли; Стивен Дж. Харрис; Т. Фрэнк Кеннеди (1 января 1999 г.). Иезуиты: культура, наука и искусство, 1540–1773 гг . Университет Торонто Пресс. ISBN 978-0-8020-4287-3 . Проверено 31 июля 2020 г.
- ^ Адкинс, Сесил (1967). «Техника монохорда». Acta Musicologica . 39 (1): 35, 42. дои : 10.2307/932465 . JSTOR 932465 .
- ^ Гроув, Джордж, изд. (1900). Wikisource . Соломонис Лондон: Макмиллан – через
- ^ Левенбург, Джеффри (2016). «Стоит цена «Musurgia Universalis»: Афанасий Кирхер о секрете «метаболического стиля» ». Ресеркар . 28 (1/2): 43–88. JSTOR 26381940 .
- ^ Эрнесто Де Мартино (20 июня 2013 г.). Земля раскаяния . Пробирщик. п. 302. ИСБН 978-88-6576-327-8 . Проверено 26 июля 2020 г.
- ^ Рокстро, Уильям Смит (1900). Гроуве, Джордж (ред.). Словарь музыки и музыкантов . Том. 2. Лондон: Макмиллан и компания . стр. 438–439. . В
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Musurgia Universalis, на Викискладе?
- Скан Musurgia Universalis Том 1 Том 2
- Немецкий перевод Musurgia Universalis
- перевод раздела о музыкальных инструментах