Большой концерт
Концерт гроссо ( произносится [konˈtʃɛrto ˈɡrɔsso] ; -итальянски По большой концерт(о) , множественное число концерти гросси [konˈtʃɛrti ˈɡrɔssi] ) — форма музыки в стиле барокко , в которой музыкальный материал передается между небольшой группой солистов ( концертино ) и полным оркестром ( рипьено , тутти или концерто гроссо). ). В этом отличие от сольного концерта , в котором используется один сольный инструмент с мелодической линией в сопровождении оркестра. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Форма возникла в конце семнадцатого века, хотя название сначала не использовалось. Алессандро Страделла , кажется, написал первую музыку, в которой характерным образом сочетаются две группы разного размера. Это имя впервые использовал Джованни Лоренцо Грегори в сборнике из десяти композиций, опубликованном в Лукке в 1698 году. [ 2 ]
Первым крупным композитором, использовавшим термин концерто гроссо, был Арканджело Корелли . После смерти Корелли сборник из двенадцати его концертов был опубликован . Вскоре после этого такие композиторы, как Франческо Джеминиани , Пьетро Локателли , Джованни Бенедетто Платти и Джузеппе Торелли, написали концерты в стиле Корелли. Он также оказал сильное влияние на Антонио Вивальди . [ 3 ]
Существуют две различные формы концерто гроссо :
В концерте da chiesa чередовались медленные и быстрые части; Концерт да камера имел характер сюиты , начинавшийся прелюдией и включавший популярные танцевальные формы. (См. также «Сонату» , где обсуждаются сонаты da camera и da chiesa .) Эти различия со временем стираются. [ 4 ] Корелли сочинил 48 трио-сонат , 12 сонат для скрипки и континуо. [ 5 ] и 12 больших концертов.
Шесть наборов из двенадцати сочинений, опубликованных между 1888 и 1891 годами Фридрихом Крисандером , вместе с несколькими другими произведениями достоверно приписываются Корелли.
- Опус 1: 12 церковных сонат (трио-сонаты для 2-х скрипок и континуо ) (Рим, 1681)
- Опус 2: 12 сонат да камера (трио-сонаты для 2-х скрипок и континуо) (Рим, 1685 г.)
- Опус 3: 12 церковных сонат (трио-сонаты для 2-х скрипок и континуо) (Рим, 1689 г.)
- Опус 4: 12 сонат да камера (трио-сонаты для 2-х скрипок и континуо) (Рим, 1694 г.)
- Опус 5: 12 Suonati a violino e violone o cimbalo (6 церковных сонат и 6 камерных сонат для скрипки и континуо) (Рим, 1700 г.) Последняя соната представляет собой набор вариаций на тему «Ла Фолиа» .
- Опус 6 : 12 концертов Гросси (8 церковных концертов и 4 камерных концерта для концертоно для 2-х скрипок и виолончели , струнных ufficio и континуо) ( Амстердам, 1714 г.)
Корелли Группа концертино состояла из двух скрипок и виолончели, а струнная секция называлась рипиено группой . Оба сопровождались бассо континуо с комбинацией клавесина, органа, лютни или теорбы . [ 4 ] Георг Фридрих Гендель написал несколько сборников концертов гроссо ( соч. 3 и соч. 6 ), а несколько Бранденбургских концертов Иоганна Себастьяна Баха также во многом следуют форме концерта гроссо .
Форма концерто гроссо была заменена сольным концертом и концертной симфонией в конце восемнадцатого века, и новые образцы формы не появлялись более столетия. В двадцатом веке концерт гроссо использовался такими композиторами, как Игорь Стравинский , Эрнест Блох , Ральф Воан Уильямс , Богуслав Мартину , Малкольм Уильямсон , Генри Коуэлл , Альфред Шнитке , Уильям Болком , Эйтор Вилла-Лобос , Андрей Эшпай , Эйно Тамберг , Кшиштоф Пендерецкий , Жан Франсэ , Айрат Ихмуратов , Филип Гласс и Пол Бен-Хаим . Хотя Эдварда Элгара можно считать современным композитором, его романтическое «Введение» и «Аллегро» сильно напоминали инструментальную настройку концерта гроссо. [ 6 ]
Концертино
[ редактировать ]Концертино , буквально «маленький ансамбль». [ 7 ] группа солистов в концерте гроссо. [ 8 ] Это противоположность рипьено и тутти , которые представляют собой более крупную группу, контрастирующую с концертино.
Хотя концертино — меньшая из двух групп, его материал, как правило, более виртуозен, чем материал рипиено. Кроме того, концертино не имеет общего тематического материала с рипиено, но представляет уникальные идеи. Этот контраст маленькой группы с большой группой и одной тематической группы с другой очень характерен для идеологии барокко — подобно террасной динамике, где идея представляет собой значительный контраст.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Барокко-Большой концерт» . Проверено 6 октября 2016 г.
- ^ Треккани Биографический словарь
- ^ «Кончерто гроссо» . Британника . Проверено 6 октября 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Кончерто гроссо» . Проверено 6 октября 2016 г.
- ^ DD Boyden: «Сольные скрипичные сонаты Корелли, одобренные Дюбуром», Festskrift Jens Peter Larsen , изд. Н. Ширринг, Х. Глан и К. Э. Хэттинг (Копенгаген, 1972 г.)
- ^ «Элгар – Интродукция и Аллегро для струнных» . Проверено 6 октября 2016 г.
- ^ Гринберг, Роберт (2006). Как слушать и понимать великолепную музыку (3-е изд.). Великие курсы. п. 75. ИСБН 9781598032703 .
- ^ Хатчингс, Артур. «Концертино» . Гроув Музыка онлайн. Оксфордская музыка онлайн . Издательство Оксфордского университета . Проверено 14 апреля 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беннетт, Р. (1995). Исследование музыкальных стилей . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.