Клавишные концерты Иоганна Себастьяна Баха
Клавишные концерты , BWV 1052–1065, — это концерты для клавесина (или органа ), струнных и континуо Иоганна Себастьяна Баха . Есть семь полных концертов для одного клавесина (BWV 1052–1058), три концерта для двух клавесинов (BWV 1060–1062), два концерта для трех клавесинов (BWV 1063 и 1064) и один концерт для четырех клавесинов (BWV 1065). . Два других концерта включают сольные партии клавесина: концерт BWV 1044, в котором есть сольные партии для клавесина, скрипки и флейты, и Бранденбургский концерт № 5 ре мажор с такой же партитурой. Кроме того, есть девятитактный фрагмент концерта для клавесина (BWV 1059), в котором к струнным и континуо добавляется гобой.
Считается , что большинство концертов Баха для клавесина (за исключением 5-го Бранденбургского концерта ) представляют собой аранжировки более ранних концертов для мелодических инструментов, написанных, вероятно, в Кётене . Во многих случаях сохранилась только версия клавесина. Это одни из первых когда-либо написанных концертов для клавишных инструментов .
История
[ редактировать ]Музыка, исполняемая Обществом, была разной; следовательно, мы можем предположить, что скрипичные и клавирные концерты Баха также исполнялись, хотя, пожалуй, чаще, в доме Баха... Самый расцвет отечественного оркестра Баха приходится, без сомнения, примерно на 1730-1733 годы, со времени взросления. взрослые сыновья, Фридеман и Эмануэль, еще жили в доме отца, Бернхард уже вырос, а Кребс, ученик Себастьяна с 1726 года, начал проявлять свои большие таланты... Писал ли Бах когда-нибудь скрипичные концерты специально для они должны остаться нерешенными... В этой области искусства он посвятил себя главным образом в Лейпциге клавирному концерту.
— Филипп Спитта , «Иоганн Себастьян Бах», 1880 г. [1]
Концерты для одного клавесина, BWV 1052–1059, сохранились в партитуре с автографом, которая сейчас хранится в Берлинской государственной библиотеке . Судя по водяным знакам и почерку на бумаге, ее относят к 1738 или 1739 году. [2] Как отмечает Питер Уильямс , почти все эти концерты считаются аранжировками Баха на ранее существовавшие произведения. Однако установление истории или цели любого из концертов для клавесина — непростая задача. В настоящее время попытки реконструировать историю композиции могут находиться лишь на уровне правдоподобных предположений или предположений, главным образом потому, что от инструментальной музыки Баха сохранилось очень мало, а даже если и сохранились, источники неоднородны. В частности, это затрудняет не только определение места, времени и цели создания оригинальных произведений, но даже определение исходной тональности и предполагаемого инструмента. [3]
Партия клавесина в рукописи-автографе представляет собой не «чистовую копию», а композиторскую партитуру с многочисленными исправлениями. Оркестровые партии, напротив, были исполнены как чистовая копия. [2] [4] Были предложены различные возможные объяснения того, почему Бах собрал сборник концертов для клавесина именно в это время. Один из них сосредоточен на его роли директора Collegium Musicum в Лейпциге , муниципального музыкального общества, которое давало еженедельные концерты в кафе Zimmermann , привлекая множество исполнителей из студентов университета. Бах занимал должность директора с весны 1729 года по лето 1737 года; и снова с октября 1739 года по 1740 или 1741 год. Джон Батт предполагает, что рукопись была подготовлена для выступлений по поводу возобновления Баха в качестве режиссера в 1739 году, дополнительным свидетельством является тот факт, что рукопись впоследствии осталась в Лейпциге. [5] Питер Волльни , однако, считает маловероятным, чтобы The Collegium Musicum потребовались бы столь аккуратно составленные оркестровые партии; он считает более правдоподобным, что рукопись была подготовлена к визиту Баха в Дрезден в 1738 году, когда он почти наверняка давал частные концерты при дворе (или перед дворянством), а партии рипьено исполнял местный оркестр. [2] [6] Питер Уильямс также предположил, что сборник мог бы стать полезным дополнением к репертуару двух его старших сыновей, Вильгельма Фридемана и Карла Филиппа Эмануэля , которые на момент написания статьи работали профессиональными клавишниками. Уильямс также предположил, что, возможно, это не просто совпадение, что время совпало с публикацией первого в истории сборника клавирных концертов, широко известных и хорошо продаваемых Органных концертов, соч. 4 книги Георга Фридриха Генделя , опубликованные в Лондоне и Париже в 1738 году. [7]
Концерты для двух и более клавесинов относятся к несколько более раннему периоду. Партии концерта для четырех клавесинов BWV 1065 (обработка Баха Концерта для четырех скрипок, RV 580, Антонио Вивальди ) датируются примерно 1730 годом. [5] В то время как концерты для клавесина были написаны частично для того, чтобы продемонстрировать мастерство Баха в игре на клавишных инструментах, остальные были написаны для разных целей, один из них представлял собой Hausmusik - музыку для домашнего исполнения в семье Баха в Thomasschule в Лейпциге. Иоганн Николаус Форкель , первый биограф Баха, записал в 1802 году, что концерты для двух или более клавесинов исполнялись с двумя его старшими сыновьями. Оба они переписывались с Форкелем и оба оставались в родительском доме до начала 1730-х годов: Вильгельм Фридеман уехал в 1733 году, чтобы устроиться на должность органиста в Софиенкирхе в Дрездене; а в 1735 году Карл Филипп Эмануэль переехал в университет во Франкфурте-на-Одере, чтобы продолжить подготовку к своей (недолговечной) юридической карьере. Существуют также свидетельства из первых рук о создании музыки всей семьей Бахов, хотя они, вероятно, датируются 1740-ми годами, во время визитов в Лейпциг двух старших сыновей: один из учеников Баха, И. Ф. К. Зонненкальб, записал, что домашние концерты были частыми и участвовал Баха вместе с двумя его старшими сыновьями, двумя младшими сыновьями — Иоганн Кристоф Фридрих и Иоганн Кристиан , а также его зять Иоганн Кристоф Альтниколь . Также известно, что Вильгельм Фридеман посетил своего отца в течение одного месяца в 1739 году с двумя выдающимися лютнистами (одним из них был Сильвиус Вайс ), что дало бы дополнительные возможности для домашнего музицирования. Аранжировка органных сонат BWV 525–530 для двух клавесинов, где каждый игрок выполняет партию педали в левой руке, также предположительно возникла как Hausmusik , дуэт для старших сыновей. [8]
Концерты для клавесина были написаны в совершенно идиоматической для клавиатуры манере (это в равной степени справедливо и для концертов, написанных для двух и более клавесинов). Почти наверняка изначально они были задуманы для небольшой камерной группы, по одному инструменту на пульте, даже если они исполнялись на одном из недавно разработанных фортепиано , которое лишь постепенно приобрело потенциал для создания более громкой динамики. Клавишное письмо также соответствует практике, существовавшей до начала девятнадцатого века, а именно: солист играл вместе с оркестром в партиях тутти , приобретая известность только в сольных отрывках. [9]
На вопрос «Писал ли И.С. Бах органные концерты?» возглавил Кристоф Вольф [10] и Грегори Батлер [11] предположить, что Бах первоначально написал концерты BWV 1052 и BWV 1053 для органа соло и оркестра. Среди других свидетельств они отмечают, что оба концерта состоят из частей, которые Бах ранее использовал в качестве инструментальных симфоний в кантатах 1726 года с органом облигато, служащим мелодическим инструментом ( BWV 146 , BWV 169 и BWV 188 ). Гамбургская газета сообщила о сольном концерте Баха в 1725 году на органе Зильбермана в Софиенкирхе в Дрездене, упомянув, в частности, что он играл концерты с вкраплениями сладкой инструментальной музыки («diverse Concerten mit unterlauffender Doucen Instrumental-Music»). Вольф (2016) , Рампе (2014) , Грегори Батлер и Мэтью Дирст предположили, что этот отчет может относиться к версиям частей кантат или подобных произведений. Уильямс (2016) описывает газетную статью как «дразнящую», но считает возможным, что в часовом концерте Бах играл пьесы из своего стандартного органного репертуара (прелюдии, хоральные прелюдии) и что репортер использовал музыкальные термины «искажённо» способ. В другом направлении Уильямс перечислил причины, по которым, в отличие от Генделя, Бах, возможно, не сочинял концерты для органа и большого оркестра: во-первых, итальянский концертный стиль Вивальди, хотя и иногда использовался в его кантатах, был довольно далек от стиля лютеранской церковной музыки; во-вторых, настройка барочного органа могла бы раздражать настройку всего оркестра, особенно при игре аккордов; и, наконец, размер органного чердака ограничивал размер оркестра. [12] Вольф, однако, отмечает, что прихожане Баха не возражали против использования им органа obliggato в симфонических частях в вышеупомянутых кантатах. [10]
Самыми ранними дошедшими до нас источниками, касающимися участия Баха в жанре клавирных концертов , являются его транскрипции Веймарского концерта, BWV 592–596 и 972–987 ( ок. 1713–1714 ), и его пятый Бранденбургский концерт , BWV 1050 , ранняя версия которого, BWV. 1050a, возможно, возник до отъезда Баха из Веймара в 1717 году. [13] [14]
Концерты для одного клавесина
[ редактировать ]Произведения BWV 1052–1057 были задуманы как набор из шести произведений, показанных в рукописи в традиционной манере Баха, начиная с «JJ» ( Jesu juva , «Иисус, помоги») и заканчивая «Finis». СД Гл.' ( Соли Део Глория ). Помимо Бранденбургских концертов , это единственное подобное собрание концертов в творчестве Баха и единственное собрание концертов его лейпцигских лет. Концерт BWV 1058 и фрагмент BWV 1059 находятся в конце партитуры, но они представляют собой более раннюю попытку создания набора произведений (как показано дополнительным JJ), от которой, однако, отказались. [15]
Концерт № 1 ре минор, BWV 1052
[ редактировать ]Партитура: клавесин соло, скрипка I/II, альт , континуо ( виолончель , виолончель )
Самая ранняя сохранившаяся рукопись концерта датируется 1734 годом; он был написан сыном Баха Карлом Филиппом Эмануэлем и содержал только оркестровые партии, причем партия цимбало была добавлена позже неизвестным переписчиком. Эта версия известна как BWV 1052a. Окончательная версия BWV 1052 была записана самим Бахом в автографах всех восьми концертов для клавесина BWV 1052–1058, сделанных около 1738 года. [16]
Во второй половине 1720-х годов Бах уже написал версии всех трех частей концерта для двух своих кантат с облигато органом в качестве солирующего инструмента: первые две части для симфонии и первую хоровую часть Wir müssen durch viel Trübsal in das Reich Gottes eingehen, BWV 146 (1726 г.); и последняя часть вступительной симфонии Ich habe meine Zuversicht, BWV 188 (1728). В этих версиях кантаты оркестр был расширен за счет гобоев . [17]
Как и другие концерты для клавесина, BWV 1052 считается транскрипцией утраченного концерта для другого инструмента. Начиная с Вильгельма Руста и Филиппа Спитты , многие ученые предположили, что первоначальным мелодическим инструментом была скрипка из-за множества скрипичных фигур в сольной партии - скрещивания струн, техник открытых струн - все это было очень виртуозно. Уильямс (2016) предположил, что копии оркестровых партий, сделанные в 1734 году (BWV 1052a), могли быть использованы для исполнения концерта с Карлом Филиппом Эммануэлем в качестве солиста. Было несколько реконструкций предполагаемого скрипичного концерта; Фердинанд Давид сделал один в 1873 году; Роберт Рейц в 1917 году; и Вильфрид Фишер подготовил один для тома VII/7 Neue Bach Ausgabe в 1970 году на основе BWV 1052. В 1976 году, чтобы решить проблемы играбельности в реконструкции Фишера, Вернер Брейг предложил поправки, основанные на партии органа облигато в кантатах и BWV. 1052а. [18] [19] [20]
Однако в XXI веке стипендия Баха отошла от какого-либо консенсуса относительно оригинала скрипки. Например, в 2016 году два ведущих исследователя Баха, Кристоф Вольф и Грегори Батлер, опубликовали независимо проведенные исследования, которые привели каждого к выводу, что первоначальная форма BWV 1052 представляла собой органный концерт, написанный в течение первых нескольких лет пребывания Баха в Лейпциге. (Предыдущие исследования часто утверждали, что Бах сочинил оригинал в Веймаре или Кётене.) Оба связывают это произведение с исполнением Бахом согласованных частей для органа и оркестра в Дрездене и Лейпциге. Вольф также подробно описывает, почему скрипичная фигура в партии клавесина не демонстрирует, что это транскрипция предыдущей партии скрипки; во-первых, «расширенные и крайние отрывки» в сольной партии «нельзя найти ни в одном скрипичном концерте Баха»; с другой стороны, он указывает на другие соответствующие клавишные произведения Баха, которые «демонстрируют прямой перевод характерных фигур скрипки в идиоматические пассажи для клавиатуры». Также Питер Волльни не согласен с гипотезой, что произведение изначально представляло собой скрипичный концерт. [21] [22] [23]
Как Вернер Брейг показал , первым концертом для клавесина Баха, включенным в рукопись с автографом, был BWV 1058, прямая адаптация скрипичного концерта ля минор . Он отказался от следующей записи BWV 1059 всего через несколько тактов и начал записывать BWV 1052, используя гораздо более комплексный подход к перекомпоновке оригинала, чем просто адаптация части мелодического инструмента. [24] [25]
Концерт имеет сходство с виртуозным скрипичным концертом Grosso Mogul Вивальди , RV 208, который Бах ранее переписал для сольного органа в BWV 594. Это один из величайших концертов Баха: по словам Джонса (2013), он «передает ощущение огромная сила стихий». Это настроение создается в первых частях двух внешних частей. Оба начинаются в манере Вивальди с унисонного письма в частях ритурнели - последняя часть начинается следующим образом: [24] [25]
Затем Бах сопоставляет отрывки в тональности ре минор с отрывками ля минор: в первой части это касается первых 27 тактов; и в последнем первые 41 такт. Эти несколько резкие изменения тональности передают дух более древнего ладового типа музыки. В обеих частях части ля довольно тесно связаны с материалом ритурнели, который перемежается короткими эпизодами для клавесина. Центральные части B обеих частей свободно развиты и высоко виртуозны; они наполнены скрипичными фигурами, в том числе клавишными переработками бариолажа , техники, основанной на использовании открытых струн скрипки. Раздел B в первой части начинается с повторяющихся нотных фигур бариолажа: [24] [25]
которые, когда они повторяются позже, становятся все более виртуозными и в конечном итоге сливаются в блестящие филигранные полукваверные фигуры, типичные для клавесина, в финальном расширенном эпизоде, похожем на каденцию, перед заключительной ритурнелью. [24] [25]
На протяжении всей первой части партия клавесина также имеет несколько эпизодов с «перфидией» - одними и теми же полутактовыми полутактовыми паттернами, повторяемыми в течение длительного периода времени. Оба внешних движения имеют форму A – B – A' : участок A первой части находится в тактах 1–62, участок B начинается с прохода бариолажа и длится от 62 до 171 такта, A' длится участок . от 172 такта до конца; Раздел A финальной части находится в тактах 1–84, раздел B в тактах 84–224 и раздел A ' от такта 224 до конца. В первой части центральная часть находится в тональности ре минор и ми минор; в последней части тональности ре минор и ля минор. Как и во вступительных частях, смена двух минорных тональностей внезапна и выражена. В первой части Бах создает еще один столь же драматический эффект, прерывая безжалостные минорные пассажи утверждениями темы ритурнели в мажорных тональностях. Джонс описывает эти моменты облегчения как «внезапный, неожиданный луч света». [24] [25]
Высокоритмичный тематический материал сольной партии клавесина в третьей части имеет сходство с вступлением третьего Бранденбургского концерта. [24] [25]
В обеих частях B Бах добавляет неожиданные черты: в первой части то, что должно быть последней ритурнелью, прерывается кратким эпизодом перфидии, перерастающим в настоящую заключительную ритурнель; аналогично в последней части, после пяти тактов оркестровой ритурнели, обозначающих начало раздела А' , тематический материал клавесина вводит свободно развитый 37-тактовый высоковиртуозный эпизод, кульминацией которого является фермата (для импровизированной каденции ) перед заключительной частью. Ритурнель на 12 бар. [24] [25]
Медленная часть, Адажио соль минор и 3
4-й раз построен на контрабасе , который играет в унисон весь оркестр и клавесин во вступительной ритурнели. [24] [25]
Это продолжается на протяжении всего произведения, создавая основу, на которой соло клавесина вращает витиеватую и орнаментированную мелодическую линию в четырех длинных эпизодах. [24] [25]
Субдоминантная тональность соль минор также играет роль во внешних частях, в связующих пассажах между секциями B и A' . В более общем плане Джонс (2013) отметил, что преобладающие клавиши во внешних движениях сосредоточены вокруг открытых струн скрипки. [24] [25]
Несколько ручных копий концерта - стандартного метода передачи - сохранились с 18 века; например, есть рукописные копии Иоганна Фридриха Агриколы около 1740 года, Кристофа Нихельмана и неизвестного писца начала 1750-х годов. Его первая печатная публикация состоялась в 1838 году в издательстве Кистнер. [26]
Историю перформанса в девятнадцатом веке можно проследить до круга Феликса Мендельсона . В первом десятилетии XIX века виртуозная клавесинистка и двоюродная бабушка Мендельсона Сара Леви дала публичные исполнения концерта в Берлине в Академии пения , основанной в 1791 году клавесинистом Карлом Фридрихом Кристианом Фашем и впоследствии руководимой учителем Мендельсона. Карл Фридрих Цельтер . [27] сестра Мендельсона Фанни . В 1824 году в том же зале концерт исполнила [28] В 1835 году Мендельсон исполнил этот концерт в свой первый год работы директором Гевандхауса в Лейпциге . [27] Дальнейшие выступления в Гевандхаусе были в 1837, 1843 и 1863 годах. [29] Игнац Мошелес , друг и учитель Мендельсона, а также единомышленник Баха, впервые исполнил концерт в Лондоне в 1836 году на благотворительном концерте, добавив в оркестр одну флейту и два кларнета, фаготы и валторны. [30] В письме Мендельсону он сообщил, что намеревался занять секцию деревянных духовых инструментов «такой же позиции в Концерте, как орган при исполнении мессы». [30] Роберт Шуман впоследствии охарактеризовал реорганизацию Мошелеса как «очень красивую». [30] В следующем году Мошелес исполнил концерт в Академии старинной музыки с оригинальной струнной оркестровкой Баха. [30] The Musical World сообщил, что Мошелес «вызвал такие недвусмысленные свидетельства восторга, какие редко бывают в тихом кругу подписчиков Ancient Concert». [30] В 1838 году концерт был издан в Лейпциге. [31] [32] Позже Иоганнес Брамс сочинил каденцию для последней части концерта, которая была опубликована посмертно. [33]
Концерт № 2 ми мажор, BWV 1053
[ редактировать ]1. Аллегро | 2. Сицилийский | 3. Аллегро |
Партитура: клавесин соло, скрипка I/II, альт , континуо ( виолончель , виолончель )
Несколько выдающихся ученых, Зигберт Рампе и Доминик Сакманн, Ульрих Зигеле и Вильфрид Фишер, утверждали, что Бах переписал этот концерт с утраченного оригинала для гобоя или гобоя д'амур (Рампе и Сакманн приводили доводы в пользу датировки 1718–1719 годов). [34] [35] [36] Альтернативно, Кристоф Вольф предположил, что это мог быть концерт для органа 1725 года. [37] Существует органная версия, например, BWV 1052, в более поздней транскрипции в его кантатах, мое сердце принадлежит только Богу , BWV 169 , и я иду и ищу с желанием , BWV 49 . [21]
В этом произведении Бах изменил свой метод аранжировки, впервые существенно изменив партии рипиено из оригинального концерта, ограничившись гораздо большей частью тутти- разделов. Части нижних струн были значительно уменьшены в объеме, что позволило сделать бас клавесина более заметным, а верхние струны были аналогичным образом модифицированы, чтобы клавесин находился на переднем плане текстуры.
Концерт № 3 ре мажор, BWV 1054
[ редактировать ]1. Аллегро | 2. Медленно и медленно всегда | 3. Аллегро |
Партитура: клавесин соло, скрипка I/II, альт , континуо ( виолончель , виолончель )
Длина: ок. 17 минут
Сохранившийся скрипичный концерт ми мажор, BWV 1042, был образцом для этого произведения, который был транспонирован на тон вниз, чтобы позволить верхней ноте E 6 достигаться как D 6 , общий верхний предел для клавесинов того времени. Вступительная часть — одна из редких первых частей концерта Баха в форме да капо A–B–A .
В 1845 году Игнац Мошелес исполнил концерт в Лондоне . [38]
Концерт № 4 ля мажор, BWV 1055
[ редактировать ]1. Аллегро | 2. Ларгетто | 3. Веселый, но не очень |
Партитура: клавесин соло, скрипка I/II, альт , континуо ( виолончель , виолончель )
Длина: ок. 14 минут
Хотя ученые сходятся во мнении, что концерт BWV 1055 основан на утерянном оригинале, были предложены разные теории относительно инструмента, который Бах использовал в этом оригинале. То, что это был гобой д'амур, предположил в 1936 году Дональд Тови . [39] в 1957 году Ульрих Зигеле, [35] в 1975 году Вильфрид Фишер, [40] и в 2008 году Питер Дирксен. [36] С другой стороны, Вильгельм Мор в 1972 году утверждал, что оригиналом был концерт для альта д'амур. [41] Однако совсем недавно, в 2015 году, музыковед Петер Волльни (директор Архива Баха в Лейпциге) утверждал, что «вся первая часть» вместо этого может «зародиться как композиция для клавишного инструмента без аккомпанемента», поскольку эта часть «задумана на основе клавесина как сольного инструмента до такой степени, что струнам даже не разрешается развертывать собственную тему ритурнели, а с первого такта они берут на себя роль аккомпаниатора и, таким образом, отходят на задний план, чтобы дать возможность сольной партии звучать беспрепятственно развиваться в случае такого мелодического инструмента, как гобой, такая конструкция была бы немыслима». [2]
Воллни отмечает, что независимо от происхождения, финальная работа - единственный Концерт Баха для клавесина, для которого «сохранился полный оригинальный набор партий»; в комплект входит «полноценная партия континуо», которая, по мнению ученых, предназначалась для второго клавесина. [2] Вулльни рассматривает вторую часть как сицилиану , а финал как «походку быстрого менуэта».
Концерт № 5 фа минор, BWV 1056
[ редактировать ]1. Аллегро модерато | 2. Длинный | 3. Скоро |
Внешний звук | |
---|---|
Вы можете услышать Баха: Концерт для клавесина № 1 фа минор, BWV 1056 Концерт для клавесина № 2 фа мажор, BWV 1057 Концерт для клавесина соль минор, BWV 1058 Концерт для клавесина ре минор, BWV 1059 исполнении Густава Леонхардта и Leonhardt Consort в 1968 году. Здесь на archive.org |
Партитура: клавесин соло, скрипка I/II, альт , континуо ( виолончель , виолончель )
Длина: ок. 10 минут
Внешние части, вероятно, взяты из скрипичного концерта соль минор.
Средняя часть, вероятно, взята из концерта для гобоя фа мажор; также является симфонией к кантате Ich steh mit einem Fuß im Grabe , BWV 156 ; и очень напоминает вступительное Анданте Концерта для флейты соль мажор (TWV 51:G2) Георга Филиппа Телемана тем, что солисты играют по существу идентичные ноты для первых двух с половиной тактов. Хотя хронология не может быть известна наверняка, Стивен Зон представил доказательства того, что концерт Телемана появился первым и что Бах задумал свою часть как развитие оригинала своего друга Телемана. [42]
Концерт № 6 фа мажор, BWV 1057
[ редактировать ]1. Аллегро | 2. Анданте | 3. Аллегро очень |
Партитура: клавесин соло, блокфлейта ( флейта ) I/II, скрипка I/II, альт , континуо ( виолончель , виолончель )
Длина: ок. 17 минут
Аранжировка и две Бранденбургского концерта № 4, BWV 1049, включающая концертино скрипичный блокфлейты. Помимо транспонирования, партии блокфлейты претерпевают несколько модификаций, за исключением второй части, в которой большая часть их мелодической функции передается солисту. Партию клавесина Бах написал как сочетание скрипичного материала из оригинального концерта и записанного континуо . [43]
Концерт № 7 соль минор, BWV 1058
[ редактировать ]1. Аллегро | 2. Анданте | 3. Аллегро очень |
Партитура: клавесин соло, скрипка I/II, альт , континуо ( виолончель , виолончель )
Длина: ок. 14 минут
Вероятно, это первая попытка Баха написать полный концерт для клавесина. Это транскрипция скрипичного концерта ля минор, BWV 1041 , на целый тон ниже, чтобы соответствовать диапазону клавесина. Кажется, Бах был недоволен этим произведением, наиболее вероятная причина в том, что он не слишком сильно изменил партии рипиено, поэтому клавесин был слишком перегружен оркестром, чтобы быть эффективным сольным инструментом. [15]
Бах не продолжил намеченный набор, который он отметил буквой «JJ» (от Jesu juva , «Иисус, помоги») в начале этого произведения, как это было у него обычно для набора произведений. Он написал лишь небольшой фрагмент BWV 1059. [15]
В 1845 году Игнац Мошелес исполнил концерт в Лондоне. [38]
Концерт ре минор, BWV 1059 (фрагмент)
[ редактировать ]В рукописи с автографом Бах, записанный для клавесина, гобоя и струнных, отказался от этого концерта, написав всего девять тактов. Как и другие концерты для клавесина, имеющие соответствующие части кантаты (BWV 1052, 1053 и 1056), этот фрагмент соответствует вступительной симфонии кантаты Geist und Seele wird verwirret, BWV 35 , для альта, органа облигато , гобоев, хвоста и струнных. . Рампе (2013) обобщает музыковедческую литературу, в которой обсуждается возможность утерянного инструментального концерта, на котором могли быть основаны фрагмент и части кантаты. Реконструкция концерта для гобоя была сделана в 1983 году Арнольдом Мелем с двумя симфониями из BWV 35 как внешние части и вступительной симфонией BWV 156 как медленная часть. [44]
Концерты для двух клавесинов
[ редактировать ]Концерт до минор, BWV 1060
[ редактировать ]1. Аллегро | 2. Адажио | 3. Аллегро |
Партитура: клавесин I/II соло, скрипка I/II, альт , континуо ( виолончель , виолончель )
Длина: ок. 14 минут
Хотя существующая партитура представляет собой концерт для клавесинов и струнных, исследователи Баха считают, что это транскрипция утраченного двойного концерта ре минор; реконструированная аранжировка этого концерта для двух скрипок или скрипки и гобоя классифицируется как BWV 1060R. [45] Тонкое и мастерское сочетание сольных инструментов с оркестром делает это произведение одним из самых зрелых произведений Баха за годы работы в Кётене . Средняя часть представляет собой кантабиле для солирующих инструментов в сопровождении оркестра.
Концерт до мажор, BWV 1061
[ редактировать ]1. Аллегро | 2. Адажио или Ларго | 3. Побег |
Партитура: клавесин I/II соло, скрипка I/II, альт , континуо ( виолончель , виолончель ): [46]
Длина: ок. 19 минут (19 минут: 14 секунд) [47]
Из всех концертов Баха для клавесина этот, пожалуй, единственный, возникший как произведение для клавесина без оркестра. [48] Произведение зародилось как концерт для двух клавесинов без аккомпанемента (BWV 1061a, он же BWV 1061.1, [49] в манере Итальянского концерта, BWV 971 ) и добавление оркестровых партий (BWV 1061, он же BWV 1061.2) [50] возможно, это был не сам Бах. [48] Струнный оркестр не выполняет самостоятельной роли, а лишь усиливает ритм; в средней части тишина. [46] Клавесины ведут между собой много диалогов и повсюду играют антифонно . [46]
Концерт до минор, BWV 1062
[ редактировать ]1. Живой | 2. Широкий, но не очень | 3. Аллегро очень |
Партитура: клавесин I/II соло, скрипка I/II, альт , континуо ( виолончель , виолончель )
Длина: ок. 15 минут
известный Концерт для двойной скрипки ре минор, BWV 1043 В основе этой транскрипции лежит . Он был транспонирован на тон ниже по той же причине, что и BWV 1054, так что верхняя нота будет D 6 .
Концерты для трех клавесинов
[ редактировать ]Концерт ре минор, BWV 1063
[ редактировать ]Внешний звук | |
---|---|
Вы можете услышать Баха: Концерт для трех клавесинов № 1 ре минор, BWV 1063 Концерт для трех клавесинов № 2 до мажор, BWV 1064 Концерт для четырех клавесинов ля минор, BWV 1065 исполнении Рольфа Рейнхардта и Штутгартского оркестра Pro Musica в 1954 году. Здесь на archive.org |
1. [без указания темпа] | 2. Сицилийский стиль | 3. Аллегро |
Партитура: клавесин I/II/III соло, скрипка I/II, альт , континуо ( виолончель , виолончель )
Длина: ок. 14 минут
Ученым еще предстоит определиться с вероятной партитурой и тональностью концерта, на котором он был основан, хотя они полагают, что это, как и другие, транскрипция. [ ВОЗ? ]
Возможно, в написании этого произведения принимали участие сыновья Баха. Возможно, они также участвовали в исполнении этого конкретного концерта, поскольку Фридрих Конрад Грипенкерль писал в предисловии к первому изданию, вышедшему в 1845 году, что произведение обязано своим существованием «предположительно тому факту, что отец хотел подарить два своих старшим сыновьям, В. Фридеману и К.Ф. Эмануэлю Баху , возможность поупражняться во всех видах игры». Считается, что он был составлен не позднее 1733 года. [51]
В середине XIX века концерт, рекламируемый как «тройной концерт» Баха, стал частью концертного репертуара Феликса Мендельсона и его окружения. В мае 1837 года Игнац Мошелес впервые исполнил ее в Великобритании вместе с Сигизмундом Тальбергом и Юлиусом Бенедиктом на своем собственном концерте в Королевском театре. Вместо того, чтобы исполнять тройной концерт на клавесинах, они исполнили его на трёх роялях Эрарда. В 1840 году Мендельсон исполнил ее с Ференцем Листом и Фердинандом Хиллером в Гевандхаусе в Лейпциге , где он был директором. В программу также вошли и Шуберта «Великая» симфония до мажор некоторые из его собственных оркестровых и хоровых сочинений; Роберт Шуман охарактеризовал концерт как «три радостных часа музыки, которую невозможно услышать годами». Концерт был повторен позже в этом сезоне с Кларой Шуман и Мошелес в качестве других солисток. Мендельсон также исполнил этот концерт в 1844 году в зале «Ганновер-сквер» в Лондоне вместе с Мошелесом и Тальбергом. Чарльз Эдвард Хорсли вспоминал «электрическую» каденцию Мендельсона в мемуарах 1872 года как «самое совершенное вдохновение, к которому никогда не приближались ни до, ни после того памятного четверга». Ранее Мошелес исполнил этот концерт в 1842 году в Грешам-колледже в лондонском Ист-Энде с разными солистами. После выступления в Дрездене в 1845 году с Кларой Шуман и Хиллером Мошелес записал в своем дневнике: «Мой сегодняшний концерт был сверх всякой меры блестящим... Тройной концерт Баха произвел большой фурор; мадам Шуман исполнила каденцию, сочиненную мной, Хиллером и Хиллером. Я импровизировал нашу». [52]
Концерт до мажор, BWV 1064
[ редактировать ]1. Аллегро | 2. Адажио | 3. Аллегро очень |
Партитура: клавесин I/II/III соло, скрипка I/II, альт , континуо ( виолончель , виолончель )
Длина: ок. 17 минут
Этот концерт, вероятно, был основан на оригинале ре мажор для трех скрипок. Реконструированная аранжировка этого концерта для трех скрипок ре мажор классифицируется как BWV 1064R. В обеих формах этот концерт обнаруживает некоторое сходство с концертом для двух скрипок/клавесин BWV 1043/1062 во взаимодействии группы концертино с рипиено и в медленной части кантабиле.
Концерт ля минор для четырех клавесинов, BWV 1065
[ редактировать ]- Аллегро
- Длинный
- Аллегро
Партитура: клавесин I/II/III/IV соло, скрипка I/II, альт , континуо ( виолончель , виолончель ) [ нужна ссылка ]
Длина: ок. 10 минут [53]
Бах сделал ряд транскрипций концертов Антонио Вивальди , особенно из его соч. 3 комплекта под названием L'estro Armonico . Бах адаптировал их для клавесина соло и органа соло, а для Концерта для 4-х скрипок си минор, соч. 3 № 10, RV 580, он выбрал уникальное решение, используя четыре клавесина и оркестр. Таким образом, это единственный оркестровый концерт Баха для клавесина, который не был адаптацией его собственного материала. [ нужна ссылка ]
Концерт для четырех клавесинов, струнных и континуо, BWV 1065, был последним из шести известных транскрипций Баха, реализованных после концертов в соч. Вивальди. 3. Этот опус, опубликованный в 1711 году, содержит двенадцать концертов для струнных, четыре из которых (№ 3, 6, 9 и 12) исполнены одним солистом-скрипачом. Аккомпанемент в этих четырех концертах состоит из скрипок (три партии), альтов (две партии), виолончели и континуо (партия фигурного баса для скрипки и клавесина). Скорее всего, в период с июля 1713 по июль 1714 года, во время своего пребывания на посту придворного органиста в Веймаре, Бах переписал три из этих скрипичных концертов, №№ 3, 9 и 12, для клавесина соло (BWV 978, 972 и 976 соответственно). Точно так же в тот же период он переписал два (№ 8 и 11) из четырех концертов для двух скрипок (№ 2, 5, 8 и 11) для органа без аккомпанемента (BWV 593 и 596). Вивальди, соч. 3 также содержал четыре концерта для четырех скрипок (№ 1, 4, 7 и 10). Примерно через два десятилетия после написания более двадцати транскрипций Веймарского концерта для клавишных инструментов без аккомпанемента, Бах вернулся к L'estro Armonico и переписал его № 10, концерт си минор для четырех скрипок, виолончели, струнных и континуо, RV 580, на свой концерт ля минор для четырех клавесинов, струнных и континуо, BWV 1065. [54]
Нет. | фургон | Ключ | Облигато инстр. | БВВ | Переписано для | Ключ |
---|---|---|---|---|---|---|
3 | 310 | соль мажор | скрипка | 978 | клавесин | Фа мажор |
8 | 522 | Несовершеннолетний | две скрипки | 593 | орган (или педальный клавесин) | Несовершеннолетний |
9 | 230 | ре мажор | скрипка | 972 | клавесин | ре мажор |
10 | 580 | си минор | четыре скрипки и виолончель | 1065 | четыре клавесина, струнные и континуо | Несовершеннолетний |
11 | 565 | Ре минор | две скрипки и виолончель | 596 | орган (или педальный клавесин) | Ре минор |
12 | 265 | Ми мажор | скрипка | 976 | клавесин | До мажор |
RV 580 был опубликован с теми же восемью партиями, что и другие концерты в L'estro Armonico : четыре партии скрипки, две партии альта, виолончели и континуо. Различия в инструментах отдельных концертов соч. Вивальди. 3 касаются только того, какие из этих восьми частей имеют солистские роли (в оригинальной публикации обозначены как obligato), а какие являются аккомпанементом (партии рипиено и континуо). Для RV 580 партиями обязательных являются все четыре партии скрипки и партия виолончели. [54]
с разной В средней части у Баха четыре клавесина играют арпеджио арпеджио в очень необычной тональной смеси, придавая при этом некоторую дополнительную виртуозность и напряжение в других частях. [ нужна ссылка ]
Концерты для клавесина, флейты и скрипки.
[ редактировать ]Концерт ля минор, BWV 1044
[ редактировать ]- Аллегро
- Медленно, но не слишком много и сладко
- Суммируя
Концертино : клавесин , флейта , скрипка.
Заполнение: скрипка, альт, виолончель, виолончель, (клавесин)
В этом концерте для клавесина, флейты и скрипки, который иногда называют «тройным концертом» Баха, клавесин играет самую заметную роль и содержит наибольшее количество материала. За исключением дополнительной партии скрипки рипьено, инструменты во всех трех частях идентичны инструментам Бранденбургского концерта № 5 ре мажор , BWV 1050. Концерт, составленный на основе предыдущих сочинений, обычно считается датируемым периодом 1729–1741 годов, когда Бах был директором Collegium Musicum в Лейпциге и отвечал за организацию еженедельных концертов камерной и оркестровой музыки в кафе Zimmermann . Волльни (1997) и Вольф (2007) содержат всестороннее обсуждение концерта, включая его историю и вопросы аутентичности. Поскольку одна из самых ранних сохранившихся рукописей происходит из библиотеки Фридриха Великого в стиле постбарокко , а также благодаря галантным аспектам инструментального письма — тонким градациям динамических обозначений ( pp, p, mp, mf, f ), более широкому диапазону партия клавесина, а также частые смены между пиццикато и арко на струнных - Воллни предположил, что аранжировка концерта могла быть предназначена для Фредерика, заядлого флейтиста, который нанял сына Баха Карла Филиппа Эммануэля в качестве придворного клавесиниста; это может означать более позднюю дату составления. Некоторые комментаторы усомнились в подлинности произведения, хотя сейчас это общепринято. [56] [57] [58]
Концерт является примером «техники пародии» — переработки в новых формах более ранних композиций — которую Бах все чаще практиковал в последние годы своей жизни. [59] Первая и третья части адаптированы из прелюдии и фуги ля минор для клавесина, BWV 894, крупномасштабного произведения Баха в Веймарском периоде: [60]
Прелюдия и фуга имеют структуру первой и последней частей итальянского концерта гроссо , что привело к предположению, что они могут быть транскрипцией утраченного инструментального произведения. В концерте BWV 1044 Бах переработал прелюдию и фугу вокруг партии клавесина, добавив секции рипиено ритурнели . [61] В первой части есть восьмитактовая ритурнель, которая начинается с вступительного полукваверного мотива прелюдии, который затем звучит в дополненной форме, а затем распадается на характерные тройные фигуры:
Этот недавно сочиненный материал, который повторяется на протяжении всей части, создает контраст с материалом солистов, большая часть которого непосредственно взята из оригинальной прелюдии, особенно партии клавесина. Как и в первой части Бранденбургского концерта № 5, виртуозная партия клавесина имеет приоритет: некоторые отрывки из оригинала расширены, некоторые исполняются соло, а некоторые опущены. В сольных эпизодах флейта и скрипка обеспечивают аккомпанемент клавесина «маленькому рипьено», контрастируя с «большим рипиено» оркестровых струн в частях тутти . [62]
Последняя часть концерта начинается с темы фуги в крючках и минимах альта и басовой партии клавесина, а также контрсюжета, который дает материал для оркестровой ритурнели и превращает оригинальную фугу BWV 894/2 в тройную фугу:
В такте 25 вступает клавесин с основной темой фуги из BWV 894/2 — moto perpetuo в триолях, наложенной контртемой ритурнели.
Сюжет фуги в ритурнели «спрятан» в основном предмете фуги («soggetto cavato dalle note del tema»): составляющие его ноты — A, F, E, D, C, B, A, G ♯ , A, B. — можно выделить в каждой из соответствующих крючков и минимальных групп троек основного предмета. Другие отклонения от BWV 894/2 включают ряд виртуозных пассажей на клавесине с полукваверами, полукваверами в триолях и, наконец, полукваверами, заменяющими триоли, кульминацией которых является каденция для клавесина. [63]
Средняя часть представляет собой переработку и транспозицию материала медленной части сонаты для органа ре минор, BWV 527 ; Считается, что оба движения основаны на ранее утраченной композиции. Как и медленная часть Пятого Бранденбургского концерта, медленная часть BWV 1044 оценивается как камерное произведение для солирующих инструментов. В бинарной форме клавесин чередуется в повторах между верхней и нижней партиями клавиатуры BWV 527/2; другая мелодичная партия клавишных исполняется попеременно флейтой или скрипкой, в то время как другой инструмент добавляет фрагментарный аккомпанемент в полукваверах (оценивается как пиццикато для скрипки).
Как комментирует Манн (1989) , сын Баха Карл Филипп Эмануэль рассказал своему биографу Иоганну Николаусу Форкелю , как его отец с удовольствием превращал трио в квартеты ex tempore («aus dem Stegereif»): BWV 1044/2 является ярким примером. Бах создал сложную текстуру в этой части, сопоставляя отдельную мелодию клавесина с параллельной продолжительной мелодией в терциях или шестых долях скрипки или флейты; и, напротив, еще один слой добавляется тонким аккомпанементом пиццикато в четвертом голосе - сначала на скрипке, а затем вторит флейте - который почти имитирует тембр клавесина. [59]
Концерт ре мажор, BWV 1050 (Бранденбургский концерт № 5)
[ редактировать ]- Аллегро
- Любящий
- Аллегро
Концертино : клавесин , скрипка, флейта. [64]
Заполнение: скрипка, альт, виолончель, виолончель, (клавесин)
Клавесин одновременно является инструментом концертино и рипиено: в пассажах концертино партия облигато ; в пассажах рипиено он имеет фигурную басовую партию и играет континуо.
В этом концерте используется популярный ансамбль камерной музыки того времени (флейта, скрипка и клавесин), который Бах использовал отдельно для средней части. Считается, что оно было написано в 1719 году, чтобы продемонстрировать новый клавесин Михаэля Митке , который Бах привез из Берлина для двора Кётена. Считается также, что Бах написал ее для конкурса в Дрездене с французским композитором и органистом Луи Маршаном ; в центральной части Бах использует одну из тем Маршана. Маршан сбежал до того, как конкурс состоялся, очевидно, напуганный большой репутацией Баха как виртуозного и импровизированного человека .
Концерт хорошо подходит для демонстрации качеств прекрасного клавесина и виртуозности его исполнителя, но особенно в длинной сольной « каденции » к первой части. Кажется почти несомненным, что Бах, считавшийся великим виртуозом органа и клавесина, был солистом клавесина на премьере. Ученые увидели в этой работе истоки сольного клавишного концерта, поскольку это первый пример концерта с сольной клавишной партией. [65] [66]
Более ранняя версия, BWV 1050a, имеет бесчисленное множество мелких отличий от своего более позднего родственника, но только два основных: здесь нет партии виолончели, а в первой части есть более короткая и менее сложная (хотя гармонически замечательная) каденция клавесина. (Партия виолончели в BWV 1050, если она отличается от партии виолончели, удваивает левую руку клавесина.)
Записи
[ редактировать ]Комплект БВВ 1052–1065
[ редактировать ]- Тревор Пиннок , Кеннет Гилберт , Ларс Ульрик Мортенсен , Николас Кремер , «Английский концерт» , Тревор Пиннок; 1981 год; Archiv Produktion 471754-2 (переиздание 2002 г.)
- Андраш Шифф , Питер Серкин , Бруно Канино (фортепиано), Камерный оркестр Европы , Камерата Берн ; 1990, 1993, 1997 годы; Decca Records 4782363 (в этот набор из 4 компакт-дисков также входят BWV 971, BWV 1044 с Орели Николе (флейта) и Юко Сиокавой (скрипка); BWV 1065 не включается)
- Тон Купман , Амстердамский барочный оркестр ; 1991 год; Erato 91929 и 91930 (эти два набора на 2CD также включают BWV 1044 с Уилбертом Хазелзетом (флейта) и Эндрю Манзе (скрипка); 2-я, 3-я и 4-я партии клавесина исполняются Тини Матот, Патрицией Марисалди и Элиной Мустонен соответственно)
Комплект БВВ 1052–1058
[ редактировать ]Сольная партия, исполняемая на клавесине, если не указано иное:
- Игорь Кипнис , The London Strings, Невилл Марринер ; 1971 год; Записи CBS Masterworks M2YK 45616
- Андрей Гаврилов (фортепиано), Академия Святого Мартина в полях , Невилл Марринер ; 1987 год; EMI Classics 573641-2 (переиздание 1999 г.)
- Кристина Шорнсхайм , New Bachisches Collegium Musicum , Буркхард Глетцнер ; 1990-1992 годы; Блестящая классика 99360/6 и /7
- Мюррей Перахия (фортепиано и дирижер), Академия Святого Мартина в полях ; 2000-2001; Sony Classical SK89245/SK89690
- Анджела Хьюитт (фортепиано), Австралийский камерный оркестр , Ричард Тогнетти (скрипка); 2005 г.; Hyperion CDA67607/8 (в этот набор из 2 компакт-дисков также входят BWV 1044 и BWV 1050 с Ричардом Тогнетти (скрипка) и Элисон Митчелл (флейта))
- Андреас Стайер , Фрайбургский барочный оркестр ; 2013 г.; Гармония Мунди HMC 902181.82
БВВ 1059
[ редактировать ]Реконструкция Сальваторе Карчиоло (BWV 35, сольные партии для клавесина и гобоя):
- Сальваторе Карчиоло, Андреа Мион, Римский инструментальный ансамбль, Джорджо Сассо; 2011 г.; Блестящая классика 94340
- Масато Судзуки и Коллегия Баха, Япония , BIS -2401 SACD (июнь 2020 г.) [67]
Реконструкция Винифрида Радеке (BWV 35, сольная партия флейты):
- Жан-Пьер Рампаль , Камерный оркестр Жан-Франсуа Пайяра, Жан-Франсуа Пайяр ; 1974 год; Эрато STU 70693
- Джеймс Голуэй , Загребские солисты ; 1987 год; RCA ГД 86517
Комплект БВВ 1060–1065
[ редактировать ]- Густав Леонхардт , Алан Кертис , Янни ван Веринг , Аннеке Уиттенбош , Эдуард Мюллер, Леонхардт-Консорт ; 1968 год; Тельдек 4509-97452-2
- Питер-Ян Бельдер , Менно ван Делфт , Зибе Хенстра , Винсент ван Лаар, Musica Amphion ; 2006 г.; Блестящая классика 93187
- Евгений Королев , Анна Винницкая , Люпка Хаджи Георгиева (фортепиано), Kammerakademie Potsdam ; 2019 год; Alpha Classics 446 (набор из 2 компакт-дисков, также содержит четыре концерта из набора BWV 1052–1058)
Примечания
[ редактировать ]- ^ На рукописи стоит водяной знак Фридриха Великого . Титульный лист , приобретенный Академией пения в Берлине, был написан ее директором Карлом Фридрихом Цельтером , который отметил карандашом, что партия клавесина была одолжена клавесинистке Саре Леви , двоюродной бабушке Феликса Мендельсона , 29 мая 1831 года. [55]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рампе 2013 , с. 357 Перевод взят из Спитты (1899 , стр. 136–137).
- ^ Перейти обратно: а б с д и Питер Воллни , «Концерты для клавесина», буклет с записями Андреаса Стайера в 2015 году, Harmonia Mundi HMC 902181.82 концертов
- ^ Уильямс 2016 , стр. 264–265.
- ^ Кирпич 1997 , с. 168.
- ^ Перейти обратно: а б Батт 1999 , с. 209
- ^ Рампе 2013 , стр. 368–375
- ^ Уильямс 2016 , с. 269
- ^ Уильямс 2016 , стр. 368–369.
- ^ Уильямс 2016 , стр. 365–366.
- ^ Перейти обратно: а б Вольф 2016 , стр. 60–75.
- ^ Батлер 2016 , стр. 76–86.
- ^ См.:
- Вольф 2008 г.
- Вольф 2016
- Рампа 2014
- Уильямс 2016 , стр. 370–371, 376.
- ^ Вольф (2016 , стр. 66)
- ^ Питер Дирксен . «Предыстория Пятого Бранденбургского концерта Баха», стр. 157–185 в книге «Клавесин и его репертуар: материалы Международного симпозиума клавесина», Утрехт, 1990 . Утрехт: Фонд практики исторического исполнения STIMU, 1992. ISBN 90-72786-03-3
- ^ Перейти обратно: а б с Брик 1997 , стр. 167 и далее .
- ^ Рампе 2013 , стр. 368–375.
- ^ Кантагрел 1993 .
- ^ Батт 1999 , с. 210.
- ^ Рампе 2013 , стр. 264–270, 372–375.
- ^ Вольф 2016 , с. 67.
- ^ Перейти обратно: а б Вольф 2016 .
- ^ Батлер 2016 .
- ^ Воллни 2015 , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Джонс 2013 , стр. 258–259, 267.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Рампе 2013 , стр. 268–270.
- ^ Рампа 2013 , с. 272.
- ^ Перейти обратно: а б Вольф 2005 .
- ^ Кролл 2014 , с. 264
- ^ Альфред Дорффель . «Статистика концертов в зале Гевандхауса в Лейпциге» с. 3 , в истории концертов Гевандхауса в Лейпциге с 25 ноября 1781 по 25 ноября 1881 года: Написано от имени Концертной дирекции . Лейпциг, 1884 год.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кролл 2014 , стр. 265–266.
- ^ Шнайдер 1907 , с. 102.
- ^ Бас 1979 , с. 68 .
- ^ Платт 2012 , стр. 270 , 548 .
- ^ Рэмп и Сакманн 2000 .
- ^ Перейти обратно: а б Зигеле, 1957 год .
- ^ Перейти обратно: а б Дирксен 2008 г.
- ^ Вольф, Кристоф (2007). Иоганн Себастьян Бах (2-е изд.). Франкфурт-на-Майне: С. Фишер. ISBN 978-3-596-16739-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Кролл 2014 , с. п. 268
- ^ Тови 1935 .
- ^ Вильфрид Фишер, Методы композиции и методы обработки инструментальной музыки Иоганна Себастьяна Баха, Нойхаузен Штутгарт: Hänssler-Verlag 1975
- ^ Мор 1972 , стр. 507–508.
- ^ Стивен Зон, Музыка для смешанного вкуса: стиль, жанр и значение в инструментальных произведениях Телемана, Oxford University Press, 2008, стр. 192–194, ISBN 978-0-19-516977-5
- ^ Уве Кремер. Примечания к Баху: Концерты для клавесина ( Игорь Кипнис , The London Strings, Невилл Марринер ) CBS Records M2YK 45616, 1989.
- ^ Рампе 2013 , стр. 390–396.
- ^ Батт 1999 .
- ^ Перейти обратно: а б с Джонс 2013 , стр. 254–256.
- ^ Шнабель, Артур; Шнабель, Карл Ульрих (1951). «Концерт для двух фортепиано с оркестром до мажор, BWV 1061, И. С. Баха» . Британская библиотека.
- ^ Перейти обратно: а б Джонс 2013 , с. 255, сноска 18
- ^ «Концерт, C (версия для двух клавесинов соло) BWV 1061.1; BWV 1061a» . Бах Цифровой . Лейпциг: Архив Баха ; и др. 16 апреля 2020 г.
- ^ «Концерт, C (версия для 2-х клавесинов, струнных и бассо континуо) BWV 1061.2; BWV 1061» . Бах Цифровой . Лейпциг: Архив Баха ; и др. 16 апреля 2020 г.
- ^ Бах: Концерты для 3 и 4 клавесинов - Тревор Пиннок и английский концерт, из буклета компакт-диска, написанного доктором Вернером Брейгом , 1981, Archive Produktion (штрих-код 3-259140-004127)
- ^ См.:
- Мерсер-Тейлор, Питер (2000), Жизнь Мендельсона , издательство Кембриджского университета , стр. 144 , ISBN 0-521-63972-7
- Иток, Колин (2009), Мендельсон и викторианская Англия , Эшгейт, стр. 86, ISBN 978-0-7546-6652-3
- Кролл 2014 , с. 268
- ^ Бах - Концерт ля минор BWV 1065 | Нидерландское общество Баха на YouTube
- ^ Перейти обратно: а б Х. Джозеф Батлер. Вивальди «Подражание и вдохновение: транскрипции И.С. Баха из L'estro Armonico » в журнале The Diapason , август 2011 г.
- ^ См.:
- Волни 1993 , с. 681
- Волни 1997 , с. 283
- ^ Джонс 2013 , с. 395.
- ^ Рампа 2013 .
- ^ См.:
- Вольф 1985 г.
- Килиан 1989 , стр. 47–48.
- Шуленберг 1995 , с. 30
- Волни 1997 , стр. 283–285
- ^ Перейти обратно: а б Манн 1989 г.
- ^ Подробное обсуждение BWV 849 см. у Шуленберга (2006 , стр. 145–146).
- ^ Джонс 2013 , с. 395
- ^ См.:
- Манн 1989 , с. 116
- Волни 1997 , с. 285
- ^ См.:
- Манн 1989 , стр. 116–117.
- Абравая 2006 , с. 61–64
- ^ Дирксен 1992 .
- ^ Стейнберг, М. Концерт: Руководство для слушателя , с. 14, Оксфорд (1998) ISBN 0-19-513931-3
- ^ Хатчингс, А. 1997. Компаньон фортепианных концертов Моцарта , с. 26, Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-816708-3
- ^ И.С. Бах - Концерты для клавесина, Vol. 1 на сайте BIS .
Источники
[ редактировать ]- Абравая, Идо (2006), О ритме и темпе Баха (PDF) , Bochum Works on Musicology, vol. 4, Беренрайтер , ISBN 3-7618-1602-2
- Бассо, Альберто (1979). Frau Musika: Жизнь и творчество И. С. Баха (на итальянском языке). Том. Семейное происхождение, лютеранская среда, юношеские годы, Веймар и Кётен (1685–1723). Турин: EDT. ISBN 88-7063-011-0 .
- Брейг, Вернер (1997). «Инструментальная музыка» и «Композиция как аранжировка и обработка». В Батте, Джон (ред.). Кембриджский компаньон Баха . Кембриджские спутники музыки . Перевод Спенсера, Стюарда. Издательство Кембриджского университета . стр. 123–135 и 154–170 . ISBN 0-521-58780-8 .
- Батлер, Грегори (2016), «Хоровой лофт как палата: согласованные движения Баха с середины до конца 1720-х годов», в Мэтью Дирсте (редактор), «Перспективы Баха», том 10, «Бах и орган» , University of Illinois Press , стр. 76–86, ISBN. 978-0-252-04019-1
- Батт, Джон (1999). «Концерты для клавесина». В Бойде, Малкольме; Батт, Джон (ред.). И. С. Бах . Оксфордские компаньоны композиторов . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-866208-2 .
- Кантагрель, Жиль (1993). «По следам произведений для органа и оркестра И.С. Баха». Иоганн Себастьян Бах: Произведение для органа с оркестром (примечания). Андре Исуар (орган) и Le Parlement de Musique под управлением Мартина Гестера. Каллиопа . КАЛ 9720.
- Дирксен, Питер [на голландском языке] (1992). «Предыстория Пятого Бранденбургского концерта Баха». Клавесин и его репертуар: материалы Международного симпозиума клавесина, Утрехт, 1990 . Утрехт: Фонд практики исторического перформанса STIMU. стр. 157–185. ISBN 90-72786-03-3 .
- Дирксен, Питер (2008), «Скрипичный концерт И.С. Баха соль минор», в Грегори Батлере (редактор), Концертная ансамблевая музыка И.С. Баха: Концерт , Перспективы Баха, том. 7, Издательство Университета Иллинойса , с. 21, ISBN 978-0-252-03165-6
- Джонс, Ричард Д.П. (2013), Творческое развитие Иоганна Себастьяна Баха, Том II: 1717–1750: Музыка для наслаждения духа , Oxford University Press , ISBN 978-0-19-969628-4
- Килиан, Дитрих (1989), Иоганн Себастьян Бах, Концерты для скрипки, для двух скрипок, для клавесина, флейты и скрипки, Критический комментарий , Neue Bach Ausgabe (на немецком языке), том. III, Беренрайтер
- Кролл, Марк (2014), Игнац Мошелес и меняющийся мир музыкальной Европы , Boydell & Brewer, ISBN 978-1-84383-935-4
- Манн, Альфред (1989), «Техника пародии Баха и ее границы» , в Дон О. Франклин (редактор), Bach Studies 1 , Архив CUP, стр. 115–117, ISBN 0-521-34105-1
- Мор, Вильгельм (1972), «Написал ли Бах концерт для гобоя д'амур?», Neue Zeitschrift für Musik , 133 : 507–508
- Платт, Хизер (2012). Иоганнес Брамс: Исследовательский и информационный справочник (2-е изд.). Рутледж. ISBN 978-1-135-84708-1 .
- Рэмп, Зигберт; Сакманн, Доминик (2000), Оркестровая музыка Баха (на немецком языке), Кассель: Bärenreiter, ISBN 3-7618-1345-7
- Рампе, Зигберт (2013), Оркестровая и камерная музыка Баха , Справочник Баха (на немецком языке), том. 5/1, Лаабер-Верлаг , ISBN 978-3-89007-455-9
- Рампе, Зигберт (2014), «Сочинял ли Бах концерты для органа и оркестра?» (PDF) , Music & Worship (на немецком языке), 68 : 14–22, заархивировано из оригинала (PDF) 27 ноября 2016 г. , получено 27 ноября 2016 г.
- Шнайдер, Макс [на немецком языке] (1907). «Список произведений Иоганна Себастьяна Баха, напечатанных до 1851 года (и имевшихся в продаже)» . Ежегодник Баха 1906 года . Ежегодник Баха (на немецком языке). Брайткопф и Хертель . стр. 84 –113.
- Шуленберг, Дэвид (1995), «Композиция и импровизация в школе Дж. С. Баха», в Расселе Стинсоне (редактор), « Перспективы Баха 1» , University of Nebraska Press , стр. 1–42, ISBN 0-8032-1042-6
- Шуленберг, Дэвид (2006), Клавишная музыка Дж. С. Баха , Тейлора и Фрэнсиса, ISBN 0-415-97400-3
- Зигеле, Ульрих (1957), Композиция и методы обработки инструментальной музыки Иоганна Себастьяна Баха (диссертация) (на немецком языке), Hänssler, ISBN 3-7751-0117-9
- Спитта, Филипп (1899), Иоганн Себастьян Бах; его работа и влияние на музыку Германии, 1685–1750, Том 3 , перевод Клары Белл ; Дж. А. Фуллер-Мейтленд , Новелло
- Уильямс, Питер (2016), Бах: музыкальная биография , Cambridge University Press , ISBN 978-1-107-13925-1
- Тови, Дональд Фрэнсис (1935), «Концерт ля мажор для гобоя д'амур со струнными и континуо», «Очерки музыкального анализа », том. II, Лондон: Издательство Оксфордского университета, стр. 196–198.
- Вольф, Кристоф (1985), «Лейпцигская камерная музыка Баха», Early Music , 13 (2): 165–175, doi : 10.1093/earlyj/13.2.165
- Вольф, Кристоф (2005). «Культ Баха в Берлине конца восемнадцатого века: Музыкальный салон Сары Леви» (PDF) . Бюллетень Американской академии (весна). Американская академия искусств и наук : 26–31. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 г. Проверено 5 октября 2015 г.
- Вольф, Кристоф (2008), «Сицилиано и органные концерты: наблюдения над концертами И.С. Баха», в книге Грегори Батлера (редактор), Концертная ансамблевая музыка Дж. С. Баха: Концерт , Перспективы Баха, том. 7, University of Illinois Press , стр. 97–114, ISBN. 978-0-252-03165-6
- Вольф, Кристоф (2016), «Написал ли И.С. Бах органные концерты? По поводу предыстории кантатных движений с органом облигато», в книге «Дирст, Мэтью (ред.), Бах и орган , Перспективы Баха», том. 10, University of Illinois Press , стр. 60–75, ISBN. 978-0-252-04019-1 , JSTOR 10.5406/j.ctt18j8xkb.8
- Воллни, Питер (1993), «Сара Леви и формирование музыкального вкуса в Берлине», The Musical Quarterly , 77 (4): 651–688, doi : 10.1093/mq/77.4.651 , JSTOR 742352
- Воллни, Питер (1997), «Соображения по поводу тройного концерта ля минор (BWV 1044)», Мартина Гека; Вернер Брейг (ред.), Оркестровые произведения Баха: Отчет о 1-м Дортмундском симпозиуме Баха в январе 1996 г. , Дортмунд: Klangfarben Musikverlag, стр. 283–291.
- Волни, Питер (2015). «Концерты для клавесина». Иоганн Себастьян Бах: Концерты для клавесина (PDF) (примечания). Андреас Стайер , Фрайбургский барочный оркестр . Гармония Мунди . стр. 6–7. НМЦ 902181.82.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бергер, Кристиан (1997), «Игра с моделями форм. Концерт для клавесина И. С. Баха ми мажор BWV 1053», Мартин Гек ; Вернер Брейг (ред.), Оркестровые произведения Баха: Отчет о 1-м Дортмундском симпозиуме Баха в январе 1996 г. (на немецком языке), Дортмунд: Klangfarben Musikverlag, стр. 257–263.
- Брейг, Вернер (1991), «Принцип остинато в медленных концертных частях Иоганна Себастьяна Баха», у Вольфганга Остхоффа ; Рейнхард Визенд (ред.), От Исаака до Баха. Festschrift Martin Только к своему 60-летию , Bärenreiter , стр. 287–300.
- Брейг, Вернер (1993), «По форме концерта Иоганна Себастьяна Баха для гобоя д'амур», Tibia , 18 : 431–448
- Брейг, Вернер (1999). «Предисловие» (PDF) . Бах: Концерты для клавесина (партитура на основе текста Нового Баха ). Перевод Тейлора, Стива. Беренрейтер . стр. XI–XV. ISMN 9790006204519.
- Брейг, Вернер (2001), Иоганн Себастьян Бах: Концерты для клавесина BWV 1052–1059, с критическими комментариями , New Bach Edition , vol. VII/4, Беренрайтер , ISMN 9790006494699 ,
- Вернер Брейг, примечания к записям полных концертов для клавесина Тревора Пиннока и «Английского концерта» (1981, Archiv Produktion ); длины также взяты из этих записей
- Батлер, Грегори (1995), «Прием Дж. С. Бахом концертов Томазо Альбинони», в Дэниеле Р. Меламеде (редактор), Bach Studies 2 , Cambridge University Press , стр. 20–46, ISBN 0-521-02891-4
- Батлер, Грегори (2008), «Сапожник Баха: Истоки концерта ми-мажор Баха (BWV 1053)», в книге Грегори Батлера (редактор), Концертная ансамблевая музыка Дж. С. Баха: Концерт , Перспективы Баха, том. 7, University of Illinois Press , стр. 1–20, ISBN. 978-0-252-03165-6
- Дюрр, Альфред (2006), Кантаты И. С. Баха , Oxford University Press , стр. 392–397, ISBN 0-19-929776-2
- Эппштейн, Ганс (1970), Дройзен, Дагмар (редактор), «Об истории и происхождении Тройного концерта ля минор И.С. Баха (BWV 1044)», ежегодник Государственного института музыкальных исследований прусского культурного наследия , Берлин: Merseburger : 34–44
- Гек, Мартин (1994), «Кётен или Лейпциг? О датировке оркестровых произведений Иоганна Себастьяна Баха, которые сохранились только в лейпцигских источниках», Die Musikforschung , 47 : 17–24, doi : 10.52412/mf.1994.H1. 1098 , S2CID 244226070
- Хейнс, Брюс (2001), Красноречивый гобой: история гобоя 1640–1760 , Oxford University Press , ISBN 978-0-19-816646-7
- Джонс, Ричард Д.П. (2007), Творческое развитие Иоганна Себастьяна Баха, Том I: 1695–1717: Музыка для наслаждения духа , Oxford University Press , ISBN 978-0-19-816440-1
- Сакманн, Доминик (2000), Бах и Корелли: Исследования восприятия Бахом скрипичных сонат Корелли op 5 с особым вниманием к «так называемым арнштадтским органным хоралам» и медленным концертным частям , музыковедческие сочинения (на немецком языке), vol. 36, Кацбихлер, ISBN 3-87397-095-3
- Шмидер, Вольфганг (1998). «11. Оркестровые произведения». Ин Дюрр, Альфред ; Кобаяши, Ёситаке (ред.). Каталог произведений Баха : Маленькое издание (BWV 2а ) (на немецком языке). Брайткопф и Хертель . стр. 424–436. ISBN 3-7651-0249-0 .
- Шульце, Ханс-Иоахим (1981), «Концерты И.С. Баха: вопросы традиции и хронологии», в П. Анзеле (ред.), Вклад в концертную работу И.С. Баха , Исследования Баха, том. 6, Лейпциг: Breitkopf & Härtel, стр. 9–26.
- Уильямс, Питер (1997), Хроматическая четвертая часть за четыре столетия музыки , Oxford University Press , ISBN 0-19-816563-3
- Вольф, Кристоф (1994), Бах: Очерки его жизни и творчества , издательство Гарвардского университета , ISBN 0-674-05926-3
- Вольф, Кристоф (2002), Иоганн Себастьян Бах: образованный музыкант , Oxford University Press , ISBN 0-19-924884-2
- Волльни, Питер (2010), «Формальный культ Себастьяна и Филиппа Эмануэля Баха»: Сара Леви и ее музыкальное творчество (на немецком языке), Лейпциг: Breitkopf & Härtel
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Рукопись с автографом BWV 1052–1059 , Архив Баха , Лейпциг.
- Рукопись BWV 1052a , Архив Баха , Лейпциг.
- Концерт для клавесина № 1, BWV 1052 , № 2, BWV 1053 , № 3, BWV 1054 , № 4, BWV 1055 , № 5, BWV 1056 , № 6, BWV 1057 , № 7, BWV 1058 , № 8, BWV 1059 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур.
- Концерт для флейты, скрипки и клавесина, BWV 1044 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Концерт для 2-х клавесинов, BWV 1060 , BWV 1061 , BWV 1062 , BWV 1063 , BWV 1064 , BWV 1065 : партитуры в рамках проекта International Music Score Library Project
- Программные ноты Камерного оркестра Лос-Анджелеса
- Концерт соль минор BWV 1058 Юзефа Капускки и Оркестра Кордас да Грота (Рио-де-Жанейро)